Введение
80 лет прошло со дня великой Победы в Великой Отечественной войне. Но, листая старые альбомы, рассматривая фотографии прадедов, читая их воспоминания, мы снова оказываемся в тех лихих годах и вновь переживаем эти события. Наш город находился в глубоком тылу, но он не остался в стороне от этой трагедии. Как и вся страна, наши земляки сделали все, чтобы победа над фашистами была одержана.
Мы с одноклассниками часто проводим мастер-классы и классные часы для ребят младших классов. В этом году много тем было повещено Великой Отечественной войне. Одна из них была посвящена памятным местам нашего города. Когда мы собирали информацию, нас заинтересовало, почему у нас на площади ветеранов стоит танк Т-34, и как этот танк связан с нашим городом?
Изучая информацию об этом памятнике, мы узнали, что танки в нашем городе никогда не производились. И танк Т-34, стоящий на постаменте, является частью мемориала, повещённому Уральскому добровольческому танковому корпусу. Оказалось, что это очень легендарное военное соединение, которое формировалось в нескольких уральских городах, в том числе и в Молотове (в годы войны наш город носил такое название)
Мы поставили цель: привлечь внимание ребят к военному прошлому родного края и познакомить их с историей легендарного Уральского добровольческого корпуса через систему практических задач.
Любовь к Родине начинается с истории своей малой родины, мы должны помнить и гордится своими земляками, ставшими героями и на фронте, и в глубоком тылу. Говоря об истории нашей победы нельзя не рассказать об истории знаменитого Уральского добровольческого корпуса. Практические задачи помогут ребятам не только узнать исторические факты, но и на примере математических расчетов узнать о подвигах наших земляков на полях сражений.
Задачи работы:
Изучить исторические факты, связанные с Уральским добровольческим танковым корпусом (УДТК).
На основе собранных фактов составить математические задачи.
Оформить факты и задачи в виде виртуальной карты – «Военный путь Уральского добровольческого танкового корпуса».
Провести познавательный квест с ребятами 5- 6 классов.
Собрать и проанализировать отзывы о созданных продуктах
Описание хода работы и ее результатов
Глава 1. Создание виртуальной карты «Боевой путь Уральского добровольческого танкового корпуса»
Проведение анкетирования
На первом этапе работы было проведено анкетирование у ребят 5-8 классов нашей школы. Целью анкетирования было определить, что знают мои сверстники о земляках – героях Великой Отечественной войны. Известны ли им памятные места, где увековечена память о героях.
В опросе приняли участие 173 человека. 54% обучающихся смогли назвать земляков – героев Великой Отечественной войны. Среди названных были имена Анвара Гатауллина, Голева Леонида Дмитриевича, Гашкова Алексея Вениаминовича, Куфонина Сергея Федоровича, Крисанова Николая Васильевича. Это очень известные люди, герои, чья память увековечена в названиях улиц нашего города. Многие называли имена свих родных, воевавших на фронтах великой отечественной войны. Но стоит отметить, что 46 % опрошенных затруднились назвать фамилию героя. Все опрошенные смогли назвать хотя бы один памятник города Перми, посвященный Великой Отечественной войне. 63% респондентов отметили 3 и более памятников. Были названы такие памятные места: «Героям фронта и тыла», «Скорбящая», «Т-34» (при этом ни один из опрошенных не отметил, что это только часть памятника и не обозначил его правильное название), «Детям войны». Практически все опрошенные отметили, что памятное место, где установлен танк Т-34 посвящено Великой Отечественной войне. Однако несколько человек не знают, каким событиям он посвящен и почему размещен в нашем городе. Больше половины респондентов, это 72%, не знают расшифровку УДТК, и только меньшая часть отметила, что знает и написала правильную расшифровку – Уральский Добровольческий Танковый Корпус.
Все данные опроса были представлены в диаграммах (см. Приложение 1, Диаграммы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4).
Вывод: ребята очень мало знают о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны, их знания, как правило, ограничиваются широко известными фактами, которые они почерпнули из интернета, узнали от родных или услышали на экскурсиях по городу. При этом, особого интереса к этим данным ребята не проявляют. Следовательно, идея познавательного квеста, который позволит не только рассказать о героических страницах прошлого нашего края, героях - уральцах, но и, возможно, позволит пробудить интерес ребят к историческим данным, расширить кругозор, является очень актуальной.
Историческая справка «Этапы формирования УДТК и его боевой путь».
Свою работу по проекту мы начали с изучения истории УДТК и его боевого пути. Мы посетили Музей «Боевой славы Западного Урала», где очень подробно описан путь Молотовского формирования, изучили материалы сайтов «История УДТК», Центра документации общественных организаций Свердловской области, материалы Википедии.
Для создания карты, на основе полученных данных, была составлена небольшая историческая справка, в которой описаны этапы формирования УДТК и его боевой путь. Так как в формировании Уральского добровольческого танкового корпуса принимали участие жители трех областей: Молотовской (Пермской), Свердловской и Челябинской, мы решили отразить в своих заданиях сведения о добровольцах всех трех областей.
16 января 1943 года в газете «Уральский рабочий» появилась заметка: «Танковый корпус сверх плана». В ней сообщалось об обязательстве крупнейших коллективов танкостроителей Урала: изготовить в первом квартале, сверх напряженнейших заданий Государственного Комитета Обороны столько танков и самоходных орудий, сколько требуется для корпуса (Приложение 2 рисунок 1). Одновременно обучить из своих же рабочих – добровольцев водителей машин. В цехах заводов появился лозунг: «Сделаем сверхплановые танки и самоходки и поведем их в бой!». Инициативу народа подхватили Свердловский, Пермский (в годы войны Молотовский) и Челябинский областные комитеты партии. Они обратились в Центральный Комитет ВКП(б) и Государственный Комитет Обороны с просьбой разрешить сформировать и направить на фронт Уральский добровольческий танковый корпус.
11 марта 1943 года Нарком обороны И.В. Сталин присвоил добровольческому танковому соединению наименование 10-го Уральского добровольческого танкового корпуса. (Приложение 2 рисунок 2). Приказом Народного комиссара обороны от 11 марта 1943 года ему было присвоено другое наименование – 30-й Уральский добровольческий танковый корпус.
Согласно данным официального сайта УДТК (www.uldiv.ru) за годы войны УДТК принял участие в следующих боевых операциях: Орловская операция; Проскуровско-Черновицкая операция; Львовско-Сандомирская операция; Висло-Одерская операция; Нижне-Силезская операция; Верхне-Силезская операция; Берлинская операция; Пражская операция.
Н а основании этой справки нами была составлена карта боевого пути УДТК (Приложение 2 рисунок 3) на сайте genially.com, ссылка на карту https://clck.ru/3Loq3P
Так же перейти на виртуальную карту можно воспользовавшись QR кодом.
Места формирования и основные боевые операции УДТК отмечены на карте интерактивными флажками. При нажатии на флажок мы можем посмотреть историческую справку о Добровольческом корпусе и задачу, связанную с его героическим прошлым.
Содержание заданий
Свердловск (Екатеринбург)
26 февраля 1943 г. руководство областных комитетов партии совместно с Военным Советом Уральского военного округа приступили к формированию полков и бригад. И за короткий срок в партийные, комсомольские организации, в военкоматы было подано более 100 тысяч заявлений с просьбой о зачислении в корпус. Среди добровольцев было много квалифицированных рабочих, специалистов, командиров производств, активных коммунистов и комсомольцев. Всех на фронт отпустить не могли, т.к. это нанесло бы ущерб выполнению заказов фронта. Достойных кандидатов отбирали специальные комиссии, при этом ставились условия, что коллектив заменит уходящих на фронт
Задача 1. Было подано более 100 тысяч заявлений с просьбой о зачислении в корпус. Если учитывать, что городское население Свердловска на конец 1943 года составляло чуть менее 600 тысяч человек, то какая доля городского населения готова была вступить в Уральский добровольческий корпус?
Молотов (Пермь)
Предприятия города устанавливали связь с командованием корпуса, от которого получали боевые задания. Только на заводах города Молотова было выполнено 443 боевых задания. Об исключительном патриотизме уральцев свидетельствует тот факт, что добровольцев в корпус оказалось в десять раз больше, чем требовалось. Например, только за три дня в один только Кизеловский горком партии (Молотовская область) поступило 1263 заявления.
Задача 2. Для формирования Уральского добровольческого корпуса было подано более 100 тыс. заявлений, но отобрано было только около 9% - это были наиболее подготовленные и выносливые. Сколько бойцов насчитывал корпус во время своего формирования?
Челябинск
Уникальный подарок танкистам сделали златоустовские мастера-оружейники: для каждого добровольца на Инструментальном комбинате города Златоуста (Челябинская область) был изготовлен стальной нож, получивший неофициальное название «чёрный нож». Все танкисты УДТК – от рядового до командира – владели такими спецножами. (Приложение 2 рисунок 4). За эти ножи танковый корпус получил у немцев название «Schwarzmesser Panzer-Division» (нем. – «танковая дивизия чёрных ножей»). История донесла отрывочные характеристики, которые германские солдаты дали бойцам УДТК: «Перед нами опять появились уральские черти. Мы слишком хорошо знаем их по прежним боям, они… упорные и сражаются даже тогда, когда тяжело ранены», – написал в личных записках солдат вермахта Г. Берг.
Задача 3. Ножи для Уральского корпуса производились на Златоустовском инструментальном заводе-комбинате № 259 им. В. И. Ленина (ЗиК). Только в 1942 году произведено армейских ножей: 261000 штук, а в 1943 году производство возросло практически в 1,5 раза (из них в только в 1 полугодии произведено - 271000 штук). Сколько штук ножей произвели в всего 1943 году? Сколько из них было произведено во втором полугодии?
Орловская операция
Из воспоминаний танкиста 61-й гвардейской танковой бригады Ивана Раменского:
«…высота «212,2» за деревней Борилово. Танки Свердловской бригады с десантом на броне были встречены сильным огнём. Минометы с правого фланга отрезали наших автоматчиков от танков. Машина лейтенанта Дикого, вырвавшись вперёд, разворотила гусеницами два дзота, уничтожила противотанковую батарею и три миномёта. Но и «тридцатьчетвёрка» получила несколько пробоин, лейтенанта ранило, ещё один снаряд ранил башнёра Типунова, вывел из строя орудие. Механик Воронин помчал машину на вражеские окопы. Начал утюжить. Ранило и радиста-пулемётчика Докучаева. Машина загорелась. Воронин вылез под пули и снаряды и вывел машину.
Задача 4 За годы военных действий Уральским добровольческим корпусом было уничтожено 94 620 солдат и офицеров противника, 44 752 гитлеровца взяты в плен. При этом на 29 марта 1943 года в корпус было зачислено 9 660 человек. Сколько процентов составляет численность уничтоженных и взятых в плен фашистов от численного состава корпуса?
Проскуровско-Черновицкая операция
Уральский добровольческий танковый корпус имел приказ: войти в прорыв и перерезать железную и шоссейную дороги Проскуров – Тернополь в районе Волочиска, отрезав пути отхода проскуровской группировки противника на запад. 4 марта 1944 года корпус приступил к выполнению боевой задачи в районе Ямполя. В передовом отряде двигалась 61-я гвардейская Свердловская танковая бригада. К утру 26 марта гвардейцы Уральского танкового и 6-го механизированного корпусов очистили от врага Каменец-Подольский. В ходе этого сражения в УДТК появились первые Герои Советского Союза.
Задача 5. На 17 июля 1943 года материальная часть корпуса составляла: танков Т-34 - 202 единицы, Т-70 – 7 единиц и бронемашин БА-64 – 68 единиц. При этом за время военных действий Уральским Добровольческим корпусом было уничтожено на 400% больше единиц военной техники (танков и бронемашин) Вермахта. Какое количество танков противника уничтожили бойцы Уральского добровольческого корпуса?
Львовско-Сандомирская операция
Во время операции 4-я танковая армия, обходя крупные узлы обороны и уничтожая мелкие группы врага, продвигалась к Львову с юга. Особенно при штурме города отличились воины Уральского добровольческого танкового корпуса. 27 июля в результате концентрических ударов 3-й гвардейская танковой армии с запада, 60-й армии с востока и 4-й танковой армии с юга Львов был освобождён. Уральский добровольческий танковый корпус за отличия в операции получил почётное наименование Уральско-Львовский
Задача 6. Командир мотострелкового батальона гвардии майор Ишмухаметов умело организовал действия батальона в боях при освобождении города Львова 21-23 июля 1944 года. Его стрелки в составе передового отряда ворвались в город первыми. Батальон Ишмухаметова, прорвавшись вместе с танкистами к центру города, за три дня боёв уничтожил из противотанковых ружей и гранатами 6 «пантер», 3 «тигра», 4 пушки, 10 пулемётов, более 300 вражеских солдат и офицеров, около 100 гитлеровцев захватил в плен. Какой процент танков 8 дивизии Вермахта был уничтожен, если на 4 сентября 1941 года 8 дивизия имела 155 танков?
Висло-Одерская операция
Висло-Одерская операция – одна из крупнейших наступательных операций Великой Отечественной войны. За 23 дня советские войска продвинулись на глубину до 500 км, освободили значительную часть Польши и вышли на подступы к столице Германии. 35 вражеских дивизий были разгромлены, еще 25 потеряли от 50 до 70 % людей, вооружения и боевой техники.
Задача 7. Расчет орудия Ивана Дмитриевича Смирнягина, добровольца Уральского корпуса, по льду Одера переправил свою пушку. Не успели они закрепиться на берегу, хорошенько оборудовать огневую позицию, как на расчет двинулись 10 немецких танков. За ними пехота. Артиллеристы Смирнягина не дрогнули, вступили в бой. Подожгли 4 танка, но в этот момент вражеский снаряд разгромил орудие. В ход пустили пулеметы, автоматы. Плацдарм был сохранен, танки уничтожены. Какую часть танков расчет Смирнягина уничтожил при помощи только пулеметов и автоматов?
Нижне-Силезская и Верхне-Силезская операции
Из книги «Добровольцы Урала»: «4-я танковая армия, в составе которой воевали уральские добровольцы, приняла на себя главный удар вражеских войск. Стремясь удержать западную часть Верхне-Силезского бассейна гитлеровское командование подтянуло сюда несколько соединений. Против Уральского корпуса действовала дивизия «Охрана фюрера», на которую в Берлине возлагали особые надежды. Но уральские танкисты разгромили противника».
Задача 8 За время своего боевого пути Дивизия «Черных ножей», как корпус называли фашисты, уничтожила более 1100 танков и бронемашин, что составило более 3% от всех уничтоженных танков Германии, 1100 орудий и пулеметов разных калибров, что составило около 1% всех орудий Германии, 649 самолетов – более 1% всех самолетов Германии и более 95 тысяч фашистов, что составило более 3% потерь личного состава вермахта на восточном фронте. Какие общие потери понесли фашистские захватчики на восточном фронте?
Берлинская операция
23 апреля 1945 года Молотовская танковая бригада ворвалась в населённый пункт Штансдорф, расположенный на ближних подступах к Берлину. Затем сюда же подошли Челябинская танковая и Унечская мотострелковая бригады, к исходу дня 25 апреля почти полностью овладели районом Целендорф.
26 апреля Челябинская танковая бригада овладела городом Бабельсбергом, где освободила 7 тысяч узников концлагеря.
Задача 9
За время Великой Отечественной войны воинам корпуса вручили 42 368, из них пермским танкистам – 4130 орденов и медалей, 27 солдат и сержантов стали полными кавалерами орденов Славы, 38 гвардейцев носят звание Героя Советского Союза, из них 6 человек из нашего края. Сколько процентов наших земляков получили ордена и медали? Сколько процентов от всех награжденных званием Героя Советского Союза – пермяки?
Пражская операция
Закончили уральцы войну 9 мая 1945г. в Праге. С северо-запада и севера утром вступили в Прагу соединения 3-й гвардейской танковой армии, а днем - соединения 13-й и 3-й гвардейских армий. Первым в Прагу ворвался экипаж танка Т-34 Челябинской танковой бригады под командованием лейтенанта И.Г. Гончаренко из взвода лейтенанта Л.Е. Буракова.
Задача 10 Боевые операции
27 июля – 29 августа 1943 года: Орловская операция;
4 марта – 18 апреля 1944 года: Проскуровско-Черновицкая операция;
14 июля – 12 августа 1944 года: Львовско-Сандомирская операция;
12 – 31 января 1945 года: Висло-Одерская операция;
8 – 22 февраля 1945 года: Нижне-Силезская операция;
8 – 31 марта 1945 года: Верхне-Силезская операция;
16 апреля – 2 мая 1945 года: Берлинская операция;
6 – 9 мая 1945 года: Пражская операция
Сколько суммарно дней Уральский добровольческий корпус был непосредственно задействован в боевых операциях?
За годы войны танковая часть стала прославленной, дошла до Берлина и Праги. Осенью 1945 года УДТК получил звание 10-й гвардейской Краснознаменной Уральско-Львовской танковой дивизии, орденов Октябрьской Революции, Суворова и Кутузова, а также имя маршала Советского Союза Малиновского. Героя Советского Союза стали 38 гвардейцев УДТК, еще 27 солдат и сержантов стали полными кавалерами ордена «Славы» III степеней.
За отличные боевые действия, героизм, мужество и отвагу уральских добровольцев Верховный Главнокомандующий 27 раз объявлял корпусу и его частям благодарности. Воинам корпуса вручено 42 368 орденов и медалей, на знаменах 15 частей корпуса – 54 ордена.
В память о ратном подвиге уральским танкистам установлены памятники в Берлине, Праге и Штейнау (Польша), во Львове и Каменецк-Подольске, в Свердловске и Перми рис.4), Челябинске и Нижнем Тагиле, других малых городах Урала и во многих населенных пунктах, которые освобождали добровольцы. В честь 10-го Гвардейского уральского добровольческого танкового корпуса назван екатеринбургский мотоклуб «Черные ножи». Имена и боевые подвиги погибших в сражениях танкистов-добровольцев золотыми буквами вписаны в историю Государства Российского, увековечены на обелисках и стелах населенных пунктов Урала (Приложение 2 рисунок 5).
Глава 2 Апробация: проведение познавательного квеста на основе виртуальной карты «Боевой путь Уральского добровольческого танкового корпуса»
С целью проверки эффективности разработанного методического материала и его соответствия возрастным особенностям обучающихся мы провели апробацию созданного сборника задач в виде познавательного квеста с использованием Карты боевого пути УДТК. Задачивключали оценку уровня усвоения материала, интереса обучающихся к теме и практической применимости задач.
2.1. Организация апробации
Апробация проводилась на базе МАОУ «СОШ №77 с углубленным изучением английского языка» г. Перми» с участием обучающихся 5, 6 и 8 классов. В апробации приняли участие более 90 школьников. Занятия проводились в формате квеста с элементами истории, математики и краеведения (Приложение 2 рисунок 6). В классах осуществлялось деление на команды и имело элемент соревновательности. Так как в этом году мы отмечаем 80 лет со дня победы в Великой Отечественной войне, занятия проводились в конце апреля – начале мая, что позволило еще раз подчеркнуть значимость героизма воинов Великой Отечественной войны.
2.2. Содержание апробации
В ходе квеста ребятам были представлены не только созданные нами задачи, но и воссоздан боевой путь УДТК. Ребята имели возможность совершить виртуальное путешествие по местам сражений УДТК, познакомились с особенностями формирования корпуса, а также узнали много нового о героях-уральцах, освобождавших нашу Родину от фашистских захватчиков. По итогам прохождения этапов ребята должны были заполнить текст с пропусками (Приложение 2. Текст 1).
Данная работа позволила нам провести анализ результатов апробации, а ребята получили возможность обобщить полученные знания и еще раз их зафиксировать для себя (Приложение 2 рисунок 7).
2.3. Результаты апробации
Анализ результатов показал высокую эффективность разработанного материала. Учащиеся 5 класса лучше всего справились с задачами на основе простых математических вычислений и логических связей. Ученики 6 класса продемонстрировали хорошие результаты при решении задач с элементами исследования. Восьмиклассникипоказали высокий уровень усвоения материала при работе с комплексными задачами, требующими анализа исторических фактов. По итогам квеста ребята оставили отзывы, приведем несколько примеров:
«Урок мне понравился. Я узнал много нового про УДТК, про их большой вклад в победу, а также потренировался в решении интересных задач». (Иван Л.)
« Мне очень понравился урок так как я узнала много нового, были интересные задания и много чего я даже не знала, это круто что я получила какие то новые знания, так же мне понравился формат самого урока, я считаю что это хорошая возможность рассказать ребятам о роли нашего родного края в Великой отечественной войне». (Диана С.)
«Мне понравилось, как урок соединил историю и математику. Было здорово узнать о подвигах наших земляков - танкистов. Особенно поразили факты не только военной, но и трудовой доблести наших прадедов». (Степан Д)
Спасибо за интересный урок! Задания были несложными, но помогли запомнить важные факты о войне. (Лиза М.)
2.4. Выводы
По итогам апробации можно сделать следующие выводы:
материал соответствует возрастным особенностям обучающихся;
задачи, представленные нами, вызывают устойчивый интерес к изучению истории родного края;
данная работа способствует развитию критического мышления ребят;
при этом стало понятно, что при использовании данной работы в дальнейшем, необходимо внести корректировки в сложность задач для каждого возраста.
Необходима доработка виртуальной карты для придания ей большей визуализации (добавить иллюстративный материал, характеризующий описываемые в задачах события).
В целом жепробация подтвердила актуальность и практическую значимость проекта, что позволяет его использовать в дальнейшем в образовательной практике.
Заключение
Таким образом в ходе создания и реализации проекта цель была достигнута и решены все поставленные задачи. Основная цель – привлечение внимания школьников к военному прошлому родного края и знакомство с историей Уральского добровольческого танкового корпуса через систему практических задач – была полностью реализована.
Проведенные исследования позволили собрать и систематизировать значительный объем исторических материалов о героическом пути УДТК. На основе этих данных были разработаны уникальные математические задачи, которые не только обучают школьников, но и знакомят их с реальными событиями и подвигами земляков-уральцев. Практическая часть проекта - создание виртуальной карты «Военный путь Уральского добровольческого танкового корпуса», стала инновационным образовательным продуктом, объединяющим историческую и математическую составляющие. Проведенный познавательный квест с обучающимися показал высокую эффективность разработанного материала и вызвал живой интерес у ребят.
Анализ результатов апробации подтвердил, что использование практических задач является эффективным способом изучения истории родного края. Школьники не только усваивают исторические факты, но и развивают математические навыки, учатся анализировать информацию и устанавливать причинно-следственные связи.
Особую ценность, на наш взгляд, в данной работе представляет такой подход к изучению истории, когда патриотическое воспитание сочетается с развитием логического мышления и практических навыков. Это помогает формировать у обучающихся целостное представление об историческом прошлом и гордость за подвиги земляков.
Проект доказал, что изучение истории родного края может быть не только познавательным, но и увлекательным процессом, способствующим формированию патриотических чувств и развитию интеллектуальных способностей учащихся.
Таким образом, проект успешно решает важную задачу патриотического воспитания школьников через знакомство с героическим прошлым родного края, что является необходимым условием формирования гражданской позиции и любви к Родине у современных школьников.
Ссылки на источники:
Дивизия черных ножей http://masterok.livejournal.com/783474.html
История создания уральского добровольческого корпуса https://clck.ru/3MTzzK
Легендарное оружие: https://clck.ru/3MTzq9
Памятник Уральскому Добровольческому корпусу https://clck.ru/3MU29B
Подвиг Пермских танкистов. К 75-летию УДКБ https://clck.ru/3MU2Cz
Потери в Великой Отечественной войне: https://clck.ru/3MU26W
Уральский добровольческий танковый корпус https://klyaksina.livejournal.com
Уральский добровольческий танковый корпус. Центр сохранения памяти УДТК http://history-udtk.ru/
Уральский добровольческий танковый корпус (УДТК) в истории Великой Отечественной войны. Пермский Государственный архив социально-политической истории. https://clck.ru/3MU2o8
Приложение 1
Диаграммы
1.1.
1.2
1.3.
1.4
.
Приложение 2
р исунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Текст 1
УДТК в цифрах
Городское население Свердловска на конец 1943 года составляло чуть менее 600 тысяч человек, из них ____% готовы была вступить в Уральский добровольческий корпус.
Во время формированиякорпус насчитывал ______ бойцов. Для корпуса в Златоусте было произведено в 1943 году ______ ножей, иних во втором полугодии 1943 года ______ штук. За годы войны УДТК было уничтожено и взято в плен 139 372 нацистких преступника, что составило ___% от численного состава корпуса. Во время военных действий было уничтожено _____ танков противника, при этом было уничтожено ______ % танков 8 дивизии Вермахта. Героически вели себя уральцы в боях и на реке Одер. Так расчет Ивана Дмитриевича Смирнягина уничтожил _________ часть танков противника. В целом, на восточном фронте гитлеровцы понесли огромные общие потери ____ орудий, ______самолетов, _______ личного состава. За все время войны УДТК был задействован в боевых операциях____________ дней. За время Великой Отечественной войны воинам корпуса вручили 42 368, из них пермские танкисты составили __________%, 38 гвардейцев носят звание Героя Советского Союза, из них наших земляков ____%.