Введение
Слово «Афганистан» в течение десятилетия было на устах политиков, дипломатов, журналистов. На страницах газет и журналов было много материалов о событиях, происходящих в Афганистане. Но о том, с чем встретились наши воины там, на чужой земле, знали лишь те, кто находился там. Люди считали, что наши воины оказывают братскую помощь дружескому народу Афганистана. Простой народ и представить себе не мог, что происходило на афганской земле. А там, как мы узнали, шла жестокая кровопролитная война. Сыновья писали теплые письма родителям о том, что «служба у них идет хорошо». Правда о войне тщательно скрывалась.
Наиболее сложная ситуация сложилась в Чечне. Независимость Чечни не была признана ни одной страной мира, её границы с Россией оставались открытыми. Чечня превратилась в перевалочный пункт международной торговли наркотиками, оружием. В отношении русских, живших в Чечне, проводилась политика террора и запугивания, многие из них стали беженцами. Власть Дудаева выступила против такого режима.
Наиболее сложная ситуация сложилась в Чечне. Независимость Чечни не была признана ни одной страной мира, ее границы с Россией оставались открытыми. Чечня превратилась в перевалочный пункт международной торговли наркотиками, оружием. В отношении русских, живших в Чечне, проводилась политика террора и запугивания, многие из них стали беженцами. Власть Дудаева выступила против такого режима
Тема исследовательской работы
«Наши выпускники - участники Афганской и Чеченской войн, их судьба в истории страны», безусловно, представляет определённый интерес потому, что в этих войнах участвовали наши выпускники. За мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан они были награждены медалями и Грамотой «Воину-интернационалисту».
Участники Чеченской войны награждены медалью «За отвагу». Я горжусь тем, что наши земляки своей службой в армии продемонстрировали лучшие качества воина – товарищество, взаимопомощь, храбрость, героизм, патриотизм.
Проблемы исследования: общаясь с учениками школы №9, я отметила снижение интереса современной молодежи к Афганской и Чеченской войнам и незнание салдинцев – участников этой войны. Знакомство с историей нашей страны, с воинами-интернационалистами способствует воспитанию в людях любви к Родине, толерантности, доброты, отзывчивости, развития чувства долга и патриотизма среди молодежи.
Объект исследования – локальный вооруженный конфликт - Афганская и Чеченская войны.
Предмет исследования – боевая служба в Афганистане и Чечне выпускников нашей школы.
Гипотеза: Если в школе проводить целенаправленную работу по изучению краеведческих материалов об участниках афганской и чеченской войн, то учащиеся нашей школы достаточно много будут знать об Афганской и Чеченской войнах и гордиться своими земляками, воинами – интернационалистами, следовательно, историческая память не утратится.
Цель моей работы: изучить участие наших выпускников в выполнении интернационального долга в Республике Афганистан и Чечне,познакомиться с их биографией.
Для достижения поставленной цели мне предстояло реализовать следующие задачи:
1. собрать и обобщить материал о наших земляках-участниках этих войн, проследить их судьбу в истории страны.
2. провести поиск информации в фондах районного краеведческого музея;
3. оформить исследовательскую работу и материалы для стенда школьного краеведческого уголка «Наши выпускники –участники Афганской и Чеченской войн».
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях, на уроках истории и краеведения, при оформлении музея боевой славы и стенда краеведческого уголка. Воспитание любви и знание истории своей большой и малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.
Историческая справка. Афганская война 1979-1989гг
Афганистан – государство в юго-западной части Азии. Столица – город Кабул. Исторически с Афганистаном у нас складывались добрые отношения. Южный сосед первым в мире признал Советскую Россию, а наше руководство в мае 1919 года заявило о готовности обменяться посольствами с Афганистаном. В последующем, особенно в 50-е годы, по просьбе афганских руководителей, на территорию дружественного нам государства силами советских специалистов сооружались электростанции, оросительные комплексы, хлебозавод и другие объекты. Сотрудничество было тесным. В стране постоянно находилось большое количество специалистов, а многие афганцы обучались в советских высших учебных заведениях. Однако в Афганистане большая часть населения оставалась бедной, забитой, неграмотной.
После государственного переворота, совершённого в апреле 1978 года Народно-демократической партией Афганистана (НДПА), в стране разгорелась гражданская война. В 1979 году правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой, ввести в страну войска. Первоначально им был дан отказ. Но когда ситуация обострилась и возникли опасения, что новый лидер Афганистана Хафизулла Амин может выступить против СССР, 25 декабря 1979 года началось введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан .
Советское правительство мотивировало свои действия тем, что воинский контингент был введён по просьбе правительства Афганистана и согласно Договору о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 5 декабря 1978 года.
Официально провозглашённая главная цель советского военного присутствия в ДРА (Демократической Республике Афганистане) формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.
27 декабря 1979 года советские солдаты штурмовали Кабул. В ходе этой операции был взят президентский дворец. Из столицы были выбиты соединения моджахедов. При этом Х. Амин был убит. Полагалось, что армии будут противостоять регулярные части афганских войск, воюющие по принципам военной науки. Однако советские солдаты столкнулись с невиданным противником. Моджахеды развернули партизанскую войну. Советские войска с большими потерями штурмовали горные высоты и перевалы, но душманы возвращались вновь и вновь, обстреливали конвои и гарнизоны. Советская армия была не готова к «горной войне».
Позже, Советское командование изменило тактику боя. Были успешно проведены операции «Удар» и «Гроза». Советские войска наносили воздушные и артиллерийские удары. В 1989 году, 23-26 января была проведена операция «Тайфун», последняя советская боевая операция в Афганистане.
15 февраля 1989 года последнее подразделение покинуло Афганистан. Это событие ознаменовало для Советского Союза окончание Афганской войны.
По официальным данным, эта необъявленная война унесла 14 453 жизни, ранены 35 тысяч человек, пропали без вести или попали в плен 298 военнослужащих.
Интернациональный долг в Афганистане выполняли 170 человек- жители Верхней и Нижней Салды. Из них шесть человек не вернулись домой.
Герои Афганской войны- наши выпускники.
Чтобы ни говорили, чтобы ни думали, а они сумели с достоинством и честью пройти огонь боёв и дым пожарищ, они знали цену мужской дружбе, закаленной в огне, знали, как оплакивать потери, они честны перед совестью и святой памятью:
Что бы ни говорили,
а вы пройти сумели
Все, что вам отмерила война,
И не зря сегодня вы надели
Ваши боевые ордена.
Дмитрий Анатольевич М. Весной 1985 года был призван в армию. Первые полгода провёл в Туркменистане в сержантской «учебке» в артиллерийском полку. В ноябре 1985 года был направлен в Афганистан. Служба проходила в должности командира расчёта гаубицы Д-30.Главная задача состояла в сопровождении и прикрытии колонн. Участвовал в 12 боевых операциях. Самая крупная из них- февраль-апрель 1985 года. в районе г. Хост.
Из воспоминаний Дмитрия Анатольевича: «Перед нами стояла задача-разгром базы Джавар. Два месяца стояли в горах под г. Хост. Условия тяжёлые. Операция была выполнена. По возвращению из операции колонна попала под обстрел. Расчёту гаубицы, которым я командовал, удалось оперативно выйти из-под обстрела, привести оружие в боевую готовность и отразить нападение. Во время возвращения из-под Хоста тягач «ЛБТ» подорвался на мине: наводчик орудия погиб».
Вернулся домой весной 1987 года. Награждён медалями «За боевые заслуги», «Ветеран боевых действий», юбилейными.
Владимир Васильевич К. 9 мая 1987 года был призван в армию. Учебное подразделение прошёл в г. Кушка (Туркмения), где получил должность радиотелеграфиста. Когда учился в средней школе №9, посещал радиотехнический кружок, которым руководил Вадим Семёнович Ф. Полученные знания и умения на занятиях кружка пригодились ему в армии. В Афганистане служил в роте связи 70-ой отдельной гвардейской мотострелковой бригады в должности радиотелеграфиста. Прослужил в Афганистане 9 месяцев. Его задача была поддерживать связь. Нужно было постоянно информировать батальон о том, где находились наши солдаты, а когда начинались боевые действия, важно было вовремя обеспечить связь командиру части и. в случае необходимости, вызвать подмогу. Выполнил свой долг с честью и достоинством. Награждён медалью «Союз ветеранов Афганистана», юбилейными.
Владимир Викторович Х. Выпускник средней школы №9. С 1979 по 1981 годы во время прохождения службы в рядах Вооруженных Сил принимал участие в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Воинское звание-сержант, имеет боевые ранения, награждён орденом Красной Звезды.
В начале 90-х годов стоял у истоков Свердловского областного отделения РСВА, в котором возглавил объединение «Опыт» - одну из много профильных организаций, занимающихся различными видами хозяйственной деятельности. Награждён медалью РСВА «За заслуги». Принимает участие в творческой жизни афганского движения: в выпуск песеннего сборника «Афганский ветер» вошли песни Владимира Х. Проживает в г. Екатеринбурге.
Нет рядом с нами Мостовова Сергея и Ельцова Алексея. Они рано ушли из жизни. Но мы помним о них.
Мостовов Сергей участвовал в боевых действиях в Афганистане с 1983 по 1985годы. Служил в воздушно-десантной части механиком-водителем, в автомобильном батальоне. Сначала Сергей был во взводе сопровождения автоколонн. Поскольку перед армией получил удостоверение на вождение машины категории «А», то через некоторое время сел за баранку «Урала».
Он перевозил разные грузы: боеприпасы, оружие, продовольствие. Принимал участие в Панджшерской операции. Был ранен, лежал в госпитале.
15 ноября 1985 года вернулся в родной город. В 1988 году был награждён «Грамотой Президиума Верховного Совета СССР».
В октябре 1981 года Ельцов Алексей призван в ряды Вооруженных Сил. В г. Теджене (Туркмения) прошёл школу сержантов.
Из воспоминаний Ельцова Алексея: « 27 июня 1982 года я оказался на территории Афганистана. На самолёте нас перевезли в Шинданд. Служил в составе 3 гвардейской мотострелковой дивизии.
Дивизия располагалась посредине, а кругом душманы. Я принимал участие в обеспечении прохождения колонн с боеприпасами, продуктами питания. Запомнился случай, когда передвигалась колонна транспортных машин. Грузовой «Урал» подорвался на мине. К счастью, никто не погиб из наших солдат. Самое страшное для нас было это гибель боевых товарищей».
Афган. Как слово это ухо режет,
Как сердце разрывает на куски:
В нём вой, и жуть, и лязг, и хряск, и скрежет
Огня, металла, боли и тоски.
В нём кровь и милосердье – не во благо,
В нём разных несуразностей – не счесть.
Но в нём ещё – и доблесть, и отвага,
И жертвенность, и преданность, и честь.
Чеченская война
Еще не стихла боль Афганистана.
Еще в плену томятся сыновья,
А у России вновь открылась рана
С названием пронзительным – Чечня.
Туда, как в бездну, гонят эшелоны,
Вновь погибать мужчинам на Руси,
А вслед летят родительские стоны.
Чеченские войны – военные конфликты России и Чечни, причиной которых стал чеченский сепаратизм. Первая кампания началась в 1994 и длилась 2 года – для России она считается проигрышной. Вторая, начатая в 1999 и оконченная в 2009, считается более успешной. Кровавая и трагичная, эта страница российской истории содержит немало интересных исторических фактов.
Хотя объявленная Горбачёвым «Перестройка» имела под собой благие намерения, на деле она разрушила огромное союзное государство. Оставшись без союзных республик, Россия была вынуждена решать внутренние проблемы, связанные с национализмом – проблема, к которой страна была не готова.
В 1990 году Джохар Дудаев, советский генерал-майор авиационных войск, создал в Чечне Общенациональный конгресс чеченского народа. Основной задачей организации был выход из Советского Союза и получение
независимости. К лету 1991 года организация перевоплотилась в самопровозглашённое государство Ичкерия, вступавшее в конфликт политических интересов с политической верхушкой самой Чечни. Захват власти произошёл в сентябре, незадолго до этого Советский Союз был официально расформирован. Пользуясь ситуацией, Дудаев объявил Чечню государством, независимым от России. Тем не менее, Ельцин не мог так просто выпустить из страны целую бывшую республику – война началась 7 ноября, после подписания указа о введении чрезвычайного положения.
Не все чеченцы принимали сложившуюся ситуацию: в городах образовывались маленькие, почти партизанские отряды оппозиции, открыто заявлявшие о своём недовольстве. К сожалению, их численность была настолько мала, что предотвратить боевые действия и произвол сепаратистов они не смогли.
Для многих россиян чеченские войны ассоциируются с российскими же солдатами, погибшими в боях, но правда в том, что ещё до отправления в Чечню миротворческой миссии, Российское правительство поддерживало боевиков боеприпасами. В 1992 году Министерство обороны переправило в Чечню много российских боеприпасов – по словам Грачёва, бывшего министра обороны, тогда у них просто не было иного выбора.
Первые два года военной кампании однозначно оцениваются историками как безуспешные. Российские войска абсолютно не представляли, что делать, в их действиях не было системы и слаженности. Ключевым интересом для Ельцина было решение собственных политических задач без учёта интересов людей. Более того – для многих этот период связан с финансовыми махинациями: ходили слухи о финансовой поддержке боевиков, да и сами чеченцы немало зарабатывали, когда брали заложников и требовали за них выкуп.
Очевидно, осознав свои ошибки и переработав стратегию, Россия смогла добиться большего успеха. Основной целью кампании, начавшейся в 1999 году, было установление Конституции и уничтожение группировок боевиков.
Как и любая другая, Чеченская война помнит тех героев, чьи имена известны. Одни из самых известных в России – десантники 6-ой роты Псковских ВДВ, выдержавших целые сутки ожесточённых боёв. Рота состояла из всего 90 человек, большая часть которых погибла ценой победы.
Пе́рвая чече́нская война́ (1994—1996 годов) —между войсками России и непризнанной Чеченской Республикой. За время этого конфликта отмечено большое количество жертв среди населения, военных, отмечались факты этнических чисток нечеченского населения в Чечне
Втора́я чече́нская война́ - её активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 гг., затем, на помощь национальным силам Чечни - Ичкерии спешат террористы, которые решили воспользоваться нерешённой проблемой российского Кавказа.
Данные о жертвах
Точного количества погибших, пропавших без вести и раненых солдат неизвестно, потому что разные организации приводят радикально отличающиеся данные. Так, государственные статистические центры РФ, подсчитывая урон второй кампании, называют цифру в 1000 погибших мирный жителей. В то же время «Международная амнистия», не являющаяся государственной, приводит совершенно другие данные – 25,000 погибших мирных жителей. В первую же войну, по данным, опять же, официальных источников, погибло от 30,000 до 40,000 человек, 14,000 российских солдат и всего 3800 боевиков. Во вторую войну, несмотря на то, что она длилась гораздо дольше, цифры лишь сменили полюса: так, погибло 3000 российских солдат, но от 13,000 до 15,000 боевиков. Выводы напрашиваются сами собой.
360 человек салдинцев участвовали в Чеченской войне. Не вернулись домой 4 человека.
Наши выпускники-участники чеченских событий
11 декабря 1994 года федеральные войска начали наступление на территории Чечни.
Наши выпускники прошли войну в Чечне.
Николай М. Начинал службу в г. Екатеринбурге в части быстрого реагирования. Это часть вооруженных сил, предназначенная для решения внезапно возникающих задач в различных регионах. Из воспоминаний Николая: « Когда 31 декабря 1994 года начался штурм города Грозного, нас, солдат дивизии 276 мотострелкового полка, отправили эшелоном в столицу Чечни. У многих солдат не было боевого опыта. Средства связи не были оборудованы аппаратурой закрытой связи, что позволило противнику перехватывать переговоры.
В результате штурма Грозного город был фактически уничтожен и превращён в руины.
Николай служил гранатомётчиком. Много друзей было потеряно в этом бою, был тяжело ранен лучший друг. Николай находился на территории Чечни 4 месяца. Закончилось время службы, вернулся домой, где его ждали награды-медали «За отвагу», «За отличие воинской службы». Продолжал следить за событиями в республике.
В августе 1996 года - руководство РФ и сепаратисты договорились о прекращении военных действий и выводу войск из мятежной республики. Так закончилась первая чеченская война.
М. Михаил- выпускник школы 1995г. В 1997году был призван в ряды Вооруженных Сил. Служил в качестве старшего стрелка – пулеметчика в составе 21 Софринской бригады оперативного назначения.
Военнослужащие этой бригады участвовали во всех серьёзных конфликтах, имеющих место на территории РФ или СНГ.
После завершения первой Чеченской войны бригада дислоцировалась в Дагестане, где осуществляла охрану правопорядка и занималась сопровождением колонн боевой техники.
В сентябре 1999 года М. Михаил был отправлен в Дагестан. Помнит, как освобождали Гудермес
26 декабря — началась спецоперация по поиску и ликвидации отрядов чеченских сепаратистов в Грозном силами военнослужащих 21 Софринской бригады.
В условиях боевых действий личный состав бригады показал мужество и отвагу. Многие из ребят были удостоены высоких наград. М. Михаил награжден медалью «За отвагу».
Выводы
В процессе выполнения исследовательской работы у меня возникло желание заниматься изучением истории Афганской и Чеченской войн, узнать, какой след она оставила в истории моей малой родины и в судьбе молодых ребят, участников этих событий. Изучая документы и литературу, беседуя с воинами-афганцами, подробно была изучена история Афганской войны, произошло знакомство с такими замечательными людьми, как афганцы.
Полученные материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории, краеведения и православной культуры.
Данная работа может служить методическим материалом для проведения классных часов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения.
В ходе работы мы пришли к следующим выводам:
во-первых, афганская и чеченская войны оказали значительное влияние на жизнь ветеранов участников этих событий.. Несомненно то, что процесс реабилитации, привыкания к мирной жизни протекал у него довольно сложно, вызывая, как он сам говорит, чувство фронтовой ностальгии.
во-вторых, воины – интернационалисты, воевавшие в Афганистане и Чечне– это герои, которые в мирное время для своей страны прошли все ужасы войны, выполняя свой интернациональный долг, помогая соседнему государству и защищая границы своей Родины.
в-третьих, я горжусь тем, что выпускники нашей школы с честью и достоинством выполнили свой интернациональный долг.
Каждый год мы организуем с ними встречи. (Приложение 1)
Заключение
Проделав большую работу, я убедилась, что такие люди, сражались в Афганистане и Чечне только за безопасность своего Отечества, но и защищали весь мир.
Они заслужили, чтобы наше государство достойно заботилось о них, с честью и достоинством выполнивших свой долг перед Родиной.
И мы гордимся нашими воинами-интернационалистами. Стыдно, конечно, не знать их всех, но мы должны, потому что они выполняли свой долг, были верны присяге, которую давали. Именно они ежедневно, или ежечасно рисковали своей жизнью в то время, когда мы спокойно спали в своих тёплых постелях. И не сами, не по своей доброй воле они пошли воевать.
Поэтому, для нас воины-интернационалисты остаются героями, и никто не сможет нас в этом разубедить.
Эти молодые парни честно выполняли свой долг, оставались верными воинской присяге, они сами стали жертвами политики, уже только, поэтому мы должны помнить об этих людях и чтить их память.
Результаты нашего исследования позволили нам подтвердить актуальность выбранной проблемы: действительно, ответы социологического опроса показали, что не так уж и много знает о наших героях и мало интересуется событиями этих войн.
На наш взгляд, мы должны помнить эти войны унесли тысячи человеческих жизней. А годы спустя их признали политической ошибкой.
И чтобы не повторять подобные ошибки, надо помнить об этом.
Уверена, что этот материал может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения классных часов, внеклассных мероприятий по воспитанию чувства гордости за своих земляков и свою Малую Родину.
Библиография
1. Алексеев В.А. Нераскрытые тайны войны // Побратим - № 4. - С.-5.
2. Военная история Урала: События и люди/ Под общей редакцией А.В. Сперанского. –Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2008.
3. Вспомним всех поимённо. Книга Памяти. Том 1. Афганистан 1979-1989. Челябинск, 1999.
4.Л.П.Заводская Солдат войну не выбирает, г. Нижний Тагил, типография «Репринт»,2015 год
5. Документы и фотографии из семейного архива семьи Мостововых.
6. Документы и фотографии из архива школьного и краеведческого
музея.
Приложение 1
Кадетская школа-интернат №9. Встреча с выпускниками школы- участниками событий в Афганистане и Чечне 14 февраля 2024 года.
В 2015году вышла книга , рассказывающая о 170 участниках Афганской войны, жителях г. Нижняя и Верхняя Салда, пос. Басьяновский.