ОренОриентир: создай специалиста для нашего региона! (профориентационная игра для младших школьников: региональный аспект)

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОренОриентир: создай специалиста для нашего региона! (профориентационная игра для младших школьников: региональный аспект)

Цариценцева О.С. 1Цариценцев Б.С. 1
1МОАУ СОШ №86
Бурмистрова А.Г. 1
1МОАУ СОШ №86
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На современном этапе ранняя профориентация является актуальной и востребованной. Актуальность обусловлена тем, что рынок труда сейчас очень быстро трансформируется, появляются новые профессии. Современный мир профессий насчитывает около 20000 профессий и 40000 специальностей. В этом многообразии очень сложно сориентироваться, поэтому знакомство школьников с многообразием профессий и ситуацией на рынке труда является важным условием осознанного и обоснованного выбора в старшем школьном возрасте.

Мы считаем важным не просто информировать младших школьников о многообразии профессий, но и делать акцент на приоритетных отраслях и профессиях нашего региона. Губернатор Оренбургской области, Д.Паслер в своих выступлениях ни раз отмечал, что подготовка квалифицированных кадров для экономики региона – это приоритетная задача, необходимо, чтобы как можно больше оренбуржцев оставалось в регионе [12]. Для того чтобы реализация этой задачи стала возможной, следует информировать школьников о потребностях региона в кадрах.

Грамотная педагогическая поддержка может оказать существенное влияние на определение профессионально образовательной траектории на перспективу, а ее отсутствие – снизить возможности не только правильного профессионального выбора в будущем, но и осознания обучающимся социальной и личной значимости трудовой деятельности. Реализацию обозначенной функции системы образования целесообразно предусматривать на этапе, когда профессию обучающийся еще не выбирает, а только присматривается к профессиональной деятельности взрослых. Благоприятным периодом такого внимания к труду людей разных специальностей как существенной части взрослой социальной жизни – своего будущего является младший школьный возраст (О. П. Апостолов, Г. А. Бордовский, Л. М. Митина, М. П. Нечаев, Н. С. Пряжников, И. Д. Фрумин, С. Н. Чистякова).

Необходимость формирования представлений младших школьников о мире профессий, важности каждой из них, воспитания ответственности и любви к труду подтверждается обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в котором в качестве одной из целей выдвинута осознание ценности труда в жизни человека и общества, интерес к различным профессиям.

Учитывая возрастную специфику младших школьников, целесообразнее организовывать профориентационную работу с опорой на игровые технологии. Наряду с учебной деятельностью игровая остается важной и привлекательной у детей младшего школьного возраста. Игровые технологии делают процесс познания более увлекательным и доступным. Кроме того, игровые технологии создают позитивную атмосферу, которая способствует обучению. Дети легче воспринимают информацию, когда они вовлечены в процесс и получают удовольствие от обучения. Включение профориентационных игр в структуру уроков расширит представление учеников начальной школы о профессиях. Использование игровых технологий для профориентации позволяет сделать этот процесс более эффективным и увлекательным.

Проблема профориентации, ее теоретические основы на уровнях основного и среднего общего образования разрабатывали И. М. Кондаков, А. В. Сухарев, Н. С. Пряжников, И. А. Сазонов, С. Н. Чистякова и др. Социально-экономическим и правовым проблемам профориентации посвящены работы В. И. Журавлёва, Г. А. Чередниченко и В. Н. Шубкина и др. В трудах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, В. А. Полякова и др. С. П. Крягжде изучал проблему формирования профессиональных интересов обучающихся; А. П. Сейтешев и Н. К. Степаненков обосновали необходимость использования системного подхода в формировании их профессиональной направленности; П. А. Шавир и Е. М. Павлютенков выясняли мотивы и факторы выбора обучающимися профессии. Теоретико-методические основы профориентации на уровнях основного и среднего общего образования представлены в работах еще одной группы ученых: А. А. Вихман, Е. И. Головаха, Э. Ф. Зеер, В. И. Кормакова и др. предложили некоторые эффективные средства профессионального самоопределения обучающихся. А. В. Бесклубная, Т. Г. Брылёва, А. А. Огерчук и др. выявили особенности и условия профориентационной работы со старшеклассниками. И. В. Рябцева и Т. В. Феоктистова осветили приоритетные аспекты профориентационной работы с обучающимися на уровне основного общего образования [1].

Объект проектной работы: профориентация младших школьников

Предмет проектной работы: профориентационная игра для младших школьников, реализующая современную концепцию профориентации и отражающая специфику региона.

Цель проектной работы: обосновать и разработать профориентационную игру для младших школьников, реализующую современную концепцию профориентации и отражающую специфику региона.

Методы и методики выполнения проектной работы:

- теоретические – изучение психологической, педагогической литературы, нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме; анализ; обобщение.

- эмпирические – практическое моделирование, проектирование и конструирование процессов и результатов их достижения на всех этапах поисковой работы; метод внутренней и предварительной апробации.

Исследование проводилось на базе МОАУ «СОШ №86». Апробация продукта проектной работы проводилась в 3 «В» классе. В ней приняли участие 30 человек, в возрасте 8-9 лет.

Создание и применение профориентационной игры для младших школьников обладает несомненной практической значимостью, как с точки зрения образовательного процесса, так и в контексте формирования у детей представлений о мире профессий. Внедрение профориентационной игры в учебный процесс будет способствовать повышению эффективности профориентационной работы в младшем школьном возрасте, так как: профориентационная игра предоставляет детям возможность исследовать различные профессии в интерактивной форме; игровые элементы могут значительно повысить мотивацию учащихся к изучению различных сфер деятельности; дети учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать идеи, принимать решения. Игра поможет детям осознать, какие навыки и качества востребованы в современных профессиях, востребованных в нашем регионе. Чем раньше дети познакомятся с тенденциями на рынке труда, тем более информированным и подготовленным они будут к выбору своей будущей карьеры.

Таким образом, создание профориентационной игры для младших школьников имеет многофункциональную практическую значимость. Она помогает детям развивать важные навыки, расширять свои горизонты, формировать позитивное отношение к выбору профессии и устанавливать более тесную связь с окружающим миром и сообществом.

Глава 1. Теоретические основания разработки профориентационной игры для младших школьников и подростков

 

1.1. Особенности современной профориентационной работы

Профориентация призвана помочь учащимся не только выбрать профессию, но и осознать свои способности, интересы и ценности, сориентироваться в многообразии профессий и особенностях современного рынка труда. В современном обществе, где существует широкий спектр профессий и направлений деятельности, важно, чтобы учащиеся могли получить информацию о потенциальных карьерных путях и их требованиях. Профориентационные мероприятия способствуют формированию у учеников критического мышления и способности к принятию обоснованных решений, что является необходимым навыком в условиях сегодняшнего быстро меняющегося мира [5; 9].

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мероприятий, специальным образом организованных и направленных на помощь человеку в профессиональном самоопределении [10].

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Задачи профориентационной работы:

1. самопознание и активизация ресурсов личности;

2. ориентация в мире профессий и современном рынке труда;

3. обнаружение «своей» профессии (как результат сочетания первой и второй задачи);

4. помощь в разработке и содействие в реализации плана профессионального становления личности и карьеры.

«Удельный вес» обозначенных задач будет отличаться в зависимости от возрастного этапа и/или от актуальных задач профессионального развития, возникающих перед оптантом.

Большинство ученых (Е.Е. Данилова, Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников) отмечают, что профориентационная деятельность должна активно осуществляться в период школьного обучения, а пропедевтические мероприятия – уже в дошкольном возрасте. Т.Г. Ханова и В.К. Чекушкина отмечают, что ранняя профориентация в детском саду носит преимущественно ознакомительный характер, направлена на общее знакомство с миром профессий взрослых, беседы о том, кем мечтают стать дети, когда вырастут. Существенным моментом является знакомство детей со всей палитрой современных профессий, особенно, тех, что появились сравнительно недавно. В «Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (27.09.1996) профориентация рассматривается как «… форма заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда» [6]. Другими словами, вся проводимая в образовательных организациях профориентационная деятельность должна осуществляться в целях:

– во-первых, гарантированной свободы выбора профессии, режима занятости и вектора личностного самосовершенствования;

– во-вторых, обеспечения баланса между потребностями и личностными интересами субъекта и актуальными предложениями на рынке труда;

– в-третьих, проектирования высоких профессиональных достижений;

– в-четвертых, создания условий постоянного роста профессионализма и удовлетворенности условиями и результатом собственного труда, возможностями здорового образа жизни и творческой самореализации.

Государство заинтересовано не только в подготовке компетентных и грамотных специалистов, профессионалов в своей области, но и заботится о правильности профессионального выбора, соответствии его личностному потенциалу человека, возможности его творческой самореализации в избранной профессии.

Принципы профориентационной работы в школе [10]:

  • Систематичность и преемственность означает, что профориентационная работа должна вестись на протяжении всего периода обучения.

  • Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, учет их индивидуальных и возрастных особенностей.

  • Сочетание разнообразных форм работы: групповых, индивидуальных; сочетание различных по составу групп: подростковые, детско-родительские, родительские.

  • Комплексный характер профориентационной работы, основанный на взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, общественных молодежных организаций, социальных партнеров.

  • Ориентация профориентационных мероприятий на современный мир профессий, потребности региона и прогнозы востребованности профессий в России.

Основными направлениями профориентационной работы являются: профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональная активизация, профессионльная психодиагностика, профессиональное консультирование.

Таким образом, профессиональная ориентация – это взаимосвязанная система, которая направлена на помощь учащемуся в профессиональном самоопределении.

1.2. Актуальность и специфика профориентации в младшем школьном возрасте

В период обучения в начальных классах важно знакомить детей с разнообразными видами трудовой деятельности, способствовать формированию интереса к профессиям и воспитывать уважительное отношение к людям труда. Также необходимо уделить внимание развитию у них элементарных представлений о культуре труда: содержание рабочего места в порядке, бережного отношения к материалам и инструментам, выстраивание положительных взаимоотношений в коллективе [1].

Г. Семенова полагает, что с детьми в начальной школе нужно говорить о том, что на свете существует много профессий. Детям нужно понаблюдать за трудом взрослых, чтобы они поняли: что же им нравится делать, а что нет. Ведь ученики начального звена пока не все могут ответить уверенно, кем они хотят быть. Причиной тому может быть либо то, что дети учатся хорошо, но ничем не увлекаются или дети активны как в учебном процессе, так и в других видах деятельности, но не могут определиться. Именно поэтому должна осуществляться профессиональная работа с детьми младшего школьного возраста [4].

Раннее профессиональное самоопределение – это существенный аспект развития младшего школьника, характеризующийся [8]:

а) осознанием созидательного и нравственного значения труда в жизни человека и общества;

б) способностью к выбору будущей профессии с учетом личностных интересов, потребностей и возможностей;

в) готовностью к перспективной и целенаправленной подготовке к будущей профессиональной деятельности;

г) оценкой собственных качеств, значимых для осуществления выбранной будущей профессиональной деятельности

В возрасте 7-10 лет дети испытывают особую потребность приобщения к миру взрослых через познание содержания трудовой деятельности, профессиональных предпочтений, ценности профессии для материально благополучной, обеспеченной жизни людей. Предпочтения обучающихся пока еще обладают признаками ситуативности, изменчивости, неустойчивости, что для данного возрастного статуса не является недостатком. Частая смена предпочтений правомерна, так как провоцируется активностью самих детей, широким интересом к разным сторонам взрослой жизни. Вместе с тем непонимание большинством педагогов особенностей социализации ребенка младшего школьного возраста определяет их реакцию на происходящее. Она проявляется в отрицательных мотивационных установках и профессиональных стереотипах, недостаточной активности по выявлению интересов, возможностей и способностей младших школьников к профессиям, отсутствии взаимодействия с семьей, сопротивлении работе в профориентационном направлении и совершенствовании в нем. В целом педагоги считают, что профориентационная функция не входит в содержание их профессиональной деятельности. Указанные тенденции вполне преодолимы при построении и реализации системы пропедевтической подготовки обучающихся 1-4 классов к будущему осознанному выбору профессии [1].

Особенностями профориентационной работы с младшими школьниками выступает: начальное формирование представлений о мире профессий, учет ведущей деятельности младшего школьника, возрастных особенностей, смена видов деятельности, ориентация на личностные интересы, реализация вариативных форм организации, учет кризисных моментов профессионального самоопределения младшего школьника, взаимодействие младших школьников с социальными партнерами и социальными институтами [9].

Задачей профориентации в начальной школе является расширение представлений о мире профессий, вариантах профессионального образования, траекториях карьеры в конкретных социально-экономических условиях страны, региона – профессиональное информирование; повышение осведомленности о требованиях, предъявляемых к личности со стороны разных профессий.

Важно организовывать дискуссии, дебаты, круглые столы, тематические классные часы, конкурсы, посвященные профориентационной тематике [8].

В младшем школьном возрасте у обучающихся возможно и целесообразно формировать осознание важности труда в жизни человека и общества, развивать потребность в планомерном освоении знаний, умений и навыков, связанных с будущей трудовой жизнью, а также способность к длительному поддержанию интереса к выбору профессии, оценке субъектных возможностей в предварительно выбранной профессиональной деятельности. Для осуществления успешной пропедевтической подготовки обучающихся 1–4 классов к будущему выбору профессии с учетом существующей теории и практики профессиональной ориентации, требований к ее современному состоянию необходима разработка новой концепции и системы ее реализации на уровне начального общего образования [4].

Профориентационную работу младших школьников следует осуществлять с 1 класса в процессе изучения специально разработанных программ при сочетании игровой, учебной и трудовой деятельности, вовлечении в этот процесс заинтересованных участников.

Раннее мотивированное профессиональное самоопределение обучающихся строится на основе:

  • понимания созидательного и нравственного значения труда в жизни человека и общества, важности предстоящих профессионально-трудового самоопределения и деятельности с учетом субъектных интересов, способностей и возможностей (мотивационно-ценностный критерий);

  • наличия первоначальных знаний о мире труда, возможных сферах профессионального интереса с основными профессиями в них (информационный критерий);

  • выполнения в соотношении с возрастом продуктивной профессионально значимой деятельности (деятельностно-практический критерий);

  • способности оценивать собственные качества, значимые для осуществления выбранной будущей профессиональной деятельности (рефлексивный критерий).

В начальных классах формируется представление о мире профессий, положительное отношение к труду. Для детей младшего школьного возраста ведущей является предметно-практическая познавательная деятельность. Поэтому детям данного возраста следует давать систематизированные знания о производстве, мире профессий, формировать мотивы трудовой деятельности, воспитывать уважительное отношение к труду и его результатам, показать роль труда в жизни общества. Также необходимо сформировать у детей трудовые умения и навыки. От того насколько полно и глубоко ведется профориентационная работа на этапе начальной школы, зависит насколько эффективным будет процесс профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Задачи учителя начальных классов: сформировать и поддержать профессиональные интересы и намерения детей, помочь развить способности учащихся (с целью направления их в конкретный вид деятельности), объяснить необходимость аргументированного выбора будущей специальности, научить уверенно ориентироваться в социальной и экономической действительности. Постепенно, при знакомстве с новыми профессиями, у ребенка появляются определенные мечты, которые в будущем окажут влияние на профессиональное самоопределение личности.

1.3. Роль игровых технологий в организации и реализации профориентационной работы в младшем школьном возрасте

Изучив теоретический материал, Е.А. Климов описывает следующие формы работ в профессиональной работы с детьми начального звена: подготовка и обсуждение сообщений о профессиях; беседы о профессиях; игровые технологии; экскурсии; конкурсы; работа в парах; написание самостоятельных и групповых проектов [1].

А.В. Толстых считает наиболее эффективной формой работы в профориентации с младшими школьниками игровые технологии. Свое мнение она объясняет тем, что с помощью игровых технологий можно не только узнавать, закреплять и проверять материал, но и сделать его интересным и увлекательным. Занимательность условного мира игры дает ребенку также психологическую разгрузку. И.Д. Агеева полагает, что именно в этом возрасте формируется эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Игровые технологии в большей мере способны реализовать эту задачу, потому что их легко включить в абсолютно любой урок и на любой этап, позволяют разнообразить вид деятельности, вызывая интерес и внимание детей [3].

Игровые технологии – это группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. 

Цель игровых технологий состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок успешно постигает новые знания, формирует навыки, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения. 

Игровые технологии, с точки зрения Г.К. Селевко, рассматривается как большая группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме игры [1].

Г.Е. Муравьева выделяет следующие функции игровых технологий:

1) обучающая – закрепляет и формирует знания, умения и навыки, а также развивает память, мышление и внимание;

2) развлекательная – создание благоприятной атмосферы;

3) коммуникативная – сплочение коллектива;

4) релаксационная – эмоциональная разрядка;

5) психотехническая – формирование навыков для более эффективной деятельности.

Игровые технологии имеют свои принципы:

а) учащиеся действуют строго по правилам (детям предлагаются определенные роли и сценарий, от которых они должны отталкиваться при выполнении каких-либо действий);

б) присутствие двоякого плана (данная технология имеет два результата :игровой и учебно-познавательный);

в) зависимость результата от количества использования игровых технологий (если использовать технологию систематически, то результат будет намного выше).

Игра – это самая свободная, естественная форма проявления воображаемой или реальной деятельности детей, организуемая педагогом с целью осознания, изучения окружающего мира ребенком, проявления его собственного «Я», творчества, активности, самопознания, самовыражения.

Игры способствуют эффективному решению многих задач по подготовке учащихся к профессиональному самоопределению: активизируют учащихся, развивают интерес к профессиональному самоопределению; формируют у школьников умение ориентироваться в мире профессий, развивают у них профессиональные интересы; изменяют сложившиеся у учащихся стереотипы в отношении к различным профессиям; формируют у детей умение самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные планы; дают возможность решить ряд других задач (например, сплочение коллектива, повышение уровня взаимоотношений учащихся и др.). Введение игровых методик в систему профориентационной работы школы способствует повышению активности учащихся в поисках своей профессии, формированию у них адекватной самооценки, выявлению и развитию профессионально важных качеств.

Учителя довольно часто используют в процессе обучения младших школьников игровые технологии, в том числе и в организации профориентационной работы.

Игровые профориентационные технологии – эффективная форма профориентационной работы с младшими школьниками. Они позволяют не только узнавать, закреплять и проверять материал о мире профессий, но и делать это в интересной и увлекательной форме. Основная задача профориентационных игр в начальных классах – расширить кругозор и осведомлённость о профессиях.

 

Глава 2. Этапы, методы и концепция разработки профориентационной игры для младших школьников

 

2.1. Этапы и методы разработки профориентационной игры для младших школьников

1. Организационно-подготовительный (выбор темы; определение задач проекта; составление предварительного плана; определение участников, методов, приемов разработки профориентационной игры для младших школьников; овладение терминологией).

Определены исходные теоретические положения: профориентация, особенности профориентации в начальной школе; возможности игровых технологий в профориентационной работе с младшими школьниками.

2. Поисково-исследовательский:

2.1. Разработка теоретических оснований игры: сбор и изучение необходимой информации; структурирование информации.

На этом этапе мы применяли теоретические методы – изучение психологической, педагогической литературы, нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме; анализ; обобщение.

Результат данного подэтапа:

- выделены ведущие отрасли нашего региона [5; 6;7];

- составлен перечень востребованных профессий Оренбургской области [6;7];

- определена концепция настольной профориентационной игры для младших школьников;

- подобраны профессиограммы для выбранных профессий, в которых отражены знания, умения, профессионально важные качества специалистов [2; 11];

- составлен перечень пословиц о труде для игры.

2.2. Непосредственная разработка профориентационной игры для младших школьников ОренОриентир: создай специалиста для нашего региона.

На этом этапе мы применяли эмпирические – практическое моделирование, проектирование и конструирование процессов и результатов их достижения на всех этапах поисковой работы; метод внутренней и предварительной апробации.

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. 

Метод педагогического проектирования включает три этапа: 

Педагогическое моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. 

Педагогическое проектирование. Дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования. 

Педагогическое конструирование. Детализация созданного проекта, приближение его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. 

В процессе проектирования была разработана механика и описаны условия профориентационной игры «ОренОриентир: создай специалиста для нашего региона». Основная цель игры заключается в знакомстве младших школьников с профессиями, востребованными в нашем регионе.

Разработка профориентационной настольной игры включает несколько этапов:

Формулировка цели. 

Проектирование предварительного этапа.

Обозначение игровых положений в общих чертах. 

Формулировка условий игры.  Они определяют общий ход игры, атмосферу и настроение участников. 

Формулировка процедурных дополнений. 

Проектирование этапа рефлексии (обсуждение, рефлексия игры).

3. Отчетно-оформительский (изложение проекта, изготовление игры).

На этом этапе осуществлялась разработка поля игры, карточек, оформлялось методическое руководство к игре.

При создании игры были использованы общедоступные программы и сервисы: PowerPoint, Carve.Photos, FusionBrain и др. Эти сервисы позволили создавать уникальные изображения и сделать карточки, поле для игры.

После подготовки необходимых элементов игры, они были переданы в типографию.

Созданная профориентационная игра ОренОриентир: создай специалиста для нашего региона прошла внутреннюю апробацию.

Апробация как метод направлена на повышение качества научно-исследовательского проекта, перепроверку описанных явлений, суждений, выводов. Она позволяет сделать результаты более точными, обоснованными и достоверными. 

Главная цель апробации – подтвердить и проверить действенность и механику настольной профориентационной игры для младших школьников.

Апробация проходила в форме внутренней апробация. Её проводят на этапе завершения проектирования, но перед окончательной обработкой данных и написанием окончательного отчёта. Цель — проверить действенность и механику игры. 

Апробация способствует тщательному и качественному обоснованию авторской позиции, оперативному устранению недостатков и ошибок, а также углублению знаний и оттачиванию профессиональных исследовательских навыков автора. 

В процессе апробации участвовали ученики 3В класса МОАУ «СОШ №86» г.Оренбурга.

4. Информационно-презентативный (защита проекта; самооценка и оценка проекта).

На заключительном этапе была подготовлена презентация, доклад и оформлена коробочная версия профориентационной игры для младших школьников.

 

 

2.2. Описание профориентационной игры для младших школьников ОренОриентир: создай специалиста для нашего региона!

Цель игры: Познакомить игроков с востребованными профессиями Оренбургской области и их содержанием, развить навыки сотрудничества, навыки анализа и принятия решений, сформировать позитивное отношение к труду.

Участники:

Игра проводится индивидуально или в группах (2-5 человек в каждой команде).

Оборудование:

  • Игровое поле с местами для размещения карточек специалистов

  • Карточки с профессиями (каждая профессия описана по следующей схеме: чем занимается специалист, рабочее место специалиста и условия труда). Каждая карточка представляет собой краткую информационную профессиограмму.

  • Карточки качеств специалиста (качества взяты из информационных профессиограмм и психограмм).

  • Карточки знаний и умений специалиста (формулировки знаний и умений взяты из информационных профессиограмм и психограмм)

  • Карточки интересов специалиста (интересы были составлены с опорой на основные виды деятельности специалиста).

  • Карточки с пословицами о труде.

  • Дополнительные пустые карточки 5 см*8 см (для дополнительных записей качеств и/или интересов)

  • Кубик (изготовлен по заказу, грани отражают перечень основных ходов: качества, знания и способности, интересы, пословицы о труде, рассказ о профессиях родственников и выбор).

  • Простые карандаши, ручки для записей.

Подготовка к игре:

На предварительном этапе нужно разделить карточки по категориям (профессии, качества, знания, интересы и т.д.) и расположить их на столе.

Разделить детей на команды по 2-5 человек. Каждой команде дать поле для игры. Поле представляет собой бланк для заполнения характеристик профессии.

Далее каждая команда выбирает одну карточку профессии случайным образом из стопки Профессии. Профиль этого специалиста игрок или команда будут создавать в игре.

Игра может проводится и в индивидуальном формате.

Комментарий ведущему: В зависимости от того, сколько у вас есть времени на проведение игры, вы можете начать с обсуждения тех профессий, которые достались игрокам/командам, не читая описание профессии, кто и что из детей уже знает о ней, попросить высказать предположения о том, чем может заниматься тот или иной специалист. А уж после того, как обсуждение прошло, зачитать, что написано на карточке.

Убедитесь, что все игроки понимают значения профессий и категорий.

Ход игры:

Игрок бросает кубик.

На основании выпавшей грани игрок или команда берёт соответствующие карточки:

Качества. Игрок берет из стопки Качества карточку и зачитывает ее. После этого он или его команда принимает решение, обсуждает, подходит ли это качества к специалисту, профиль/портрет которого они составляют или нет.

Если он/они принимают решение, что карточка подходит, то кладут ее на соответствующую ячейку на своем игровом поле.

Если он/они считают, что качество не подходит для данного специалиста, то у других игроков или команд есть шанс взять себе это качество, но только при одном условии – они смогут объяснить, почему это качество подходит их специалисту. Если никто из игроков не заинтересован этой карточкой, то карточка откладывается в сторону и не участвует в игре.

Знания и способности. Игрок берет из стопки Знания и способности карточку и зачитывает ее. После этого он или его команда принимает решение, обсуждает, подходят ли те знания, умения и способности к специалисту, профиль/портрет которого они составляют или нет.

Принятие решение осуществляется аналогичным образом, что и для карточек Качества.

Интересы. Игрок берет из стопки Интересы карточку и зачитывает ее. После этого он или его команда принимает решение, обсуждает, подходят ли те увлечения и интересы для специалиста, профиль/портрет которого они составляют или нет.

Принятие решение осуществляется аналогичным образом, что и в предыдущих случаях.

Комментарий ведущему: Если в процессе командной работы становится шумно, предложите участникам устраивать голосование и принимать решение по большинству голосов.

Пословицы о труде. Игрок берет из стопки Пословицы карточку и зачитывает ее. Задача игрока/команды – объяснить ее значение. Если команда правильно объясняет, она получает 1 очко.

Если игрок/команда не может объяснить, то другие игроки/команды могут объяснить, подняв руку. В таком случае, очко уходит в счет той команды, которая сумела объяснить.

Рассказ о профессии родителя/родственника. Игрок/игрок из команды рассказывает о профессиях своих родителей и/или родственников. За точное и интересное объяснение дается 1 очко. Если игрок/никто из его команды рассказать не может, то пропускается ход, а кубик переходит дальше.

Выбор. Игроки могут свободно выбирать ход, основываясь на имеющихся карточках. На свое усмотрение они могут взять любую карточку из стопок: качества, знания и способности, интересы, пословицы или могут рассказать о профессии родителей/родственников.

Комментарий ведущему: Если игрок/команда выбрали себе определенное качество, а другие игроки/команды утверждают, что это качество подходит и их специалисту, то надо предусмотреть вырезанные карточки их бумаги (5 см на 8 см), что другие команды, объяснив, что это качество тоже подойдет их специалисту, могли положить на свое поле карточку.

Если поле с ячейками Качества заполнено, а на кубике снова выпадает грань Качества, игрок/команда все равно берет карточку из стопки качества и обсуждает возможность замены. Так как в игре много качеств универсальных (ответственность, дисциплинированность, аккуратность), которые могут быть отнесены ко многим профессиям, а есть и специфические, отражающие суть профессии, следовательно, у игрока/команды, должна быть возможность выбора. Если принимается решение о замене, то карточка с поля «уходит»/отдается ведущему и заменяется новой.

Это правило касается и Знаний и способностей, Интересов.

В процессе игры, игроки выставляют выбранные карточки на игровом поле.

Игровая задача – заполнить все ячейки на индивидуальном игровом поле и набрать наибольшее количество очков.

Завершение игры:

Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все ячейки на игровых полях игроков/команд.

Каждая команда подсчитывает свои очки:

Очки за качественно объяснённые пословицы.

Очки за точные рассказы о профессиях родственников.

Очки за правильно собранные портреты специалистов: каждое совпадение с «ключом» - 1 очко. С «ключом» помогает сверять ведущий игры, он же следит за соблюдением правил.

Побеждает команда или игрок с наибольшим количеством очков!

Обсуждение после игры:

Обсуждение результатов игры может быть важным этапом для получения обратной связи и осознания опыта участников.

Какое общее впечатление у тебя осталось от игры (понравилось/не понравилось/интересно/познавательно и пр.)?

Какие эмоции вы испытали во время создания своего специального списка?

Какие профессии тебя заинтересовали больше всего и почему?

О каких профессиях ты услышал впервые?

Узнал ли ты что-то новое о профессиях, которые были в игре?

Были ли споры или противоречия при обсуждении выбора? Как вы их разрешали (если игра в команде)?

Какие профессии из вашего списка ты хотел бы исследовать более глубоко?

Что тебе понравилось больше всего в игре, а что можно было бы улучшить?

Легко ли тебе было соотносить профессию с качествами, знаниями, интересами? Что тебе помогало в этом?

Заключение

Эта игра поможет детям не только узнать о профессиях, востребованных в Оренбургской области, но и развить важные социальные навыки, навыки работы в команде и интеллектуальные навыки.

Заключение

На основании реализованной проектной работы, мы можем заключить, что ранняя профориентация становится все более актуальной и востребованной. Эта значимость объясняется быстрыми изменениями на рынке труда, появлениями новых профессий и их многообразием. В связи с обозначенной тенденцией знакомство школьников с множеством профессий и состоянием рынка труда играет ключевую роль в осознанном и обоснованном выборе в старших классах.

Важной формой профориентационной работы в начальной школе являются игровые технологии. Включение профориентационных игр в систему обучения и воспитания младших школьников расширит представление учеников о профессиях, вызовет интерес и будет способствовать повышению мотивации к дальнейшему изучению профессий.

Кроме того, мы считаем, что важно не только информировать младших школьников о широком спектре профессий, но и акцентировать внимание на приоритетных отраслях и профессиях в нашем регионе. Сохранение специалистов в регионе – это важный аспект повышения качества жизни его жителей. Оставляя специалистов в регионе, можно способствовать развитию не только самого региона, но и удержанию талантов, что, в свою очередь, увеличивает конкурентоспособность региона.

Разработанная нами профориентационная игра для младших школьников «ОренОриентир: создай специалиста для нашего региона» позволяет познакомиться в игровой и увлекательной форме с содержанием и перечнем профессий востребованных в нашем регионе. Стоит отметить, что игра выполняет еще и воспитательную функцию, в процессе игры, у учеников формируется положительное отношение к трудовой деятельности, чему способствует знакомство с пословицами о труде и их анализ.

В будущем игра может быть расширена за счет включения дополнительных профессий, четкое разделение на группы профессий и/или отрасли, могут быть добавлены элементы самопознания и соотношение требований профессий со своими качествами.

Список использованных источников:

  1. Антонова, М. В. Младший школьник: подготовка к профессиональному выбору : монография / М. В. Антонова ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск : РИЦ МГПИ, 2019. – 165 с.

  2. Все профессии/Поступи онлайн. – Режим доступа: https://postupi.online/professii/ (дата обращения: 29.11.2024).

  3. Ламдо А. В., Стерхова Н. С. Характеристика основных направлений и форм организации профориентационной работы в начальной школе // StudNet. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-osnovnyh-napravleniy-i-form-organizatsii-proforientatsionnoy-raboty-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 29.11.2024).

  4. Мерзлякова А.А. Профориентация младших школьников // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-2.pdf

  5. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Постановление от 27 сентября 1996 года № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». – URL: docs.cntd.ru/document/9032762 (дата обращения: 29.11.2024).

  6. Министерство труда и занятости населения Оренбургской области/Постановление правительства Оренбургской области «Об определении потребности Оренбургской области в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу» от 25.23.2019 №1018пп – Режим доступа: https://mintrud.orb.ru/?ysclid=m42opz4w4c3783972

  7. Министерство труда и занятости населения Оренбургской области/Потребность Оренбургской области в профессиональных кадрах на 2022-2028 г.г. – Режим доступа: https://mintrud.orb.ru/?ysclid=m42opz4w4c3783972

  8. Новикова Ю.С. Профориентация в начальной школе. Первые шаги // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

  9. Педагогика: теория и методика воспитательной работы/Глава 4. Профессиональное самоопределение обучающихся/ под ред.В.Г.Рындак. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2023, 334 с.

  10. Пряжников Н.С. Профориентология. – Москва : Издательство Юрайт, 2024.  405 с. 

  11. Романова Е. Е. Строганова Е. Журавлева Т. Калинина В. Пахальян М. Рубанович М. Соколинская В. Каганков 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиораммы. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

  12. Создание регионального вуза в Оренбуржье//Сетевое издание «56 медиа» – Режим доступа: https://56orb.ru/news/2024-11-28/denis-pasler-zayavil-chto-v-orenburge-budet-sozdan-novyy-vuz-kogda-i-zachem-5260788?ysclid=m42q3vzyi7337445830

Приложение А

Перечень профессий, участвующих в игре:

  1. Агроном (отрасль: сельское хозяйство)

  2. Ветеринар (отрасль: сельское хозяйство)

  3. Технолог сельского хозяйства (отрасль: сельское хозяйство)

  4. Механизатор (отрасль: сельское хозяйство)

  5. Оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ) (отрасль: обрабатывающая промышленность)

  6. Электромонтер (отрасль: обрабатывающая промышленность)

  7. Фрезеровщик (отрасль: обрабатывающая промышленность)

  8. Инженер-электрик (отрасль: энергетика)

  9. Водитель различных категорий (отрасль: транспорт и логистика)

  10. Авиамеханик (отрасль: транспорт и логистика)

  11. Инженер-строитель (отрасль: строительство)

  12. Архитектор (отрасль: строительство)

  13. Бетонщик (отрасль: строительство)

  14. Сварщик (отрасль: строительство)

  15. Врач различных специализаций (терапевт, хирург, педиатр) (отрасль: здравоохранение)

  16. Медицинская сестра (отрасль: здравоохранение)

  17. Фармацевт (отрасль: здравоохранение)

  18. Лаборант (отрасль: здравоохранение)

  19. Учитель (различные предметы) (отрасль: образование)

  20. Методист (отрасль: образование)

  21. Психолог (отрасль: образование)

  22. Системный администратор (отрасль: инженерное дело)

  23. Специалист по кибребезопасности (отрасль: инженерное дело)

  24. Геолог (отрасль: горнодобывающая и газодобывающая отрасль)

  25. Горный мастер (отрасль: горнодобывающая и газодобывающая отрасль)

Просмотров работы: 11