Труд и быт подростков на Урале в годы Великой Отечественной войны

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Труд и быт подростков на Урале в годы Великой Отечественной войны

Комарова Е.Е. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А.Лагуткина
Авдеева М.В. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А.Лагуткина
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Начало Великой Отечественной войны глубоко затронуло все слои населения, не только взрослые мужчины и женщины были вынуждены бросить привычную жизнь, чтобы уйти на фронт и обеспечивать нужды тыла. На защиту страны поднялись тысячи мальчишек и девчонок. Заменив школьные учебники, тетради и ручки на винтовки и гранаты, дети стали сынами полков и партизанскими разведчиками, работали в цехах заводов и на колхозных полях, выполняя и перевыполняя нормы взрослых сильных мужчин, поддерживаемые только одной мыслью: «Все ‒ для фронта, все для победы!».

Актуальность выбранной темы вижу в том, что в юбилейный год Победы русского народа над фашистской Германией наша задача – изучить историю детского труда на Урале в тылу в годы войны.

Гипотеза. Если дети в трудные годы войны в тылу помогали наряду с взрослыми, то их труд стал вкладом в общую победу русского народа над фашизмом.

Цель. Изучение труда и быта подростков в годы Великой Отечественной войны на Урале.

Задачи:

  • изучить литературу по теме;

  • изучить организацию труда и быта подростков в годы войны на Урале;

  • оформить книгу трудовой памяти детей-березовчан.

Объект исследования. Изучение труда и быта подростков в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования. Условия жизни детейна Урале в годы войны.

Методы исследования: анализ изученной литературы;наблюдение;

поисковый; выводы.

Проблема исследования:

Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.

Практическая значимость

Благодаря исследовательской работе, расширился мой кругозор по истории Урала и родного города Берёзовского. Моя исследоватеьская работа может быть использована на уроках краеведения, истории и в работе школьного краеведческого музея, где я являюсь экскурсоводом.

I. Теоретическая часть. История детского труда на Урале в тылу

1.1. Организации труда подростков до начала Великой Отечественной войны

Для организации труда подростков ещё до начала Великой Отечественной войны (1941‒1945 гг.) в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. Школы ФЗО были профессионально-техническими учебными заведениями и создавались при промышленных предприятиях. Срок обучения в них составлял 6 месяцев.

Также во многих городах и сёлах страны в школах были созданы детские производственные мастерские, в которых производили различную продукцию для оборонных предприятий.

Согласно закону дети, которым ещё не исполнилось 16 лет, должны были трудиться не больше шести часов в сутки.

1.2. Призыв детей

В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. Например, на пермском моторостроительном заводе № 19 им. Сталина, выпускающим моторы для истребителей, пистолеты-пулеметы Шпагина, минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов “Катюша”, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14‒16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные неквалифицированные работы брали уже с 11 лет.

Один из бывших работников завода, вспоминая свое военное детство, упоминал, что когда уходил в 14 лет, его мама плакала и спрашивала: “Зачем такому маленькому идти?”. А когда после войны он смог с ней встретиться в 1946 году, она снова плакала и говорила: “Ты даже не вырос за эти годы”.

Чтобы привлечь достаточное количество человек для становления экономики в военное время советское правительство в административном порядке привлекало трудоспособных и незанятых жителей города для работы в промышленности, жителей села, которые остались в селах для работы в колхозах.

Таким образом, такими трудовыми ресурсами стали люди, чьё детство украла война. До сих пор им снится это страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было в истории нашей страны. Об этом наше исследование.

II. Трудовая деятельность подростков

История бережно хранит благодарную память о героизме и самоотверженности учащейся молодежи, подростков и даже детей. Благородным стремлением - помочь Родине - было охвачено буквально все молодое поколение страны.

Одним из условий быстрой перестройки народного хозяйства страны на военный лад явилось широкое вовлечение в промышленное и сельскохозяйственное производство вчерашних школьников-старшеклассников буквально впервые месяцы войны.

Ребята вместе с учителями шли помогать заводам, работать в совхозы, собирать металлолом и аптечную стеклянную посуду. На них была и помощь семьям фронтовиков, — например, пристраивать малышей в детские сады, чтобы матери могли идти работать на благо Красной армии.17 августа 1941 года в Свердловске провели всесоюзный комсомольско-молодежный воскресник. Молодые люди и школьники города вышли на работу в полные смены. Молодежь промышленности, транспорта и совхозов работала на своих рабочих местах, в сельских районах — на уборке урожая. А учащихся школ и высших учебных заведений распределили на работы по благоустройству города, строительство и ремонт железных дорог, вывезли в ближайшие совхозы и колхозы. Несколько тысяч подростков и пионеров ходили в лес заготавливать грибы и ягоды, собирали лекарственную траву: наперстянку, толокнянку и валериану, шиповник и другие. Высушенные растения сдавали аптекам. Все средства, вырученные на субботниках и воскресниках, отправляли в фонд обороны. (Приложение №4 )

2.1.Детство у станка

Во многих городах и посёлках страны школьники трудились на промышленных предприятиях без отрыва от обучения. Так было на ряде заводов Челябинска, Магнитогорска, Златоуста и других городов Урала. Необходимо было наращивать объемы, потерянные в первые месяцы боевых действий. Поэтому к станку вставали все, в том числе подростки и дети.

Чаще всего ребята работали на токарных станках. Там не требовалось особого опыта или образования, но нужна была большая выносливость. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков.

Прежде всего, ребят на завод гнала нужда: иждивенцу полагалось только 300-400 гр. хлеба в день, тогда как рабочий завода получал все 800. Плюс ко всему, завод изыскивал любые способы, чтобы накормить трудяг: зимой бригады выезжали на казахские озера, ловили сетями рыбу, морозили и везли на танке без башни – вместо неё был огромный чан. За такую пайку вечно голодные подростки работали зло.

Однако патриотические чувства были не менее сильны. Подростки работали и на артзаводе, где осваивали токарные азы. (Приложение №2)

2.2. Всё до колоска. Дети в сельском хозяйстве

Исключительно важным и значимым направлением приложения сил и труда школьников явились самые разнообразные строительные, ремонтно- восстановительные работы, работы по благоустройству и озеленению городов и сёл, высвобождавшие для государства громадные средства необходимые для нужд фронта. Так широкое распространение получило патриотическое движение школьников Урала и многих других районов страны, связанное с развитием садоводства, посадкой плодо-ягодных садов. Особый размах это движение приобрело в 1944-1945 гг. когда закладка садов и ягодников стала распространяться не только в традиционно садоводческих районах страны, но и в таких, где это было делом новым и необычным. В частности, в селе Перевалово на Урале, где до этого не было садов, школьники организовали посадку плодово-ягодных насаждений и уже летом 1945 г. был снят первый урожай.

Незаменим был и труд миллионов школьников на полях колхозов и совхозов. Дети в возрасте от 12 лет в свердловских колхозах помогали взрослым. Чаще всего, на селе использовался неквалифицированный детский труд: сев и сенокос, переноска мешков, погрузка дров, валка леса, вывоз бревен, закладка силоса, ловля рыбы, удобрение полей, борьба с сорняками.

В большинстве школ в 1941‒1942 гг. были созданы кружки по изучению сельхозмашин и агротехники. 

Интересен факт, что в годы войны устраивались даже соревнования. Начало Всесоюзного соревнования школ за лучшее участие в сельскохозяйственных работах положили учителя и учащиеся г.Ирбита Свердловской области. Уже в мае 1942 г. все школьники этого города были распределены по бригадам и звеньям. Наркоматы земледелия и совхозов СССР определили условия соревнования, установили переходящие Красные знамёна и ценные премии для победителей в нём.

За всё время войны в сельскохозяйственных работах приняли участие свыше 20 млн. учащихся и более 500 тыс. учителей. Ими было выработано свыше 75 млн. рублей. Эти цифры свидетельствуют, что сельскохозяйственный труд школьников в годы войны имел огромное экономическое значение.

2.3. Учёба

Привлечение школьников, учащихся и студентов к работе на предприятиях и сельхоз работам не могло не создать трудности с получением образования и значительно изменило порядок учебного процесса. Обучение было организовано в две, а иногда и три смены, которые могли продолжаться до 8 часов, причем изучение базовых школьных дисциплин было сведено к минимуму. Кроме того, изменились сроки обучения, функции и содержание деятельности учебных заведений. Перед школами и профессиональными училищами ставилась задача ускоренными темпами подготовить учащихся к работе на производстве и в народном хозяйстве для выполнения оборонных заказов, поэтому школьники активно занимались военно-физической подготовкой. У них были уроки по противовоздушной обороне, по противохимической защите, строевая подготовка, учились бросать гранаты, разбирать и собирать ружья, стрелять.

После окончания семи классов школы, уральские подростки могли поступить на полное государственное обеспечение, попав по мобилизации на учебу в школы Фабрично-заводского обучения (ФЗО). Срок обучения в этих профессионально технических школах составлял шесть месяцев, учреждения ФЗО действовали при многих крупных предприятиях в индустриальных городах Урала.

Жизнь школы.

Война с фашизмом предопределила военные и практические занятия старших школьников. Восьмиклассники изучали военное дело, стреляли из винтовки, маршировали, ползали по-пластунски, бегали в противогазах.

Большое внимание в жизни школьников уделялось преподаванию тракторного дела. Это имело важное практическое значение. Во-первых, подростки, могли заменить, взрослых на полях, во-вторых, трактористы активно использовались на фронте, ну и, в-третьих, устройство танка и трактора имеет много общего.

Старшеклассникам поручалось заниматься с неграмотными. За каждым успевающим учеником закреплялся неграмотный.

Отмечена активная общественная работа школы. Проведение воскресников, лекций, кампании по вступлению в комсомол. Большое значение придавалось проведению политзанятий.

2.4. Помощь фронту

Даже не задействованные в работе промышленности и сельском хозяйстве девочки и мальчики оказывали посильную помощь фронту. Пионеры и комсомольцы собирали зимние вещи и подарки для воинов Красной Армии. Дети оказывали медицинским работникам помощь в обслуживании раненых, в организации их питания, раздачи подарков, организации концертов, писанию писем, чтении книг. Желая помочь фронту, дети и подростки массово участвовали в субботниках и воскресниках, а заработанные средства перечисляли в фонд Обороны страны.

Большое распространение в годы войны получило участие школьников в специальных воскресниках помощи различным промышленным предприятиям и артелям. Так учащиеся г. Златоуста Свердловской области за годы войны провели 53 воскресника на промышленных предприятиях и железнодорожных стройках.

Многие девочки 10‒15 лет работали в полевых госпиталях. Они стирали бинты и постели, ухаживали за ранеными бойцами. Они от их имени писали письма на Родину. Дежурили по ночам, кормили, давали лекарство. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака.

Таким образом, всё, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела отечественной войны советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством.

III. Труд в тылу подростков г.Березовского

3.1. Трудовой Берёзовский в тылу

22 июня 1941 года грозная война обрушилась на страну. На шахтах, предприятиях Берёзовского прошли многочисленные митинги-события. Возмущённые вероломным нападением фашистов, березовчане заявляли о своей готовности встать на защиту любимой Родины, брали повышенные обязательства.

Березовский Механический завод, созданный в первые дни войны на базе Центральных механических мастерских, выпускал мины, гранаты ф-1, снаряды для «Катюши». Производство боеприпасов осваивали с «чистого листа». Вот как об этом понимает А.А. Анфисов, который работал тогда мастером: «В августе 1941 года наш коллектив получил задание - изготовить 180 деталей. Дали только чертежи - и всё! Пришлось самим доставать станки, разрабатывать технологию, обучать людей. На первых порах было трудно, потом освоились, стали перевыполнять сменные задания. Работали в основном девушки, молодые женщины. Как-то на побывку прибыл с фронта майор Зырянов. Заглянул к нам: поблагодарить рабочих за труд. Позвал я своих девчушек, высыпали они во двор, словно воробушки. Вижу, майор оторопел: не ожидал, что такие юные…»

Его, вспоминая, подхватывает В. Мурашкина: «Работали по 12-18 часов. Особенно трудно было в литейном цехе. Но девчата не унывали».

Молодёжь работала на пределе сил в золотопромышленности. В шахтах трудилось много женщин. На шахте Южной девушки - горняки из ФЗО №10 Соловьёва, Р. Цыганова, Жуленкова, Комисарова, Шаховская перевыполняли нормы взрослого рабочего.

Сразу после войны, в августе 1945 года, отмечали десятилетие стахановского движения. По этому поводу говорили о своих, берёзовских стахановых, вспоминали имена «Славных торфяниц М. Киселёвой, О. Пашениной, Л.Ешенковой; трудолюбивых горняков Хафизова, Боровских, Стафеева, Палкина, Середы; мужественных лесорубов Заслонкина, Торба, Трофименко и многих других».

В школах Свердловской области разместились военные госпитали. И наш город оказался не исключением. В школе №1, что была открыта в 1938 году (ул.Ленина, д.22), разместили госпиталь. В п. Монетный так же открывается госпиталь. Наряду со взрослыми дети помогали раненым, работали санитарами, выполняли любую посильную для них работу.

Ребятишки как муравьи сновали, перетаскивая книги, наглядные пособия, муляжи, карты, гербарии в будущие учебные помещения: Дом пионеров, школу №33 и другие. Все понимали, что учиться будет труднее, но никто не сетовал. Война.

Катастрофически не хватало донорской крови. Кровь сдавали даже старики и старшеклассники. Горожане считали своим долгом жертвовать ради победы кровью, последним, что у них оставалось. Добровольным донорам давали горячий обед и сладкий чай. По-хорошему, у них не кровь нужно было брать, а переводить на усиленное питание, чтобы окрепли. Но возможности такой не было.

Летом 1941 года в городе уже исчезли из продажи продукты - хлеб, молоко, масло. Были введены карточки. 300 граммов хлеба на иждивенца, 500 граммов - на рабочего. С каждым днём становилось всё голоднее и голоднее. Школьники отправлялись в лес и целыми мешками заготавливали мох. (Приложение № 4)

Хронически не хватало лекарств, и не то, что антибиотиков, даже обычной зелёнки и йода. Несмотря на огромную нагрузку, уральские медики, работавшие в госпиталях, выкраивали время на исследовательскую работу. Были получены первые сульфамидные препараты.

Жители города приходили в палаты, чтобы помочь больным если не делом, то хотя бы словом. Подбадривали, старались хоть как-то отвлечь раненых от горьких дум. Помогали заново учиться ходить. Случалось так, что рук не хватало. Тогда появлялись неожиданные помощники, отряды октябрят и пионеров: пели песни, рассказывали стихи о скорой победе. (Приложение №6, школа №1 )

Суровый военные годы. Медицинские работники в большинстве своём ушли на фронт, а в посёлке Монетном появилось ещё одно лечебное учреждение - госпиталь для бойцов, получивших ранения на полях сражений.

В июне (августе) 1941 года в новом светлом уютном здании школы №10 разместился (был развёрнут) военный госпиталь №3099 для раненых в конечности Он был присоединён к отделу эвакогоспиталей.

Учащиеся перешли временно в старое деревянное здание школы. Тогда же в деревянном здании школы №10 был размещён детский дом для польских детей - сирот. Наши женщины собрали много белья для детдома. Но, что самое главное, - они создали материнскую заботу польским детям.

В годы Великой Отечественной войны учителя и учащиеся жили единым лозунгом, «Всё для фронта, всё для Победы!». И это был не только учебный труд в соответствии со школьным лозунгом «Твоя хорошая учёба - смерть фашисту!», хотя он был нелегок: учебник один на 6-7 человек, две тетради на учебную четверть. Весной и осенью после занятий и с утра в дни летних каникул дети вместе с учителями отправлялись на торфополя, где наравне со взрослыми торфозаготовителями участвовали во всех операциях по сушке торфа. Все были уверены, что «Каждая торфина - по врагу мина!».

В 1943 г. по инициативе Союза польских патриотов и с согласия советских властей началось создание польских детских домов в СССР. Один из них - в маленьком поселке Монетный в Свердловской области. 160 детей от трёх до шестнадцати лет… за один-два месяца. В детском доме, в Монетном, директор с детьми вёл хронику событий: издавал «Еженедельную газету», собирал официальные документы и делал личные заметки. (Приложение №7)

3.2. Дети в шахте

Вся жизнь г. Берёзовский - родины первого русского золота - в годы ВОВ была посвящена одной цели – посильной помощи фронту. Казалось бы, ничего удивительного, однако мало кто знает, что с 1941 по 1945 в шахтах и на торфяниках работали женщины и школьники, которые впоследствии за свой трудовой подвиг были награждены личной благодарностью Сталина, как и само предприятие «Берёзовский рудник», на котором они трудились. Благодаря уральскому золоту велась международная торговля во время войны, открыт второй фронт и, в конце концов, достигнута Великая Победа.

3.3. Из воспоминаний. Военное детство – одно на двоих

Жизнь детей тыла была ничуть не лучше. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми.

О Великой Отечественной войне написано очень много: это и  воспоминания фронтовиков,  литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев. Именно с такими воспоминаниями детей-войны г.Берёзовского я хочу поделиться. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.

О детстве в Берёзовском в годы войны рассказывает Л. В. Серина (Ананьина):

– Мы жили по улице Советской, дом 5. Это был родовой дом семьи Ананьиных, с каменным полуподвальным этажом. Мы жили наверху, а внизу – семьи наших родственников по отцу. Мой отец, В. Г. Ананьин, был хорошим хозяйственником. Мама, Павла Александровна, из коренной берёзовской семьи сапожников, была домохозяйкой. Еще у меня была младшая сестренка Вера, и с нами жил мой сводный брат Валентин, сын маминой репрессированной сестры. Мы с ним были очень дружны. (Приложение №1)

Я училась в новой, недавно построенной школе № 1, самой большой в городе. Когда началась война, мне было 10 лет. Здание нашей школы было отведено под госпиталь. Организацией госпиталя занимался мой отец, пока его не забрали в трудармию. Он принимал участие в восстановлении Сталинграда и был награжден орденом Отечественной войны. Мы тоже помогали госпиталю, чем могли. Помню, как набивали сеном матрацы для раненых, давали концерты в госпиталях: стихи рассказывали, танцевали, пели. Нас перевели в другие школы, наш класс учился в Доме пионеров. Хорошо помню, как по радио сообщали о ходе военных действий. Жили мы бедно, скромно, но не голодали. Был огород, корова, но молоко почти все продавали. Мама пешком ходила в Свердловск и продавала его на рынке – за счет этого и выживали. Хлеб, сахар и другие продукты были по карточкам.

Весной, летом и осенью нас, детей, вывозили на сельхозработы на Шиловские поля, на поля около электростанции. На ближние поля ходили пешком, а на дальние нас возили на открытых грузовиках. Мы стояли, держась друг за друга. Лопата, ведро – и в поле: пололи, окучивали, убирали. Нам в поле привозили обед. Еще возили нас на сушку торфа. Эта работа заключалась в переворачивании брикетов торфа для просушки. Торф был нужен как топливо для электростанции и на предприятиях. На такие работы ездили много раз за лето. Но дети есть дети, и детство продолжалось. Собирались у нас на сеновале двоюродные-троюродные братья-сестры. Рассказывали истории, смешили друг друга. Всем вместе было интереснее. В школе у нас был очень дружный класс. Мы были первым выпуском, который с первого по десятый класс проучился в новой школе. Закончили школу мы в 1948 году и все поступили в ВУЗы. В 1953 году наш дом на улице Советской попал в зону обрушения. Нам выделили участок под строительство и разрешили перевезти постройки. Хозяйственные постройки – сараи, хлев для коровы мы перевезли, а дом с каменным основанием перевезти было невозможно. Но в новом доме у нас до сих пор сохранились межкомнатные двери из того, старого дома. А там, где он стоял, сейчас гаражи. (Приложение №5 )

Шабурова (Теребина) Т. К.

«Мне было года 2-3. Не с кем было оставить дома, и мама привела меня в госпиталь к себе на работу. Дядя дал мне кусочек сахара. Я до сих пор помню эту сладкую ладошку, в которой растаял сахарок. Я лизала её целый день. И сегодня помню этот вкус…»

Коротовских А. П.

«1942 год. А вкуснее оладушек из мёрзлой картошки, которые мы с мамой пекли на раскалённой плите, я ничего не ела до сего дня… В семье пятеро детей. Мне 12 лет. Мелкая картошка, что «пропустили» в поле осенью, весной была лакомством» (Приложение №8 )

Коркодинова В. Г.

«У нас в классе была организована агитбригада…Мы бодро шли к Ново-Берёзовскому посёлку. Там, в небольшом деревянном здании, бывшем детском саду располагался госпиталь, где долечивались раненые с травмами лица. Шли под весёлый напев баяна Бори Юрковского и радостно горланили «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех». Подошли к дому и от удивления смолкли. Мы смотрели на молодых мужчин с изуродованными носами, ушами, губами, обгоревшими головами. Нам сделалось неловко за неуместную песню. Половина «артистов» расплакалась и убежали, а мы оставшиеся, сделали всё, что смогли, чтобы не показать своей жалости изуродованным войной солдатам. И пели, и плясали, и читали стихи. Домой шли без песен. Мы другими глазами стали смотреть на фронтовиков, которые вернулись с войны на костылях, без руки или ноги, а то и в коляске без обеих ног». (Приложение №3)

Шестакова Е. С.

«Сентябрь 1941 года. С тяжёлым чувством дети приходят в школу. Уже два с лишним месяца идёт война. У многих учеников отцы и старшие братья на фронте. Многие из сверстников совсем не пришли продолжать учёбу, а ушли работать на производство. Скоро нам представилось на деле выразить свои патриотические чувства. К нам в посёлок эвакуировался фронтовой госпиталь, откуда-то из западных районов страны. Помещения, подходящего для него не было, и поселковый Совет решил отдать каменное здание школы. Вот тогда наши ребята впервые показали, как они практически могут помочь фронту. Я видела, как они в эти дни во время перемены собирались где-нибудь в уголке коридора или во дворе школы и что-то горячо обсуждали. Вид у них бы таинственный и возбуждённый. Ребята передавали мне принесённые вещи, а я отмечала фамилии тех, кто принёс и что принёс. Буквально, впервые же два дня наш классный шкаф наполнился вещами. Чего тут только не было! Простыни, подушки, наволочки, одеяла, чайные чашки, тарелки, графины, ложки. На третий день вечером мы всем классом пошли в госпиталь. Под звуки горна и барабана двигалась колонна учеников, а позади на двух носилках несли связанные в узлы наши подарки. Встретили нас у крыльца начальник госпиталя и комиссар. Они вытянулись по-военному, приветствовали ребят, «взяв под козырёк». А ребята, одобренные таким торжественным приёмом, чётко отбивали шаг. По команде «Стой!», щёлкнули подошвами обуви. На лице начальника госпиталя мелькнула чуть заметная улыбка. Потом он серьёзно, как с красноармейцами, поздоровался «Здравствуйте, товарищи пионеры!» «Здравствуйте!» - вразнобой ответила колонна. После церемонии передачи подарков нас повели в помещение». (Приложение №9)

Шакирова М. Н.

"Мне было восемь лет, когда началась Великая Отечественная война. Мыс девчонками и мальчишками принимали участие в сборе белья для госпиталя. Нам дали большие корзины, и мы бегали по квартирам, собирали вещи. Женщины уже поджидали нас и клали в корзины простыни, наволочки, нижнее бельё, носки. Так мы волоком по деревянному тротуару их тащили. Помню, что в госпиталь несли и мебель, и цветы. Помню, женщины несли большой фикус и розы. Моя мама работала в столовой госпиталя, и я довольно часто приходила к ней. Порядок там был строгий, но мне удавалось иногда заглянуть в палату. Встречали меня радушно: «Заходи, Маша, заходи». И я заходила. Приходилось выполнять различные просьбы. Кто просил стихотворение рассказать, кто - песню спеть. И хоть плохо я пела, награда за труды была всегда сладкой - кусочек сахара, пряник, баранки, которые чаще всего вытаскивали раненые не из тумбочки, а из-под подушки. Помню ещё один момент, когда с ребятами ходили мы выступать с концертами в госпиталь. Сцена была сделана в вестибюле первого этажа. Раненые со своими стульями выходили в коридор, чтобы услышать юных артистов.

Шубина Е. А.

«В годы войны я училась в школе. Занятия у нас проходили в деревянном здании. Учились в три смены.По разрешению главврача мы ходили к раненым с концертами. Помню, выступал наш 5 «Д» в палате №2. Она размещалась в кабинете №12. Раненые сидели на кроватях, приставив рядом костыли. У меня в руках была балалайка, я подыгрывала девочкам украинский танец. На девочках костюмы, венки с лентами. После окончания танца раненые громко аплодировали танцовщицам, которые, стоя в центре палаты, низко раскланивались. А двое аплодировали необычно. У этих бойцов были загипсованы руки. Так один своей здоровой правой рукой бил о здоровую левую другого. Получалось здорово». (Приложение №10)

Бахтина А. П.

Родилась я в 1927 году. Тяжёлая доля выпала на наше детство, на наш народ, когда началась в 1941 году война. У мамы на руках двое детей и папина мама - наша бабушка. В конце 1941 года в Монетном, в каменном здании школы, открылся госпиталь. Мы жили при школе, так как наш отец работал завхозом. Затем нас переселили в дом №7, так как наша квартира была отдана под госпитальную аптеку. Мам, пригласили работать прачкой. Она стирала и гладила бельё для раненых, а мы с братом бегали ей помогать. Отца нашего забрали на фронт в первый. Бабушка наша вязала носки, варежки, шила кисеты для раненых. В общем, вся наша семья, как могла, помогала фронту. Отец не вернулся с фронта, в 1942 году погиб под Сталинградом в деревне Владимировке. Раненых принимали большими партиями. Всех их надо было обработать. Мыли их взрослые женщины, а я раздавала бельё. На первых порах было страшно, ведь я впервые видела людей, у которых были ампутированы руки, ноги. Слёзы лились из глаз, руки не повиновались. Но твёрдый голос старшей сестры подбадривал: «Девочки, милые, поскорей, ведь им же больно!». И снова без устали почти машинально двигались руки, сгибалась спина. А перед глазами беспомощные. распростёртые на лавке тела и смотрящие на тебя с надеждой глаза молодых парней, которые так же, как и мы стеснялись друг друга. Этого никогда нельзя будет забыть! (Прилож. №11)

Гусева Н. Ф. «Я училась в школе №10. В годы войны, когда у нас был организован госпиталь, наш класс шефствовал над палатой, где лежали тяжелораненые бойцы. Мы прибегали к ним каждую свободную минуту. Показывали концерты, устраивали ёлки, читали книги, писали родным письма. Все нас очень ждали и называли сестричками». (Приложение №12)

3.4. Повседневная жизнь подростка-березовчанина

Счастливое беззаботное детство советских детей закончилось в июне 1941 года. Наиболее острым переживанием становились проводы отцов, старших братьев и других родственников-мужчин на фронт — именно через прощание с близкими дети и воспринимали катастрофу. Многие вспоминают длинные очереди возле военкоматов и ощущение горя, постигшего семью.Количество детей в Свердловской области во время войны резко возросло по причине эвакуации детских домов, в том числе из блокадного Ленинграда. В г.Берёзовском эвакуированных детей разобрали женщины-березовчанки по своим домам. В неразберихе первых военных месяцев многих детей привозили на Урал без документов. Жители сами определяли возраст малышей, давали новые фамилии и отчества. Берёзовские дети с эвакуированными дружили, ходили в лес по грибы и ягоды, вместе готовили дрова для школы на зиму, в составе тимуровских отрядов собирали металлолом, помогали старикам, вдовам, одиноким. Весной, летом и осенью вместе работали на колхозном поле.После окончания Великой Отечественной войны большинство ленинградцев вернулось в родной город. Питание и детей, и взрослых во время войны было чрезвычайно скудным. Дети до 12 лет снабжались хлебом и основными продуктами по карточкам. Впрочем, более или менее регулярно «отоварить» можно было только хлебные карточки, по которым ребенку полагалось 400 грамм хлеба в день. Месячная норма по карточкам для детей составляла 400 грамм мяса и рыбы, 800 грамм крупы и макарон, 300 грамм жиров и 300 грамм сахара и кондитерских изделий. Несмотря на отсутствие игрушек, дети младшего возраста находили способы развлечь себя играми. Строгали из дерева пистолеты и автоматы, которые делали по-детски примитивно, и играли в войну. Играли в ножички, гоняли самодельный мяч, собранный из старых тряпок. Играли в лапту, в городки, в “чижика”.У девочек были свои игры и игрушки. Они любили играть в куклы, но готовых не было, их изготавливали сами. В ход шли старые тряпки, прутики от веников, солома, разноцветные шерстяные нитки. Кукольной посудой служили глиняные черепки, осколки стекла и фарфора.

Таким образом, подростки военного тыла сыграли огромную роль в приближении Великой Победы, проявили подлинное мужество.

IV. Практическая часть

4.1. Книга трудовой памяти детей-березовчан

Исследуя трудовой подвиг уральских детей в годы Великой Отечественной войны, мне пришла идея создать свою книгу по изученной теме. В данной книге я собрала воспоминания людей-березовчан, прошедших пору взросления в годы военных лихолетий. Поимённо разместила материал о бывших когда-то школьниках с их рассказами о трудовых буднях того тяжёлого времени. Подобраны мной фотографии из газеты «Берёзовский рабочий» сороковых-роковых годов. Использованы статьи местной печати. (Приложение №13)

Заключение

Память – наша история. Лишённые детства подростки, родившиеся до войны теперь уже глубокие старики. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось.

        Мне в своей работе хотелось, как можно больше узнать о детях войны, особенно из нашего родного города, о том, что пришлось им пережить в годы войны.  Нам, молодому поколению, необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, нашу страну.

Литература

1. Артемьева, Т.А. Бабинцева, А. В. Сороколетовских. А что мы знаем о войне... :литературно-художественное издание / сост. Г. Н..- Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2020.-264 с.

2. Главацкий М.Е.Одна на всех Победа... Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в документах / Под редакцией М. Е.Главацкого.-Екатеринбурга: Центр "Учебная книга", 2005. 260 с.

3. Рязанова Л. Г "Красное на белом" ГУП СО "Монетный щебёночный завод" СП "Березовская типография" 2020 г. 306 с.

4. Сперанский А. В.- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ УРАЛА: События и люди / Екатеринбург: Издательский дом "Сократ", 2008.-320 с.

5. Тарасова О. Л., Чечвий Т.С.. Березовский в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 : БМБУК "Централизованная библиотечная система". Березовский, 2020.- 72 с.

6.Тетёркин Г. П. Город Березовский.-Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во,1998 г. 416 с.

7. Устинова В.А. Память огненных лет 1941-1945. 60-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается. МО «Г.Березовский». Филиал «Березовская типография», 158 с., 2005

8. Янковский Г. Н. О подвигах, о доблести, о славе…, Москва "Детская литература" 1985 г. 318 с.

Интернет-ресурсы:

1. https://сурскийрубеж.рф/дети-и-подростки-на-трудовом-фронте-в-г/

2. https://ural.aif.ru/pobeda/forgevictory/1490379

3. https://www.kommersant.ru/doc/5651252

4.https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/special_project_post/100

5. https://kraeved.biblio-irbit.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/detstvo-opalyonnoe-vojnoj/

6. https://old.berezlib.ru/kraevedenie/363-berezovskij-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-1945.html

7. https://www.calameo.com/books/004090301f319ff45b8a1

8.https://studbooks.net/2420680/istoriya/povsednevnaya_deyatelnost_sovetskih_shkolnikov_gody

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

улица Советская, дом 5.Фото из личного архива

Л. В. Серина(Ананьина)

Приложение №2

Подростки у станка. Тоня Эвиг вытачивает колпачки для откатных механизмов гаубиц. Фото: предоставлено музеем завода «Уралмаш»

Приложение №3

Коркодинова В. Г.

Приложение №4

Приложение №5

9 класс, 17 мая 1947 года. Верхний ряд, вторая справа – Л. Ананьина; средний ряд, вторая справа – В. Коркодинова; в центре учительница Н. Г. Гарф.

10 класс, 1948 год. Верхний ряд, вторая слева – Л. Ананьина, вторая справа – В. Коркодинова; в центре учителя А. Ф. Первушин и О. И. Нечаева.

Приложение №6

Госпиталь (школа № 1)

Палаты (кабинеты)

Приложение №7

Областной польский детский дом в п.Монетный (1944—1946 г.г.)

Приложение №8

Приложение №9

Приложение №10

Приложение №11

Приложение №12

Приложение №13

Книга трудовой памти детей-березовчан

Просмотров работы: 124