Научно-исследовательская работа
Краеведение
Хобби жителей села Самойлово
Выполнил:
Чаплыгин Матвей Васильевич
Обучающийся 10 класса
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
«Самойловская школа Новоазовского муниципального округа»
Донецкой Народной Республики
Руководитель:
Париловская Галина Ивановна
учитель географии
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
«Самойловская школа Новоазовского муниципального округа»
Донецкой Народной Республики
Введение 3
1. Основная часть 4
1.1. Понятия «досуг» и «хобби» 4
1.2. Родное село - источник вдохновения 5
1.3. Успеть везде и во всем 6
1.4. Хобби обучающихся школы. 11
1.5. Выставка «Мир моих увлечений» 13
Выводы 13
Заключение 14
Список источников и использованной литературы 15
Приложения 16
Все большое начинается с малого… С родника берёт начало река, а любовь к Родине начинается из любви к близким людям, к родному дому, к родному селу, к той земле, на которой родился и живёшь. Известный академик-литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
А на сколько хорошо мы знаем людей, которые живут рядом, с которыми встречаемся, здороваемся каждый день, живем на одной улице, в одном селе? Чем интересуются наши сверстники? Чем они заняты в свободное время и сколько его у них? Что для них является значимым? Этот круг вопросов и определил тему нашего исследования: «Хобби жителей села Самойлово».
Гипотеза: в селе Самойлово живут трудолюбивые, интересные и очень увлеченные люди. Многие из них имеют занятие для души – хобби.
Цель работы: изучить хобби жителей села Самойлово
Объект исследования: хобби
Предмет исследования: что дает человеку занятие хобби
Задачи работы:
- дать определение понятиям «хобби» и «досуг»;
- найти и проанализировать публикации по данной теме;
- выявить хобби жителей села;
- узнать о хобби, обучающихся школы;
- организовать школьную выставку «Мир моих увлечений».
Цели и задачи настоящей работы предопределили выбор следующих методов исследования: метод исследования теоретического уровня - изучение и анализ литературы; эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, интервьюирование, описание и обобщение.
Актуальность. У каждого человека должно быть любимое дело, которое приносит ему радость, способствует его развитию, помогает развеять негативные эмоции. Другими словами, делает жизнь насыщенней и интересней. Занимаясь любимым делом, человек развивает свой потенциал, самоутверждается и самосовершенствуется.
На основе изучения литературных источников, мы пришли к выводу, что данная проблема всегда находилась в поле зрения специалистов. Так, Кудревич А.В. дает краткий анализ исследований молодежного досуга за последние двадцать лет, выделят основные тенденции современной российской социологической мысли по данному вопросу 4. В работе Борисовой У.С. и Винокуровой Е.П. рассматривается проблема организации культурно-досуговой деятельности молодежи с точки зрения социального проектирования села 3. Антонова Л.Ю. рассматривает хобби-деятельность в современных социально-экономических, социально-культурных условиях. Способность хобби генерировать социально-культурную активность личности, а также роль хобби в социализации молодёжи 1. Анушина А.С. акцентирует внимание на том, что рассматривая сейчас, чем увлекается и как развлекается молодежь, можно сделать вывод, какое поколение будет в будущем, и к каким успехам оно может привести социум 2.
Изучение хобби жителей села Самойлово и учащихся ГБОУ «Самойловская школа Новоазовского м.о.» проводятся в первые. Поэтому его результаты будут полезны классным руководителям для планирования работы с детьми. Родителям они помогут лучше понять своего ребенка, его внутренний мир. Организованная выставка подскажет в выборе своего хобби еще неопределившимся ребятам.
Анализируя публикации по данной теме, следует отметить, что в определении понятия «досуг» и «хобби» мнения авторов несколько разнятся. Так, Антонова Л.Ю. рассматривает хобби как вид человеческой деятельности, разновидность развлечения, любимое занятие, увлечение человека, на досуге для себя, для души. Хобби выступает как основополагающий фактор творческой деятельности в пространстве досуга, направленной на освоение ценностей культуры 1.
Анушина А.С. делает акцент на том, что досуг – это свободно время, в которое человек может отдыхать, встретиться с друзьями, побыть дома, сходи на дискотеку или концерт любимого исполнителя. Соответственно, досуг – это развлечение, а хобби является увлечением, возможно, это изучение новых аккордов на гитаре, вышивка, повышение навыка кулинарии, и все то, что приносит ему удовольствие в процессе, и здесь необязательна оценка окружающих родственников или друзей 2.
В своей работе мы используем определения из Толкового словаря С.И. Ожегова: досуг - свободное от работы время, хобби- увлечение, любимое занятие для себя, на досуге 5.
Таким образом, хобби — это не просто занятие в свободное время, а возможность развиваться, узнавать что-то новое, заводить новые знакомства и получать истинное удовольствие от процесса.
Село Самойлово образовалось в 30 – годы XIX века. Тогда здесь поселились братья-казаки, кулаки Самойловы, рядом были их земли, никаких других жителей, а тем более села не было. Заселение данной территории происходило в последующие годы. Относительно большими были соседние села Ванюшкино, Ковское, Клинкино, Щербак. Развитие села шло медленными темпами и в начале XX века. Хотя уже практиковалось обучение на дому. В 30-е годы появилась начальная школа, а в послевоенное время – семилетняя. Интенсивное развитие села начинается в 70-е годы. 14 июля 1971 года был перенесен сельский совет из села Ковское. Росло село, а вместе с ним и школа. В сентябре 1978 года учащиеся переступили порог современного здания школы, наполняемость которого – 320 человек. Начиная с 2014 года идет постоянный отток населения. В настоящее время здесь проживает 630 человек, из них школьников – 41.
Сельская местность представляет уникальную среду с богатой культурой и традициями. Для жителей села характерен особый образ и уклад жизни, которые обусловлены тесными родственными и соседскими связями. Здесь все хорошо знают друг друга, каждый эпизод жизни односельчанина становится объектом достояния жителей всей местности. Хобби людей часто имеют многолетнюю историю и связывают не одно поколение. Они играют важную роль в жизни сельских жителей, предоставляя им творческие отдушины, социальные связи и возможности для самовыражения.
В ходе исследований, был проведен опрос 50 жителей села и 31 учащихся школы. С 10 односельчанами провели беседы, интервью взяли у 5 человек.
Анализа полученных результатов показал, что самыми распространенными хобби среди жителей села являются: садоводство, цветоводство, рукоделие, пчеловодство, рыбалка.
Наше исследование начиналось с наблюдения, которое показало, что на каждом подворье растут плодовые деревья. Садоводство – это древнейшее искусство, которое объединяет прошлое, настоящее и будущее. Дальнейший опрос показал, что выращиванием деревьев, как правило, занимаются мужчины, а кустарников -женщины. Следует заметить, что мы живем в степной зоне и, чтобы вырастить дерево у дома, необходимо приложить много сил. Основными культивируемыми культурами являются яблоня, груша, вишня, черешня, абрикос, слива, орех, среди ягодников — земляника, малина, смородина. Встречаются также персики, алыча, айва, крыжовник и йошта. Основным мотивом заниматься этим хобби является получение вкусной и полезной продукции для семьи. Садоводство — дает возможность уйти в себя, отвлечься от суеты и насладиться природным очарованием. Кроме того, люди старшего возраста отмечали, что это способ оставить о себе след на земле, а среднего возраста – память об ушедших родителях.
Для Солодько В.И. и Совко А.Л. садоводство – это еще и поле для экспериментов. Они не просто выращивает плодовые деревья, но и прививает их. Предметом особой гордости является яблоня, на которой привиты 5 сортов.
Цветоводство − одно из направлений декоративного садоводства, это выращивание цветочных культур. Цветы являются важным элементом украшения приусадебного участка. Они радуют глаз, придают обстановке неповторимое очарование, наполняют воздух ароматом. Опрос показал, что кроме эстетического наслаждения, такое увлечение позволяет повысить двигательную активности. Цветы требуют постоянного ухода: рыхления почвы, полива, пересаживания. В свою очередь это влечет за собой концентрацию внимания. Многие респонденты отмечали, что стали замечать отдельные детали, на которые раньше не обращали внимание. Наблюдение за тем, как растут и развиваются растения, приносит чувство удовлетворения. Такое занятие с одной стороны повышает уровень общения (обмен опытом выращивания и посадочным материалом), а с другой стороны позволяет уединится и стать ближе к природе. В тоже время, цветник у дома для многих односельчан – это возможность поэкспериментировать и способ самовыражения. С нашей точки зрения, наиболее привлекательные цветники созданы на усадьбах: Зварич В.В., Чернова Н., Баженова Р.В., Пересадько С.А., Пересадько О.С.
Одним из популярных видов рукоделия является вязание. В ходе бесед с рукодельницами, мы выяснили, что занятие хобби позволяет им вернуть силы и душевное равновесие, отвлечься от неприятностей, получить удовольствие от создания стильных и уникальных вещей. В нашем селе встречается две техники: вязание спицами и крючком. Выбор конкретной техники зависит от личных предпочтений мастера и от того, какое изделие нужно создать.
Так, Гринько Е. отдает предпочтение крючку. Ей больше всего нравится вязать игрушки и одежду. Ибрагимова Ф. любит вязать носки спицами. Савко А.М. умеет вязать и спицами, и крючком, но в настоящее время предпочитает вязать коврики и накидки на кресла крючком из старых вещей. Коваленко Т.В. владеет двумя техниками, но в приоритете вязание игрушек-талисманов года и тапочек крючком. Гринько Н.П. также владеет 2-я техниками, но ей больше нравится вязать одежду спицами.
К сожалению, вышивка крестиком, так популярная в прошлом, постепенно забывается. В ходе опроса, нами была найдена только одна мастерица – Ибрагимова Т. Кроме усидчивости, концентрации внимания терпения, этот видом хобби доступен людям с хорошим зрением. С возрастом зрение ухудшается, поэтому мастерицы отказываются от вышивания.
Пчеловодство отрасль сельского хозяйства, в которой разводят и выращивают пчёл для получения меда, воска и других продуктов пчеловодства, а так же для опыления растений с целью повышения их урожайности. Первые упоминания появились в Древнем Египте в 2400 году до нашей эры. Пчелы имели там ритуально-мистическое значение, по приданию они появились из пролитых слез бога солнца Ра
Для жителей села Самойлово мы рассматриваем пчеловодство как хобби, т.к. пасеки небольшие и не имеют промышленного значения. Пчел разводят, «чтобы себе хватило и друзей медом угостить»: Мельник В.И., Солодько В.И., Евсюков М.А., Коваленко В.В. В беседе с ними, мы выяснили, что пчеловодством случайный человек заниматься не может: «к нему надо прийти». Это не просто, наука, а особое состояние души. Здесь нет понятий «хочу и не хочу», а только «надо»: упустил момент – и рой улетел; не подставил вовремя рамки – потерям в урожае, не утеплил на зиму улей – пчелиная семья замерзла. Пчелы учат человека трудолюбию и ответственности. Оказалось, что больше всего нравится пасечникам наблюдать за работой пчел, а не мед на столе (хотя и это немаловажно). Ведь полет пчелы может рассказать о многом: о состоянии пчелиной семьи, о наличии или отсутствии взятка, об изменении погоды и т.д. Пчелы – индикаторы окружающей среды, а так как она изменяется, то и пчеловоду надо быть постоянно в творческом поиске, расширять и углублять свои знания. «Быть пчеловодом — это значит, стать немного пчелой, такой же трудолюбивой и беспокойной».
Рыбалка – одно из любимых занятий жителей нашего села от мала до велика. Но среди любителей посидеть с удочкой выделяются заядлые рыбаки, для которых ловля рыбы не просто полезное занятие,а хобби, переходящее в страсть, особое состояние души, свой мир. К ним относятся: Блохина Е.Б., Блохина А.А., Мельник В.И., Савко А.Л., Савко А.М., Назаренко В.И. Они часами могут рассказывать об особенности той или иной снасти, об интересных случаях на рыбалке, о количестве и размерах рыбы, которую удалось поймать. Больше всего в хобби их привлекает возможность расслабиться на природе, уединиться, отвлечься от каждодневных проблем, пообщаться с единомышленниками.
Живут в нашем селе люди, хобби которых не вписываются в общепринятые рамки, поэтому заслуживают особого внимания. Ветеран педагогического труда Солодько В.И. – человек творческий и увлеченный. В свое время он закончил Великоанадольскй лесной техникум по специальности техник-лесовод. Затем работал ассистентом в заповеднике «Хомутовская степь» вместе с корифеями заповедного дела Осычнюком В.В. и Геновым А.П. Несмотря на великолепие степных ландшафтов, он «скучал по лесу», поэтому сменил работу, переехав в Крутояровское лесное хозяйство (Запорожская область). Потребность передать свои знания молодому поколению, привела его на заочное отделение Мелитопольского педагогического института по специальности биология. С 1986 по 2016 год Вячеслав Ильич преподавал биологию в нашей школе. В настоящее время он находится на заслуженном отдыхе и занимается пчеловодством, садоводством, вяжет веники по собственной технологии. На его подворье невольно обращаешь внимание на необычные кроны деревьев, растущих возле дома (фото1). Интерес к декоративному садоводству у Вячеслава Ильича появился еще в студенческие годы, а затем перерос в хобби. Топиарий - искусство фигурной стрижки растений. Английское слово topiary происходит от древнегреческого слова, означающего «место». Латинский термин topiarius означает «садовник», а topiaria - «садоводческое искусство». Это дело очень трудоёмкое, требующее терпения, концентрации внимания и даже скрупулезности. А вот результатами своего труда мастер сможет насладиться только через много лет спустя. В этом как раз и состоит шарм этого хобби.
Еще одно хобби Вячеслава Ильича – латынь. Этот язык является основой бинарной номенклатуры в зоологии и ботанике. Изучение латыни помогает понять структуру и происхождение терминов, что способствует более глубокому пониманию биологических наук.
Вячеслав Ильич любит прогулки по лесополосам, точнее погружение в мир природы, где каждое дерево, кустик и даже травинка являются значимым. Они могут рассказать больше, чем иная книга, нужно только уметь прочесть эту зеленую летопись. А еще здесь можно найти великое разнообразие форм, фигур, линий, невероятное соединение которых, создает причудливые скульптуры. С некоторыми экспонатами, созданными самой природой, можно познакомиться в музее под открытым небом (фото 2, 3). Мы не смогли определить название этого хобби, но один из корреспондентов, увидев эти причудливые фигуры, дал ему очень емкое определение – древесная сага Солодько. Известно, что талантливый человек, талантлив во всем. Подтверждением этому являются хобби. Анализ их многообразия позволил раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость между ними. Все вместе они создают единое целое, которое можно назвать познанием живой природы в ее многообразии (рис. 1).
Хобби Коваленко Владимира Васильевича - обработка древесины. Он родился и вырос в нашем селе. Учился в нашей школе. Удивительный мир творчества ему помог открыть учитель труда, рисования и черчения Бакаев П.М. Оказалось, что обыкновенное полено – это не просто кусок дерева, а целый микромир со своими законами и рангами. Липа – мягкая и теплая, дуб – твердый и благородный, можжевельник – ароматный и лучезарный. Этому нельзя научить – к этому надо прийти. Обработка дерева – это погружение в искусство, требующее от мастера терпения, усидчивости, пространственного мышления и художественного вкуса. А еще нужно уметь чувствовать дерево: видеть уже в заготовке будущее изделие.
Великолепно смотрятся изготовленные им и модель швейной машинки, и деревянное кресло, и подставка для карандашей, и настенные часы, но фишкой мастера являются табуретки - незаменимая вещь в быту. Домашняя коллекция Владимира Васильевича не очень большая. Большую часть своих работ он с удовольствием дарит родственникам и друзьям, что доставляет ему наибольшую радость (фото 4).
Цыпурында Оксана Вячеславовна постоянно находится в поисках чего-то нового, необычного. Совсем недавно она познакомилась с таким видом искусства как паперкрафт. Это вид бумажного моделирования, который включает в себя создание и изготовление бумажных образов (моделей) геометрических тел, рукотворных и нерукотворных предметов, живых (или воображаемых, сказочных) существ из бумаги и/или картона. Сборка модели требует и тренирует определённую целеустремлённость, усидчивость, внимательность. Это увлечение привлекло тем, что оно является относительно новым, и никто в ее окружении такого раньше не видел и не делал. Чтобы собрать модель, на заготовке надо продавить ребраиглой от циркуля или тупой стороной лезвия ножа, или слегка надрезать ножом. Сгибы «наружу» продавливают с лицевой стороны, «внутрь» - с изнанки. Сама Оксана Вячеславовна считает, что ей еще надо работать над освоением техники паперкрафт, но даже первые модели впечатляют (фото 5).
На следующем этапе нашего исследования мы выяснили хобби обучающихся 8-11 классов нашей школы.
Анализ проведенного опроса школьников показал, что они представляют собой различные интересы и занятия, которые помогают школьникам расслабиться и насладиться своим свободным временем. Они играют важную роль, так как способствуют развитию навыков, самовыражению и социальному взаимодействию (диаграмма 1).
Не может не насторожить тот факт, что пятая часть опрошенных увлекается компьютерными играми, а три респондента не смогли определить свое хобби. Общеизвестно, что часты занятия видеоиграми или проведение времени в социальных сетях может привести к потере времени и зависимости от технологий. Кроме того, они могут создавать изоляцию от реального мира, так как подростки предпочитают общаться через экраны устройств вместо личного общения.
Следует также отметить, что хобби детей и взрослых разнятся, как и их мотивы. У школьников на первый план выходит возможность избавиться от скуки, наслаждаться свободным временем, стремление выделиться, следование моде, найти себя в жизни.
Нами были разработаны рекомендации для школьников:
МИР ХОББИ
У Вас много свободного времени, а Вы не знаете, чем заняться? Займитесь делом для души! Не знаете, как его выбрать? Тогда оглянитесь вокруг и задайте себе вопрос: «Чего мне не хватает для полного счастья»? Посмотрите, а чем заняты ваши близкие, соседи, друзья. Выбирая хобби, учитывайте свои индивидуальные особенности. Возможно, Вы стоите на пороге открытия нового хобби, которое наполнит ваше сердце радостью, а жизнь – смыслом.
Чем бы Вы ни занимались, любое хобби позволит раскрыть Ваши таланты, узнать самого себя и показать миру. Выбирая хобби по душе, помните: оно должно способствовать Вашему развитию, а не пустой трате свободного времени; приносить вам радость, удовольствие, но не должно вредить Вашему здоровью, создавать дискомфорт для окружающих. Мир хобби очень велик. И Ваше хобби непременно Вас найдет. Ведь хобби- это влечение души, которое сближает человека с миром природы, науки, искусства, с миром людей.
Опираясь на результаты исследований, с целью пропаганды и приобщения к творческому досугу, укреплению связей между поколениями была организована выставка «Мир моих увлечений». Ее участники получили массу положительных эмоций. Ведь каждый ее экспонат создан в результате многодневного труда автора, поэтому наполнен его внутренней красотой и любовью. Мир увлечений наших односельчан и школьников очень велик и разнообразен. Великолепно смотрелись «картины по номерам», созданные Гринько Н.П. и обучающимися 10 класса Косоговой В., Куриловой М. и Самохваловой Д. Живой интерес вызвали вязаные изделия. Здесь была представлена детская одежда, комбинезоны для кошек, скатерти (Гринько Н.П.), салфетки, шали (Шайнога Ю.М.), игрушки (Самохвалова Д.). Поразили своим разнообразием картины, вышитые Ибрагимовой Т. Живой интерес вызвали работы из дерева Коваленко В.В. и Солодько В.И. Органично смотрелись на выставке и работы из бумаги, выполненные в разной технике: паперкрафт (Цыпуридна О.В.), бумагопластика (Кочмар А., Самохвалова Д).
Посетив выставку, ребята сблизились с миром увлеченных людей, с миром природы и творчества.
Досуг - это свободное от работы время, а хобби- увлечение, любимое занятие для себя, на досуге. Каждому человеку хобби приносит радость, способствует его развитию, помогает развеять негативные эмоции, т.е. делает жизнь насыщенней и интересней. Занимаясь любимым делом, человек развивает свой потенциал, самоутверждается и самосовершенствуется.
Самыми распространенными хобби среди жителей села являются: садоводство, цветоводство, рукоделие, пчеловодство, рыбалка. К редким хобби относятся: изучение латыни, топиарий, «древесная сага», художественная обработка древесины, паперкрафт.
Среди учащихся 8-11 юноши предпочитают активные хобби, а девушки – творческие.
Выставка «Мир моих увлечений» способствовала приобщению обучающихся школы к миру творчества.
В результате проведенного нами исследования и анализа литературных источников были выполнены все поставленные задачи. Мы расширили и углубили свои знания о роли хобби в жизни человека.
Был проведен анализ источников литературы по проблемам мотивации и досуговой деятельности молодежи.
В ходе выполнения исследований нами применены эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, интервьюирование, описание и обобщение, что нашло отражение в работе.
В результате проведенных исследований было выявлены как традиционные хобби (садоводство, цветоводство, пчеловодство, вязание, обработка древесины, вышивка крестиком), так и оригинальные (изучение латыни, «древесная сага», топиарий, паперкрафт). Для каждого человека хобби имеет свое значение: помогает переключиться и забыть о проблемах; дарит отдых от повседневных хлопот; позволяет интересно провести время; становится самореализацией; радует и помогает порадовать других; становится способом познания себя и окружающего мира. Были выявлены негативные тенденции (увлечение компьютерными играми, мотоциклами), которые требуют дальнейшего изучения. Для приобщения к миру творчества и помощи в выборе своего хобби была организована выставка «Мир моих увлечений».
Опираясь на результаты наших исследований и на анализ литературных источников, мы сделали выводы, с которыми ознакомили учащихся школы.
Данная работа проводится впервые, поэтому имеет очень высокое практическое значение и должна быть продолжена. Нами запланировано на будущее:
- более глубокое изучение хобби обучающихся школы;
- создание фотоальбома «Мир моих увлечений»;
- проведение мастер-классов народными умельцами.
Следовательно, проведенное исследование позволяет утверждать о том, что в селе Самойлово живут трудолюбивые творческие люди, которые с пользой проводят свой досуг. Хобби является отражением внутреннего мира человека, его личного выбора, поэтому достойны уважительного отношения, внимания и изучения.
Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение, цель работы достигнута.
Антонова, Л. Ю. Хобби как средство культурной интеграции молодежи / Л.Ю. Антонова // Вестник БГУ. – 2012. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hobbi-kak-sredstvo-kulturnoy-integratsii-molodezhi (дата обращения: 24.02.2025).
Анушина, А. С. Хобби как способ досугового времяпрепровождения молодежи / А.С. Анушина // Скиф. – 2020. – №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hobbi-kak-sposob-dosugovogo-vremyapreprovozhdeniya-molodezhi (дата обращения: 24.02.2025).
Борисова, У. С., Винокурова, Е. П. Современные досуговые предпочтения сельской молодежи /У.С. Борисова, Е.П. Винокурова // Общество: философия, история, культура. – 2016. – №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-dosugovye-predpochteniya-selskoy-molodezhi (дата обращения: 24.02.2025).
Кудревич, А. В. Тема досуга молодежи в российской социологии / А.В. Кудревич // Logos et Praxis. – 2011. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tema-dosuga-molodezhi-v-rossiyskoy-sotsiologii (дата обращения: 24.02.2025).
Толковый словарь Ожегова сайт. - URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения 24.02.2025).
Фото 1. Солодько В.И. у типиарной фигуры.
Фото 2. Сказочные скульптуры.
Фото 3. Эксклюзивная мебель
Фото 4. Часы. Работа Коваленко В.В.
Фото 5. Ягненок. Работа Цыпуринды О. В.
Рисунок 1. Хобби Солодько В.И.
Диаграмма 1. Хобби обучающихся ГБОУ «Самойловская школа
Новоазовского м.о.»