Введение
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно, Хватило детям горя и беды.
Великая Отечественная война, одна из самых кровопролитных страниц нашей отечественной истории. Проходят годы, и вместе с ними уходят участники и ветераны тех страшных военных лет. Уходят свидетели истории, которую нам с вами ни в коем случае нельзя забывать. К сожалению, молодое поколение мало знает о работе и жизни тружеников тыла родного города в годы войны, а как во время Великой Отечественной войны жили дети, чем занимались, о чем думали?
Актуальность моего проекта в том, что я хочу рассказать, какой ценой заплачено наше мирное детство: 13 миллионов детей погибло в годы войны.
Историю Родины можно изучать по учебникам и книгам, а можно, познавая жизнь обычных людей, беседуя с ними. К сожалению участников Великой Отечественной Войны практически не осталось и детей, живших в годы войны не так много, это люди которым сейчас более 85 лет, те кто что-то знают, помнят и могут рассказать. Очень важно сохранить то, что еще осталось, найти тех, кто может еще рассказать, отыскать в семейных архивах фотографии и документы.
Мне захотелось показать в этом проекте жизнь детей во время Великой Отечественной Войны, донести эту информацию до сверстников, чтобы они поняли как жилось детям тогда и как живется сейчас.
Мы новое поколение, не знающее войны, собираем по крупицам информацию о поколении наших предков, о поколении «детей войны». Живут рядом с нами пожилые, ничем с виду неприметные люди. Но когда начинаешь с ними беседовать, узнаешь много интересного. А война осталась в воспоминаниях этих людей с самой горькой стороны.
Практическая значимость моего проекта состоит в том, что данный материал могут использовать учителя истории при изучении темы Великая Отечественная война на примере подвига березовчан, классные руководители при проведении классных часов по патриотическому воспитанию обучающихся. Данный краеведческий материал необходим потому, что это «живая» для школьников история. Это знания о людях нашего города, в котором родились они и их родители, где они будут продолжать трудиться и растить собственных детей.
Исследования моего проекта имеют огромную ценность воспитательного характера. Они позволят растить гражданина и патриота не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни березовчан, на событиях из истории нашего города.
Цель проекта:
Изучение и обобщение материала о жизни сверстников в военное время
Задачи проекта:
- познакомиться с историческими фактами Великой Отечественной войны, условиями жизни детей в период ВОВ.
посетить музей «Золота» и познакомиться с материалами о детях войны Березовского;
изучить газету «Березовский рабочий» военного времени и отобрать материал о жизни детей;
познакомиться и взять интервью у детей войны; - создать видеофильм «Дети войны».
Гипотеза:
Чем отличаются жизненные позиции детей войны и сегодняшней молодежи. Считаю, что еще не утрачены моральные принципы самоутверждения, умения сопереживать, любить Родину и трудиться, создавая что-то новое и необходимое те только себе, но и всем людям. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без игрушки, звонкого смеха и еды.
Объект исследования:
События Великой Отечественной войны.
Предмет исследования:
Условия жизни детей в период войны и вклад в дело борьбы с фашизмом.
Методы исследования: интервьюирование; чтение литературы по теме; анализ фотоматериалов о детях военных лет; анализ проблемы в СМИ.
2.Основная часть. 2.1.Дети в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война (1941–1945) изменила жизнь всех советских людей, но особенно тяжело пришлось детям. Война отняла у них детство: вместо игр и школы ребята работали на заводах, рыли окопы, ухаживали за ранеными и даже воевали наравне со взрослыми. Их истории — это истории мужества, боли и надежды.
С первых дней войны тысячи детей остались без родителей: одни погибли на фронте, другие умерли от голода и болезней. Многие ребята были эвакуированы в тыл, где их ждала тяжёлая работа. Например, 12-летняя Катя из Ленинграда вспоминала: «Мы стояли у станков по 12 часов. Руки дрожали от усталости, но мы знали — без наших снарядов солдаты не победят». В колхозах дети сажали картошку, собирали урожай и пасли скот. Даже малыши 6–7 лет помогали, как могли.
Самые страшные испытания выпали детям в блокадном Ленинграде. Дневник 11-летней Тани Савичевой, которая потеряла всю семью, стал символом блокадной трагедии. Её последняя запись: «Осталась одна Таня». Дети ели хлеб из опилок, пили кипяток вместо супа, а зимой грелись у печек-буржуек. Мальчик Витя из блокадного города писал в письме: «Мама умерла, но я не плачу. Скоро наши прорвут кольцо, правда?».
Даже в войну дети старались учиться. Школы работали в бомбоубежищах, а тетрадями служили обрывки газет. Учителя рассказывали, как ученики писали дрожащими руками под звуки взрывов. В деревнях занятия часто прерывались: ребята бежали помогать в поле или тушить зажигательные бомбы. «Мы мечтали, что после войны будем учиться при свете ламп, а не коптилки», — писала в дневнике школьница Зина из Смоленска.
Многие подростки рвались на фронт. Сын полка Володя Тарновский в 14 лет подорвал немецкий танк, а 15-летняя Зина Портнова, партизанка, была расстреляна фашистами. Их истории — пример невероятного мужества.
Даже в плену дети не сдавались: пионер-герой Лёня Голиков в одиночку уничтожил десятки врагов, за что посмертно получил Звезду Героя.
Дети войны не играли в войну — они жили в ней. Они теряли близких, голодали, но верили в Победу. Их подвиг напоминает: даже в самые тёмные времена свет надежды не гаснет. «Иногда ночью я просыпалась от воя сирен и думала: вдруг завтра не будет мамы? Но утром мы снова шли к станку — ведь если мы сдадимся, фашисты победят», — вспоминала 10-летняя Лида из Тулы. Эти слова показывают, как даже малыши понимали: их труд — часть борьбы за свободу.
2.2.Дети Березовского в годы Великой Отечественной войны
Из газеты «Березовский рабочий»:
Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для всей страны. Но не только взрослые встали на защиту Родины — дети и подростки тоже внесли свой вклад в общую победу. В городе Березовском, как и по всей стране, школьники, едва окончившие начальные классы, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах, в шахтах, на полях и торфяниках. Их труд стал важной частью жизни тыла, а их стойкость и самоотверженность — примером настоящего патриотизма.
Помощь фронту и тылу
Школьники не только работали на производстве, но и помогали собирать ресурсы для фронта. Летом 1941 года ученики школы №1 собирали металлолом, ягоды и грибы. Они сдали государству 1030 килограммов ягод и 95 килограммов цветного металла. Эти ресурсы шли на нужды армии и тыла. Кроме того, дети собирали стеклянную посуду, которую затем сдавали в аптеки и магазины. За эту работу они получили 100 рублей и передали их в фонд обороны [// Березовский рабочий. - 1941.-27 августа. - № 102 (615). - С. 1].
Работа на заводах
Одним из самых тяжелых испытаний для подростков Березовского стала работа на механическом заводе, который был переоборудован из мехмастерских рудника в 1942 году. Здесь выпускали артиллерийские снаряды, корпуса для мин, гранаты Ф-1 (которые бойцы ласково называли «фенюшами») и детали для «катюш». В цехах завода трудились подростки, многим из которых было всего 10-12 лет. Их называли «детским садом». Работали они по 12 часов в сутки, часто оставаясь ночевать прямо в цехе, так как дома было нечего есть, а на заводе хотя бы кормили [// Березовский рабочий. - 1995. - 16 марта. - № 27 (7532). - С. 2].
Надежда Андреевна Ситникова, бывшая работница завода, вспоминала, как подростки спали в ящиках с обтирочными материалами, а утром снова вставали к станкам. Несмотря на тяжелые условия, они старались выполнять нормы и даже перевыполнять их. Их труд был настоящим подвигом [// Березовский рабочий. - 1995. - 16 марта. - № 27 (7532). - С. 2].
Тимуровское движение
Пионеры Березовского активно участвовали в тимуровском движении. В Монетнинской средней школе №10 было создано 13 тимуровских команд, которые помогали семьям красноармейцев и эвакуированным. Тимуровцы кололи дрова, носили воду, присматривали за детьми, чьи родители были на фронте. Их помощь была неоценимой для тех, кто остался в тылу [// Березовский рабочий. - 1942. - 3 июня. - С. 2].
Школа и учеба
Несмотря на войну, дети продолжали учиться. В 1944 году в Березовском открылась школа рабочей молодежи, где подростки, работавшие на заводах и в шахтах, могли получить образование. Многие из них, как Николай Бабкин и Евгений Белоусов, после войны продолжили учебу и стали высококвалифицированными специалистами [// Березовский рабочий. - 1995. - 16 марта. - № 27 (7532). - С. 2].
Память о подвиге
Дети Березовского, как и все советские люди, внесли свой вклад в победу над фашизмом. Их труд был отмечен государственными наградами, такими как медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Многие из них, став взрослыми, продолжали работать на благо страны, передавая своим детям память о тех тяжелых, но героических годах [// Березовский рабочий. - 1995. - 16 марта. - № 27 (7532). - С. 2].
Сегодня мы должны помнить о подвиге детей войны. Их стойкость, трудолюбие и любовь к Родине — пример для всех поколений. Они доказали, что даже в самые трудные времена можно оставаться сильными и верными своим идеалам Великая Отечественная война перевернула жизнь всей страны. В городе Березовском, как и по всему Советскому Союзу, дети и подростки встали рядом со взрослыми, чтобы защитить Родину. Они работали на заводах и в шахтах, собирали урожай, помогали семьям фронтовиков и даже обучали население военному делу. Их вклад в Победу — это история невероятной стойкости, трудолюбия и безграничной любви к своей стране.
«Всё для фронта!»: Дети на трудовом фронте
С первых дней войны школьники Березовского заменили ушедших на фронт отцов и братьев. Ученики старших классов средней школы №1 Шепелев и Пшенников отправились работать в шахту и на электромонтаж [«Березовский рабочий», 1941]. Летом 1941 года тысячи подростков вышли на Калиновский торфяник, чтобы добыть топливо для электростанции, питавшей оборонные заводы. За неделю они уложили более миллиона «кирпичей» торфа и отработали
1107 человеко-дней [Яриновский В.П.].
Осенью дети переключились на уборку урожая: ученики школы №1 собрали 1030 кг ягод, а школа №2 передала фронту 121 кг семян картофеля [«Березовский рабочий», 1941]. Даже зимой не было отдыха: в 1943 году, когда в школах закончились дрова, ученики и учителя за три дня нарубили 80 кубометров древесины и перенесли их на руках [Яриновский В.П.]. На механическом заводе, переоборудованном из мехмастерских в 1942 году, подростки точили детали для «катюш» и гранат Ф-1. Здесь работали 10-12летние дети, которых называли «детским садом». Они спали в цехах, в ящиках с обтирочными тряпки, а утром снова вставали к станкам. 17-летняя Аня Упорова, пришедшая на завод говорила: «Мы не думали о возрасте — думали о Победе» [«Березовский рабочий», 1995].
Тимуровцы: маленькие герои большого тыла
Пионеры Березовского стали опорой для семей фронтовиков. В 1941 году ученица Валя Подкина организовала тимуровскую команду из шестиклассников. Ребята кололи дрова, носили воду и присматривали за детьми красноармейцев. На Кировском руднике они помогли 13 семьям, а на Шиловском совхозе пропололи грядки и собрали урожай [Яриновский В.П.]. Летом 1942–1945 годов пионеры создавали бригады по сбору лекарственных трав. В 1943 году 18 таких команд собрали и высушили 1270 кг целебных растений для госпиталей [Там же]. А ученики школы №5, сдавая металлолом, писали: «Пусть из этого металла льют снаряды, которые убьют
Гитлера!» [Там же].
Учёба и патриотическое воспитание
Несмотря на войну, дети продолжали учиться. В классах висел лозунг: «Стыдно учиться плохо, когда отцы на фронте!» [Яриновский В.П.]. Школьники также обучали взрослых: ученицы Лиза Лопатина (школа №2) и Зоя Гилева (школа №1) проводили занятия по противовоздушной обороне (ПВХО). Лиза подготовила 100 значкистов, а десятиклассник Александр Расковалов учил жителей улицы Восточной, как действовать при бомбежках [Тамже]. После войны многие юные труженики окончили школу рабочей молодежи. Николай Бабкин, начавший работать в 13 лет, стал токарем-универсалом, а Евгений Белоусов, освоивший станок в 15, — инженером [«Березовский рабочий», 1995].
Культура и поддержка бойцов
Дети не только трудились, но и поднимали дух земляков. Пионеры школы №2 организовывали концерты на призывном пункте, а кружковцы клуба им. Кирова ставили пьесы «У синего моря» и «Тактика и практика». В агитбригадах выступали Ира Дударова и Аня Грозных — они пели, читали стихи и даже играли в духовом оркестре [Яриновский В.П.].
В библиотеках проводили «вечера памяти», где читали письма с фронта и книги о войне. А в 1944 году артель «Мебельщик» начала шить одежду и делать игрушки для детей, чьи отцы погибли на войне [Там же].
«Наш ответ фашизму»: Сбор средств для фронта
Дети жертвовали всё, что могли. В 1942 году пионеры собрали 109 296 рублей для сирот [Яриновский В.П.]. В ноябре 1941 года начался сбор средств на танк имени Коли Леонтьева — мальчика, замученного фашистами.
Инициаторами стали Зина Сарафанова и Женя Кискина [Там же]. Школьники школы №9 за месяц собрали 10 тысяч рублей, а ученики школы №2 отправили на фронт 470 подарков: папиросы, теплые носки и даже одеколон [Там же]. «Это наш вклад в Победу», — писали они в письмах бойцам.
Память о подвиге
После войны многие юные герои тыла получили медали «За доблестный труд».
Николай Бабкин был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а
Евгений Белоусов — званием «Ветеран труда» [«Березовский рабочий», 1995].
Сегодня в музее школы №32 хранится альбом с их именами.
Их истории — напоминание о том, что даже в самые темные времена дети могут стать светом надежды. Они не ждали наград — они просто верили, что их труд приближает Победу. И они её приблизили.
Из книги В.П. Яриновского« Березовский рудник в годы Великой Отечественной Войны»:
Комсомольцы заботились об улучшении пионерской работы. Райком комсомола рекомендовал комсомольским организациям цехов, вахт помочь школам в воспитании детей. Пионеры много делали, стараясь помочь отцам, братьям, матерям в тяжелые годы войны. Пионеры проводили военизированные игры, спортивные соревнования, участвовали в художественной самодеятельности.
Часто выступали с концертами перед рабочими комбината.
Комсомольцы, молодежь организовывали воскресники по сбору ягод, грибов, металлолома, выходили на сенокос, на заготовку дров. 7 сентября 1941 года в Международный Юношеский день организованно провели общегородской воскресник. В нем участвовало тысячи взрослых и шесть тысяч учащихся. Работали на уборке торфа, овощей, металлолома и других работах. Заработанные деньги сдали в фонд обороны.
Ученицы школы No1 Зоя Жемчугова и Люба Чиканцева сообщают, что ученики школы работали в совхозе, собрали 1030 кг ягод, много металлолома, а полученные деньги перечислили в фонд защиты Родины.
Ученики школы №5 собрали металлический лом и написали:
«Это на оборону нашей Родины, нашего счастливого детства. Пусть
заводы выплавят из металла снаряды, которые принесут смерть детоубийце Гитлеру и его своре".
В ноябре дружно прошли сборы средств на танк им. Коли Леонтьева -советского мальчика, замученного фашистами. Березовские пионеры на свои средства построят могучий танк. В школе № 1 отличились, как инициаторы сбора, дети горняков Зина Сарафанова, Коля Леонтьев, Коля Цибин, Женя Кискина и другие.
5 июля на уборку торфа вышло 206, 7-го июля 340 учеников. Отличились вожаки учащихся средней школы Коробицына Мария, Маленко Алексей и др.
Ученики школы № 9-дети рабочих электростанции и торфяного участка за короткий срок в январе 1943года собрали и сдали в фонд обороны 10 тысяч рублей деньгами и облигациями. Отличились при этом Левина Светлана, Воронова Клава, Стрюков Витя.
Учащиеся школы №2 собрали 130 кг цветного дома, 5698 руб. на строительство танков и самолетов и послали 470 подарков воинам. На 1251 руб. купили теплые вещи для фронтовиков. Собрали для детей красноармейцев и передали 121 килограмм семян картофеля. Когда в феврале-марте не стало топлива, учащиеся и учителя в течение трех дней в зеленой зоне нарубили дрова и по цепочке перенесли, по существу, на руках, 80 куб. метров дров. Опять начали учиться в теплом помещении. По требованию Золотопродснаба, по заданию Райкома, в городе наладили выпуск детских игрушек-артель "Мебельщик" на 500 тысяч рублей. В 1944 году предложено увеличить товаров широкого потребления. При Золотопродснабеорганизуется пошив одежды, выпуск изделий/заказы/в столярной мастерской.
Тимуровцы школы №1 организовали распиловку дров семьям красноармейцев. На Кировском руднике помогли 13 семьям. Они организовали сбор лома, аптечной посуды, провели концерты детский художественной самодеятельности, деньги передали в фонд помощи детям, отцы которых погибли на фронте.
На Первомайском поселке в декабре 1941года по инициативе до- ери горняка, ученицы средней школы №1 Подкиной Вани, возникла Тимуровская команда из учеников 6 класса, в которую вошли: Арманниова Нина-пионер, вожатая, Мурзина Тамара, Вотинова Шура, Брагин Боря, Потеряев Коля, Комаровских Коля и Тепляшин Витя. Они стали помогать семьям красноармейцев. Тов. Лаптевой Евдокии Петровне приготовили дрова.
Пионеры, дети шахтеров, летом 1942-1945г.г. создавали бригады по сбору лекарственных растений. В 1943году таких бригад было 18, они собрали, высушили и сдали 1270 килограмм лекарственного сырья. Хорошо работали Тимуровские команды пионеров. Они помогали семьям фронтовиков в прополке огородов, уборке картофеля, пилили дрова. Целые бригады из детей, во главе с пионерами, работали на полях Шиловского и овощного совхозов на прополке и уборке овощей и картофеля.
Пионерские отряды переписывались с фронтовиками. Притом на организацию походов, самодеятельность выделял средства. В пионерский лагерь направляли детей, в первую очередь, детей фронтовиков, стахановцев. "Учащиеся готовят население к ПВХО". В этой статье районной газеты от 13 июля 1941г. рассказывается:
Выводы: Молодежь ушла на фронт и встала на защиту Родины, в тылу комсомольцы и пионеры своим тяжелым трудом зарабатывали средства для помощи фронту, виды помощи были разнообразные, патриотизм был высочайшим, в настоящее время мои ровесники не работают, помощь оказывается за счет родителей, мы комплектуем посылки участникам СВО, пишем письма, помогаем грузить и разгружать посылки.
Интервью с детьми войны: Зоей Матвеевной Л. и Людмилой Михайловной Ф.
Зое Матвеевне и Людмиле Михайловне я задала вопросы:
Как изменилась ваша жизнь после 22 июня 1941 года?
Зоя Матвеевна: «Хлеб нам давали по карточкам. Мама давала карточку мне в руки, говорила: «Вот, Зоя». Карман такой мне пришила, который застегивался на застежку надежную. Туда клала она эти карточки. Карточки были очень важными. В это время было воровство, маленьких детей останавливали, и взрослые мальчишки отбирали эти карточки. Очередь была длинная-предлинная, просто километр. Мороз, зима, снег. И хочется скорее этот хлеб получить».
Людмила Михайловна: «А я вот такая малышка четырёхлетняя была. Я оставалась со своим братишкой, которому был год. И ответственно несла службу, пока все не придут. Мама оставит молока, сама на работу уходила. Я накормлю его. И несла ответственность. Ответственна была, что он моем подчинении. Он постоянно слушался меня».
Чем вы питались во время войны?
Зоя Матвеевна: «Была такая трава – лебеда. Мы ее так называли, лебеда. Она была мягкая такая. И мы ее уже хорошо знали. Мама говорила: «Зоя, пойди нарви, только бери свеженькую лебеду, чтобы она была мягонькая»».
Людмила Михайловна: «Во время войны у мамы была корова. За счет этого мы и держались. Так же ели очистки от овощей, картошки, редьки. Пекли эти очистки в буржуйке. И это ели».
Как проходили занятия в школе?
Людмила Михайловна: «Бумаги тогда не было. Писали обыкновенными ручками. Такие были чернильницы- непроливашки. И этой обыкновенной ручкой мы макали в чернила и писали. Тетрадки в основном нам давали разлинованные. Но чаще всего мы писали на оберточной бумаге. Старшей сестре было 11 лет, она еще помогала раненым в госпитале. Собирали лекарственные травы, ягоды, грибы. И все отправляли на фронт».
Чем играли дети во время войны?
Зоя Матвеевна: «Игрушек у нас, как таковых, не было. Я имею ввиду, государственных, так сказать. Поэтому нам приходилось придумывать самим. Много очень делали различных фонариков. Мы делали различные бумажные игрушки, красили краской, собирали. Делали объемные игрушки. Кто умел, делился опытом. То есть был своего рода обмен. При подготовке, особенно к Новому году. Мы делали очень красивые гирлянды, разноцветные. Умели вырезать очень красивые снежинки. То есть, мы в то время хорошо владели бумагой, картоном, умели все это делать и делали. И нам это доставляло огромное удовольствие. Девочки любили делать мягкие игрушки. Их делали из старых чулок».
Как вы встретили День Победы?
Зоя Матвеевна: «День Победы - это незабываемый был день. Мы услышали из радио, говорит Москва, слушайте последнее сообщение Совинформбюро. И мы тут же к этому радио приникли и слушали каждое слово. Раньше же говорили, что победа будет за нами. И вдруг случилась Победа! Поздравляем вас! Все кричали. Ура! Ура! Бегали, кричали, обнимались, целовались. У кого-то слезы были на глазах. Вот это было счастье! Счастье Победы. Счастье, что люди столько пережили, столько настрадались, столько они горя испытали. И пришло время, когда все-таки, Победа стала за нами!
Выводы: Рассказы Зои Матвеевны и Людмилы Михайловны полностью соответствуют данным из архивных источников, газет и исследований. Их личные истории не оставили меня равнодушной, показали как дети тыла, несмотря на лишения, сохранили надежду, изобретательность и веру в Победу. Я счастлива, что познакомилась с этими удивительными женщинами. Они смогли мне показать, что даже в самых тяжелых условиях можно оставаться сильными, добрыми и верными своим идеалам. Такие встречи бесценны: они сохраняют память о подвигах и учат нас ценить мир, завоеванный их стойкостью.
Заключение
В заключении могу сказать, что проделана немалая работа: цель достигнута, задачи проекта реализованы. Я получила огромное удовольствие от общения со свидетелями военного времени. Встреча с ними очень полезна и значима для меня.
Практической значимостью моего проекта является то, что Данный краеведческий материал необходим потому, что это «живая» для школьников история. Это знания о людях нашего города, в котором родились они и их родители, где они будут продолжать трудиться и растить собственных детей.
Исследования моего проекта имеют огромную ценность воспитательного характера. Они позволят растить гражданина и патриота не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни березовчан, на событиях из истории нашего города.
Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. Война «украла» детство у тысяч мальчишек и девчонок. Дети жили в страхе и голоде. Они мечтали, чтобы скорее закончилась война. Они отдавали все силы, а порой и свою жизнь во имя победы! Дети не могли представить себе такой жизни, как наша. У ребят не было игрушек, компьютеров, сладостей, им некогда было отдыхать. Поэтому у мальчишек и девчонок не было детства, такого беззаботного и счастливого…
Список литературы и источники в сети Интернет
Дети и подростки-герои Великой Отечественной войны.
«Война и дети»http://www.pomnivoinu.ru/home/tag/24/
Непридуманные рассказы о войнеhttp://www.world-war.ru/category/detina-vojne/
Я родом не из детства – из войны. http://zmt001.ucoz.ru/index/spisok_detej_geroev_velikoj_otechestven noj_vojny/0-17
Подростки – герои Великой Отечественной войны http://www.realisti.ru/main/strong_men?id=246
http://www.rg.ru/2013/06/20/blokada.html
http://www.liveinternet.ru
Дети блокадного Ленинграда.
Труженики тыла Великой Отечественной войны
http://fb.ru/article/146093/trujeniki-tyila-trujeniki-tyila-velikoyotechestvennoyvoynyi
http://www.blokadamus.ru/cgi-bin/blokadamus.cgi
«Детство военное, трудное, в памяти ты навсегда»
http://пильна-музей.рф/novosti/2019-04-24/detstvo-voennoe-trudnoe-vpamyati-ty-navsegda
Большая книга для чтения «Победа будет за нами» Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне. Москва, «Оникс», 2010.
6.Приложение
6.1.Видеофильм: https://disk.yandex.ru/i/QOur6XbLks7HtQ
6.2.Презентация: https://disk.yandex.ru/i/CzR6983M7R-b3w
Фото