Чудо-пояс

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чудо-пояс

Паршина К.А. 1
1МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале
Паршина Е.А. 1
1МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Научная статья (описание работы)

Мне интересна тема жизни народов, населяющих Россию. Во время отпуска, когда мы с семьёй путешествуем по разным городам России, нам нравится посещать музеи, выставки, общаться с мастерами народных промыслов. Так же я часто бываю в нашем районом историко-краеведческом музее, где можно окунутся в быт коренных народов севера.

Так в историко-краеведческом музее нашего города, в одной из витрин с предметами одежды ненецкого народа на экспозиции я увидела пояс. Этот пояс сделан из бисера белого и голубого цвета, на конце – металлическая пряжка. Чем-то был он похож на современные ремни и пояса. У меня возник вопрос, какое значение придавалось поясу раньше в культуре ненецкого народа и отличается ли оно от его современной роли. Так возникла тема моего исследования «Чудо-пояс».

Наше исследование актуально, так как пояс и сегодня является частью женского, мужского и детского костюма.

Гипотеза: предположим, что пояс у коренного народа севера – ненцев используется не только для стягивания одежды.

Объект исследования: пояс.

Предмет исследования: роль пояса в традиционной ненецкой культуре и современности.

Цель исследования: определить, какую роль выполнял пояс в традиционной ненецкой культуре и какое значение ему придается сегодня.

Задачи:

- охарактеризовать виды поясов и их функции в традиционной культуре ненецкого народа;

- выявить особенности изготовления поясов в традиционной ненецкой культуре;

- охарактеризовать способы изготовления традиционных поясов по материалам интервью и мастер-класса с мастерицами Зерновой Евгенией Шотлевной и Киприной Алёной Алексеевной.

- проанализировать результаты анкетирования и выяснить назначение пояса в современном мире по мнению моих сверстников.

Методы исследования: изучение информации по теме, отбор и систематизация материала, применение полученной информации на практике при изготовлении пояса своими руками, наблюдение, анкетирование, сравнение, анализ, обобщение данных.

Продукт проекта: пояс, изготовленный своими руками.

Источниками для написания исследования послужили экспонаты МБУК «Пуровского районного центра национальных культур», материалы анкетирования обучающихся МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале 3х классов, а также данные интервью с Киприной Алёной Алексеевной, методистом отдела краеведения по ненецкой культуре МБУК «Пуровского районного центра национальных культур», мастеру по бисероплетению и мастерицей Зерновой Евгенией Шотлевной.

Территориальные рамки ограничены ЯНАО.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы можно использовать для проведений уроков окружающего мира, ИЗО, технологии, классных часов по теме культура народов севера, занятий внеурочной деятельности.

Выводы:

  • Пояс, в качестве главного атрибута одежды, пользуется спросом у ненцев как в древности, так и в современном мире.

  • Пояс для кочевого народа севера с древности и по сегодняшний день является:

- главным атрибутом и одним из элементов украшения одежды;

- сохраняет тепло на целый день в морозной тундре;

- даёт чувство собранности;

- при необходимости удлиняет или укорачивает одежду.

  • Материалом для изготовления поясов служат: оленья кожа, бисер, шерстяные нити.

  • Способы изготовления поясов передаются из поколения в поколение.

  • Все пояса, и мужские, и женские, и детские изготавливаются вручную.

  • У ненцев существуют строгие правила обращения с поясом:

- нельзя наступать или перешагивать через пояс;

- нельзя оставлять пояс в передней части чума;

- нельзя бросать или оставлять пояс в любом месте, он должен храниться у изголовья.

Глава 1. Пояс в традиционной культуре ненецкого народа: виды, способы изготовления, назначение.

Виды поясов и их функции в традиционной культуре ненецкого народа.

Существует присказка: «Бедному собраться, только подпоясаться».
У ненцев слова «собраться» и «подпоясаться» практически синонимы. Более того, человек не может считаться аккуратным, деловым, серьезным, если у него пояс не в порядке. А уж если он потерял свой пояс, то не может ему быть никакого доверия.

Если ненецкий мужчина подпоясался, то это значит, он сосредоточен и готов к любой работе. Увидеть в тундре человека без пояса практически невозможно. Исключением может быть время трапезы или сна, и то, пояс будет лежать рядом со своим хозяином.

Не будет преувеличением сказать, что жизнь каждого ненца начинается с пояса. Мужской пояс – главный атрибут национальной ненецкой мужской одежды.

По представлениям ненцев пояс указывает на соединение сакрального (чистого) верха и материально (телесного) низа. Пояс является одним из атрибутов материального благосостояния и элементом украшения одежды. Пояс носят с раннего детства до конца жизни. На поясе не должно быть ничего лишнего, только всё то, без чего в тундре не выжить. Это своего рода походный мини-чемоданчик для инструментов. Пояс не только подпоясывает, с его помощью можно удлинить или укоротить малицу. Малицу обычно носят так, чтобы поверх талии образовывался напуск – это такой своеобразный карман-склад: там держат кисет с табаком и трубку.
Пояс не просто необходим в ежедневной жизни северянина, он еще и статусная вещь, символ достоинства мужчины, его происхождения и достатка. Вот поэтому при изготовлении пояса мастер старается украсить его как можно богаче. С давних пор материалом для изготовления поясов служила кожа морских животных, сейчас применяют оленью кожу. Оленья шкура не намокает и не разбухает, она не тянется и не пересыхает. В качестве украшений используется сукно, медные бляхи различной формы, металлические пуговицы в два или несколько рядов.

Так что же можно увидеть на поясе ненца?
Первое и наиважнейшее это – нож с ножнами – главный атрибут мужского пояса. Он подвешивается либо на ремешках, либо на цепочках. Обычно, гостей тундры шокирует то, что ненецкие малыши уже во всю пользуются ножами. Наш аргумент, дескать, опасно и дитё поранится, не может уложиться в голове ненецких родителей. Как может пораниться ножом ребенок, которому уже 1 год и 4 месяца? Если его жизнь напрямую связана с наличием ножа. Встречаются пояса, у которых нож с ножнами подвешен на небольших фигурных пластинках из рога оленя, соединённых между собой кожаными тонкими ремешками. Изредка встречаются пояса с двумя подвешенными ножнами и ножами. Нож имеется у каждого взрослого члена семьи, им пользуются во время еды. Нож внешне напоминает прямую узкую металлическую полоску, заточенную с правой стороны. Рукоятку ножей делают из кости, рога оленей или дерева (капа), которому отдаётся предпочтение, потому что нож с деревянной рукояткой легче, не морозит руку во время холодов и надёжнее крепится в ножнах. Из этих же материалов изготавливают ножны, которые обычно имеют прямоугольную форму. Рукоятку и ножны украшают геометрическими орнаментами, композициями из искусно вырезанных фигур. Нож привешивается, как правило, с правой стороны пояса, так как с левой стороны находится хлыст - хорей, которым ненец пользуется во время езды на оленях. Рукоятка ножа направлена назад. Так быстрее и удобнее доставать нож.

Второе и не менее важное – амулеты. В середине пояса свисают клыки зверей, добытых мужчиной. Им отводится роль оберега от злых духов (когда пояс застегнут, они защищают спину). Также считают, что медвежий клык предохраняет от болей в спине и приносит удачу в охоте, а волчий клык оберегает стадо оленей от хищников и болезней.
Также мужчины подшивают к поясу:
- костяное шило, необходимое при подготовке упряжки, так как без него невозможно развязать ни один узел на упряжи, особенно в сырую или морозную погоду.
- самодельные подобия «Записной книжки» - деревянные палочки с зарубками, хранящие информацию о том, сколько отелилось важенок во время дежурства оленевода, и т.п. После отчёта зарубки срезаются.
- точильный камень в нарядном кожаном чехле, похожем на сумочку для хранения женских рукодельных принадлежностей, только меньших размеров и к его устью пришита суконная или кожаная петля для насаживания на пояс.
Его подвешивают на пояс с правой стороны. Ненцы оказывают точильному камню несказанный почет, ведь без него нож может стать бесполезным, «беззубым».
- кисет, в котором хранятся трубка и огниво.
- костяные изделия, например, пуговиц, которые в любой момент могут пригодиться оленеводу в пути. Костяные украшения крепятся с помощью узкого ремешка, который закрепляется с внутренней стороны пояса. На поясе - гильзы от патронов, мелкие костяные детали упряжи, и многое другое. Между кожей пояса и костяными украшениями прокладывают сукно с небольшим напуском, что придаёт поясу яркость.

Количество украшений на поясе должно быть нечётным, они занимают строго определённое место на поясе. Соблюдается симметрия.

Пояс застёгивается спереди при помощи тяжёлой с прорезными узорами медной пряжки, состоящей из двух одинаковых половин. К одной половине припаян плоский крючок, в другой части пряжки находится отверстие к нему. Также в поясе имеется регулировщик уменьшения. Пояс стягивают при помощи двух пясиков и кожаного ремешка.

Завязывать традиционный мужской пояс большое искусство, этому учат с малых лет.

Женский пояс – обязательный атрибут национальной одежды ненецкой женщины.
Пояс изготовляется вручную, как правило, его плетут из шерсти, окрашенной в разные цвета. Длина его достигает 3-4 метра. Ближе к одному из концов пояса пришивают внушительных размеров медную пряжку, обычно округлой формы, диаметр которой может достигать 20 см. Опоясав талию, более длинный конец пояса продевают в кольцо пряжки, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. Пояс можно многократно продевать через пряжку, вновь и вновь опоясывая талию, создавая некое подобие корсета. Этому придается магическое значение. Пряжка на поясе, по представлениям ненцев, символизирует чистоту. Как уже было сказано выше, ненцы считают, что неподпоясанными ходят только ленивые, неряшливые люди, а тундра бездельников не любит.

Детский пояс – обязательный атрибут одежды каждого ребенка ненецкой семьи.

Как только малыш начинает делать первые шаги, мама подбирает ему пояс, на первых порах им может служить тесёмка, лента или обыкновенная верёвка (все зависит от достатка семьи). Главное, чтобы маленький человек научился чувствовать пояс. С трёх лет ребёнок получает плетёный или кожаный ремень, а к пяти-шести годам отцы делают сыновьям настоящие кожаные пояса, несколько отличные от ремней взрослых. Их обильно украшают металлическими, медными пуговицами и цепочками. Справа, как у взрослого мужчины, бывают подвешены ножны. Этот пояс носится до 14-15 лет.

В 15-летнем возрасте юноша сам себе делает пояс на всю жизнь оставшуюся жизнь. И у девочек пояса такие же, как у матерей, естественно, чуть уже и короче, и пряжка – маленького размера.

Нет такого ненца, который не бережет и не уважает свой пояс. С первых дней жизни родители внушают своему ребенку, что пояс – лучший друг и первый защитник. Он никогда не предаст, он бережет спину своего хозяина, поддерживает осанку, а значит здоровье, ведь позвоночник не менее важен, чем голова. Ненцы верят, что «испортить» человека можно, завладев его поясом.

По сей день существуют табу, связанные с поясом: пояс нельзя бросать, терять, топтать, одалживать, перешагивать через него.

Особенности изготовления поясов в традиционной ненецкой культуре.

Коренной народ Ямала – ненцы пояса шьют из сукна, плетут из бисера и ткут из разноцветных шерстяных ниток. Все пояса, и мужские, и женские, и детские изготавливаются вручную. Мужской делают из кожи, украшают металлическими и костяными деталями, металлической пряжкой. Женских поясов существует несколько видов: суконные, бисерные и тканые, летние и зимние.

В прежние времена народы Севера покупали и обменивали у купцов тканые пояса или заготовки для них — тканые полосы шириной до пяти сантиметров. Когда появились разноцветные шерстяные нитки для вязания, северянки научились изготавливать пояса сами. Теперь этот вид рукоделия считается традиционным, техника изготовления тканых или плетёных поясов передаётся от матери к дочери. Самотканые пояса относятся к зимней одежде. Длина их может достигать четырёх метров. Иногда они заканчиваются пышными кистями. Тканые пояса используются и в мужском костюме, но без металлической пряжки. Преимущество их в том, что на сильном морозе они остаются мягкими, не затвердевают, не трескаются и не ломаются, как бисерные и кожаные, и в них не набивается снег.

Цвета для изготовления пояса мастерицы подбирают яркие и контрастные, поэтому пояс служит ещё и украшением одежды и радует глаз, что немаловажно зимой, когда в тундре всё вокруг на сотни километров белым-бело. Самые распространённые цвета — красный, жёлтый, зелёный, синий и чёрный. Красный — красивый, праздничный — обозначает огонь. Жёлтый — цвет солнца, зелёный — растительности, синий — воды, неба, чёрный — символ земли (потустороннего мира), белый - снег.

На Ямале устраивают конкурсы и мастер-классы по изготовлению поясов с целью возрождения и сохранения национальных ремесел северных народов.

Технологическая карта изготовления мужского пояса из кожи

п/п

Наименование операции

Оборудование, приспособления, инструменты

1

Нарезать кожу для пояса

Верстак,  

линейка, нож-косяк

2

Разметить и вырезать

пясики (пуговицы)

Верстак,  

линейка, нож

3

Нарезать кожу на тонкие полоски для крепления пясиков (пуговицы)

Верстак,  

линейка, нож-косяк

4

Закрепить пясики (пуговицы) на пояс

Верстак, шило

5

Разметить и вырезать бляшки для пояса

Верстак,  

линейка, нож

6

Разметить и изготовить крепления для бляшек

Верстак, шило, линейка, ножницы по металлу, молоток

7

Установить крепления на бляшки

Верстак, дрель, молоток,

8

Установить бляшки на пояс

Верстак, шило

9

Изготовить утягиватель при помощи кожаного ремешка.

Верстак, шило

10

Контроль качества изделия

 

Выводы:

  • Пояс, в качестве главного атрибута одежды, пользуется спросом у ненцев как в древности, так и в современном мире.

  • Пояс для кочевого народа севера с древности и по сегодняшний день является:

- главным атрибутом и одним из элементов украшения одежды;

- сохраняет тепло на целый день в морозной тундре;

- даёт чувство собранности;

- при необходимости удлиняет или укорачивает одежду.

  • Материалом для изготовления поясов служат: оленья кожа, бисер, шерстяные нити.

  • Способы изготовления поясов передаются из поколения в поколение.

  • Все пояса, и мужские, и женские, и детские изготавливаются вручную.

  • У ненцев существуют строгие правила обращения с поясом:

- нельзя наступать или перешагивать через пояс;

- нельзя оставлять пояс в передней части чума;

- нельзя бросать или оставлять пояс в любом месте, он должен храниться у изголовья.

Глава 2. Назначение пояса в современной ненецкой культуре и технология изготовления традиционных ненецких поясов сегодня.

2.1 Способы изготовления современных поясов.

Сегодня пояса выполняют скорее эстетическую и практическую функции – ими подвязывают платья, верхнюю одежду, они придают индивидуальную особенность, изюминку облику человека.

Традиционные пояса приобретают специалисты, работающие в сфере культуры – артисты, занимающиеся вокальным фольклорным творчеством, актеры, а также обычные люди, предпочитающие этностиль в одежде. Такие пояса мастер изготавливает из натуральных материалов – шерсти, льна, хлопка, шелка. Цвета нитей используются чаще традиционные. Если создается историческая реконструкция, то есть точная копия какого-либо старинного пояса, берутся конкретные цвета. При создании поясов и сегодня учитывается символическое значение оттенков. Так, красный цвет – это цвет здоровья и процветания. Узорочье на поясах составляют традиционные знаки – от простых полосок до сложных орнаментов.

Название

Узор/орнамент

прыгающий олень

 

подобный чуму

 

капкан

 

локоть лисицы

 

след медведя

 

оленья тропа

 

кость щуки

 

заячьи ушки

 

медвежьи уши

 

Процесс изготовления пояса вручную остается по-прежнему весьма трудоемким.

Изучив особенности современного изготовления традиционных ненецких поясов, мы пришли к следующим выводам:

  • Сегодня мастера для этого используют традиционные техники плетения и ткачества.

  • Сохраняются традиционные подходы к выбору цветовой гаммы нитей, украшению поясов орнаментами и символами.

  • Сегодня пояса в традиционном стиле изготавливаются для повседневной носки в тундре, для дополнения сценических костюмов актеров, исполнителей фольклорного жанра, любителями этностиля.

2.2. Назначение пояса в современной культуре.

Для того, чтобы узнать, какое назначение у пояса в современной повседневной жизни, мы провели анкетированный опрос среди обучающихся школы-интерната г. Тарко-Сале, являющихся коренными жителями – ненцами, а также взрослых людей 30-70 лет.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeCMnu2k6D_gcK3LKwk12KgW5bJWFH07F9Tcs32yvvHV30Vrw/viewform

Вопросы анкеты:

1. Укажите свой пол

А) мужской Б) женский

2. Есть ли среди предметов вашей одежды пояс или ремень?

А) да Б) нет

3. Какие виды поясов вы носите? (Можно выбрать несколько вариантов ответа.)

А) кожаный ремень Б) плетеный пояс В) текстильный (тканевый) пояс Г) пояс-цепочка или с цепочкой Д) эластичный пояс/ пояс-резинка Е) другой (укажите)________________________________________________________

4. С какой одеждой вы носите пояс или ремень? Можно выбрать несколько вариантов ответа.

А) брюки/джинсы/шорты Б) платье В) юбка Г) верхняя одежда (пальто, куртка, плащ, шуба)

5. Для вас пояс – это… (Выберите один вариант ответа.)

А) элемент украшения одежды Б) модная деталь в одежде В) элемент для поддержки, стягивания одежды Г) деталь, подчеркивающая красивую фигуру Д) защитный оберег

6. Сколько поясов/ремней есть в вашем гардеробе? (Укажите количество)

_________

7. Какого цвета есть пояса/ремни в вашем гардеробе? (Можно выбрать несколько вариантов ответа.)

А) черные Б) белые В) коричневые Г) свой вариант___________________

8. Какие пояса или ремни вы предпочитаете носить? (Можно выбрать несколько вариантов ответа.)

А) однотонные Б) цветные В) с узорами, надписями

9. Как часто вы носите пояс или ремень?

А) ежедневно Б) только, когда это требуется

10. Как вы считаете, в современное время пояс или ремень может быть подарком? (Выберите один вариант ответа.)

А) да, пояс можно дарить Б) пояс дарить не следует, у каждого человека свои вкусовые предпочтения.

1. В первой возрастной категории анкеты заполнили 25 мальчиков и 36 девочки, всего – 63 человека.

2. Пояс как элемент одежды, согласно полученным ответам, есть у 95 % орошенных.

3. Следующий вопрос был призван выяснить, какие виды поясов носят ребята. Ответы были даны самые разные: кожаный ремень есть у 34 человек, плетеный пояс – у 10, текстильный предпочитают носить 12 моих сверстников, пояс-цепочку – 7, эластичный пояс-резинку – 5 человек. Соответственно, и сегодня мы видим, что видов поясов существует много.

4. Меня также заинтересовало, с какой одеждой ребята предпочитают носить пояс. В основном его используют для брюк, этот вариант ответа указали 55 опрошенных. 14 девочек предпочитают надевать пояс с платьем, 8 – с юбкой. Верхнюю одежду подпоясывают 13 опрошенных.

5. Следующий вопрос был о том, как ребята для себя определяют пояс, какие роли он выполняет. Большинство опрошенных, а именно, 65 % (41 человек), указало, что пояс необходим им только для стягивания, поддержания одежды. Для 19 % (12 человек) пояс – элемент, украшающий одежду. По 8 % опрошенных считают пояс модной деталью и деталью, подчеркивающей достоинства фигуры. Так ответили девочки. Роль пояса как защитного оберега указали лишь 3% опрошенных. Думаю, что это связано с утратой этой роли в современном мире.

6. На вопрос о количестве поясов в гардеробе ребята давали разные ответы. Но в целом у многих от 1 до 3 поясов.

7. Цветовая гамма поясов различна. Самый популярный цвет – черный. Пояса такого цвета есть у 42 ребят. Также у опрошенных имеются пояса белого (у 17 человек), коричневого (у 21 человека), розового (у 6 человек), серого (у 3 человек), синего (у 3 человек), красного (у 3 человек), золотого (у 1 человека). Думаем, что выбор цвета пояса зависит от вкусов и предпочтений опрошенных. В то же время есть универсальные цвета – черный, белый, коричневый. Именно потому они присутствуют в гардеробе многих сверстников.

8. На вопрос «Какие пояса вы предпочитаете носить?», большинство ответили – однотонные. 11 человек любят цветные, а 15 – пояса с узорами, надписями.

9. Преимущественно пояс носят только тогда, когда в этом есть практическая необходимость (49 человек), и только 11 человек носят пояс каждый день.

10. В традиционной культуре ненцев пояс мог быть подарком. Дареные пояса не носили только маленькие дети. Сегодня большинство ребят считает, что пояс дарить не стоит, ведь его ношение – это дело личного вкуса (54%), в то же время 46% не видят ничего плохого в поясе как подарке и полагают, что дарить пояс можно.

Анализируя ответы опрошенных старшей возрастной категории (30-70 лет), мы выяснили:

1.На вопросы анкеты ответили 25 женщин и 5 мужчин, всего – 30 человек.

2.Пояс – это часть гардероба у 93% опрошенных (27 человек), нет пояса только у 2 человек.

3.Как и у моих сверстников, у взрослых есть разные пояса, отсутствует только пояс-цепочка, все же он характерен больше для молодежи. Преобладают кожаные (есть у 24 человек), тканевые (у 19 человек), у 10 человек есть плетеные, а у 6 – пояса-резинки.

4.Выбор одежды, с которой предпочитают носить пояс взрослые опрошенные, оказался схожим с выбором моих сверстников. На первом месте – брюки (выбрали 23 человека), на втором и третьем – юбка (12 человек) и платье (11 человек), 8 человек подпоясывают верхнюю одежду.

5.Ведущая роль пояса для большинства взрослых – это стягивание, поддержание одежды (68%). В этом мы видим сходство с ролью, которую определяет для себя большинство моих сверстников. Для 18 % пояс – элемент украшения одежды, для 14 % – модная деталь гардероба. Никто из опрошенных не указал на эстетическую функцию пояса (подчеркивает фигуру) и защитную (пояс – оберег). Последняя функция для взрослого населения также является культурно утраченной.

6. По количеству поясов в гардеробе, опрошенные отмечали наличие от 2 до 11.

7.Цветовые предпочтения поясов разные и обусловлены в целом вкусами опрошенных, однако три цвета – черный, белый и коричневый являются наиболее предпочтительными. В то же время у немногих опрошенных есть пояса синего (2 человека), розового (2 человека), оранжевого (1 человек), красного (5 человек) цвета.

8.На вопрос «Какие пояса вы предпочитаете носить?» 27 человек ответило «однотонные», 5 любят цветные, 6 человек предпочитают с узорами и надписями.

9.Ежедневно пояс носят 5 человек, по необходимости – 25.

10.Большая часть опрошенных склонилась к тому, что пояс может быть подарком (76%),

Проанализировав результаты двух опросов, мы пришли к следующим выводам:

  • Как и раньше, пояс – это важный элемент повседневной жизни детей, так и людей старшего возраста.

  • Опрошенные предпочитают носить разные виды поясов, большой популярностью пользуются кожаные пояса и ремни.

  • Пояс носят преимущественно с брюками, платьями и юбками. Верхнюю одежду обе категории опрошенных подпоясывают в меньшей степени.

  • Самыми популярными цветами являются черный, белый и коричневые. В целом они универсальны и подходят под разную одежду. По количеству поясов у детей их от 1 до 3, у взрослых – от 3 до 11.

  • Обе категории респондентов чаще носят пояс только тогда, как это необходимо, но не повседневно. Тогда как раньше нательный пояс никогда не снимали.

  • Что касается роли пояса, то у обеих возрастных категорий на первом месте практическое назначение пояса, а именно, его способность стягивать, поддерживать одежду. Для моих сверстников пояс – это еще и модная деталь, и аксессуар, помогающий подчеркнуть красоту фигуры, и элемент украшения. А для взрослых – украшение и модная деталь. Никто из опрошенных не ответил, что пояс может быть оберегом.

Сравнительный анализ поясов традиционной ненецкой культуры и современных повседневных поясов

Наименования для сравнения

Традиционный пояс ненецкой культуры

Современный повседневный пояс

Виды поясов

мужские, женские, детские; повседневные, праздничные, траурные;

зимние, летние

мужские, женские, детские; тонкие, средние, широкие, корсетные;

прямые, изогнутые по фигуре;

фигурные;

кушак, обои;

шнурок;

составные из разных сегментов.

Функции (назначение) поясов

Практическая: крепят необходимые под рукой предметы;

Оберег;

Подпоясывание (стягивание);

Украшение;

Украшение;

Подпоясывание (стягивание) одежды;

Модный аксессуар.

Технологии изготовления поясов

Вручную: плетение, вязание, ткачество, шитье.

Промышленный и ручной способ: плетение, вязание, ткачество, шитье.

Материал для изготовления поясов

Кожа, бисер, шерстяные нити, металлические бляшки или кольца.

Кожа, шерсть, лён, хлопок, шелк, бисер, металл.

Цветовая гамма поясов

Яркие контрастные: красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный. Символичны.

Любые цвета. Не привязаны к символичности.

Орнамент/узор

Символичен.

Не привязан к символизму.

Правила обращения с поясом

Существуют строгие правила.

Правил нет.

Носить пояс

Обязательно

Не обязательно

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: в традиционной культуре ненецкого народа пояс был и остаётся очень необходимой деталью в ежедневной жизни северянина, он является символом достоинства, оберегом и украшением одежды. Но для современного человека пояс не выполняет функцию оберега. Этот аксессуар, прежде всего, практически значим как делать, поддерживающая, стягивающая одежду, также пояс носят для украшения, как модный элемент, для подчеркивания красоты фигуры.

Заключение

В данной работе я исследовала роль пояса в традиционной ненецкой культуре и в современности. В ходе исследования выяснила, что раньше пояс был обязательным атрибутом одежды каждого человека. Ходить без пояса считалось неприличным, это осуждалось. Существовали разные виды поясов: мужские, женские, детские; повседневные, праздничные; для поддержания легкой одежды и верхней. Первоначально пояс выполнял практические функции: на пояс крепили разные предметы, необходимые под рукой в тундре. Однако со временем пояс стал восприниматься и как украшение, и как оберег. По узору и цвету пояса можно было узнать о социальном положении человека, откуда он родом. В ненецкой традиционной культуре этот предмет является одновременно и символом, и оберегом, и практичной вещью.

Во второй главе мы выяснили, что современные мастерицы изготавливают ненецкие пояса по традиционным технологиям. Мы повторили одну из них и изготовили такой пояс своими руками. Отмечу, что это очень непростой и трудоемкий процесс. Далее провели анкетирование среди сверстников и людей старшего возраста. Оно было призвано выяснить, какие культурные роли выполняет пояс сегодня. Мы установили, что, как и прежде, сегодня также есть разные виды поясов, в основном они различаются между собой материалом и моделями. Большинство опрошенных носят кожаные ремни. Обеими категориями опрошенных, пояс воспринимается, главным образом, как практичный предмет, служащий для подпоясывания разной одежды – брюк, юбок, платьев и др. Вместе с тем некоторые ответы указывали на эстетическую роль пояса – этот аксессуар нужен, чтобы подчеркнуть фигуру, придать выделяющую особенность образу человека.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно, узоры, на ненецких поясах не случайны. Одна из традиционных функций пояса – оберегающая. Именно поэтому его украшали определенными знаками и символами. То есть пояс выполнял не только практически значимую роль.

Список использованных источников и литературы

  1. https://travelask.ru/articles/nentsy-starinnye-zhiteli-severa

  2. https://yasavey.ru/novosti/virtualnaya-vystavka-nenetskih-poyasov/

  3. https://ks-yanao.ru/narrative/obschestvo/na-udachu-podvjazhis-natsionalnye-pojasa-korennyh-narodov-severa

  4. https://ar.culture.ru/ru/subject/poyas-neneckiy-muzhskoy

  5. https://sever-press.ru/narrative/kultura/osobennosti-natsionalnoj-odezhdy-v-janao-skolko-vesit-zhenskij-kapor-i-zachem-muzhchine-kisy/

  6. https://priuralye-rkm.ru/novosti/eksponat-unicum-muzhskoj-poyas/

Приложение 1

Женские пояса

   
   

Мужские пояса

   
   
   

Детские пояса

   
   

Приложение 2

   
   
Просмотров работы: 29