«Народная трудовая эпопея по эвакуации и восстановлению производственных мощностей в годы войны
по размаху и значению своему равна величайшим битвам второй мировой войны»
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Введение
Актуальность:
Всё дальше уходит от нас время Великой Отечественной войны. Всё меньше среди нас её живых участников. И на всех живущих сегодня лежит ответственность, чтобы из века в век переходила правдивая история, в которой проявились мужество и героизм народа.
В наше время появляются попытки опровергнуть подлинную историю войны и проигнорировать причины победы нашего народа в этой жестокой войне. Мы, новое поколение, должны знать и помнить о подвиге нашего народа. Каждый день и каждый житель от мала до велика вносил свой вклад в дело Победы. И важностью, актуальностью данной темы является сохранение памяти, сохранение уважения к тем, кто подарил нам этот мир.
Четыре долгих года Великой Отечественной войны изменили судьбу целого поколения. Если бы мы взяли чашу весов и положили бы на одну подвиг советских солдат, а на другую трудовой подвиг, то чаши весов оказались бы в равновесии.
Труд тыловиков – это был ежедневный подвиг, который в то время как подвиг не ощущался, но это была тяжелая работа, которую надо было делать. Кто-то может сказать, что люди, рисковавшие жизнью на фронте, более ценны для победы, чем те, кто ковал победу в тылу, – это не совсем так. Труд в тылу, подвиг в тылу еще до конца недооценен, еще многие не до конца понимают, каких усилий это стоило. О труде в тылу не снято много фильмов, не написано много книг, и это послужило еще одной причиной, углубиться, изучить, сохранить и рассказать об этом.
И, несмотря на то, что Урал от передовой отделяли сотни километров, именно здесь, как и в других городах и поселениях, обеспечивавших тыл армии, было место подвигу и тяжелым испытаниям военного времени. Нам бы хотелось на примере родного Урала показать, какую роль в победе сыграл трудовой народ.
Цель работы:
Узнать, как жители тыла помогали стране в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Найти информацию о работе заводов Свердловской области в годы ВОВ.
Раскрыть роль тыла, как одного из факторов победы советского народа над фашизмом.
Создать социальный ролик.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках изучения окружающего мира, в курсе изучения истории Отечества, и в курсе истории Урала. В ходе исследовательской работы над проектом нами был создан социальный ролик
«Труженикам тыла посвящается», который мы представили в нашем лицее.
Глава 1. Промышленный потенциал Урала
1.1Эвакуация промышленных предприятий на Урал
1.1.1 Довоенная «промышленная» ситуация в стране.
Углубимся в историю. Еще задолго до войны, руководство Советского Союза понимало, что вторая Мировая война неизбежна, и военная мощь противника в разы превосходила советскую.
На карте (Приложение 1 рис.1) показано, что перед войной вся военная промышленность размещалась недалеко от западных границ. Здесь находились все танковые заводы, все военные предприятия. Если случится война, все это окажется в угрожающей зоне. Чувствуя приближение войны, советское руководство приняло решение строиться и запускать металлургические предприятия на востоке. Так появились: Уральский Алюминиевый завод, Уралмаш, Уралвагонзавод.
1.1.2 Начало войны. Изменение географии промышленности.
На Германию работала вся Европа. Соперничать со всей Европой Советскому Союзу было крайне затруднительно. СССР предполагал, что война начнется к концу 1942 года. Но 22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Россию.
На уничтожение СССР Гитлер отвел 5 месяцев. Взять разгон на границе, на большой скорости захватить западный военно-промышленный пояс. После этого России воевать будет нечем, ее можно будет взять голыми руками. (Приложение 1 рис.2)
Последняя промышленная область, оставшаяся на Урале, может быть парализована авиацией. (Приложение 1 рис.3)
Но уже на 3 день войны был создан Государственный комитет обороны во главе со Сталиным, который взял на себя контроль все решения (Приложение 1 рис. 4)
За какие-то несколько недель был расписан план эвакуации всех предприятий, находящихся на Западе. Из записей военного историка Куманева Г. А.: «….Было расписано куда, что, каким образом должно немедленно вывозиться от противника. Начиная с танков, самолетов, артиллерийских систем, а также и людей.
Крупнейшим пунктом промышленной эвакуации является уральский регион, разместивший к осени 1942 г. на своей территории оборудование и рабочую силу более 830 предприятий, 212 из которых приняла Свердловская область. Прибывшие на Урал заводы и фабрики использовали три основных варианта своего обустройства: одни занимали помещения родственных предприятий; другие вынуждены были осваивать мало приспособленные к промышленному производству площадки; третьи располагались на пустошах и сами возводили свои цеха.
Эксперты отмечают, что именно на Урал эвакуировали по нескольким причинам. Во-первых, была уверенность, что до этой территории немцы не дойдут. Во-вторых, здесь, в Свердловской области, были и ценные кадры, и площадки для массового строительства. И, конечно, свою роль сыграла развитая железная дорога.
Немцы планировали захватить всю промышленную мощь России, они знали, где это находится. Но, захватив, обнаруживали совсем не то, на что рассчитывали. Там, где плавилась сталь, где строились танки, пушки, самолеты, это находилось считанные недели назад, но ничего этого не было, исчезло в бескрайних широтах страны.
Вывод: Эвакуация промышленных предприятий – это выдающаяся
операция, которая, безусловно, повлияла на исход войны. Никогда и ничего подобного в мире не делалось, да и, наверное, уже не повторится. Тысячи заводов снимали с насиженного места, перевозили за тысячи километров и через 2-3 месяца они давали продукцию.
1.2 Объединение эвакуированных предприятий.
1.2. 1 Уралвагонзавод
На территории Уралвагонзавода (Нижний Тагил) разместились Харьковский завод и Мариупольский завод, образовав Уральский танковый завод.
Эвакуированный в Нижний Тагил Харьковский завод и местный Уралвагонзавод были объединены в одно предприятие, которое стало называться Уральский танковый завод №183. На этом заводе была сохранена нумерация цехов и отделов, принятая еще до войны в Харькове. Главным конструктором, как и в Харькове, был А.А. Морозов. Были перевезены не только оборудование, но и конструкторы-инженеры танков, чертежно-техническая документация.
Уже в декабре 1941 года Уральским танковым заводом был выпущен первый танк Т-34 (Приложение 2 рис.1).
В военной обстановке не всегда хватало запчастей, не хватало резины, цветных металлов, электрооборудования. Чтобы ни в коем случае не остановить выпуск танков, инженеры пересматривали технологии, детали и строение танка.
Они заменяли сложные детали на более простые и легкие.
Простота конструкции, массовость и высокие боевые характеристики танка Т-34 создали ему отличную репутацию.
В годы войны завод выпустил 25266 танков, было выпущено 63 тысячи артиллерийских снарядов, сотни тысяч авиобомб. Также танковый завод поставил 4 тысячи корпусов легендарного самолёта ИЛ-2.
Вывод: Каждый второй танк Т-34 и каждый седьмой корпус Ил-2 был выпущен на этом заводе.Атанк Т-34, выпускаемым Уральским танковым заводом, впоследствии назовут лучшим танком второй мировой войны.
1.2.2 Уральский завод тяжелого машиностроения
(Уралмашзавод или УЗТМ)
Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмашзавод) был построен в 1933 г. В довоенное время завод изготавливал оборудование для других металлургических предприятий: прессы, краны. Одновременно на заводе был организован выпуск гаубиц.
В военный Свердловск, на площадки Уралмашзавода, уже в 1941 году были эвакуированы Краматорский завод (Украина), Кировский завод (Ленинград), Сталинградский тракторный завод. С некоторых заводов удалось вывезти оборудование, с других эвакуировались только рабочие, инженеры и их семьи.
Уралмаш разместил на своих площадях эвакуированный из города Колпино Ижорский завод, который производством бронеавтомобилей, корпусов для танков, боеприпасов. Но на заводе не было людей. Работники завода сформировали «Ижорский Батальон», который сражался с нацистами на подступах к Ленинграду. Уралмаш стал главным поставщиком гаубиц для фронта. В месяц завод выпускал 300 гаубиц.
И одним из самых главных производств, налаженных на Урале, стало танковое. До войны, да и во время войны, танки в других странах собирались штучно, а у нас их производство было поставлены на поток. И это стало большим технологическим открытием (Приложение 2 рис.2).
На Уралмаше выпускалась самоходная установка, которая сыграла большую роль в снятии блокады Ленинграда.
Вывод: Впервые в мире на Уралмаше была придумана автоматическая сварка, что позволило увеличить производство танков, так необходимых фронту. Уралмашевские самоходные установки показали себя, как самые эффективные в уничтожении немецких танков.
1.2.3 Уральский завод химического машиностроения (Уралхиммаш)
Киевский завод «Большевик» был под пристальным вниманием Германии. На этот завод немцы делали большие ставки, так как именно он должен был служить немцам. Они его очень «деликатно» бомбили, люди гибли, цеха стояли. Приказ об эвакуации поступил в конце июня, отправлено несколько десятков эшелонов. 19 сентября Киев захвачен, а в это время завод «Большевик» разгружал на территории Урала последние эшелоны. Но не все было настолько «гладко» и продумано.
Киевский завод должен был размещен на заводе Уралхиммаш, но завода так то не было. Вместо завода: одноколейный железнодорожный тупиковый путь, запущенное пустующее здание автогаража, недостроенное здание подстанции, два пустующих барака – вот и все, что в официальных документах так внушительно звучало Уралхиммаш. Как быть, что делать? Куда девать оборудование и имущество? Куда расселять людей? Чем их занять? Они разместились на открытой поляне, на окраине Сверловска.
Заготовительные цеха работали под открытым небом, и одновременно возводились стены и крыши, ведь впереди была уральская зима. Но завод заработал и начал давать продукцию.
Производственные мощности Киевского завода «Большевик», прибывшего в Свердловск в августе 1941 года, легли в основу создания будущего гиганта химического машиностроения — Уралхиммаша.
При невероятном напряжении сил 23 февраля 1942 года была изготовлена первая партия миномётов для фронта в количестве ста штук. Эта дата считается Днём рождения завода. С этих пор из месяца в месяц завод наращивает выпуск миномётов, перевыполняя план отправки на фронт боевого оружия.
Вывод: Жители уральской столицы дали заводу уважительное название «Миномётмаш». На «Уралхиммаше» всегда помнят, в какое время родился завод, чем мы обязаны всем тем, кто в суровые, голодные военные годы поднимал цеха, выпускал продукцию для фронта (Приложение 2 рис.3).
1.2.4 Березовский – тыловой город.
Березовский – это шахтерский город. В годы войны большая часть мужчин, шахтеров ушли на фронт. На плечи женщин, подростков легли все тяготы военного тыла. Женщины были задействованы на производстве. Подростки работали на Шиловских полях: пахали, садили, пололи, убирали урожай, все выращенное шло и на нужды фронта, и самого города. Дети работали на торфяниках, собирали металлолом, устраивали концерты для раненых в госпитале, в цехах на производстве для рабочих, помогали в уходе за ранеными, писали письма, вязали теплые варежки, носки.
Трудовой день был длинный. Женщины были задействованы на производстве, выполнив 2-3кратную производственную норму, после трудового дня, многие брали дополнительную работу: шили одежду для фронта, работали на лесозаготовках, на полях и в совхозе. Это был поистине героический подвиг, потому что все понимали, что такой режим работы не на один-два дня, а на годы, до полной Победы.
Самой большой проблемой военного времени, и нашего города была нехватка электроэнергии. В шахтах, в полутьме продолжалась добыча золота. Из за отсутствия должного освещения, повышался травматизм, в шахтах погибало немало народу. Добыча золота протекала в тяжелейших условиях: темнота, пыль, грязь. Люди, работающие в шахте, погибали от силикоза. Но несмотря на такие тяжелейшие условия, в 1941-1942 году Березовский рудник выдал стране 840 кг золота. Например, для сравнения, в наше время, при современном оборудовании шахтеры добывают 600 кг золота в год.
Военный голод коснулся и нашего города. Продовольствия не хватало, впроголодь жили все. Особенно тяжелым был 1942 год. В этом году только в нашем городе от голода умерло 1тыс. человек. Продовольствие было по карточкам.
Вывод: Война коснулась всех городов: и малых и больших. Но каждый, не смотря на тяготы, помогал Победе.
1.3 Эвакуация людей.
Ничуть не проще проходила и эвакуация населения, часть которого уезжала вместе со своими предприятиями, а часть приходилось отправлять отдельно. В 1941—1942 гг. в Свердловской области было размещено свыше 200 эвакуированных предприятий. Вместе с заводами, научно-исследовательскими и учебными заведениями прибывал и сотрудники, и рабочие. По данным переселенческого отдела уже на 30 июля 1941 г. в Свердловскую область прибыли свыше 40 тыс. человек. По воспоминаниям участников событий, по плану полагалось сажать в вагоны для перевозки людей по 40 человек, но в реальности их ехало в два, а то и в два с половиной раза больше. К тому же поначалу те, кто уезжал вместе с заводами, зачастую так и ехали на платформах рядом со станками и другим оборудованием, отдав места в крытых вагонах тем, кто больше всего нуждался в этом — старикам, женщинам и детям. Масштабы перевозки людей из охваченных войной регионов в тыл поражают воображение. Вот что писал о первых эшелонах, прибывавших на Урал, Н.С. Патоличев, работавший на приемке эвакуированных предприятий.
"Случалось, что в открытых полувагонах или на платформах ехали люди. Хорошо, если был брезент, которым можно было прикрыться от дождя. Иногда и этого не было. Здесь же станки или материалы, кое-что из вещей эвакуированных. Именно кое-что. Люди спасались от нашествия варваров, и было, конечно, не до вещей. При более благоприятной обстановке два-три крытых вагона выделяли для женщин с детьми. Вместо 36 человек в них набивалось по 80-100. Никто, разумеется, не роптал - горе объединяло людей, кров которых был захвачен фашистами".
Существенную часть работников на эвакуированных предприятиях составляли подростки, в том числе и вывезенные из западных областей учащиеся школ, фабрично-заводского ученичества и ремесленных училищ. Многие из эвакуированных уезжали в такой спешке под немецким обстрелом или когда части вермахта входили в город, что практически не имели с собой никаких вещей, и почти никогда — запасов продовольствия.
Работников эвакуированных предприятий подселяли к местным жителям и размещали в зданиях школ, клубов, всевозможных учреждений, приспособленных под общежития.
Чрезвычайной мерой была «разгрузка» городов за счет переселения жителей, незанятых в общественном производстве, в сельские районы. Рост объема промышленного производства требовал увеличить количество рабочих рук. У тружеников оборонных заводов была временная отсрочка от мобилизации в армию.
Вместо ушедших на фронт сынов к цеховым агрегатам вставали пенсионеры. Женщины овладевали мужскими профессиями. Наравне со взрослыми трудились и 14-15-летние подростки.
И предприятия, и люди вынуждены были первое время существовать в малоприспособленных для жизни условиях: заводы разворачивали зачастую под открытым небом, люди обустраивались нередко в землянках или вообще рядом со своими станками. Например, доставленный завод «Большевик» разместили на пустом месте с заданием выпускать продукцию. Сначала там выкопали землянки, а часть людей подселили к поселку Нижне-Исетск. «Это было ужасное время», — говорит одна из героинь документального фильма «Говорит
Свердловск». Дополнительные тяготы доставляла даже погода — так, зима 1942 года была особенно суровой, даже по уральским меркам — температура опускалась ниже 40 градусов. И в эти дни нужно было также работать, учиться, жить.
Вот как пишет о городе писательница Майя Никулина: «Военный Свердловск – танки, госпиталя, огороды. Мы скоро узнали, что такое голод. Уже первый военный год обобрал горожан до нитки: всё, что имело хоть какуюто меновую стоимость, отдано было за картошку и муку. С весны 1942 года мы решительно перешли на подножный корм». К лету 1942 году весь Свердловск был засажен грядками с картошкой».
Глобальная перестройка коснулась свердловских предприятий.
Практически сразу «по закону военного времени» заводы и фабрики города перешли на 12-часовой рабочий день, работникам запрещалось опаздывать, уходить с работы раньше положенного, отменялись отпуска. На заводах и фабриках города вёлся строгий учёт сотрудников. Чтобы предотвратить хищения и исключить проникновение посторонних на производство (особенно военное), проводились постоянные рейды безопасности, в ходе которых выявляли, в том числе и так называемых трудовых дезертиров. К дезертирству приравнивался самовольный уход с работы рабочих в военной промышленности. Он карался сроком от пяти до восьми лет тюремного заключения. Все этижёсткие меры применялись для обеспечения внутренней безопасности страны.
Эвакуация предприятий. За годы войны в Свердловскую область было эвакуировано более 200 предприятий и 700 000 человек. В городе проходило уплотнение. Так, например, директор Уралмашзавода отдал свою квартиру для эвакуированных, а сам все 24 часа в сутки находился на предприятии.
Эвакуация Эрмитажа. В конце июня 41-го из Ленинграда в Свердловск ушел первый эшелон с 500 000 экспонатов. В середине июля были переправлены еще 700 000 экспонатов. В годы войны сотрудники Эрмитажа проводили лекции в свердловских институтах, госпиталях, организовали несколько выставок.
Уральские дети. Вклад детей огромен, они тоже организовывали настоящие фронтовые бригады. Собирали лесной мох, который в госпиталях использовали в качестве ваты, и стеклотару для переливания крови. Ребята стирали бинты, писали письма за раненых бойцов и красноармейцам на фронт, сдавали кровь, вязали вещи, обрабатывали шкуры.
Вывод: Долгих 1 418 дней уральцы на пределе человеческих возможностей работали, мужественно перенося лишения и утраты ради такой желанной и долгожданной Победы.
Глава 2. Практическая часть.
2.1 Посещение музея
Изучив литературу, посмотрев документальные фильмы, захотелось еще больше погрузиться в то время, в ту военную эпоху. И я отправилась в музей. Почему в музей? Чтобы ответить на вопрос, почему в музей, можно только сказать, музеи - это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Музеи имеют большое значение в нашей жизни. В них отразилась жизнь тех людей, которые жили давным-давно и не только. Я отправилась в краеведческий музей нашего города. Предварительно я связалась с сотрудниками музея, попросив более подробно и углубленно рассказать о жизни нашего города в годы войны. Для меня было организовано тематическое занятие, которое провела Осинцева Е. В. Она погрузила меня в те тяжелые военные времена, рассказала о городе в годы войны (Приложение 3 Рис.1, 2).
Я узнала, какие предприятия были эвакуированы в наш город, как жили и работали люди в тылу. Много разных интересных фактов узнала. Например, в 33 школе закончились дрова, и нечем было отапливать школу. Делянка дров находилась далеко от школы, район, где сейчас СОК «Лидер». Мамы школьников заготовили дрова, а перевозить дрова было не на чем. Школьники города выстроились большой вереницей, и из рук в руки передавали по поленцу, так, дети смогли на своих руках перенести 80 кубов дров и обеспечить свою школу теплом на всю зиму (Приложение3 Рис.3). Непросто жилось детям в годы войны. Они во всем помогали взрослым. Радовались простым игрушкам, радовались подаркам, которые кардинально отличаются от подарков нашего современного времени. Мы наглядно смогли увидеть, какой подарок получали дети на праздник в годы войны. А в подарок входило: 150 грамм печенья, 175 грамм конфет, 200 грамм лапши и 10 грамм чая. В музее нам показали продуктовые карточки, игрушки детей. (Приложение3 Рис.4).
Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в выставочной деятельности нашего музея. Это экспозиции, посвященные подвигам березовчан в годы войны (Приложение 3 Рис.5, 6).
Вывод: Музеи представляют собой память, историю, поэтому необходимо понимать, что, не зная историю, сложно будет представить себе будущее, а значит, сложно его построить.
2.2 Встреча с тружеником тыла
После посещения музея захотелось еще больше узнать информации о жизни людей в тылу, понять,что все таки тогда произошло, как эти люди выстояли? Кто были эти люди? Это были люди другого духа, другой плоти или они были такие же, как мы?
Я посетила совет ветеранов завода УЗПС, там меня очень хорошо встретили и организовали встречу с труженицей тыла Бесединой Антониной Ивановной.
Антонине Ивановне сейчас 100 лет. Проживает она со своим сыном Николаеем Тимофеевичем и со снохой Татьяной Валентиновной. Семья Антонины Ивановны очень дружная, все чтят семейные традиции, с уважением относятся к памяти и истории.
Встреча проходила в очень дружелюбной, доброй обстановке.
(Приложение 4 рис 1,2). Антонина Ивановна рассказывала свою историю жизни, свою биографию, рассказывала интересно, с задором, иногда с юмором, а иногда и со слезами на глазах. Рассказывала про детские годы, про репрессии, про учебу, и про страшное военное время, как они трудились, как выжили в те тяжелые годы. Она показывала свои фотографии тех лет (Приложение 4 рис 3). С большим волнением и трепетом показали медали за тяжелый труд в тылу. Самая ценная награда - медаль «Мы победили». (Приложение 4 рис 4,5) .
В нашем городе чтят память наших героев. В городских газетах неоднократно печатают статьи про Антонину Ивановну, она бережно хранит все выпуски газет. (Приложение 4 рис 6).
При встрече очень сильно бросилось в глаза огромное количество книг в комнате Антонины Ивановны. Их насчитывается более 2 тысяч штук. «Ни дня без строчки» - такой девиз нашей героини. До сих пор она с интересом читает о жизни людей, о разных судьбах, а ведь и сама могла бы стать героиней повести, ведь столько событий ей пришлось пережить в родной стране. Мне удалось сделать запись встречи. Это дало возможность написать очерк, где я дословно, из первых уст изложили военную биографию этой удивительной женщины. (Приложение 5).
На протяжении всей встречи росло чувство безмерного уважения к этому человеку, чувство благодарности за их труд и подвиг. Удивляло и восхищало, что в этом человеке, который пережил страшные времена нет места злости, обидам, нетерпению. В этом человеке много доброго и светлого.
Антонине Ивановне 100 лет. А она живо интересуется жизнью современных детей. В конце встречи она спросила меня: «Какой у вас самый любимый праздник?» Конечно же, я ответила, что новый год и день рождения. А для нее неизменным и самым главным праздником есть и остается День Великой Победы.
Вывод: Я была очень впечатлена встречей, была восхищена
Антониной Ивановной. Время идет, ветеранов и тружеников становится все меньше. Нам посчастливилось поговорить лично с человеком, который прошел все испытания того тяжелого времени.
Низкий поклон Вам, дорогие Ветераны и Труженики тыла!
2.3. Создание социального ролика.
Одной из актуальных проблем данной темы было, что люди в современном мире теряют подлинность истории, они утрачивают знания о великом подвиге, рвется цепочка передачи «от поколения к поколению». И мы, собрав много интересной, важной информации о труде народа, о героическом подвиге народа в тылу, конечно же, задались вопросом, как донести, как рассказать людям историю поколения, историю людей, на плечи которых легло тяжелое испытание – война.
Сейчас, когда в нашем обществе доступны такие инструменты, как Интернет. Это дало возможность всем желающим поделиться с окружающим миром частичкой своего внутреннего состояния и настроения, явив её миру на возникших во множестве тематических сетевых ресурсах.
В жизни много истинных, важных вещей, которые мы не замечаем, которые порой забываем. Социальная реклама является тем средством, которое заставляет человека обратить свое внимание на эти проблемы, помогает изменить настрой людей и их отношение к проблемам. Это недорогой способ привлечения внимания общественности на то, что вы хотите донести до нее.
Социальный ролик – это короткие сообщения для публики, записанные на аудио-носители или снятые на видео, сделанные в виде компьютерного файла, может быть в виде плакатов и коротких сообщений, записанных в виде текста или призыва. Это могут быть объявления с сопровождением музыки, драматической мелодии, а также других эффектов.
Исходя из вышесказанного, у нас возникла идея создания социального ролика, который можно было бы использовать на уроках истории, на внеклассных мероприятиях, посвященных истории Великой Победы. Конечно, во всей этой работе над социальным роликом является его содержание, так как у меня есть всего несколько минут для передачи нашей мысли, то социальная реклама должна иметь что-то, что может зацепить аудиторию.
Я разработала сюжет и написала сценарий, который включал в себя переплетение видеоряда с сочиненными стихами.
Сначала было придумано краткое содержание текста в прозе, в котором отражались основные аспекты нашего проекта. На этот текст в прозе наложили стихи. Стихи сочиняли коллективно, работая над каждой строчкой, над каждым словом. (Приложение
Очень длительно и тщательно подбиралась музыка к сопровождению.
Было прослушано множество военных песен. Наш выбор остановился на знаменитой песне «Журавли», которая трогает до глубины души. Слова этой песни написаны Расул Гамзатовым, а музыка Яном Френкелем.
Видеоряд комбинировался из важных моментов нашего проекта. Перед этим была проделана большая работа. Просмотрены документальные фильмы, где все сюжеты были достоверны. Очень впечатлил многосерийный фильм, посвященный величайшей операции ВОВ- эвакуации промышленности «Равная величайшим битвам». Из документальных фильмов добывались редкие архивные видео.
Следующим шагом было создание записи. С помощью программы CUBASE была осуществлена запись прочитанных стихов. Ну и, наконец, последний штрих – это монтаж и запись ролика.
Монтаж ролика осуществлялся в программе MOVAVI. Монтаж заключал в себе наложение звукозаписи на видеоряд .
Вывод: В результате исследовательской работы я создала замечательный, полезный ролик, содержание которого привлечет живое, яркое внимание наших одноклассников к важности нашего проекта, напомнит им о морально-духовных ценностях, изменит мышление гимназистов.
Заключение.
Четыре долгих года Великой Отечественной войны изменили судьбу целого поколения. И несмотря на то, что Урал от передовой отделяли сотни километров, именно здесь было место подвигу и тяжелым испытаниям военного времени. Свердловская область стала в годы войны кузницей грозного оружия Победы. В тяжелейших условиях военного времени город Свердловск и область сумели в кратчайшие сроки обеспечить воинскую мобилизацию, перестроить хозяйственную деятельность на военный лад, принять и восстановить эвакуированные предприятия. Урал по праву может гордиться своим вкладом в Великую Победу.
Трудовому подвигу наших земляков в Екатеринбурге установлен памятник, состоящий из бронзовой скульптуры мальчика и девочки, которые вместе несут крест изнурительного труда. О круглосуточном труде тыловиков говорит еще один элемент мемориала - часы на тротуаре.
На постаменте буквами выполнена надпись: «И будем жить! И будем помнить!» Со всеми поставленными задачами справились. Информацию по теме проекта искали вместе и по отдельности, вместе создавали социальный ролик, посетили музей и после экскурсии обсуждали, что актуально для нашей работы, как оформить нужную собранную информацию. Мы научились монтировать ролик, накладывать стихи, которые сочинялись коллективно. Тщательно продумывалась музыка к сопровождению. Песня «Журавли» Р. Гамзатова оказалась ближе все для нас. Мы научились работать в команде – анализировали, обобщали, сравнивали и делали это вместе и дружно.
Вывод: Я, Брылина Мария, работала над проектом, чтобы понять, как эти люди выстояли. Смогли бы мы такое выдержать? Но это бессмысленный вопрос. Сохранение памяти о героических датах и страницах нашей истории, вот ответ и наша обязанность перед нашими предками, которые ковали Победу. Мы должны гордиться своей страной, гордиться тем, что в нашей истории была такая Победа!
Перспективы проекта
Разве можно забыть тех, кто дал нам возможность жить, творить, мечтать? Разве можно забыть то, что сделали наши прадеды и прабабушки? Спасибо им за всё! Память о них, об их героических делах нужна нам, она должна жить в каждом человеке вечно. В дальнейшем, я планирую продолжить собирать информацию об эвакуации предприятий на Урал.
Я была очень впечатлена встречей с Антониной Ивановной Бесединой. 9 мая 2023 года мы обязательно сьездим с одноклассниками и поздравим ее с праздником. Планирую организовать встречи с другими тружениками тыла города Березовский.
Организовать внеклассные часы в школе, делиться своим опытом, рассказывать ребятам в школе о том нелегком времени в истории нашей страны.
Уверена, что данная тема найдет отклик в каждом школьнике.
Список литературы
Документальная киноэпопея «Равная величайшим битвам»
Корнилов Г. Е. — фильм «Эвакуация населения на Урал в годы Великой отечественной войны.»
Куманев Г. А. — фильм «Война и эвакуация в СССР»
Сайт «История завода Уралхиммаш» https://uralhimmash.ru/about/history/
Сайт «Музей золота город Березовский» https://uole-museum.ru/museums/muzej-zolota/
Сайт «Уральский военно-исторический музей» http://ugvim.ru/virtualmuseum/zal-istorii-urala/promyshlennost-Urala/
Фонд «Наш Урал» https://nashural.ru
Приложение 1
Рис.1 Расположение промышленности в СССР до войны.
Рис.2 План «Барбаросса»
Рис.3 План Гитлера по авиационному разгрому Урала
Рис.4 Государственный комитет обороны.
Приложение 2
Рис.1 Уральским танковым заводом был выпущен первый танк Т-34.
Рис.2 Линия сборки самоходок на Уралмашзаводе.
Рис.3 Выпуск продукции Уралхимашзаводом.
Приложение 3
Рис.1, 2. Музей. Экскурсовод Осинцева Е. В. рассказывает о Березовском.
Рис. 3 Путь дров
Рис.4 Нужда и голод.
Рис. 5, 6. Музей. Экпозиции « Подвиг народа»
Приложение 4
Рис. 1, Встреча с труженицей тыла Бесединой Антониной Ивановной.
Рис.2 Антонина Ивановна в молодости.
Рис. 3 Медали
Рис. 4 Медаль 1945год. «Наше дело правое. Мы победили»
Рис. 5 Статьи в газетах.
Приложение 5
«Из воспоминаний….»
Родилась я очень- очень давно, мне уже 100 лет. Я родилась 15 марта 1925 года. Жили мы в поселке Новый завод в Каменске-Уральском.
В 1930 году родителей репрессировали, и всю семью сослали за 300 километров в далекий город Ирбит, как врагов народа. В Ирбите был кирпичный завод. И около завода построили 31 барак для проживания таких семей, как наша. И мы там жили. Родители работали на заводе. За территорию вообще не разрешали выходить никуда. Там же я пошла в первый класс. Школа была в таком же бараке. Родители мои были безграмотные, даже расписываться не умели. Они ходили в школу во вторую смену, после детей. Проучилась я в школе 7 лет и нам разрешили поступить в местное училище. Я поступила в педагогическое училище. Закончила 1 курс.
И тут началась война. Вскоре все учебные заведения начали освобождать под госпиталь. Училище, где я училась, перевели в другой город. Мне пришлось бросить учебу и пойти работать на секретный оборонный завод.
Из Ленинграда тогда эвакуировали больше 20 наименований предприятий в город Ирбит. Заводы строили на скорую руку. Некоторые разворачивали первое время под открытым небом. И вот я пошла на работу. Попала в горячий цех, в обжиг. Было очень строго. Запускали и выпускали строго по пропускам. Все 4 года с первого до последнего дня войны я проработала в обжиге. Работали мы сначала по 8, потом по 12, а потом уже и по 16 часов. Нам помогал призыв; «Все для фронта, все для Победы». Работаем, а пока печь остывает, наклонишься к стенке и дремлешь, уставали ужасно. Мы обжигали запчасти для машин, для танков, самолетов. Все работы делались вручную. Рабочим полагалось 600 граммов хлеба и 1000 рублей оклада. Булка хлеба тогда стоила 500 рублей. Летом мы собирали и ели много травы, корешков, варили суп из крапивы. Война была страшная-страшная. Я до сих пор даже не могу спокойно про нее рассказывать. Когда объявили, что война закончилась, все были очень счастливы. За добросовестный и тяжелый труд во время войны меня наградили медалью и присвоили звание «Ветеран Великой Отечественной войны» После войны меня взяли уже на второй курс училища. В 1947 году окончила училище и началась моя трудовая жизнь. Жизнь забросила меня в далекий Владивосток. Там работала и встретила своего будущего мужа, моряка Барсукова Тимофея.
В 1951 году переехали в Березовский. Я работала на заводе БЗСК бухгалтером 20 лет. А после еще 30 лет планировщицей на заводе УЗПС. Хочу всем пожелать, чтобы никто не знал этого страшного времени война.
А секрет моего долголетия это труд…
Приложение 6
Стихи к социальному ролику.
Летят года, меняются эпохи.
Все реже видим мы следы войны, Все тише слышим мы трагические вздохи, Войну перетерпевшей матушки земли.
И с каждым годом их меньше остается Детей земли, кто за страну стоял. Никто не знал, как это обернется Но каждый для победы помогал.
Для нас сейчас, поверьте, очень важно Всю летопись правдиво сохранить. Как жили, как сражались все отважно, Про героизм народа не забыть.
Должны мы подвиги народа.
Солдат, кто смело воевал. И тех, кто днем и ночью на заводах Так мужественно у станков стоял.
Ведь подвиг трудовой советского народа – Он равноценен подвигу солдат! Трудились для Победы через все невзгоды От мала до велика делали свой вклад!
Пусть в сотнях километрах от передовой.
Все- вынес испытания, навязанных войной. Здесь операцию стали проводить
Мирную продукцию военной заменить.
Новые заводы стали воздвигать Старым радикально площади менять. Со всей страны заводы к себе мы принимали Для техники военной заводы запускали.
Уралвагонзавод с Харьковским заводом Соединились вместе в военные те годы. И Т-34 - танки для войны
Первые отсюда стали для страны.
На Уралмашзаводе в сорок втором году Серийный выпуск танков был уже в ходу.
Уральский алюминиевый завод в годы войны
Стал сердцем обороны для всей нашей страны.
На руднике Березовском снаряды выпускали Мину и взрывчатку на фронт мы поставляли.
Станки, сырье, заводы, конечно, же важны,
Но в людях, только в людях вся мощь нашей страны.
В военные те годы, был очень крепкий дух Работали без отдыха, не покладая рук.
К работе привлекали и женщин, и детей
И каждый повторял себе: «Ты уставать не смей»
Не можешь ты оставить собрата у станка
От истощения может погибнуть он тогда
Совместными усилиями мы справимся с тобой И поведем страну к победе над войной!
Благодаря тем людям, страна наша жива.
Победа в той войне ими была взята!
Спасибо вам, родные, поклон земной для Вас! Мы на века запомнили, что сделали для нас!
А для себя и предков, хочу добавить я
Историю родную нам забывать нельзя!