Мои прадедушки - участники Великой Отечественной войны

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мои прадедушки - участники Великой Отечественной войны

Утробина О.Р. 1
1МБОУ "СШ№11"
Мышкина Г.В. 1
1МБОУ "СШ№11"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Война — это одно из самых трагических событий в истории человечества. Она приносит горе, разрушения и потери, но в то же время раскрывает силу духа, мужество и героизм людей. Великая Отечественная война 1941–1945 годов стала испытанием для всего советского народа. Миллионы людей отдали свои жизни за свободу и мирное будущее. Сегодня, спустя десятилетия, важно помнить о тех, кто сражался на фронте, трудился в тылу, пережил блокаду и оккупацию.

История войны — это не только даты и факты, но и судьбы обычных людей, наших предков. Каждая семья хранит воспоминания о тех трудных годах. Изучая историю своей семьи, мы можем лучше понять, как война повлияла на жизнь наших родных, и сохранить память об их подвигах для будущих поколений.

Актуальность исследования:

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

В этом году наша страна отметит 80-летие победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Каждому человеку важно знать кто он, кем были его предки. Потому, что от каждой семьи зависит судьба России. Уходит человек. Уходит целое поколение. Остаётся память…

80 лет назад отгремела Великая Отечественная война. Тяжкие испытания выпали на долю старшего поколения.

Время летит неумолимо. С каждым годом все сложнее находить бесценные документы, стирается человеческая память, уходят из жизни дорогие наши ветераны. Поэтому мы должны и обязаны помнить то, что узнали из их рассказов, оставлять записи для своих будущих поколений.

И мне захотелось узнать, коснулась ли война нашу семью. Я обратилась за помощью к своим родителям, бабушке, дедушке и моим родственникам. Цель: исследовать, как события Великой Отечественной войны повлияли на жизнь нашей семьи; сохранить память о подвигах и трудностях, с которыми столкнулись мои предки.

Задачи:

- Собрать биографический материал о наших прадедушках, участниках Великой Отечественной войны.

- Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.

- Оформить и изучить результаты исследовательской работы.

- Выступить с результатами исследовательской работы перед сверстниками.

Проблема исследования: Война — это тяжелое время, которое затрагивает каждую семью. Многие семьи хранят память о своих родственниках, которые участвовали в войне, переживали её или помогали в тылу. Мы, юное поколение, мало что знаем о той страшной войне, которая унесла жизни многих людей, оставила детей сиротами, жён - вдовами.

Практическая значимость исследования: Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков краеведения, тематических классных часов и Уроков Мужества, внеклассных мероприятий.

Гипотеза исследования:

- Великая Отечественная война вторглась в судьбы наших родственников и оставила неизгладимый след;

- все наши родные, жившие в сороковые годы, вложили свой личный весомый вклад в победу над Германией.

Объект исследования: мои предки в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: вклад прадедушек в победу над врагом.

Методы исследования:

- Беседа и интервью с родственниками:

расспросить бабушек, дедушек, родителей и других родственников о том, что они знают о наших предках, участниках ВОВ.

- Изучение семейных архивов:

рассмотреть старые фотографии, награды, документы.

- Поиск информации в интернете:

проверить базы данных (например, сайт "Подвиг народа" или "Память народа") для поиска информации о родственниках-участниках войны.

- Анкетирование.

- Анализ и обобщение:

собрать все данные в единый рассказ и презентацию.

Этапы работы:

-Подготовительный этап:

Определить, с кем из родственников можно поговорить.

Подготовить вопросы для интервью.

- Основной этап:

Провести беседы с родственниками. Изучить семейные архивы.

Найти информацию в интернете.

- Заключительный этап:

Оформить результаты исследования в виде презентации, альбома или доклада.

Ожидаемые результаты:

- Узнать больше о жизни предков в период войны.

- Сохранить память о подвигах и трудностях, которые пережили наши родные.

- Поделиться результатами исследования с одноклассниками, чтобы показать, как война коснулась каждой семьи.

Основная часть

Глава 1. Мои прадедушка и прапрадеды

1 .1. Прадед Русских Е.К

Мой прадед (мамин дедушка)Русских Елизар Кузьмич (Рис.1) родился 19 июля в 1926 году в деревне Тугалуд Зуринского района Удмуртской АССР. (Приложение 1) Окончил 7 классов. После окончания школы поступил в ремесленное училище фабрично-заводского обучения (ФЗО). (Рис. 2)

 

Рис.1 Русских Елизар Кузьмич

Около года строил железную дорогу Ижевск – Балезино. В 1942 году, когда ему было 16 лет, он решает пойти добровольцем на фронт,

Эта мысль не отпускала моего прадеда и однажды он встретил одного цыгана, поделился с ним о том, что хочет идти в армию защищать свою Родину. Тогда он посоветовал, как попасть на фронт, но за это прадед должен отдать ему свою кроличью шапку. На тот момент, когда вокруг голод и идет война, это была единственная ценная вещь и он, не раздумывая, отдал её, чтобы попасть на войну. И так, он решает написать письмо Калинину Михаилу Ивановичу (Председателю Президиума Верховного Совета СССР) о том, чтобы его призвали добровольцем на фронт. Только через год прадед получает письмо с положительным ответом. В 1943 году он призывается на фронт, рядовым в возрасте 17 лет. Но прежде, чем попасть на фронт, прадед проходил первоначальную военную подготовку в Еланских лагерях.В них призывники получали военную подготовку, после чего маршевыми командами отправлялись на фронт в действующую армию. Воевал прадед в войсках под командованием маршала Ивана Степановича Конева. На фронте получил ранение в руку. (Приложение 1) Попал в госпиталь и там же окончил курсы санитарных инструкторов Армии на базе Г.Л.Р. 3424 с отличием, получил звание гвардии – старшина медицинской санитарной части. (Приложение 1) Дошел до Берлина. Награжден медалями и орденами за участие в ВОВ, а также медалью за героическое взятие Берлина. (Приложение 2) Прадед Елизар говорил своим детям, что на Рейхстаге стоит и его подпись, сделанная небольшим перочинным ножиком. Он участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. Для парада отбирали в соответствии с приказом И.В. Сталина, отдавая предпочтение бойцам и офицерам, наиболее отличившимся в боях и имевшим ордена. Окончил службу в 1951 году. О том, где служил, информация засекречена, потому что подписал приказ о неразглашении тайны на 25 лет (и по сей день его потомки не владеют этой информацией). [1, 5]

В 1952 году женился на Перевощиковой Елизавете Михайловне. В совместном браке родилось шестеро детей. В Ижевске окончил курсы экскаваторщика - бульдозериста. Устроился на работу в леспромхоз Игринского района бульдозеристом (Рис 3). До пенсии прадед работал на разных тракторах (С80, С100, Т100).

Мой прадед каждый год ходил со своими товарищами на праздник День Победы, вспоминая годы страшной войны. Прадедушки не стало 1 июля 2000 года в возрасте 74 лет. Всю жизнь он был ответственным, честным, порядочным, стойким гражданином и солдатом своей Родины.

Рис. 2 Училище ФЗО Рис. 3 Работа бульдозеристом в леспромхозе

1 .2. Прапрадед Перевозчиков М.А

Мой прапрадед (дедушкин дед) Перевозчиков Михаил Алексеевич

(

Рис.4 Перевозчиков Михаил Алексеевич

Рис. 4)родился в 1906 году в Удмуртской АССР, Игринского района, посёлке Факел, Лесопункт, барак №30. Призвался в 1941 году в возрасте 35 лет. Имел звание сержанта в 5 стрелковой девизии. Начал свой боевой путь с Минска Белорусской ССР. (Приложение 3) В результате отступлений 1941 года он участвовал в оборонительных сражениях под Минском.  Не хватало оружия, боеприпасов, связи и координации. Мойпрапрадед в результате отступлений армии оказался в Тульской области, почти под Москвой, где и был убит в оборонительном бою 13 февраля 1943 года. (Приложение 3) Источником информации боевого пути, месте захоронения и именного списка безвозвратных потерь с фамилией и именем прапрадеда послужил ресурс «Память народа». Михаил Алексеевич похоронен в деревне Городище Тульской области. [3,4,5]

1 .3. Прапрадед Шабуров Н.А

Ш

Рис. 5 Шабуров Николай Александрович

абуров Николай Александрович - дядя моей бабушки. (Рис.5) Родился в 1919 году в селе Факел Игринского района. Закончил Факельскую школу, 10 классов. После школы работал на Факельском стеклозаводе один год. Потом призвался в Красную Армию. Начал свой военный путь с 20 лет. Прошел Финскую войну с 1939 года, неся службу и не возвращаясь в родное село, продолжил служить в вооруженых силах Советской Армии. В 1941 году с первых дней призвался на фронт. По рассказу прабабушки, мама Николая, Мария Капитоновна, до последнего дня оплакивала Николеньку (так называла его любя) и каждый год в день его рождения покупала внучкам кулек конфет. Мои родственники не знали, где он воевал и как погиб. Остались лишь его награды. Благодаря информационым ресурсам таким как «Память народа», «Книга памяти», мы узнали информацию о боевых подвигах Николая. За первый год службы ему было присвоено звание сержанта в должности начальник радиостанции штабной батареи. В архиве «Память народа» были обнародованы его подвиги, а также полученные медали в ходе войны. [3]

Вот первая выписка из архива о получении медали «За боевые заслуги».

«Начальника радиостанции штабной батареи сержанта Шабурова Николая Александровича за то, что он в наступательном бою на участке Дубовик – Якимово 25 ноября 1942 года под сильным артиллерийским огнем противника держал связь с радийным танком арткорректировщиком. Пять раз под обстрелом исправлял антенны, тем самым обеспечил взаимодействие танков и артиллерии». (Приложение 4) [3,4]

Вторая выписка из архива «Память народа» датирована 1943 годом о награждении товарища Шабурова Николая Александровича медалью «За отвагу».

«Начальника радиостанции взвода управления 1–го дивизиона сержанта Шабурова Н.А. за то, что он в бою 14.09.1943г. в районе севернее Клячино Пречистенского района Смоленской области находясь на ПНЛ Дивизиона, обеспечил радиосвязь с огненными позициями батарей. Во время контратаки противника взрывом мины было разбито укрытие и повреждена рация. Товарищ Шабуров под сильным минометным и пулеметным обстрелом противника быстро исправил повреждение и передал команду на батарею об открытии огня, что дало возможность дивизиону отбить контратаку противника, при этом было убито до 40 солдат и уничтожено три пулемета противника. Способствовал продвижению нашей пехоты вперед и овладению противотанковым рвом и деревней Вежечек». (Приложение 4) [3,4]

В 1944 году Николай получил орден «Красной Звезды» в бою за город Витебск. В момент порыва телефонной связи восстановил эту связь, что дало возможность уничтожить огневые точки противника и не допустить, чтобы противник взорвал переправу. В результате наши войска овладели центральной частью города. (Приложение 4) [3,4]

В этом же, 1944 году, в сентябре он получил Орден Отечественной войны I степени. В бою за город Лецава Латвийской ССР ночью наладил телефонную связь и давал наводки нашим войскам. В результате враг был уничтожен, а наша армия ворвалась в город и освободила его. [3,4]

«В бою 17.09.1944 года за г.Лецава, Латвийской ССР находясь в боевых порядках пехоты держал бесперебойную радиосвязь со штабом дивизиона. В момент контратаки противника в ночных условиях под сильным арт. минометным и пулеметным огнем противника развернул радиостанцию и дал целеуказания, что дало возможность отразить контратаку противника, поддержанную самоходными орудиями, при этом уничтожено 4 пулемета и до 2 – х взводов пехоты противника. В результате наша пехота ворвалась в город и заняла его. [2,3,4]

23 сентября 1944 года, не дожив полгода до победы нашей доблестной Красной Армии, Николай погиб в бою за город Балдоне Латвийской ССР. В момент порыва связи, под сильным пулеметным огнем противника, уже будучи раненым, развернул радиосвязь и до последнего вздоха продолжал работать, что позволило войти в город нашим войскам и завладеть им. Оригинал записи о последних минутах жизни Николая Шабурова мы нашли наинформационном ресурсе «Подвиг народа». (Приложение 4) [3]

Николай Александрович похоронен в Латвийской ССР, в Рижский р-не, Балдоне с/с, п. Балдоне, ул. Рижская, 9, братское кладбище 13, могила 3, место 4. [2,3,4]

Мой прадед Шабуров Николай, являясь совсем молодым парнем, отдал свою жизнь за Родину. Не жалея себя, он стойко стоял перед лицом смерти ради мирного неба над головой и ради нас, его будущих потомков.Для нашей семьи и Родины он - герой.

Рис. 6 Шабуров Н.А. на Финской войне

1 .4. Прапрадед Шабуров В.А

Дядя бабушки, младший брат Николая

Александровича Шабурова.

Ш

Рис.7 Шабуров Василий Александрович

абуров Василий Александрович (Рис.7) родился в 1925 году в селе Факел Игринского района Удмуртской АССР. Окончил Факельскую среднюю школу, 10 классов. В 1942 году в возрасте 17 лет, добавив себе год возраста, отправился на войну. Василий воевал в зенитном артиллерийском полку под командованием К.К. Рокоссовского и участвовал в разгроме фашистских войск на Курской дуге. Прошел всю войну. Был награжден орденом Славы III степени в 1945 году за исключительную стойкость и мужество. При сильном обстреле и бомбежке вражеских сил, продолжал вести огонь, в результате чего взводу удалось сбить 4 вражеских самолета. Наградной лист и запись хранится в ресурсе «Народный подвиг». (Приложение 5) [3,4,5]

Шабуров Василий Александрович вернулся домой в 1949 году. После восстановления города Кёнигсберга (ныне Калининград). Прапрадед после войны жил в родном посёлке Факел Игринского района, женился, имел двух детей, работал на стекольном заводе. К сожалению, после войны прожил недолго. Его мучали головные боли, умер от обширного инфаркта в 1973 году. Его супруга, Шабурова Раиса Андреевна, тоже всю жизнь работала на стекольном заводе, была участником трудового фронта. Ей присвоено звание «Ветеран труда». Скончалась супруга 2017 году.

1.5. Прапрадед Шулепов Ф.С.

Мой прапрадед (бабушкин дед) Шулепов Филипп Савельевич родился 9 января в 1916 году. (Рис. 8 )Закончил 10 классов школы.

 

Рис.8 Шулепов Филипп Савельевич

До войны он работал заведующим Факельской средней общеобразовательной школы.Женился в 1935 году, в браке родилось двое сыновей. Когда его призвали на войну, сыновьям было пять и три года. В 25 лет Филипп Савельевич попадает на фронт. К сожалению, его служба засекречена, ни на одном портале о ВОВ не найдено ни одной записи о его службе. Мы думаем, что его служба была связана с разведкой и информация засекречена, либо ее удалили. Но мы узнали, что он воевал в звании младшего лейтенанта и прошел всю войну. [3] Вернулся домой в 1946 году, где его ждала супруга Шулепова Татьяна Николаевна с двумя сыновьями. Во время войны супруга Шулепова Т.Н. работала в фельдшерском пункте старшей медсестрой.

В тяжелое послевоенное время на берегу реки Лоза Игринского района, около железной дороги, прадед открыл школу. От 27 марта 1947 года Филипп Савельевич Шулепов (фронтовик, учитель начальных классов) был назначен заведующим начальной школы №45. (Приложение 6) В 1960 году произошло переименование школы №45 в школу №19. В 1996 году школа была переименована в среднюю общеобразовательную школу № 5 Игринского района. В 1965 году прапрадед стал заместителем председателя исполкома Игринского райсовета. Закончил свою трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию. Прадеду была назначена повышенная пенсия, за заслуги. Ушёл из жизни в 1987 году.

Глава 2. Я – внучка победителей

2.1. Храним память

Мои дедушка Русских Михаил Елизарович и бабушка Шулепова Елена Геннадьевна вместе с моей мамой собрали архив документов о прапрадедах. В архиве нашей семьи бережно хранятся все фотографии, награды и документы родственников - участников страшной войны. В память о славных родных моя бабушка Елена Геннадьевна написала две заметки о сыновьях своей бабушки в газете Игринского района «Светлый путь». В 2017 году рассказала о Николае Александровиче Шабурове в статье «Чтим подвиг наших героев» , а в 2018 году - о Василии Александровиче Шабурове в статье «Герои -сыновья моей бабушки». (Приложение 7)

В память о своих родных -героях и страшных событиях ВОВ участвую в различных мероприятиях: (Приложение 7)

1. Собранный материал о прадедушках я оформила в презентации и рассказала своим одноклассникам во 2-ом классе на уроке чтения по теме к Дню Победы.

2. Участвовала в школьном конкурсе чтецов, посвященном 78- ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в мае 2023 года (2 класс). За выступление получила грамоту за 1 место.

3. Участвовала в городском конкурсе стихов «Поэзия, опалённая войной» в Доме дружбы народов, в апреле 2024 (3 класс). Вручили Диплом за победу.

4. Вместе с одноклассниками участвовала в городском конкурсе «Дорогами поколений» от Дома дружбы народов с коллективной проектной работой в 2024 году (3 класс), где каждый рассказал о своём герое семьи. Стали победителями в семейном фотоконкурсе «Дорогами поколений» в номинации «Слово о подвиге». Вручили Диплом.

5. Участвовала во Всероссийской молодежной акции «Наши семейные книги Памяти» в ГИПУ в 2024, 2025 годах (3, 4 класс). Рассказала о своём прадеде Русских Е.К. и Шабурове Н.А. Имеется Сертификат.

6. Участвовала в патриотическом конкурсе рисунков «Защитники на все времена» в Музейно – выставочном комплексе «Идна» в 2024году (3в класс). Имеется Сертификат.

7.Участвовала в школьном концерте к Дню Победы – чтение стихов о войне с одноклассниками в 2022 году (1 класс) и в 2024 году (3 класс)

8.Каждый год с классом в мае принимаем участие в Акции «Георгиевская ленточка», «Окна Победы» . Мы с ребятами изготовляем символы героизма, воинской доблести и славы защитников России и вручаем их жителям нашего города, а также поздравляем с наступающим Днем Победы.

9. 18 января стартовала патриотическая акция "Блокадная ласточка" (символ надежды). Мы с одноклассниками участвовали в мастер-классе.

10. В нашей школе проходит онлайн- акция стихов, посвященных важным событиям нашей истории в Великой Отечественной войне. Я тоже рассказала стихотворение Сергея Сухонина «Две сестры бежали от войны».
Мы верим, что творчество помогает сохранить память и передать чувства, которые не оставляют нас равнодушными.

11. Участвовала в Республиканском конкурсе видеоисторий «Война. Победа. Память» в честь 80-летия Великой Победы. В номинации «Я посвящаю фронту» рассказала о прадедушке. Имеется сертификат.

12. В день Победы наша семья участвует в акции «Бессмертный полк» в Глазове с фотографией прадеда Русских Елизара Кузьмича. В 2024 году наша семья принимала участие в акции «Бессмертный полк» в Игринском районе на родине наших предков. (Приложение 7)

Вывод: Я никого из прадедов не видела, но я горжусь своими родными, которые героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Их подвиг и вклад в Победу навсегда останутся для нашей семьи примером мужества и стойкости. Мы все должны гордиться нашими предками, которые отстояли независимость нашей Родины. Мы обязаны помнить, какой ценой досталась Победа, и чтить их память. И всю память про героев мы должны сохранить и передать.

2.2. Анкетирование

В рамках подготовки творческой и исследовательской работ меня заинтересовал вопрос: знают ли мои сверстники о Великой Отечественной войне и о своих родственниках, участвовавших в ней. Мы решили провести анкетирование среди учащихся 4 классов. (Приложение 8)

В анкетировании приняли участие 38 учащихся 4-ых классов. По результатам анкетирования выяснилось, 100% опрошенных считают, что в современном обществе актуальна тема ВОВ. 77% считают, что для семей дата 9 Мая является днем памяти погибших. 40 % празднуют этот праздник в семье. 100% считают, что следует познакомиться с историей этого праздника. 40% имеют представление о войне из источников (из рассказов, телепередач). 65% указали, что в их семьях были или есть родственники, которые участвовали в Великой Отечественной войне.   65 % отметили, что родители рассказывали про ВОВ. (Приложение 9)

Таким образом, выяснилось, что не у всех детей есть представление о ВОВ. Поэтому я предложила ребятам найти, узнать информацию о Великой Отечественной войне, о своих родных, участниках ВОВ, и рассказать о них на классном часе. Я побывала у учащихся 4 –х классов на классном часе и рассказала о своих прадедушках.

Вывод: считаем, что нашему поколению необходимо помнить эту страшную войну и её героев,нельзя забывать наших прадедов, надо помнить о них с великой благодарностью, хранить память о них.

Заключение

В результате изучения семейных архивов, поиска информации о прадедушках в интернете, бесед с родственниками, исследований в ходе работы, поставленные цели и задачи были достигнуты.

Таким образом, выдвинутые перед началом работы гипотезы, полностью подтвердились. Война настигла и нашу семью, отразилась в судьбе каждого из них. Мои предки, проживавшие в то время, не остались в стороне. Они тоже приближали победу своими подвигами. Своих прадедов, фронтовиков, участников военных действий, я в живых не застала. О своих родных, которые жили во время Великой Отечественной войны, я узнала и рассказала в своей работе. Я горжусь моими предками!

Все дальше уходят вглубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Мы вспоминаем о той далекой войне все реже, все меньше. Но забыть вовсе не имеем права. Это все равно, что жестоко предать тех, кто добывал для нас мир, беззаботное детство, счастливую мирную жизнь. Кто умирал на той войне с таким достоинством, что смерть становилась началом бессмертия.

Годы Отечественной войны 1941-1945 годов не забудутся никогда. Чем дальше они от нас по времени, тем живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и снова сердце в груди будет биться сильно-сильно, снова выступят на глазах слезы. Слезы жалости и гордости. Люди, как и деревья, не могут жить без своих корней. Подвиги прадедов – это крылья для нас, внуков и правнуков ветеранов Великой Отечественной войны, источник нашей жизнестойкости. И нам, молодому, подрастающему поколению надо стараться быть достойными памяти своих дедов и прадедов, отдавая дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Список литературы и источников

  1. Книга Памяти : Т.2 / Составители И.В. Стремоусов, К.Ф. Богданова, Н.А. Ворожцов, К.И. Фоминых , П.А. Захарычев. — Ижевск : Удмуртия, 1993- — Ижевск : Удмуртия, 1994. — 456, с. ISBN 5 – 7659 – 0539 – 0

Интернет-ресурсы

  1. Военная историческая библиотека (Электронный ресурс): https://web.archive.org/web/20170123214047/http://ens.mil.ru/science/lib_gs/about.htm

  2. Обобщенный банк данных «Мемориал» (Электронный ресурс): https://web.archive.org/web/20201024225951/https://obd-memorial.ru/html/index.html

  3. Память народа (Электронный ресурс): https://web.archive.org/web/20170429060131/https://pamyat-naroda.ru/

  4. Подвиг народа (Электронный ресурс): https://web.archive.org/web/20170203080108/http://podvignaroda.ru/

  5. Центральный архив. Министерства Обороны РФ (Электронный ресурс):

https://web.archive.org/web/20170211215150/http://archive.mil.ru/archival_service/central.htm

Приложение 1. Документы Русских Е.К.

Свидетельство о рождении Русских Е.К. Справка. Ранение правой кисти

Удостоверение об окончании санитарных инструкторов

Приложение 2 . Награды Русских Е.К.

Удостоверение Русских Е.К. за участие в героическом штурме и взятии БЕРЛИНА 2 мая 1945г

Медаль «За боевые заслуги» Орден Отечественной войны I степени

Дата документа: 08.06.1967 Дата документа: 06.04.1985

Приложение 3. Информация о Перевозчикове М.А.

Боевой путь Перевозчикова Михаила Алексеевича

Именной список безвозвратных потерь

Приложение 4. Награды Шабурова Н.А.

Медаль «За боевые заслуги»

Шабурова Н.А.

Дата подвига: 25.11.1942

№ записи: 16878681

Медаль «За отвагу»

Шабурова Н.А.

Дата подвига: 14.09. 1943

Дата документа о награждении 27.09.1943

О рден Красной Звезды

Шабурова Н.А.

Дата подвига: 25.06. 1944

Дата документа о награждении 18.07.1944

Орден Отечественной войны I степени

Шабурова Н.А.

Дата подвига: 17.09. 1944

Дата документа о награждении 23.09.1944

П риложение 5. Награды Шабурова В.А.

Орден Славы III степени

Шабурова В.А.

Дата подвига: 29.04.1945

документа о награждении 18.05.1945

Приложение 6. Фотографии Шулепова Ф.С.

 

Фото 1949 - 1950гг. сделано возле здания школы № 45. Перед вами ученики 4 класса. Вместе с ними на фото в центре сидит Шулепов Филипп Савельевич - директор школы.

Приложение 7. Храним память

Газета Игринского района «Светлый путь » 2017г.

Статья о Николае Александровиче Шабурове «Чтим подвиг наших героев»

Статья о Василии Александровиче Шабурове

«Герои -сыновья моей бабушки»

Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященном 78- ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Участие в городском конкурсе «Дорогами поколений» от Дома дружбы народов с коллективной проектной работой в 2024 году

Онлайн - акция стихов. Сергей Сухонин «Две сестры бежали от войны»

Участие в акции «Бессмертный полк»

Приложение 8. Анкета

Вопросы анкеты:

1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни? (Да, нет.)

2. Чем для вас и членов вашей семьи является дата 9 мая? (Праздником Великой Победы. Дополнительным выходным.)

3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? (Да, нет.)

4. Как Вы считаете, следует ли знакомиться с историей этого праздника? (Да, нет.)

5. Имеете ли вы представление о войне? Из каких источников? ( Из рассказов взрослых, телепередач и кинофильмов, затрудняюсь ответить.)

6. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны? (Да, нет.)

7. Рассказывали ли вам родители о ВОВ? (Да, нет.)

Приложение 9. Диаграммы

Просмотров работы: 493