Введение
Моя семья очень любит путешествовать. Каждый год мы стараемся открыть для себя новые места в России. В прошлом году мы проехали от Владивостока до Карелии. Видели насколько красива наша Родина. Как одна природная зона сменяет другую. Посмотрели насколько величественен Байкал. Промчались на катере по Онежскому и Ладожскому озерам. На Кавказе смотрели, затаив дыхание, на снежные горные шапки, поднялись на высоту 3800 метров на Эльбрусе. Мы смогли сравнить Черное и Охотское моря, почувствовать тепло одного и прохладу другого. Мы побывали на самой крайней точке России Токаревском маяке. Природа России разнообразна и прекрасна, но открыв для себя наш родной Пермский край, мы поняли, что его природные достопримечательности ничуть не хуже, а может быть даже лучше.
Все дети 4 классов России писали ВПР. Разговаривая с одноклассниками, слушая их ответы на уроках, я понял, что ребята очень мало знают о достопримечательностях своей малой Родины. А ведь в Пермском крае очень красивые леса, горы, реки, озера, пещеры, камни. Уникальная природа и редкие животные находится под охраной в заповедниках. Кроме природных объектов в Пермском крае есть много других достопримечательностей. Это памятники деревянного зодчества, монастыри и соборы, этнографические парки, памятники истории, посвященные династии Строгановых, походу Ермака, знаменитому писателю Пастернаку. Мне очень захотелось, чтобы ребята обратили внимание на свой край, изучили его достопримечательности, познакомились с ними поближе. Не все имеют возможность лично проехать по краю и увидеть все своими глазами. Но это можно исправить с помощью виртуальной книги.
Цель работы: привлечь внимание ребят и познакомить их с достопримечательностями Пермского края с помощью виртуальной книги.
Гипотеза: с помощью виртуальной экскурсии можно привлечь ребят к изучению достопримечательностей родного края.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает большой шаг в большой мир. Виртуальная экскурсия по родному краю помогает погрузиться в прошлое, лучше понять настоящее и спрогнозировать будущее, достопримечательности края становятся не просто словами, а чем-то близким и родным.
Задачи работы:
Собрать статистическую информацию о достопримечательностях Пермского края
Создать виртуальную книгу и игру «Путешествие по Пермскому краю».
Провести игру для школьников 4 и 5 классов.
Собрать и проанализировать отзывы о созданных продуктах.
Описание хода работы и ее результатов
Отличительной особенностью моей экскурсии является то, что я собрал в нее только те достопримечательности, которые видел сам или в которых побывали члены моей семьи. Для создания экскурсии были использованы фотографии из нашего семейного архива, немного фотографий добавили друзья.
Краеведческий материал, который был использован для создания виртуальной экскурсии, был получен от экскурсоводов, а также в книгах и в интернете. Для поиска нужного материала мы использовали следующие источники: Зеленин А. С. «Пермь и Пермский край: занимательное краеведение», Новостной сайт 59.ru, Материалы Википедии.
Глава 1. Создание виртуальной книги «Путешествие по Пермскому краю»
Перед тем, как начать писать работу было проведено анкетирование у ребят 4 и 5 классов. Необходимо было выяснить, что знают о родном крае дети, какие места они уже посетили и где еще хотят побывать. Выводы были неутешительны. Большинство детей не только нигде не бывали в родном крае, но и ничего не знают ни о его природных, ни исторических объектах.
Было опрошено 170 человек. Большинство детей, 95% назвали в числе достопримечательностей такие памятники Перми, как «Пермяк соленые уши», «Танк-т34», ротонда, буква П и др.
Назвали в числе достопримечательностей Пермского края: Кунгурская ледяная пещера – 25 человек (15%), Хохловка – 11 человек (6%), Каменный город – 23 человека (14%), Камень Ермак – 4 человека (2%), Усьвинские столбы, камни Полюд и Ветлан, город Соликамск по 1 человеку.
Большинство детей не посещали достопримечательности Пермского края. Несколько детей были в Кунгурской пещере, в Хохловке и в Каменном городе.
На вопрос, где они хотят побывать, 78% опрошенных ответили, не знаю. 15 человек (9%) назвали Кунгурскую пещеру, 8 человек – Хохловку и 7 человек – Каменный город (примерно по 5% опрошенных). Дети не могут назвать, где хотят побывать, т.к. не знают, что в пермском крае огромное количество мест, которые таят в себе тайны истории, а также необычайно красивых природных объектов.
Все данные были представлены в диаграммах (см. Приложение 1, рис. 1.1, 1.2, с. 15-16). Так как моя семья и друзья любят путешествовать, узнавать новое, фотографировать, то для описания были выбраны места, в которые мы посещали. Хотелось, чтобы ребята, глядя на страницу книги или играя, почувствовали нашу любовь к краю, поняли, что изучать Пермский край интересно. Увидев на фотографиях знакомые лица, тоже захотели последовать за ними, узнавать новое, делать интересные открытия.
Для создания виртуальной экскурсии был выбраны 15 мест в Пермском крае. Это объекты природы, исторические памятники, этнопарки и музеи. Кроме фактического материала, в экскурсии переданы наши эмоции от посещения этих мест: Усьвинские столбы, Каменный город, Голубые озера, Вильва. Музей Пастернака, Кунгурская пешера, этнопарк истории реки Чусовой, камни Полюд и Ветлан, гора Колпаки, водопад Плакун, музей деревянного зодчества в Хохловке, Строгановские палаты в Усолье, памятники архитектуры города Соликамска, достопримечательности Чердыни, район поселка Усть-Койва, Белогорский монастырь.
Экскурсия была создана на сервисе для создания электронных книг story jumper. С ним мы познакомились еще в начальной школе, участвуя в различных сетевых проектах. Доступ к сервису через аккаунт google бесплатный, легкий в использовании, дает возможность ярко оформлять страницы. Каждая достопримечательность помещена на двух страницах. Дети любят все яркое и красочное, поэтому текст сопровождался фотографиями. Рассказ про каждый объект включал в себя его описание, местоположение и рассказ о том, как к этому объекту можно добраться на общественном транспорте. Когда люди путешествуют на машине, им намного проще, достаточно включить навигатор. Наша информация для людей, у которых нет машины, но это не значит, что у них не будет возможности посетить места, о которых мы ведем рассказ.
Т ак выглядят страницы созданного мной сборника. (см. Приложение 2, рис. 2.1, с. 17-22). Пройдя по ссылке или отсканировав куаркод, вы сможете ознакомиться с виртуальной экскурсией по Пермскому краю.
https://www.storyjumper.com/book/read/165659141/6565d9c7700c2
Глава 2. Создание игры «Путешествие по Пермскому краю»
Всем известна пословица «Повторенье-мать ученья», дети редко запоминают с первого раза, даже интересные книги, чтобы запомнить надо прочитать несколько раз. Мы долго думали, как процесс запоминания сделать интересным и захватывающим. Дети, подростки, да и многие взрослые любят играть. Поэтому вторым этапом путешествия по Пермскому краю стало создание игры. Люди часто бывают азартны, поэтому игра должны быть соревнованием между командами. Решено было устроить соревнование между учениками каждого класса в форме «своей игры». Ребята в классе делились на пять команд. Они выбирали по очереди, пользуясь приведенной таблицей, тему вопроса и его стоимость. Право ответа принадлежало команде, выбравшей вопрос. В случае верного ответа команде засчитывается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Если дан неверный ответ, то право ответа на этот вопрос переходил к следующей команде.
Темы вопросов были такие: ребусы, загадки, факты, картинки, легенды.
Ребусы были составлены с помощью генератора ребусов Квестодел. Это несложный сервис, доступный в использовании, там можно зашифровывать слова или фразы, добавлять сложность, а после создания скачивать ребусы, как картинки. (см. Приложение 3, рис. 3.1, с. 23).
Загадки сначала попробовали создавать с помощью генераторов загадок, но они получились не в рифму, неинтересные. Тогда решено было придумать загадки самим. Для создания части загадок основа была взята из интернета, часть загадок полностью придумана членами семьи.
1.Засиделись мы в низинах?
Можно вспомнить о вершинах!
До чего же велики, Смотрятся, как…..(Горы Колпаки)
2. Ох, упала речка вниз
Со скалы отвесной!
Тут не спрятаться от брызг.
Что это за место? (Водопад Плакун)
3. Природные, рукотворные,
В природе встречаются,
Размером, голубой водой
И формой отличаются. (Голубые озера)
4. Древнейший город на Урале,
Свое начало взял на Каме.
За минерал, что добывали,
Его «солонкою» прозвали. (Соликамск)
5. Где встречается такое,
Что земля над головою?
И сосульки всем привычные
В этом месте необычные. (Кунгурская ледяная пещера)
Блок заданий под номером три назывался факты. Там надо было отгадать достопримечательность по некоторым фактам. Эти факты были упомянуты в книге. И те ребята, которые внимательно ее читали, без труда справились с этой задачей.
1. Жителей этого места расстреляли или отправили в ссылку. (Белогорский монастырь)
2. Этот город Пермского края стоит на семи холмах. (Чердынь)
3. На территории этого объекта в наши дни находится 23 памятника. (Хохловка)
4. Экскурсия в этот объект связана с 1916 годом. (Вильва. Музей Пастернака)
5. Этот город называли Уральской Венецией. (Усолье)
В четвертом разделе «Картинки» помещены фотографии объектов. Они, как и все остальные авторские, их дети уже видели, когда читали книгу. По этим фотографиям нетрудно догадаться, какая достопримечательность Пермского края на них изображена.
Пятый раздел игры носит название «Легенды». В нем помещены легенды, которые люди передавали из поколения в поколение.
По легенде девушку насильно разлучили с возлюбленным и хотели выдать за местного богача. Но девушка не захотела. Тогда ее заточили в пещере в недрах горы. И будет она освобождена, только тогда, когда согласится на замужество с ненавистным ей человеком. Страдая, девушка непрерывно плачет, а ее слезы образуют…….(водопад Плакун)
Много лет назад жили два друга, богатыри …… и……. . Влюбились они в красавицу Вишеру и начали великий бой за право обладать ею. Пять дней и ночей они безуспешно дрались, бросая друг в друга огромные камни, а на шестой день окаменели и превратились в одноименные горы, а красавица Вишера стала рекой. Назовите имена богатырей. (камни Полюд и Ветлан)
Красивая девушка отвергла всех женихов и согласилась венчаться под землей с очень богатым молодым купцом. Но едва обряд закончился, юноша превратился в дряхлого старикашку, а бриллианты растаяли. Теперь сидит гордячка в каменной келье и плачет, а слезы ее заполняют озеро «Девичьих слез». (Кунгурская ледяная пещера)
Существует легенда, что давным-давно на этом месте был потрясающей красоты город. Он цвел и развивался. И жили здесь красивые и добрые люди. Но у короля этого города была слепая дочь, она единственная не могла видеть красоту места, где живет. Злой колдун предложил королю излечение его дочери, и король согласился. Но как только принцесса смогла видеть, в ту же минуту колдун превратил все дома, улицы и жителей в камень. И осталось молодой принцессе лишь любоваться прекрасным, но……..городом. Назовите название города. (Каменный город)
Этот камень - часть огромных столбов, которые раньше тянулись по всему краю. Согласно легенде, эти столбы были созданы самими чертями для своих игр и баталий. Как называются эти столбы, как называется камень? (Усьвинские столбы, Чертов палец).
Все книги были прочитаны детьми 4-5 классов на классных часах. Ссылка была помещена в группах классов, те ребята, которые хотели поближе познакомиться с книгой могли сделать это еще раз.
Игра проводилась 6 раз в трех четвертых и трех пятых классах. По результатам игр были выбраны победители. По окончании работы снова было проведено анкетирование. Опрошено были те же самые 170 человек. Ребята отвечали на два вопроса:
Какие достопримечательности Пермского края вам знакомы?
Куда бы вы хотели поехать?
Очень порадовало то, что результаты сильно изменились. Ребята запомнили все объекты, о которых было написано в книге.
Дети назвали:
Каменный город – 68 человек
Усьвинские столбы – 66 человек
Кунгурская пешера - 66 человек
Музей деревянного зодчества в Хохловке - 40 человек
Водопад Плакун - 36 человек
Голубые озера - 20 человек
Гора Колпаки - 22 человека
Вильва. Музей Пастернака - 6 человек
Этнопарк истории реки Чусовой - 8 человек
Камни Полюд и Ветлан - 6 человек
Строгановские палаты в Усолье - 6 человек
Памятники архитектуры города Соликамска - 7 человек
Достопримечательности Чердыни - 10 человек
Долина реки Чусовой в районе поселка Усть-Койва - 8 человек
Белогорский монастырь – 8 человек
Большинство ребят захотели посетить:
Каменный город – 32 человека
Усьвинские столбы – 40 человек
Кунгурская пешера - 36 человек
Музей деревянного зодчества в Хохловке - 32 человека
Водопад Плакун - 18 человек
Голубые озера - 16 человек
Гора Колпаки - 12 человека
Достопримечательности Чердыни - 10 человек
Мы попросили учеников и учителей написать отзыв на наши продукты. Мнение тех, кто ими воспользовался очень важно, так как позволит сделать и сборник, и игру лучше.
В отзывах ребят можем прочесть «Мне очень понравились книга, мы узнали много нового и интересного». Дети отметили оформление книги, большое количество фотографий.
Одна из школьниц пишет: «Я узнала много достопримечательностей и мне захотелось съездить туда». В отзывах участники отмечают: «Игра понравилась. Интересно было проверить свои знания».
Заключение
Результатом моей работы стал книга с описанием и фотографиями 15 достопримечательностей Пермского края. Уверен в том, что этот материал интересен не только мне, но и многим другим людям и, несомненно, вызовет желание путешествовать по родному краю, лучше узнавать его, читать о его прошлом и задуматься о настоящем Сборник и игра может быть использован учителями начальных классов на уроках окружающего мира и на уроках краеведения. В результате работы были сделаны следующие выводы:
- фотографии и знания о достопримечательностях Пермского края могут быть использованы для составления виртуальной книги по краеведению для учеников 4-5 классов;
- материал, поданный в игровой форме, вызывает больший интерес учеников, в сравнении со стандартными заданиями;
- с помощью виртуальных книг можно успешно знакомить учеников с достопримечательностями Пермского края и повысить интерес к краеведению.
Мне кажется, что дети, увидев, что все фото в книге и в игре взяты не из интернета, что на них люди, которые учатся с ними в одной школе и, даже, в одном классе поймут, что изучать краеведение можно не только по учебнику, гораздо интереснее самим посетить все эти замечательные места, окунуться в прошлое и начать бережнее относиться к настоящему.
Рефлексия
Работа над проектом включала в себя несколько этапов.
Сбор статистической информации о крае (сентябрь 2024 года). Были пересмотрены фотографии из семейного архива и архива друзей. Были выбраны 15 объектов для описания и отобраны наиболее удачные фотографии. Также в это время подбиралась информация, которая должна была заинтересовать детей. Параллельно с этим проводилось анкетирование в классах. Так как необходимо было понять, какими знаниями на данном этапе владеет наша аудитория.
Создание и оформление электронной книги и игры (октябрь 2024 года). На данном этапе нам было необходимо сформулировать тексты для книги и составить разнообразные задания для игры. Много времени было потрачено на оформление книги игры, хотелось, чтобы ребятам было интересен материал.
Проведение игр для школьников 4-5 классов (ноябрь 2024 года). Перед проведением игры мы поработали с классными руководителями 4 и 5 классов. Классные руководители на классных часах познакомили ребят с книгой и поместили в классные чаты ссылки и куаркоды, с помощью которых можно было прочитать книгу «Виртуальное путешествие по Пермскому краю».
Сбор и анализ отзывов о созданных продуктах (декабрь 2024 год) (см. Приложение 3, рис. 3.2, с. 24). Обзор отзывов позволит нам наметить планы по дельнейшему развитию сборника.
Оценивая проделанную работу, можно говорить о ее достаточной эффективности. Нам удалось создать общедоступный электронный вариант виртуальной книги, провести краеведческую игру, заинтересовать учащихся 4-5 классов достопримечательностями Пермского края, расширить их знания об истории и природных объектах родного края. Работая над проектом, я расширил и свои знания. Оформляя сборник, я научился работать в программном продукте Storyjumper, а составляя игру, еще раз отработал умения по созданию презентаций. Работа над проектом погрузила нас в приятные воспоминания, и в тоже время придала желания и сил двигаться дальше к новым приключениям и открытиям.
Список использованной литературы:
1 Зеленин А. С. «Пермь и Пермский край: занимательное краеведение», ПКОО «Пермский писатель», 2013
2. https://afatarwm.livejournal.com/63152.html
3. https://dzen.ru/a/XKCE6lMjmgCzpy-z
4. https://uraloved.ru/muzej-hohlovka
5. https://uraloved.ru/vodopad-plakun
6. https://uraloved.ru/usvinskie-stolbi
7. https://uraloved.ru/gora-kolpaki
8. https://uraloved.ru/usolye
9. https://uraloved.ru/etnograficheskij-park-istorii-reki-chusovoj
10. https://nashural.ru/mesta/permskij-kraj/dom-pasternaka/
11. https://uraloved.ru/golubie-ozera-aleksandrovska
12. https://uraloved.ru/solikamsk-i-ego-dostoprimechatelnosti
13. https://uraloved.ru/belogorskij-monastir-uralskij-afon
14. https://uraloved.ru/kamen-vetlan
15. https://uraloved.ru/cherdyn
16. https://uraloved.ru/melnichniy-ruchey
Приложение 1
Диаграммы
Рис. 1.1
Какие достопримечательности Пермского края вам знакомы? (перед прочтением книги)
Рис. 1.2
Куда бы вы хотели поехать в Пермском крае? (перед прочтением книги)
Приложение 2
Страницы книги
Рис. 2.1 Обложка
Рис. 2.2 Страницы
Приложение 3
Рис. 3.1 Ребусы
№1
№2
№3
№4
№5
Рис. 3.2 отзывы
31