Введение
В наших силах быть не равнодушными к нашему прошлому…
Оно, наше, в нашем общем владении.
Академик Д. С.Лихачев
Эти слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, одного из самых замечательных наших современников, подчеркивают необычайную актуальность, которую приобретают сегодня проблемы истории, культуры, духовного наследия нашего края.
До возникновения письменности люди передавали информацию друг другу и выражали свои мысли и чувства с помощью наскальной живописи. Наскальная живопись – это древнейший вид искусства, появившийся задолго до возникновения письменности. Рисунки, сделанные первобытными людьми на стенах пещер и на поверхности скальных выходов, существуют по всему миру: петроглифы находили на Сахаре, Казахстане, Франции, Алжире, а также в России. Есть петроглифы и в Бурятии, на сегодняшний день на Байкале и в Забайкалье найдено более сотни живописных археологических памятников разных исторических периодов. Древние наскальные рисунки на территории Бурятии впервые были упомянуты Герхардом Фридрихом Миллером и Даниилом Готлибом Мессершмидтом, участниками Великой географической экспедиции во времена освоения Сибири1. Они стали первыми, кто дал описание забайкальских петроглифов в 1735 году, и с тех пор привлекают внимание учёных. Бурятские петроглифы расположены в основном вокруг Байкала и по берегам больших рек – Баргузина, Джиды, Селенги. Бурятские писаницы различаются сюжетами, уровнем мастерства автора и детализации изображений, поскольку относятся к различным эпохам существования человека. Краткие упоминания памятников древнего наскального искусства были в работах Н.В. Кирилова и А.А. Кузнецова, Н.И. Агапитова, Н.М. Хангалова, В.А. Обручева, которые были опубликованы на рубеже XIX - XX вв. Есть сведения об интересе декабриста Н.А. Бестужева к писаным скалам долины реки Селенги. Николаем Александровичем написано две статьи «О наскальных изображениях вблизи Селенгинска» и «Несколько надписей на Селенге», к сожалению, эти статьи не сохранились, о них известно из воспоминаний современников. В советское время изучением наскального искусства занимались В.В. Попов, Г.П. Сергеев, Э.Р. Рыгдылон, П.П. Хороших, Г.Л. Ленхобоев, Р.Ф. Тугутов, М.Ф. Косорев, А.П. Окладников.
Ангирская писаница находится на территории государственного природного биологического заказника «Ангирский». Ангирский заказник является особо охраняемой природной территорией регионального значения. Бурятским научным центром ведётся долговременный мониторинг состояния писаницы. В настоящее время памятник находится под охраной государства.
Актуальность работы состоит в изучении истории родного края и необходимости информирования школьников о жизни древних эпох. Проведение таких работ является неотъемлемой частью программы по формированию гражданского общества и воспитание патриотического чувства у подрастающего поколения.
Цель: Исследование археологического объектаАнгирская писаница «Малтай-Шулуун».
Задачи:
Собрать и систематизировать сведения из различных научных источников об археологическом памятнике Ангирская писаница «Малтай-Шулуун»;
Исследовать местоположение и природные условия археологического памятника
Исследовать археологический памятник — это пещера или каменный останец.
Узнать, что обозначают древние наскальные рисунки Ангирской писаницы «Малтай-Шулуун».
Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, визуальный осмотр, обработка полученных данных, систематизация информации.
Глава1. Исследования наскальной живописи в Бурятии.
Исследования бурятских петроглифов.
Большой вклад в изучение бурятских петроглифов в XX веке сделал советский археолог Алексей Павлович Окладников, который не только зафиксировал и описал множество наскальных изображений, но и предложил трактовку многих сюжетов. В 1947 - 1958гг. проводилась экспедиция под его руководством. Результатом этих исследований стала монография Окладникова А.П., Запорожской В.Д. «Петроглифы Забайкалья» I и II часть (приложение 1). В 1966 - 1968 гг. выходят книги А.А. Формозова, В.И. Равдоникаса и А.М. Линевского, а также серия монографий под редакцией А.В. Тиваненко, В.И. Молодина, А.И. Мазина (приложение 2). В результате данных работ обнаружены неолитические погребение и жертвенные комплексы раннего железного века - средневековья, что внесло определенную ясность в вопросы определения датировки наскальных изображений.
К 1970 - 1980 гг. выходят в свет новые публикации А.В. Тиваненко «Древние наскальные рисунки Забайкалья», «Древнее наскальное искусство Бурятии». В 1990 годах Институт археологии и этнографии СО РАН успешно продолжают поиск, документирование, исследование и публикацию петроглифов Бурятии. В последнее десятилетие появились историографические работы ЦыбиктароваА.Д.2(Приложение 3).
Географическое положение и природные условия района.
В Бурятии есть уникальные места, где можно встретить наскальную живопись – следы древнего мировоззрения скотоводов и земледельцев Сибири. Это – В Селенгинском, Мухоршибирском и Заиграевском районах. Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) – выбитые или нанесённые краской изображения на камне древнейших времён, с палеолита (около 2,5 млн лет назад) вплоть до Средневековья и более поздние рисунки, гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах. В отличии от европейских петроглифов, писаницы находят на открытой местности3.
На самой северной окраине Заиграевского района Республики Бурятии в долине, окружённой со всех сторон склонами хребта Улаан-Бургасы и северо-западный склон хребта Курбинского на участках, смежных с Верхнекурбинской впадиной, находится маленький улус Ангир (приложение 4). В переводе с бурятского «ангир» означает «турпан». Это птица из семейства Утиных прилетает в наши края в марте и селится по берегам озёр. Возможно, название села произошло от названия этих птиц. Жители занимались разведением лошадей, коров, овец. Вели кочевой образ жизни, жили на гуртах в войлочных юртах. В долине реки Курбы, которая охватывает юго-восточный склон хр. Улан-Бургасы и находится археологический объект Ангирская писаница «Малтай-Шулуун» (Приложение 5).
По природно - климатическим условиям территория характеризуется малым выпадением осадков, коротким жарким летом и суровой зимой. Зимой наблюдается высокое атмосферное давление. Мало снежность зимы и ветра способствуют глубокому промерзанию почв. Территория района относится к засушливой зоне. Для всего района характерно обилие солнечных дней, сухость воздуха и малая облачность
Территория района более чем на 80 % покрыта лесами. Растительность предгорий хребта в основном представлена сочетанием горных степей, которая проходит «тонкой» каймой преимущественно на южном склоне хребта, со светлохвойными лесами. В низинах вдоль рек растут ивы, черемуха, боярышник и другие кустарники (приложение 6).
Глава 2. Древние наскальные рисунки«Малтай-Шулуун».
2.1. Информация об Ангирской писанице Малтай –Шулуун.
Ангирская писаница Малтай –Шулуун - это загадочные изображения, нанесённые на каменные поверхности рисунки, как будто открытая книга с изображением людей, птиц, животных, антропоморфных фигурок, лунокрылых птиц, пятен, точек, выполненных желтоватой и красной охрой на уровне 0,8-1 м над полом, находится на открытой местности (приложение 6). Все изображённые здесь фигуры находятся в движении. По сюжету просматривается жизнь древних охотников (приложение 7). Петроглифы«Малтай-Шулуун»в переводе с бурятского – «место, где нарисован скот», так называли жители таинственные письмена, нарисованные на скале.
Среди магических рисунков есть петроглиф, который больше нигде не встречается на подобных писаницах – изображение человека с круглой головой. Его смысл археологи пытаются разгадать до сих пор.
Состояние петроглифов, дошедших до наших дней, оценивается, как хорошее, они просматриваются до мельчайших деталей. Это связано с удачным расположением скальных плоскостей: прямые солнечные лучи попадают лишь непродолжительное время на рисунки, где препятствуют выгоранию охры.
Информационного материала об «Ангирской писанице» как таковой нет. Данный памятник известен под другим названием «Ангирская пещера» и в разных источниках часто возникают ошибки, неверности, неточности. В результате таких неточностей возникают заблуждения, порождающие двоякое представление об объекте. Многие туристы, посещающие памятник археологии «Ангирская пещера» бывают разочарованы тем, что это не пещера, а каменный останец.
Если обратиться к научному первоисточнику, а именно к работе Окладникова А.П. Запорожской А.Д. «Петроглифы Забайкалья» Ч. II. Л., 1970. часть 2, стр. 33, 34.: «В 4 км от улуса Ангир, на правом берегу р. Курбы, прямо над поймой, выступает изолированный гранитный останец. Высота останца 5 м. Останец представляет собой выступ гранитного массива, сильно размытого и выветрившегося сверху. Он расколот глубокими вертикальными трещинами на отдельные глыбы, часть которых отвалилась. У местного населения камень пользовался почитанием и носить название «Скотного камня», «Малтай-Шулуун», так как на нем «нарисован скот». По рассказам местных жителей, прежде по одной из трещин скалы пробивался источник». Далее идёт описание рисунков и композиций. Рисунки расположены на всех гранях останца. «И расположены они на уровне человеческого роста, но есть и ниже, вплоть до самого пола». О том, что это пещера или грот не упоминается ни в работах Окладникова А.П., ни других ученых проводивших исследования. 4
2.2. Загадочные надписи.
Скальные плоскости издревле воспринимались человеком как передача информации. На скальном останце Ангирской писаницы «Малтай-Шулуун» можно увидеть все сюжеты, относящиеся к разным типам петроглифов: птицы, человечки, оградки, точки, антропоморфные фигуры, кресты. Помимо указанных сюжетов мы ещё видим изображения диких животных таких, как лось, олень и элементы, связанные с жизнью охотников. Данную писаницу можно назвать лесной, или таёжной (охотничьей), где как раз характерны рисунки диких животных.
По словам А.П. Окладникова «Перед нами, несомненно, не просто художественные композиции, а общепринятые, отшлифованные веками ритуальные формулы, заклинания или молитвы, направленные на достижение определённых результатов, своего рода идеограммы»5. У местного населения камень этот пользовался почитанием. Все рисунки выполнены минеральной краской – охрой.Это животный жир, смешанный с красной глиной.
Господство лосиных сюжетов на скалах не случайно. Оно определяется ролью лося и лосиной охоты в жизни лесных племён, так как мясо являлось основным источником пищи. Все животные на изображении как будто быстро шагают, вытянув головы вперёд.
Также можно увидеть разных птиц – соколов, орлов, беркутов. Птица, чаще всего орёл, может быть расшифрована, как носитель светлой небесной силы – «Вечное небо», как залог плодородия и счастья, как верхний покровитель. Изображение птицы было не чем иным, как молитвой небу, неким проводником между человеком и высшим божеством или само божество в образе птицы. Орёл – творец, предок, родоначальник.
Ещё один образ на писанице – человечки, которые всегда выступают группами и при этом стоят часто рядами, взявшись за руки. Фигуры обращены к зрителю лицом. Есть изображения, как будто «человек» танцует. То, что фигура передана в движении, подчёркивает и положение рук. Головы у человечков обычно маленькие.
Есть ещё «оградки» и пятна. По одной из версий «оградки» - символ обилия и плодородия, или же символ территориальной общности рода и племени. Точки, заключённые в оградку – это души предков. Так же есть предположение, что точки – это символические изображения счётных знаков или поголовье скота. Духи – покровители данного рода и должны были помочь сохранить скот и людей6.
Изображали символы в несколько рядов. На верхних, исключительно божества. А на нижних радах – обращения к высшим силам. Алексей Тиваненко изучал эти надписи 7 лет. В его книге целая карта древних артефактов.7 Он предполагает, что во времена бронзового века в этих местах жили шаманы – отшельники. Здесь проводили ритуальные обряды, в том числе жертвоприношения. Это подтверждают археологические раскопки. Только на одном останце обнаружено около 150 изображений. Оказалось, наносить их разрешено было главному шаману, ритуальные формулы, судя по толщине пятен и линий, он рисовал пальцами. Все эти мистические изображения сохранились до наших дней. Если полить их водой, то кажется, что нанесли их только что. Ещё имеет значение расположение наскальных плоскостей. Прямые солнечные лучи, попадая на рисунки, препятствуют выгоранию охры. Это место имеет ритуально-сакральное значение, и люди приходят сюда по особым случаям. Место, намоленное древними людьми, притягивает местных жителей. Недалеко организовано место поклонения духам (приложение 8).
«Обычно, когда мы молимся, и ламы прочитали молитвы, начинается дождь мелкий, а орёл кругами летает. Как будто оживший из наскальных символов орёл продолжает оберегать эти места для будущих поколений, которым возможно предстоит разгадать ещё немало тайн Ангирской писаницы» - поделился своим наблюдением местный житель Дугар Эрдынеев.
Заключение.
Подводя итоги, я выяснила что Ангирская пещера или писаница «Малтай-Шулуун» находится в Заиграевском районе Республики Бурятия, рядом с улусом Ангир на небольшом скальном останце на правом берегу реки Курба. Здесь расположено много археологических памятников, но конкретно я остановилась на этом археологическом объекте, так как это моя малая Родина, здесь живут мои дедушка и бабушка. С раннего детства меня интересовали непонятные знаки, изображения животных, птиц.
Были собраны и систематизированы сведения из научных источников об археологическом объекте, в пределах долины реки Курба, о рисунках и надписях, проведёнанализ состояния, степень сохранности. Был проведёнвизуальный осмотр археологического объекта на предмет сохранности и разрушения. Был исследован и осуществлён мониторинг. Я выяснила, что петроглифы относятся к бронзовому веку, что они находятся в хорошем состоянии и что это не просто художественные композиции, а общепринятые, отшлифованные веками ритуальные формулы, заклинания или молитвы. Было определено то, что ни в одной работе Окладникова А.П., и других ученых проводивших исследования не упоминается то, что этопещера и данный археологический объект - каменный останец.
Археологические объекты, к которым относятся петроглифы Забайкалья, представляют собой ценные источники, характеризующие материальную и духовную культуру древнего населения, свидетельствуют о различных этапах развития мировоззрения, психологии, художественного творчества и мышления наших предков.
Мы должны знать и изучать историю родного края, гордиться тем, что можем прикоснуться к истории прошлого, узнать о жизни древних людей, природе, о том, что окружало человека того времени. Проведение таких работ является частью программы по формированию гражданского общества и воспитание патриотического чувства у подрастающего поколения.
Список литературы:
Миллер, Г. Ф. История Сибири [в 3 т.] Г. Ф. Миллер; РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо- Маклая. - 2. изд., доп. - М. : "Вост. лит." РАН.
А.П. Окладников, В.Д. Запорожская «Петроглифы Забайкалья, ч. II»; Изд-во «Наука», Ленинградское отделение; 1970 г.; стр. 262.
Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 2И. Л., 1970. стр. 33, 34.
Окладников А.П. Биобиблиография ученых СССР. Серия истории. Вып. 13.
Тиваненко А.В. Древние наскальные рисунки Забайкалья. Итоги работы археологической экспедиции в 1977г. - Улан - Удэ, 1979 (ОПИ ИА РАН).
Тиваненко А.В. Новые петроглифы побережья оз. Байкал//Древнее Забайкалье и его культурные связи. - Новосибирск: Наука, 1985.
Тиваненко А.В. Древнее наскальное искусство Бурятии. Новые памятники. Новосибирск: Наука, 1990.
Шер Я.А. Петроглифы средней и центральной Азии // М.: 1980. 328с.
Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности история (с древнейших времён до XVII в. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1999. - Вып.З.
Интернет ресурсы
http://dostoyanieplaneti.ru/2909-angirskaya-peshchera
http://rockart.artemiris.org›ru/archsite/8
http://kronk.spb.ru›library/sher-yaa-1980.htm
Приложения.
Приложение 1.
Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Часть 1Л.: Наука, 1969. — 217 с.
Приложение 2.
Древние святилища Восточной Сибири в эпоху раннего средневековья. Автор: А.В. Тиваненко.
Приложение 3.
Бурятия в древности. История (с древнейших времен до XVII века). Выпуск №3 (А. Д. Цыбиктаров)
Приложение 4.
Приложение5.
Приложение 6.
Приложение 7.
(Приложение 8).
1 Миллер, Г. Ф. История Сибири [в 3 т.]/ Г. Ф. Миллер; РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо- Маклая. - 2. изд., доп. - М. : "Вост. лит." РАН.
2 «Бурятия в древности история (с др. времён до XVII в.). - Улан-Удэ: Изд-во БГУ
3 Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. — М.: Наука, 1980. — 328 с
4 Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. II. Л., 1970. часть 2, стр. 31-36.
5 http://dostoyanieplaneti.ru/2909-angirskaya-peshchera
6 А.П. Окладников, В.Д. Запорожская «Петроглифы Забайкалья, ч. II»; Изд-во «Наука», Ленинградское отделение; 1970 г.; стр 162
7 Алексей Тиваненко «Древняя письменность Сибири» Чита: Экспресс-издательство, 2011. — 348 с