Исторический аудиоспектакль «Встречи на Соборной площади»

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исторический аудиоспектакль «Встречи на Соборной площади»

Маслова А.А. 1
1МОБУ СОШ № 16 г.Минусинска, Красноярского края.
Прокопьева Е.В. 1
1 МОБУ СОШ № 16 г.Минусинска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В прошлом году наша семья переехала в Минусинск. Это очень красивый город с богатой и интересной историей. Мне было очень интересно побывать на разных экскурсиях и больше узнать о городе, в котором вырос мой отец. Но когда я стала разговаривать об этом со сверстниками, я с удивлением обнаружила, что им не интересна история города. Ребята не любят экскурсии, события прошлого знают единицы. Я решила разобраться, почему так. Посетила: краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова, Дом декабристов Крюковых, музей-квартиру Г.М. Кржижановского и В.В. Старкова и пешую экскурсию по старой части города. Обнаружила, что в городе используют некоторые экскурсионные инновации. Например, все из перечисленных музеев проводят экскурсии-квесты, театрализованные представления. Но не нашла применения технологических решений, способных заинтересовать моих сверстников: QR-коды, VR –дополненная реальность или аудио-спектакль.

В Красноярске, семьей мы ходили на аудио прогулку «Променад по домам» и мне она очень понравилась. Захотелось создать что-то подобное в г.Минусинске.

Мною было принято решение создать исторический аудио спектакль о г.Минусинске.

Объектом работы я решила взять события в конце 1850-1870 годов.

Предметом исследования выбрать известных людей, проживающих в 19 веке, которые встречаются на воскресном базаре Соборной площади г.Минусинска.

Тема моего проекта: Исторический аудио спектакль «Встречи на Соборной площади»

Цель работы: создание инновационного экскурсионного продукта, способного привлечь школьников к изучению истории города.

Задачи

  1. Изучить исторические события 19 века, происходящие в городе Минусинска.

  2. Выбрать людей, которые станут персонажами для аудио спектакля. Собрать библиографические данные.

  3. Встретиться с экспертами, хорошо знающими историю города, для уточнения деталей.

  4. Собрать архивные данные, интересные факты.

  5. Подготовить сценарий аудио спектакля.

  6. Проверить сценарий у экспертов, краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова

  7. Внести правки в сценарий

  8. Записать аудиоматериал

  9. Создать страницу в интернете на которой разместить аудио спектакль для ознакомления.

  10. Собрать отзывы.

Методы исследования / проекта

- Изучение архивных материалов;

- изучение художественной литературы по истории города

- сбор и изучение интернет ресурсов

- опрос

- беседа

- интервью

- анализ текста

Практическая значимость моей работы заключается в том, что созданный аудио спектакль поможет школьникам узнать людей, проживающих в городе Минусинске в 19 веке и сделавших значительный вклад в его развитие. Мотивировать подростков к более глубокому изучению истории родного города.

Теоретическая часть

В самом начале своей работы, я провела опрос сверстников, чтобы узнать их отношение к классической экскурсии в городе.

Ребята заполняли Google Форму и отвечали на следующие вопросы:

Сколько раз вы были на экскурсии по г.Минусинску?

Насколько вам понравилось? Заинтересовала история города

Хотелось бы вам погулять по городу в наушниках и услышать историю города, голоса и звуки из прошлого?

Было опрошено 20 учеников, проживающих в г.Минусинске, в возрасте от 15 до 17 лет.

Как видно из рисунка №1 25% опрошенных не посещали экскурсии в нашем городе, а 75% были на экскурсиях 1 и более раз.

Рисунок 1

Рисунок 2

Однако интересно на экскуркии было лишь 25% респондентов, судя по диаграмме на втором рисунке.

90% ребят из двадцати высказали заинтересованность в изучении истории в формате аудио, рис.3

Рисунок 3

Изучение публикаций по этому вопросу показало, что сейчас очень актуальны инновации в сфере экскурсионного и туристического обслуживания.

Существуют разные формы аудио экскурсий: аудиогид, аудиоэкскурсиия, аудиоподкаст, аудиотур, аудиоспектакль.

Аудиогиды - это записанные аудиофайлы, которые можно слушать во время прогулки по городу. Обычно они доступны через мобильные приложения или специальные устройства. Содержат информацию о достопримечательностях, исторических событиях и культурных аспектах, часто повторяют экскурсию с экскурсоводом.

Аудиоэкскурсия - это более структурированные формат, включающий в себя заранее записанные экскурсии с комментариями гида. Могут быть тематическими (например, архитектурные или исторические) и включать в себя звуковые эффекты, музыку и интервью с экспертами.

Подкасты о городе - это аудиопрограммы, которые могут охватывать различные аспекты жизни города, его историю, культуру, события и людей. Подкасты могут быть более разговорными и менее формальными, часто включают в себя мнения местных жителей и экспертов.

Аудиотуры на основе рассказов - это экскурсии, основанные на рассказах местных жителей или историков, которые делятся личными историями и легендами. Они могут быть более эмоциональными и личными, создавая связь между слушателями и местом.

Аудиоспектакль – это новый формат аудиоэкскурсии, в котором осуществляется театральная постановка в исторических рамках.

У меня есть опыт игры в театре, поэтому близким по духу мне показался формат аудио спектакля. Аудиоспектакль включают в себя элементы театра, такие как актерская игра, музыка и звуковые эффекты, что создает более насыщенную и эмоциональную атмосферу. Позволяет создать яркие и интересные образы героев, удерживать внимание слушателя.

Сравним классическую экскурсию и Аудиоспектакль.

Таблица №1. Сравнение Экскурсии и Аудиоспектакля

 

Экскурсия

Аудиоспектакль

Гибкость

Чаще всего экскурсии групповые, нужно следовать за всей группой.

Аудиоспектакль каждый слушает в наушниках, может ходить, присесть на лавочку, выбрать комфортный темп.

Привязка ко времени.

Экскурсия строго привязано ко времени начала.

Даже индивидуальная экскурсия связана с возможностями экскурсовода, а групповая всей группы.

Время можно выбрать любое, удобное, можно изменить, если появились причины.

Историческая достоверность и информативность

Экскурсия с экспертом более достоверна, есть возможность задать уточняющие вопросы, получить больше информации.

Аудиоспектакль менее информативный, в нем накладывается отпечаток авторского взгляда сценариста, режиссёра. Допускается фантазийность.

Творческий подход

В рамках экскурсии творческий подход ограничен личностью экскурсовода и не допускает отступлений от достоверно известных фактов.

Аудиоспектакли могут использовать художественные приемы, такие как метафоры и аллегории, что делает информацию более доступной и интересной.

Доступность

Формат экскурсий имеет ряд ограничений: маршрут, скорость, возраст групп.

Не все экскурсии доступны людям с ограниченными возможностями.

Аудиоспектакли более доступны, часто они не требуют физического присутствия на месте экскурсии, поэтому доступны людям с ограниченными возможностями.

Стоимость

Не смотря на то, что существуют экскурсии бесплатные или с не высокой стоимостью, чаще всего это мероприятие платное. Задействован специалист, работу которого необходимо оплачивать.

Аудиоспектакль можно сделать бесплатным, если создать сам продукт за счет гранда или инициативных волонтеров и разместить файл на бесплатном ресурсе.

Привлекательность для подростков

Экскурсия, как правило, монотонная и содержит большое количество информации.

Чтобы удерживать внимание подростков в течение 40-60 минут, необходима их личная заинтересованность.

Аудиоспектакль сочетает в себе образовательный и развлекательный аспекты. В нем несколько героев, разные образы. Поэтому легче воспринимается подростками.

Таким образом, после предварительного изучения материалов, было принято решение попробовать создать аудиоспектакль с помощью разных специалистов города Минусинска.

Практическая часть

Сбор информации

Практическая часть работы была начата еще осенью 2024 года. Сначала я почитала доступные источники, книги, статьи в интернете. Мне показался самым интересным период середины 19 века. В это время, предки моей мамы были сосланы в минусинский край, кто-то работал на золотых приисках. Мы занимались составлением генеалогического древа, собирали архивные справки.

После приезда в Минусинск, мы пошли на экскурсию в Минусинский региональный краеведческий музей имени Н. М. Мартьянова. Заведующая отделом по музейно-образовательной работе Елена Анатольевна Н. более двух часов рассказывала нам об истории города Минусинска, отвечала на вопросы, которые появились после самостоятельного изучения.

Позже мы договорились об экскурсии на Соборной площади с Людмилой Николаевной Е. Людмила Николаевна автор более ста краеведческих публикаций, эксперт и очень доброжелательный человек. Какие-то факты из моих заметок она подвергла сомнению, указав, что они не имеют документального подтверждения.

Изначально я планировала в проекте рассказы о домах, расположенных вокруг соборной площади. Но после общения со специалистами, меня захватила идея сделать проект о людях.

Подготовка сценария

Были выбраны главные герои:

Белова Матрена Семеновна (1813-1872) – купчиха первой гильдии, яркая и харизматичная женщина.

Гусев Иван Гаврилович (1833—1892) – эффективный управленец на золотых приисках, первый минусинский городской голова.

Зайцев Никифор Михайлович (1822—1905) – купец, меценат. Внес свой вклад во все храмы г.Минусинска.

Александр Васильевич Малинин (1834-1898)- дворянин, окружной врач, общественный деятель, инициатор открытия в Минусинске женской прогимназии и первой частной городской аптеки.

Я стала изучать материалы по этим людям, собирать историческую справку. В процессе работы, я выяснила, что Гусев Иван Гаврилович пересекался со всеми этими людьми. Значит вполне, может быть главным героем аудиоспекталя, который встречается и разговаривает с остальными.

В этот момент было решено ограничить период происходящих событий 1865-1866 годами. Когда Соборная площадь еще не была перенесена за черту города. По плану Енисейской губернии Минусинского округа от 1868г. площадь, как раз, готовится к реконструкции.

Началась подготовка сценария. Идея заключалась в том, чтобы главный герой встречал на базаре людей и кратко о них рассказывал. Еще хотелось добавить в сцены какие-то подсказки, указывающие на дальнейшие события.

Например, в сцене с Беловой Гусев говорит: «вот бы купить ее дом». После смерти Матрены Семеновны Иван Гаврилович действительно купит ее дом на торгах и откроет в нем училище и музей.

В сцене с Зайцевым, Гусев предлагает забрать у него дело Троицкой церкви. И действительно в 1871 г. Зайцев передал дела купцу 1-й гильдии И. Г. Гусеву.

При встрече с управляющим Федором (Федор Еманаков – крестьянин, доверенный компании братьев Подсосовых, упоминается в книге В.А.Ватина Минусинск –стр. 242) обсуждаются золотые прииски, которые действительно были в то время.

Мальчик газетчик выкрикивает название газеты «Енисейские губернские ведомости», это реально существовавшая в то время в Минусинске газета, номера которой удалось найти в архиве.

Доктор Малинин говорит о санитарной обстановке в городе, которая была описана в научной статье «Санитарное состояние городов Енисейской губернии в конце XIX - начале ХХ»

К сожалению, я не смогла найти имя батюшки, который жалуется на недобросовестных мещан, по 4 года не бывающих на службе. Но сам факт и число прихожан были найдены в архивных данных словестного суда.

Выкрики-присказки торговцев были взяты из публикации Т. Г. Булак «Красноречие русского торжка: материалы из архива В. И. Симакова» (серия «Из истории русской фольклористики», Л., 1978).

Таким образом, интересующийся школьник, может начать свое собственное расследование, зацепившись за какой-то интересный факт.

После написания сценария, мы попросили директора музея Борисову Светлану Анатольевну, проверить сценарий и указать на исторические ошибки и неточности.

После оценки музея была скорректирована речь Александра Васильевича Малинина. Специалисты музея указали, что Малинин, дворянин и не мог обращаться к Гусеву, «Зарасти, Иван Гаврилыч» и предложили вариант: «Достопочтенный, Иван Гаврилович».

Запись аудиоспектакля

В организации записи мне помогал Евгений С. Он договорился с Центром Культурного развития г.Минусинска, помог найти и уговорить людей.

Озвучить главного героя Гусева согласился Алексей Викторович С.

Не все наши герои оказались артистами, поэтому во время записи были разные трудности, стеснение, разный тембр голоса.

В целом, все участники были внимательными и отзывчивыми, старались предать персонажам характер и самобытность. Интересовались историческими данными о своих героях.

Сборка финального проекта была групповой. Звукорежиссёр Юрий Владимирович П., Евгений С. и я, подбирали звуки, музыку и колокольный звон.

Создание страницы в интернет

После сборки финальной версии, нужно было ее где-то разместить, чтобы любой желающий мог ее послушать.

Временным решением стал конструктор для сайтов Tilda. Мама помогла зарегистрироваться показала, как в нем работать. Так же возникла сложность с добавлением аудио, для этого пришлось взять специальный код и загрузить аудио с облака Dropbox.

Адрес полученной страницы: http://minusinskstories.ru/

Рисунок 4

Заключение

В результате работы над проектом, я поняла, что создание аудиоспектакля это большой труд не одного человека, а целой команды. Необходимо вдохновение и большая любовь к городу. Количество собранной информации, должно быть гораздо больше, чем будет использовано в конечной записи. Не каждый факт найденный в интернете можно подтвердить документально, следовательно использовать.

В рамках своего проекта, я не успела собрать достаточно отзывов, чтобы сделать полноценные выводы о полезности продукта для подростков. Но на сайт была добавлена форма для сбора отзывов, которая позволит узнать мнения разных людей и судить о полезности аудиоспектакля.

Сейчас появилась возможность загрузить аудиофайл в справочник 2гис, сделать его более доступным для широкого круга пользователей. Что я и планирую сделать.

В целом я думаю, что цель работы, а именно создание инновационного экскурсионного продукта, способного привлечь школьников к изучению истории города, достигнута.

Если данный формат получит одобрение и популярность, его можно продолжить, сделав встречи по домам. Например: вечер в доме купчихи Беловой. Аудиоспектакль, в котором будут общаться гости, рассказывать последние новости города в те годы.

Список литературы

  1. Ватин А.В. Минусинск. Исторические очерки. Минусинск Ridero 2018г. 636 с.,

  2. История минусинских улиц. / В. В. Нагорных ; ред. В. Г. Чернышёва. - Минусинск, 2023. - 350 с.

  3. Минусинск: очерки истории города / О.М. Долидович, Т.Г. Карчаева, Л.Е. Мариненко, А.С. Жулаева, М.Д. Северьянов и др. - Минусинск, 2023. – 238с.

  4. Булак Т. Г. «Красноречие русского торжка: материалы из архива В. И. Симакова» (серия «Из истории русской фольклористики», Л., 1978). [Электронный ресурс]- Режим доступа http://lib2.pushkinskijdom.ru/

  5. «Реплика» - проект Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова [Электронный ресурс]- Режим доступа https://vk.com/replika_museum

  6. Городской архив г.Минусинска [Электронный ресурс]- Режим доступа https://vk.com/archive_minusinsk

  7. Государственный архив Красноярского края. Ф.547 Оп.1 Д.14 Описания и реестры золотых приисков Ачинско-Минусинского горного округа. [Электронный ресурс]- Режим доступа https://catalog.krasarh.ru/

  8. Инновационные формы экскурсионного обслуживания в контексте педагогической функции краеведения. Гомилевская Г.А., Майорова Е.А. 2021. [Электронный ресурс]- Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-ekskursionnogo-obsluzhivaniya-v-kontekste-pedagogicheskoy-funktsii-kraevedeniya/viewer

  9. Личность в истории Минусинска проект муниципального образования город Минусинск [Электронный ресурс]- Режим доступа https://minusinsk.info/ https://minusinsk.info/lichnost-v-istorii-minusinska-matrena-belova-opyt-istoricheskoj-rekonstrukcii-na-osnove-semejnoj-i-sudebnoj-perepiski

  10. Минусинский Спасский собор в структуре городского пространства середины XIX – начала ХХ века / А. П. Дворецкая, Д. Д. Дворецкий, В. В. Нагорных. [Электронный ресурс]- Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/minusinskiy-spasskiy-sobor-v-strukture-gorodskogo-prostranstva-serediny-xix-nachala-hh-veka/viewer

  11. Променад по домам Красноярск [Электронный ресурс]- Режим доступа https://promenadpodomam.ru/

  12. Развитие торгово-предпринимательской деятельности в Минусинске во второй половине XIX — начале XX века В.Н. Асочаковаa , А.В. Дерова Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, пр. Ленина, 90, Абакан, Республика Хакасия, Россия. [Электронный ресурс]- Режим доступа https://brstu.ru/static/unit/journal_2/docs/number-51/77-81.pdf

  13. Сайт Краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова . [Электронный ресурс]- Режим доступа https://xn----8sbahmlpvellw0ag7lzb.xn--p1ai/%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

  14. Санитарное состояние городов Енисейской губернии в конце XIX - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»/ Т.А. Кискидосова [Электронный ресурс]- Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/sanitarnoe-sostoyanie-gorodov-eniseyskoy-gubernii-v-kontse-xix-nachale-hh-v?ysclid=m84b68zjq4434468571

Просмотров работы: 24