Растения родного края в мифах, легендах и преданиях

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Растения родного края в мифах, легендах и преданиях

Чаплыгина К.В. 1
1ГБОУ «Самойловская школа Новоазовского м. о.»
Париловская Г.И. 1Зварич В.В. 1
1ГБОУ «Самойловская школа Новоазовского м. о.»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Замечателен и разнообразен мир наших верных друзей – растений. Они дарят нам еду и жилье, очищают воздух, сохраняют реки и озера, дают сырье для синтетических веществ, создают тень и прохладу во время жары, согревают во время трескучих морозов, одевают и лечат нас. А какое эстетическое наслаждение оказывает созерцание пейзажа, покрытого растительностью! Украшенный яркими цветами травяной ковер, могучие деревья с ажурными кронами, необозримые просторы степей c бегущими волнами травостоя. Какое разнообразие форм и красок, удивительная щедрость и сказочно большое богатство, которое не исчерпывается от своих щедрот! И как его надо свято беречь, лелеять, не нарушать той волшебной гармонии, которая дарит нам жизнь!

Мы живем на просторах бывшего Дикого поля, измененного человеком до неузнаваемости. Уникальные степные растения иногда можно увидеть на нераспаханных склонах балок, обочинах дорог, окраинах лесополос. А еще весной и в начале лета можно увидеть людей, которые собирают букеты полевых цветов. Богатство степи, воспетое А.П. Чеховым и другими писателями, постепенно исчезает. Кто мы: сторонние наблюдатели или активные защитники природы родного края? Каждый из нас должен внести посильную лепту в охрану природы. Чтобы охранять – надо знать, а для этого необходимо изучать. Поэтому каждый должен знать о наших зеленых друзьях как можно больше. Остановимся и поклонимся каждому цветочку – яркому и величественному или едва приметному, знакомому с раннего детства и незнакомому, и они откроют перед нами волшебный мир легенд и преданий, рожденных на нашей земле и пришедших из далеких стран.

Цель: изучить легенды и предания о растениях родного края

Задачи:

- изучить литературу по данному вопросу;

- выяснить различия между мифом, легендой и преданием;

- расширить знания о природе родного края;

- привлечь своих ровесников к активной природоохранной работе.

Публикаций по данной теме много. При всем разнообразии наше внимание привлекла книга, написанная более ста лет назад известным ботаником Н. Золотницким «Цветы в легендах и преданиях». Автор перед читателем раскрывает удивительный и красочный мир цветов, в котором, как в капле воды, отражается история человечества. На просторах интернета можно встретить великое множество мифов, легенд и преданий о декоративных растениях, но нас интересовали статьи о дикорастущих растениях именно нашего края, их оказалось не так много. К тому же многие авторы не видят разницы между мифом, легендой и преданием. Эти понятия схожи, но между ними есть различия. Итогом нашей работы стали макет буклета и презентация «Растения родного края в мифах, легендах и преданиях», которые были представлены перед обучающимися школы.

Основная часть

Мы живем на просторах некогда существовавшей разнотравно-типчаково-ковыльной степи. Основу травяного покрова составляют типчак бороздчатый, ковыль Лессинга, ковыль волосистый, ковыль необыкновенный, ковыль азовский, ковыль Браунера, ковыль шершавый, ковыль тырса. К злаковым относятся также мятлик, стоколос, пыреи, лисохвост. Типичны для степи тысячелистник, пижма, вязель, лен, коровяк. Привлекают внимание своим цветением адонис волжский и весенний, гиацинтик Палласов, лапчатка весенняя, фиалка, барвинок, чистяк весенний, тюльпаны дубравный и Шренка и ирис низкий. Особый интерес представляют растения, входящие в группу перекати-поле: катран татарский, василек растопыренный, кермек. Жемчужиной степи по праву считают пион тонколистый или воронец. Из-за прекрасных цветов это растение почти полностью уничтожено человеком. Воронцы хорошо размножаются с помощью семян, поэтому на многих подворьях нашего села весной можно встретить эти удивительные растения.

Люди издавна пользовались дарами зеленого царства: потребляли корни растений, ягоды и плоды, сооружали здания, с их помощью добывали огонь, одевались и лечились. Однако для человека древних времен многое было непонятно в природных явлениях. Все, чтопоражало его и не находило объяснения, окружалось таинством. Слагались мифы, легенды, предания, которые передавались от поколения к поколению и переживали века, высекались на камне, записывались в древних рукописях.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает определение легенды, как поэтического предания о каком-нибудь историческом событии. «Предание - переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом». «Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы» [6]. Таким образом, сравнивая данные определения, можем выявить общие черты: появились в далекой древности; существовали в устной форме и передавались из уст в уста; часто дополнялись рассказчиками, приобретая фантастический характер.

В то же время, миф - это сказка или вымышленная история о жизни бессмертных богов, а в основе легенды и предания лежат реальные события о смертных героях, которым часто покровительствуют высшие силы.

Каждый цветок на обочине, в лесополосах, балках и оврагах несет нам свои тайны. А они для нас не только интересны, но и полезны. Растения могут рассказать очень многое: о культуре разных времен и племен, об истории происхождения того или иного географического названия.

Предание гласит: «Как-то остановились в степи два враждующих отряда — русичи и половцы. И те, и другие не знали, сколько у врага воинов, сколько лошадей. Нужна была разведка. Русичи отправили в стан врага лучшего разведчика — юношу по имени Ковыль. От половцев в сторону русичей тоже пошел лазутчик – хрупкая девушка по имени Типчак.

И надо же было такому случиться, натолкнулись эти разведчики в степи друг на дружку. Выходит, велика степь, да места в ней мало.

Девушка пыталась от русича убежать, да куда ей! Парень быстро ее догнал и связал. Да вот только когда Ковыль разглядел, что перед ним не вражеский воин, а девушка с бездонными черными глазами, не смог держать ее связанной. Очень она ему мила оказалась.

Типчак тоже не осталась равнодушной к Ковылю. Утром и русичи, и половцы, не дождавшись своих разведчиков, выдвинулись навстречу друг к другу. И на полпути и те, и другие увидели в степи влюбленную пару. Крепко обнявшись, юноша и девушка спали. А потом поженились. На месте, где ночевали русич Ковыль и прекрасная половецкая девушка Типчак, выросли травы» [1] (фото 1).

Ранней весной, из-за прошлогодней травы, степь имеет неприметный вид. Но стоит немного пригреть солнышку - и появляются первые, едва заметные, цветочки. Одной из самых первых зацветает вероника ранняя (фото 2). Название растения происходит от латинского слова veronica, что означает «истина». Растение было известно еще в средние века, когда его использовали для лечения ран и заболеваний. В современной медицине вероника ранняя используется как противовоспалительное и противоаллергическое средство. Есть легенда о том, что когда-то давно таких цветов на свете не существовало. А в одном селении жила девушка, без памяти любившая юношу и собиравшаяся за него замуж. Но избранник ее заболел и стал чахнуть день ото дня, и никакие лекарства не могли ему помочь. Девушка обратилась к местному знахарю с просьбой дать ей траву, способную вылечить любимого, но тот только покачал головой – такой травы на свете не существует. В отчаянии она ответила колдуну: «Тогда я стану такой травой!» - упала на землю и обернулась неведомым доселе нежно-зеленым растением с голубыми цветочками. Знахарь приготовил из растения отвар, напоил им юношу и произошло чудо – умирающий поправился [2].

В нашем крае растет еще вероника колосистая, которую можно встретить на сухих лугах, каменистых склонах, среди кустарников, вдоль дорог. Вероника дубравная предпочитает увлажненные участки и произрастает на полях, на лесных опушках, в садах.

О цветении фиалки можно судить по нежному тонкому аромату, которым наполняется степной воздух (фото 3). «Когда однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв ее мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса. Здесь, может быть, этот прелестный цветок остался бы и навсегда и никогда не попал к нам на землю, не случись, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном как раз в то время, когда рвала фиалки. В испуге она выронила из рук цветы на землю... и вот эти-то фиалки и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне» [3, с. 57].

Гиацинтик Палласа назван в честь Петера Симона Палласа, немецкого и российского учёного-энциклопедиста, прославившегося научными экспедициями по территории России (фото 4) .

Миф рассказывает, что, когда боги и люди были близки друг к другу, юного Гиацинта горячо любил бог света Аполлон. Однажды они развлекались метанием диска. Аполлон радовался успехам своего товарища, но коварный божок легкого ветерка Зефир из ревности подул на диск, и тот попал в голову Гиацинта. Рана оказалась смертельной. Горе Аполлона было безграничным, и вернуть к жизни юношу он не мог. Тогда он привел свои лучи на капли крови Гиацинта и превратил их в прекрасный цветок, который с одной стороны по форме напоминает букву А – инициалы Аполлона, а с другой – инициалы Гиацинта. Весной, когда солнечные лучи набирают силы после зимнего сна, земля покрывается изящными цветками, которые напоминают нам о верной дружбе» [3, с.135].

А вот еще один миф. Горячо полюбила богиня любви и красоты Афродита отважного сына царя Кипра Адониса. Однажды юноша ранил вепря, и тот разорвал его клыками. Узнав о трагедии, Афродита пошла искать тело любимого. Острые камни, шипы терна и шиповника ранили ноги и белоснежное тело богини. Горько она оплакивала Адониса. В память о возлюбленном капли его крови превратила в цветок удивительной красоты. С тех пор адонис одним из первых появляется весной и является символом разлуки и тоски, а цветки шиповника со временем превращаются в багровые ягоды, похожие на капли крови прекрасной Афродиты [5].

В нашей местности адонис волжский растет по степным участкам и склонам (фото 5). С лекарственной целью применяется надземная часть растения, которую собирают с момента цветения и до высыпания плодов. Из растения готовят препараты, регулирующие и стимулирующие деятельность сердца. Трава входит в состав противоастматической микстуры.

Горицвет (так часто называют адонис) — старинное народное средство при сердечных и почечных заболеваниях, судорогах и истерии. Знахари лечат им водянку и отеки, вызываемые сердечной недостаточностью. Используется адонис и в декоративном цветоводстве при создании газонов, декорировании парковых полян. Разрабатываются методы и способы выращивания адониса в культуре для фармацевтических нужд. Следует заметить, что высеянные семена прорастают на шестой- седьмой год. Крайне редко можно встретить адонис весенний, занесенный в Красную книгу (фото 6).

Название растению ирис дал знаменитый целитель Гиппократ в честь древнегреческой богини Ириды, провозглашающей людям волю олимпийских богов. Златокудрая богиня Ирида сходила по радуге на землю, поэтому слово «ирис» в переводе с греческого означает радуга. Согласно древнегреческой мифологии, богиня радуги Ирис (Ирида) порхала на лёгких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли её увидеть в каплях дождя или на радуге. В честь златокудрой Ирис был назван цветок, оттенки которого были также великолепны и разнообразны, как и цвета радуги [4].

Дикие виды ирисов распространены преимущественно в умеренных широтах северного полушария. Все виды ириса, благодаря живучести и неприхотливости, легкости размножения получили широкое распространение в культуре. Из корневищ ирисов получают эфирное масло, отличающееся тонким и нежным ароматом, устойчивостью. В нашей местности каменистые, хорошо продуваемые склоны балок весной покрываются великолепным пестрым ковром ириса низкого (фото 7). В начале лета на хорошо увлажненных участках можно встретить ирис луговой (фото 8).

Рассказывают, что в золотистом, плотно замкнутом бутоне этого цветка одно время было заключено человеческое счастье, и никто никак не мог добраться до него, хотя все пытались всеми способами: кто – силой, кто – хитростью, кто – заклинаниями. И шли к этому цветку, говорит легенда, и стар, и мал, и здоровый, и увечный, шли цари с блестящей свитой и нищие с клюкой, шли богатые, праздные моты и бедные с мозолистыми руками труженики. Толпы приходили, толпы уходили, но все напрасно – счастье не давалось им в руки.

Но вот однажды по лугу, где рос такой цветок, проходила одна бедная женщина. Бледная, истомленная, шла она, ведя за руку своего маленького мальчика, как вдруг заметила издали золотистый бутончик, о котором так много слышала. Она не помышляла, конечно, его раскрывать, так как знала, что это совершенно невозможно, но ей хотелось только посмотреть на цветок, который заключил в себе то счастье, которого она за всю свою жизнь не видела и тени, и о котором вздыхала не раз в тяжелые минуты жизни.

Она потихоньку-потихоньку, с замиранием сердца приближалось к нему… как вдруг ее мальчик, увидя блестящий бутончик, вырвался из рук и с громким смехом, размахивая ручонками, бросился к цветку. И – о чудо! О удивление! – в ту же минуту бутон раскрылся сам собой…

То, чего не сделали ни сила, ни заклинания, сделал веселый, беззаботный смех ребенка, так как пора нашего детства является действительно единственной порой всей нашей жизни, когда проглядывает по времени настоящее счастье [3, с.133].

Свое название тюльпан получил за форму цветка, напоминающий головной убор персов – тюрбан, от персидского «дюльбенд». Необходимо помнить о том, что при вырывании цветка тюльпана у основания луковицы, она начинает гнить, и тюльпан погибает (фото 9).

Жемчужиной наших степей считают воронец или пион тонколистый (фото 10). В прошлом его корневища применялись в народной медицине против подагры, ревматизма, кашля и разных желудочно-кишечных заболеваний. Он считается ядовитым растением, не поедается скотом. Кроме заповедников, растет пион тонколистый на степных склонах, среди кустарниковых зарослей. Нарядные крупные цветки его привлекают своей яркостью, служат объектом активного сбора и в результате безжалостно уничтожаются. Пион тонколистый внесен в Красную книгу как исчезающее растение. В Древней Греции цветок считали символом долголетия, и название его произошло от греческого слова «paionios». В переводе звучит как целительный, излечивающий. По другой версии, название произошло по названию местности, откуда родом один из сортов пиона, называлась она Пеония. А вот что говорит греческая легенда о его названии: «В древности жил один искусный врач по имени Пеон. Он был учеником Эскулапа, но превосходил его в мастерстве. Так как обладал таинственным растением, которое обладало лечебными свойствами. А когда он излечил от ран и омолодил бога подземного царства Аида, то Эскулап от зависти решил во что бы то ни стало погубить Пеона. Но бог ада не мог допустить этого и превратил Пеона в прекрасный цветок с лечебными свойствами» [3, с.225].

Заключение

На основе анализа литературных источников и проведенных исследований мы пришли к следующим выводам:

  1. Существуют сходства и отличия между мифом, легендой и преданием.

  2. Растения нашего края воспеты в древних сказаниях, а они для нас не только интересны, но и познавательны.

  3. Мы живем в зоне разнотравно-типчаково-ковыльной степи, измененной в результате хозяйственной деятельности человека.

  4. Необходимо изучать, беречь и охранять растительность нашего края.

  5. Для привлечения внимания к данной проблеме, были изготовлены буклеты и презентация, которые были представлены обучающимся школы.

  6. Работа в этом направлении должна быть продолжена.

Список использованных источников и литературы

  1. Афонин М. Е. Степная свадьба / М. Е. Афонин // Подъем. Литературно-художественный журнал. – 25.08.2022. URL: https://podiemvrn.ru/stepnaja-svadba (дата обращения: 16.05.2025).

  2. Вероника – легенда о любви | Александровский сад | Дзен

URL: https://dzen.ru/a/YPdTLBts3zOC4FvS (дата обращения: 26.05.2025).

  1. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. URL:

https://dl.libcats.org/genesis/601000/4b18a50b4f947f17f4236517e9d61e82/_as/[Zolotnicky_N.F.]_Cvetue_v_legendah_i_predaniyah(libcats.org).pdf (дата обращения: 20.05.2025).

  1. Легенда об ирисе (Флора Снегава) / Проза.ру

URL: https://proza.ru/2022/04/29/1367 (дата обращения: 18.05.2025).

  1. Рубрика «О чем молчат цветы». Адонис и его легенда. /Наша Столица / Дзен URL: https://dzen.ru/a/YLX0atELQUQK47TY (дата обращения: 23.05.2025).

  2. Толковый словарь Ожегова /сайт/ - URL: https://slovarozhegova.ru/ : (дата обращения 24.05.2025).

Приложение

Фото 1. Ковыль и типчак

Фото 2. Вероника ранняя.

Фото 3. Фиалка приятная.

Фото 4. Гиацинтик Паласса.

Фото 5. Адонис волжский.

Фото 6. Адонис весенний.

Фото 7. Ирис низкий.

Фото 8. Ирис луговой.

Фото 9. Тюльпан Шренка.

Фото 10. Пион тонколистый.

Просмотров работы: 36