Герой Советского Союза В.В. Клочков в книгах: вдохновляющие страницы для школьников

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Герой Советского Союза В.В. Клочков в книгах: вдохновляющие страницы для школьников

Шалабаева В.Д. 1
1МБОУ СШ № 4 им. В.В. Клочкова
Приказчикова Е.Н. 1Солодова Л.В. 2
1МБОУ СШ № 4 им. В.В. Клочкова
2МБОУ СШ № 4 им. В.В. Клочкова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

люди!

Покуда сердца стучатся, —

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните! (Р. Рождественский)

Введение

2025 - год 80-летия нашей Победы в Великой Отечественной Войне. Великая Отечественная война явилась взлетом человеческого духа, патриотизма нашего народа. К большому сожалению, люди забывают страшные уроки прошлого, фашизм и нацизм снова поднимают голову. Снова на нашей земле гибнут люди под обстрелами, зверствуют украинские нацисты, пытаясь уничтожить русский народ, ослабить Россию. Украина, которую освобождали наши прадеды от немецких захватчиков, стала фашистским государством. С целью защиты русского населения в феврале 2022 года началась специальная военная операция на Донбассе. Сегодня внуки и правнуки победителей Великой Отечественной войны, взяв в руки оружие, снова уничтожают «коричневую чуму» XXI века.

Чем дальше уходят от нас страшные события XX века, тем ценнее становятся художественные, документальные, публицистические свидетельства страниц нашей истории. Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих в литературе прошлого и настоящего. Необходимо знакомить наше поколение с примерами героизма наших воинов, рассказывать, как защищали Родину советские люди. Особенно актуальным является знание подвигов героев своей малой родины.

На нашей славной чкаловской земле есть свои герои. Наиболее близким мне является Клочков Владимир Васильевич. Познакомилась я с его жизнью и подвигом на классных часах, когда училась в начальной школе, я рисовала его портрет на один из конкурсов, и вела экскурсии для учеников, учителей и гостей нашей школы. На экскурсии по школе рассказывала им о В.В. Клочкове, потому что наша школа с гордостью носит имя Героя Советского Союза Клочкова Владимира Васильевича. Все земляки знают это имя. Жители Чкаловска старшего поколения встречались с ним лично.

Но не секрет, что наше поколение не очень любит читать книги. Мы привыкли искать информацию на просторах всемирной паутины. Я попробовала узнать больше о жизни, подвиге Клочкова В.В. посредством Интернета и выяснила, что из доступных литературных источников в свободном доступе представлена лишь книга «Герой Советского Союза Владимир Васильевич Клочков. Жизнь. Война. Творчество». Книга «Герои Советского Союза – горьковчане» доступна только в отсканированном варианте, что затрудняет её чтение. Также в Интернете можно встретить множество статей с похожим содержанием, однако они зачастую не указывают авторов и использованные источники.

Тогда я решила выяснить, какие книги есть в нашей школьной библиотеке и школьном музее о В.В.Клочкове. В школьной библиотеке можно взять для чтения книгу «Герой Советского Союза Владимир Васильевич Клочков. Жизнь. Война. Творчество», а в школьном музее можно найти эту же книгу, а также издание, посвящённое 60-летию Победы - «Чтобы помнили». Однако я убеждена, что этого явно недостаточно для школы, носящей имя героя Клочкова. Эти обстоятельства заставили меня задуматься, обладают ли мои сверстники настоящими знаниями о жизни и подвигах Владимира Васильевича. Возникло желание узнать, откуда они черпают информацию об этом выдающемся человеке.

Мне бы хотелось, чтобы в нашей школе были собраны все существующие источники о В.В. Клочкове. Они помогут лучше отразить его подвиг и наследие. Помогут учащимся школы и педагогам воспользоваться информацией о герое в полном объёме в стенах родной школы.

Цель работы: создание структурного списка литературы о Герое Советского Союза Владимире Васильевиче Клочкове для пополнения коллекции школьной библиотеки и обеспечение учащихся доступом к качественным образовательным материалам.

Задачи работы:

  1. Провести опрос одноклассников и узнать, что они знают о В.В. Клочкове и какие книги о нем читали.

  2. Подобрать, изучить и проанализировать источники о В.В. Клочкове.

  3. Создать структурный список литературных источников о герое Советского Союза Владимире Васильевиче Клочкове.

  4. Рекомендовать список литературных источников о В.В. Клочкове для пополнения коллекции библиотеки и музея.

  5. Выступить перед одноклассниками с рассказом о В.В. Клочкове и рекомендовать к прочтению литературу о герое Советского Союза.

Я выдвинула гипотезу, что обновленная коллекция книг в школьной библиотеке о В.В. Клочкове обеспечит учащимся доступ к достоверным и качественным материалам. Это, в свою очередь, будет способствовать глубокому изучению исторического наследия, воспитанию патриотизма и уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны.

Объектом исследования является личность и деятельность Владимира Васильевича Клочкова, а предметом - литературные и документальные источники, посвящённые его жизни и подвигам, а также их влияние на формирование патриотических ценностей.

В работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез информации, поисковый метод, метод опроса, а также историко-биографический подход.

Практическая значимость: результат моей работы может быть использован для проведения классных часов в школе, в работе библиотеки и школьного музея.

  1. Опрос обучающихся 6 в класса МБОУ СШ № 4

имени В.В. Клочкова

Я решила узнать у своих сверстников, что они знают о В.В. Клочкове и какие книги о нем читали. С этой целью провела небольшой анонимный онлайн - опрос.

В опросе приняло участие 19 человек.

Ребятам были заданы 4 вопроса, требующих развернутый ответ и 1 вопрос с вариантами ответов:

1. Знаете ли вы, кто такой Владимир Васильевич Клочков?

2. Какой подвиг В.В. Клочкова вошел в историю Великой Отечественной войны?

3. Из каких источников вы получили информацию о В.В. Клочкове?

А) рассказы родителей

Б) информация на классных часах в школе

В) из прочитанных книг и других печатных источников

Г) из сети Интернет

4. Какие книги о В.В. Клочкове вы читали?

5. Хотели бы вы знать больше о В.В. Клочкове?

Результаты опроса дали неожиданный результат (Приложение 1.).

На вопрос «Знаете ли вы, кто такой Владимир Васильевич Клочков?» большинство респондентов отметили, что это Герой Советского Союза, танкист и участник Великой Отечественной войны. Некоторые также указали, что в его честь названа наша школа. Тем не менее, один человек признался, что не знает, кто это, еще один человек ошибочно назвал Клочкова летчиком, а двое предоставили ответы в виде скопированных текстов из «Википедии».

«Какой подвиг В.В. Клочкова вошел в историю Великой Отечественной войны?» - это следующий вопрос анкеты. В основном дети отвечали, что был танкистом, подбил танк, или уничтожил 50 вражеских танков. Один из ответов оказался скопированным текстом из Интернета. Лишь в одном ответе содержались точные сведения, соответствующие документу о награждении – уничтожил два танка противника, две пушки и до 70 гитлеровцев. Однако ни один ученик не предоставил полного и развернутого ответа на заданный вопрос.

На вопрос - «Из каких источников вы получили информацию о В.В. Клочкове?» большинство респондентов ответило, что получило её на классных часах в школе.

Четвертый вопрос - «Какие книги о В.В. Клочкове вы читали»? Большинство из моих одноклассников ответили, что книг о Клочкове не читали. Также ребятами были указаны две книги, которые к В.В. Клочкову не имеют отношения. Лишь два человека отметили, что читали книгу «Герой Советского Союза Владимир Васильевич Клочков. Жизнь. Война. Творчество».

Последний вопрос анкеты - «Хотели бы вы знать больше о В.В. Клочкове?» Утвердительный ответ дали 94% опрашиваемых.

Опрос показал, что информация, представляемая на классных часах и в Интернете, воспринимается ребятами слабо. Поэтому очень важно самостоятельно взять книгу и не просто прочитать её, но и глубже погрузиться в события, переживаемые героем, чтобы по-настоящему понять его историю.

На основании выводов по опросу, я решила включить в данную работу биографическую справку о В.В. Клочкове и информацию о подвиге.

  1. Биографическая справка о В.В. Клочкове

Клочков Владимир Васильевич родился 12 марта 1924 года в поселке Василева Слобода (ныне город Чкаловск). Служил в Советской армии с 1942 по 1979 год. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (Указ от 20.12.1943г). Награжден многочисленными медалями за боевые и трудовые заслуги. В 1949 году окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени Сталина. Преподаватель Саратовского, затем Пермского военных училищ. Полковник, начальник кафедры высшего командно-инженерного училища ракетных войск стратегического назначения, кандидат военных наук, доцент. Областью научных и творческих интересов считал оперативное искусство. В.В. Клочков является автором более семидесяти научных статей и публикаций, методических разработок и пособий, учебных пособий. Член КПСС с 1944 года. Меценат.

В 1978 г. в звании полковника ушел в запас. Долгое время проживал в Перми. В 2002 году вернулся на малую родину в город Чкаловск. Почетный гражданин Нижегородской области и Чкаловского района. Умер Владимир Васильевич6 июня 2007 года, ему было 83 года. Похоронен в городе Чкаловске на городском кладбище.

  1. Подвиг и наследие В.В. Клочкова

Подвиг

В начале октября 1943 года лейтенант Владимир Клочков, командир танка Т-34 586-го танкового батальона 219-й танковой бригады 1-го механизированного корпуса 37 армии, отличился во время форсирования Днепра, был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.

На сайте «Память народа» можно увидеть Указ от 20.10.1943 года по 37 Армии 2 Украинского фронта о награждении рядового состава частей 37 Армии за форсирование реки Днепр, захват и удержание плацдарма на западном берегу реки. 109 бойцов Красной Армии были представлены к званию Героя Советского Союза, в их числе лейтенант Клочков Владимир Васильевич (Приложение 2.).

В наградном листе № 418 содержится описание подвига: «Клочков на своем танке действовал совместно с батальоном под командованием т. Тюркина. В ночь на 2 октября 1943 года батальон под командованием т. Тюркина форсировал р. Днепр в районе Солошино (левый берег Днепра) и Мишурин Рог (правый берег Днепра). Противник пытался в этом районе сбросить в Днепр наши пехотные части, но в это время подоспел танковый батальон Тюркина, и 3 октября завязался жаркий танковый бой на высотах 122.7, 122.2. юго-западнее окрестностей Калужино. Только за три дня боев с 4,5, 6 октября в этих районах батальон Тюркина отбил 19 контратак немецких танков, нанося противнику каждый раз большие потери. Батальон Тюркина отбивал многочисленные атаки немцев на высотах с отметкой +1.5 и +1.8. Удерживая плацдарм для расширения прорыва обороны противника, батальон подбил 13 немецких танков, уничтожил 5 танков, уничтожил до 20 пушек разного калибра, 5 минометных батарей, 45 пулеметных точек много другого вооружения. Уничтожено до 800 солдат и офицеров противника. Лично своим танком 3.10.1943г. на высоте 122 тов. Клочков уничтожил 2 танка противника, 2 пушки и до 70 гитлеровцев». Наградной лист подписан командиром 219 Кременчугской танковой бригады подполковником Анфимовым 20 октября 1943 года (Приложение 3.).

Сам В.В. Клочков свидетельствовал, что его танк подбил шесть танков, в том числе два «тигра», уничтожил две противотанковых пушки, два бронетранспортера и не менее 250 человек вражеской пехоты. 6 октября в боях Клочков уничтожил еще два танка.

Наследие

После окончания войны Владимир Васильевич окончил Академию бронетанковых и механизированных войск. В г. Саратове работал преподавателем Саратовского танкового училища, затем служил в г. Слониме Гродненской области в Белоруссии, снова в Саратове. С 1960 года по 1974 год преподавал в Пермском военном авиационно-техническом училище.

Владимир Васильевич очень любил литературу, сценическое искусство, изобразительное искусство, особенно живопись. Многие художники писали его портрет.

В 2001 году Владимир Васильевич вернулся на малую родину. После возвращения очень многое делал для своей родной школы № 4: передал 100 тысяч рублей на оборудование компьютерного класса, подарил личный автомобиль с гаражом. В 2005 году учредил собственную ежегодную премию для лучшего выпускника школы, кроме того 5 тысяч рублей на нужды школьного музея. Мемориальному музею В.П. Чкалова передал 100 тысяч рублей на поддержание и обновление экспозиции при подготовке к празднованию столетия В.П. Чкалова. Картинной галерее им. Народного художника РСФСР А.М. Каманина – 50 тысяч на улучшение освещения. Центральной библиотеке г. Чкаловска подарил более 1500 экземпляров книг, которые вместе с супругой собирали в течение 50 лет. «Зарплату я получал хорошую, - кратко объяснял в интервью газете «Нижегородские новости» происхождение четверти миллиона Владимир Васильевич. - Приехал домой и решил, раз уж богат, раздать долги. Считаю, что должен и школе, и Каманину с Чкаловым. Благодаря им стал тем, кем стал…» (1,6).

  1. Анализ литературы о В.В. Клочкове

Книги о В.В. Клочкове рассказывают о жизни выдающегося человека, нашего земляка. Чаще всего жизнеописание героя помещено в конкретно-исторический контекст, что придаёт произведению значимость памятника-свидетельства важного исторического события для нашей страны. В некоторых книгах наш герой - реальный человек, где показаны этапы становления личности В.В. Клочкова: его внутренний мир, его человеческие качества, мечты и стремления. Через эти описание мы можем догадаться о социально-психологической подоплёке совершённых поступков.

Проанализировав, содержание книг о В.В.Клокове, я решила разделить их на две группы: произведения, в которых преобладает публицистический стиль, который сочетает в себе элементы научного и художественного, стремится к объективности, но при этом использует яркий и доступный язык, чтобы привлечь внимание широкой аудитории. Он подходит для популярных изданий и биографий, предназначенных для широкого круга читателей и документальные, исторические, где главными чертами являются достоверность представленных фактов и событий, упоминание реальных имен и фамилий персонажей, а также точные места действия.

К первой группе отнесла следующие произведения:

  1. За Отчизну, свободу и честь!: очерки о Героях Советского Союза – горьковчанах/ составитель А. М. Иорданский.

  2. Герой Советского Союза Владимир Васильевич Клочков. Жизнь. Война. Творчество/составители В.А. Беляев, В.Е. Виноградов.

  3. Чтобы помнили /составители Р. П. Григорьева, Р. М. Зайкова, Г. Ф. Сковорода.

«За Отчизну, свободу и честь!: очерки о Героях Советского Союза – горьковчанах» - это первый сборник очерков о подвигах пятидесяти горьковчан, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза. В основу очерков легли архивные документы – наградные листы, донесения командиров воинских частей, газетные материалы военного времени, фотодокументы, рассказы самих героев. В сборник вошел очерк Аркадия Комиссарова о В.В. Клочкове «Танк за Днепром». Это портретный очерк, герой его - реальный человек. В очерке указаны подробности, которые делают характер личности В.В. Клочкова драматичным, возвышают его над всеми другими героями очерка. Данный портретный очерк яркий пример публицистики.

В книге «Герой Советского Союза Владимир Васильевич Клочков. Жизнь. Война. Творчество» наиболее полно раскрыт цельный образ Героя Советского Союза, почетного гражданина Нижегородской области и Чкаловского района, полковника, доцента, кандидата военных наук, кавалера четырех орденов и восемнадцати медалей, автора семидесяти научных работ и талантливого литератора, мецената Владимира Васильевича Клочкова, показана его роль в жизни нашего города. Составители книги – чкаловцы В.А. Беляев и В.Е. Виноградов. С большой любовью и бережностью собрали материал о жизни своего земляка, чтобы рассказать о замечательном человеке будущим поколениям (3,1).

Сборник «Чтобы помнили» посвящается 60-летию Великой Победы Советского народа над фашистской Германией, он включает в себя рассказы о наших земляках, ранее опубликованные в районной газете «Знамя». Книга поможет читателю понять, что пережило старшее поколение в 1941-1945 гг. Материал о В.В Клочкове называется «Встреча с героем, или без права забвения» в нем содержится портретное описание героя, его домашней обстановки, его жизненного и фронтового пути, а также интервью с самим героем(10,8).

К документальным произведениям отнесла бы следующие произведения:

  1. Герои Советского Союза – горьковчане/ составители Л. К. Тюльников и Я. И. Басович.

  2. Золотой венок славы: Герои Советского Союза и России – нижегородцы/ составители Ю.Д. Гусев, В.А. Харламов.

  3. Сказание о земле Василевской – Чкаловской/ автор Персидский В.А.

  4. Высшей славы солдаты. Герои в нижегородской истории.

Герои Советского Союза – горьковчане. Это справочник, составленный Л. К. Тюльниковым и Я. И. Басовичем. В данном издании книги рассказано о 316 Героях Советского Союза – горьковчанах. Эти данные документальны. Перед изданием книги авторы сборника разослали анкеты, один из вопросов анкеты звучал: «Что Вам помогло совершить подвиг?» Ответы были получены разнообразные, но очень интересные по содержанию. Все их можно объединить одной фразой: путь Героя начинается с детства, со школьной скамьи. Герою Советского Союза Клочкову В.В. посвящена отдельная страница: биографическая справка, описание подвига, портрет (4, 116).

Книга «Золотой венок славы: Герои Советского Союза и России – нижегородцы» – первая попытка собрать в одном издании имена славной когорты земляков - нижегородцев-горьковчан Героев Советского Союза и Героев России. Клочкову В.В. в книге посвящена отдельная страница: размещен его портрет, приведена краткая биография, описание подвига, сведения о послевоенной деятельности (136).

Книга «Сказание о земле Василевской – Чкаловской» написана талантливым педагогом, исследователем-краеведом Вячеславом Алексеевичем Персидским. Эта книга - итог двадцатилетних исследований и раздумий. Автором изучены тысячи документов районного и областного архивов, архива Российской Государственной библиотеки о прошлом Чкаловской земли, о ее выдающихся людях. В книге приведена краткая информация о В.В. Клочкове – звание, должности, награды, сведения о благотворительной деятельности (8, 398), а так же описание подвига танкиста (8, 248-250).

«Высшей славы солдаты. Герои в нижегородской истории». Том II-III посвящен Героям Советского Союза, полным кавалерам ордена Славы, Героям Российской федерации. Это интересная познавательная книга, которая увековечивает память героев-нижегородцев, участников Великой Отечественной войны и локальных войн, книга о героическом прошлом нашего народа, нашей армии, о подвигах бойцов и командиров, совершенных на полях сражений. Особенностью издания является использование в очерках автобиографий самих героев, взятых из личных дел, расширенные сведения о родителях героев, сведения из документов и фотографии из домашних архивов, выписки их Журналов боевых действий и наградных листов. Это превращает образы защитников нашей Родины из литературно-вымышленных в – в живые, реальные, более близкие современному читателю.Уникальность этой книги состоит в том, что впервые списки награжденных были выверены руководителем проекта по картотеке награжденных ЦК ВКП (б), хранящейся в Главном архиве Российской Федерации (ГАРФ). Автор очерка о В.В. Клочкове О.Г. Смирнова включила в рассказ выдержки из автобиографии героя, сведения о родителях, братьях и сестрах, детстве, школьных годах. Материал рассказывает о мечте Владимира Клочкова стать летчиком, о серьезной подготовке к будущей военной службе. Мы можем проследить жизненный путь героя: война, учеба в мирное время, служба на благо Родины, научная работа, семья, большая общественная работа, благотворительность (2, 263-266).

Можно сделать вывод, что содержание литературных произведений о Владимире Клочкове охватывает широкий спектр аспектов его жизни и деятельности. Авторы уделяют особое внимание его героизму в битве за Днепр, где он проявил стойкость и мужество. В произведениях подчеркивается его преданность Родине и готовность пожертвовать собой ради защиты своей страны. Авторов восхищает деятельность В.В. Клочкова как мецената. Память о В.В. Клочкове сохраняется в литературе, это подчеркивает значимость его личности и роль в формировании патриотического сознания молодёжи и общества в целом.

Заключение

Жизнь и деятельность В.В. Клочкова являются примером мужества, стойкости и патриотизма, которые остаются актуальными и сегодня для воспитания молодёжи. Выбор этой темы обусловлен её значимостью для понимания вклада отдельных личностей в общую победу и формирования национального самосознания.

В результате проведенного исследования я выяснила, что мои одноклассники не обладают достаточными знаниями о герое, чье имя носит наша школа. Информацию о В.В. Клочкове, в основном, они почерпнули на школьных мероприятиях. Более 80 % опрошенных одноклассников не читали книг о герое. А в нашей школьной библиотеке есть только одна книга о В.В. Клочкове.

Я проанализировала книги о Герое Советского Союза В.В. Клочкове, изучая материалы из школьного музея, школьной и городской библиотек, а также ресурсы Интернета. На основании проведенного анализа я составила структурный список книг, разделив их на публицистические и документальные произведения (Приложение 4.). Рекомендую школьной библиотеке приобрести книги из этого списка для пополнения школьной коллекции о нашем герое.

Благодаря пополнению коллекции книг у учащихся нашей школы появится возможность глубже погрузиться в историю и, листая страницы, самим пережить подвиг героя-танкиста Клочкова. Возможно, этот список литературы может стать ориентиром для других молодых исследователей и помочь им быстро и легко находить нужную информацию.

На классном часе перед своими одноклассниками я выступила с презентацией о подвиге В.В. Клочкова, напомнила им о его важной роли в истории нашей школы и поделилась списком литературы об этом герое.

Мной выдвигалась гипотеза, что обновленная коллекция книг в школьной библиотеке о В.В. Клочкове обеспечит учащимся доступ к достоверным и качественным материалам. Это, в свою очередь, будет способствовать глубокому изучению исторического наследия, воспитанию патриотизма и уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны.

Подтвердить или опровергнуть данную гипотезу я смогу лишь после того, как ребята сами прочитают книги о В.В. Клочкове. Проверять гипотезу планирую путем проведения нового анкетирования или тестирования.

Список использованных источников и литературы

  1. Воронина, М. Победитель / М. Воронина // Нижегородские новости. – 2003. – 8 мая. – С.6.

  2. Высшей славы солдаты. Герои в нижегородской истории. Том II-III информационное издание/О.В. Букова, О.Г. Смирнова, С.В. Баев, Е.П. Бутусов, С.Д. Кокунова, Е.А. Фролова – Н. Новгород: РИА «ИМЯ», 2023г. 672с.

  3. Герой Советского Союза Владимир Васильевич Клочков. Жизнь. Война. Творчество/сост. В.А. Беляев, В.Е. Виноградов. – Н. Новгород: Кварц, 2010. – 144 с.

  4. Герои Советского Союза – горьковчане.  [Справочник / Л. К. Тюльников, Я. И. Басович].- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1981. - 366 с.

  5. Горшков, А. Функции и характерные черты публицистического стиля речи./А. Горшков // [Электронный ресурс] /Грамота. ру/: [сайт]. — URL: https://gramota.ru/journal/stati/pravila-i-normy/funktsii-i-kharakternye-cherty-publitsisticheskogo-stilya-rechi

  6. За Отчизну, свободу и честь!: очерки о Героях Советского Союза - горьковчанах. Кн. 3 / составитель А. М. Иорданский. - Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1967. - 424 с.

  7. Золотой венок славы: [Герои Советского Союза и России - нижегородцы] / [Сост.: Ю.Д. Гусев, В.А. Харламов]. - Н. Новгород: Барс XXI век, 2002 (Н. Новгород: ГИПП Нижполиграф). - 380 с.

  8. Персидский, В.А. Сказание о земле Василевской – Чкаловской. – Н. Новгород: ФГУИПП, 2004. – 480 с.

  9. Притула В. Ловушки биографического жанра/В. Притула/Слово.- 2022.-25марта.-№6 //Электронный ресурс// Газета-Слово: [сайт]. — URL:https://www.gazeta-slovo.ru/publikatsii/publikatsii_7418.html

  10. Чтобы помнили [Текст] / [сост. Р. П. Григорьева, Р. М. Зайкова, Г. Ф. Сковорода]. - Нижний Новгород: Кварц, 2015.- 277с.

\

Приложения

Приложение 1.

Ответы учеников 6 в класса на проведенный опрос о В.В. Клочкове

Знаете ли вы, кто такой Владимир Васильевич Клочков? (желателен развернутый ответ)

Герой Советского Союза

Да

Герой Советского Союза, родился и учился в школе 4, был командиром танка.

Это знаменитый человек нашего города

Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны

Да, советский военный

Владимир Васильевич Клочков родился 12 марта 1924 года в селе Василево Нижегородской губернии (ныне — город Чкаловск). После окончания школы вступил в ряды Красной армии, закончил Горьковское танковое училище и в июне 1943 года отправился на фронт. Командовал танком «Т-34» 219-й танковой бригады 1-го механизированного корпуса 37-й армии Степного фронта.

Да. Это советский военнослужащий. В честь его названа школа #4

Клочков Владимир Васильевич - командир танка «Т-34» 219-й танковой Кременчугской бригады 1-го механизированного Красноградского корпуса 37-й армии Степного фронта, лейтенант.
Родился 12 марта 1924 года в селе Василёво (с 1955 года - город Чкаловск Горьковской, ныне Нижегородской области), в семье служащего. Русский. Образование среднее.
В Красной Армии с августа 1942 года. В 1943 году окончил Горьковское танковое училище.

Не знаю

да

Да, знаю. Это герой Советского Союза, участник ВОВ.

Да, Советского Союза

военный

военный

Да, это герой Великой Отечественной войны

Герой Советского Союза

Герой Советского Союза, полковник, наш земляк

Герой Советского Союза, танкист

Какой подвиг В.В. Клочкова вошел в историю Великой Отечественной Войны?

Подбил немецкий танк

Не знаю

проник во вражеский танк и убил фашистов. На своем танке тоже много танков убил

Он перелетел Северную Америку

Один уничтожил два танка, Две пушки и до 70 человек противника

Остановил 50 танков противника

Герой Советского Союза

Подвиг совершил в битве под Москвой, с ротой солдат остановил 50 танков противника.

В ночь на 2 октября 1943 Владимир Клочков в составе первого эшелона танкового батальона принимал участие в форсировании реки Днепр у села Мишурин Рог (Днепропетровская область, Украина). В бою за плацдарм вражеским огнём были уничтожены все переправившиеся через Днепр танки. Экипаж «тридцатьчетвёрки» (механик-водитель Василий Тарханов, заряжающий Павел Шестаков, стрелок-радист Давид Цицашвили) под командованием В.В. Клочкова, оставшись один, штурмом овладел важной в тактическом плане высотой с отметкой «169,9». Когда неприятель опомнился после такой дерзкой атаки, он начал подтягивать силы, в том числе бронированную технику, намереваясь отрезать советских воинов, преодолевших Днепр, от берега реки, отрезав им пути к отступлению, а затем уничтожить. Кроме этого задачей гитлеровцев было помешать частям Красной Армии продолжить форсирование Днепра.

Убил Ивана Грозного

танкист

Во время битвы за Днепр.

Подбил немецкие танки

был танкистом

был отличным танкистом

Во время битвы за Днепр. В ночь с 1 на 2 октября 1943 года танк Клочкова в числе первых переправился через Днепр. В боях только танк Владимира Васильевича не был уничтожен

Подбил много немецких танков

Командир танка лейтенант Клочков со своим экипажем форсировал Днепр и вступил в бой с врагом. В бою танк Клочкова уничтожил шесть танков врага и много фашистов.

Подбил много танков немцев

Из каких источников вы получили информацию о В.В. Клочкове?

информация на классных часах в школе

информация на классных часах в школе

рассказы родителей, информация на классных часах в школе, из сети Интернет

рассказы родителей, информация на классных часах в школе

информация на классных часах в школе, из сети Интернет

из прочитанных книг и других печатных источников

из прочитанных книг и других печатных источников

рассказы родителей, информация на классных часах в школе, из прочитанных книг и других печатных источников, из сети Интернет

рассказы родителей, из прочитанных книг и других печатных источников

рассказы родителей

информация на классных часах в школе

из прочитанных книг и других печатных источников, из сети Интернет

информация на классных часах в школе

информация на классных часах в школе

информация на классных часах в школе

информация на классных часах в школе, из сети Интернет

информация на классных часах в школе

информация на классных часах в школе, из прочитанных книг и других печатных источников

информация на классных часах в школе

Какие книги о В.В. Клочкове вы читали?

Не читал

Никакие

Никаких

Какие у него были самолёты и статьи

Никакие

Тёмное время души

Жизнь. Война. Творчество

,

Герой Днепра.Религии,память,право.
Герой о войне

Дубровский

никакие

«Герой Советского Союза Владимир Васильевич Клочков. Жизнь. Война. Творчество»

Никаких

ничего

никаких

Метрополитен Северной Столицы

-

Жизнь. Война. Творчество

-

Хотели бы вы знать больше о В.В. Клочкове?

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Приложение 2.

Указ о награждении

Приложение 3.

Описание подвига

Приложение 4.

Рекомендуемый список книг о Герое Советского Союза

Владимире Васильевиче Клочкове

Публицистические произведения

  1. За Отчизну, свободу и честь!: очерки о Героях Советского Союза - горьковчанах. Кн. 3 / составитель А. М. Иорданский. - Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1967. - 424 с.

  2. Герой Советского Союза Владимир Васильевич Клочков. Жизнь. Война. Творчество/сост. В.А. Беляев, В.Е. Виноградов. – Н. Новгород: Кварц, 2010. – 144 с.

  3. Чтобы помнили [Текст] / [сост. Р. П. Григорьева, Р. М. Зайкова, Г. Ф. Сковорода]. - Нижний Новгород: Кварц, 2015.- 277с.

Документальные произведения

  1. Высшей славы солдаты. Герои в нижегородской истории. Том II-III информационное издание/О.В. Букова, О.Г. Смирнова, С.В. Баев, Е.П. Бутусов, С.Д. Кокунова, Е.А. Фролова – Н. Новгород: РИА «ИМЯ», 2023г. 672с.

  2. Герои Советского Союза – горьковчане. [Справочник / Л. К. Тюльников, Я. И. Басович].- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1981. - 366 с.

  3. Золотой венок славы: [Герои Советского Союза и России - нижегородцы] / [Сост.: Ю.Д. Гусев, В.А. Харламов]. - Н. Новгород: Барс XXI век, 2002 (Н. Новгород: ГИПП Нижполиграф). - 380 с.

  4. Персидский, В.А. Сказание о земле Василевской – Чкаловской. – Н. Новгород: ФГУИПП, 2004. – 480 с.

Просмотров работы: 7