Балтийская кухня: особенности, традиции и перспективы развития

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Балтийская кухня: особенности, традиции и перспективы развития

Новов Н.С. 1
1МБОУ лицей № 1 города Балтийска
Новова Е.Е. 1
1МБОУ лицей № 1 города Балтийска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В России активно развивается гастротуризм. Гости пробуют блюда, характерные только для данной территории, изготовленные из местных продуктов. Локаворство - очень модное направление в ресторанном бизнесе, в том числе и в Калининградской области. Начиная с 2014 года, поставки зарубежных ингредиентов в наш регион значительно сократились из-за санкций, рестораторам пришлось использовать локальные продукты. И теперь в постоянном контакте с местными производителями появляются новые блюда Балтийской кухни, и развивается это бренд, привлекая больше туристов и принося дополнительный доход местному бизнесу и региону.

Но многие жители «Янтарного края» России и его гости очень мало знают об особенностях Балтийской кухни и с трудом назовут несколько ее блюд. Популяризация бренда должна сопровождаться информированием населения о нем. Этим определяется актуальность выбранной темы.

Цель работы: выявить особенности Балтийской кухни.

Задачи: 1. познакомиться с локаворством и его принципами; 2. рассмотреть особенности формирования традиционной кухни; 3. изучить понятие «Балтийская кухня»; 4. составить и проанализировать карту «Ресторанов Балтийской кухни»; 5. создать картосхему «Продукции местных производителей Калининградской области» на основе собранных материалов; 6. изучить особенности блюд, предлагаемых под брендом «Балтийская кухня»; 7. рассмотреть возможные перспективы развития данного направления в нашем регионе.

Объект исследования: предприятия общественного питания, работающие под брендом «Балтийская кухня», местные производители сельскохозяйственной продукции, блюда Балтийской кухни. Предмет исследования: особенности Балтийской кухни и перспективы развития данного направления в гастрономии. Методы исследования: картографический, анализ и синтез. Полученные данные и созданные карты могут быть использованы для дальнейшего развития и продвижения бренда «Балтийская кухня».

1 Исторические аспекты формирования традиционной кухни

В 18 – 19 веках в России и Восточной Пруссии появились локаворы, то есть люди, предпочитающие есть продукты, выращенные в своей местности. Они считали их более полезными для здоровья. Среди них был Андрей Тимофеевич Болотов. Часть своей жизни он провел в Восточной Пруссии и внес большой вклад в признание в России помидоров и картофеля сельскохозяйственными культурами. Андрей Тимофеевич считал, что правильно (и для земли, и для людей) использовать в пищу продукты, производимые в своей территориальной полосе [2, 3].

Локавор (в переводе с английского «local» – местный, с латинского «vocare» – кушать) – это человек, употребляющий в пищу только выращенные у себя на грядке продукты или те, которые были изготовлены в радиусе 160-200 км (100 миль). Локавор полностью не отказываются от привезенных продуктов, он ограничивает их употребление [10].

«Локаворская кухня» - это принцип питания, приветствующий употребление в пищу только локальных продуктов.

В 2000-х годах журналист из Канады – А. Смит и Дж. Маккинон популяризовали этот стиль питания. Они стали употреблять в пищу только продукты, выращенные или произведенные в радиусе 100 миль от их места жительства.

Локаворы используют в пищу не только культурные растения, но и дикоросы, многие из которых сейчас считают сорняками (крапива, одуванчик). Они ищут максимально экологичную еду. Локаворство — это искусство комбинирования и исследования родной флоры и фауны с целью извлечения пользы и питательности. [10].

Основные принципы локаворства: 1) локальность (каждый устанавливает границу сам); 2) сезонность (используются только сезонные продукты в свежем или консервированном виде); 3) натуральность (продукты производятся без применения химии); 4) экологичность (минимальное загрязнение окружающей среды при транспортировке продуктов, их производстве и хранении); 5) поддержка местного производителя (выращивание сезонных овощей и фруктов) [7].

В локаворской кухне блюда по любым национальным рецептам готовятся из местных продуктов. Локаворы отказываются от несезонной еды; самостоятельно выращивают фрукты и овощи или покупают их у тех, кто выращивает их с использованием экологически чистых технологий. Они не используют консерванты и искусственные добавки, предпочитают свежие, минимально обработанные продукты. Врачи утверждают, что при использовании местных овощей, фруктов и ягод повышается иммунитет, пропадает целлюлит и стул становится стабильным, организм избавляется от шлаков. Свежеприготовленная пища дешевле, вкуснее и полезнее.

Вильям Похлебкин, известный исследователь в области питания, считает что «традиционное питание - это подлинная концентрация кулинарного опыта за много веков, причем опыта, учитывающего природно-географическую среду обитания и пищевое сырье каждого отдельного народа. Лучше и вернее такого опыта ничего быть не может. Первое условие правильного питания – не слишком удаляться от своей национальной кухни».

Самая здоровая и полезная пища – это блюда национальной кухни, знакомые и любимые, традиционные для всех поколений семьи. Но они должны быть разнообразными: мясные, рыбные, растительные, молочные, в горячем, холодном, соленом, квашеном, вяленом и ином виде, пряные, пресные, сладкие, острые, и кислые [7].

Кухня (от латинского соquīnа, сосinа, от coquere— «варить») — совокупность традиций и рецептов приготовления пищи, обусловленных историческими, географическими, культурными и иными условиями. Они имеют этнические, региональные и иные особенности, а также в соответствии с пищевыми религиозными запретами и традициями [1].

Национальная кухня - это система коллективных представлений о пищевых привычках нации, включающая в себя блюда, которые считаются репрезентативными для данной культуры, и так называемые специалитеты, то есть продукты, специфические для конкретной местности.

Согласно Н.С. Марушкиной, еда – это не только первооснова жизни и здоровья человека, но и важная часть культурно-бытового уклада социальной общности. Она обладает культурными и сакральными смыслами. По мнению З.М. Кешевой: «национальная кухня - это яркий компонент осознания культурной идентичности в социальном пространстве» [6].

С процессом приготовления и принятия пищи связаны важнейшие ритуалы и события в жизни человека (рождение, свадьба, похороны). Блюда национальной кухни связывают человека с его исторической родиной и семейными традициями [5].

Пищевые предпочтения народов исторически формировались под влиянием географического положения и экономического развития территории, а также культурных традиций и обычаев, определяющих образ жизни каждого этноса. Но из-за расширения ассортимента доступных пищевых продуктов на протяжении веков происходила вкусовая и качественная эволюция питания. Изменялся образ жизни, химический состав блюд, количество используемых продуктов, заимствовались продукты, блюда и способы их приготовления у других народов, то есть национальная кухня трансформировалась [6].

Многие блюда не национальные, а региональные. Рецепты и технологии приготовления еды распространяются на территориях, где есть необходимые ингредиенты и условия. В результате одни и те же блюда могут входить в состав различных национальных кухонь. Подлинно известно и документально подтверждено происхождение только малого числа блюд.

Таким образом, национальная кухня - это набор блюд, которые готовят представители данной национальности. Национальная кухня может развиваться путем совершенствования методов приготовления или через заимствование и перенос технологий с одних ландшафтных условий на другие, с заменой ингредиентов, в виду их отсутствия или появления новых, ранее неизвестных продуктов.

2 Особенности Балтийской кухни

Весной 2022 году администрация Калининградской области запатентовала бренд «Балтийская кухня», включающий в себя: 1) кулинарные традиции, сформировавшиеся на территории нынешней Калининградской области в течение последних семи веков; 2) локальные блюда, то есть блюда, произведенные из местных продуктов, выращенных на территории Калининградской области.

Рестораторы Калининградской области могут использовать бренд «Балтийская кухня» для продвижения своей концепции. В конце декабря 2022 года представители общепита и туризма подписали Манифест Балтийской кухни, созданный Балтийской высшей школой гастрономии под руководством М.Ткачёва. Его разрабатывали: рестораторы А.Мерзляков, Д. Акулов и П. Борисенко, бренд-шеф «Британика Проджект» С. Чадин, основатель Kaliningrad Street Food А. Исаев, создатель музеев Altes Haus и «Дом китобоя» А. Быченко и главный редактор медиагруппы «Западная пресса» Л.Антонова.

Рестораны, готовящие блюда из местных продуктов и продвигающие идеологию локальной кухни, получили знаки отличия — наклейки с изображением рыбы (рис. 1). Это своеобразный маркер на дверях заведений: здесь можно попробовать местные специалитеты.

Рисунок 1 Логотип бренда «Балтийская кухня»

Существует 2 типа знаков: 1) «Балтийская кухня. Туристическая достопримечательность». Он вручается заведениям, где практически все блюда готовят из местных продуктов и продвигают блюда Балтийской кухни (рестораны: «Штандаймм, 99», «БАЛТ», «Телеграф» и «Local»); 2) «Балтийская Кухня». Его получили рестораны, где представлены блюда разных кухонь, но они используют местные продукты и продвигают локальную гастрономию («Соль», «Seasons», «OBLAKA», «Dolce Vita» и «Чайковский»).

В области под брендом «Балтийская кухня» работает 25 предприятий общественного питания. Они отражены на созданной в процессе работы над проектом гугл-карте «Рестораны Балтийской кухни» (рис. 2): https://www.google.com/maps/d/edit?mid=18O9EwtrpFu9QVVf2v8SlV8n8gaizTOQ&usp=sharing. Карта была составлена на основе данных туристического портала Калининградской области [9] несколько месяцев назад.

Рисунок 2 Скриншот гугл карты «Рестораны Балтийской кухни»

На карте можно найти адреса и описания предприятий общественного питания с фотографиями (рис. 3). Но это не только рестораны, но и кафе, бары, бистро.

Анализ карты показал, что больше всего предприятий общественного питания под брендом «Балтийская кухня» в городе Калининграде, их двенадцать. В курортном городе Зеленоградске располагается 7 предприятий общественного питания под этим брендом, а в Светлогорске всего три. По одному ресторану «Балтийской кухни» есть в городах Неман и Пионерский. В поселке Железнодорожном кафе «У Гердавы» тоже продвигает данный бренд.

Рисунок 3 Скриншот гугл карты «Рестораны Балтийской кухни» с описанием и фотографиями одного из предприятий общественного питания

Но не все предприятия, использующие местные продукты и имеющие в меню блюда «Балтийской кухни», были отражены на туристическом портале Калининградской области, как работающий под данным брендом. В списке отсутствовали: «Усадьба», «Фазенда», «Гран Палас», «Домик в деревне», «Гравлакс» и многие другие. Которые следовало бы включить в него. Необходимо расширять сеть предприятий общественного питания, работающих под брендом «Балтийская кухня», включая в него новые и не только в Калининграде, Зеленоградске, Светлогорске, но и в иных городах и населенных пунктах Калининградской области, где есть очень много природных и культурно-исторических достопримечательностей, пользующихся большой популярностью у жителей и гостей «Янтарного края». Продвижению бренда «Балтийская кухня» способствует победа Калининградской области в трех номинация Всероссийской туристической премии RussianTravelAwards в 2024 году: «Регион гастрономического туризма», «Регион культурно-познавательного туризма» и «Регион mice-туризма».

На момент создания гугл карты, все показанные на ней предприятия общественного питания, на туристическом портале Калининградской области были отмечены знаком «Балтийская кухня», в настоящее время на сайте их осталось только 9: в городе Зеленоградске – это рестораны «Балт», «Телеграф», «Облака» и «Коптильный цех», в Светлогорске – ресторан «Local» и в Калининграде – рестораны «Seasons», «Штайндамм 99», «Dolce Vita» и «Хмель». Очень сложно объяснить с чем связаны эти изменения, но все остальные предприятия общественного питания, исключенные из данного списка, в своем меню имеют блюда Балтийской кухни и используют местные продукты. Поэтому в целях их дальнейшего продвижения и развития бренда «Балтийская кухня», они остаются на созданной нами гугл карте. В дальнейшем планируется добавить сюда и другие предприятия общественного питания, которые следуют принципам локальной кухни и готовят блюда Балтийской кухни.

А местные продукты используют не только рестораны города Калининграда, но и других населенных пунктов нашей области, а также кафе и гостевые дома. Сельскохозяйственная продукция, производимая в муниципалитетах представлена на картосхеме «Продукция местных производителей Калининградской области» (рис. 4).

Аграрии Янтарного края, в основном фермерские хозяйства производят и реализуют большой ассортимент продуктов питания. Это различные виды овощей: картофель, капуста, свекла, морковь, помидоры, огурцы, баклажаны, сладкий перец, лук, петрушку, укроп и так далее. А также ягоды и фрукты: яблоки, груши, сливы, клубника, голубика, ежевика, кивано (рогатая дыня), малина, смородина, крыжовник и много другое. Фермеры выращивают и собирают душистые и лечебные травы: мяту, иван-чай, базилик, фиалки, настурцию, создают лечебные чаи и удивительные напитки из них по собственным рецептам. У них можно приобрести не только свежие овощи, фрукты, ягоды, грибы, но и сушенные и консервированные (компоты, варенья, соки, уксус), а также мед и продукцию пчеловодства. Во многих фермерских хозяйствах разводят коз, коров, домашнюю птицу, реализуют мясо, молоко, сыры, молочную продукцию, яйца. В Гурьевском и Нестеровском районах можно отведать местный шоколад и изделия из него. Фермеры пекут домашний хлеб и другие хлебобулочные изделия [4].

Рисунок 4 Картосхема «Продукция местных производителей Калининградской области»

Наибольший ассортимент продукции в Гурьевском, Нестеровском, Багратионовском и Краснознаменском муниципальных округах, немного меньше - в Зеленоградском, Неманском и Полесском муниципальных округах. Наименьший ассортимент продукции - в Озерском, Черняховском муниципальных районах, в Калининградском и Светловском городских округах.

Анализ картосхемы показал, что сельскохозяйственные производители могут обеспечить предприятия общественного питания на всей территории Калининградской области разнообразной свежей и консервированной продукцией. Это должно способствовать развитию и распространению бренда «Балтийская кухня» по всему Янтарному краю. В муниципалитетах работают также гостевые дома, усадьбы, кафе-фермы, замки и так далее, в которых действуют небольшие предприятия общественного питания, готовящие еду для посетителей из своих местных продуктов и по уникальным рецептам. Они тоже должны работать под брендом «Балтийская кухня», продвигать его и угощать своих гостей блюдами Балтийской кухни, в частности рыбой и морепродуктами, так как Калининградская область располагается на берегу Балтийского моря (рис. 5).

     

Рисунок 5 Рыба и морепродукты: копченный угорь, строганина из пеламиды, шпроты из балтийской кильки

Копченый угорь – это вкусный деликатес, кулинарная гордость Янтарного каря. Его попробовать можно только здесь. В ресторанах копченый угорь дополнительно обжаривают на гриле, что делает вкус этого кулинарного шедевра еще более оригинальным. В городе популярен палтус, в меру диетическая и очень вкусная рыба. Его коптят, жарят на гриле, делают строганину, запекают.

В рыбных ресторанах можно отведать кулинарные изыски из щуки, вылавливаемой в водоемах области. Строганина из пеламиды – еще одна кулинарная гордость Калининграда и области. Пеламида не водится в Балтийском море, но Янтарный край – край рыбаков, и только здесь подают такую закуску, дополняя вкус рыбы маринованным луком, ржаным хлебом, лимонным соком и горчицей. Не менее аппетитна слабосоленая или жареная пеламида.

В Балтийском морском канале обитает лещ, еще одна кулинарная достопримечательность нашей области. Приготовленная свежевыловленная рыба очень вкусна. Лещ холодного или горячего копчения покупается туристами для себя и в качестве кулинарного сувенира для родных и друзей. Кулинарный секрет приготовления корюшки известен со времен средневековья. Эту ароматную рыбу жарят в панировке и подают к столу с картофелем, черным хлебом и ломтиками лимона. Слабосоленая сельдь, Калининградские шпроты – тоже кулинарная гордость. Улиток и мидий готовят в ресторанах и на кулинарных фестивалях.

Калининградская область - «столица сыров». Сыроварением здесь занимаются с середины 19 века. Особенно ценен сыр «Тильзитер», его начали производить еще в Тильзите (ныне - город Советск) (рис. 6). Хотя запатентовали рецепт сыра в Швейцарии, истинная родина молочного продукта - Восточная Пруссия.

       

Рисунок 6 Сыры, оленина и блюда из нее

Мясо оленя – кулинарное достояние Калининграда. В Восточной Пруссии на оленей охотились в Роминтской пуще, сейчас оленина поставляется с фермерского хозяйства, расположенного вблизи города. Ее запекают, жарят, делают стейки и строганину.

Традиционный напиток Балтийской кухни - пиво. Варить его в Кенигсберге начали в 13 веке. Эту традицию привезли рыцари Тевтонского ордена. Вскоре Восточная Пруссия стала столицей пивоварения. И сейчас пивовары используют рецепты настоящего немецкого пива, попробовать его можно в пивных барах, кафе и ресторанах.

Кёнигсбергские клопсы – это аутентичное блюдо Калининградской области (рис. 7) родом из Германии. Мясные клопсы - это шарики из фарша, которые варят в бульоне до полуготовности, а затем томят в сливочном соусе с каперсами. Они имеют нежную структуру и яркий вкус, их подают с картофелем или рисом. Кёнигсбергские клопсы подают во многих ресторанах и кафе с традиционной немецкой и европейской кухней.

Рисунок 7 Кёнигсбергские клопсы и кёнигсбергский флек

Кёнигсбергский флек – это горячее блюдо, которое варилось на основе говяжьего рубца с добавлением большого количества специй. Местным кулинарным достоянием оно стало еще во времена Пруссии. В 16 веке его готовили повсюду – в знатных домах, ресторанах, в уличных ларьках и на рынках. Недорогой и сытный, с ярким вкусом, он был любимым блюдом богатых и бедных. Сегодня его можно попробовать как в традиционном варианте приготовления, так и более современном, с добавлением различных ингредиентов.

Кёнигсбергский марципан - кулинарная визитная карточка Калининграда. Это миндальный десерт, который производился лучшими кондитерами Восточной Пруссии и экспортировался во многие страны. В Бранденбургских воротах работает музей марципана (рис. 8).

Рисунок 8 Кёнигсбергский марципан и Калининградский музей марципана

Соседство с Литвой повлияло на кулинарные предпочтения калининградцев. Здесь готовят холодный литовский борщ и цеппелины – картофельные клецки с творожной или мясной начинкой (рис. 9). Подаются они со сметаной и поджаркой из сала [8].

Рисунок 9 Цеппелины, немецкие колбаски, куршский пирог и журек

Длительное время территория нынешней Калининградской области находилась во владении Германии, поэтому в основе кулинарных традиций лежит немецкая кухня. Большой популярностью пользуются немецкие колбаски. Их подают в ресторанах, пивных барах, на кулинарных ярмарках.

В Калининграде популярны блюда польской кухни: журек (суп на мучной закваске, подающийся в хлебе), бигос, свиная шейка по-польски и многое другое. Их можно отведать в фирменных и европейских ресторанах и кафе.

В некоторых районах Калининградской области есть свой аутентичные блюда, например, куршские пироги. Они бывают сладкие и мясные. Их готовят с судаком и другими начинками.

Один из основателей гастробара «Соль», ресторанов Seasons и Matsu Izakaya, рыбного бистро FishDealer Д.Акулов говорит: «Мы живём в уникальном месте с очень привлекательным товарным ассортиментом — от рыбы до овощей, выращенных на польдерных землях. Использовать продукты, произведённые на нашей территории, — это экологично. Не нужно тратить огромное количество ресурсов, чтобы их упаковать и перевезти. Одновременно мы поддерживаем местных производителей, а ещё помогаем области развиваться в направлении сельского хозяйства. Общаясь с фермерами, мы показываем им, что нам интересно и с какими продуктами мы хотели бы работать» [8].

Бренд-шеф ресторана «Облака» В. Вьюник добавляет: «Мы должны создавать абсолютно новые блюда, не похожие ни на что другое – ни на чебуреки, ни на какую-то известную классику. Использовать современные методы, способы обработки, сочетания продуктов и вариации приготовления».

Ресторатор М.Ткачёв говорит: «Наша задача в том, чтоб написать свою страницу в истории Балтийской кухни. Создать хотя бы 10 блюд, которые станут шедеврами и будут через аромат, вкус, внешний вид выражать Калининградскую область. Рецепты, которые пройдут испытания временем, войдут в историю». В этих словах заключается философия Балтийской кухни.

Один из основателей ресторана «Телеграф» Р.Ершов считает, что ценность локальных продуктов – в их уникальности. Он говорит, что «местный продукт для нас – это язык, на котором мы общаемся с гостем, рассказываем о красоте нашей природы, о том, как она меняется в разные времена года, об уважении к ней. Мы делимся нашим восприятие области и местной культуры через призму гастрономии. Мы несем такую же миссию, как и музеи, театры, памятники. Туристы, приезжающие в Калининградскую область, первым делом ищут места, где можно поесть. Мы находимся на первой линии культурного соприкосновения и стараемся, чтоб гость нашей области максимально проникся ей» [8].

Туристы стараются попробовать именно местные специалитеты, и ресторатором выгодно предлагать Балтийскую кухню. Предприятия общественного питания, разделяющие философию балтийской кухни, становятся более успешными в бизнесе. Локальная кухня - мощный толчок для развития туризма [3].

Заключение

Локаворство - это принцип питания, приветствующий употребление в пищу только локальных продуктов. Национальная кухня - это система коллективных представлений о пищевых привычках нации, включающая в себя блюда, которые считаются репрезентативными для данной культуры, и так называемые специалитеты.

Бренд «Балтийская кухня» включает: 1) кулинарные традиции, сформировавшиеся на территории нынешней Калининградской области в течение последних семи веков; 2) локальные блюда, произведенные из местных продуктов. Под этим брендом работает 25 предприятий общественного питания. Больше всего их в городах Калининград, Зеленоградск и Светлогорск. Необходимо расширять их сеть, создавать там, где располагаются культурно-исторические и природные достопримечательности, востребованные у туристов. Этому способствует большой ассортимент продуктов, производимых местными аграриями.

Балтийская кухня – это региональная кухня. В ней сочетаются прусские, немецкие, русские, польские и литовские блюда. Ее основа - рыба, но также популярны оленина и утка. Балтийская кухня очень динамична. Она постоянно пополнятся новыми, удивительными рецептами, придуманными лучшими кулинарами из местных продуктов, а также возрожденными прусскими блюдами. Лучшие рестораторы работают над созданием уникальных блюд, которые бы через аромат, вкус, внешний вид передавали бы специфику нашего края, красоту его природы. Отведать их можно только в нашей области. В этом заключается философия Балтийской кухни.

Созданная гугл-карта будет дополняться информацией о новых предприятиях, работающих под брендом «Балтийская кухня», она может быть использована для их продвижения и планирования расширения сети. Возможно создание серии карт по отдельным видам продукции (овощи, фрукты и ягоды, мясо), формирование современной электронной базы местных производителей сельскохозяйственной продукции и соответствующей ей гугл-карты.

Список источников и использованной литературы

1.Бочкарева А.С., Хотина Ю.В. К вопросу формирования национальной культуры в системе общечеловеческих ценностей: исторический аспект // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2018. №5. С. 34-40.

2. В Калининградской области зарегистрировали бренд «Балтийская кухня». Lenta.ru. 13.05.2022 г. // https://lenta.ru/news/2022/05/13/balt_cuisine/

3. Гаджиев З. Г. Туристический имидж как источник конкурентоспособности региона // Историко-культурное наследие Поволжья и Приуралья как потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Казань, 2012. С. 132-138

4. Ешь своё. Климатический гастрономический путеводитель по Калининградской области. – Калининград: «Экозащита!», 2021.

5. Капкин М.В. Национальная кухня как элемент национальной культуры России: динамика исторических изменений в XIXXX веках. // https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-kuhnya-kak-element-natsionalnoy-kultury-rossii-dinamika-istoricheskih-izmeneniy-v-xix-xx-vv/viewer

6. Марушкина Н.С. Национальная кухня в условиях межкультурного диалога // Научный поиск. 2014. №2.6. С. 26-28

7. Питание «по местности». Что такое локаворство и с чем его едят? Газета «Комсомольская правда» 17.08.2019. https://www.komi.kp.ru/daily/27008.7/4072872/

8. Приготовлено в Калининграде: Кто развивает локальную гастрономию и где попробовать Балтийскую кухню. // https://www.tvoybro.com/exclusive/63534905379000000_kto-razvivaiet-lokalnuiu-ghastronomiiu-i-ghdie-poprobovat-baltiiskuiu-kukhniu

9. Туристический портал Калининградской области. // https://visit-kaliningrad.ru/

10. Что такое локаворская кухня. Правила модного кулинарного движения. https://food.ru/articles/7931-chto-takoe-lokavorskaya-kuhnya

Просмотров работы: 46