Экскурсия для обучающихся в Свято-Екатерининскую пустынь

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экскурсия для обучающихся в Свято-Екатерининскую пустынь

Искяндарова С.Р. 1
1МБОУ Видновская СОШ № 1 Ленинского городского округа Московской области
Каранникова С.В. 1
1МБОУ Видновская СОШ № 1 Ленинского городского округа Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  1. Введение

Актуальность темы исследования

В настоящее время заметно вырос интерес к изучению родного края – его истории, культуры, жизни выдающихся земляков. Поэтому сейчас изучению краеведения в школе уделяется большее внимание, чем раньше. Эффективной формой краеведческой работы становится экскурсия к тому или иному объекту прошлого. Такая форма расширяет кругозор обучающихся, пополняет их знания, помогает не только донести до их сознания картины прошлого, но и способствует сохранению исторической памяти и преемственности поколений, что влияет на формирование активной жизненной позиции обучающихся.

В нашей школе периодически организовываются экскурсионные поездки по городам России и Московской области. Однако краеведческим маршрутам родного края почти не уделяется внимания. Поэтому мне хотелось бы восполнить этот пробел.

Мысль о начале изучения истории и событий Свято-Екатерининской пустыни появилась у меня, когда я узнала, что в мире всего два монастыря, освящённых в честь Святой Великомученицы Екатерины и один из них находится в черте нашего города. Мне довелось побывать там на экскурсии, прочитать книги, статьи, посмотреть статьи в периодических изданиях. История такого уникального памятника старины поразила меня, и возникло желание поделиться знаниями с другими. С моим учителем истории мы отобрали необходимый для этого материал. Сначала я провела виртуальную экскурсию для своих одноклассников, позднее моими экскурсантами стали учащиеся 4 класса, которые изучают предмет Основы православной культуры в рамках ОРКСЭ. Первые опыты в роли экскурсовода показали живой интерес школьников к истории родного края, поэтому считаю данный вид деятельности актуальным и перспективным.

Степень изученности темы

На сегодняшний день внимание историков, краеведов, культурологов приковано к изучению отечественной истории. По теме данного исследования имеется немало исторического материала. В монографиях и сборниках, используемых в данной работе, есть подробное описание исторических событий. В местной печати (газета «Видновские вести», журнал «Наш край») помещены небольшие статьи краеведческого содержания. Однако, в отличие от монографий и сборников, имеющих научную основу, информация в СМИ публицистического характера. В Свято-Екатерининском монастыре экскурсии для населения проводятся силами насельников, однако не так часто и в определённые дни, ведь главное предназначение монахов связано с совсем другой деятельностью. Мне бы хотелось проводить экскурсии для школьников, когда в этом возникает необходимость.

В данной работе объектом исследования сталСвято-Екатерининский мужской монастырь, который непосредственно связан с жизнью, историей и развитием культуры нашего края.

Предмет исследования – краеведческая экскурсия как форма внеклассной работы с обучающимися.

Цель моей работы – формирование краеведческой культуры, воспитание чувства патриотизма на основе составленной краеведческой экскурсии.

Гипотеза: предположим, что использование исторических фактов во время краеведческой экскурсии будет способствовать лучшему усвоению знаний о родном крае у обучающихся.

В процессе работы необходимо решить следующие задачи:

1. Собрать необходимые сведения о монастыре, о Святой Великомученице Екатерине.

2. Подготовить экскурсию для обучающихся.

3. Использовать различные формы заданий для лучшего усвоения информации обучающимися.

Этапы исследования

На подготовительном этапе – проработка темы с руководителем данной работы, консультации по возникающим вопросам.

На описательном этапе – сбор разных сведений об объекте исследования, фотографии, сопоставление и анализ информации.

На методическом этапе – отбор видов и форм заданий для участников экскурсии.

На обобщающем этапе – оформление работы, использование материала для внеклассных мероприятий, классных часов, конференций.

II. Основная часть (рассказ экскурсовода по теме экскурсии)

Великомученица Екатерина

Обитель носит имя Святой Великомученицы Екатерины, день памяти которой отмечается 7 декабря. В главном соборе монастыря находится чудотворная храмовая икона Святой. Рядом с ней начинаешь многое переосмысливать, задумываешься о собственной жизни.

В IY веке христиане подвергались жестоким пыткам и гонениям. Именно в это неспокойное время в Александрии жила Екатерина, знатная и богатая, красивая и умная. Женихи со всей округи съезжались к этой девушке. Но Екатерина поставила условие, что выйдет замуж только за того, кто превзойдёт её в учёности, богатстве и знатности. Так как выполнить это было невозможно, то постепенно её перестали беспокоить. Екатерина не переживала и занималась тем, что ей доставляло удовольствие, – науками.

Однажды мать Екатерины, тайная христианка, рассказала о своей дочери знакомому епископу. Тот ответил, что знает того, кто выполнит условие Екатерины. Девушка заинтересовалась, а епископ подарил ей икону с изображением Богоматери с Младенцем Иисусом. Екатерина долго смотрела на подарок и незаметно для себя уснула. Во сне ей было видение. Богоматерь говорила Иисусу: «Смотри, какая красивая и умная девушка!». Иисус отворачивал Своё лицо и отвечал: «Ничего этого в ней нет».

На утро Екатерина рассказала о сне епископу, на что тот ответил: «Иисус так говорил, потому что ты не христианка». Девушка заинтересовалась христианским учением и вскоре приняла Святое Крещение. Как-то во сне к ней снова явилась Богоматерь с Младенцем Иисусом. «Вот теперь, – молвил Он, – я вижу красивую, умную, знатную девушку и нарекаю её Своей Невестой». С этими словами Он надел ей на палец кольцо. Проснувшись, Екатерина увидела на руке подарок своего Небесного Жениха.

Вскоре весть о том, что Екатерина стала христианкой, быстро распространилась. Правитель Александрии Максимиан Геркулий пытался уговорить Екатерину отречься от веры во Христа, сулил дорогие подарки, пугал, но девушка была тверда в своей вере. [7] Тогда Максимиан устроил показательный процесс, на который призвал пятьдесят мудрецов-язычников, чтобы публично доказать ошибочность взглядов Екатерины и нанести своей победой, как он полагал, серьёзный удар по христианству. В ночь перед публичным спором девушке было видение, в котором Христос обещал помощь и укрепил силы Екатерины. Он послал Архангела Гавриила, который, оставаясь для всех невидимым, помогал девушке с ответами во время диспута. Процесс не только доказал правоту мужественной Екатерины, но и способствовал тому, что все мудрецы, признав себя побеждёнными, объявили себя христианами, за что и были сожжены на костре.

Что только не испробовал жестокий Максимиан, – ничего не помогало победить стойкость духа Екатерины. Видя, что всё бесполезно, правитель Александрии отдал приказ бросить Екатерину в темницу, чтобы уморить её голодом. Но голуби, неся в клювиках воду и пропитание, пробирались сквозь решётку окна и кормили девушку. Когда Максимиан приказал отворить двери тюрьмы, надеясь увидеть бездыханное тело узницы, то поразился: Екатерина была как прежде красива и свежа. Среди толпы прокатилась волна изумления. Люди шептались: «Наверное, христианский Бог всемогущ, раз творит такие чудеса». [13]

В гневе жестокий правитель велел привязать Екатерину к пыточному колесу. На этом жутком приспособлении человека вращали, а железные крючья вонзались в тело жертвы так, чтобы человек медленно умирал. Но как только девушку привязали, пыточное колесо разлетелось на куски, которыми были убиты палачи.

Тут понял грозный император:

Екатерину не сломить.

Он приказал своим солдатам

Святую девушку казнить.

Оставшись верной христианкой,

Молилась в смертный час она,

Была в главу усечена. [5]

Но с места казни тело Екатерины исчезло, а спустя время чудесным образом появилось на Синайском полуострове. Там и возник монастырь в её честь.

С той поры прошло семнадцать веков. Но до сих пор Екатерину чтят люди в разных городах и странах. Меня восхищает сила духа, непоколебимая вера этой девушки, в которой соединились простота, чистота помыслов и глубокая мудрость.

В честь Екатерины монастырь был основан и в наших краях. Он ничем особенным не знаменит, разве что скромной непритязательностью насельников да красотою окрестных берёзовых рощ. Но за внешней простотой кроется великая сила русской души, которую не сломить ничем.

Святая обитель

В старину одним из любимых развлечений русских царей была соколиная и псовая охота. Как нельзя более подходили для этого берёзовые рощи и заросли орешника, чередовавшиеся с обширными полями, пересекаемые мелководными чистейшими ручейками. Эта местность называлась Ермолинские Рощи. Здесь царь Алексей Михайлович повелел устроить зверинец. В конце ноября 1658 года государь с приближёнными охотился около зверинца и остался на ночлег. Ночью, когда тихий сон смежил его усталые очи, вдруг царю показалось, что шатёр осветился необыкновенным сиянием и перед ним предстала дева ангельской красоты в белой одежде. Алексей Михайлович узнал её: это была Святая Великомученица Екатерина. Она сказала: «Не пугайся, царь. Я пришла сказать тебе, что Господь даровал тебе дщерь на утешение». Царь пробудился и тотчас велел всем ехать в Москву. У села Коломенское охотникам встретился гонец, который вёз им известие о рождении царевны. Царь осенил себя крестным знамением и, воскликнув: «Чудны дела Твои, Господи!», решил назвать свою дочь в честь явившейся ему Святой Великомученицы Екатерины. На месте чудесного видения царь повелел основать обитель.[11]

Первые её деревянные постройки появились в 1658 году. Однако уже в 1664 году царь повелел возвести каменные сооружения. Строительство государь поручил приказчику из Москвы А. Мерчукову, но сам лично следил за устроением новой обители. К лету 1667 года начались работы по внутреннему благоустройству палат. В дар церкви Алексей Михайлович принёс икону Святой Великомученицы Екатерины, украшенную драгоценной ризою, славившуюся как чудотворная.

В 1679 году строительство каменной церкви было завершено, и 11 октября состоялось её торжественное освящение.

Владения Пустыни ширились. В 1764 году, по данным описи церковных имений, она имела 99 десятин земли (примерно 108 гектаров) под берёзовым лесом, орешником, пашней и сенокосом, а также 5 десятин под усадьбами и выгоном. В алтаре храма имелось более ста старинных икон с серебряными окладами, украшенных золотыми венцами, жемчугом и драгоценными камнями. В ризнице находился позолоченный ковчег с частицей мощей Святой Великомученицы Екатерины и других святых, а также много драгоценной церковной утвари. При монастыре была богатая библиотека, для богомольцев из других мест соорудили деревянную (как бы мы сейчас сказали, гостиницу) светлицу. [1]

В конце XVIII века, при настоятельстве архимандрита Мелхиседека, жизнь Пустыни изменилась. Вместо старых построек был возведён новый каменный собор, который был освящён во имя Святой Великомученицы Екатерины, обновлён старинный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, построены два корпуса келий. Вокруг была возведена невысокая, но «весьма красивая» ограда с четырьмя башнями по углам. Надвратная церковь во имя Дмитрия Ростовского стала одним из лучших сооружений того времени. К сожалению, имён зодчих не сохранилось. [1]

Сменялись власти, государи,

И шёл к концу галантный век.

Обителью премудро правил

Архимандрит Мелхиседек,

Людей богатых к обновленью

Заштатной пустыни привлёк,

И с Божьего благоволенья

Расцвёл чудесный уголок.

О том из северной столицы

Пеклась сама императрица…

Была возведена ограда

С большими башнями в углах

И ангелами на шатрах.

Величественный и нарядный

Екатерининский собор

Главу злачёную простёр

В бездонный купол небосклона.

Украсили собор колонны,

Внутри был благолепен он

И с церковью соединён

Старинной. В честь она

Апостолов Петра и Павла

Была переосвящена. [5]

Война 1812 года не причинила обители особого вреда. Ворвавшиеся в Екатерининскую пустынь «безбожники-французы» лишь постреляли немного по колоколам. Беда пришла позже.

В начале XIX века обитель посетил архимандрит Фотий, который снял с себя золотой крест, украшенный драгоценными камнями, и передал его настоятелю «на поддержание монастыря и на нужды братии». Крест, оценённый в девять тысяч рублей, свято хранили многие годы и позднее водворили на чудотворную икону Святой Екатерины. Слух о подарке архимандрита Фотия вышел за пределы монастыря. Злое дело замыслили люди, которые под видом богомольцев проникли в собор. Но креста там не было. Накануне вечером, почуяв беду, настоятель монастыря снял крест с иконы и отнёс к себе в келью. Воры утащили много ценных вещей и бежали. Судьба пропажи неизвестна. [8]

От кражи был ущерб немалый,

Но пустынь всё же процветала.

Известность пустыни росла.

Тому способствовала много

Ещё железная дорога. [5]

Россия вступала в ХХ век. Ни кипение политических страстей, ни пожары и погромы революции 1905 года не коснулись Свято-Екатерининской пустыни. В ноябре 1908 года должно было исполниться 250-летие основания обители. Екатеринин день в том году обещал быть особенно праздничным и многолюдным. Но 13 сентября в монастыре был убит настоятель Екатерининской пустыни игумен Мартирий. Очевидно, убийство было совершено с целью грабежа боевиками-максималистами, к чьим услугам часто прибегали социалисты-революционеры для пополнения партийных касс. Игумен Мартирий был похоронен на территории монастыря. Надгробие над его могилой чудом сохранилось до нашего времени.

Злодейское убийство настоятеля Екатерининской пустыни стало как бы роковым предвестником будущих величайших бед святой обители.

Монастырь в ХХ веке

Когда началась Первая мировая война, из разорённых западных областей двинулись на восток тысячи беженцев, не пожелавших остаться под немцами. Именно тогда и появились в наших краях 164 монахини Красностокского Рождество-Богородичного монастыря, находящегося в Белоруссии. После Октябрьской революции Екатерининская пустынь была закрыта. Но красностокским матушкам благодаря участию В. И. Ленина разрешено было в ней поселиться.

Вскоре здесь была организована сельскохозяйственная трудовая артель. Первые годы были трудными. Но матушки смиренно трудились, усердно молились. Монахини наладили хозяйство, да так, что стали кормить всю округу. Осенью жители Расторгуева относили в монастырь список требуемых продуктов на зиму, и монахини на подводах привозили и ссыпали в погреба заказчиков всё, что им надобно: картошку, свёклу, морковь, белокочанную и цветную капусту, невероятно вкусную квашеную капусту, редьку, лук, яблоки, мёд. В течение всего года расторгуевцы покупали в монастыре дешёвые молочные продукты, огурцы, помидоры; почти задаром пили превосходный квас, приготовленный по собственным красностокским рецептам, брали хлеб монастырской выпечки. Те монахини, которые имели медицинский опыт, ещё и лечили заболевших жителей.

Хозяйственные успехи шли рука об руку с добрыми отношениями в артели. Любые, даже мелкие вопросы решали сообща, коллективно. В общем, в обители осуществился тот самый социализм, к которому стремились власти. Казалось бы, радуйся осуществлению своей мечты, помоги или, по крайней мере, не мешай происходящим удивительным делам. Но Советской власти это оказалось не по силам. Хорошо работающие, но идеологически чуждые сёстры Красностокского монастыря казались враждебными и опасными. Пустынь была обречена. Летом 1931 года пришла телеграмма из Москвы: в 24 часа очистить помещения монастыря. Бедные матушки были в отчаянии. О судьбе монахинь в дальнейшем известно мало. Настоятельница Елена была взята под стражу. Те, кто был помоложе, ещё смогли найти себе пристанище, а пожилых монахинь можно было видеть просто сидящими на железнодорожной станции Расторгуево.[13]

Монастырь закрыли. Но ещё четыре года продолжала действовать монастырская надвратная церковь. Строения же бывшей Екатерининской пустыни были отданы под тюрьму, где содержались уголовники, имевшие небольшие сроки заключения. Но были здесь и профессиональные воры, закоренелые бандиты. Вскоре ещё появилась колония малолетних преступников.

Трагична судьба оставшихся при церкви монахинь и иеромонаха Пантелеимона: всех их постигла мученическая кончина.

В 1935 – 1937 годах в бывшем монастыре велись работы по оборудованию здесь другой тюрьмы. Устроителем её стал сам народный комиссар внутренних дел Н. И. Ежов.

В 1938 (по другим данным в январе 1939 г. [11]) году секретная политическая тюрьма приняла первых своих подследственных. В Екатерининском соборе были устроены допросные, в которых столы и стулья были прикручены к полу, а внутреннее убранство купольной части скрыли низкими потолками. Также в храме сделали гараж, в надвратной колокольне баню для персонала. Чтобы не «смущать» охранников, лики святых на стенах были зачерчены гвоздём.

Из-за близости имения Суханово новая тюрьма стала именоваться Сухановской. Она была рассчитана на 150-160 заключённых. Надзирателей с охраной было 70 человек. Снаружи тюрьму охранял отряд НКВД особого назначения.

Всё, имевшее отношение к новой тюрьме, содержалось в строжайшей тайне. Имён здесь не было. Не только заключённые, но и охрана существовала под номерами. Родственникам узников сообщалось, что их родные находятся на Лубянке, в Бутырках или Лефортове. В официальных бумагах для внутреннего употребления тюрьма именовалась «Спецобъект № 110», а в народе её называли «Сухановкой». Знающие люди понимали, что «Сухановка» – это конец, гибель, ад кромешный. В этой тюрьме содержались лица, занимавшие прежде крупные государственные посты, видные партийные деятели, высокопоставленные военные чины, дипломаты, иностранцы. Но попадали сюда и обыкновенные студенты, члены семей «врагов народа». [3]

7 апреля 1938 года Ежов был снят с должности, его место занял Л.П. Берия. 8 декабря 1938 года Ежов был арестован, а ещё через четыре месяца, 10 апреля 1939 года препровождён в основанную им тюрьму, где провёл девять месяцев. Палач был казнён, но страшная тюрьма продолжала действовать. Народная молва прочно связала Сухановку с именем Берия, называя её теперь «Бериевской личной тюрьмой» и даже «дачей Берии». Здесь применялись 52 вида пыток. Тюрьма считалась самым страшным местом заключения.[12]

Из ужасающей темницы

Живыми вышли единицы,

А смертью кончили свой век

Здесь тридцать тысяч человек. [5]

Тюрьма существовала шестнадцать лет. В годы Великой Отечественной войны здесь содержали ещё и «военных преступников». Среди заключённых были писатель Исаак Бабель, литератор Сергей Эфрон, режиссёр Всеволод Мейерхольд и другие.

О зверствах помнить мы должны,

Но осуждать убийц не надо,

Им Бог судья. На муки ада

Их души Им обречены. [5]

С 1931 по 1991 год монастырь принадлежал НКВД-КГБ-МВД. В 1958 году в бывшей Сухановке была размещена областная тюремная больница, а с 1965 года – Учебный центр ГУВД.

В результате долгой борьбы Свято-Екатерининская пустынь была возвращена верующим, сначала частично, позднее полностью. 14 апреля 1992 года по решению Святейшего Патриарха Алексия Второго и Священного Синода Русской Православной церкви, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Свято-Екатерининской пустыни был назначен иеромонах Тихон (Недосекин). В 1992 году на Пасху в Екатерининском храме была совершена первая Божественная литургия. В монастыре было всего три монаха, но постепенно их число увеличивалось. Сейчас их одиннадцать. Обитель стала возрождаться.

На маленьком клочке земли, отгороженном стенами Свято-Екатерининского монастыря, где предстала во всей глубине трагедия русского народа, началось, наконец, тяжкое мучительное восстание из тьмы и бездны грехопадения.

Уроки зла пусть помнят люди,

И больше никогда не будет

Темниц в святых монастырях,

А храмы в сёлах, городах,

Не рушатся, темны и пусты.

Пусть расцветает на глазах

Екатерининская пустынь. [5]

В заключение приведу слова служащего в монастыре отца Владимира (Маслова), который, приехав на станцию Расторгуево в первый раз, спрашивал у местных жителей, где находится Свято-Екатерининская пустынь. Те пожимали плечами, тогда отец Владимир уточнял: «Рядом есть Учебный центр милиции». Местные жители сразу же подробно описывали дорогу. [13] Отец Владимир мечтает о том времени, когда путь к Святой обители будут знать все без каких-либо ориентиров. И это время наступает.

III. Методическая часть.

Виды деятельности:

а) в основе учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;

в) движение – один из основных признаков экскурсии;

г) экскурсия предполагает организацию активной познавательной деятельности обучающихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.

Технологии

1. Технология сотрудничества.

2. Личностно-ориентированные технологии.

3.Технологии проблемного обучения.

4. Технологии критического мышления.

План мероприятия

1. Организационный момент, сообщение темы и целей мероприятия.

2. Актуализация знаний обучающихся.

3. Изучение нового материала.

4. Работа с понятиями.

5. Рефлексия.

6. Подведение итогов мероприятия.

Проезд: от школы до станции Расторгуево на автобусе № 364 (10 минут), далее пешком 1 км. Продолжительность экскурсии 1час (без учёта времени на дорогу).

Проблемные вопросы и задания

На месте экскурсии экскурсовод сообщает обучающимся проблемное задание: сегодня мы познакомимся с историей возникновения Свято-Екатерининского мужского монастыря, имеющего многолетнюю историю. В конце экскурсии мы ответим на вопрос, как имя христианской святой, жившей в IV веке нашей эры в Александрии Египетской, оказалось связанным с Россией XVII века, с именем русского царя Алексея Михайловича Романова, с историей основанной им обители – Свято-Екатерининской пустыни, возрождающейся ныне в Подмосковье?

Экскурсанты делятся на две группы. В соответствии проблемным заданием каждая получает подтему:

1. Жизнь Святой Великомученицы Екатерины.

2. История существования Свято-Екатерининской пустыни.

Игры после экскурсии

«Незаконченное предложение». Экскурсовод начинает фразу, обучающиеся должны её закончить. Например: Екатерина жила …, Император воспринял известие о крещении Екатерины …. Метод формирует умение анализировать и воспроизводить информацию по памяти.

Экскурсовод предлагает для закрепления знаний игру «Тонкий-толстый вопрос». Обучающимся предлагается придумать для другой группы по 2-3 вопроса с кратким ответом («тонкий вопрос») и 2-3 вопроса с развёрнутым ответом («толстый вопрос»). Метод формирует умение задавать вопросы как основной движущей силы мышления.

После экскурсии проводится игра «Да-нет». Экскурсовод загадывает нечто, обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да», «нет», и «да» и «нет». Метод формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину и умение систематизировать информацию.

Учебное задание на этапе опроса (КИМы)

1. Что вы узнали о жизни Екатерины до принятия ею христианства? (Екатерина происходила из знатной семьи, занималась науками, была язычницей).

2. Какие чувства вы испытали во время рассказа о Екатерине? (Сочувствие, сопереживание, сострадание. Восхищает сила духа, непоколебимая вера девушки, в которой соединились простота, чистота помыслов и глубокая мудрость).

3. Что легло в основу создания монастыря? (Чудесное видение царю Алексею Михайловичу Святой Екатерины в Ермолинских Рощах).

4. Какие события происходили в монастыре за годы его существования? (В истории монастыря происходили радостные и трагические события. Особенно трагичным стал период в советское время).

5. Почему монастырь был закрыт? (Монастырь был закрыт по решению советского правительства, т.к. советская власть занимала отрицательную позицию по отношению к религии).

6. Как с годами менялся внешний облик монастыря? (В эпоху духовного возрождения монастырь был отреставрирован, передан верующим).

Проверка проблемного задания по группам.

Экскурсовод предлагает обучающимся ответить на проблемное задание в соответствии со своими подтемами. Обсуждение.

Рефлексия:

Продолжите предложение:

Сегодня мне понравилось …

Меня удивило …

Мне захотелось …

Экскурсия дала мне для жизни …

Оценка приращения знаний и достижения целей:

Я не знал … – теперь я знаю …

«А напоследок я скажу»

Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это сказать спасибо (кроме экскурсовода)?

Перспективы: по итогам экскурсии обучающиеся готовят буклет-путеводитель, в котором будут содержаться фотографии, информация о зданиях монастыря, карта маршрута, схема проезда до исторического объекта и другие сведения.

IV. Заключение

Свято-Екатерининская пустынь – уникальный памятник культурного наследия, место, где свет православия струится на каждого. История монастыря поражает до глубины души. За время своего существования он пережил и расцвет, и унижение, и возрождение. Теперь Свято-Екатерининская пустынь обретает прежнее духовное и видимое великолепие.

На судьбу монастыря наложила отпечаток непростая история всей Русской Православной Церкви. Были периоды процветания, били и те времена, когда монастырь находился на грани закрытия. ХХ век привел к страшным переменам. Однако ни Октябрьская революция 1917 года, ни гражданская война, ни преследования верующих не смогли потушить в обители огонь духовной жизни. Став пристанищем для красностокских монахинь, монастырь продолжал быть местом милосердия даже в жестокие времена.

Трагическим временем стали 1930-1950-е годы, когда здесь функционировала политическая тюрьма. Но даже в эти годы оставшиеся на храмах кресты становились символом благословения обречённых на смерть заключённых.

Надолго монастырь пришёл в глубокое запустение, прервалась монашеская жизнь. Но молитвой и трудами Свято-Екатерининская пустынь постепенно возрождается и обустраивается, радует каждого, кто ступает на её многострадальную землю, удивительной атмосферой покоя и умиротворения.

Экскурсия в монастырь подтвердила выдвинутую гипотезу. После рассказа ребята выполнили все задания, активно отвечали на вопросы, делились своими впечатлениями. Само место способствует не просто запоминанию каких-либо фактов, но делает участников сопричастными событиям, формирует и воспитывает душу.

Список литературы

Монографии и сборники

1. Гарин, Г.Ф., Кудрявцев М.Н. Екатерининскя пустынь // Видновский край с древнейших времён до наших дней: очерки истории [под общ. ред. главы Ленинского района В.Ю. Голубева]; сост. А.П. Зименков, А.В. Плотников. – Видное: администрация Ленинского района, Краеведческое общество Ленинского района. – 2006. – 655 с. – С. 123-125, 161-163, 239-241, 312-314, 566-571

2. Головкова, Л. А. Свято-Екатерининский мужской монастырь: в 2-х кн. М.: Свято-Екатерининский мужской монастырь [и др.]. – 2010. ISBN 978-5-94509-032-3

3. Головкова, Л. А. Сухановская тюрьма. Спецобъект 110. – М.: Возвращение, 2014. – 164 с. – ISBN 9-785715-702326

4. Городу Видное – 35 лет!: [Буклет ко дню рождения города. Видное]. – 2000.

5. Егорова, Е. Н. Свято-Екатерининская пустынь. История в стихах. Видное. – Издание 2-е, доп.– 2016. ISBN: 978-5-904685-15-7

6. Ленинский район – моя малая Родина // Видновский край с древнейших времён до наших дней [под общ. ред. главы Ленинского района В.Ю. Голубева]; сост. А.П. Зименков, А.В. Плотников. – Видное: администрация Ленинского района, Краеведческое общество Ленинского района. – 2008. – 238 с.: ил., портр., цв. ил.; ISBN: 978-5-88289-354-4

7. Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Часть 2.: Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX-XX вв. Религия и мир. / под ред. М. Аксеновой. – М.: Аванта+. – 2004. –688 с. ISBN 5-94623-085-9

Публикации в СМИ

Печатные ресурсы

8. Головкова, Л. А. Екатерининская пустынь. // Московский журнал. История государства Российского. – 1995. – № 3, 8, 11

9. Зименков, А.П., Кудрявцев, М.Н. Об одной забытой артели. // Видновские вести. – 2000. – № 17 и 18

10. Тищенко, В. А. Свято-Екатерининская пустынь. // Наш край: [издание МОУ Видновской средней общеобразовательной школы № 1]. Видное. – 1999. – № 1

Электронные ресурсы

11. Свято-Екатерининский мужской монастырь. Официальный сайт. История. http://ekaterinamon.ru/?sa=X&ved=2ahUKEwjSmPbMsOz9AhWS4bIKHcFMDiEQyK4DegQIAxAn

12. Головкова, Л. А. «Дача Берии». Спецобъект № 110 тайная тюрьма Сталина находилась не в далекой Сибири, а под Москвой. Бессмертный барак

https://bessmertnybarak.ru/article/dacha_berii_spetsobekt_110/

Беседы, интервью

13. Беседа с клириком Екатерининского мужского монастыря города Видное Московской области игуменом Владимиром (Масловым) / [записала] С.В. Каранникова //Видное. – 2023. – 5 ноября

Просмотров работы: 17