На войне частушка что пулемет и пушка
(Солдатская поговорка)
Введение
Краткая характеристика изучаемой темы. У нашей страны, у нашего народа были времена, когда пришлось пережить тяжелые испытания. Народу всегда помогали пережить трудности разные жанры устного народного творчества. Нам стало интересно познакомиться и собрать в сборник военные частушки, записанные в с. Коркинском по различным темам. Анализ военных частушек позволяет нам больше узнать, как о жизни бойцов Красной Армии, так и тружеников тыла, о взаимоотношениях людей, объединенных одной всенародной бедой.
Данная тема актуальна и нами выбрана вследствие того, что собранный материал помогает узнать, что одной из отдушин во время короткого отдыха между боями всегда было народное творчество: песни, частушки. В школьном музее Коркинской СОШ имеются лишь некоторые фольклорные произведения, собранные учащимися под руководством педагогов, по воспоминаниям земляков. [4]. Изучение военных частушек с. Коркинского поможет понять, какие частушки помогали нашим односельчанам пережить военные трудности. Кто был хранителем военного фольклора среди жителей нашего села нам захотелось узнать. Тема исследовательской работы «Хранительницы и исполнительницы военных частушек в с. Коркинском».
Гипотеза: предположим, чтособранный материал подтверждает, что на войне нет времени для отдыха, но есть одна такая отдушина - народное творчество – песни, частушки.
Объект исследования: частушки периода Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: военные частушки, записанные Черноусовой П.А.и другими жительницами села.
Цель исследовательской работы: изучить и систематизировать материал о военных частушках, собранных исследователями, сделать анализ тематики военных частушек, записанных Черноусовой П.А., и представить частушки от других жителей села Коркинского.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
* изучить частушку как часть народного творчества в военный период;
* собрать новые сведения о хранительнице и исполнительнице частушек Черноусовой П.А.;
*сделать анализ тематики военных частушек и определить роль военных частушек, записанных Черноусовой П.А.
*составить книжку – гармошку «Военные частушки, записанные в селе Коркинском».
Методы исследования:
- анкетирование учащихся 5-9 классов школы по данной теме;
- поиск информации в беседе со старшими членами семьи Черноусовой П.А., с односельчанами, в школьном музее, сети Интернет;
- обобщение полученных данных.
Проблемность работы заключается в том, что по данной теме мало информации.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, основной части (три главы с подзаголовками), заключения, списка использованной литературы и источников. В первой главе раскрывается определение произведений устной народной поэзии – частушек и определена её роль в годы Великой Отечественной войны. Вторая глава посвящена описанию страниц жизни хранительницы и исполнительницы военных частушек Черноусой П.А.. В третьей главе представлена практическая часть работы: результаты социологического опроса, представление других частушечниц села и их частушек. В заключении сделаны выводы и собственное обобщение автора.
Новизна исследовательской работы в том, что собранный нами материал из семейных архивов, школьного музея даёт возможность нам познакомиться с членами семьи Черноусовой П.А. и познакомить одноклассников, жителей села с народным творчеством односельчан, сохранением военного фольклора для следующих поколений.
Жанр народной поэзии – частушка
Отражение войны в устном народном творчестве
Великая Отечественная война не обошла стороной нашу малую родину. С началом войны из села на фронт ушло более 600 мужчин и женщин, 301 человек из них погиб или пропал без вести в боях за Родину. В тылу работали женщины, дети, старики с утра до вечера и с вечера до утра. Они организовали бесперебойную работу тыла для фронта: собирали теплые вещи для бойцов, отправляли посылки на фронт, проводились сборы средств на танковую колонну, на воздушную эскадрилью. Труженики колхоза им. Чапаева из собранных средств купили самолет для лётчика Ляпина Алексея из д. Митрофановки, на котором он сбил 15 вражеских машин [4].
Исследователь уральского фольклора Великовская Г.В. писала: «Все события войны отразились в бытовавшем на Урале устном народном творчестве. Создавались и распространялись рассказы, сказки, пословицы, песни и частушки. Война внесла в фольклор новые темы, образы, новых героев. Изменились и условия создания новых произведений. Они появлялись в окопах, землянках, на кораблях, там, где, казалось бы, было не до песен». [6, 105] Их исполняли артисты на фронте, бойцы в минуты отдыха, в госпиталях для раненых, а бойцы, вернувшиеся с фронта, везли этот песенный материал в тыл. Хранительницами и исполнительницами военных частушек в селе Коркинском была Черноусова Полина Анатольевна и жительницы села, о которых я расскажу в своей работе.
Частушка как особый вид народного творчества
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мы прочитали, что «частушка – это произведение устной народной поэзии – четверостишие или двустишие (лирическое или злободневное, шутливое), исполняемое на определённый напев». Исполнителя частушек называют частушечник или частушечница. [8]
Частушки исполнялись иногда без аккомпанемента, но чаще музыкальным сопровождением была гармонь или балалайка.
Необходимо подчеркнуть, что частушки – это прежде всего народный юмор, песня и пляска под короткие песенки, чаще всего состоящие из рифмованного четверостишия. Вместе с тем этому уникальному виду русского фольклорного творчества свойственна злободневность тематики, моментальная реакция на события. Поэтому с первых дней Великой Отечественной войны частушки встали в боевой строй и воевали вместе с народом до победного конца.
А. Стрелков определил, что «главная тема боевых частушек – ненависть к врагу, безграничная любовь к Родине, самоотверженная борьба за свободу и независимость. Частушки – это летопись Великой Отечественной войны в форме мини-песен. В частушках звучат темы любви и дружбы: верность любимой помогает в боях за Родину. Вроде всего четыре зарифмованные строчки, а сколько в них задора, затаенной грусти и оптимизма одновременно. Именно здесь ярче всего отразился русский характер». [12]
Лирическая народная поэзия - частушки
Название частушки происходит от глагола «частить», то есть говорить быстро под лад тактов музыки. Как жанр устного народного творчества частушка разнообразна по тематике: военные, деревенские, любовные, бытовые и др. Частушки выражают отношение к событиям, фактам, чувствам, мыслям, эмоциям и настроениям людей. В частушках присутствует рифма, повествование ведётся от первого лица и обращено к кому-либо. В основе частушек лежит разговорная речь, которая отличается простотой и эмоциональностью.
В своей работе Огорельцев Н. все военные частушки делит на фронтовые и тыловые.
Фронтовые частушкичаще всего складывались мужчинами. Слова образные, чеканные, иногда хулиганские придавали боевой настрой солдату.
Рис. 3-4. В минуты отдыха. Фото из свободного доступа сети Интернет
Как на горке, на горе, |
Запрещён навеки к нам |
Всё морошка да морошка. |
Немца гонят – немец воет, На морозе поневоле |
И всё же нередко в фронтовых частушках сквозили нотки тоски по дому и родным, бойцы писали письма домой [11]:
Нам не страшно умирать, |
На берёзке есть полоски И в немецкой стороне, Только русские берёзки Во сто раз дороже мне. |
Моросят дожди косые На берлинском на пути, Лучше матушки-России В мире края не найти |
Забелело под порошей Деревянное крыльцо, Напишу своей хорошей Из Берлина письмецо. |
В школьном музее хранятся фотографии военных лет. На них мы видимгармониста Коркина А. С., который ушёл на фронт со своей гармошкой. Песни и частушки помогали ему и его товарищам пережить все тяготы фронтовой жизни. Всю войну он прошёл с боями до Берлина. Его дочь говорила, что он поставил свою подпись на стене Рейхстага. Частушка на фронте не просто продолжала жить, она помогала «ковать» победу. [4]
Тыловые частушки в основном создавались женщинами. В минутки свободного времени женщины собирались вместе погоревать и порадоваться, посочувствовать и приободрить друг друга. Много тыловых частушек имеет лирический склад, они помогали приблизить день победы. Темой многих подобных частушек стала разлука с любимыми и родными людьми [11]:
Вот они поехали, |
Проводила милого |
Золото моё колечко Укатилось под кровать. Кто завлёк моё сердечко, Тот уехал воевать |
Буду я с тобою вместе И в окопе, и в бою. Если ранят тебя, милый, Дай винтовочку твою. |
Пишет милый из окопов: «Долго дома не бывать, Моя милочка – винтовочка, Земля – родная мать». |
Шила милому платочек, вышивала аленький, Бей фашистов, мой дружочек, Бей их, мой удаленький. |
Доцент УрГУ М.Г. Китайник утверждает, что «частушечный жанр в годы Великой Отечественной войны стал на Урале одним из ведущих жанров фольклора. С глубоким лиризмом частушки рассказывают о постоянной заботе и помощи советского народа армии, о суровых испытаниях и опасностях, которым подвержен боец на фронте и, больше всего, о его мужестве, храбрости, непоколебимой вере в победу». [7, 25]
Вывод: даже в страшные годы военного лихолетья наш народ не покидала бодрость духа и природный юмор. И частушки военных лет – прекрасное тому доказательство. В них есть всё – и трагические истории, и надежда на победу и светлое будущее, и ненависть к фашистам.
II Хранительница и исполнительница военных частушек
Черноусова П.А.: страницы жизни
Из воспоминаний дочери Нерчук Г.А. мы узнали, что Черноусова П. А., родилась в 1930 году. Её детство прошло в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году ей было 11 лет. Её семья жила в деревне Кировской области. Отец, Потехин Анатолий Викторович, 1907 г.р., ушёл на фронт 30 июня 1941 года. Воевал под Смоленском, последнее письмо было из окопов в 12 км от Смоленска. В октябре 1941 года получили похоронку, в которой сообщалось, что отец пропал без вести. Копия справки из военкомата хранится в школьном музее, ее подарила музею Полина Анатольевна. (Приложение 1) Мы нашли на сайте «Подвиг народа» учётную карточку Потехина Анатолия Викторовича [13]. (Приложение 2)
Мать, Потехина Наталья Алексеевна (Приложение 3), работала от зари до зари в колхозе бригадиром. Дома бывала редко. Она рубила лес на дрова, работала в поле. За работу давали немного хлеба. На троих детей она приносила по 100 г хлеба на сутки и уходила снова. [2] Из фондов школьного музея стало известно, что Полина Анатольевна рассказывала учащимся школы на встрече в 2005 году: «Нас было трое: старший брат Петя, я и Лёня, которому было 2 годика. Дома мы оставались одни. Сами вели хозяйство. Ухаживали за скотиной, работали в огороде, готовили еду. На ведёрную чугунку варили две картофелины, заправляли бусом. Такую похлебку ели и радовались. На целый день заваривали самовар со стаканом молока. Этой скудной пищей питались всю зиму. Летом переходили на траву, ели крапиву, щавель. Мы со старшим братом Петей тоже работали в колхозе. Лошадей всех забрали на фронт, поэтому пахали, возили дрова, сено, навоз на быках. Было очень тяжело ими управлять. Дежурили в овинниках, следили, чтобы снопы не сгорели во время просушки. Устраивали субботники, где была общая еда, собирались девчонки и женщины. Бабы пряли, вязали варежки с отдельным указательным пальцем для бойцов, носки. Я пряла шерсть с 8 лет и тоже помогала взрослым. Тёплые вещи отправляли в посылках на фронт. В носки и варежки вкладывали записки и надеялись получить ответ. В записках писали: «Бей врага, солдат!», «Дорогой боец! Увидишь моего мужа (ФИО), передай ему привет». Всякая работа в деревне сопровождалась песнями. Пели в поле, в лесу, на посиделках в субботу и ждали вестей фронта. Во время работ мама пела песни. Мне запомнилась песня о героизме солдат. Эту песню привезли раненые бойцы с фронта. А потом стали петь многие женщины в деревне. (Приложение 3) Много частушек сами сочиняли о войне, о храбрости бойцов, о том как ждали родных с фронта, о вере в победу. Очень люблю петь, п омню много частушек, решила их записать по памяти. Всего записала их 263. О войне вспомнила для вас эти 30 частушек» (Приложение 4). [1]. Хотя Черноусова П.А. говорит о
Рис. 1. Встреча учащихся с Черноусовой П.А., 2005 г. Из фонда школьного музея
30 частушках, но её рукою написано только 20. Частушки написаны на трёх листочках из тетради в
Рис. 2. Черноусова П.А. 2009 г. Из семейного архива
клетку в 2005 году (рис. 1). Ещё она для ребят нарисовала на тетрадном листочке зайца с морковкой и ниже лисичку. [4] Дочь её рассказала, что мама очень любила петь и все песни, частушки она исполняла всегда по памяти, весь песенный материал хранился в её душе (рис.2). Навстрече с учащимися школы Полина Анатольевна совмещала пение частушек и песен с игрой
на балалайке. Тетрадь с записанными Полиной Анатольевной
263 частушками и песнями семьёй была утеряна. [2]
С
Рис. 3. Потехин Пётр Анатольевич, старший брат, 1957 г. Из семейного архива
тарший брат Полины Анатольевны, Пётр Анатольевич (рис. 3), был тоже талантливым. Он работал главным художником на заводе в г. Абакан. Пётр Анатольевич писал картины, изображающие родную природу, деревню, хоть и жил в большом городе. Одну картину он подарил своей любимой сестре на день рождения. Эта картина сохранилась в семье.
Умерла Черноусова Полина Анатольевна 15 октября 2012 года. [2]
2 .2. Частушки - говорушкиот Черноусовой П.А.
О
Рис. 4. Черноусова П.А. 1995 г Из семейного архива
дной из коркинских частушечниц была Черноусова Полина Анатольевна. Из её воспоминаний мы узнали, что она была талантливой исполнительницей, музыкально и поэтически одарённым человеком. Полина Анатольевна часто исполняла частушки и народные песни на колхозных праздниках в Доме
культуры перед односельчанами, на семейных праздниках перед
родственниками (рис. 4). Всегда её исполнение было высоко оценено жителями нашего села. Мы разделили все частушки на темы. [4] (Приложение 4)
Частушки о проводах на фронт, о заговаривании вражеской пули:
Мать сыночка провожала И такой наказ дала: Береги страну родную, Как тебя я берегла. |
Мой милёнок на войне На германском фронте, Вы летите, пули, мимо, Милого не троньте. |
Частушки высмеивают Гитлера и его армию:
Сидит Гитлер на заборе, Плетёт лапти языком, Чтобы вшивая команда Не ходила босиком. |
Гитлер взять хотел Россию. Не на тех же он напал. Хотел воды напиться в Волге – Не напившись, убежал. |
Немцы пёрли к Ленинграду, И в Москву хотели. Мы обратно их попёрли – Сапоги слетели. |
Немцы пёрли на Москву. Чай, попить хотели. Вместо чаю на пути – Пороху поели. |
Частушки передают боль потери родных, одиночество, сиротство детей, желание быть вместе с милым:
Ягодиночку убили, Как, подруженька, не жаль? Три денёчка под кусточком Несхороненой лежал. |
Мой милёночек в плену, Не знаю, как попасть к нему. Стены каменны пройду, Но до милого дойду. |
Задушевная подруга, Несчастливы мы с тобой. Погиб за Родину, за Сталина Залётка твой и мой. |
Мой залётка на войне. Не знаю адреса его. Не знаю роту, батальон, Не знаю, где тепере он. |
Частушки о единении народа в борьбе с врагом, помощи фронту:
Злобный враг войну затеял. Мы его не пощадим. И на море, и на суше Разобьём и разгромим. |
Наши танки в бой несутся – Содрогается земля. Пусть не зарятся фашисты На колхозные поля. |
Мы за Родину сражались, Воевали, как один. Ленин рад: мы отстояли И Москву не отдадим. |
Мы покупке общей рады, Постарались всем селом. Мы купили всем колхозом Фронту быстрый самолет. |
5.Частушки о героизме и мужестве солдат на фронте:
На Берлин шагая с боем, Много пало на пути. Помогла нам сила воли, Чтоб по улицам пройти. |
На войне ходил в разведку И поймал я языка. А такой он гад попался, Что похоже на хряка. |
6.Частушки о самом о главном – победе народа, возвращении милых домой, о любви и верности:
Наши танки взяли силу И попёрли напролом. Пол - Берлина прошагали – Заключили договор. |
По Берлину мы шагали И шагали белым днем. До Рейхстага дошагали, Флаг повесили на нём. |
Моросят дожди косые На берлинском на пути. Лучше матушки России В мире края не найти. |
Любите раненых ребят, Они не виноватые. Они не в драке, а в бою Сгубили молодость свою. |
Вывод. Ведущий научный сотрудник Государственного Литературного музея Великовская Г. В. приезжала в нашу школу. В своем исследовании она писала: «Самое главное в частушке – сильное лирическое начало. Все события жизни, частной и общественной, даются через личное восприятие. Поэтому она даёт яркий портрет народа, его мыслей, чувств, философии, в основном, деревенского жителя. Только в праздничные дни мы слышим и поём военные песни, частушки. Тем важнее сохранить, запечатлеть и вспомнить песни, созданные самим народом на фронте, в неволе, в тылу. Вспомнить с благодарностью за неиссякаемое его творчество в любых жизненных ситуациях».[6, 121]
III. Практическая часть
3.1 Результаты социологического опроса
В социологическом опросе принимали участие 24 ученика 5-9 классов. Они ответили на 4 вопроса.
Вопросы |
Ответы |
Не знаю |
|
|
Песни - 4, 2% Частушки - 66 % Письма – 22, 9% |
Всего: 24 чел – 100% |
0 % |
|
Да - 23 чел -95,8 % |
1 чел -4,2 % |
|
|
Солдаты, артисты, женщины – 21 чел -87,5 % |
3чел -12,5 % |
|
|
Праздники 58 % Концерты – 4, 2% День Победы – 4, 2% |
Всего: 16 чел -66,7 % |
8 чел-33,3 % |
Подведём итог:
1. Таким образом, учащиеся считают, что можно было поднять боевой дух солдат с помощью частушек - 66%; песен - 4,2 %; писем - 22, 9 % от всех учащихся.
2. 95,8 % учащихся считают, что частушки помогали в годы Великой Отечественной войны пережить суровые военные события и 4, 2 % учащихся не могли ответить.
3. 87% учащихся считают, что частушки исполняли на фронте артисты, солдаты, а в тылу женщины и подростки. 12, 5 % опрошенных не могли дать ответ.
4. Учащиеся считают, что частушки в современной жизни звучат на народных праздниках - 58, 3%; на концертах – 4, 2 %, на мероприятиях, посвященных Дню Победы, - 4, 2%. 33, 3% учащихся не дали ответа, наверное, они не посещают сельские праздники в Доме культуры.
Вывод: Все учащиеся считают, что частушки помогали пережить тяготы военной поры. Боевой настрой солдат поднимался героическими частушками, а некоторые ребята отметили, что ещё и письмами. Значит, в семьях помнят, когда долгожданным было солдатское письмо. Почти все, отметили, что частушки продолжают звучать сегодня во время народных праздников и на концертах.
3.2 Фольклорное наследие с. Коркинского
Занимаясь поисково-собирательской деятельностью, нам довелось встретиться с исполнительницами военных частушек и записать их. Мы посетили ветерана труда Перевозкину Г. Н., учителя русского языка и литературы. Ей уже 80 лет. Она ровесница Великой Победы. Её отец, Макаров Николай Михайлович, участник Великой Отечественной войны, не расставался с гармошкой, пел народные песни и фронтовые частушки. Был ранен в бою, потом служил в трудовой армии, научился шить обувь для солдат. Галина Николаевна сама не исполняет частушки, но в памяти её остались те, которые любил петь отец. Мы записали их. (Приложение 5) В нашем селе живёт моя бабушка Булатова Людмила Валентиновна. Она поёт в народном коллективе «Поющие сердца». Я считаю, что они - хранительницы народного фольклора, потому что сохранили военные частушки, сберегли их и передают молодым. Бабушка рассказала, что в её семье всю жизнь пел отец, наш прадедушка Емельянов Валентин Павлович, и тётя. Валентин Павлович с детства пел народные песни и частушки, в том числе и для своих родных на семейных праздниках. Он и теперь помнит их. Мы записали частушки, которые исполнила нам моя бабушка. (Приложение 6)
Ах, война, война, война! Надоела всем она. Надоела, девки, нам: Все мальчишки наши там. |
Ночка тёмная настала, На полях стоит туман. Немец смазывает пятки От советских партизан. |
В
Рис. 5. Участники ансамбля «Поющие сердца. Из фонда школьного музея
Доме культуры мы встретились с исполнительницами народных песен и частушек. Это Фотеева Г.В., Куцайкина Н.И., Томилова З.П, Булатова Л.В. и Коркина Р.В. Они - участницы
ансамбля «Поющие сердца» (рис. 5). В День Победы на концерте они радуют односельчан частушками и песнями военных лет. Мы записали эти частушки. (Приложение 7)
3.3 Составление книжки-гармошки «Военные частушки, записанные в с. Коркинском»
Сначала мы 1) вырезали из картона листы книжки, 2) окантовали каждую страницу цветным скотчем, 3) подобрали к частушкам иллюстрации из сети Интернет, 4) распечатали их и приклеили на странички книжки-гармошки, 5) соединили страницы между собой с помощью прозрачного скотча, 6) Получилась такая вот книжка – гармошка из 22 страниц. (Приложение 8)
Каждая найденная новая информация, связанная с малой родиной, её историей – это бесценный дар для нас. Всего нами записано в селе Коркинском 38 военных частушек. Хотя эти частушки общеизвестные, но наши односельчане знают их, хранят в своей памяти и исполняют во время народных гуляний, в праздники. В этом году частушки Черноусовой П.А. прозвучали в исполнении ансамбля «Поющие сердца» в День Победы в сельском Доме культуры на концерте для жителей нашего села.
3.4 Выводы
В результате исследования мы пришли к выводу:
- частушка – это интересный и самобытный жанр народного песенного творчества, настоящая отдушина для бойцов между тяжёлыми боями;
- военная частушка – донесла до нас сведения о войне, о фронте и жизни в тылу;
- военная частушка – объединяла народ на борьбу с врагом;
-военные частушки и песни передавались ранеными, эвакуированными и демобилизованными с фронта бойцами.
Заключение
Собственное обобщение автора. Мы считаем, что цель исследовательской работы достигнута. В результате исследования мы смогли узнать о жизни на фронте и в тылу, прочувствовать, как частушки придавали силы бойцам, скрашивали разлуку с родными, заставляли на короткое время забыть, что идёт война. Мы изучили и записали 38 частушек времён Великой Отечественной войны, которые сохранили в памяти и исполняли на концертах и в домашних условиях жители с. Коркинского.В ходе исследования гипотеза подтвердилась:собранный нами материал подтверждает, что в период войны нет времени для отдыха, но есть одна такая отдушина - народное творчество – частушки.
Социальная значимость исследовательской работы состоит в том, что нам удалось собрать новую информацию о хранителях устного народного творчества в селе Коркинском, которое является культурным наследием села. Мы познакомились с членами народного коллектива «Поющие сердца» и передали им собранные нами частушки для исполнения на концерте, посвящённом Дню Победы. Эта исследовательская работа будет очень полезна и интересна и для школьников, и для взрослых, её информацию можно использовать для проведения музейных уроков и классных часов, экскурсий в школьный музей. Продукт исследования - книжка-гармошка - будет передан в сельскую библиотеку. Перспективность исследования. Данная тема нам интересна. В следующем году мы продолжим работу и подробно изучим историю народных песен, привезённых ранеными бойцами в наше село для изучения культурного наследия села. Практическая значимость. Участие в исследовании дало возможность научиться находить информацию, собирать материал для семейного архива, делать выводы. Продуктом нашего исследования стала книжка-гармошка с частушками военного времени с иллюстрациями. Данный сборник я показала своей бабушке Людмиле Валентиновне, некоторые из частушек оказались ей знакомы, мы даже исполнили несколько из них вместе. Подготовленные нашим дуэтом частушки мы обязательно исполним 9 мая на концерте в Доме культуры, посвященном Дню Победы.
Список использованных источников и литературы
Источники:
Воспоминания Черноусовой П.А.
Воспоминания её дочери Нерчук Г.А.
Воспоминания Перевозкиной Г. Н.
Краеведческие материалы, хранящиеся в фонде школьного музея
Копии документов из семейного архива Нерчук Г.А.
Использованная литература:
Великовская Г.В., Фольклор Великой Отечественной войны, бытовавший на Урале, в собрании Государственного Литературного музея // Третьи Самойловские чтения. Отражение Великой Отечественной войны в культуре и повседневности Урала. Тезисы докладов и сообщений / Под ред. В.В. Шайхиева. – Ижевск, 2015 –с. 196.
Уральский фольклор /Под ред. М.Г. Китайника /Свердловское областное Государственное издательство, 1949, с. 137
Ожегов С.И., Словарь русского языка: ок 57 000 слов/ Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус.яз., 1089. – 750 с. . с. 717
Интернет-источники:
Огорельцев Н., Эссе на тему "Частушка, опалённая войной..." [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/yulija-pavlovna-ogorelceva/yese-na-temu-chastushka-opal-naja-voinoi.html
СТРЕЛКОВ А., Частушка на войне важна, как пулемет и пушка [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://dddkursk.ru/number/1333/new/014904/
Сайт «Память народа 1941-1945г.г.» [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/
Список изобразительных источников
Фотографии, хранящиеся в фонде школьного музея МАОУ Коркинской СОШ
Приложение
Приложение 1
Справка о гибели красноармейца Потехина Анатолия Викторовича
(из фонда школьного музея)
Приложение 2
Учетная карточка Потехина Анатолия Викторовича
Сайт «Память народа»
Дата рождения _.__.1907
Место рождения Костромская обл., Мантуровский р-н, д. Шашки
Место призыва Мантуровский РВК, Костромская обл., Мантуровский р-н
Дата призыва 30.06.1941
Воинское звание рядовой
Воинская часть 900 стрелковый полк 242 стрелковой дивизии (I)
Документ, уточняющий потери
Петехин Анатолий Викторович
Дата рождения: __.__.1907
Место рождения: Костромская обл., Мантуровский р-н, д. Шашки
Наименование военкомата: Мантуровский РВК, Костромская обл., Мантуровский р-н
Дата и место призыва: Мантуровский РВК, Костромская обл.
Дата призыва: 30.06.1941
Воинское звание: рядовой
Последнее место службы: 900 сп
Воинская часть: 900 сп
Дата выбытия: __.10.1941
Причина выбытия: пропал без вести
Информация об архиве+
№ 15 Потехин Анатолий Викторович
Приложение 3
Тексты песен, которые любила петь Потехина Наталья Алексеевна,
м ама Черноусовой Полины Анатольевны
Товарищи, дружно, рубеж не сдавай,
Горячее время настало,
Немало боев нам пришлось испытать,
Такого еще не бывало.
Рвутся снаряды и танки гремят,
Над нами стервятники вьются,
Но мы порешили – ни шагу назад,
Фашисты сюда не прорвутся.
Мы помним святую присягу свою,
За нами друзья и родные.
И в этом, быть может, последнем бою
Мы будем стоять как стальные.
Над Родиной песня, как птица, лети
И гордо скажи нашим людям:
Пока мы живые - врагу не пройти,
Помрем, но победу добудем.
Фронтовая песня помогала сражаться с грозным врагом, утешала в минуты печали и поднимала настроение в минуты отдыха.
Весь мир закрывая собой, Грохочет над полем жестокий Последний решительный бой. |
К победе танкиста ведет, Лихими стальными рядами Идем мы бесстрашно вперед. |
Не раз обжигал нас термит, Не раз у любимого танка Был люк нашей кровью облит… |
Затихнет грохочущий бой. На праздник победы, товарищ, Мы в танковых шлемах вперед. |
Приложение 4
Частушки, записанные Черноусовой Полиной Анатольевной в 2005 году
Не знаю, как попасть к нему. Стены каменны пройду, Но до милого дойду. |
И поймал я языка. А такой он гад попался, Что похоже на хряка. |
Как, подруженька, не жаль? Три денёчка под кусточком Несхороненой лежал. |
Чай, попить хотели. Вместо чаю на пути – Пороху поели. |
Плетёт лапти языком, Чтобы вшивая команда Не ходила босиком. |
И попёрли напролом. Пол - Берлина прошагали – Заключили договор. |
Несчастливы мы с тобой. Погиб за Родину, за Сталина Залётка твой и мой. |
Много пало на пути. Помогла нам сила воли, Чтоб по улицам пройти. |
Они не виноватые. Они не в драке, а в бою Сгубили молодость свою. |
И шагали белым днем. До Рейхстага дошагали, Флаг повесили на нём. |
На границе тишина. Сорок пятого девятого Закончилась война. |
Мы его не пощадим. И на море, и на суше Разобьём и разгромим. |
Постарались всем селом. Мы купили всем колхозом Фронту быстрый самолёт. |
Содрогается земля. Пусть не зарятся фашисты На колхозные поля. |
Не знаю адреса его. Не знаю роту, батальон, Не знаю, где тепере он. |
И такой наказ дала: Береги страну родную, Как тебя я берегла. |
Воевали, как один. Ленин рад: мы отстояли И Москву не отдадим. |
На берлинском на пути. Лучше матушки России В мире края не найти. |
И в Москву хотели. Мы обратно их попёрли – Сапоги слетели. |
Не на тех же он напал. Хотел воды напиться в Волге – Ненапившись убежал. |
П риложение 5
Перевозкина Г. Н., учитель русского языка и литературы, вспоминает: мой отец, Макаров Николай Михайлович, участник Великой Отечественной войны, получил тяжёлое ранение в бою, лечился. После госпиталя был зачислен в трудовую армию. Он научился шить сапоги, ботинки для солдат. Даже на фронте он не расставался с гармошкой, очень хорошо пел народные песни и фронтовые частушки. Я сама не исполняю частушки, но в памяти остались те, которые любил петь отец».
Мы записали их в книжку-гармошку. Вот эти частушки.
Ты сыграй, моя гармошка, Да на полный разворот, Как советские солдаты Взяли немцев в оборот. |
Что за чудо наши пушки: Что не выстрел, то трофей. Скачут гады, как лягушки, От советских батарей. |
Приложение 6
Моя бабушка Булатова Людмила Валентиновна
Л юдмила Валентиновна поёт в ансамбле «Поющие сердца». Бабушка рассказала, что в их семье пел всю жизнь отец, наш прадедушка Емельянов Валентин Павлович, и тётя. Валентин Павлович с детства пел народные песни и частушки, в том числе и для своих родных на семейных праздниках. Он и теперь их помнит. Мы записали частушки, которые исполнила нам моя бабушка, в книжку-гармошку.
Ах, война, война, война! Надоела всем она. Надоела, девки, нам: Все мальчишки наши там. |
Ночка тёмная настала, На полях стоит туман. Немец смазывает пятки От советских партизан. |
Приложение 7
Ансамбль «Поющие сердца»
Участники ансамбля - хранительницы народного фольклора, сохранили военные частушки, сберегли их и передают молодым: Фотеева Г.В, Куцайкина Н.И., Томилова З.П., Булатова Л.В., Коркина Р.В.
Всего они исполнили для нас 18 военных частушек, которые мы записали в книжку-гармошку.
Приложение 8
Книжка-гармошка
«Военные частушки, записанные в с. Коркинском»
Результатом поисково-собирательской деятельности является наша книжка-гармошка, которую мы составили. Мы познакомились с хранительницами и исполнительницами военных частушек в селе Коркинском. Каждая найденная новая информация, связанная с малой родиной, её историей – это бесценный дар для нас. Всего нами записано в селе Коркинском 38 военных частушек. Хотя эти частушки общеизвестные, но наши односельчане знают их, хранят в своей памяти и исполняют во время народных гуляний, в праздники. В этом году частушки Черноусовой П.А. прозвучат в День Победы на концерте в сельском Доме культуры для жителей нашего села в исполнении ансамбля «Поющие сердца».