Военных горьких лет сыны пусть навечно будут с нами!
Введение
Краткая характеристика изучаемой темы. Для нас война – это история. Память народа хранит историю Великой Отечественной войны, которая состоит из судеб защитников Родины. Семейный архив, в котором хранятся, старые фотографии, документы разных поколений семьи, важен для общения людей нескольких поколений одной семьи, для сохранения исторической памяти. В преддверии празднования 80-летия Победы нам интересно узнать новое о своей семье, а старшему поколению – рассказать о жизни и подвигах членов семьи. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Все члены моей семьи по дедушке жили в селе Коркинском и д. Галактионовке, поэтому своё исследование мы ведём по истории этих населенных пунктов.
Данная тема актуальна и нами выбрана вследствие того, что собранный материал позволит проследить судьбу родных людей во время Великой Отечественной войны. Важно помнить историю нашей семьи и чтить память родных, перенёсших все тяготы войны на фронте и в тылу. В школьном музее Коркинской СОШ имеются лишь некоторые данные, собранные учителем – краеведом Коркиным Алексеем Афанасьевичем в 1977 году по воспоминаниям земляков. [5]. Тема нашей семьи никем никогда не изучалась, нет никаких обобщённых сведений о наших родственниках-участниках Великой Отечественной войны. Поэтому нам захотелось узнать: где воевали члены нашей семьи, какие подвиги они совершали, какие награды получали и как трудились женщины и дети в тылу. Мы определили тему исследовательской работы: «Моя семья на фронте и в тылу». Выдвинули гипотезу: предположим, чтоесли изучить историю моей семьи, трудовые и боевые подвиги моих родственников во время войны, то памятьо ветеранах Великой Отечественной войны моей семьи будет сохранена и передана следующим поколениям.Объект исследования: семейный архив, архивы моих родственников.Предмет исследования: события членов моей семьи, связанные с историей Великой Отечественной войны.
Цель исследовательской работы: изучить документы семейного архива ивыяснить, как воевали на фронте и работали в тылу мои родственники в годы Великой Отечественной войны.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
* выяснить новые сведения о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне; * исследовать материалы семейного архива и найти документы, фотографии, отражающие историю моей семьи; *составить семейную Книгу памяти об участниках фронта и тыла в период Великой Отечественной войны, в которой будут описаны подвиги членов семьи на фронте, их награды, а также достижения тружеников тыла в годы войны.
Методы. Описание боевых и трудовых подвигов моих родственников; поиск информации в беседе со старшими членами семьи, в школьном музее, на сайте «Подвиг народа» и сети Интернет; проведение социологического опроса среди учащихся и обработка данных; обобщение полученных результатов исследования.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, основной части (три главы с подзаголовками), заключения, списка использованной литературы и источников. Первая глава посвящена началу войны и подвигам земляков в первые месяцы войны. Во второй главе раскрывается военная летопись нашей семьи. В третьей главе представлена практическая часть работы: анализ социологического опроса учащихся школы; изучение архивных фотографий в школьном музее и семейном архиве, оформление семейной Книги памяти: подвиги и награды наших родственников на фронтах Великой Отечественной войны. В заключении сделаны выводы и собственное обобщение автора, указывается социальная значимость и перспектива данного исследования.
Новизна исследовательской работы в том, что данная тема ранее не была изучена и собранный нами материал из семейных архивов, школьного музея даёт возможность познакомить младшее поколение семьи с героическим прошлым ветеранов Великой Отечественной и расширить их знания о нашей семье.
Первые месяцы Великой Отечественной войны
1.1. Добровольцы в первые дни войны
Великая Отечественная война длилась 1418 дней и унесла жизни десятки миллионов человек. Много подвигов совершили бойцы Красной Армии в первые дни войны.
Из воспоминаний А. Новоселова и А. Смирных в книге «Здесь начиналась Сибирь»: «Площадь Восстания, 22 июня 1941 года. Митинг. Выступает первый секретарь райкома партии М.Д. Ложкин. Участники митинга – в тревоге и решимости. Судаков, отец двух танкистов и летчика, просит считать его четвёртым из семьи в борьбе за правое дело. Асеткин, Сучков и Глухов заявляют об уходе на фронт добровольцами. Машинист поезда Мотырев от имени коллектива станции Туринск – Уральский клянется работать с безупречностью часового механизма… Война, которую назовут Великой Отечественной, уже делит туринцев на воинов Красной Армии и тружеников тыла» [6].
Были среди них и туринские комсомольцы, добровольно ушедшие на фронт. Среди них была ученица десятого класса Нина Соболева. Ей ещё не было 18 лет, когда она добилась отправления на фронт. «Проводов нам пышных не устраивали, да и не до них тогда было. Под звуки духового оркестра, плач матерей и родных тронулся наш поезд. Остались позади детство, родные края. Прямо со школьной скамьи, ехали мы в самое пекло войны…" – вспоминает Нина Максимовна Соболева. [7]
Учитель Коркинской школы Коркин Алексей Афанасьевич вспоминает первые дни Великой Отечественной войны: «Колхозы Коркинского сельского совета, их тогда было 4, только закончили весенние полевые работы. Несмотря на то, что многие молодые колхозники в первый день войны ушли добровольцами или были мобилизованы в ряды Красной Армии, их на колхозных работах заменили женщины, девушки, старики и подростки. Работали самоотверженно. Часто проводились митинги, на которых был боевой призыв колхозников на новые трудовые подвиги на всех участках работы». [5]
Молодёжь на трудовой вахте
Сегодня они – прабабушки и прадедушки, а в самом начале войны были мальчишки и девчонки. Они были незаметными героями! В трудные военные годы молодежь и подростки Туринского района встали на вахту труда. На колхозных работах добровольцев, ушедших на фронт, заменили женщины, девушки, старики и подростки. Население села Коркинского и деревень собирало деньги на строительство эскадрильи самолетов «Свердловский колхозник». Колхозники колхоза имени Чапаева (д. Галактионовка) собрали 115 000 рублей. Вклад на строительство этой эскадрильи по району составляет 1 883 000 рублей. По инициативе колхоза им. Чапаева один самолёт из эскадрильи передали галактионовскому лётчику Алексею Васильевичу Ляпину, который сбил на подарке 15 гитлеровских самолётов. Гвардии лейтенант Ляпин А.В. награждён орденом Отечественной войны II степени. [6]Колхозники шили и собирали полушубки, валенки и другие тёплые вещи. Было собрано жителями Туринского района 160 полушубков и 1821 пара валенок.
После выхода книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» пионеры в красных галстуках брали под своё шефство немощных стариков, осиротевшие семьи фронтовиков, детские сады и дома; тимуровцы собирали урожай и ухаживали за могилами павших воинов. В Коркинской школе Туринского района по инициативе учащихся была организована тимуровская команда, командир П. Кущенков. 15 тимуровцев принимали участие в заготовке дров и сена, в починке обуви, в уходе за детьми. За два с половиной месяца они вывезли и распилили 45 кубометров дров, подвезли несколько возов сена, 5 возов соломы, починили 3 пары детских валенок. [4] Из воспоминаний учителя Коркинской школы Телегиной Нины Ивановны: «При всех трудностях и лишениях военного времени, занятия проводились организованно, учились ребята в меру своих способностей, дисциплина была хорошая. Дети осенью, весной и летом работали в колхозах вместе со своими учителями. Перебирали картофель, участвовали в посадке и уборке овощей, собирали колосья…» [3] Вывод: советский народ проявил мужество и героизм, стойкость и смелость в защите своего Отечества.
Военная летопись нашей семьи
2.1 Вклад нашей семьи в дело победы
Тысячи людей прошли сквозь трудности войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Война зашла и в наш дом. В нашей семье в годы войны работали и воевали 10 человек близких родственников со стороны бабушки и дедушки. Мы составили вместе с бабушкой список и указали степень родства, годы жизни, место рождения, возраст на начало войны и их занятия.
№ п/п |
ФИО родных |
Родство |
Годы жизни |
Место рождения |
Возраст на начало войны |
Занятия |
1 |
Стариков Игнатий Лаврович |
Прапрадедушка (со стороны дедушки) |
1909- 1978 |
д. Митрофановка Коркинский с/с |
32 года |
Воевал |
2 |
Реутов Яков Григорьевич |
Прадедушка (со стороны дедушки) |
1926- 1996 |
д. Галактионовка Коркинский с/с |
15 лет |
Тракторист, воевал |
3 |
Реутова Ольга Григорьевна |
Двоюродная прабабушка (со стороны дедушки) |
1923-1997 |
д. Галактионовка Коркинский с/с |
18 лет |
Воевала на Ленинградском фронте |
4 |
Боровских Дмитрий Самуилович |
Прапрадедушка (со стороны бабушки) |
1908-1975 |
д. Боровская Мингалевский с/с |
33 года |
Воевал на Ленинградском фронте |
5 |
Давыдов Иван Филиппович |
Прапрадедушка (со стороны бабушки) |
1908 – 1985 |
Ленский р-н, д. Давыдова |
33 года |
Воевал на Калининском фронте |
6 |
Старикова Марфа Фёдоровна |
Прапрабабушка (со стороны дедушки) |
1910-2001 |
д. Бор Коркинский с/с |
31 год |
Работала в колхозе, воспитывала 4 детей |
7 |
Старикова (Реутова) Нина Игнатьевна |
Прабабушка (со стороны дедушки) |
1931-2008 |
д. Митрофановка Коркинский с/с |
10 лет |
Подростком работала в колхозе |
8 |
Реутова Таисия Наумовна |
Прапрабабушка (со стороны дедушки) |
1903 - 1997 |
д. Шумилово |
38 лет |
Работала в колхозе |
9 |
Давыдова Вера Яковлевна |
Прапрабабушка (со стороны бабушки) |
1911 - 1981 |
г. Туринск |
30 лет |
Работала в г. Туринске, воспитывала 4 детей |
10 |
Боровских Михаил Дмитриевич |
Прадедушка (со стороны бабушки) |
1930-1999 |
д. Боровская Мингалевский с/с |
11 лет |
Подростком работал в колхозе |
В нашей семье воевали 3 прапрадедушки, 1 прадедушка и его сестра; трудились в годы войны в тылу 3 прапрабабушки, будучи детьми прабабушка и прадедушка. О некоторых из них мы расскажем в нашей работе. Они сами мало рассказывали своим детям о военной жизни, поэтому пришлось находить информацию в Интернете и слушать воспоминания бабушки, дедушки и папы.
На сайте «Память народа», мы нашли наградные документы наших участников войны и узнали о их мужестве, отваге и совершенных подвигах. Все они были награждены медалями. Только 6 человек в Туринском районе награждены тремя медалями «За отвагу», среди них и наш прадедушка Реутов Яков Григорьевич. Вот его Удостоверение к медалям, полученное 13 мая 1947 года. (Приложение 3.4)
Отец моей прабабушки Стариков Игнатий Лаврович 1909 – 24.02.1978 Звание: ст. сержант, в РККА с 27.08.1941 года
Место призыва: Туринский РВК, Свердловская обл., Туринский р-н
Место службы: 248 сп 47 сд 40 А 1 БелФ Дата подвига: 18.08.1943
Из наградного листа Старикова И.Л.: «Тов Стариков участник Отечественной войны с 11.12.41г. по 21.01.44 г. Действуя в составе 248 сп 47 сд 40 армии I Белорусского фронта 18.08.43 г был тяжело ранен в левую ногу с переломом б/берцовой кости». Награждён медалью «За отвагу» (Приложение 2.7)
Сестра моего прадедушки Реутова Ольга Григорьевна (12.06.1923 – 20.02.1997) в РККА с августа 1942 года. Проходила службу в качестве ст. краснофлотца в действующих авиачастях. За участие в составе 10 Авиабазы ВВС Балтийского Флота в обороне Ленинграда награждена медалью «За оборону Ленинграда». Из наградного листа: «С мая 1943 года по декабрь 1944 года, будучи в должности стрелка Авиабазы, несла караульную службу и вахтенную, а также выполняла другие задания командования. Будучи прикомандированной к КП в качестве рассыльной, отличилась в четкости и аккуратности исполнения своих обязанностей. 23.05.1945 года награждена медалью «За боевые заслуги». Награждена медалью «За оборону Ленинграда». (Приложение 2.3)
Дедушка моей бабушки Боровских Дмитрий Самуилович 8.11.1908 –5.03.1975
Звание: красноармеец, в РККА с _. 07. 1942 года
Место призыва: Туринский РВК, Свердловская область, Туринский район
Место службы: 146 сп 44сд 4А ЛенФ Дата подвига: 17.08.1942
№ записи: 801 60027 (Приложение 2.1) Из наградного листа Боровских Д.С.: «действуя в составе 146 стр полка 44 сд 4 армии Ленинградского фронта в должности санитара. В любых условиях тяжёлого боя своевременно эвакуировал раненых с поля боя 1 -го батальона. Оказывал первую помощь120-130 раненым бойцам в сутки. 17 августа 1942 г. при оказании помощи при дежурстве вторых суток безсменно на батальонном пункте медпомощи был тяжело ранен осколком мины в правую руку».
Дедушка моей бабушки Давыдов Иван Филиппович 02.04.1908 – 03.02.1985
Дата рождения 02.04.1908Место рождения: Ленский р-н, д. Давыдова
Место призыва: Туринский РВК, Свердловской области, Туринского района
Дата призыва: 29.08.1941 Воинское звание: рядовой, красноармеец
Воинская часть: 1241 сп 375сд
Награды: Медаль «За отвагу» 04.05.1945, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» 09.05.1945
Из учетных карточек на сайте «Память народа» мы узнали, что
Давыдов Иван Филиппович Свидетельство о болезни Дата рождения: __.__.1908 Наименование военкомата: Туринский РВК, Свердловская обл., Туринский р-н Дата и место призыва: Туринский РВК, Свердловская обл., Туринский р-н Дата призыва: 29.08.1941 Воинское звание: рядовой Последнее место службы: 1241 сп Воинская часть: 1241 сп Дата выбытия: 06.05.1942 Госпиталь: эвакуационный госпиталь 2975 Информация об архиве+ |
Давыдов Иван Филиппович Картотека ранений Последнее место службы: 1241 сп 375 сд Дата выбытия: 20.02.1942 Причина выбытия: выбыл в часть/госпиталь Госпиталь: ППГ 250 Информация об архиве+ |
Из наградного листа Давыдова И.Ф.: «15 ноября 1941 года участвовал в составе 365 сд, 1241 сп, 1 роты в должности стрелка, участвовал в боях за освобождение населённых пунктов: Вознесенск, Подкорытово, районного города Старица и много других мелких населённых пунктов Старицкого района Калининской области. На подступах к г. Ржев 7 февраля 1942 года тов. Давыдов был тяжело ранен в правую руку (отсутствие лучевой кости 8 см), кроме того, был ранен в правую ногу с раздроблением стопы». Был отправлен в ППГ 250, после лечения 20.02.1942 года переведён в ЭГ 2975. Из Свидетельства о болезни ЭГ 2975 известно, что 06.05.1942 г. признан не годным к несению службы (номер свидетельства 548) и отправлен домой. (Приложение 2.2)
Память о военных и трудовых подвигах народа передается от поколения к поколению. Моему папе рассказывал о войне его дедушка Реутов Яков Григорьевич и прабабушка Старикова Марфа Фёдоровна, мне рассказала моя бабушка. Помощь тружеников тыла, моих родственников, была огромная: в деревне они занимались сельским хозяйством, в городе - работали на предприятиях, выпускающих военную продукцию. Трудились ради общей победы, и только это имело значение и давало силы жить, работать и растить детей. Прапрабабушкам Марфе Фёдоровне было 31 год, а Таисие Наумовне было 38 лет, когда началась война. Они работали в колхозе. Женщины и дети заменили ушедших на фронт мужчин, поэтому работали с утра до вечера и с вечера до утра: в поле, на сенокосе, на ферме, сами заготавливали дрова в лесу в любую погоду. А длинными вечерами они, как и все остальные, вязали варежки, носки для бойцов на фронте, собирали посылки. Со слов бабушки я узнала, что прапрабабушка Реутова Таисия Наумовна проводила на фронт своих дочь и сына. Годы ожидания были трудными. Ольга Григорьевна писала письма матери, которые она хранила всю жизнь, но внуки потеряли их после её смерти. А сын отправил фотографию «дорогой мамаше» из армии. Таисия Наумовна была счастливой матерью, потому что её дети вернулись с фронта живыми и жили с ней в одной деревне до самой смерти. [1]
Часто своей матери Стариковой Марфе Фёдоровне помогала её старшая дочь, моя прабабушка Старикова (Реутова) Нина Игнатьевна (со стороны дедушки), и своей матери Боровских Федоре Петровне - прадедушка Боровских Михаил Дмитриевич (со стороны бабушки). Этим детям в годы войны было только 11 -14 лет. Подростки в годы войны работали в колхозах наравне со взрослыми и выполняли их нормы. Ребята работали в поле, весной садили картошку, летом пололи, осенью копали и собирали, возили на поля навоз на лошадях, боронили поля на быках. Быки были упрямые, могли лечь среди поля и отказывались работать. Зимой работали на лесозаготовках, было очень тяжело и холодно, так как тёплой одежды не было. (Приложение 1) [2]
Весенний сев 1941 года был трудным. Шли дожди, на полях было очень сыро. Многие земельные участки нельзя было сеять сеялками. Урожай был небогат, но убран осенью вовремя. Хлебопоставки выполнены с перевыполнением и своевременно. [5] Нашему прадедушке Реутову Якову Григорьевичу в 1941 году было 15 лет, учился на тракториста и получил «Удостоверение тракториста-машиниста первого класса» 10.10.1941 года. Стал работать на тракторе. (Приложение 3.1) Когда, в 1943 году, в возрасте 17 лет решил идти на фронт, то он сначала обучил молодую девушку работать на тракторе, а потом ему дали разрешение на призыв в армию. У трактористов была бронь. [2]
Прадедушка Реутов Яков Григорьевич
На фото мой прадедушка Реутов Яков Григорьевич 1926 года рождения, дедушка моего папы. Фотография, на которой изображён Яков Григорьевич, 1945 года - это настоящая реликвия, которая бережно хранится в нашей семье.Папа рассказал, что прадед мой был призван в армию в ноябре 1943 года, когда ему только исполнилось 17 лет, военную присягу принял 19 декабря 1943 года. Воспоминания записаны папой со слов дедушки в 1995 году: «До армии я был трактористом в колхозе и, чтобы пойти на фронт, мне пришлось научить вместо себя работать на тракторе девушку. Сначала меня отправили в г. Ирбит в 4 отдельный учебный стрелковый полк, где я учился на младших командиров, а в апреле 1944 года был отправлен на Ленинградский фронт. Оттуда 18-я стрелковая дивизия направлена на Карельский фронт. Там началось наступление, форсировали реку Свирь в июне 1944 года, в боях около станции Лоймола получил лёгкую контузию 24 июля 1944 года, после которой не мог разговаривать и нормально питаться в течение двух недель. Когда вылечился, снова поступил на этот фронт, где находился до перемирия с Финляндией. Потом воевал на 2 Белорусском фронте, в звании старший сержант был помощником командира миномётного взвода. Войну закончил на острове Бронхольм-Датский. 9 мая 1945 года в 6.30 получили известие об окончании войны, а в 11.00 прозвучала боевая тревога. Рота высадилась на торпедные катера и отправилась на этот «проклятый» остров. В 23.45 остров был взят, но от роты осталось 53 человека». Из наградных листов мы узнали, что 26.06.1944 Яков Григорьевич награждён медалью «За отвагу» (Приложение 2.5) за то, что огнём своего миномёта рассеял группу автоматчиков противника. 24.07.1944 в бою за высоту безымянную на подступах к станции Лоймола огнём своего миномёта подавил пять огневых точек противника. [4] (Приложение 1, 2.6)В марте 1945 года перед боем Яков Григорьевич вступил в ряды ВКП(б) (Приложение 3.2), а 05.03.1945 в бою за населённый пункт Геритц (Померания) огнём своего миномёта подавил батарею противника и уничтожил до 10 солдат и офицеров противника (Приложение 2.4). Яков Григорьевич воевал в Заполярье и награждён медалью «За оборону советского Заполярья». После войны служил в г. Бельгарт (Польша) в 126 отд. мотоциклетном батальоне 26 гв. мех. дивизиона в должности командира миномётного отделения. Вот фотография того времени. (Приложение 3.6)Из Учетно-послужной карточки военного билета (Приложение 3.3) мы узнали, что Яков Григорьевич уволен в запас 19 октября 1950 года. После демобилизации окончил Сысертскую школу механиков по специальности бригадир тракторной бригады, поэтому работал механиком в колхозе им Чапаева до выхода на пенсию. Награжден орденом Знак Почета (Приложение 3.5), ему присвоено звание Почетный колхозник колхоза им Чапаева. Всю жизнь Яков Григорьевич был активным коммунистом, секретарём партийной ячейки. Он свято хранил свой партийный билет и последний взнос уплачен в августе 1990 года. Партбилет, военный билет, удостоверения к наградам и все награды Якова Григорьевича и сейчас свято хранятся в семейном архиве (Приложение 3). Умер он 13 августа 1996 года. [1] Вывод: мы помним! Мы гордимся подвигами и трудовыми достиженияминашего прадеда.
Практическая часть
Результаты социологического опроса
«Что мы знаем об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны»
№ |
Вопросы |
Знаю |
Не знаю |
1 |
Начало и окончание Великой Отечественной войны |
17 чел 85 % |
3 чел 15% |
2 |
Знаешь ли ты участников Великой Отечественной войны? |
10 чел 50 % |
10 чел 50% |
3 |
Кто из твоих родственников и близких принимал участие в Великой Отечественной войне? |
13 чел 65 % |
7 чел 35 % |
4 |
Какие награды имеют твои родственники? |
8 чел 40% |
12 чел 60% |
5 |
Как ваша семья чтит память своих героев, защитивших родную землю от врага? |
13 чел 65% |
7 чел 35% |
Учащимся школы было предложено ответить на вопросы анкеты «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?». В социологическом опросе приняли участие 20 человек, из 7 Б класса. Результаты опроса показали общий уровень знаний детей о войне; выяснили, какие знания имеют дети о своих родственниках и односельчанах - участниках Великой Отечественной войны; узнали об отношении школьников к сохранению памяти о войне.
Мы обработали анкеты и получили следующие сведения: даты Великой Отечественной войны смогли назвать 85 % учащихся 7 Б класса; 65 % учащихся знают о своих родственниках, участвовавших в войне; 40% учащихся называют их награды; 65 % школьников вместе с родителями чтят их память. Они приходят возложить цветы к памятнику погибшим воинам в праздничные дни. Основными источниками информации для ребят служат семья, школа, книги, интернет. Война унесла жизни десятков миллионов наших соотечественников и принесла нам Победу, поэтому мы решили сделать своими руками Книгу памяти для семейного архива.
Составление семейной Книги памяти
Работа с семейным архивом.
Сначала мы составили возможные вопросы по сбору информации о своих родственниках. После этого мы начали сбор информации у своих родителей, бабушек и других родственников. Оказалось, что папа много знает о своём дедушке и своей прабабушке. Бабушка тоже рассказала очень много по данной теме. Мы обращались и к другим родственникам. Мы записывали воспоминания старших представителей семьи, просматривали фотографии, награды и документы, сохранившиеся в семейном архиве. (Приложение 1, 3)
Работа с государственными сайтами «Подвиг народа», «Память народа».
На сайте «Подвиг народа» мы познакомились с наградами, присвоенными близким, смогли узнать, за что они были награждены. Распечатали приказы о награждении, наградные листы для семейного архива. Благодаря этим сайтам смогли проследить боевой путь своих родственников. (Приложение 2)
Используя документы сайта «Подвиг народа», «Память народа», фотографии из семейного архива, награды, рассказы папы и бабушки, мы составили семейную Книгу памяти, которую презентуем на семейном празднике 9 Мая. В Книге памяти 33 станицы, которые рассказывают о вкладе в дело победы каждого члена нашей семьи в период Великой Отечественной войны.
К сожалению, ушли из жизни наши родственники, участники и свидетели Великой Отечественной войны. О них не написано в книгах, но для нас и наших близких они – герои и навсегда останутся в памяти. Пока мы будем интересоваться историей своей семьи, пока будем благодарны предкам за жизнь и свободу - память о героях Великой Отечественной будет жива. Сохраняя историческую память, наши семьи участвуют в патриотических акциях «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Герои рядом с нами» и других.
Вывод: такова история нашей семьи. Наш долг - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне в благодарность за героический подвиг нашим предкам - ветеранам войны и трудового фронта. (Приложение 4)
3.3 Выводы исследования:
В результате исследования сделаны следующие выводы
Нам удалось выяснить новые сведения о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне на фронте и в тылу.
Мы исследовали материалы семейного архива и нашли документы, фотографии, отражающие историю нашей семьи; изучили материалы школьного музея, сети Интернет.
Мы составили семейную Книгу памяти об участниках Великой Отечественной войны, в которой описали подвиги членов семьи на фронте, их награды, а также достижения тружеников тыла в годы войны.
Мы убедились, что в нашей семье воевали и работали честные, отважные, трудолюбивые патриоты Родины, готовые встать на защиту родной земли, своей семьи и своего народа.
Заключение
На примере нашей семьи мы показали, как тяжело досталась народу эта победа, что пришлось испытать не только бойцам, но и труженикам тыла, детям и подросткам. Нам есть что помнить, это живая летопись военных лет нашей семьи.
Собственное обобщение автора. Мы считаем, что цель исследовательской работы достигнута. Изучены и описаны боевые подвиги и трудовые достижения моих предков в годы Великой Отечественной войны. В ходе исследования гипотеза подтвердилась: мы изучили историю нашей семьи, трудовые и боевые подвиги наших родственников во время войны, поэтому, мы убеждены, что памятьо ветеранах Великой Отечественной войны нашей семьи сохранена и будет передана следующим поколениям. Уверены, что нам удалось собрать новую информацию о всех членах семьи, описать трудовые и боевые подвиги наших родственников, значит, мы смогли сохранить память о тех людях, которые жили до нас. Социальная значимость исследовательской работы состоит в том, что мы убедились,как важно сохранить историческую память, укрепить преемственность поколений и стать патриотом своего края. На основе анализа собранного исторического и архивного материалов мы пришли к выводу, что, изучая историю родной семьи, надо знакомить своих близких и дальних родственников с военными и трудовыми подвигами членов семьи. Эта исследовательская работа будет очень полезна и интересна и для школьников, и для взрослых, её информацию можно использовать для проведения музейных уроков и классных часов, экскурсий в школьный музей, рассказывая о семейных традициях, о героизме и отваге людей старшего поколения. Перспективность исследования. В следующем году мы продолжим работу по теме и подробно изучим историю фронтовых и трудовых подвигов других участников нашей семьи и внесём новые фото в семейный альбом для сохранения исторической памяти. Практическая значимость. Участие в этом проекте дало возможность научиться находить информацию, собирать материал для Книги памяти с фотографиями, делать выводы. Мы выражаем благодарность за оказанную помощь в работе руководителю исследовательской работы Людмиле Михайловне Реутовой.
Список источников и использованной литературы
Источники:
Воспоминания папы Реутова Александра Владимировича
Воспоминания бабушки Реутовой Людмилы Михайловны
Воспоминания Телегиной Нины Ивановны, учителя Коркинской средней школы военных лет
Краеведческие материалы, хранящиеся в фонде школьного музея.
Использованная литература:
Коркин А.А. История родного края. Очерки по истории села Коркинского. / А.А. Коркин - рукопись - Коркинское, 1977. – 65 с.
Новосёлов, А.И. Здесь начиналась Сибирь. /А.И. Смирнов, А.И. Новосёлов. – Екатеринбург: Издательский дом «ПАКРУС», 2000. – 208 с.: ил
Интернет-источники:
Комсомольцы военных лет. История туринского комсомола/ Туринский филиал Свердловского областного краеведческого музея. [Электронный ресурс] – Режим доступа:Turinsk.midural.ru
Сайт «Подвиг народа» [Электронный ресурс]– Режим доступа:https://pamyat-naroda.ru/
Список изобразительных источников
Фотографии, хранящиеся в фонде школьного музея МАОУ Коркинской СОШ (7 штук)
Фотографии из семейного архива (6 штук)
Приложение
Приложение 1
1 Воспоминания Реутова Я.Г. о войне, записанные в 1995 году
м оим папой Реутовым Александром Владимировичем
Воспоминания бабушки Реутовой Л.М.
Часто своей матери Стариковой Марфе Фёдоровне помогала её старшая дочь, Старикова (Реутова) Нина Игнатьевна, и своей матери Боровских Федоре Петровне - Боровских Михаил Дмитриевич (мой отец). Этим детям в годы войны было только 11 -14 лет. Папа, Боровских Михаил Дмитриевич, вспоминал, что, будучи подростками, они в годы войны работали в колхозах наравне со взрослыми и выполняли их нормы. Ребята работали в поле, весной садили картошку, летом пололи, осенью копали и собирали, возили на поля навоз на лошадях, боронили поля на быках. Быки были упрямые, могли лечь среди поля и отказывались работать. Зимой работали на лесозаготовках, было очень тяжело и холодно, так как тёплой одежды не было.
Приложение 2
Наградные листы сайта «Память народа»
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4
2.5
2.6
2.7
Приложение 3
Семейный архив Реутовых
3 .1. Удостоверение тракториста 3.2. Партийный билет
3.3. Учётно-послужная карточка Военного билета
3.4. Удостоверение к медалям «За отвагу» 3.5. Удостоверение к ордену
«Знак Почёта»
Приложение 4
Семейная книга памяти