«Его книги помогают людям стать
лучше, чище душой »
В Воронов
1.Введение
Я живу в красивом городе Сальске. Он хорош в разное время года. В нем много интересных людей, занимающихся творчеством. Одни из них учат детей танцевать, петь, пишут прекрасные картины, другие - художественные произведения: стихотворения, рассказы, повести. Об одном моём современнике, писателе Алексее Ивановиче Глазунове я и хочу рассказать. На страницах его книг нашла то, что именно сегодня, сейчас, в данный момент способно изменить, утешить, поддержать .Действительно ли книги Глазунова А И помогают стать лучше и чище душой? Такой проблемный вопрос я поставила в центре моей исследовательской работы.
Целью данного исследования является изучение произведений А. И. Глазунова, члена Союза писателей России, воспитывающих нравственные качества личности
Гипотеза: произведения о родном крае А. И.Глазунова способствуют воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, ответственности у подрастающего поколения.
Задачи исследования:
-познакомиться с поэтическим и прозаическим творчеством А.И.Глазунова;
- рассмотреть произведения о родном крае, природе, степных обитателях;
- выяснить его отношение к писательскому труду;
- оценить роль и значение творчества писателя;
Методы: исследование, анкетирование (Прил.1), интервьюирование (Прил. 2), анализ, систематизация материала.
Актуальность: в нашем мире очень актуальны вопросы нравственности и искренности чувств. Это то, чего не хватает современным людям и что можно найти в произведениях писателей, одним из которых является А. И. Глазунов; обращение к его творчеству может способствовать духовному развитию современного поколения.
При написании работы я пользовалась книгами А.И.Глазунова, статьями из периодической печати, а также сайтами интернета: beregovoy@ctsnet.ru, ,donpisatel@yandex.ru
1. Основная часть. «Я хотел, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку»
1.1 « Я свой край не устану любить…»
С творчеством сальского поэта и писателя А. И Глазунова, члена Союза писателей России, я познакомилась недавно. Он является одноклассником моей бабушки и добрым другом семьи, поэтому я не раз с ним встречалась, разговаривала. А. И Глазунов является выпускником 1972 года МБОУ лицея №9 г Сальска. Через 11 лет после получения аттестата, в 1983 году, на страницах ростовской газеты «Комсомолец» состоялся поэтический дебют молодого поэта, ставшего победителем литературного областного конкурса среди сотен участников.
А. Азовский, ростовский писатель, увидел в произведениях начинающегося автора «программу на всю жизнь. Справится ли он с ней – покажет время!». И время показало: справился. В первых его стихах – истинное, возвышенное чувство любви к Родине и исторические истоки этого светлого чувства:
Степь полынью настояна горькой там, где дед мой сражался в бою.
А былое годами не стёрто – снова память тревожит мою.
Боль и раны травою покрыты…Юность деда я помню всегда!
Из будёновки, шашкою сбитой, прорастает тюльпаном звезда.
Будет радостно мне или горько, я свой край не устану любить…
Нет степи без полыни прогорклой, как и родины нет без степи.
(« Полынь»)
1.2 « Если и есть рай, то он здесь, на земле!»
А. И Глазунов написал много интересных произведений, но я прочитала только некоторые из них. Главная тема этих произведений– любовь ко всему родному, близкому. Чувство любви к родной земле неотделимо от чувства любви к природе родного края. Автор точно подмечает рождение утра и наступление вечера, смену времен года. Природа для него - живое существо. А. И. Глазунов обращается к ней, любуется, восхищается.
Особенно мне нравится сборник миниатюр «Степные тропки», который был издан писателем в 2014 году. В нём – картинки из жизни степной природы. С любовью описывает А. Глазунов всё, на чём останавливается его пытливый взгляд, приглашая читателя сделаться внимательным наблюдателем за донской природой. Он просит читателя оглянуться вокруг, присмотреться: зелёные рощи и лесопосадки, цветущие степи, колосящиеся поля, созревшие плоды и овощи в садах и огородах, пение птиц, удивительные животные - наши «меньшие братья»,- всё это может увидеть наблюдательный человек. «Если и есть рай, то он здесь, на земле!» - утверждает писатель. Автор щедро делится своими чувствами, переживаниями с читателями.
С большой любовью рисует А. И Глазунов наши донские степи и их обитателей: «По весне невозможно усидеть в квартире, находиться в городе. Заулыбалось апрельское солнце, разгладило морщины насупленного небосвода, обласкало дальние закутки сальских степей. Охватывает непреодолимое желание увидеть горизонт». ( «Пролог»)
А.И. Глазунов восхищается парой белых лебедей, облюбовавших полынью у моста. Как будто замерли они, вытянув длинные шеи. А вокруг них суетятся дикие уточки. «Ах ты, мать честная!» - вырывается изнутри. Видно, не так уж всё плохо в нашей родной степи, если посетили её эти гордые величественные птицы».
Интересно описывает автор встречи со «стайками серых куропаток», с «испуганным зайцем», с рыжей лисой-красавицей и диким стадом кабанов. Чувствуется, что писатель любит родную землю, понимает и ценит её прелесть и неповторимость. Читаешь строки и окунаешься в волшебную страну красоты и покоя, царства природы. Автор, чтобы показать гармонию в природе, использует различные изобразительно - выразительные средства языка: текстуальные антонимы, лексические повторы, олицетворения, метафоры, синтаксический параллелизм, эпитеты.
Сальский живописец, друг А. И Глазунова, А. Павленко, подтверждает: «Если бы Глазунов был художником, лучшего пейзажиста было бы не найти». Художник подарил Глазунову замечательную картину: весенняя степь в тюльпанах, писатель смотрит вдаль, а вокруг него - герои его произведений. Сейчас эта картина находится в центральной детской библиотеке.
Перед читателем «Степных тропок» разворачиваются насыщенные красками, звуками и запахами родной земли полотна из жизни донского края
Сердцем прикипел поэт к родным полям, перелескам. Он понимает, что благодарная природа сторицей воздаст тому, кто бережно к ней относится. Природа в произведениях А. И Глазунова проходит через все времена года в красках и звуках, то преображаясь и приукрашиваясь весной и летом, то успокаиваясь и засыпая осенью и зимой.
Эти лирические зарисовки раскрывают трепетные патриотические чувства, которые производит на читателя родная природа, с безграничной любовью описанная словами автора. И отклики на его произведения выше всяких похвал Об этом я узнала, проводя исследование творчества А. Глазунова, когда нашла его страничку в интернете на сайте «СТИХИ.РУ», « Проза . РУ» и официальном сайте «ООО «Союз писателей России» - Главная», http://donpisatel.ru/ https://www.stihi.ru/avtor/glazunovsalsk:
Евгений Пахомов 16.05.2017 10:28 Рецензия на «Журавлик» (Алексей Глазунов) Прочитал. Очень рад. Не перевелись еще на Донской земле настоящие писатели.
Рецензия на стихотворение «Весна» (А. Глазунов) Красиво написано... Чувствуется "школа" М. Шолохова и А. Калинина. Доводилось бывать в сальских степях именно в эту пору...
1.3 «Нельзя бросать тех, кого мы приручили»
В.Воронов, известный ростовский писатель, член Союза писателей России, приезжавший не раз в наш город, так говорил о творчестве А. Глазунова: «Его книги помогают людям стать лучше, чище душой». И с этим нельзя не согласиться. Книги А. Глазунова, действительно, делают людей лучше и чище душой. Мне запомнился рассказ «Бусинка». Читаешь - и плакать хочется. Казалось бы – обычная история.
Плотник Пашка приносит домой щенка. Все были в восторге, особенно дети Маринка и Владик: «Целыми днями они радостно играли со щенком, вихрем носились по комнатам, с лёгкостью взбирались на постель. Купали его, целовали. В доме метались визг, смех, и звонкое тявканье. Пашка с женой светились от счастья». Но вот проходит время, и Бусинка всем надоела. Никто за ней не ухаживает, никто не играет. Путается собака под ногами, гавкает на кого попало. И решает Пашка « завезти» собаку с лёгкой подсказки друга Петьки. Поехали в соседнее село крышу крыть, Бусинку – в мешок. Выбросили на обочине дороги. Думал Пашка - всё, отделался от собаки. Но и представить не мог, что собачья преданность перевернёт его душу. Вечером, возвращаясь домой, увидели парни: сидит Бусинка у обочины дороги, ждёт. Проскочили. Пашка оглянулся - сидит собака на месте, встречая и провожая взглядом бегущие машины. Через неделю снова в соседнюю деревню пришлось ехать. Пашка волновался: неужели ждёт? «На обочине всё там же, сидела маленькая, мокрая, дрожащая собачка». Не выдержал Пашка. Остановил машину. Забрал собаку домой, покорённый её верностью.
Рассказ небольшой, но поучительный. Нельзя бросать тех, кого мы приручили. Человек должен нести ответственность за свои поступки. Казалось бы, простое содержание и обычная история. Сколько брошенных животных ходит по дворам нашего города! Оглянись, человек! Помоги несчастному существу, накорми, обогрей. Прояви милосердие. Не будь равнодушным. Автор не произносит ни одного назидательного слова. Но так мастерски ведёт повествование, что мысли его, облечённые в художественную форму, проникают в душу, будоражат совесть, заставляют делать правильные выводы.
1.4 «Монеты… так зачем они на свете?»
Перечитывая первые произведения Алексея Ивановича, я поняла: передо мной яркая индивидуальность, поэт, обладающий сильным и своеобразным видением мира, широтой и дерзостью, умеющий различать добро и зло:
Промокший, брел я по степи в забродах
С единственным желаньем – сбить озноб,
Но все сильней ярилась непогода,
И спрыгнул я в заброшенный окоп.
Пахнуло плесенью, древесной гнилью
И вдруг увидел я монеты круг.
На ней – стервятник зло раскинул крылья,
И свастика застыла, как паук.
Я замер: мне пройти она мешала
И устрашающий ее был лик,
Как будто мина ржавая лежала,
Готовая взорваться в каждый миг…
Как будто бы возник передо мною
Фашист. С ним автомат наперевес,
Он скалился и жил еще войною,
Мир ненавидя весь.
Монеты… так зачем они на свете?
Кто говорит – для жизни, для добра,
А эта же чеканилась для смерти,
И сколько жизней здесь оборвала…
И вверх швырнув зловещую монету
Под крик взлетевшей стаи воронья,
Я разрядил заряд в нее дуплетом
Из дедовского верного ружья.
Стихотворение «Монета» - о мирной жизни. Но тема исторической памяти, войны, воплотившейся в немецкой монете, на которой «свастика застыла, как паук» - это олицетворение зла на земле, мимо которого нельзя
пройти равнодушно.
Отголоски войны услышала я и в стихотворении «Дед Матвей». Это
рассказ о судьбе его двух сыновей-солдат, которые «через поле дорогою к
дому все шагают с проклятой войны». А. Глазунов ярко описывает жизнь
героев, события. И у меня в воображении невольно создалась картина
происходящего:
А. И. Глазунов глубоко прочувствовал жестокость и трагичность войны. Обращение к вопросам нравственности, гражданственности, искренности позволяет увидеть писателя глубоко мыслящего, переживающего за современное поколение. Глазунов поднимает читателя до понимания тайны воздействия событий века на человеческую душу, причём делает это ненавязчиво, прекрасно владея словом.
1.5 «Всегда нужны лучистые и чистые»
В ряде рассказов Глазунов размышляет о своём творчестве, о литературе в целом, её природе, закономерностях, о том, какие жизненные проблемы она должна раскрыть. Устами героев писатель выражает своё понимание творчества, спорит о различных проблемах литературы, пытается открыть для себя её тайны: «Нет ничего ужаснее скучного произведения. Оно должно быть интересным. Писать надо так, чтобы хотелось ещё раз прочесть. Оно должно быть подобно морю, в котором ты плывёшь, а на горизонте обязательно должен быть виден краешек материка. Если же тебе не видно, куда плыть в этом мире – произведении, то тогда «море» превращается в болото. А кому это интересно?» («Несостоявшийся рассказ») По мнению писателя, человек, занимающийся творчеством, «сродни Всевышнему: он может в своих произведениях распоряжаться судьбами людей. Может казнить, миловать, может сам прожить несколько разных жизней!»
Голос автора в многоголосии его героев звучит спокойно и уверенно. В своих произведениях он поэтизирует радость и красоту бытия, говорит о созидательном отношении человека к своей жизни. Идеал для него – это дом, родная донская земля, любовь, красота, труд.
Познакомившись с произведениями Алексея Глазунова, я не пожалела об этом, т. к. его рассказы и стихотворения тронули мою душу, заставили о многом задуматься. На мой взгляд, творчество А. И. Глазунова – высоконравственно, в нём нет рабской зависимости от общепринятых суждений. Они излучают свет, а не то, что видно при свете.
Алексей Иванович – частый гость в городских библиотеках, школах. И всюду – слова благодарности за творческую деятельность. Его стихи, обращённые к нам, читателям, звучат как призыв «творить добро», не быть равнодушными, не тлеть, а гореть:
Если прятать глаза, когда рядом беда,
Если трудно сказать другу правду всегда,
Если будешь вдруг ты неудачей пленён
И не верить в мечту, и не лезть на рожон,
Не звенеть, не гореть и добро не творить –
То тогда на земле разве стоит нам жить?
Заключение
Изучив творчество А.И.Глазунова, отзывы о его произведениях, публикации в интернет-сайтах, я пришла к выводу: тема «Воспитание нравственных чувств через творчество А. И. Глазунова, сальского писателя и поэта, члена Союза писателей России» раскрыта, цель достигнута, задачи выполнены: я познакомилась с творчеством А. И. Глазунова; рассмотрела его произведения, воспитывающие в людях лучшие чувства: патриотизм, гражданственность, любовь к природе, братьям нашим меньшим; выяснила его отношение к труду писателя, к современному миру и человеку; оценила роль и значение его творчества. Считаю, что гипотеза доказана.
Выполняя исследовательскую работу, я приобрела опыт анализа лирических и прозаических произведений сальского писателя А. Глазунова, поняла, что книги могут творить чудеса: они способны заставить задуматься над вопросами бытия, воспитывают в нас добрые чувства, указывают путь духовного развития. Творчество А. Глазунова способствует формированию гармонически развитой личности, создаёт богатство духовной культуры. Я убедилась в том, что А. Глазунов - мастер в раскрытии внутреннего мира героев своих произведений, талантливый художник слова.
Благодарю всех, кто помогал мне выполнить эту работу: писателя Глазунова А. И. (Прил.7), Петровскую Елену Алексеевну, руководителя, учителя русского языка и литературы МБОУ лицея № 9 г. Сальска, уделивших внимание моей работе.
Список литературы и Интернет ресурсов
1.Глазунов А. И. В ожидании высоты. Стихи. Ростов-на-Дону, РИО АО «Цветная печать», 1996г.
2.Глазунов А. И.Лесные тропки. Ростов-на-Дону: «МП Книга». 2000г.
3.Глазунов А. И. Журавлик. Рассказы. Сальск, ООО «Талер», 2005г.
4.Глазунов А. И. Вдвоём. Сборник стихотворений. Издательство .Литературного фонда России «Донской писатель» - Ростов-на-Дону, 2008г.
5.Глазунов А. И. Чертополох. Повести, рассказы, новеллы. Издательство Литературного фонда России «Донской писатель» - Ростов-на-Дону, 2010г.
6.Звенят степные колокольчики. Сборник стихотворений сальских поэтов. г. Сальск, ООО «Талер», 2003г.
7.Костенко В. А.У чистого родника культуры. г. Сальск ООО «Талер».
8..http://donpisatel.ru
9. http://donpisatel.ru/
10.https://www.stihi.ru/avtor/glazunovsalsk
Приложения
Приложение 1
Анкета-опрос учеников 4 «В» класса
В классе 26 учеников.
№ вопроса |
Содержание вопроса |
Ответ «ДА» |
Ответ «НЕТ» |
1 |
Любишь ли ты поэзию? |
15 |
11 |
2 |
Можешь ли назвать фамилии местных поэтов, участников сальского клуба«Вдохновение»? |
6 |
20 |
3 |
Выписываешь ли ты сальскую газету «Лира» |
5 |
21 |
4 |
Известно ли тебе имя А. И. Глазунова? |
4 |
16 |
5 |
Считаешь ли ты, что художественные произведения могут воспитывать нравственные чувства человека, например, любовь к Родине? |
23 |
3 |
Приложение 2.
Отзывы:
Людмила Х. 20:35:01 25/01/2020
В каждой миниатюре - драма... Сюжет, конечно, важно. Но ещё важнее умение его развернуть, преподнести, как, например, разрезать спелый арбуз: на сочные скибочки, а в центре - барашек. У тебя, Алексей, получается!
Ольга Г. 20:34:25 22/01/2020
Леша - ты мастер жизненных зарисовок. Кратко, емко, наполнено смыслом, умно и часто весело. Спасибо за полученное удовольствие.
Павел М. 21.03.2016 23:45 Рецензия на «Вселенная любви» Стихотворение можно даже петь! Такие слова к звёздам тянут!
Рецензия на «Журавлик» (А. Глазунов)
Е.Пахомов 16.05.2017 10:28 Прочитал. Очень рад. Не перевелись еще на Донской земле настоящие писатели. Рецензия на «Весна» (А. Глазунов) Красиво написано... Чувствуется "школа" М. Шолохова и А. Калинина. Доводилось бывать в сальских степях именно в эту пору...
Н.Дик 30.05.2016 16:14 А. Глазунов, прочитал ваши "Чудаки. Юморески" на вашей страничке сайта Ростовского областного отделения СП России - в восторге! И с юмором, и с глубиной, и со знанием дела, и увлекательно, и как пронзительно...Рад знакомству с вашим творчество
А. Калуцкая 14.06.2015 16:55 Рецензия на «Котята» котейки....... как мило. Без кота и жизнь не тА! мы в ответе за тех, кого приручили. Кот дома - это некий антидепрессант и доза адреналина, два в одном! Рецензия на «Золотые рыбки» Как мило! Трогательно! Спасибо вам за подаренную нежность и любовь.) Очень коротко, ничего лишнего - как сочный красочный мазок или с ходу взятый аккорд...
Приложение 3
А. И. Глазунов, член Союза писателей России. .Выступление перед слушателями в Калмыкии
Выступление А. Глазунова перед
слушателями в ЦБ г. Сальск
Получение премии и диплома за литературное творчество, г. Волгодонск.
Ростовское региональное отделение Союза писателей России проводит процедуру награждения дипломантов и призеров областного литературного конкурса «Остаться с вечностью вдвоём» (категория старше 35 лет), который по традиции проводился совместно с министерством культуры РО.А. Глазунов награждён грамотой министерства культуры Ростовской области