«Один герой двух городов» («По памятным местам героя-лётчика А. В. Оборина»)

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Один герой двух городов» («По памятным местам героя-лётчика А. В. Оборина»)

Наконечный Д.С. 1
1МАОУ Гимназия г. Нытвы, 6 класс
Безбородова М.С. 1
1МАОУ ДО "Дом детского творчества" г. Нытва
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Как вы думаете, что объединяет два небольших города Нытву и Лысьву в Пермском крае? Да, их названия похожи, они имеют общие корни -ва, что в переводе с коми-пермяцкого языка означает «вода», «река». Только Нытва - зелёная вода, а Лысьва - «лесная вода». Да, в обоих городах есть пруд. Да, в обоих городах развита промышленность. Но, как выясняется, не только это. Объединяет эти два города один человек и в обоих городах этот человек является Героем. Конечно, Героем он является для всего Советского Союза, а ныне России и союзных государств, но в этих двух небольших городках он снискал особую славу и почёт. Это герой-лётчик Александр Васильевич Оборин. Чем же так уникален наш Герой? Об этом вы точно узнаете, посетив наш туристический маршрут, который называется, «Один герой двух городов» или «По памятным местам героя-лётчика А. В. Оборина».

Этот маршрут задуман как дань памяти и уважения выдающемуся советскому лётчику, Герою Советского Союза Александру Васильевичу Оборину. Он призван не только рассказать о жизни и подвигах героя, но и познакомить с местами, которые были связаны с его судьбой, вдохновить на патриотизм и сохранить память о Великой Отечественной войне.
Цель маршрута:
Сохранение памяти:
Главная цель – увековечение памяти об Александре Васильевиче Оборине, его героизме и вкладе в Победу.
Патриотическое воспитание: Маршрут направлен на воспитание у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну, уважения к подвигам советских людей и понимания важности мира.
Популяризация истории: Знакомство с биографией Оборина и событиями Великой Отечественной войны, связанными с его именем, способствует расширению исторических знаний и формированию объективного взгляда на прошлое.
Развитие туризма: Маршрут может стать привлекательным туристическим объектом, способствующим развитию региона и привлечению посетителей.
Задачи маршрута:
-Определить памятные места для посещения, связанные с А.В. Обориным, в рамках маршрута;
-Собрать и систематизироватьматериал о жизни, боевом пути и подвигах Оборина, включая фотографии, документы, воспоминания современников и другие материалы.
-В рамках маршрута организовать проведение экскурсий и мероприятий: тематических уроков, встреч с ветеранами, патриотических акций и других мероприятий, направленных на популяризацию памяти об А.В. Оборине.
Реализация этого маршрута позволит сохранить память о подвиге Александра Васильевича Оборина, передать её будущим поколениям и внести вклад в патриотическое воспитание граждан. Он станет важным элементом в сохранении исторической памяти и укреплении связи между прошлым и настоящим.

 

Глава 1
1.1 Что такое подвиг?

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова так даёт определение слову подвиг — героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях.

Эталоном ратного подвига по праву стал воздушный таран, когда лётчик, ставя на карту собственную жизнь, обрушивает во имя победы удар своей машины на самолёт врага.

Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу страны.

За время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов (точное количество неизвестно, так как исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). 35 лётчиков совершили по два тарана. И одним из этих 35 человек является наш земляк, которого почитают сразу в двух городах Пермского края - в Нытве и в Лысьве, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ОБОРИН. Для того, чтобы узнать нашего героя поближе, предлагаю познакомиться с его биографией.

1.2 Знакомство с биографией А.В. Оборина.

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ОБОРИН родился 20 марта 1908 года в деревне Нижняя Гаревая. Детство и юность его прошли в Нытве. Учился в Нытвенской запрудской земской начальной школе (ныне здание спортивной школы). Подростком поступил в листокатальный цех Нытвенского завода. Затем переехал в г. Лысьва и с 1927 по 1929 год работал машинистом листопрокатного цеха Лысьвенского завода. С 1929 года был призван в ряды Красной Армии. В 1932 году окончил Ленинградскую военно-теоритическую школу лётчиков, затем Энгельскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с 12 июля 1941 года. Проходил службу в 32-м "А" истребительном авиационном полку и 184-м истребительном авиационном полку. В 1942 году назначен на должность командира эскадрильи 563-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационный дивизии. В июле 1943 года назначен на должность командира 438-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 6-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт)

Командир Оборин личным примером вдохновлял боевых товарищей в воздушных схватках с фашистами …

Подполковник Оборин к августу 1944 года совершил 283 боевых вылета, в 119 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 13 самолётов противника. (1)

Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, Орденом Красной Звезды. Погиб, совершив воздушный таран, 7 августа 1944 года в районе посёлка Лагув (Польша).

Звание Героя Советского Союза Александру Васильевичу Оборину присвоено 10 апреля 1945 года. Посмертно.

1.3 Два героических тарана А.В. Оборина.

Первый таран.

9 сентября 1942 года батальонный комиссар Оборин А.В. вылетел ведущим пары «Як-1» на сопровождение штурмовиков «ИЛ-2». В районе деревни Орловки под Сталинградом их атаковало 6 истребителей противника «Me-109F» («мессершмитт»). Несмотря на численное превосходство врага, наши лётчики приняли бой, обеспечив выполнение задания штурмовикам. При возвращении на свой аэродром, наши снова были атакованы противником. Искусно маневрируя, Оборин ушёл из-под удара и сам сбил один «мессершмитт». В это время он заметил, как «немец» атакует замыкающий «Ил-2». Сделав крутой вираж, Оборин кинулся на выручку. Настигнув врага, он открыл огонь, но очередь прошла мимо. Командир повторил атаку, но боеприпасов уже не было.

Тогда решил таранить. Увеличив скорость самолёта до предела, он догнал «мессера» и ударил его левым крылом.

Русская машина оказалась крепче: немецкий самолёт потерял крыло и рухнул на землю. После тарана Оборин – на самолёте с оторванной длиной около метра от крыла консолью – продолжал сопровождать группу «ИЛов» и сел на свой аэродром только тогда, когда опасность полностью миновала.

Последний таран.

7 августа 1944 года полковник Оборин А.В. вылетел на «Як-9» (бортовой №100) в составе группы истребителей на прикрытие танкового удара 7-го гвардейского танкового корпуса генерала Рыбалко на Сандомирском плацдарме (Польша).

В районе посёлка Лагув (31 км юго-восточнее города Кельце) вступил в бой с группой бомбардировщиков «He-111», сопровождаемых истребителями «Me-109». С первой атаки наши лётчики сбили трёх «хейнкелей». Остальные, освободившись от бомб, начали уходить. Оборин решил их преследовать, но в это время его атаковали «мессеры» из группы прикрытия.

Двоих из них он сбил. Но вскоре подошла ещё одна группа из 15 самолётов противника! Несмотря на неравенство сил, наши сбили ещё двоих. Когда кончились боеприпасы, Оборин приказал из боя не выходить и имитировать атаки.

Противник пытался любой ценой прорваться к району, где сосредоточились наши танки. Тогда Оборин направил свой самолёт навстречу строю бомбардировщиков и пошёл на головную вражескую машину снизу.

- За Родину! – услышали лётчики последние слова командира.

Его истребитель врезался в брюхо фашистского бомбардировщика. Оба самолёта, объятые пламенем, рухнули на землю.

Таран ошеломил фашистов. Поспешно разгрузившись от бомб, они

повернули назад. Танкисты были спасены. Крупномасштабная войсковая операция наших войск выполнена.

Так погиб А.В. Оборин…

Командир авиадивизии, гвардии подполковник Горегляд, много раз

участвовавший вместе с Обориным в воздушных боях, в наградном листе писал: «…Подполковник А.В. Оборин был волевым командиром, душой и сердцем части. Таким остался в памяти соединения подполковник Оборин – боец и командир».

Как вы уже поняли - наш герой Александр Васильевич Оборин является уникальным человеком не только для двух городов Пермского края - Нытвы и Лысьвы, где его почитают особо, но и для всего Пермского края и для всей России. А между тем широкому кругу жителей нашей Родины он не известен. И в столь знаменательный год - год 80-летия Великой Победы, просто необходимо это исправить! В нашем городе Нытве и в Лысьве есть памятные места, связанные Героем СССР Александром Васильевичем Обориным. Я выстроил их в единый маршрут и представляю его вам. Но сначала, давайте разберёмся, в чём его особенности, уникальность и значимость для развития территории нашего округа?

Глава 2.

2.1 Особенности и уникальность маршрута

«Один герой двух городов»

(«По памятным местам героя-лётчика А. В. Оборина»)


Историческая значимость: Маршрут охватывает ключевые места, связанные с жизнью и деятельностью Оборина. Это не только памятники и мемориалы, но и здания, где он учился и работал, что позволяет глубже понять его личность и вклад в историю.
Образовательный аспект: во время экскурсии участники смогут узнать о биографии А.В. Оборина, его подвиге и вкладе в победу. Экскурсоводы представят интересные факты и истории, которые делают маршрут не только познавательным, но и вдохновляющим.
Культурное наследие: Памятные места, связанные с Обориным, находятся в живописных уголках Нытвы, что позволяет насладиться красотой природы и архитектуры города. Это создаёт уникальную атмосферу, в которой история и современность переплетаются.
Интерактивные элементы: Некоторые участки маршрута включают интерактивные элементы, например, Музей радиотехники, где возможно прикоснуться к истории, что делает путешествие более увлекательным и запоминающимся.
Уникальность маршрута заключается в том, что он не только рассказывает о подвиге конкретного человека, но и отражает дух времени, в котором жил и работал А.В. Оборин. Это путешествие позволяет осознать не только личные достижения героя, но и атмосферу той эпохи, когда каждый день был наполнен вызовами и испытаниями. Участники маршрута смогут почувствовать, как мужество и решимость Оборина вдохновляли его товарищей по оружию, а также простых людей, которые верили в победу и поддерживали фронт.
Важной частью маршрута является возможность общения с местными жителями, краеведами-любителями, участниками поискового отряда имени А.В. Оборина, которые могут поделиться своими воспоминаниями и историями, связанными с А.В. Обориным и его временем. Это создаёт уникальную связь между прошлым и настоящим, позволяя участникам увидеть, как память о герое продолжает жить в сердцах людей.
Маршрут служит важным инструментом патриотического воспитания молодежи. Знакомство с жизнью и подвигами А.В. Оборина формирует у подрастающего поколения уважение к истории своей страны, к подвигам своих предков. Это воспитание патриотизма, основанное на реальных примерах мужества и самопожертвования, помогает молодежи осознать важность исторической памяти и значимость личного вклада каждого в общее дело.
Особое внимание уделяется привлечению молодежи к участию в экскурсиях и мероприятиях, связанных с маршрутом. Это может быть реализовано через школьные программы, студенческие проекты и волонтерские инициативы. Молодые люди, вовлеченные в изучение истории, становятся не только носителями памяти, но и активными участниками сохранения культурного наследия.
Маршрут по памятным местам А.В. Оборина также способствует развитию туристической инфраструктуры Нытвы, привлечению туристов, интересующихся историей и авиацией.

2.2 Туристический маршрут «Один герой двух городов»

(По памятным местам героя-лётчика А.В. Оборина)

Итак, наш маршрут «Один герой двух городов» (По памятным местам героя-лётчика А.В. Оборина), включает в себя следующие объекты:

  1. Улица Оборина в д. Нижняя Гаревая и мемориальная доска на здании администрации Чекменёвского сельского поселения.

  2. Здание здания МБОУ ДО «ДЮСШ» (спортивной школы) с мемориальной табличкой, посвященной А.В. Оборину.

  3. Посещение проходной завода ОАО Нытва и Музея истории.

  4. Вариативная часть – посещение (по возможности, если съемка будет в г. Лысьва, либо просто приобщить фото или видеоматериал) МБУК Лысьвенский музей - Зал Славы, где экскурсоводы рассказывают о периоде жизни А.В. Оборина в г. Лысьва и  экспозицию «Музей каски», аллею Героев у Мемориала Славы, где установлен бюст А.В. Оборину в 1982 году.

  5. Посещение интерактивного Музея радиотехники в СП Альбатрос.

  6. Посещение МАОУ Гимназия г. Нытвы, здания по адресу: г. Нытва, ул. Чапаева, 22. и памятника А.В. Оборину в сквере напротив Гимназии.

  7. А завершается экскурсия посещением Стелы Герою Советского Союза

А. В. Оборину в Мемориальном комплексе «Победа» (1990).

Маршрут по г. Нытва рассчитан на один день и по г. Лысьва маршрут короче, но также рассчитан на один день.

Предлагаю рассмотреть объекты экскурсии подробнее.

  1. Знакомство с улицей А.В. Оборина в его родной деревне Нижняя Гаревая Нытвенского МО, посещение здания администрации Чекменёвского сельского поселения деревни Нижняя Гаревая, где в 2015 году установили мемориальную доску (Приложение 1). (Деревня Нижняя Гаревая находится у юго-западной границы города Нытва.Деревня известна с 1719 года как деревня Гари. В советское время здесь работали колхоз «Искра», совхоз «Маяк». До 2019 года была центром ныне упразднённого Чекменевского сельского поселения Нытвенского района.

  2. Далее наша экскурсия продолжается у здания МБОУ ДО «ДЮСШ» (спортивной школы) в г. Нытва, (ранее это была Нытвенская запрудская земская начальная школа), находится по адресу: г. Нытва, ул. Оборина, 1а. (Приложение 2). Следует отметить, что в г. Нытва одна из улиц тоже носит название «Улица Оборина». В этом здании учился наш Герой, о чем свидетельствует мемориальная табличка. Здесь возможно привести воспоминания родственников, что в детстве Александр был озорным и отчаянным, на переменах в школе скакал в лаптях по партам, а однажды весной кинулся в разлившуюся речку, в холодную воду — доставать улетевший мяч, большую ценность в то время. Но, наверное, настоящий герой и должен быть таким вот бесстрашным.

  3. Наша экскурсия продолжается. Мы говорим, что подростком, после окончания 7 классов школы, в мае 1921 г. Александр Васльевич поступил учеником в листокатальный цех Нытвенского завода. Останавливаемся у мемориальной доски на заводской проходной, установленной в 1971 году и далее следуем в Музей истории ОАО «Нытва» (Приложение 3), где экскурсовод Шилова Любовь Леонидовна рассказывает нам о работе А.В. Оборина на предприятии, и о работе завода в годы Великой Отечественной войны. В годы войны на нашем заводе производили биметалл, колпачки для патронов, корпуса для ручных гранат, делали знаки отличия для младшего командного состава, пряжки, армейские фляжки, разные лопаты и, конечно, ложки.

  4. (по возможности, если съемка будет в г. Лысьва, либо просто приобщить фото или видеоматериал) Мы говорим о том, что А.В. Оборин продолжил свою трудовую деятельность в г. Лысьва, где с марта 1927 г. по 1929 год трудился машинистом листопрокатного цеха на заводе. В Лысьве предлагается посетить МБУК Лысьвенский музей - Зал Славы, где экскурсоводы рассказывают о периоде жизни А.В. Оборина в г. Лысьва и  экспозицию «Музей каски», на которой можно познакомиться с вкладом лысьвенцев в Победу над фашизмом. Посещение Бюста А.В. Оборину на Аллее Героев у Мемориала Славы. (г. Лысьва, 1982год) (Приложение 4)

5) Посещение интерактивного Музея радиотехники в СП Альбатрос МАОУ ДО «Дом детского творчества» г. Нытва. (Приложение 5). Здесь мы говорим о самолётах, на которых воевал А.В. Оборин. В данном музее представлены образцы военных радиостанций, в том числе радиопередатчик с самолёта «Аэрокобра». На таком типе самолётов летал А.В. Оборин. Продемонстрирует образцы военной радиотехники педагог дополнительного образования Александр Дмитриевич Дрибас. (Также в данном музее можно передать сигнал посредством азбуки Морзе и выйти в эфир на коротких волнах с радиолюбителями из разных уголков России и мира).

6)Посещение МАОУ Гимназия г. Нытвы, здания по адресу: г. Нытва, ул. Чапаева, 22. и памятника А.В. Оборину в сквере напротив Гимназии. (Приложение 6).

В здании Гимназии в годы Великой Отечественной войны располагались эвакогоспитали 3955/5944. Информацией о работе эвакогоспиталей может поделиться с посетителями педагог Наталья Анатольевна Бурылова.

В данной школе 22.03.2025 года в день рождения А.В. Оборина состоялось торжественное открытие «Парты Героя», в его честь.

Далее посещаем памятник Герою-лётчику А.В. Оборину в сквере напротив Гимназии. Памятник построен и открыт в 60-70-е  годы ХХ века. Реконструирован учащимися г. Нытва. Памятник состоит из каменной стелы с барельефом А.В. Оборина и табличкой, стилизованного скульптурного изображения взлетающего самолёта. Стилизованный самолётный след, барельеф Оборина и табличка с надписью «Герой Советского Союза Оборин Александр Васильевич (22 марта 1908 – 7 августа 1944)» сделаны из железа. Самолет изготовлен из дерева. Здесь - церемония возложения цветов и гирлянд.

  1. А завершается экскурсия посещением Стелы Герою Советского Союза А. В. Оборину в Мемориальном комплексе «Победа» (1990) (Приложение 7).

Александр Васильевич Оборин внесён в книгу почётных граждан города Нытвы.

Заключение.

Таким образом, маршрут по памятным местам Героя- лётчика А.В. Оборина представляет собой уникальное путешествие, которое не только знакомит с историей авиации, но и погружает в атмосферу героизма и мужества. Александр Васильевич Оборин — выдающийся советский лётчик, который проявил исключительное мужество и отвагу в годы Великой Отечественной войны. Его имя стало символом преданности Родине и служения народу.

Отмечу, что проект этого маршрута задумывался изначально для участия в региональном конкурсе от Законодательного собрания Пермского края «Путешествие по Пермскому краю», работы победителей которого станут основой для создания видеофильмов. В процессе разработки маршрута, я столкнулся с трудностями поиска фотоматериала, особенно в г. Лысьва, с отсутствием видеоматериала, хотя казалось бы, биография А.В. Оборина изучена очень хорошо. И, в связи с этим, в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, да ещё учитывая, что в 2024 году исполнилось 80 лет со дня героического тарана Алексанра Васильевича Оборина, я считаю, что нытвенской общественности необходимо объединить усилия и создать видеофильм и видео-тур «По памятным местам героя-лётчика А.В. Оборина». Созданные материалы нашли бы широкое применение на уроках истории и краеведения, их можно было бы транслировать по кабельному телевидению, сохраняя таким образом, память о нашем замечательном земляке и воспитывая истинный патриотизм у подрастающего поколения.
Оборин – храбрый сын уральский. Он не погиб, он вновь живой!

Список литературы.

1. Быков М.Ю. «Победы сталинских соколов». Москва, 2008г.

2. Плешков В.Н. Кольцова А.С. Каргапольцев С.В. «Орёл Нытвенской земли». Иваново, 2015 г.

3.Обухова Н.В. МБУК «Истории хранители немые... «Нытвенский историко-краеведческий музей». 2015 г.

4.Остапенко В.Н. Воины – авиаторы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. // Гуманитарные науки. 2015 г.

5. Калинин А.П. Истребители над «Голубой линией». Москва. Воениздат. 1963 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

 Приложение 6

Приложение 7

Просмотров работы: 28