ВВЕДЕНИЕ
В 2022 году, когда училась в первом классе, поступило задание по предмету Окружающий мир: «Сделать презентацию (8-10 слайдов), подготовить рассказ об одном из животных НСО, рассказать на уроке». Сложная задача, конечно, и предполагалась помощь старших. Мы много говорили, обсуждали, выбирали фотографии, учились создавать презентацию (писали тексты к слайдам, выбирали фон, вставляли фото и т.д.). Получился интересный материал про пару соколов обыкновенной пустельги, которая вывела птенцов во дворе нашего лицея в 2021-м году: Мишенина Елена – автор; Мишенин Андрей Иванович (папа) – соавтор и секретарь (было пока трудно печатать такие большие тексты). Опубликовали материал «Семья соколиных на школьном дворе» в Молодёжном информационно-развлекательном журнале TIMIX (http://timix.nios.ru/semya-sokolinyh-na-shkolnom-dvore). В конкурсе юношеских журналистских материалов «Ни дня без строчки» наша публикация получила диплом победителя за II место в номинации «Репортаж с места событий».
Нас заинтересовала идея конкурса «Наш домашний краеведческий музей». Но что можно считать экспонатами, представляющими историческую ценность для семьи? На наш взгляд всё: фотографии; письма; открытки с поздравлениями; предметы быта, которыми пользовались родные; гвоздь из дома прадеда, его инструменты; первая игрушка ребёнка; бирка из роддома; засушенный листок в книжке, привезённый из нашего первого путешествия…
Главное, чтобы «предметы-экспонаты» не просто хранились, а могли напомнить о событиях, которые связаны с ними, чтобы кто-то мог о них рассказать, и кто-то послушать.
Цель: подготовить репортаж о некоторых экспонатах «Нашего домашнего краеведческого музея», которые могут показать многие моменты истории семьи, школы, города, страны.
Задачи:
изучить источники информации;
беседовать с людьми, которые изучали эту тему;
подобрать фотографии по теме;
подготовить вопросы интервью, провести интервью;
подготовить презентацию, выступить перед одноклассниками;
подготовить материал для участия в V Всероссийском конкурсе «Наш домашний краеведческий музей», участвовать в конкурсе;
публикация материалов, участие в конкурсах.
Предмет исследования: экспонаты «Нашего домашнего краеведческого музея», которые могут показать многие моменты истории семьи, школы, города, страны.
Методы исследования:
сбор и изучение печатных источников и интернет ресурсов;
анализ;
интервью;
фотографирование.
Проблема проекта: у каждого дома хранятся различные предметы. Зачем? Выбросить или оставить?
Гипотеза: экспонаты «Нашего домашнего краеведческого музея» могут показать многие моменты истории семьи, школы, города, страны.
Область применения результата проекта: учебная (представление презентации на уроках истории, доклад), социальная (проведение репортажей, экскурсий). Публикации. Участие в V Всероссийском конкурсе «Наш домашний краеведческий музей».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Как вы уже поняли, у нас есть некоторый журналистский опыт, поэтому мы решили составить свой рассказ в виде интервью-репортажа. Мы подготовили вопросы, и всех, кто отвечал на них тоже можно считать авторами нашего интервью-репортажа.
Вопрос Елене: «Что бы Вы представили на конкурс «Наш домашний краеведческий музей? Почему?»
Елена: «Игрушки, многие хотелось бы сохранить, потом показывать внукам; мебель, которую сделал папа, а я помогала ему их делать, когда мне было 3 года: этажерка, стол, стулья, табуретка. Теперь я выросла, для меня они маленькие, их нужно заменить, но хотя бы одну сохранить на память; кормушку для птиц, которую мы делали вместе, она 4 года висела во дворе детского сада, мы каждое утро насыпали в неё семечки, теперь она украшает двор нашей школы; рисунки, первые поделки… А диплом за победу в конкурсе «Ни дня без строчки», где мы рассказали о паре соколов, которые выводят птенцов во дворе нашего лицея [4]? У бабушки Вали хранится грамота за отличную учёбу в школе, моим внукам тоже будет интересно посмотреть и на мои достижения, может быть я стану журналистом.»
Фото 1. Птенец пустельги. Фото 2. Пустельга во двое лицея.
Фото 3. Диплом победителя
Вопрос Андрею Ивановичу (папе): «Что бы Вы представили на конкурс «Наш домашний краеведческий музей? Почему?»
Андрей Иванович: «Все предметы, которые нас окружают можно считать «краеведческими предметами-экспонатами», смотря как к ним относиться. Помнишь, например, магнитик «Я вас люблю», он сейчас на холодильнике у бабушки? Я его подарил вам с мамой, когда забирал вас из роддома через неделю после 16 октября 2014 года, когда ты родилась. И многое что ещё…»
Фото 5. Магнитик.
Вопрос Андрею Ивановичу: «Регламент конкурса определяет жёсткие рамки. Нужно выбрать предметы-экспонаты, о которых будем рассказывать в первую очередь. Какие?»
Андрей Иванович: «Нашей школе в этом году исполнилось 112 лет. Школа была открыта для учеников 1 сентября 1912 года, а днём рождения нашего города считается 1893 год., тогда были построены первые дома и образован посёлок для строителей железнодорожного моста через реку Обь, в 1897 году мост был открыт для движения [1]. В коллекции нашего домашнего краеведческого музея есть предметы, напоминающие об этих исторических событиях, расскажем о них, спросим у тех, кто нам поможет узнать что-нибудь ещё о них.»
Фото 6. Александровская школа. Фото 7. Мост через р. Обь, 1897 г.
Вопрос Елене: «Нужно выбрать предметы-экспонаты, о которых будем рассказывать в первую очередь. Какие?»
Елена: «Игрушка-погремушка Царевна-лягушка, её подарила мне Наталья Петровна Конева, она была директором нашей школы много лет, я любила с этой игрушкой играть. А вот ещё два старинных предмета, спросим у мамы откуда они и для чего использовались.»
Фото 8. Игрушка-погремушка Царевна-лягушка.
Вопрос Наталье Геннадьевне (маме): «Старинные предметы, стоят на кухне на верхней полке. Откуда они и для чего использовались?»
Наталья Геннадьевна: «Керосиновая горелка, керогаз, на нём прабабушка готовила пищу. В прошлом веке, когда не было электрических и газовых плит, хозяйки готовили пищу на плитах печей, которыми отапливали дома, а летом пищу готовили на таких керосиновых горелках – керогазах. В бачок заливался керосин, насосом накачивали воздух для давления, поджигали керосин в форсунках, ставили кастрюлю, на открытом огне готовилась пища.
Фото 9. Керосиновая горелка, керогаз.
Крупорушка – это такая маленькая домашняя мельница. Сейчас можно пойти в магазин и купить любой крупы для приготовления каши, тогда такой возможности не было. Твоя прабабушка на крупорушке делала из пшеничных зёрен крупу-манку для приготовления манной каши для твоей бабушки, когда она была ещё маленькой. Сейчас эти предметы кажутся нам необычными, а тогда необходимы и обычны. Это история не только нашей семьи – это история нашего города, страны.»
Фото 10. Крупорушка.
Вопрос Андрею Ивановичу: «В Вашем кабинете хранится обрезок рельса. Зачем?»
Андрей Иванович: «Обрезок рельса – это пример профильного сортового проката, как учитель технологии я демонстрирую его ребятам на уроках, когда мы изучаем тему получения такого полуфабриката. Это тоже предмет-экспонат нашего домашнего краеведческого музея, только хранится в школе, такие вещи нужно показывать всем, рассказывать о них – это артефакт, который может многое поведать об истории нашего города и страны. Обратите внимание – на нём есть клеймо-маркировка: …1897.VI.НАДЕЖД. ЗАВ.Б.Г.О. Видимо перед надписью, обрезана часть, скорее всего, К.Ж.Д. – Казённые (были ещё и частные) Железные Дороги; 1897.VI. – год и месяц (июнь) производства рельса; НАДЕЖД. ЗАВ.Б.Г.О. – НАДЕЖДинский ЗАВод Богословского Горного Округа, ныне город Серов. Теперь вспомним – в 1897 году железнодорожный мост через реку Обь был открыт для движения, обрезок рельса часть железнодорожного полотна этого моста или ближайшего участка Транссибирской магистрали. Надеждинский сталерельсовый завод был построен на деньги Надежды Михайловны Половцевой (Июневой), внебрачной дочери великого князя Михаила Павловича, приёмной дочери барона Штиглица, от которого она получила огромное наследство. В честь Н.М. Половцевой сталерельсовый завод зазван Надеждинским, построен 1894-1896 годах, после чего он стал главным поставщиком рельс для строительства Транссибирской магистрали в Западной Сибири [5].
Фото 11. Мост через р. Обь. Фото 12. Надежды Михайловна Половцева (Июнева).
Глядя на этот обрезок рельса, можно рассказывать мноого историй…»
Фото 13. Обрезок рельса.
Вопрос Андрею Ивановичу: «В Вашем кабинете хранятся кирпичи, они тоже «старинные»?»
Андрей Иванович: «Кирпичи – это тоже пример полуфабриката, из которого строят здания, у меня их целая коллекция, в основном кирпичи, которые были изготовлены в начале прошлого века, они отличаются от современных по размерам и по качеству, в те времена технология их изготовления отличалась от современной. В коллекции кирпичей есть предметы-экспонаты и из нашего домашнего краеведческого музея.»
Фото 14. Старинный кирпич.
Вопрос Наталье Геннадьевне: «Старинные кирпичи. Что Вы можете рассказать о них, и как они связаны с историей Вашей семьи?»
Наталья Геннадьевна: «Старинные кирпичи. Я помню – из таких кирпичей был построены полуподвал и фундамент для печи нашего дома, в котором я родилась и проживала много лет, до его сноса в 2012 году. Мой дед Пётр Васильевич (прадед Лены) рассказывал, что этот дом построил его дед в конце XIX столетия на левом берегу речки Каменка, улица Садовая, дом 7, Садовая горка в Закаменском районе города Ново-Николаевска, сейчас здесь построены новые современные дома. Кирпичи изготавливали вручную в «кирпичных сараях» («кир-сараях») из глины, которую добывали здесь же, на берегах речки Каменки, где они и располагались [6]. Кирпичи в те времена дорогой материал, а вот стены дома были сделаны из брёвен лиственницы, которые заготавливали в ближайших лесах. Помню эту глину, приходилось иногда обмазывать печку в доме, глиняный раствор пластичный, приятный на ощупь, очень качественный материал.»
Фото 15. Улица Садовая, дом 7. Фото 16. Вид с улицы.
Вопрос Андрею Ивановичу: «На фотографии дома видна табличка «НОВО-НИКОЛАЕВСКОЕ ВЗАИМНОЕ СТРАХОВАНIЕ», она тоже хранится в нашем домашнем краеведческом музее. Что она означает?»
Андрей Иванович: «Эта табличка означает, что дом застрахован от огня, на здании нашей школы тоже должна была быть такая, в музее лицея хранится копия документа такого страхования [6]. 11 (24) мая 1909 года в Ново-Николаевске случился страшный пожар, выгорела треть города. После пожара жители решили сдавать по одной копейке с каждого заработанного рубля в фонд строительства каменных школ. Конечно, этих денег бы не хватило несмотря на то, что тогда копейка была не то, что сейчас. Были и другие фонды. 1910-1912 г.г. были построены 12 каменных школ по проекту А.Д. Крячкова, в том числе и наша, тогда Александровское начальное училище, теперь МАОУ «Лицей № 12» города Новосибирска [2]. Эти школы называют «крячковскими», но сохранилось и название «копеечные». Часть денег пошло на строительство кирпичного завода с гофманской печью непрерывного обжига, производство этих кирпичей и позволило построить 12 школ в рекордные сроки. Тогда Ново-Николаевск стал вторым городом в России, в котором было введено всеобщее начальное образование [1].»
Фото 17. Страховая табличка. Фото 18. Пожар 1909.
Елена: «Получается, что и мой прапрапрадедушка внёс свою «копеечку» в строительство нашей школы!»
Вопрос Сергею Ивановичу Мишенину, учителю биологии (дядя Лены): «В Вашем кабинете биологии хранится кирпич, на котором след кошки, или котёнка. Зачем?»
Сергей Иванович: «Кирпич со следами кошки. Это пример палеонтологического экспоната, здесь в шкафу много других экспонатов, по ним можно изучить историю развития животного мира. Но, с точки зрения технологии, если этот кирпич изготовлен на кирпичном заводе, кошка не могла оставить след на этой его части. На постели, так по ГОСТу называется эта грань кирпича, кошка могла оставить свой след только при кустарном производстве в кир-сараях, таким образом наша школа была построена из кирпичей изготовленных в основном там, они были ближе к строительству. Этот кирпич мы с твоим папой хотели подарить композитору Александру Сергеевичу Зацепину, когда он был у нас в гостях, он учился в кабинете, из которого этот кирпич убрали при ремонте. Второй такой кирпич, я подарил тебе на твой 2-й день рождения.»
Фото 19. Кирпич в кабинете биологии. Фото 20. Встреча с А.С. Зацепиным.
Вопрос Елене: «А где кирпич со следом кошки, который подарил тебе, Сергей Иванович?»
Елена: «Не кошки, а котёнка! Котёнок передал нам привет из прошлого века, а мы получили его через 100 лет! Кирпич ВОЛШЕБНЫЙ! В 2016 году в Феодосии артисты решили организовать «Волшебный театр кукол» для детей. Театр, труппа, спектакли есть, а вот здания для театра нет. Артисты организовали необычную акцию: «Присылайте волшебные кирпичи с волшебными историями на строительство «Волшебного театра»». Кирпичи стали присылать со всего мира. На семейном совете мы тоже решили послать свой кирпич, он же ВОЛШЕБНЫЙ, у нас кукольный театр есть, а у детей в Феодосии нет. Папа исследовал историю кирпича, она связана с историей «копеечных» школ, написал письмо, которое мы отправили в посылке вместе с кирпичом. Сейчас интересно смотреть фото и видео, на котором я сначала не соглашалась отдавать кирпич – «нужно подарить маме», потом согласилась. На мой 3-й день рождения Никита Добрыни, руководитель театра, прислал нам ответ с благодарностью, поздравил меня с днём рождения, прочитал сказку и подарил волшебный билет на посещение любых спектаклей Волшебного театра.»
Фото 21. Волшебный кирпич. Фото 22. Кукольный театр.
Вот такие истории, есть ещё, много!..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель достигнута. Подготовлен репортаж об экспонатах «Нашего домашнего краеведческого музея». Мы подготовили вопросы, и всех, кто отвечал на них тоже можно считать авторами нашего интервью-репортажа. В нашем музее ещё много вещей, которые мы собираемся хранить, экспозиция пополняется. С временем появляется новый взгляд на вещи и события, с которыми они связаны. Ценность всего этого растёт с годами. Подготовлен материал для участия в V Всероссийском конкурсе «Наш домашний краеведческий музей».
Трудно сказать, что интереснее изучать историю на примере хранящихся вещей или рассказывать о них и историях, связанных с ними. Наше увлекательное путешествие в историю продолжается! Подготовлен и опубликован материал в Молодёжном информационно-развлекательном журнале TIMIX [3]. При защите годового проекта одноклассники с интересом послушали доклад, задавали много вопросов, написали отзывы. А ещё – мы с папой, Андреем Ивановичем Мишениным, участвовали в ХХ региональном этнокультурном конкурсе детей и взрослых «Через прошлое к будущему» и в номинации коллективных творческих проектов «Моя семья», стали победителями и получили Малую медаль памяти профессора М.Н. Мельникова. О нашем проекте мы рассказали на сайте нашего лицея. Участие и в вашем конкурсе поможет нам решать одну из главных наших задач.
Главное, чтобы «предметы-экспонаты» не просто хранились, а могли напомнить о событиях, которые связаны с ними, чтобы кто-то мог о них рассказать, и кто-то послушать.
Благодарность: Грибоедовой Наталье Геннадьевне (маме), учителю математики; Мишенину Сергею Ивановичу (дяде), учителю биологии. МАОУ «Лицей № 12» города Новосибирска.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Баландин С.Н., Ваганова О.П. Сибирский архитектор А.Д. Крячков. Новосибирск: Зап-Сиб. кн. изд-во, 1973. 53 с.
Кузменкина Л. Крупнейшая катастрофа в истории города. Вечерний Новосибирск, 2009, 12 мая; http://vn.ru/index.phpid=97470
Мишенина Е. «Наш домашний краеведческий музей». Молодёжный информационно-развлекательный журнал TIMIX. Новосибирск, 2025. https://timix.nios.ru/nash-domashniy-kraevedcheskiy-muzey
Мишенина Е. «Семья соколиных на школьном дворе». Молодёжный информационно-развлекательный журнал TIMIX. Новосибирск, 2021. http://timix.nios.ru/semya-sokolinyh-na-shkolnom-dvore
Новокшонов С.М., Градостроительное развитие города Ново-Николаевска (Новосибирска) с 1893 по 1917 годы. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры. Новосибирск, 2013
Урсулов А.А., Мишенин А.И., Реконструкция декоративного элемента ограждения парадной лестницы Александровского начального училища. Баландинские чтения, Сборник статей научных чтений памяти Баландина С.Н., Новосибирск 2022
Фотографии: Мишенина Е.А.; Мишенин А.И.; Мишенин С.И.; Котюков Ю.В.; фото из открытых интернет-источников.