Введение
«Будем стремиться исполнить наше дело честно и добросовестно,
ибо служение обществу есть высшая цель человеческой жизни».
Павел Михайлович Третьяков
Путь от села Шунга до центра Костромы некоторые из нас проезжают ежедневно по улице Островского. Маршрут может быть интересен и вдохновляющим если взглянуть на него иначе.
Мы оказываемся в своеобразном путешествии сквозь пространство и время. Возможно, сами того не осознавая, видим гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Улица Островского встречает разнообразием зданий и атмосферой повседневной жизни. Привычно смотрим вперёд, спеша по делам. Но давайте остановимся ненадолго и посмотрим внимательнее на улицу. Оказывается, каждое здание здесь имеет уникальную историю, отражающую жизнь и судьбы тех, кто жил и работал много лет назад.
Актуальность. В Костромской области в соответствии с задачами, поставленными губернатором С. Ситниковым, уделяется особое внимание развитию туризма. Данная отрасль является одним из перспективных и важных направлений развития региональной экономики.
Освоение новых маршрутов и сценариев отдыха дает дополнительный импульс для развития внутреннего туризма, строительства современных туристических комплексов. Этому способствует и реализация мероприятий нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Ежедневный маршрут может превратиться в настоящее приключение, полное открытий и приятных моментов. Главное - желание видеть новое и наслаждаться каждым мгновением.
Целью проекта является: создание уникальных материалов и инструментов для пополнения портфеля экскурсовода с использованием возможностей техники сторителлинга, при разработке маршрута по улице Островского города Костромы, для повышения привлекательности и конкурентоспособности туристических объектов.
Задачи проекта:
Проведение анализа существующих подходов к использованию сторителлинга в туристической индустрии.
Изучение влияния эмоциональных факторов на принятие решений о путешествиях.
Изучение Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (повышение доступности туристических продуктов).
Разработка методики оценки эффективности применения сторителлинга в различных формах туров и мероприятий.
Создание пилотного маршрута или мероприятия, демонстрирующего успешное использование данной техники.
Оценка результатов эксперимента и формулирование выводов и предложений для дальнейшего применения.
Проведение анализа существующих программ для работы с 3д моделями.
Создание пилотного маршрута или мероприятия, демонстрирующего успешное использование созданного барельефа.
Презентация материалов проекта экскурсоводам города Костромы.
Основная задача – обеспечить глубокое погружение гостей в атмосферу местности, вызвать у них яркие впечатления и расширение кругозора.
Вопрос исследования: возможность повышения интереса всех участников проекта к истории улицы Островского для пополнения портфеля экскурсовода.
Объект исследования: улица Островского города Костромы.
Гипотеза исследования: сторителлинг в туризме используется для создания уникальных и привлекательных туристических маршрутов, основанных на принципах искусства повествования.
Проект направлен на повышения интереса туристов посредством ярких, живых и эмоционально насыщенных историй, связанных с историей, культурой, историческими личностями и традициями региона.
Описание метода: вистории зданий, которые мы предлагаем важно интегрировать исторические факты так, чтобы сохранить достоверность.
Почему мы взяли маршрут по улице Островского?
Во-первых, ежедневный маршрут наших односельчан, учителей, обучающихся школы, проходит именно по этой улице.
Во-вторых, на улице Островского, 36 (Мшанская, Московская 36, 36а) в 1873 году проживал реальный герой – крестьянин Шунгенской волости, кузнец Кривошеин А.Н. Его брат В.Н.Кривошеин рядом построил каменный флигель. Кузница и экипажные заведения Кривошеиных действовали вплоть до революции.
Планируемый конечный результат:
информационная осведомлённость участников проекта о взаимосвязи улицы Островского с жителями Шунгенского поселения.
возможность увидеть в реальном времени в сравнении изображения исторических объектов в настоящее время и несколько веков назад.
Встреча с экскурсоводами Костромы, презентация книги «Путешествие от Островского до Третьякова», мерча.
Создание барельефа Третьякова, сделать более доступным незрячим горожанам и гостям нашего города тактильное восприятие личности Третьякова.
Встреча с застройщиками гостиничного комплекса «Третьяков».
Материалы данного проекта могут использоваться учащимися школ на уроках окружающего мира, географии, предметов, связанных с изучением истории родного края, литературного чтения, для проведения экскурсий в школьном краеведческом музее «Поиск».
Основная часть
Для работы над проектом был разработан план, который охватывает период с сентября 2024 года по настоящее время. Проект является открытым для внесения изменений и/или дополнений на любом этапе деятельности всех участников проекта.
Таблица 1
№п/п |
Сроки |
Мероприятия |
Отметка о выполнении |
1. |
Сентябрь 2024 |
Определение темы проекта, Изучение проекта нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», данные Росстата |
выполнено |
2. |
Октябрь-декабрь 2024 |
Работа для изучения материала для проекта, разработка эскизов для мерча, книги, барельефа |
выполнено |
3. |
Январь 2025 |
Рассылка писем о сотрудничестве экскурсоводам города Костромы и застройщику территории на улице Островского (гостиничный комплекс) |
выполнено |
4. |
Февраль-март 2025 |
Работа над проектом и материалами для экскурсоводов |
выполнено |
5. |
Апрель 2025 |
Встреча с застройщиком гостиничного комплекса |
Письмо о сотрудничестве и взаимодействии. Приложение 1 |
6. |
27.04.2025 |
Встреча с экскурсоводами Костромы |
Письмо о сотрудничестве и взаимодействии |
7. |
14.05.2025 |
Просмотр фильма и встреча с руководителем музея истории Большой Костромской Льняной Мануфактуры Афанасиным Виктором Васильевичем |
выполнено |
В Костромской области в соответствии с задачами, поставленными губернатором С. Ситниковым, уделяется особое внимание развитию туризма. Данная отрасль является одним из перспективных и важных направлений развития региональной экономики.
По данным Росстата и губернатора Костромской области С. Ситникова, опубликованным в феврале 2025 года, в 2024 году Кострому посетили более 2 миллионов туристов, что на 65% превышает показатель предыдущего года. Только за первые три месяца текущего года сюда приехало уже 200 тысяч туристов, несмотря на традиционно неблагоприятные погодные условия в этот период. Пик туристической активности традиционно приходится на май-август, а также приурочен к событийным мероприятиям, проходящим в Костромской области.
Освоение новых маршрутов и сценариев отдыха дает дополнительный импульс для развития внутреннего туризма, строительства современных туристических комплексов. Этому способствует и реализация мероприятий нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Современная туристическая индустрия всё больше внимания уделяет эмоциональному опыту путешественников. Одной из ключевых техник формирования запоминающегося опыта является сторителлинг. Что такое сторителлинг?
Storytelling (буквально «рассказывание историй, сказительство”) — способ воздействия на аудиторию с помощью историй, герои которых могут быть как вымышленными, так и взятыми из реальной жизни. В туризме этот метод используется для привлечения туристов, вовлечения их в культурное наследие региона и создания уникальных впечатлений — искусство рассказывания историй. Именно эта техника позволяет сделать путешествие не просто набором достопримечательностей, а уникальным приключением, наполненным эмоциями и впечатлениями.
Виды сторителлинга
Существует несколько видов сторителлинга: социальный; культурный; семейный. История должна содержать четыре обязательных элемента, без которых она не произведет необходимого воздействия на слушателя: послание, конфликт, герои и сюжет. Сторителлинг может оказать большое влияние на развитие туризма практически в любой дестинации, поскольку интерес и любопытство туристов будет двигать туристический поток в интересные места среди которых ходят легенды. Легенда может быть связана с историческим событием или вообще придумана из ничего. Также история может быть основана на сказаниях предков, живших в этой местности сотни лет назад.
Дома на улице Островского
Улица Островского хранит множество тайн и легенд, связанных с её прошлым. Здесь жили известные художники, писатели и учёные, чьи судьбы тесно переплетены с историей страны.
По-видимому, это древнейшая улица Костромы или во всяком случае одна из самых древних. Именно на ней на правом берегу реки Сулы был возобновлен после татаро-монгольского нашествия 1237—1238 гг. Первый Костромской кремль, за деревянными стенами которого стоял княжеский терем (в XIII в. Кострома была центром удельного княжества). По этой улице проходила «старая» дорога на Москву и в конце улицы близ церкви Козьмы и Демьяна вплоть до XIX в. располагалась Московская застава*. Поэтому и сама улица, в течение первых столетий своего существования именуемая «Мшанской», на генеральном плане 1784 года получила название «Московской» (впрочем, костромичи не забыли и ее первого имени **). После революции на планах города вместо Московской появилась новая улица Трудовой школы, поскольку на ней находилось несколько средних учебных заведений. Еще позднее ей присваивается имя А.Н.Островского — действительно, великий драматург, тесно связанный с Костромой, ездил по улице в Ипатьевский монастырь, о чем имеется запись в его дневнике 1848 года. Улица Островского, что является редкостью для Костромы, с XIII в. не меняла своего направления и имела нынешнюю, если не большую протяженность.
Начинаем наше путешествие от нынешнего Кукольного театра (ул. Островского, 1)
Вид здания в прошлом |
Вид здания в настоящее время |
|
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
||
5. |
||
6. |
Кукольный театр.
В Костроме в конце XIX века было построено здание необычной формы в память об А.Н. Островском. Место для читальни выбрали на Петропавловском бульваре, а новый проект составил архитектор И.В. Брюханов. Открытие читальни состоялось 1 октября 1896 года в присутствии вдовы драматурга М.В. Островской и его близких. В 1898 году на пожертвованные меценатом А.А. Зотовым деньги там открылась общедоступная библиотека, и здание получило название «Народная библиотека-читальня им. А.Н. Островского.
Сплошная застройка улицы Островского начинается с дома № 9. Каменный, двухэтажный и с антресолями, он выстроен в начале XIX в. купцами Балдиными, но лет через десять был перекуплен аптекарем-фармацевтом М.Ф.Эстлингом (или Геслингом), женатом на сестре известного костромского изобретателя и механика А.В.Красильникова. При нем рядом с домом появились каменные здания флигеля с мезонином и лабораторией. С середины XIX века дом перешел к сыну владельца провизору А.М.Геслингу. А от него — к купчихе Н.В.Логиновой, пристроившей в 1889 году к зданию крыльцо и, на углу, портик из четырех колонн, по определению искусствоведа В.Н.Иванова, «несколько гротескный». Последний хозяин дома действительный статский советник В.Н.Шильдкнехт запомнился костромичам тем, что вплоть до революции постоянно разъезжал по городу в одноконной маленькой карете — уже и по тем временам такой транспорт считался анахронизмом. В 1896 г. Шильдкнехт устроил над колоннадой большой балкон. С 1905 года здание сдавалось под офицерское собрание.
Дом №8 (Л.И. Скалозубова)
Мещанин Л.И. Скалозубов владел двумя домами в начале Московской улицы в 1810 и 1821 годах. Первый дом был продан в 1853 году, а второй - в 1870 году.
В доме до своей смерти в 1876 году служил краевед Павел Федорович Островский, дядя драматурга.
Старейшим из существующих зданий во втором квартале по правой, четной стороне улицы Островского является двухэтажный каменный дом № 16. Правда, он не выглядит старинным, т. к. неоднократно перестраивался, построен же он представителями известной в Костроме фамилии ювелиров Акатовых в 1792 году.
На противоположной стороне квартала выделяется каменный двухэтажный дом (№53), состоящий как бы из двух соединенных частей (одна из них — с антресолями). Дом упоминается как существующий уже в 1790 году, но еще за 30 лет до этого богатый купец С.И.Ашастин основал здесь вторую в Костроме (после углечаниновской) полотняную мануфактуру. К началу XIX в. она состояла из каменной прядильной фабрики, деревянной пряжеварни и сушильного двора. По мнению современного исследователя, часть фабрики (ткацкая) располагалась в главном доме, «в нижнем этаже, где и сейчас можно видеть ее обширные сводчатые помещения с распалубками над окнами и дверными проемами. Во втором этаже дома хорошо сохранились изразцовые печи в стиле барокко и пышные лепные карнизы у потолков жилых комнат». Рядом был разбит фруктовый сад и напротив, на четной стороне Мшанской улицы — большой огород.
В 1901 году в быв.доме Ашастиных открылась частная женская гимназия Смольяниновой — одного такого учебного заведения для растущей Костромы уже не хватало. Состав учащихся в ней был более демократичен, чем в казенных гимназиях, а обучение стоило дешевле. Если воспитанницы Григоровской гимназии носили зеленую форму, то Смольяниновской — синюю. После революции здание занимала средняя школа им. КИМ.
Хочется добавить про это здание: В начале двадцатых годов в наш город из Ярославля перебралась на жительство элегантная семейная пара. Он – Филаретов Владимир Александрович (1876–1933) – блестящий военный инженер, понтонёр-мостовик, полковник, дворянин, не скрывавший своих православных религиозных убеждений. Кавалер орденов: Св. Станислава 2-й ст. (1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1915), Св. Анны 2-й ст. с мечами (1915).
Она – Филаретова Елена Константиновна (1875–1941) – высокообразованная выпускница Петербургского Сиротского Николаевского института, свободно владеющая немецким и французским языками. Дополнительное образование – двухгодичные курсы обучения глухонемых детей – неслучайно. Ее мама была глухонемой от рождения.
Мобилизованный в 1918 г. в РККА В.А. Филаретов сначала в г. Кострома служил в инженерных войсках, а затем с 1921 г. работал в школе для глухонемых детей. Е.К. Филаретова служила инспектором ГубОНО и была одержима идеей создать в Костроме школу для глухонемых детей.
Костромская губернская школа-интернат для глухонемых детей Костромского ГубОНО была открыта 8 мая 1921 г. циркуляром МИНПРОСа Российской республики как начальная с четырехгодичным сроком обучения. Это учебное заведение для глухонемых детей в г. Кострома, одно из старейших в России для детей с нарушениями слуха, началось с 18 учеников, двух учителей Е.К. и В.А. Филаретовых и четырех сотрудников.
В 1960-х годах здесь училась жительница Шунгенского поселения Жукова Надежда Апполинарьевна, 1945 г.р. Она нам рассказала о школьных буднях. Поделилась фотографиями из личного архива. Глядя на них мы можем представить эпоху того времени, как одевались люди, чем занимались.
Это обычная семейная история, однако именно такие истории создают особое ощущение теплоты и комфорта, связывая поколения и передавая уникальные черты каждого городского пространства новым жителям и гостям.
Двухэтажный каменный дом (№ 40). Еще в XVIII в. мещанин А.А.Батухин купил здесь деревянный дом, а в 1840 году его наследники построили на этом месте каменное здание. «По характеру своего убранства,— пишет Е.В.Кудряшов,— он принадлежит к лучшим образцам классической жилой застройки города первой половины XIX в. Своеобразно решена округленная угловая часть этого дома, выделенная легким выступом стены. Окна второго этажа имеют дополнительные украшения в виде кирпичных полок на лепных кронштейнах. В жилых помещениях дома хорошо сохранились изразцовые печи первой половины XIX в. и камины начала XX в. в стиле модерн». В 1858 году Батухины продали дом подпоручику Н.А.Нелидову, в 1873 году им владела майорша М.Н.Ослопова, а ближе к концу века — правление Большой Костромской льняной мануфактуры. Из трех ее владельцев только один (Кашин) жил постоянно в Костроме, а остальные (Коншины и Третьяковы) были москвичами — дом и приобретался на случай их приезда на фабрику. Здесь останавливался и знаменитый основатель картинной галереи П.М.Третьяков. В 1889 году он предложил художнику К.А.Коровину написать для фабричной Козьмодемьянской церкви картину «Хождение Христа по водам». Так как картина предполагалась больших размеров, Коровин пригласил в соавторы известного художника В.А.Серова. Закончив эскиз в московской мастерской С.И.Мамонтова, они в начале апреля 1890 года выехали для продолжения работы в Кострому, где их поселили в быв. доме Батухиных.«Из Костромы,— сообщал Серов Мамонтову в конце июня,— выехал две с половиной недели тому назад. Покончили мы с Константином картинищу нашу, и, кажется, неплохо. Приезжал П.М.Третьяков и весьма одобрил, к нашему удивлению. Сразу она, кажется, делает довольно сильное впечатление. Обещали нам ее снять (хоть частями) — увидишь. Написал я там в Костроме два портрета (совсем портретистом становлюсь)». Сейчас картина «Хождение Христа по водам» находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В исторических источниках совсем немного написано про нашего земляка крестьянина Шунгенской волости А.Н.Кривошеина.
В 1873 году крестьянин Шунгенской волости А.Н.Кривошеин, незадолго до этого купивший на Московской улице кузницу, сделал к ней кирпичную пристройку, а по красной линии улицы возвел каменный флигель. Рядом, на углу с Царевским переулком около того же времени появился двухэтажный каменный дом его брата В.Н.Кривошеина (ныне № 36 и №36а). Кузница и «экипажное заведение» Кривошеиных действовали вплоть до революции.
В современных документах скупо написано «Усадьба городская, XIX века» https://ikn.kostroma.gov.ru/upload/medialibrary/3e8/pp0tth6e0rp9m9aigprz9qenbknflry9/2OKN_Ostrovskogo36A_N.pdf
Но изучая архивные видеосъемки, снятые во время приезда Николая II в Кострому крестьяне Шунгенской волости встречали царя. И скорее всего именно Кривошеин был среди встречающих на берегу реки Костромы.
На сайте Школьного музея Победы https://schoolvictorymuseum.ru/konkursy/vserossiyskiy-konkurs-muzeev-obrazovatelnykh-organizatsiy-kulturnyy-marshrut/skaz-o-shungenskoy-volosti/ размещен фильм о приезде Николая II в Кострому в 1913 году, который был снят учениками нашей школы и стал победителем Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций «Культурный маршрут» в 2022 году. В этом фильме есть кадры о встрече царя крестьянами Шунгенской волости. И крестьянину Киселеву были дарованы золотые часы от царя.
Наш маршрут по улице Островского завершается на набережной реки Костромы, где в настоящее время строится большой гостиничный комплекс и стоит памятник меценату Павлу Михайловичу Третьякову.
Хочется остановиться на личности П,М,Третьякова. При подготовке проекта нам удалось узнать много интересных фактов из его биографии.
Павел Михайлович Третьяков (1832–1898 гг.) известен главным образом как основатель знаменитой Третьяковской галереи в Москве, ставшей одним из крупнейших музеев русского изобразительного искусства. Однако вклад Павла Михайловича Третьякова не ограничивается коллекционированием картин русских художников и созданием музея. Третьяковы также активно поддерживали различные образовательные инициативы, благотворительность и другие общественные проекты, оказавшие значительное влияние на российское общество конца XIX века.
Деятельность Павла Михайловича Третьякова оказала огромное влияние на российскую художественную школу, повысив уровень эстетического воспитания населения и популяризировав отечественное искусство среди широкой аудитории. Особенно значимым было основание крупнейшего государственного собрания русского искусства, ставшего образцом культурного наследия и предметом гордости всего народа.
Таким образом, личность Павла Михайловича Третьякова ярко иллюстрирует сочетание предпринимательского успеха, творческого чутья и глубокого понимания общественной миссии, направленной на воспитание нового поколения культурных деятелей и просвещённых граждан России.
22 июля 2022 года в г. Кострома установлен памятник русскому предпринимателю, меценату, коллекционеру произведений русского изобразительного искусства, основателю Третьяковской галереи — Павлу Михайловичу Третьякову. Решение было принято на Комиссии по рассмотрению обращений об установке мемориальных досок и других памятных знаков на территории города.
Именно с этого места в настоящее время открывается вид на Большую Костромскую льняную мануфактуру, основанную Третьяковым и ставшую градообразующим предприятием Костромы. На памятнике располагается табличка с цитатой мецената: «… Нажитое от общества должно вернуться обществу!».
Мы получили письмо-поддержку от дирекции ООО «Специализированный застройщик Строй-ТЕКС», в котором отражены способы поддержки нашего проекта.
Заключение
Вывод. В ходе проекта решены все задачи, сформулированные на начальном этапе работы, а так же, реализована цель проекта - созданы уникальные материалы и инструменты для пополнения портфеля экскурсовода с использованием возможностей техники сторителлинга. Тактильные барельефы могут использоваться во время проведения инклюзивных экскурсий по музейным экспозициям Большой Костромской льняной мануфактуры и выездных программ для незрячих и слабовидящих посетителей, станут примером успешной социокультурной практики музея. Работа была выполнена в соответствии с планом, соблюдая календарные сроки. Проект будет иметь продолжение в сотрудничестве с костромскими экскурсоводами и музеем Большой льняной мануфактуры. Запланированы совместные экскурсии с июня месяца. Также планируется презентация проекта в стенах гостиничного комплекса «Третьякофф».
Остановитесь однажды и взгляните внимательно на здания вокруг вас. Они расскажут свою собственную историю, полную радости, печали, любви и вдохновения. И возможно, однажды ваша собственная жизнь станет важной частью общей истории улицы, которой захочется поделиться с будущими поколениями.
Использованные источники
https://кострома100.рф/photo/fot-hgn
Птаховская, И. И. Сторителлинг и его применение в туризме / И. И. Птаховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. Т.1. 70-71. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72451/ (дата обращения: 18.05.2025).Начало пути: Описание архитектуры зданий, их особенностей и значения.
https://ikn.kostroma.gov.ru/upload/medialibrary/3e8/pp0tth6e0rp9m9aigprz9qenbknflry9/2OKN_Ostrovskogo36A_N.pdf
https://kostromka.ru/bochkov/145.php
https://schoolvictorymuseum.ru/konkursy/vserossiyskiy-konkurs-muzeev-obrazovatelnykh-organizatsiy-kulturnyy-marshrut/skaz-o-shungenskoy-volosti/
https://национальныепроекты.рф/?ysclid=marxysv3vg399583446
Лекция Сизинцева Л.И. https://yandex.ru/video/preview/12618917679277173509
https://www.osnmedia.ru/1000/russkie-meczenaty/
Бриан Эванс, Практические 3D-принтеры: наука и искусство 3D-печати. Apress, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1