Влияние длительности сна на успеваемость и здоровье учащихся шестых классов средней школы

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние длительности сна на успеваемость и здоровье учащихся шестых классов средней школы

Авдеев М.А. 1
1МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 им. Героя России С.Л. Яшкина" г. Пермь
Отнельченко Т.Н. 1
1МАОУ «СОШ № 6»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире одной из важнейших проблем является дефицит сна. С ней сталкиваются и дети и взрослые. Во время сна мозг анализирует информацию, восстанавливается и готовится к получению новых знаний. Если эти процессы прошли успешно, то человек просыпается бодрый и с ясной головой. В обратном случае ухудшается внимание и память, снижается настроение и концентрация. В своей работе я постараюсь изучить, что такое сон, его значение в жизни каждого из нас и как он влияет на эмоциональные процессы, на умственную деятельность и на здоровье.

Цель:

  • разработать рекомендации по улучшению сна и здоровья шестиклассников

Задачи:

  • изучить значение сна и его влияние на психическое и физическое здоровье;

  • проанализировать длительность сна у учащихся моей школы и выявить зависимость успеваемости, здоровья от длительности сна

  • разработать анкету для опроса учащихся моей школы, провести опрос и проанализировать полученные данные;

  • сформулировать рекомендации по улучшению сна и здоровья школьников;

Гипотеза:

  • длительность сна влияет на физическое и психическое здоровье школьников, а также на их успеваемость

Объект исследования:

  • ночной сон учащихся

Предмет исследования:

  • влияние длительности ночного сна на здоровье и успеваемость в школе

Глава 1. Теоретические основы сна

    1. Что такое сон

Сон (somnus) — периодически возникающее физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир [1].

Иными словами сон — это состояние, во время которого взаимодействие организма с внешним миром затормаживается, а осознаваемая психическая деятельность частично прекращается [2].

Здоровый сон физиологически необходим человеку и является важным условием физического и душевного здоровья, является необходимым условием здорового образа жизни.

Сон испокон веков считался лучшим средством для восстановления физических и душевных сил. Проблемой возникновения сна ученые разных стран начали заниматься тоже сравнительно давно. В древних цивилизациях и архаических обществах о сне знали довольно много. Во многих культурах сон считался источником здоровья и силы.

Люди всегда интересовались, почему мы спим и видим сны, и часто приписывали сну мистические свойства. В древнегреческой мифологии, например, бог сна Гипнос был сыном богини ночи Никты и бога мрака Эреба, а его братом-близнецом был Танатос — бог смерти. Древние греки считали ночной сон и вечный сон чем-то родственным. Аристотель даже описывал сон как «пограничное состояние между жизнью и не жизнью».

Но уже тогда люди начали понимать, что сон может лечить. Жрецы бога медицины Асклепия лечили больных, а храмы Асклепия — асклепионы — были первыми оздоровительными центрами.

Позже, когда развивались физиология и психология, учёные стали глубже изучать сон и сновидения. Русский физиолог Иван Сеченов считал, что сновидения — это реакция мозга на внешние раздражители, «небывалая комбинация бывалых впечатлений». А Иван Павлов, который получил Нобелевскую премию, рассматривал сон как «охранительное» торможение структур головного мозга.

Основоположницей науки о сне — сомнологии — считается врач-физиолог Мария Манасеина. В 1892 году она опубликовала книгу о сне, где показала, что сон важнее для выживания, чем еда. Она проводила эксперименты со щенками и выяснила, что без сна они умирают быстрее, чем без еды.

Отцом научного изучения сна называют американского нейрофизиолога Натаниэля Клейтмана. Он изучал, что происходит с человеком, когда он долго не спит. Однажды он не спал 115 часов и даже испытывал галлюцинации. Клейтман говорил, что длительная депривация сна — это форма пытки, и измождённый человек готов признаться в чём угодно, чтобы поспать.

Отдельно сновидения изучала психология. В 1900 году Зигмунд Фрейд, который придумал психоанализ, написал книгу «Толкование сновидений». Он считал, что сны важны для психического здоровья человека и называл их «королевской дорогой к бессознательному». По его мнению, во сне мы встречаемся со своими болезненными или запретными переживаниями и желаниями. Фрейд использовал сны в психотерапии: он разбирал их тайные смыслы и пытался понять, как они связаны с реальной жизнью.

1.2 Фазы сна

Сон делится на две фазы: медленный сон (NREM) и быстрый сон (REM), которые чередуются друг с другом. Во время этих фаз работают разные группы нейронов.

  • Медленный сон состоит из трёх стадий:

N1 — это переход от бодрствования ко сну, который длится меньше 10 минут. В это время сердце бьётся спокойнее, дыхание замедляется, мышцы расслабляются, но могут немного подёргиваться. Человека легко разбудить.

N2 — на этой стадии тело ещё больше успокаивается: мышцы расслабляются, сердце бьётся реже, температура тела снижается. В этот период в мозгу происходят короткие всплески активности, называемые «сонными веретёнами». Считается, что они помогают запоминать информацию. Эта стадия занимает около 45–55% всего времени сна.

N3 — глубокий сон, когда разбудить человека сложнее всего. В это время организм восстанавливается: растут и обновляются ткани, «очищается» мозг.

Именно во время медленного сна происходит реабилитация и оздоровление организма: восстанавливаются клетки и ткани, «чинятся» внутренние органы. Чтобы восстановиться физически, человеку нужно около 3–4 часов медленного сна.

  • Быстрый сон наступает примерно через полтора часа после засыпания и повторяется каждые 90 минут. С течением ночи эти фазы становятся длиннее, и больше всего быстрого сна бывает под утро. В это время глаза быстро двигаются под закрытыми веками, дыхание становится более стремительным и нерегулярным. Скелетные мышцы временно парализованы, чтобы человек не начал « проживать» сон наяву.

Эта фаза нужна для того, чтобы человек и его мозг могли адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Прерывание быстрого сна может привести к проблемам с психикой.

Медленный и быстрый сон составляют цикл сна, который длится в среднем 90 минут. За ночь такие циклы сменяются четыре-шесть раз. Медленный сон занимает 75–80% общей длительности ночного цикла, быстрый — 20–25%. Если фазы сна слишком короткие или человек постоянно не высыпается, это может плохо влиять на его здоровье, работоспособность и настроение.

1.3 Продолжительность сна

Недостаточное количество сна, равно как и избыточное, может привести к тому, что наше физическое здоровье ухудшится. Недосыпание и длительный сон делают человека вялым и ленивым. Но в первую очередь проблемы со сном могут сказаться на нашем психическом здоровье. Всем известно, что одним из способов психологического давления на человека является лишение его сна.

Дети разного возраста нуждаются в разном количестве сна, необходимого для восстановления работоспособности.

Для детей Роспотребнадзором Российской Федерации рекомендованы следующие нормы ночного сна:

1–4 классы — 10–10,5 часов

5–7 классы — 9,5-10 часов

6–9 классы — 9–9,5 часов

10–11 классы — 8–9 часов

Кроме возраста на количество сна влияют и другие факторы. Такие как физические, умственные и эмоциональные нагрузки.

1.4 Польза полноценного сна

Сон очень полезен для человека. Вот несколько причин, почему важно хорошо высыпаться:

  • Улучшается память. Во время сна, особенно в фазы быстрого (REM) и медленного (SWS) сна, наш мозг лучше запоминает информацию, которую мы получили за день.

  • Регулируется вес. Когда мы не высыпаемся, у нас нарушается баланс гормонов, отвечающих за аппетит — лептина и грелина. Это может привести к увеличению веса.

  • Сердце работает лучше. Полноценный сон помогает поддерживать нормальный уровень холестерина и давление крови, что полезно для сердца и сосудов.

  • Мы становимся счастливее.  После хорошего сна мы более спокойны и рассудительны, у нас улучшается настроение.

  • Ткани быстрее регенерируются. Здоровый сон помогает заживлять раны, травмы и ушибы, ускоряет рост и обновление клеток.

  • Иммунная система работает лучше. Нормальный сон поддерживает работу иммунной системы, а его нехватка может снизить количество функционирующих иммунных клеток.

  • Влияет на рост. Время, проведённое во сне, влияет на секрецию гормона роста — соматотропина, что важно для роста всех клеток в организме, как в детстве, так и в зрелом возрасте.

Глава 2. Формулирование рекомендаций по улучшению здоровья и успеваемости

2.1 Проведение опроса и интерпретация его результатов

Сон – одно из основных состояний организма, в котором человек проводит до одной трети жизни. Недостаточное количество сна, равно как и избыточное, может привести к ухудшению здоровья, а также успеваемости.

Одной из задач моей работы является разработка анкеты для опроса учащихся моей школы, а также проведение опроса и анализ полученных данных.

Я разработал анкету (Приложение 1), направленную на выявление продолжительности сна учащихся, из здоровья и успеваемости. Опрос я проводил при помощи ЯндексФормы.

В анкетировании приняло участие 34 учащихся 6 классов моей школы, 19 девочек и 15 мальчиков.

Результаты опроса представлены в Приложении № 2 в виде диаграмм.

Анализ результатов исследования позволил выявить зависимость успеваемости, физической активности, физического здоровья, работоспособности учащихся от количества часов сна.

Исследование показало, что успеваемость у школьников на достаточно высоком уровне, причем у девочек она выше (см. Приложение 2 Рис.1). Это объясняется тем, что после начальной школы у детей сохраняется интерес, умение учиться, а также контроль со стороны родителей.

Каждому возрасту требуется определенное количество сна. Для учеников 6 класса норма составляет 9-9,5 часов.

Изучение количества часов сна опрошенных учеников показало, что 47% спят меньше нормы. Следует отметить то, что недостаточная продолжительность сна наблюдается именно у девочек (см. Приложение 2 Рис. 3), а также у учащихся 1 смены (см. Приложение 2 Рис. 4).

Прямой связи между продолжительностью сна и успеваемостью проводимое исследование не выявило, т.к. большинство опрошенных показали достаточно высокий уровень успеваемости.

Опрос помог мне понять, что подавляющее большинство учащихся пользуются перед сном гаджетами, играют в компьютерные игры (см. Приложение 2 Рис. 5). При ответе на вопрос : «Долго ли ты засыпаешь?» 41% учащихся , пользующихся гаджетами перед сном ответили утвердительно, в то время как учащиеся, не сидящие в сети и не играющие в компьютерные игры перед сном засыпают быстро (см. Приложение 2 Рис. 6).

Отвечая на вопрос «Сам ли ты просыпаешься или тебя будят?» 28% ответили, что их будят, причем в этот процент входят почти все ученики, которые спят меньше нормы (см. Приложение 2 Рис. 7).

Отвечая на вопрос «Как ты чувствуешь себя утром?» большинство опрошенных с недостатком сна ответили что чувствуют себя разбитыми (см. Приложение 2 Рис.8).

При ответе на вопрос «Испытываешь ли ты сонливость в течении дня» большинство учашихся, спящих меньше нормы ответили утвердительно (см. Приложение 2 Рис.9).

Отвечая на вопрос «Вечером ты становишься спокойным или раздражительным?» большинство учащихся ответили – раздражительным (см. Приложение 2 Рис. 10).

Исследование показало, что 62% учеников днем не спят, однако, чем старше ученик, тем больше потребность в дневном отдыхе. Это связано с возросшей умственной нагрузкой, дополнительными занятиями (творческая и спортивная деятельность), а также потребностью во внешкольном общении со сверстниками, которое возможно только в позднее время. Несмотря на многочасовую занятость, более 38% шестиклассников находят время для дневного сна (см. Приложение 2 Рис. 11).

Вопрос «Сколько времени вы тратите на домашку?» показал интересную картину (см. Приложение 2 Рис. 12). В 6 классе большая часть учеников на выполнение домашнего задания тратят от 1 до 2 часов, что соответствует норме. Здесь продолжается пристальный родительский контроль и у детей возрастает интерес к учебе. Однако у более чем 20 % учеников время работы дома резко увеличено, практически вдвое превышает норму.

Вопрос «Быстро ли вы заснете, если у вас завтра контрольная работа» показал некоторую нервозность учеников 6 классов (см. Приложение 2 Рис. 13), причем мальчики относятся к контрольным работам более спокойно – философски.

При ответе на вопрос «Часто ли ты устаешь после уроков?» 41% опрошенных устают часто и 47% - иногда, причем явной взаимосвязи с недосыпом не установлено (см. Приложение 2 Рис 14).

Несоблюдение режима сна и отдыха, возрастающие нагрузки неминуемо сказываются на здоровье. Нервная система учащихся становится менее устойчивой: это выражается в сонливости, тревожности, а также в усталости.

Анализ результатов исследования опрошенных школьников не выявил прямой зависимости между продолжительностью сна и здоровьем учащихся.

Выявлено что у 6-ти классиков показатели здоровья отличные, дети болеют нечасто. Хронические заболевания наблюдаются только у одного опрошенного ученика. Все ученики посещают уроки физкультуры.

Таким образом, проведенное исследование позволило раскрыть влияние длительности сна на здоровье и успеваемость шестиклассников и сформулировать рекомендации родителям учеников по улучшению здоровья и успеваемости.

2.2 Разработка рекомендаций по улучшению сна и здоровья школьников

  • Соблюдайте режим. Ложиться спать и вставать в одно и то же время — это очень важно. Даже в выходные дни старайтесь придерживаться распорядка, чтобы у детей не сбились биологические часы.

  • Создайте комфортные условия для сна. В комнате должно быть темно, прохладно и тихо. Можно использовать ночник, если кому-то из детей страшно спать в полной темноте.

  • Ограничьте использование гаджетов перед сном. Игры и просмотр видео на телефоне или планшете могут возбуждать нервную систему и мешать быстрому засыпанию. Лучше отложить гаджеты за час до сна.

  • Поощряйте спокойные занятия перед сном. Чтение книги, рисование или просто разговор о прошедшем дне помогут расслабиться и подготовиться ко сну.

  • Следите за питанием. Тяжёлая или острая пища перед сном может вызвать дискомфорт и нарушить сон. Лучше выбирать лёгкие блюда и не переедать перед сном.

  • Обеспечьте физическую активность в течение дня. Прогулки, спорт и подвижные игры помогают детям устать и лучше спать ночью.

  • Поддерживайте позитивную атмосферу в семье. Стрессы и конфликты могут мешать нормально спать. Старайтесь решать проблемы спокойно и поддерживать дружелюбную обстановку.

  • В период экзаменов уделяйте особое внимание сну. В это время важно высыпаться, чтобы мозг мог лучше справляться с нагрузками. Помогите детям планировать день так, чтобы было достаточно времени для учёбы и для отдыха. Если нужно, можно немного увеличить время сна, ложась пораньше или вставая попозже (если это возможно).

Заключение

Я и мои одноклассники сейчас вступаем в подростковый возраст, и у нас перестраиваются биологические ритмы. Подросткам уже не получается засыпать так же рано, как маленьким детям, потому что мелатонин у нас начинает вырабатываться не сразу после наступления темноты, а только через час или полтора. Из-за этого мы теряем драгоценные часы сна, которые так нужны нашему растущему организму.

Часто подростки сами не могут справиться с недосыпом. Иногда мы просто не контролируем свои желания и вместо того, чтобы лечь спать и отдохнуть, предпочитаем смотреть телевизор, общаться с друзьями в интернете или играть в компьютерные игры. Из-за этого у нас ухудшается память, становится сложнее воспринимать новую информацию, и, как следствие, падает успеваемость.

Работая над своим проектом я выполнил все поставленные перед собой задачи - я изучил, что такое сон и какие у него фазы, узнал нормы продолжительности сна для шестиклассников, а также какую пользу приносит полноценный сон.

Я составил анкету и провёл опрос среди шестиклассников в нашей школе и пришел к следующим выводам:

Прямой связи между продолжительностью сна и успеваемостью проводимое исследование не выявило, т.к. большинство опрошенных указали достаточно высокий уровень успеваемости.

Исследование показало, что многие шестиклассники спят меньше рекомендуемого времени, особенно девочки и ученики первой смены. Использование гаджетов и компьютерных игр перед сном затрудняют засыпание, вследствие чего учащиеся не высыпаются и утром родителям приходится их будить. Недостаток сна отрицательно сказывается на психическом здоровье учащихся: они чувствуют себя разбитыми утром, сонными в течение дня, раздражительными вечером. Но, я выяснил, что некоторые шестиклассники находят время для дневного сна и восстановления сил.

Также я выяснил, что большинство шестиклассников устают после уроков, а затем еще тратят на выполнение домашних заданий 1- 1,5 часа, но есть и те, кому требуется вдвое больше времени. Это влияет на их распорядок дня и время отхода ко сну.

Анализ результатов исследования опрошенных школьников не выявил прямой зависимости между продолжительностью сна и физическим здоровьем учащихся. В целом, у учеников шестых классов нашей школы хорошее здоровье и они активно посещают уроки физкультуры.

Эти выводы помогли мне лучше понять, как важно соблюдать режим сна и ограничивать использование гаджетов перед сном. Я думаю, что это полезно не только для успеваемости, но и для общего самочувствия.

Исследование подтвердило, что мой проект актуален, и моя гипотеза тоже оказалась частично верной: длительность сна действительно влияет на здоровье школьников, а вот прямого влияния продолжительности сна на их успеваемость не установлено.

Я достиг цели своего проекта — разработал рекомендации для родителей по улучшению сна, а соответственно и здоровью учащихся и их успеваемости.

Хочу сказать, что сон — это не просто роскошь. От его качества и количества зависят все системы организма, продолжительность и качество жизни. Поэтому очень важно высыпаться!

Список использованных источников и литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сон

  2. https://trends.rbc.ru/trends/social/624590819a7947d29d52520a

  3. https://uchenick.ru/schoollife/article_post/o-vazhnosti-sna-dlya-uchaschihsya

  4. http://www.04.rospotrebnadzor.ru/index.php/san-nadzor/2015-10-01-05-48-10/8018-12092017.html

  5. https://ainger.ru/interesnoe-o-snovideniyah/otkrytiya-sovershjonnye-vo-sne.html

Приложение 1

Анкета

1. Твой пол _______

2. Твой возраст_________

3. В какую смену ты учишься?________

4. Твоя успеваемость: 5-4; 4-3; 3 (нужное подчеркнуть)

5. Во сколько ты ложишься спать? (во время рабочей недели)

6. Долго ли засыпаешь? Да/Нет

7. Перед сном ты проводишь время за компьютером, телевизором? Да/Нет

8. Во сколько ты встаешь? (во время рабочей недели)

9. Ты сам просыпаешься или тебя будят родители?

10. Утром ты чувствуешь себя бодрым или разбитым?

11. Испытываешь ли ты сонливость в течении дня?

12. Вечером ты становишься спокойным или раздражительным?

13. Спишь ли ты днем? Да/Нет

14. Сколько времени ты тратишь на домашку?

15. Часто ли ты устаешь после уроков?

16. Есть ли у тебя хронические заболевания?

17. Ходишь ли ты на уроки физкультуры?

18. Часто ли болеешь простудными заболеваниями?

19. Если у тебя завтра контрольная работа, быстро ли ты заснешь?

Приложение 2

Рис.1 Успеваемость учащихся

Рис.2 Продолжительность сна всех опрошенных учащихся

Рис.3 Продолжительность сна девочек и мальчиков участвовавших в опросе

Рис.4 Продолжительность сна учащихся первой и второй смен

Рис.5 Пользуешься ли гаджетами перед сном?

Рис.6 Долго ли ты засыпаешь?

Рис.7 Сам просыпаешься или тебя будят?

Рис. 8 Как ты чувствуешь себя утром?

Рис. 9 Испытываешь ли ты сонливость в течении дня?

Рис. 10 Вечером ты становишься спокойным или раздражительным?

Рис.11 Спишь ли ты днем?

Рис.12 Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?

Рис.13 Быстро ли заснешь, если завтра контрольная работа?

   

Рис.14 Часто ли ты устаешь после уроков?

Просмотров работы: 26