Удивительный старец земли Ярославской

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Удивительный старец земли Ярославской

Каламийцева М.С. 1
1Средняя общеобразовательная школа № 32 имени академика А.А. Ухтомского
Азеева Г.Н. 1
1СОШ № 32 г. Рыбинска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды кто-то из православных людей сказал, что на Ярославской земле есть две святыни. Одна – это образ Спаса Нерукотворного из города Тутаева (Прил.1), а вторая – архимандрит Павел (Груздев) (Прил.2). Соглашусь с этим высказыванием. Приходя в храм, на полках церковной лавки, можно увидеть разнообразие книг с фотографией старца на обложке (Прил.3). Доброе лицо, лукавый взгляд. Так состоялось моё первое знакомство с отцом Павлом. А почитав о нём, поразилась, насколько это был удивительно светлый человек!

Актуальность исследования.Почему именно об архимандрите Павле моя работа? Он – простой человек, но крутой и прозорливый! Так считают те, кто знал его лично. Это и настоятель Казанского храма г. Рыбинска протоиерей Григорий (Прил.3), и благочинный Некоузского района иерей Алексей (Прил.4), и прихожане Воскресенского собора Тутаева, и жители села Верхне-Никульское, с которыми мне довелось познакомиться и пообщаться в ходе исследования. Это, во-первых. А во-вторых, 23 января 2025 г. исполнилось 115 лет со дня рождения отца Павла (по паспорту 03.08.1911). Он – один из тех великих старцев ХХ века, которому свойственны непоколебимая вера в Бога, простота, смирение, любовь и кротость, с которой он переносил жизненные невзгоды в лагерях ГУЛАГа.

Гипотеза исследования: Архимандрит Павел (Груздев) оказал большое влияние на духовное становление людей.

Объект исследования: Архимандрит Павел (Груздев)

Предмет исследования: биография старца

Цель работы: изучить историю жизни и служения отца Павла

Задачи: узнать о духовных подвигах; собрать информацию о местах памяти старца; на основе анализа собранного материала разработать экскурсионный маршрут, познакомить с результатами одноклассников.

Методы исследования: изучение литературы; интернет-ресурсы;опрос; беседа; интервьюирование; экскурсия; анализ.

Основная часть

  1. Практическая часть (опрос)

Перед началом работы решили выяснить осведомлённость населения по теме моего исследования. У респондентов разного возраста, проживающих в разных населённых пунктах, поинтересовались, кто же такой Павел Груздев? Оказалось, что больше всего респондентов, знающих о старце, проживают в селе Верхне-Никульском и его окрестностях - 90 %, в Тутаеве – 80 %, в Рыбинске – 38 % опрошенных. А вот среди православных людей он носит стопроцентную известность (Прил.5). 55 % респондентов, лично знавших батюшку, отметили его прозорливость (Прил.6). Мои же одноклассники о Павле Груздеве никогда не слышали, но проявили интерес к его личности.

  1. Биография

2.1. Детство и юность

Изучать биографию Павела Груздева мы начали с музея Мологского края (Прил.7). Деревня Большой Борок, в которой 23 января 1910 года родился Павел, тогда относилась к Мологскому уезду Ярославской области. Семья Груздевых была многодетной: кроме старшего Павла было ещё три сестры. У отца была мясная лавка в Мологе. Он имел земли, скот, добротный дом и считался состоятельным человеком.

С началом Первой Мировой войны у семьи Груздевых начались трудные времена. Отец Александр ушёл на фронт, мать осталась одна с малолетними детьми. Еды в доме не было, поэтому маленький Павёлка Груздев просил милостыню. Узнав это, родные тётки по отцу Ольга, Елена и Евстолия, служившие в Афанасьевском монастыре монахинями, забрали его к себе (Прил. 8, 9). Такв шесть лет Павел познакомился с духовной жизнью. Сначала мальчик пас монастырский скот, а затем его перевели петь на клирос. Спокойствие, молитвы и службы Павлу очень нравились. Сам патриарх Московский Тихон благословил восьмилетнего послушника на ношение подрясника.

С приходом советской власти в 1917 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Мальчик остался жить в ней в качестве сельскохозяйственного работника. И только в 1930 году после окончательного закрытия Афанасьевского монастыря Павел нашёл себе новое пристанище - Хутынский монастырь в Нижегородской области (Прил.10). За него ходотайствовал бывший сослуживец отца, который принял монашеский постриг именно в этом монастыре. Два года молодой человек служил здесь на клиросе, следил за ракой с мощами преподобного Варлаама, звонил на колокольне и работал на судостроительной верфи. В 1932 году с закрытием монастыря Павел вернулся в родную деревню Большой Борок, стал работать на селекционной станции. В 1935 году было принято решение о строительстве Рыбинского водохранилища, в зону затопления попало более 700 населённых пунктов, в том числе и Большой Борок. Семья Груздевых переселяется в Тутаев. Здесь Павел устроился работать на базу «Заготскот» (Прил.11). Регулярно посещал Леонтьевскую церковь, пел в церковном хоре ипономарил при иеромонахе Николае.

    1. Годы гонений

13 мая 1941 года Павла Груздева вместе с другими арестовывают за их религиозные взгляды (Прил.12). Долгое время он находился в тюрьме Ярославля в одиночной камере в полной изоляции. Потом к нему поместили ещё 15 человек. Заключённым не хватало воздуха, они по очереди припадали к щели в полу, чтобы подышать. На тюремных допросах Павла подвергали пыткам: избивали, выбив все зубы, ломали кости, слепили глаза, что привело к проблемам со зрением. Его приговорили к шести годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. С 1941 по 1947 год он находился на Вятлаге в Кировской области. Условия там были тяжёлые: голод, холод, непосильный труд, отсутствие медицинского облуживания. Кроме этого надзиратели относились к осуждённым крайне жестоко. Избиения и моральные издевательства были привычным делом, как со стороны охранников, так и со стороны уголовников, которые содержались в лагере. Но Павел не сдавался, не предавал свою веру, поддерживал и помогал другим заключённым. Когда его назначили обходчиком железной дороги, Павел успевал собирать в тайге грибы и ягоды. Он менял их в посёлке на хлеб, поддерживал свои силы и, как настоящий христиан, делился запасами с заключёнными.

В 1947 году Груздев был освобождён и вернулся в Тутаев.

В 1949 году над Павлом опять сгущаются тучи. Его вновь арестовывают по делу архиепископа Варлаама. На этот раз Павла отправляют в ссылку в Казахстан. Он поселился в Петропавловске у пожилой супружеской пары и помогал им по хозяйству. Устроился на работу в строительную контору, одновременно стал служить в соборе святых апостолов Петра и Павла. Местные жители полюбили его за доброту, отзывчивость, мудрость, трудолюбие. В 1954 году Груздева освободили как невинно осуждённого. Он вернулся в Тутаев и устроился на работу (Прил.13). В его обязанности входил уход за зелёными насаждениями и дорогами. Одновременно в Воскресенском соборе Груздев служит чтецом и поёт на клиросе. Вера становится главной в его жизни. Павел дважды подаёт прошение о рукоположении его в священный сан, но получает отказ.

    1. Пастырское служение

      1. Начало пути

В стране продолжается антирелигиозная борьба. Но Груздев, не смотря на 15 лет гонений, хочет стать священнослужителем. И только в марте 1958 года в Фёдоровском соборе Ярославля епископом Исаия Павел Груздев был положен сначала в диакона, а затем в пресвитера.

В 1961 году архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим постриг Павла в Монахи. Судьба привела его в церковь села Борзово Рыбинского района. Служил он там недолго, так как храм закрыли.

      1. Верхне-Никульское

Павла назначают на службу в село Верхне-Никульское (Прил.14). Это село имеет древнюю историю, которая уходит корнями вглубь веков. Эти места принадлежали князьям Солнцевым, ведущим свой род от Рюрика. На высоком левом берегу реки Ильдь у Солнцевых был большой дом с колоннами, который окружал парк. На правом берегу Ильди жили крепостные крестьяне. К концу 18 столетия последний владелец земель князь Иван Егорович Солнцев разорился и пропал без вести. Верхне-Никульское приобрёл граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, первооткрыватель «Слова о полку Игореве», обер-прокурор Священного Синода и Президент Императорской академии художеств. Мусины-Пушкины вели свой род от Рюрика и были в дальнем родстве с Александром Сергеевичем Пушкиным. Купив село, Мусин-Пушкин начал строить в нём новый храм взамен старого деревянного. В 1806 году храм был построен и освещён. В нём было три престола: летний - во имя Святой Живоначальной Троицы, зимний - в честь святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Но спустя несколько лет в северной стене зимнего храма появились трещины. Был произведён ремонт, и в 1820-х годах уже при новых владельцах села Щепочкиных появилась массивная церковная ограда в стиле позднего классицизма. По углам ограды соорудили четыре каменных здания для нужд церкви. В советские времена храм не закрывался, в нём регулярно проходили службы.

Вот в такое знаменитое село в 1960 году и приехал служить отец Павел Груздев. Для проживания ему выделили маленькую холодную сторожку при Троицкой церкви, настоятелем которой он стал. Храм был бедный, сырой, требовал большого ремонта. С помощью прихожан отец Павел стал приводить его в порядок. Сначала прихожан было мало, но затем своей искренней службой стал привлекать всё больше людей.

В 1963 году сельский священник получает наперсный крест, а ещё через три года становится игуменом, в 1971 году награждается палицей, а ещё через пять лет - крестом с украшениями. Отца Павла знали уже далеко за пределами села. Люди приезжали не только из округи, но и из Ярославля, Москвы и других уголков страны.Даже автобусную остановку на трассе Шестихино - Брейтово в народе стали называть «Отец Павел», а не Верхне-Никульское. Но зачем они ехали сюда, в глубинку? Отец Павел быстро стал известен своей прозорливостью и крепкой непоколебимой верой в Бога. К батюшке ехали за советом и молитвой. И он всех принимал с теплом и любовью.

В 1981 году отец Павел получает сан архимандрита. Слово «архимандрит» произошло от греческих «Вождь» и «монастырь», а в «Азбуке веры» его значение определяется как высшее звание монашествующих священников.

Спустя десятилетие дала о себе знать болезнь глаз. Отец Павел покинул службу, но продолжал помогать добрым советом всем, кто просил.

Прослужив в Троицкой церкви 32 года, в 1992 году 82-летний старец оставляет Верхне-Никульское и возвращается в Тутаев. За свою долгую жизнь он не нажил никаких сбережений, поэтому, не имея своего жилья, поселился на покой в сторожке Воскресенского собора (Прил.15). Только вряд ли можно назвать покоем многолюдное паломничество, совершаемое к нему. До конца жизни архимандрит продолжал давать наставления всем приходящим, давал им благословение и вёл свою проповедническую деятельность. Отец Павел скончался 13 января 1996 года и покоится на Леонтьевском кладбище Тутаева возле родительских захоронений.

  1. Великий старец

Что было главным в батюшке? Говорят, рядом с ним приходило ощущение, что через него ты общаешься с самим Богом. Отец Павел всё видел насквозь. Он обладал удивительными дарами прозорливости и исцеления. Очень часто сбывалось то, что батюшка предрекал. Например, Григорию Гогишвили было предсказано, что он будет настоятелем Казанского храма в Рыбинске (Прил. 16). А на тот момент храм был закрыт. Так и вышло – протоирей Григорий сейчас является его настоятелем.

К отцу Павлу всегда тянулись люди. Они были разного уровня достатка, положения в обществе, образования. Но ко всем он обращался так, словно это были дети: «Колькя!..Катькя!..», как бы подчёркивая, что перед ним, как и перед Богом все равны. У батюшки не было богословского образования, его проповеди были просты и наглядны. Он не читал нотаций, а рассказывал притчи, вспоминал случаи из жизни, говорил языком красочным, был очень эмоционален. «Чистый, открытый сердцем», - так говорили о нём прихожане. Людей всегда поражала его простота и отзывчивость.

Даже после кончины он всегда остаётся живым для своих духовных чад. Со своими бедами люди идут к батюшке на могилку.

После себя он оставил несколько общих тетрадей, в которых автобиографические рассказы и духовные размышления чередуются с фольклором. Здесь же вырезки из газет, впечатления от паломнических поездок, акафисты, тропари святым. Тетради служили батюшке и личным дневником, и молитвословом, и помянником, в который он записывал всех, за кого молился. Автобиографические рассказы отца Павла явно свидетельствуют «Бог был, есть и будет!» А ещё они говорят, о том, что святыми не рождаются, а становятся, принимая с терпением и благодарностью всё, что посылает Господь. Архимандрит Павел пока не канонизирован Русской православной Церковью, но нет сомнений, что это произойдёт.

  1. Разработка экскурсионного маршрута

«Хотели бы вы совершить поездку по местам памяти отца Павла?», спросили мы респондентов (Прил.17). Только один из них равнодушно пожал плечами. Многие из опрошенных восприняли бы такое путешествие как туристическую поездку и знакомство с культурно-историческим и религиозным наследием. А прихожане Казанского храма – как паломническую. Просто туристу интересно всё понемногу, паломнику — только те святыни, ради которых он снялся с места и отправился в свой путь. Но это в теории, а на практике человек обычно и сам не знает, кто он — турист или паломник. Поэтому разработанный нами маршрут приведёт верующих людей, краеведов, любителей истории и всех желающих в места, связанные с жизнью архимандрита Павла (Груздева) на территории Ярославской области. Это:

  • г. Рыбинск с посещением музея Мологского края (Прил.18)

  • г. Тутаев (левый берег) с посещением родительского дома Груздевых, Леонтьевского храма, могилы батюшки (Прил.19)

  • г. Тутаев (правый берег) с посещением Воскресенского собора и сторожки при нём, где на покое проживал старец (Прил.20)

  • с. Верхне-Никульское с посещением Троицкой церкви, сторожки, в которой проживал батюшка, могил монахини Мологского монастыря Манефы и блаженной Енюшки (Евгении) (Прил.21)

Паспорт туристско-экскурсионного тура «Памятные места архимандрита Павла»:

  • Наименование экскурсионного тура – «Павел Груздев – удивительный старец земли Ярославской».

  • Длительность тура  – 2 дня.

  • Вид экскурсии: автобусно - пешеходная.

  • Протяженность маршрута – 120 км.

  • Назначение маршрута – формирование духовной культуры населения, проведение экскурсионной работы, исследовательской деятельности.

  • Режим пользования – проведение экскурсий, уроков, краеведческая и научно-исследовательская работа.

  • Маршрут сезонный апрель - октябрь.

  • Наличие экскурсоводов на маршруте  учитель и обучающаяся СОШ № 32 г. Рыбинска – 2 человека.

Совершив с родителями путешествие по составленному маршруту, и приехав в его конечную точку - в село Верхе-Никульское, мы поразились величию храма в глубинке Ярославской области. Он очень светлый, здесь по-прежнему чтят заветы отца Павла, который прослужил в нём тридцать лет и почти три года. Столько же времени храм живёт без любимого батюшки. Он открыт до сих пор. Но состояние храма удручающее, он разрушается на глазах. В летнем храме обвалился купол, но в нём сохранилась ажурная роспись и фрески. Зданию нужна срочная реконструкция.

Возможно, мой проект экскурсионного туристско-паломнического маршрута решит ещё одну задачу - привлечёт внимание епархии и меценатов, которые помогут восстановить храм в селе Верхне-Никульское.

Заключение

Прошло почти тридцать лет, как отошёл к Господу отец Павел, а его помнят, любят и почитают. За его простоту, за его мудрость, за его любовь. Он умел любить просто, искренне и очень сильно. По-настоящему, по-Божьи. Любил и любит! Нескончаемый поток людей льётся к могилке удивительного старца. Одни сидят на лавочке, мысленно разговаривая с ним, другие молятся. Считаю, что архимандрит Павел (Груздев) оказал большое влияние на духовное становление людей. Многие из его духовных чад сейчас сами являются священнослужителями. Гипотеза доказана.

Когда я познакомила одноклассников с результатами своего исследования, рассказала историю жизни и служения знаменитого старца, ребята тоже захотели совершить поездку по составленному нами маршруту. Значит, цель моего исследования достигнута.

Список литературы

  1. Архимандрит Павел (Груздев): Документы к биографии. Воспоминания о батюшке. Рассказы отца Павла о своей жизни. Избранные записи из батюшкиных тетрадей. 2-е изд., испр.- Рыбинская епархия – Москва: Отчий дом, 2018. -768 с.

  2. Архимандрит Павел (Груздев) / Сост. О. Л. Рожнева. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. – 142 с.

  3. Павлова (Черных) Н.А. Последний из Мологи. Жизнеописание архимандрита Павла (Груздева). – Ярославль: Издательство «Китеж», 2004, 2024. – 592 с.

  4. https://fb.ru/article/221969/arhimandrit-pavel-gruzdev

Приложения

П риложение 1. Образ Спаса Нерукотворного. Воскресенский собор г. Тутаева

Фото с сайта: https://pravslov.ru/ikona-v-tutaeve-spas-vsemilostivyj.html

Приложение 2. Архимандрит Павел (Груздев)

Адрес изображения: https://sun9-4.userapi.com/impg/4bZwdgMS-D-DGPXfR17jzruwqdCeRs5bPEhAzw/LnxVFyUx3o4.jpg?size=414x600&quality=95&sign=4f2e15ec4c70ddd9b9160ceaa928c970&c_uniq_tag=kYO4U3qMH1bv7jbhpMZvNFriOtkkOe5mPbPVjZeQwTE&type=album

Приложение 3. Книги об архимандрите Павле (Груздеве)

Приложение 3. Я с протоиереем Григорием

Приложение 4. Я с иереем Алексеем

Приложение 5. Результаты опроса. Кто такой Павел Груздев?

 

Категория опрошенных

да

нет

Процентное

соотношение

1

Жители Рыбинска

5

8

 

38%

62%

2

Жители г. Тутаева

8

2

 

80%

20%

3

Жители с.Верхне-Никульское и его окрестностей

8

1

 

90%

10%

4

Прихожане Казанского храма г. Рыбинска

10

0

 

100%

0%

5

Одноклассники

0

22

 

0%

100%

Приложение 6. Результаты опроса. Чем запомнился отец Павел?

 

Качества

Кол-во

человек

Процентное

соотношение

1

Прозорливость

6

55 %

2

Простота

2

18 %

3

Доброта

1

9 %

4

Истинная вера

1

9 %

5

Колоритная речь

1

9 %

 

18 %

Приложение 7. В Музее Мологского края

Приложение 8. Маленький Павёлка Груздев с тётками-монахинями

Фото из архива прихожан Леонтьевской церкви г.Тутаева

Приложение 9. В Афанасьевском монастыре. Павел Груздев крайний слева в нижнем ряду

Фото: Госкаталог РФ.

Приложение10. Хутынский монастырь

Адрес изображения: https://aldebaran.ru/pub/t/63570502.json/i_004.png

Приложение 11. Павел Груздев с семьёй

Адрес изображения: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b404dc76a93a298b341ec2a017c4eacf7627aa49-10386268-images-thumbs&n=13

Приложение 12. Арест Павел Груздева

Фото из книги «Архимандрит Павел (Груздев): Документы к биографии. Воспоминания о батюшке. Рассказы отца Павла о своей жизни

Приложение 13. 1954 г. После возвращения из ссылки

Фото из книги «Архимандрит Павел (Груздев): Документы к биографии. Воспоминания о батюшке. Рассказы отца Павла о своей жизни»

П риложение 14. С.Верхне-Никульское и Троицкая церковь

Фото Владимира Глазунова

Адрес изображения: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=34ad245d164c91c5126c5997befde7f7c470f3de-10698321-images-thumbs&n=13

Приложение 15. Г. Тутаев. Сторожка Воскресенсеого Собора

П риложение 16. Священник Григорий (Гогишвили) и архимандрит Павел (Груздев)

Приложение 17. Результаты опроса о целесообразности экскурсионного маршрута

Вопрос

да

нет

скорее да, чем нет

скорее нет, чем да

Хотели бы вы совершить поездку по местам памяти отца Павла?

12

1

3

0

75 %

6 %

19 %

0 %

19 %

П риложение 18. Г. Рыбинск. Музей Мологского края

Приложение 19. Г. Тутаев (левый берег)

Фото из личного архива

Приложение 20. Г. Тутаев (правый берег)

Фото из личного архива

Приложение 21. Село Верхне-Никульское

Фото из личного архива

Просмотров работы: 35