Введение
Добро пожаловать в наш проект, где представляем ландшафтный парк-сквер имени Аксо Колиева. В юго-восточной части города Владикавказа, в окрестностях МБОУ гимназии 45 и медицинского колледжа расположилась живописнейшая зона отдыха. Ребята нашей гимназии часто участвуют в мероприятиях, связанных с этим историческим сквером, и мы хотели бы предложить туристско-экскурсионный маршрут, соединяющий прошлое, настоящее и будущее. Призвать всех к более бережному отношению к природе, к своим корням. Ведь познать свою малую Родину – это жить в ней, ходить по улицам, паркам и скверам, смотреть вокруг себя, посещать музеи, выставки, концерты, мастер классы и другие мероприятия, которые дают не только знания о прошлом и настоящем, но и воспитывают любовь к своему краю, родной природе, уважение к его истории, традициям. Быть патриотами своей страны.
Год защитника Отечества в 2025 году – это не просто календарная дата, а символ национального единства и патриотизма, уважения к ратному подвигу всех, кто сражался за Родину в разные исторические эпохи, а также нынешним героям – участникам специальной военной операции. Тематика года отражает приоритеты современной России, такие как патриотизм, преемственность поколений и уважение к защитникам Родины во все времена.
Актуальность и идея работы: в своей работе, на примере «Сквера имени Аксо Колиева», мы попытались показать единение природы и человека, гармоничное сочетание и связь поколений, несущих через века чувство любви и бережное отношение к природе, к родному краю. Растить патриота – главная миссия семьи, общества. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Мы в ответе за наследие, оставленное предыдущими поколениями. Мы решили проанализировать культурное наследие и традиции осетинского народа, их связь с природой; расширить знания о достопримечательностях Осетии; выяснить отношение людей, особенно молодого поколения, к историческому и культурному наследию своего народа, пониманию важности вопросов патриотического воспитания.
Объект исследования: Сквер имени Аксо Колиева - из прошлого в настоящее.
Цели:
Разработать туристический маршрут: «Наследие предков – наследие народа». (Сквер имени Аксо Колиева). Провести экскурсию.
Раскрыть отношение общества, молодого поколения к историческим ценностям, важности понимания термина патриотизм.
Предложить мероприятия по сохранению культурного и природного наследия.
Создание буклета: «Наследие предков – наследие народа».
Задачи:
Изучить справочный и интернет материал о культурно-исторических и природных памятниках Северной Осетии-Алании.
Пообщаться с местными жителями и собрать материал.
Провести социологическое исследование: «Отношение гостей и местных жителей к природным и культурным памятникам».
Привлечь внимание общественности к решению экологических и нравственных проблем
Методы исследования:
Описательный, сравнительно-сопоставительный, интервьюирование, экскурсионный.
Гипотеза: «Сохраняя культурное и природное наследие - воспитываем патриота и гражданина».
1. Теоретические основы исследования.
1.1. Святилище «Ирыхъæуы Хуыцауыдзуар» и Пипо Гурциев.
Начинаем нашу экскурсию с посещения Святилища «Ирыхъæуы Хуыцауыдзуар».
В одно время в Ирыхъæу появилась эпидемия холеры. Люди заражались и умирали целыми семьями. Одному из старейшин села, который всегда молился о спасении народа явился во сне Уастырджи и сказал:
- Народ будет спасён, если ты сможешь принести себя в жертву и погибнуть за людей. Завтра ты должен утром выйти к пасущемуся стаду и оттуда выйдет белый бык, надо идти за ним и там, где он ляжет сделать кувандон – святилище дзуару Бога, принести в жертву этого быка и помолиться, тогда народ будет спасён. Но сам ты не доживёшь до следующего утра.
Утром, проснувшись, Пипо Гурциев сделал всё, что повелел ему Уастырджи. Народ действительно был спасён, эпидемия остановилась, но сам Пипо умер вечером того же дня.
Эту легенду нам поведал художник Виктор Темираев, который участвовал в восстановлении кувандона Ирыхъæуы Хуыцауыдзуара в начале 90 –х годов. Тогда случилась ещё одна удивительная история. Виктор решил украсить дерево со срубленной ветвью над святилищем изображением старика-горца. Но, из-под его резца, стал сам собой, вырисовываться совсем не похожий на задуманный художником образ. Когда барельеф был готов, к удивлению мастера, в нём признали одного из дзуары лагов (жрецов), долгие годы молившегося в этом святилище, и которого никогда не видел сам Виктор.
Следуем дальше.
1.2. Владикавказское городище.
В 1931 г. академик А. А. Миллер интересующее нас городище приводил в качестве "катастрофического" примера гибели древних памятников. "У города Владикавказа, – писал он, – невдалеке от его южной окраины, находилось, по-видимому, очень обширное городище, относящееся, судя по подъемному материалу, к раннему средневековью. Городище лежит на отложении годной для кирпичного производства глины.
Следующее обследование катакомб произвел Л. П. Семенов, который в одной из своих работ приводит описание владикавказского городища, уничтожаемого кирпичным заводом: "За последние 20 лет в процессе работ завода, здесь было разрыто довольно значительное количество катакомб, врытых в толщу глубокого глинистого слоя. Катакомбы, обследовавшиеся нами, имели сферический купол, ровное дно и заключали в себе коллективные погребения с бронзовыми, золотыми и стеклянными изделиями. В культурном слое селища в изобилии встречаются кости домашних животных, разрозненные человеческие кости, целые и разбитые глиняные сосуды черного, серого и красного цветов, орнаментированные, мелкие железные изделия, древесный уголь и проч. Некоторые предметы из этих случайных находок, в том числе стеклянный кубок хорошей сохранности, поступили в краеведческий музей. В погребениях на этом участке попадаются также деформированные человеческие черепа".
Наиболее полное исследование археологических находок владикавказского городища провел В. А. Кузнецов. В своей статье "Археологические памятники на южной окраине г. Орджоникидзе" он пишет: "…из приведенных выше сведений мы можем сделать вывод о том, что в V–X вв. на южной окраине г. Орджоникидзе существовал крупный населенный пункт, сопровождавшийся длительно функционировавшим катакомбным могильником", а также приводит доводы, доказывающие, что в I–IX веках нашей эры на месте современного Владикавказа был древний аланский город. Профессор Л. П. Семенов даже предполагал, что это городище – остатки "славного ясского города Дедякова", упоминаемого русскими летописями конца ХIII – начала XIV вв. Существование на Осетинской горке и далее по террасе к югу большого аланского города ни один из специалистов за сто с лишним лет не ставил под сомнение. Получается, что Владикавказ как минимум на тысячу с лишним лет старше, чем мы привыкли считать?!
А есть ли эти находки археологов в современной музейной экспозиции? С этим вопросом мы обратились к заместителю директора Национального музея РСО–Алании М.Мамиеву:
– К сожалению, на сегодняшний день археологические находки начала XX века, обнаруженные на месте владикавказского городища, находятся в запасниках. Они действительно были включены в постоянную экспозицию музея краеведения, но эвакуированы на время ремонта и в данный момент находятся в фондохранилищах. В 2016 и 2017 годах Институтом истории и археологии РСО–А при помощи студентов исторического факультета СОГУ, проходивших археологическую практику на раскопках городища, проводились археологические разведочные работы. Были обнаружены древние земляные конструкции (оборонительный ров и хозяйственные ямы) и многие сотни предметов, датируемых первыми веками н.э. По общепринятым стандартам обнаружение таких ранних предметов позволяет определить возраст Владикавказа не в 230, а в 2000 лет. В нашем случае первые века – это аланы как этноним, который локализовался, в том числе, и во владикавказском городище. Практика отсчета возраста Владикавказа от основания крепости спорна, есть над чем поработать. Впереди у нас встреча с работниками музея.
Мы движемся по улице Кутузова далее.
2. Географическое положение и описание сквера имени Аксо Колиева.
Памятник Аксо Колиеву во Владикавказе расположен на перекрестке улиц Коста Хетагурова и Ватутина, Кутузова. Ранее на месте этого сквера находилась территория старого кладбища. Скульптура сидящего Аксо Колиева в папахе, сложившего на коленях руки, расположена на невысоком широком постаменте. За скульптурой расположена каменная арка-портал светлого цвета. Подобные порталы нередко являются частью архитектуры христианских храмов. Ими обычно оформляется вход в церковь. К памятнику Аксо Колиеву ведут несколько ступеней. Территория в сквере вокруг памятника вымощена плиткой. В сквере у памятника установлены скамейки. В 2024 году закончены реставрационные работы в рамках программы благоустройства городской среды, сквер очень преобразился. Ребята нашей гимназии участвовали в величайшем событии - открытия памятника. Читали стихи, возлагали цветы.
2.1. Аксо Колиев.
Аксо Колиев – просветитель, общественный деятель, основоположник осетинской поэзии, представитель осетинской церковной интеллигенции, протоиерей. Аксо (Алексий) Бесаевич Колиев – достойный сын осетинского народа, которого помнят и чтут спустя больше века после смерти поэта. Его стихотворения стали первыми поэтическими строчками на осетинском языке, положив начало осетинской поэзии. Православный священник, общественный деятель, просветитель и поэт, Аксо Колиев, будущий протоиерей Алексий, родился в 1823 году во Владикавказском ауле (современная Осетинская слободка). Отучившись в школе, поступил в Тифлисскую духовную семинарию, успешно ее закончил и получил сан. Помимо религиозных вопросов Колиева волновала проблема народного образования. Свободно владея русским и осетинским языками, получив неплохое обучение, он хотел того же для всех осетинских детей. Образование в сельских школах на тот момент было, мягко говоря, не лучшим, и молодой священник решил это исправить. Он редактировал переводы духовных книг и сам переводил на осетинский язык церковные книги. Они и стали основой учебного материала в сельских школах. Для горянок в 19 веке образование было чем-то запредельным, в учебных заведениях учились лишь мальчики. Колиев изменил и это, совершив практически революцию в национальном образовании. «Образованная мать – это образованные дети, а образованные дети – это образованное общество», – считал он. При нем первые девочки-осетинки стали ученицами и пошли в начальную школу, которую Аксо Бесаевич открыл у себя дома и содержал на собственные средства. Помимо богословия ученицы изучали естественные и гуманитарные науки. Будучи священником, занимался активной общественной культурно-просветительской деятельностью, занимался литературным творчеством. На протяжении своей недолгой жизни Аксо Колиев внес неоценимый вклад, значимость личности Аксо Колиева в истории Северной Осетии трудно переоценить. Это был передовой человек своего времени. Горячо дело Аксо поддержал, кстати, его друг Коста Хетагуров. Когда власти вознамерились закрыть школу, Коста обрушился на них с гневной критикой. За искреннюю и добросовестную службу, был назначен настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе. Аксо Колиев первым начал писать стихи на родном осетинском языке. Стихотворения протоиерея были на духовно-церковные темы и носили проповеднический характер. В основу же он положил народные сказания, песни и фольклор осетинского народа. А сюжеты лирики позаимствовал из религиозных национальных легенд. Из-под его пера вышли такие произведения, как «Чырыстийы рухс райгасдзинад» («Светлое Христово Воскресение»), «МадыМайрæмыкадызарæг» («Хвалебная песнь Пресвятой Богородице» и «Мах фыд» («Отче наш»). Аксо Колиев прожил всего 43 года – его жизнь оборвалась в 1866 году в результате воспаления легких. Протоиерея похоронили в той же церкви, где он был настоятелем. Имя Аксо Колиева не забыто. Памятник Аксо Колиеву установлен по инициативе фамилии Колиевых 08.12.2006) автор:Б.А.Тотиев. Памятную доску в честь первого осетинского священника – протоиерея Аксо (Алексия) Колиева (1823-1866 гг.) установили и освятили 25 апреля 2022 года на храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе. И сегодня его дело достойно несут те, кто трудится на ниве просвещения республики. В 1998 г. по инициативе фамилии Колиевых была учреждена премия имени А. Колиева. Положение о премии было узаконено приказом Президента РСО–Алании. Кроме того, в столице республики именем Аксо Колиева названа православная гимназия и улица.
2.2. Монумент воинам Осетинской слободки
Прошло много лет, со дня Победы, но благодаря усилиям и желанию жителей Осетинской Слободки, память о тех, кто ушел на фронт и не вернулся, будет жить в сердцах людей еще долгие годы. Монумент воздвигли совместными усилиями жителей и активных представителей осетинского общества, которые оказали спонсорскую помощь. Это В.Битаров, В.Туганов, И.Дзуцев, К. Гиоев и жители осетинской слободки. Строительство объекта велось около трех лет. Одними из авторов идеи были члены организации Цомаев Т., Пагаев З., Абаев О.
Идея создания этого места памяти принадлежит Цомаеву Т. По решению жителей Осетинской Слободки, ему была установлена памятная доска на одной из стен монумента. Цомаев Т., завещал, чтобы его кремировали и прах развеяли над полем Зилахар, поэтому у него нет места захоронения. Друзья и близкие не имели возможности почтить его память знаками внимания. Теперь эта возможность есть. Память об авторитетном, уважаемом человеке-патриоте своей Родины, не пропадет во времени. Цомаев Т. был председателем СОРОО «Союз Защитников Осетии «Фыдыбæстæ»». Он представлял организацию, на открытии монумента, как человек, которому доверили работать и дальше от лица граждан Осетии, представителей - защитников, в разное время развития новейшей истории, защищавших свой край от террористических атак экстремистов.
На памятнике золотыми буквами выбито около 400 имен жителей слободки, ушедших на фронт, список будет расширяться. Строительство мемориала велось по проекту заслуженного деятеля искусств России и Северной Осетии Т. Гагоева. Событие, которое объединило людей – это связь времен, связь поколений, не забыта в Осетии. Сотни памятников и обелисков, которые есть в нашей республике, напоминают нам о той страшной войне и о том, какой ценой нас досталась победа. Мемориал, возведенный благодарными потомками воинов, ушедших на фронт с Осетинской слободки, займет достойное место среди достопримечательностей города Воинской славы – Владикавказа, "При создании мемориала я отталкивался от архитектуры наших древних захоронений – это центральная часть композиции, – пояснил автор проекта – заслуженный деятель искусств России и Северной Осетии Т. Гагоев. – На обратной стороне изображены военные действия, в которых участвовали все те, кто в золотом списке мемориала". И сегодня мы понимаем важность сохранения памяти о Великой Отечественной войне и всех, кто героически погиб, сражаясь на фронтах за Родину. Наша республика отдала много жизней наших старших, наших предков. Мы никогда не должны забывать их героизм и подвиг. Желаем, чтобы на нашей земле не случалось таких войн, чтобы республика во взаимопонимании процветала долгие годы и мирного неба над головой. Ребята гимназии 45 начали работу по написанию Книги памяти жителей Осетинской слободки, ведь в домашних архивах бережно хранятся истории и фронтовые фотографии. В гимназии 45 учащиеся готовятся к проведению Вахты Памяти, посвященной 80-летию Победы. Из сквера дорога ведет нас по улице Хетагурова к храму.
2.3. Храм Рождества Пресвятой Богородицы
История Храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе начинается с четырехугольной деревянной постройки, возведенной по указу Осетинской Духовной Консистории на Осетинской горке (позже в народе церковь станут называть «осетинской», так как находится данная церковь на осетинской горке) в 1814–1815 годах. В течение 50 лет именно туда приходили все православные жители Владикавказа.
В 1823 году деревянное сооружение сменилось каменной постройкой в форме креста в традициях православной архитектуры. В западной части располагалась колокольня. 24 марта 1824 года здание было торжественно освящено. В 1860 году здание было расширено и обнесено каменной оградой. Аксо Колиев, осетинский просветитель и общественный деятель, священник русской православной церкви, открыл в 1862 году женскую школу при храме. На территории Осетинской церкви в 1890 году была построена одноэтажная церковноприходская школа. В 1920-х годах все фрески и иконы храма были уничтожены, даже существование здания было под угрозой. В 1929 году было принято решение об уничтожении церкви, но прихожанам с настоятелем и клириками удалось его отстоять. В 1931 году Осетинская церковь все-таки была закрыта и передана в собственность горисполкома. С 1940 по 1993 год там располагался литературный музей основоположника осетинской литературы, поэта Коста Левановича Хетагурова.
С 1993 года Храм Рождества Пресвятой Богородицы снова является действующим, была проведена масштабная реставрация. Сегодня Осетинская церковь - единственная сохранившаяся постройка из тех, что располагались на территории Владикавказской крепости - памятник культуры федерального значения. В храме хранится Моздокская икона Божией Матери - почитаемая православная святыня. За время существования храма Рождества Пресвятой Богородицы в его ограде образовалось небольшое кладбище, где нашли вечный покой многие знатные горожане. Здесь хоронили генералов, офицеров, участников Кавказской войны, были погребены лучшие представители осетинской интеллигенции. Именно на это кладбище, по настоянию общественности, был перезахоронен поэт Коста Хетагуров. В советское время церковь едва избежала участи остальных владикавказских храмов, а могилам повезло меньше. Большую часть кладбища в ограде храма снесли и построили на его месте школу №13. Другие надмогильные памятники были порушены, и в результате на сегодня утрачены многие могилы: генерала Левковича, генерала Арсения Таучелова, полковника Василия Хетагурова, князя Михаила Туманова, священников Алексия Колиева, Михаила Сохиева, Алексия Гатуева, Иакова Туаева, Никифора Цоколаева, Стефана Мамитова, Тита Моргоева, лесничего Ивана Тускаева и многих, многих других. К счастью, сохранилась могила Коста Хетагурова. Уцелели также погребения генерала Михаила Баева, полковника Фёдора Гусова, инженера Иосифа Гиоева, учёного Алихана Ардасенова,
поручика Хасиева.
3. Практическая часть
3.1. Социологическое исследование: «Отношение жителей к памятникам культуры и природы».
Н
ами был проведен социологический опрос, респондентам было предложено заполнить анкету, в которой были следующие вопросы:
Анализ: в опросе участвовало более 30 человек, разных возрастных категорий, построена диаграмма.
I - Возрастная категория 8-14, школьники среднее звено- 10 человек
II – возрастная категория 14-18, школьники старшее звено- 10 человек.
III – возрастная категория 18 и старше – 10 человек.
Мы пришли к выводу:
Жители знают историю Осетинской слободки, слышали рассказы о городище.
Не многие знают легенду, но знают о празднике.
Слово патриотизм - понимают не совсем осмысленно.
3.2. «Наследие предков – наследие народа»
Проект представляет собой экскурсионный маршрут по старой части города (Приложение 1), в народе называемой Осетинской слободкой. Именно отсюда и начинается зарождение крепости Владикавказ. Очень отрадно, что ребята гимназии 45 интересуются историей своего края, своими корнями. Проводят не только эко-рейды и субботники, но с вдохновением собирают материал. Встречи с интересными людьми, интервью с хранителями истории Осетинской слободки позволяют ребятам узнавать не только прошлое, но и сегодня строить настоящее и будущее своего края, своей страны. А главное бережно относиться к родной природе, улучшать ее состояние. С большим интересом работают и предлагают свои проекты по благоустройству и сохранению ландшафтных зон. Аспекты экологического воспитания всегда присутствуют на экскурсиях, проводимые членами эко-клуба «Альтаир».
Выводы и предложения.
1. Проводить встречи, беседы с учащимися младших классов.
2. Приглашать ученых – этнографов, экологов на встречи с ребятами.
3. Освещать материалы в СМИ и участвовать в проектах.
4. Проводить мероприятия по сохранению природного и культурного наследия. (Субботники, экорейды и тд.)
5. Собрать материал для создания буклета-путеводителя и проводить экскурсии. (Школьный лагерь, среднее звено школьников)
6. Книга Памяти Осетинской слободки.
7. Участие во всероссийской акции «Сад Победы»
Заключение.
Осетинская слободка Владикавказа… Это особое место со своей аурой. Здесь, кажется, остановилось время, место, где более глубоко сохранились традиции и обычаи предков. Много славных сынов вышло из Осетинской слободки. Они прославили свою малую Родину, как в труде, так и на боевом посту. Воспитание у подрастающего поколения правильного отношения к культурному наследию прошлого — одно из важнейших звеньев воспитательной работы, которое содействует развитию у детей чувства любви, уважительного отношения ко всему тому, что их окружает с детства. Позволяет бережно относиться к истории своего народа, быть патриотами своей страны.
Список использованных источников и литературы
Чибиров Л. А.. Аксо Колиев. Владикавказ, «Алания», 1999г.
Чибиров Л.А. Имена. Владикавказ, «ИР», 2010г.
Челехсаты К. Осетия и осетины, Дзау-Владикавказ-Санкт-Петербург, 2009г.
Периодическая печать, газета «Рæстдзинад» 2006г., август, Абайты Арбеляна-«Мыггагмæцæрæдйæфарн».
Березов Б.П. Подвижник. Просветитель. Педагог. Поэт.//Социалистическая Осетия, 1990,15 сентября.
Основание крепости Владикавказ и место, где находилась "Дзауровская башня" "Терские ведомости" № 57, 1911 год:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-
Приложение 1. Туристический маршрут «Наследие народа – наследие предков» Сквер имени Аксо Колиева.
Участки перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута |
Время остановки |
Время перехода к следующему объекту |
Объект показа |
Продолжительность осмотра |
Основное содержание информации |
Рекомендации экскурсантам |
1.Место встречи с группой |
12:00 |
10 мин |
История зарождения крепости Владикавказ Памятник Пипо Гурциеву |
15 мин |
1. Вступительная беседа: получение информации о времени и маршруте экскурсии, порядке посещения объектов показа, времени осмотра, соответствующие рекомендации. 2. История образования Владикавказа |
1. Не опаздывать и не задерживать основную группу. 2.Не отставать от группы. 3. Слушать экскурсовода. 4. Не стеснятся спрашивать об интересующихся вопросах. |
2. Владикавказское городище (телецентр) |
12:25 |
5 мин |
Архифакты |
25 мин |
История |
1.Заранее предусмотреть погодные условия. |
3. Сквер имени АксоКолиева Пересечение улиу Кутузова и Павленко |
12:55 |
5 мин |
История закладки сквера и реконструкция |
10 мин |
Ознакомление с историей |
1. Можно задавать интересующие Вас вопросы по теме. |
4. Монумент воинам Осетинской слободки |
13.10 |
15 мин |
История создания монумента, авторы проекта |
Возложить цветы к подножью памятника |
||
5. Памятник Аксо Колиеву-просветителю |
13.25 |
10мин |
АксоКолиев-просветитель, основоположник осетинской поэзии, протоиерей |
10 мин. |
Авторы скульптурной композиции, |
Посещение и правила поведения |
6.Храм Рождества Пресвятой Богородицы(смотровая площадка) |
13.40 |
10-15 мин |
История закладки первого храма в Осетии |
10 мин |
Посещение могилы Аксо Колиева и К.Л. Хетагурова в пантеоне |
Правила поведения в церкви, пантеоне. |