Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что важно знать о вкладе тружеников тыла в победу в Великой Отечественной войне и о роли сельского хозяйства в это тяжелое для страны время. Представленный материал может быть использован на уроках истории, в том числе и по краеведению.
Цель:
Углубить знания о сельскохозяйственной отрасли Забайкальского края в годы Великой Отечественной войны с помощью создания интерактивной карты.
Задачи
Собрать и переработать информацию о сельскохозяйственной отрасли Забайкалья в годы Великой Отечественной войны
Создать интерактивную карту о сельскохозяйственной отрасли Забайкалья в годы Великой Отечественной войны
Представить интерактивную карту о сельскохозяйственной отрасли Забайкалья в годы Великой Отечественной войны на конференции.
Методы: моделирование, анализ и синтез, сравнение
Гипотеза заключается в предположении о том, что интерактивная карта о сельскохозяйственной отрасли Забайкальского края в годы Великой Отечественной войны пробудит интерес к истории Забайкальского края у школьников.
Объект- сельское хозяйство
Предмет- интерактивная карта о сельскохозяйственной отрасли Забайкальского края в годы Великой Отечественной войны
Глава I. Сельское хозяйство в Великую Отечественную войну
Понятие сельское хозяйство и его роль в Великой Отечественной войне
Сельское хозяйство представляет собой сектор экономики, который
сосредоточен на производстве продуктов питания для населения и на
обеспечении сырьем различных промышленных отраслей. Это включает в
себя разнообразные виды человеческой деятельности, связанные с
культивацией, сбором и первоначальной переработкой всех типов
сельскохозяйственных культур, а также с уходом за животными, ведением
садов и рассады.
В этой сфере осуществляется множество процессов, начиная от посева и
заканчивая обработкой урожая, что в целом формирует основу
продовольственной безопасности и устойчивости экономики. Разведение
скота и уход за растениями также имеют важное значение для аграрного
сектора, так как способствуют не только обеспечению продовольствием, но и
созданию сырьевой базы для перерабатывающей промышленности. Сельское
хозяйство, таким образом, играет ключевую роль в жизнеобеспечении
общества и развитии смежных отраслей. Великая Отечественная война, которая проходила с 1941 по 1945 годы, нанесла непоправимый ущерб аграрному сектору нашей страны. Война означала, что перед сельским хозяйством была задача бесперебойного снабжения армии и тыла основными видами продовольствия, а промышленности — сельскохозяйственным сырьём. Работоспособных мужчин сразу после начала забрали на фронт, в колхозах и совхозах работали женщины, старики, дети. Еще вся ситуация осложнялась тем, что в первые годы войны самые плодородные регионы были захвачены врагами, поэтому почти 50% посевных площадей попали в руки фашистов, в оккупированном районе оказалось около 30% сельхозтехники. Техники, которую использовали в сельскохозяйственной отрасли, стало мало, из-за этого обстоятельства людям приходилось много работать руками, что, безусловно, было очень тяжело. На каждого работника, способного к труду, в сельском хозяйстве приходилось до 352 трудодня на второй год войны, но уже с 1943 года быстро шло восстановление сельского хозяйства в регионах, которые были освобождены. В 1944 удалось получить во много раз больше хлеба, чем, например, в 1943 году.
В 1941-1945 годах в стране наикрупнейшими производителями продукции сельского хозяйства оказались районы Центрально-Нечернозёмной зоны. На их долю пришлась одна шестая часть всего производства страны. На втором же месте среди регионов России по размерам производства находилась Западная Сибирь, а на третьем — Урал. Более устойчивым оказался аграрный сектор на Дальнем Востоке (78% от довоенного уровня) и в Центрально-Нечернозёмном районе (82%), несмотря на тот факт, что он частично оказался в зоне военных действий.
Все люди страны работали на фронт.
Роль Забайкалья в сельском хозяйстве в годы Великой Отечественной войны
В годы войны ведение хозяйства в Забайкалье переживалo большие и серьезные трудности. На забайкальских рабочих легла задача обеспечения продовольствием и армии, и городского населения, а также снабжения сельского хозяйства сырьём растущего военного производства. В сельском хозяйстве чаще всего работали женщины. Обеспеченность тягловой нагрузкой была низкой, из-за этого некоторую часть техники пришлось отправить для удовлетворения потребностей фронта. Более того, военные годы выдались засушливыми: в 1942 гoдy от засухи погибло около 20% посевов, что было ощутимой потерей. Забайкальские колхозники в 1942-1943 годах еду получали очень мало, всего по 240 г хлеба на трудодень, а члены семей работников и того меньше – по 60-70 г. Но несмотря на всю тяжесть военного времени, работники сельского хозяйства нaшeгo родного кpaя за годы войны сократили штат примерно до 18 миллионов пудов зерна, около 2 миллионов пудов мяса, свыше 5 миллионов пудов мoлoкa и брынзы, десятков тысяч лoшaдeй. Помимо этого, Забайкалье oказало помощь тем районам, которые пострадали от немецких захватчиков: в них было направлено много животных, в том числе лошади (546), крупный рогатый скот (17 тыс.), овцы и козы (62,4 тыс.). К концу войны посевные площади сократились на 48,4%, валовая сборка зерна в расчете на oдин колхозный двор сократилась с 1940 по 1944 год в 3,9 раза. За это же время в колхозах сократилось и поголовье скота. Нaпример, количество крупного рoгaтoгo cкoтa сократилось на 42%, а вот овец и коз — на 15%.
Колхозы находились почти во всех районах края, хотя бы один был в каждом районе. Больше всего их было в Нерчинско-Заводском районе (в годы войны было 59 колхозов, оттуда отправляли мед, зерно, картофель, хлеб), Красночикойском районе (в годы войны здесь было расположено 50 колхозов, было сдано большое количество зерна, масла, мяса, брынзы, шерсти, яиц, лошадей), Шилкинском районе (в годы войны здесь был расположен 51 колхоз).
Край был вынужден опираться главным образом на собственные силы, в отличие от большинства районов Сибири, ведь развитие в нем не обеспечивалось за счёт эвакуированных из западных районов предприятий.
В основном в Забайкалье выращивали лук (1439 центнеров было выращено на 1 января 1942 года, что составляло всего 29,8% от запланированного в тот год), морковь (9954 центнера было выращено на 1 января 1942, это составляло 101,6% от запланированного в тот год), капусту (45281 центнер был выращен на 1 января 1942, это составляло 89,7% от запланированного в тот год), свеклу (5816 центнеров было выращено на 1 января 1942, это составляло 60,0% от запланированного в тот год), огурцы (9250 центнеров было выращено на 1 января 1942, это составляло 97,1% от запланированного в тот год), также выращивали зерновые культуры, изготавливали хлеб, косили сено. Профессионалов в области сельского хозяйства в крае было немного. Например, на 5 января 1942 (в Читинской области в системе ОблЗО) агрономов было 108 (на каждого примерно приходилось по 7 колхозов), зоотехников-67 (на каждого приходилось примерно 12 колхозов), ветврачей-29 (на каждого приходилось примерно 27 колхозов), землеустроителей и мелиораторов- 49 (на каждого приходилось примерно 16 колхозов) (Приложение 1.1.).
Глава II. Разработка интерактивной карты
Для создания продукта проекта, а именно интерактивной карты, была выбрана платформа «genially present perfect». Выбрана она была из-за своих преимуществ. Таких как:
• Создание интерактивного контента. Данный сервис позволяет создавать презентации, интерактивные игры и тому подобное. Для этого на сервисе представлено множество шаблонов, но есть возможность создавать и свои собственные проекты с чистого листа.
• Добавление уникальных функций. В контент можно добавлять ссылки на дополнительные материалы, которые дополняют и помогают шире раскрывать необходимую тему.
• Хранение информации в облаке. Продолжить работу над проектом можно с любого устройства, что очень удобно.
• Удобство и простота использования для новичков.
Именно из-за этих качеств сервиса, на нем было принято решение сделать карту, которая даст школьникам информацию о сельскохозяйственной отрасли Забайкальского края в годы Великой Отечественной войны.
Выглядит готовый продукт следующим образом (Приложение 1.2.): на современной карте Забайкальского края представлены сельскохозяйственные точки во всех регионах субъекта. Каждый из знаков обозначает место, куда необходимо нажать, чтобы получить информацию о колхозах, которые работали в годы Великой Отечественной войны. При наведении или нажатии на какой-нибудь из районов, про него вылезает известная информация, которая была взята из источников, использованных в этом проекте. Помимо этого, есть интерактивная большая кнопка синего цвета с изображением глаза (на нее указывает красная стрелка), которая при нажатии открывает окно, в котором расположена основная информация про забайкальские колхозы в годы Великой Отечественной. Карта не дает полной информации об отрасли сельского хозяйства в Забайкалье в годы войны, там собрана понятная, основная и наиболее интересная часть, ведь большое количество текста будет сложно понять, и это может отпугнуть целевую аудиторию проекта, которой являются школьники. Нужные значки подсвечиваются ярким цветом, что делает простым использование карты.
Заключение
В ходе проекта была разработана интерактивная карта о сельскохозяйственной отрасли Забайкалья в годы Великой Отечественной войны для более глубоко познания истории родного Забайкальского края и его огромного вклада в победу в Великой Отечественной войне. Благодаря тому, что информация на ней представлена ярко, интересно и понятно, более большое число школьников, никогда не интересовавшихся этой, безусловно, многогранной и интересной темой, посмотрят, запомнят и осмыслят полученные из нее данные, узнают что-то новое. В них проснется чувство патриотизма и гордости за свою малую родину. Возможно, эта карта поможет подросткам полюбить историю, показать, какая она интересная и разнообразная. Благодаря этому культурное и историческое наследие нашей земли будет сохранено и передано следующим поколениям. Таким образом все последующие поколения будут помнить историю нашего Забайкальского края, гордиться им. Память о подвиге Забайкалья в тяжелые годы войны всегда будет жить в сердцах наших потомков.
Приложение 1
Рисунок 1.1. Таблицы, которые использовались в проекте (из книги «Читинская область в годы Великой отечественной войны:1941-1945. Сборник документов и материалов.» под редакцией В.И. Мерцалова в 2005 году )
Рисунок 1.2. Интерактивная карта, созданная на платформе «genially present perfect»
Список литературы
Петр Мирончук. Война: Забайкалье 1941–1945// Журнал Забайкальский Рабочий: журнал [Электронный ресурс]. URL: https://zabrab75.ru/articles/75-let-velikoj-pobedy/vojna-zabajkale-1941-1945-2/?ysclid=m6hu46e2cm159469643(дата обращения 25.01.2025)
Союз органического земледелия. Сельское хозяйство в Великую Отечественную войну [Электронный ресурс]. URL: https://soz.bio/selskoe-hozyajstvo-v-velikuyu-otechestvennuyu-vojnu/?ysclid=m6esig603m831750676(Дата обращения 27.01.25)
Читинская область в годы Великой отечественной войны:1941-1945: Сборник документов и материалов /Под ред. В.И. Мерцалова.-Чита, 2005.-660 с.-
Министерство культуры Красноярского края Красноярская краевая детская библиотека Отдел методического обеспечения и инновационной деятельности библиотек. Создание интерактивного плаката в сервисе Genially [Электронный ресурс]. URL: https://sakhodb.ru/site_get_file/15136/Genial.pdf(Дата обращения 25.01.2025)
Наталья Скорнякова. Как создавать интерактивные и анимированные учебные материалы в Genially [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/kak-sozdavat-interaktivnye-i-animirovannye-uchebnye-materialy-v-genially/(Дата обращения 24.01.25)