Введение
В этом году наша страна отмечает важнейшее событие отечественной и мировой истории, 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Наши предки тогда в кровопролитных боях отстояли нашу свободу и освободили мир от фашизма и нацизма. Я уже давно интересуюсь историей той войны, в прошлом году подготовила на краеведческие чтения фронтовую биографию Василия Ивановича Андреева, а также написала статью о своём прадеде Петре Григорьевиче Лисицыне.
Я решила продолжить свои исследования в этом направлении. Особенно меня заинтересовала «Дорога жизни», которая помогала разрывать блокадное кольцо Ленинграда, чем спасла от голодной смерти миллионы людей.
«Дорога жизни» – это автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. С ноября 1941 г. по март 1943 гг. по ней перевозили самые разные грузы. Зимой на машинах, санях и буерах везли в осаждённый город продовольствие и боеприпасы, назад машины эвакуировали женщин и детей. Когда воды Ладоги освобождались ото льда, грузы перевозили баржи и корабли Ладожской военной флотилии (Приложение 1).
Учитель истории рассказал мне об организации «Дороги жизни», как же это всё было сложно, нужно было подготовить инфраструктуру (причалы, автомобильные, железные дороги и склады) и обеспечить охрану перевозок от воздушных налётов и артиллерийских обстрелов. Тысячи солдат трудились на «Дороге жизни» разрывая блокадное кольцо, которое душило ленинградцев и бойцов Ленинградского фронта голодом и холодом. Из материалов школьного музея узнала, что двое наших земляков: Иван Кузьмич Колесов и Сергей Иванович Робинов не просто обороняли Ленинград, но участвовали в работе знаменитой «Дороги жизни», я решила написать о них исследовательскую работу.
Цель моей исследовательской работы: написание доклада о моих земляках, которые в годы Великой Отечественной войны участвовали в работе знаменитой «Дороги жизни», чем разрывали блокадное кольцо Ленинграда.
Задачи:
1. Собрать материалы в школьном музее, библиотеке и Интернете.
2. Изучить собранный материал и сравнить сведения полученные из разных источников.
3. Написать фронтовые биографии Ивана Кузьмича Колесова и Сергея Ивановича Робинова, оценив их вклад в обеспечение работы «Дороги жизни».
4. Презентовать мою исследовательскую работу на XXV международном конкурсе «Старт в науке».
Источники и литература
Для написания исследовательской работы мной была собрана самая разнообразная информация.
В школьном музее боевой и трудовой славы, мне предоставили воспоминания ветеранов записанные с их слов.
В Интернете на сайте «Память народа», нашла учётные карточки бойцов и документы с пересыльных пунктов, из которых можно было узнать о дате их призыва на военную службу, сведения о ранениях и военных частях. Наградной лист Ивана Кузьмича Колесова рассказал о его подвиге. Большую помощь нам оказал сын ветерана Владимир Сергеевич Робинов, он рассказал нам о своём отце, дав дополнительную информацию о его военных и трудовых подвигах.
Кроме исторических источников, я изучила специальную литературу: статьи и книги военных историков, в которых описывались вооружения, военная техника и события той войны.
Мне удалось собрать достаточно источников информации, что позволяет мне написать фронтовые биографии моих земляков, которые в годы Великой Отечественной войны разрывали блокадное кольцо, чем спасли Ленинград и приблизили нашу Победу.
§ 1. Иван Кузьмич Колесов
Иван Кузьмич Колесов родился 30 ноября 1919 года в деревне Дудино, Кашинского района. В 1939 году был призван в армию, где получил военную специальность шофёра. Военная часть, где служил Иван Кузьмич, размещалась в Прибалтике, недалеко от границы. Обстановка была тревожной, немцы устраивали провокации, 18 июня 1941 года часть подняли по тревоге. 22 июня был выходной, многие командиры были дома, когда немецкие самолёты начали бомбить нашу территорию, началась война.
Части Красной армии с жестокими боями отходили на запад, чтобы избежать окружения. Иван Кузьмич вместе со своим подразделением добрался до города Луги, где его присоединили к авиационному полку.
В начале блокады Ленинграда, он стал служить на Волховском фронте в 59 армии. Город на Неве задыхался во вражеском кольце, только Ладожское озеро соединяло его с внешним миром. В ноябре 1941 года Ладога покрылась льдом, и в Ленинграде начался жестокий голод, поёк сократился до минимума, рабочий получал 250 граммов хлеба, ребёнок 125.
Чтобы спасти Ленинград, по льду Ладожского озера была проложена ледовая трасса – знаменитая «Дорога жизни». Иван Кузьмич стал работать на ней, как военный шофёр. На своей полуторке он неоднократно совершал рейсы по коварному льду Ладоги. В Ленинград везли продовольствие и боеприпасы, на обратном пути эвакуировали из города женщин и детей, везли продукцию военных заводов, которые продолжали свою работу.
Иван Кузьмич вспоминал, что поездки по «Дороге жизни» стали для него самым страшным испытанием в жизни, особенно ему запомнились ночные рейсы. Немцы освещали озеро прожекторами и вели постоянный артиллерийский обстрел. Передвигаться ночью было трудно, ведь в темноте можно было сбиться в пути и провалиться под лёд в промоину или участок льда разрушенного бомбой (Приложение 2).
Иван Кузьмич Колесов осознавал всю важность своей работы, ведь от своевременно доставленного продовольствия зависела жизнь осаждённого врагом города. «Каждая полуторная машина везёт продовольствия на 10 тысяч пайков, 10 тысяч человек. Водитель, спаси эти жизни»! – такая табличка встречала каждого водителя, съезжающего на лёд ладожской «Дороги жизни». Мысль об этом гнала вперёд почти 5 тысяч шофёров, обслуживавших трассу, на протяжении двух зим её работы.
Всего за самую страшную блокадную зиму 1941-1942 годов работавшие на дороге жизни водители доставили в Ленинград 361 тысячу тонн грузов, в том числе 262 тысячи тонн продовольствия, и вывезли полмиллиона людей – в основном женщин и детей. Благодаря их работе с 25 декабря 1941 г. в городе норма хлеба по рабочей карточке была увеличена на 100 граммов, по карточкам служащих, иждивенцев и детей – на 75 граммов. Для многих ленинградцев это стало спасением.
После окончания «ледовой навигации» Иван Кузьмич стал служить водителем в 52 миномётном полку, подвозил боеприпасы и эвакуировал раненых, сам при этом был несколько раз ранен.
25 января 1943 года Иван Кузьмич получил тяжёлое ранение и был переправлен в госпиталь города Барановичи. После излечения его отправили служить в запасной авиационный полк. Служить в запасном полку легче, чем на передовой, но Иван Кузьмич рвался в бой и добился перевода в 534 миномётный полк. Служил водителем, за отличие в службе получил звание младшего сержанта.
В начале 1944 г. Иван Кузьмич совершил подвиг, за который его наградили медалью «За боевые заслуги». Из наградного листа мы узнаём, что необходимо наградить: «Шофёра 3 батареи Колесова Ивана Кузьмича за то, что он в бою 25.01.1944 г., под сильным артиллерийским огнём противника, снабжал батарею боеприпасами, несмотря на огонь противника, он своевременно снабжал батарею боеприпасами. В том бою был ранен. Имеет два ранения» (Приложение 3).
Тяжёлые ранения дали о себе знать и Иван Кузьмич был отправлен в госпиталь, в Москву. После излечения ему дали отпуск домой на 10 дней. Из дома уезжал с тяжёлым чувством, в деревне не хватало рабочих рук, ведь все трудоспособные мужчины ушли на фронт.
Из-за тяжёлых ранений Ивана Кузьмича направили служить в запасной авиационный полк в город Савёлово, там он служил до окончания войны. За участие в Великой Отечественной войне его наградили медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».
Вернувшийся домой Иван Кузьмич Колесов пошёл работать в колхоз «Красная звезда». Трудился шофёром и 16 лет возил председателя колхоза Ивана Васильевича Тятюшкина. Несмотря на тяжёлые ранения, полученные на фронте, работал шофёром, пока ему не исполнилось 70 лет (Приложение 4).
§ 2. Сергей Иванович Робинов
Сергей Иванович Робинов родился 25 сентября 1924 года в деревне Борщово, Кашинского района. Учился в семилётней Туровской школе, после её окончания работал в колхозе.
По воспоминаниям Сергея Ивановича, работали в основном вручную, он пахал, сеял, косил и убирал урожай. Работали от восхода солнца и до захода. За хорошую работу, правление колхоза не раз премировало, его фамилия была написана на красной доске почёта.
Весть о начале войны застала Сергея Ивановича в поле, где он вместе с другими колхозниками убирал сено. Все побежали в Туровскую школу, где было радио. Там прослушали речь Молотова о вероломном нападении Германии на Советский Союз, поклялись работать так, чтобы обеспечить фронт всем необходимым. Вносили деньги в фонд обороны. Мама Сергея Ивановича внесла в фонд обороны 200 рублей и шерстяные носки с варежками.
В сентябре 1942 года Сергея Ивановича призвали в армию. Сначала отправили в город Дмитров, где он прошёл краткий курс обучения военному делу. В ноябре 1942 года отправили на Ленинградский фронт. Сергей Иванович попал служить в железнодорожный батальон.
Железнодорожные войска, только на первый взгляд могут показаться негероическими и второстепенными, на самом деле они призваны обеспечивать бесперебойное движение по железным дорогам войск, военной техники, боеприпасов и продовольствия. Железные дороги – кровеносная система армии, без них невозможно провести ни одной крупной наступательной или оборонительной операции.
Страшную ленинградскую блокаду прорывали не только лётчики, моряки и водители, но и воины-железнодорожники. Они обеспечивали движение поездов к причалам на берегу Ладожского озера, откуда грузы перемещались на машины и корабли Ладожской флотилии. В марте 1943 г. с прорывом блокадного кольца, в Ленинград была проложена железная дорога «Победы», которую проложили воины железнодорожных частей.
Железнодорожный батальон, в котором служил Сергей Иванович с ноября 1942 по январь 1943 г., обеспечивал топливом паровозы. Немецкая авиация постоянно бомбила железнодорожные пути. Сергей Иванович вспоминал: «От налётов авиации были большие потери, многих товарищей похоронил на ленинградской земле. Но сомкнуть кольцо блокады и задушить Ленинград голодом враг не смог. Бесперебойно работала «Дорога жизни» по Ладожскому озеру. Наш батальон обеспечивал бесперебойный проезд по железной дороге всех воинских эшелонов с продовольствием Ленинграду. Железнодорожники не только обеспечивали топливом паровозы, но и ремонтировали повреждённые артиллерийскими обстрелами и бомбежками железнодорожные пути (Приложение 5).
После прорыва в январе 1943 блокады Ленинграда, в марте стала функционировать железная дорога «Победы», по ней в город доставлялась большая часть грузов. Железнодорожный батальон был переброшен с Ленинградского фронта на Волховский. Сергей Иванович Робинов принимал участие в срочном восстановлении моста через реку Волхов. Мост был очень важным, так как он обеспечивал бесперебойный проезд всех воинских эшелонов на фронт.
После Волховского фронта, батальон перебросили на Карельский фронт. Там восстанавливали железнодорожный мост через реку Свирь. Река была бурная и своенравная, но это не остановило наших бойцов, мост был сдан раньше срока и поезда с техникой и боеприпасами пошли на фронт к Выборгу.
Сергей Иванович Робинов служил на третьем Прибалтийском фронте, он с боями прошёл всю Прибалтику и Восточную Пруссию.
Фронтовые дороги Сергея Ивановича были полны опасностями, он был ранен в ногу, подорвался на мине, получил тяжёлую контузию во время бомбёжки под Ленинградом. По воспоминаниям его младшего сына Владимира, в конце войны старшина Сергей Иванович Робинов оказался в госпитале из-за осложнений от тяжёлой контузии. В результате бомбёжки госпиталя, сгорели его документы, из-за чего уже после войны у него возникли проблемы с их восстановлением.
По воспоминаниям Сергея Ивановича Робинова, мы узнаём, что война для него закончилась на территории Украины, куда его часть послали с особым заданием.
За военные подвиги Сергей Иванович Робинов был награждён медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга» и «За победу над Германией».
Домой Сергей Иванович вернулся в сентябре 1946 года и сразу взялся за колхозные работы. Его мучили раны и последствия тяжёлой контузии полученной под Ленинградом. Несмотря на проблемы со здоровьем, Сергей Иванович много и упорно трудился. С 1965 стал работать в животноводстве, был заведующим фермой в деревне Борщёво. За примерный и ударный труд, его наградили орденом «Знак Почёта» (Приложение 6).
Заключение
В результате моей исследовательской работы, мне удалось написать фронтовые биографии моих земляков, которые своей самоотверженной службой на «Дороге жизни» разрывали страшное блокадное кольцо Ленинграда, чем приближали нашу великую Победу.
Иван Кузьмич Колесов был военным шофёром и возил по льду Ладожского озера продукты в самое трудное для Ленинграда время. Даже тяжёлые ранения не мешали ему каждый раз возвращаться в строй.
Сергей Иванович Робинов был воином-железнодорожником, он обеспечивал бесперебойное движение воинских эшелонов сначала к Ладожскому озеру, затем и в сам Ленинград. Неоднократно раненый и контуженый, он всегда стремился быть на передовой.
Оценивая вклад моих земляков в обеспечение работы «Дороги жизни» в Ленинград, хочу отметить, что оба мои героя были простыми солдатами, они не командовали фронтами и армиями, не принимали важные военные и политические решения, тем не менее, они своим самоотверженным трудом внесли свой вклад в победу нашего народа над фашизмом. После войны, не смотря на последствия тяжелых ранений, они нашли себя в мирной жизни, занимаясь любимым делом, достигли больших успехов в труде и стали уважаемыми людьми.
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Воспоминания Ивана Кузьмича Колесова (записанные с его слов). Материалы школьного музея МБОУ Булатовская СОШ.
2. Воспоминания Сергея Ивановича Робинова (записанные с его слов). Материалы школьного музея МБОУ Булатовская СОШ.
3. Документы Ивана Кузьмича Колесова размещённые на сайте «Память народа». Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/heroes/
4. Документы Сергея Ивановича Робинова размещённые на сайте «Память народа». Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/heroes/
Литература:
1. Балябина М. Дорога жизни – 30 километров по тонкому льду (Электронный ресурс). Режим доступа: https://vk.com/galereyaalmet
2. Иванов В. Я не сдамся: истории из дневника непокорённого Ленинграда (Электронный ресурс). Режим доступа: https://vk.com/galereyaalmet
3. Кудряшов К. Герои дороги жизни (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/doroga-zhizni-shedevr-logistiki-kotoryj-poyavilsya-na-ldu-ladozhskogo-ozera-v-1941-godu/
4. Как поезда из «коридора смерти» вышли на Дорогу Победы (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.spb.kp.ru/best/spb/doroga-pobedy/
5. Приемская Евгения. Ледовая дорога жизни: подвиг водителей (Электронный ресурс). Режим доступа: https://iz.ru/news/646783
6. Первая ледовая трасса (Электронный ресурс). Режим доступа: https://vk.com/club185900962
7. Старостенков Н. В. Роль железнодорожников в обороне Ленинграда. // Железнодорожные войска России. Том 2 (Электронный ресурс). Режим доступа: https://volhovogni.ru/articles/media/2023/2/14/rol-zheleznodorozhnikov-v-oborone-leningrada/
8. Трофимов А. Начало «Дороги жизни» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://vk.com/bookmarks?from_menu=1
Приложение 1. «Дорога жизни»
Приложение 2. Труд военного шофёра
Приложение 3. Наградить медалью «За боевые заслуги»
Приложение 4. Иван Кузьмич Колесов.
Приложение 5. Труд воинов-железнодорожников.
Приложение 6. Сергей Иванович Робинов.