Введение
Морские силы являются важнейшей составляющей обороноспособности любого государства, особенно тех, чьи интересы простираются далеко за пределы сухопутных границ. Военная морская техника играет ключевую роль в обеспечении безопасности морских рубежей, защите национальных интересов и поддержке военных операций на воде и прибрежной зоне. История военного флота насчитывает несколько тысячелетий. С древних времён корабли использовались как средство передвижения войск, доставки грузов и ведения боевых действий на море. Древние цивилизации, такие как Египет, Финикия и Греция, активно использовали морские суда для защиты своих территорий и расширения влияния. С течением времени кораблестроение совершенствовалось, что привело к созданию новых типов судов, таких как галеоны, фрегаты и линкоры. Цель данной работы заключается в изучении основных видов военной морской техники и её роль в исходе Великой Отечественной войны. Задачи:
- рассмотреть основные виды морской техники, использовавшейся в войне;
- проанализировать их технические характеристики и тактическое применение;
- составить сводную таблицу влияние военной морской техники на исход войны; -провести опрос, составить график; - изготовить макет авиационного морского самолёта . Предмет исследования: макет самолёта Александра Покрышкина И-16. Актуальность темы: в каждое из столетий россияне проходили через войны. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война 1941-1945 годов, когда наша страна защищалась от нападения фашистской Германии. Память о той войне должен сохранить каждый россиянин. Мы, ныне живущие, не знаем самого главного: что испытал человек во время тех страшных событий, мы живём мирно и счастливо.
Война вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и сёлами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти. На защиту Родины становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу. Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжёлых испытаний. Работали на заводах по четыре смены. Выпускали новые лодки , катера. Не лёгкой ценой далась победа над фашизмом.
Вклад заводов в победу в Великой Отечественной войне
1941-1945
1.1 Завод «Севмаш»
Завод «Севмаш» (Северодвинский судостроительный завод), расположенный в городе Северодвинске Архангельской области, сыграл ключевую роль в оборонной промышленности Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Завод был основан в 1939 году как одна из крупнейших верфей страны, специализирующаяся на строительстве подводных лодок и военных кораблей.(Приложение 1) Строительство завода началось незадолго до начала войны, в декабре 1939 года. Первоначально завод носил название «Судостроительный завод № 402». Его главной задачей было строительство крупных надводных кораблей и подводных лодок для военно-морского флота СССР. Военные годы (1941–1945). С началом Великой Отечественной войны производство на заводе было переориентировано на нужды фронта. В условиях острой нехватки ресурсов и постоянных бомбардировок предприятие продолжало выпускать необходимые для армии материалы и технику. Несмотря на трудности, завод продолжал работу, демонстрируя высокую степень самоотверженности работников. За годы войны завод выпускал подводные лодки типа «Щука», «Касатка» и другие. Подлодки, построенные на «Севмаше», участвовали в боевых действиях на Балтийском и Чёрном морях, а также в Арктике. Они наносили удары по немецким конвоям, транспортам и боевым кораблям противника. Важность завода для обороны страны. «Севмаш» стал одним из ключевых предприятий советской оборонной промышленности благодаря своей способности адаптироваться к условиям военного времени и продолжать производство жизненно важной техники даже в самые трудные моменты. Героизм и самоотдача рабочих завода сыграли важную роль в обеспечении победы Советского Союза в Великой Отечественной войны.
1.2 Завод имени А.А. Жданова (№ 194)
Северная верфь — это одно из старейших судостроительных предприятий России, расположенное в Санкт-Петербурге. История Северной верфи тесно связана с историей морского флота страны, и особенно ярко она проявляется в годы Великой Отечественной войны.(Приложение 2) Начало войны. С началом Великой Отечественной войны Северная верфь оказалась в зоне активных боевых действий. Ленинград, где расположена верфь, был окружён немецкими войсками, и город оказался в блокаде. Несмотря на тяжелейшие условия, работники завода продолжали свою работу, ремонтируя повреждённые корабли и создавая новую военную технику. Работа в условиях блокады. В условиях блокады Северная верфь столкнулась с множеством трудностей. Нехватка материалов, топлива и продовольствия, постоянные бомбардировки и артобстрелы делали работу практически невозможной. Тем не менее, рабочие завода проявляли невероятное мужество и стойкость, продолжая ремонтировать и строить корабли для нужд фронта. Одним из наиболее известных проектов, выполненных Северной верфью в годы войны, стала модернизация крейсера "Киров". Корабль был серьёзно повреждён в результате авианалёта, но благодаря усилиям рабочих верфи он был отремонтирован и вернулся в строй. Ремонт и строительство кораблей. Кроме ремонта существующих кораблей, Северная верфь занималась строительством новых судов. Одним из примеров является строительство канонерской лодки "Красное знамя", которая была спущена на воду в 1944 году. Лодка принимала участие в боевых действиях на Балтийском море и внесла значительный вклад в победу над врагом. Эвакуация и возвращение. В 1942 году, когда ситуация в Ленинграде стала критической, часть оборудования и персонала Северной верфи были эвакуированы на восток страны. Однако после снятия блокады в 1944 году завод начал восстанавливаться и вновь приступил к работе. Итоги и значение. Работа Северной верфи в годы Великой Отечественной войны стала символом мужества и самоотверженности советских людей. Несмотря на тяжёлые условия, завод продолжал выполнять свои функции, снабжая флот необходимой техникой и поддерживая обороноспособность страны. Некоторые факты из истории завода в военные годы:
По указанию из Смольного все судостроительные заводы Ленинграда приняли участие в изготовлении 76-мм полковых пушек.
Конструкторское бюро завода в кратчайшие сроки спроектировало установку на базе 15-тонной железнодорожной платформы. Было построено 12 таких артиллерийских установок, которые обороняли Ленинград вплоть до полного снятия блокады.
Весной и летом 1942 года достраивали эсминцы «Строгий» и «Стройный», стоявшие на Неве.
Наиболее сложный ремонт завод выполнил на корабле «Минск», который в сентябре 1941 года был потоплен вражеской авиацией близ Кронштадта, а в августе 1942-го поднят со дна.
В течение одного только 1943 года было подано свыше 300 рационализаторских предложений, внедрение которых дало стране около 3,5 миллионов рублей годовой экономии.
1.3 Тюменский судостроительный завод № 639
Наркомата судостроительной промышленности для выпуска торпедных катеров. В его состав влились Ленинградский завод № 363, Московский завод № 445, Керченский завод № 532, катеростроительный цех Херсонского завода им. Коминтерна, а также часть оборудования Рыбинского завода № 341 и ряда других предприятий.(Приложение 3) Приказом Наркомата судостроительной промышленности от 31 декабря 1941 года бывшей Тюменской судоверфи было присвоено наименование «Тюменский завод № 639 НКСП». В условиях неимоверных трудностей, дефицита рабочей силы и электроэнергии к спуску на воду в конце 1941 года готовились 19 катеров, вывезенных с Керченского и Рыбинского заводов. В это время тюменский завод являлся единственной базой постройки торпедных катеров для военно-морского флота.
В 1942 году на заводе приступили к переоборудованию торпедных катеров в артиллерийские. На них вместо торпедных аппаратов ставили установки для реактивных снарядов типа РС М-8-М.
В 1943 году завод стал выпускать торпедные катера Г-5-XI-бис и 123-бис «Комсомолец». Со стапелей завода за этот период сошло 52 катера.
Тюменские катера воевали на Черноморском, Балтийском и Тихоокеанском флоте, в Онежской военной флотилии.
В 1945 году военный флот получил 44 торпедных катера. А всего в период Великой Отечественной войны в Тюмени было построено 165 торпедных катеров: 134 типа Г-5 и 31 типа 123-бис «Комсомолец
1.4 Завод «Красное Сормово»
Во время Великой Отечественной войны завод «Красное Сормово» сыграл важную роль в обеспечении советского флота боевыми кораблями, включая подводные лодки. Завод был одним из крупнейших судостроительных предприятий СССР и специализировался на строительстве подводных лодок серии «Щука» (тип «Щ»). Основные достижения завода в годы ВОВ. Производство подводных лодок. С начала войны завод продолжил выпуск подводных лодок типа «Щ». Эти субмарины были одними из наиболее массовых в советском флоте и использовались для борьбы с немецкими конвоями и транспортными судами на Балтийском и Черном морях, а также на Северном театре военных действий. Модификации и улучшения. В условиях военного времени завод продолжал совершенствовать конструкции подводных лодок. Были внедрены различные технические новшества, направленные на повышение боевой эффективности кораблей, улучшение их мореходных качеств и живучести. Ремонт и восстановление. Помимо строительства новых судов, завод занимался ремонтом поврежденных подводных лодок и надводных кораблей. Это было крайне важно для поддержания боеспособности флота в условиях постоянных боевых действий. Эвакуация и возвращение. В первые месяцы войны завод был эвакуирован на восток страны, чтобы избежать захвата противником. Однако после стабилизации фронта предприятие вернулось к работе в Сормове и продолжило свою деятельность. Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне, обеспечивая флот новыми и отремонтированными подводными лодками. Его работа была важным элементом в общей стратегии обороны и наступления на морских театрах военных действий
1.5 Краснознаменный Балтийский флот — 20-й авиационный ремонтный завод.
Балтийский авиационный ремонтный завод (БАРЗ) имеет богатую историю, связанную с развитием авиации и военной техники в Советском Союзе и современной России. Вот основные этапы его развития:Ранние годы
Балтийский авиационный ремонтный завод был основан в 1927 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Изначально он назывался «Авиаремонтный завод № 47». Основной задачей предприятия было обслуживание и ремонт самолетов для гражданской и военной авиации.Великая Отечественная война.С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован вглубь страны, чтобы избежать разрушения в результате немецких бомбардировок. Однако часть сотрудников осталась в Ленинграде и продолжала ремонтировать самолеты прямо на фронте. В условиях блокады Ленинграда рабочие завода проявляли невероятное мужество и самоотверженность, продолжая поддерживать боеспособность авиации.Производственная программа
Основными направлениями работы завода в военные годы стали:
- Производство самолётов различных типов, в первую очередь истребителей и бомбардировщиков.
- Ремонт повреждённых самолётов, возвращаемых с фронта.
- Изготовление запчастей и комплектующих для авиационной техники.
Одним из важных направлений стало производство легендарного самолёта Ил-2, который часто называли «летающим танком».
Деятельность Краснознамённого Балтийского флота 20-го авиационного завода в годы Великой Отечественной войны стала примером героизма и самоотверженности. Сотрудники завода, работая в нечеловеческих условиях, внесли огромный вклад в победу над нацистской Германией. Их труд обеспечивал Красную Армию необходимыми самолётами, которые играли ключевую роль в воздушных боях над водным пространством.
Сегодня память о подвигах работников завода увековечена в музеях и мемориалах, посвященных героям Великой Отечественной войны.
2. Практическая часть
2.1 Анкетирование
Я провёл анкетирование, в нём участвовали 16 человек, одноклассники, родственники и знакомые. Нужно было ответить на 6 вопросов по теме «Военно-морская техника времён Великой Отечественной войны.(Приложение 6)
Какие виды кораблей были основными в составе Военно-Морского Флота СССР в годы ВОВ?
Какую роль играли подводные лодки в боевых действиях на море?
Какое значение имели минные заграждения в морской войне?
Каким образом осуществлялась разведка и наблюдение за действиями противника на море?
Какие мероприятия проводились для повышения морального духа моряков?
Назовите название самой известной подводной лодки.
Составил диаграмму. Сделал вывод, что на вопрос №2 и № 6 ответили правильно 14 человек (самое большое количество верных ответов) из 16. Вывод: участники анкетирования не все знают ответы на вопросы.
2.2 Сводная таблица «влияние военной техники времён Великой
Отечественной войны на исход ключевых сражений и всей войны в целом»
В эту таблицу я занёс все данные о самых известных, масштабных сражениях. (Приложение 7)
Ещё я хочу рассказать, о лётчике Александре Покрышкине, который родился в городе Новосибирск 06.03.1913 года. Этот человек известен тем, что он в годы Великой Отечественной войны закончил 3-ю Пермскую авиационную школу. Специальность у него была - техник. Александр Покрышкин был -лётчик-ас, военачальник, маршал авиации. Первый человек трижды удостоенный звания Героя Советского Союза. Провёл 160 воздушных боёв, сбил 59 немецких самолётов. Красные звёзды на самолёте означают количество сбитых вражеских самолётов. В практической части работы, я изготовил макет самолёта, на котором летал Александр Покрышкин. Вот чем известен наш край. ( Приложение 8)
Заключение
Морская техника играла многогранную роль в победе над врагом. Она обеспечивала доставку необходимых грузов, защищала морские пути, наносила удары по врагу и поддерживала сухопутные войска. Благодаря усилиям моряков и экипажей кораблей, советский флот внес значительный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне.
В практической части я выполнил диаграмму из которой следует сделать вывод, не на все вопросы участники анкетирования могут дать ответ. Сделал сводную таблицу, это позволяет лучше понять, какие факторы способствовали успеху или поражению сторон в морских боях.
Литература
1. Военная техника СССР в годы Великой Отечественной войны. Авиация. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1960-voennaya-tekhnika-sssr-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-aviatsiya2.Великая Отечественная война. 1941-1945. –М.: ОЛМА –ПРЕСС, 2005. –512 с.: ил.
2. Дыгало В.А., Кудишин И.В., Шкарев Ю.В. Военная энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2013. – 96с.
3. Кудишин И.В. Авиация / Науч.-поп. Издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2013. – 96с.
4. Мир авиации. Опытный самолет-штурмовик Ил-2//Мир техники для детей. – 2021-№4
5. Митяев А. В. Тысяча четыреста восемнадцать дней. М.: Дет. лит; 1987. –591с.
6. Легендарная техника и вооружение ВОВ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.drive2.ru/l/6540221/
7. Оружие победы: советская техника времен Великой Отечественной Войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/1544844-echo/
8. Развитие военной техники в годы войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zdamsam.ru/a5677.html
9. Создание новой военной техники накануне великой отечественной войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://recombats.ru/bronetehnika/tehnika-vov-1941-1945.h
10. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 20 век.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование,2003
11. Шмелев И.П. Танки / И.П. Шмелев. - М: РОСМЭН, 2019. – 48 с.: с ил. - (Детская энциклопедия).
12. Энциклопедия для детей. [Т.42.] Великая Отечественная война/ ред. коллегия: А. Голосовская, О. Елисеева, А. Русакова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. – 476 с.
Приложение 1
Завод «СЕВМАШ»
Приложение 2
Завод им. А.А Жданова (№194)
Приложение 3
Тюменский завод №639
Приложение 4
Завод «Красное Сормово»
Приложение 5
Краснознаменного Балтийского флота, — 20-й авиационный ремонтный завод
Приложение 6
Результаты анкетирования
Приложение7
Сводная таблица «влияние военной техники времён Великой
Отечественной войны на исход ключевых сражений и всей войны в целом
Название техники |
Применение |
Название сражений, где применялась военная техника |
||||
Эскадренный миноносец |
Прорыв обороны противника, наступление, окружение войск противника, высокая поражающая способность. |
Поддержка пехоты, проникновение в глубину обороны, оборона, контратаки |
Защита стратегически важных объектов |
Огневая мощь и мобильность, высокая скорость перемещения |
С 23 по 27 1941 провёл из Мурманска в Мотовский залив пять конвоев, Сентябрь 1941 по февраль 1942 принимали участие по минным постановкам, и обстреливали вражеские позиции, |
|
Торпедный катер |
Атаки вражеских судов, высадка десанта мор. пехоты и подвозка боеприпасов. |
Высокая плотность огня и большая площадь поражения |
Высокая маневренность и возможность быстрого перемещения |
Психологический эффект на противника. Залпы реактивных снарядов разрушали корабли противника, облегчая продвижение советских войск и минимизируя их потери |
26 июля 1941 под командованием С.А Осипова атаковали караван противника в Ирбенском проливе. Сентябрь 1941 оборона острова Моонзундского архипелага. Ленинградская битва. 30 октября 1943 прикрывали наши тральщики. В сентябре1943 участвовал в сражении в районе Анапы, |
|
Авиация |
Штурм, помощь пехоте. Эвакуация раненых, доставка медикаментов |
Бомбардировочная авиация, наносили мощный удар по стратегически важным объектам противника |
Контроль и разведка воздушного и водного пространства |
Транспортировка грузов и людей |
Курская битва, Битва за Москву Штурм Берлина Сталинградская битва Курская битва, |
|
Подводная лодка |
Поддержка в наступлении |
Контроль на море, защита побережья и портов, блокировка движения судов противника |
Транспортировка грузов, раненных, медикоментов, боеприпасов |
Для разведки и нанесения ударов по немецкому флоту. |
Оборона Ленинграда, Битва за Севастополь, Борьба с немецкой группировкой «Норд» , участвовали в трёх основных сражениях- Балтийском, Чёрном морях и Арктике. |
Приложение 7
Макет самолёта