ВВЕДЕНИЕ
Всем известно, что болезнь лучше предупредить, чем ее лечить. Данное утверждение, можно применить, когда мы говорим о профилактике острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, поскольку это самые распространенные заболевания, которые могут приводить к тяжелым осложнениям. Я знаю, что вакцинопрофилактика является одним из самых эффективных методов борьбы с вирусами гриппа и ставлю прививку от этого заболевания ежегодно. Однако, в нашем классе, менее 1/4 учеников привито противогриппозной вакциной, что является не достаточным для формирования коллективного иммунитета. Поэтому, я решил выяснить, какие дополнительные профилактические мероприятия, кроме общеизвестных, могут защитить меня и моих одноклассников от ОРВИ и гриппа.
Цель работы: изучитьэффективность использования пассивных ингаляций с композицией эфирных масел в качестве средства неспецифической профилактики ОРВИ/гриппа в классе.
Задачи:
проанализировать доступную научную информацию об ОРВИ и гриппе;
оценить эффективность специфической профилактики (вакцинации) гриппа и ОРВИ в школе;
провести анкетирование учащихся класса и их родителей, с целью выяснения информированности о заболевании ОРВИ/гриппом и мерах по их профилактике;
провести экспериментальное исследование по неспецифической профилактике ОРВИ/гриппа, у учащихся своего класса;
Объект исследования: заболеваемость ОРВИ/гриппом.
Предмет исследования: способ неспецифической профилактики ОРВИ/гриппа.
Методы работы: изучение литературы, анализ данных, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение.
Гипотеза: использование с целью неспецифической профилактики пассивных ингаляций с композицией эфирных масел в «высокий» эпидемиологический сезон по ОРВИ/гриппу (с декабря по март), уменьшит заболеваемость этими инфекциями в моём классе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Обзор литературы
1.1 Общая характеристика ОРВИ и гриппа
В России ежегодно регистрируется около 30–40 миллионов больных гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), из них 40–60% составляют дети. ОРВИ – это группа разнородных по этиологии и локализации инфекционно-воспалительных заболеваний с преимущественным поражением органов дыхания, передающихся воздушно-капельным путем, имеющих схожие механизмы развития и клинические проявления. По локализации они делятся на острую респираторную инфекцию с поражением верхних дыхательных путей (ринит, ринофарингит, фарингит, риносинусит, синусит, тонзиллит, отит, ларингит) и с поражением нижних дыхательных путей (трахеит, бронхит и пневмонию) [1]. Грипп – это тоже острая респираторная вирусная инфекция, вызываемая различными серотипами вируса гриппа и характеризующаяся массовым распространением. Возбудителем гриппа является самый молодой на Земле, изменчивый и вирулентный РНК-содержащий вирус. В последние 30 лет циркулируют в основном типы гриппа А(H1N1), A(H3N2) и В.
1.2 Эпидемиология ОРВИ и гриппа
ОРВИ наиболее часто регистрируются в холодное время года. Подъем заболеваемости начинается с октября, пик приходится на февраль, а спад на апрель. Однако эти сроки для каждого возбудителя имеют особенности. Так, максимальная заболеваемость гриппом чаще приходится на январь – февраль с подъемом в течение 2 недель и резким спадом. Общая длительность эпидемии составляет от 4–8 недель до 3 месяцев. Поскольку гриппом чаще заболевают дети, они являются основным источником гриппозной инфекции для других возрастных групп населения. [2]. Основные пути передачи всех ОРВИ – воздушно-капельный (при вдыхании частичек аэрозоля, содержащего вирус) и контактно-бытовой (при попадании вируса на слизистую оболочку носа или конъюнктиву глаз с рук, загрязненных при контакте с заболевшим или с зараженных вирусом поверхностей) [3].
1.3 Профилактика ОРВИ и гриппа у детей
Профилактика вируса гриппа возможна и даже необходима. Она может быть специфической и неспецифической. Специфическая профилактика включает плановую вакцинацию для предотвращения массовой заболеваемости. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендовала вакцинацию против гриппа как единственный реальный способ уберечься от этой инфекции привитому и возможность создания коллективного иммунитета. Вакцинация против гриппа включена в Национальный календарь профилактических прививок и проводится наиболее уязвимым контингентам, в том числе, учащимся общеобразовательных учреждений [4].
Основой неспецифической профилактики ОРВИ служит соблюдение принципов здорового образа жизни: организация рационального режима сна и бодрствования для ребенка, исключение переутомления и перевозбуждения, пассивного табакокурения, а также прогулки и полноценное питание. Первостепенное значение имеют профилактические мероприятия, препятствующие распространению вирусов: необходимо регулярно мыть руки, не касаться слизистой глаз, носа, рта руками; исключить рукопожатия; использовать средства защиты органов дыхания и глаз; соблюдать социальное дистанцирование.
1.4. Ароматерапия как способ профилактика ОРВИ и гриппа
К сожалению, дети часто не соблюдают традиционные методы профилактики (не любят носить защитные маски, часто касаются руками лица, слизистой глаз, не соблюдают дистанцирование и так далее). Учитывая высокую заболеваемость ОРВИ в детской популяции, поиск эффективных и безопасных средств для массовой профилактики вирусных инфекций, как в организованных коллективах, так и в домашних условиях, является весьма актуальной проблемой.
Одним из методов профилактики ОРВИ может служить ароматерапия. Она заключается в воздействии на организм человека натуральных эфирных масел, получаемых из растений и вводимых в организм через дыхательные пути (с вдыханием и в виде пассивных ингаляций) или через кожу (массаж, ванна, компресс). Использование эфирных масел с различными целями известно еще со времен древних цивилизаций Египта, Китая, Индии, Греции. Эфирные масла обладают множеством полезных свойств, в частности антимикробной, противовоспалительной, антиоксидантной, антидепрессивной, анальгетической активностью, а также способностью влиять на иммунную систему. Эффективность эфирных масел как методов лечения и профилактики ОРВИ отражено в большом количестве научных исследований.
Для профилактики и в составе комплексной терапии ОРВИ часто используется композиция натуральных эфирных масел «Дыши» (ЗАО «АКВИОН», Россия). В состав препарата «Дыши» входят натуральные эфирные масла растительного происхождения (мятное, эвкалиптовое, каепутовое, винтергриновое, можжевеловое, гвоздичное) и левоментол оказывающие противомикробное и противовирусное действия [5]. Данная композиция эфирных масел может применяться, в том числе, и в виде пассивных ингаляций.
Пассивные ингаляции натуральными эфирными маслами имеют ряд преимуществ перед другими средствами лечения и профилактики ОРВИ:
- возможность использования у детей разных возрастных групп и у взрослых;
- физиологичное введение путем вдыхания с воздухом;
- непосредственное действие на слизистую оболочку респираторного тракта;
- возможность применения длительный период времени.
Безопасность композиции эфирных масел «Дыши» были изучены в клинических исследованиях, проведенных на базе крупных научных учреждений в различных городах Российской Федерации [6].
2. Исследовательская часть
2.1. Аналитическая часть
Дети играют основную роль в распространении вирусной инфекции, поэтому только массовая вакцинация школьников предохранит от болезни не только их самих, но и остановит распространение инфекции. Чем больше охват вакцинацией, тем эффективнее профилактическое ее действие.
Я запросил информацию у медицинского работника моей школы по количеству школьников прошедших вакцинацию против гриппа за период с 2022 по 2024 год. (Приложение 2, Рис.1). Охват прививками в МАОУ «СОШ №9» в 2024 году составил лишь 14,5%. В моем классе процент вакцинированных против гриппа в этом году увеличился по сравнению с предыдущими годами – 23% против 16,7% за 2021 год (Рис.2). Однако это связано с тем, что количество детей в классе уменьшилось, при том, что число привитых от гриппа существенно не изменилось (по 5 человек в 2021-2023 годах и 6 - в 2024 году). Полученные данные свидетельствуют о недостаточном охвате вакцинопрофилактикой как в моем классе, так и в школе в целом. Для ожидаемого положительного результата от иммунизации и хорошего коллективного иммунитета необходим охват прививками не менее 40%, а лучше 60-90%, от определенного коллектива [6]. В этом случае циркуляция вируса будет ограничена, что скажется на снижении общей заболеваемости.
С целью выявления знаний об ОРВИ/гриппе и мерах профилактики я провел анкетирование одноклассников и их родителей (Приложение 1). В опросе приняли участие 25 детей и 23 взрослых. Большинство опрошенных школьников (80%) и их родителей (78,3%), считают грипп опасным заболеванием (Рис.3). Тем не менее, в этом году были привиты от гриппа лишь 23% детей и 21,7% взрослых (Рис.4), хотя 60,9% из родителей считают, что вакцинация необходима (Рис.5). При ответе на вопрос об оценке эффективности вакцинации мнения родителей разделились: 26,1% считают, что прививка может предотвратить заболевание, такой же процент респондентов считает, что прививка делает только хуже, 8,7%, что прививка не оказывает никакого влияния и 39% взрослых затруднились ответить (Рис.6). За 2024 год болели ОРВИ более 50% родителей (Рис.7). Заболеваемость ОРВИ школьников по количеству эпизодов за год: 44% - не болели, 40% - болели 1 раз и 16% - болели 3-4 раза за год. В результате анкетирования выяснено, что при первых признаках заболевания родители начинают лечение без вызова педиатра у 18 школьников (72%) (Рис.8). В большинстве случаев (68%) родители лечат детей современными лекарственными средствами. Комбинируют средства народной медицины с лекарственными препаратами родители 5 (20%) школьников. Применяют только средствами народной медицины у 3 (12%) детей (Рис.9). Сами же родители при появлении первых симптомов заболевания чаще занимаются самолечением – 56,5% опрошенных (Рис.10) и «переносят болезнь на ногах» почти половина респондентов (43,5%) (Рис.11). Выяснено, что и дети, и взрослые достаточно хорошо осведомлены о мерах профилактики ОРВИ/гриппа. У школьников наиболее популярными ответами были: вести здоровый образ жизни – 72 %, стараться не контактировать с заболевшими - 68%, чаще мыть руки - 56%, прикрываются при кашле и чихании - 56%, избегать массовых мероприятий – 36%. А вот используют медицинские маски с целью профилактики ОРВИ/гриппа лишь 6 (24%) детей и 3 (3,7%) взрослых (Рис.12,13).
2.2. Экспериментальная часть
В связи с тем, что количества вакцинированных от гриппа детей в моем классе не достаточно для создания «иммунной» прослойки и формирования коллективного иммунитета, я решил выяснить, действительно ли применение пассивных ингаляций (когда диффузор находится далее 40 см от человека) с композицией эфирных масел будет способствовать профилактике ОРВИ/гриппа. В большинстве научных статей посвященных использованию эфирных масел для лечения и профилактики ОРВИ применялся метод пассивных ингаляций заключающийся в нанесении масла на салфетку и последующее помещение ее на нагревательный прибор (радиатор отопления) [7]. Поскольку подобный метод в нашем классе не возможен, я решил изучить, какие же еще варианты ароматерапии можно применить.
Я выяснил, что для ароматизации помещений используют специальные устройства – аромадиффузоры [8]. Они предназначенные для извлечения паров эфирных масел с целью их рассеивания в воздухе, наполняя закрытое пространство определенным ароматом. Аромадиффузоры могут быть разных видов (Рис.14). Я сравнил возможные преимущества и недостатки каждого вида (табл. 2) и пришел к выводу, что для использования в школьном классе наиболее подходит электрический аромадиффузор.
Таблица 2
Преимущества и недостатки различных видов аромадиффузоров
Вид аромадиффузора |
Плюсы |
Минусы |
Тепловой аромадиффузор (аромалампа) |
Не требуют электричества или батарей |
Работает от открытого огня и требует постоянного присмотра и соблюдения противопожарных мер. Риск перегрева масла, что может привести к изменению его химического состава и уменьшению терапевтического эффекта |
Испарительные аромадиффузоры (с бамбуковыми палочками) |
Не требуют электричества или батарей |
Ограниченный радиус действия |
Электрические аромадиффузоры |
Простота использования. Безопасность использования |
Требуют электроэнергию |
Ультразвуковые ароматические диффузоры |
Дополнительные функции (увлажнение воздуха) |
Требуют электроэнергию Высокая стоимость Необходимость регулярной очистки |
Электрические аромадиффузоры – это современные электрические устройства, которые нагревают ароматическую жидкость, заливаемую в полость прибора, вследствие чего, из нее испаряются пахучие вещества. Нагрев производится от электронагревателя, встроенного в прибор. Узнав это, я решил использовать для этой цели обычный фумигатор, поскольку он имеет тот же принцип действия, что и электрический аромадиффузор.Внутри фумигатора установлен нагревательный элемент, который нагревается электричеством до небольшой теплоты и далее это тепло передается проводящему жидкость фитилю, вставленному во флакон, и жидкость под воздействие тепла преобразуется в пар, который распространяется в помещении (рис.15). Перед применением, я открыл флакон, идущий в комплекте с фумигатором, вылил инсектицидную жидкость, хорошо промыл и высушил его и фитиль (рис.16). Изучив инструкцию к применению препарата «Дыши» (Приложение 3) и предшествующие научные исследования, я решил использовать концентрацию 15 капель масла на флакон (по 5 капель масла на 10 м2 помещения). Учитывая, что указанного объема масла (15 капель – около 1 мл) не достаточно для работы аромадиффузора, я разбавил эфирное масло отфильтрованной водой до объема 10 мл. Затем, перед применением, хорошенько взбалтывал полученную эмульсию. Эфирные масла не растворяются в воде, но у меня и не было задачи их растворить, поскольку нужно было только обеспечить их испарение, с чем диффузор отлично справляется. Эмульсию с композицией эфирных масел я менял каждый день, поскольку эфиры легко испаряются. Продолжительность пассивной ингаляции составляла 3 часа ежедневно во время уроков. Все ребята из моего класса дали свое согласие на участие в исследовании. Нежелательных явлений (головная боль, аллергические реакции) при проведении ингаляций у учеников не зафиксировано.
Для оценки профилактической эффективности я выбрал в качестве контрольной группы 4А класс. Эта группа находилась в аналогичных с нашим классом условиях, но не использовала композицию эфирных масел. Профилактическую эффективность метода пассивной ингаляции с применением натуральных эфирных масел оценивал по наличию заболевших ОРВИ/гриппом в период проведения исследования в исследуемой группе (своем классе) и контрольной группе.
Исследование эффективности неспецифической профилактики ОРВИ/гриппа я проводил в течение всего сезона «высокой» заболеваемости ОРВИ/гриппом (с декабря по март) (табл.3).
Количество заболевших детей в группах наблюдения за период
с декабря 2024 по март 2025 г.
Таблица 3
Группы наблюдения |
Количество человек в классе |
Количество заболевших детей |
|||
декабрь |
январь |
февраль |
март |
||
4В |
26 (100%) |
6 (23%) |
5(19,2%) |
4(16,4%) |
2 (7,7%) |
4А |
34 (100%) |
8 (23,5%) |
7 (20,6%) |
12(35,3%) |
6 (17,6%) |
В количество заболевших я не включал детей, которые отсутствовали в классе по причине болезни до начала моего исследования и заболевших в первые два дня от начала эксперимента. В результате наблюдения за исследуемыми группами выявлено, что в моем классе в декабре 2024 заболели ОРВИ 6 человек из 26 (23%), а в контрольной группе 8 из 34 (23,5%). В январе в нашем классе заболело ОРВИ 5 учеников (19,2%), а в контрольном классе 7 (20,6%). Достоверного различия по количеству заболевших в моем и контрольном классе, за декабрь и январь не выявлено. Учитывая полученный результат, для возможного повышения эффективности исследуемого мной метода профилактики ОРВИ и гриппа, я решил с февраля использовать два диффузора с одинаковой концентрацией эфирного масла, расположив их в разных частях класса. За февраль в 4А классе заболели ОРВИ 12 человек (35,3%), в то время как в моем классе лишь 4 ученика (16,4%). В марте по количеству заболевших прослеживалась та же тенденция, что и в феврале. Заболели ОРВИ в 4А классе 6 (17,6%), а в моем классе 2 (7,7%) школьников. Эти результаты, позволяет сделать вывод, что предложенный мной метод неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа эффективен, но учитывая площадь класса, требует одновременного использования двух аромадиффузоров для равномерного распределения паров ароматической композиции в помещении. Моя гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу по эпидемиологии, клинике, а также специфической и неспецифической профилактике ОРВИ и гриппа, я провел беседу с одноклассниками и изготовил буклет, где напомнил им об основных мерах по профилактике ОРВИ и гриппа.
В результате анализа мною установлено, что хотя большинство детей в классе (80%) и их родителей (78,3%) считают грипп опасным заболеванием, однако процент вакцинированных от этого заболевания крайне низок (23% школьников и 21,7% родителей). Охват вакцинацией против гриппа учащихся школы за 2024 год составляет лишь 14,5%, что является недостаточным для формирования коллективного иммунитета. Данная ситуация требует проведения информационно-разъяснительной работы на уровне администрации школы, как со школьниками, так и с их родителями.
Я выяснил, что школьники и их родители достаточно хорошо осведомлены о мерах профилактики ОРВИ/гриппа. Однако, больше половины родителей (56,5%) при появлении первых симптомов заболевания занимаются самолечением и почти половина респондентов (43,5%) «переносят болезнь на ногах», что является не лучшим примером для подрастающего поколения.
Проведенное исследование подтвердило мою гипотезу, что использование с целью профилактики пассивных ингаляций с композицией эфирных масел может уменьшить заболеваемость ОРВИ и гриппом в моём классе, по сравнению с классом, где ингаляции не проводились.
Список использованной литературы:
1. И.И. Львова, Н.В. Минаева, Л.Ю. Гришкина. Учебное пособие Острые респираторные вирусные инфекции у детей. диагностика, лечение, профилактика// Пермь, 2014, 162 с.
2. Клинические рекомендации Грипп у взрослых,2022 г.
3. Клинические рекомендации Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ), 2021 г.
4. Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показаниям: приказ Минздравсоцразвития России от 21.03.2014 № 125н
5. https://maslo-dishi.ru/products/maslo-dyshi/
6. Грипп и другие ОРВИ в постпандемический период. Вакцинопрофилактика и лечение. Пособие для врачей, 2023 г.
7.https://cyberleninka.ru/article/n/ingalyatsii-efirnyh-masel-dlya-profilaktiki-respiratornyh-infektsiy-v-organizovannyh-detskih-kollektivah
8.https://aromat.market/blog/sovety-pokupatelyam/kak-vybrat-diffuzor-dlya-efirnykh-masel/
Приложение 1
Анкета школьники
Нужное подчеркнуть
1. По твоему мнению грипп является опасным заболеванием?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
2. Как часто ты болеешь ОРВИ/гриппом?
- 1 раз в месяц
- 1 раз в три месяца
- 1 раз в полгода
- 1 раз в год
- не болею
3. Вызывают ли твои родители педиатра сразу, когда ты заболеешь или сначала лечат сами?
- вызывают педиатра на дом
- лечат сами
4. Как лечат тебя родители?
- современными лекарственными препаратами, назначенными врачом
- с помощью рецептов народной медицины
5. Ставишь ли ты прививку от гриппа
- ежегодно
- не каждый год
- никогда не ставлю
6. Какие меры профилактики ты знаешь и используешь, чтобы не заболеть?
⎯ не контактировать с потенциально больными людьми (кашляющими, чихающими и т. п.);
⎯ при общении с болеющими применять медицинскую марлевую маску;
⎯ чаще мыть руки и лицо с мылом или антибактериальными средствами после общения с людьми в период эпидемии;
⎯ прикрываться при кашле, чихании, использовать носовые платки;
⎯ не посещать массовые мероприятия (концерты, викторины, заведения общественного питания);
⎯ придерживаться здорового образа жизни (прогулки на свежем воздухе, занятия физкультурой, полноценный сон, полезная здоровая пища богатая витаминами)
- другое (напиши)______________________________________________________
Анкета (родители)
Как Вы считаете, грипп - опасное заболевание?
Да
Нет
Не знаю
Считаете ли Вы необходимым делать прививки от гриппа?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Как Вы оцениваете эффективность прививки от гриппа?
Прививка сможет предотвратить болезнь
Не оказывает никакого влияния
Прививка делает только хуже
Не знаю
Вакцинировались ли Вы в этом году против гриппа?
Да
Нет
Вакцинировали ли Вы своих детей против гриппа в этом году?
Да
Нет
Сколько раз за последний год Вы болели ОРВИ/гриппом?
Ни разу,
1-2 раза,
3-4 раза
Более 5 раз
Какие меры неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ Вы проводите?
Мытье рук после возвращения с улицы
Использование одноразовой медицинской маски
Регулярное проветривание
Закаливающие процедуры
Прием витаминных препаратов
Использую противовирусные препараты (ингавирин, арбидол, кагоцел и др.)
Использую рецепты народной медицины
При первых симптомах недомогания (слабость, повышении температуры, кашель, насморк) принимаете ли Вы противовирусные препараты без назначения врача (занимаетесь ли самолечением)?
Да
Нет
При заболевании гриппом продолжаете ли Вы работать («переносите болезнь на ногах»)?
Да
Нет
Приложение 2
Рис. 1. Количество вакцинированных в школе за период 2022-2024 гг (%)
Рис.2. Количество вакцинированных в 4В классе за период 2021-2024 гг (%)
Рис. 3. Считаете ли Вы, что грипп опасное заболевание? (%)
Рис. 4. Вакцинировались ли Вы в этом году против гриппа? (%)
Рис. 5. Считаете ли Вы необходимым делать прививки от гриппа? (%)
Рис. 6. Как Вы оцениваете эффективность прививки от гриппа? (%)
Рис.7. Сколько раз за последний год Вы болели ОРВИ/гриппом? (%)
Рис.8. Вызывают ли твои родители педиатра сразу, когда ты заболеешь или сначала лечат сами? (%)
Рис. 9. Как лечат тебя родители? (%)
Рис.10. При первых симптомах недомогания (слабость, повышении температуры, кашель, насморк) принимаете ли Вы противовирусные препараты без назначения врача (занимаетесь ли самолечением)? (%)
Рис. 11. При заболевании гриппом продолжаете ли Вы работать («переносите болезнь на ногах»)? (%)
Рис.12. Какие меры неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ Вы проводите?(%)
Рис. 13. Какие меры профилактики ты знаешь и используешь, чтобы не заболеть?(%)
Рис. 14. Виды аромадиффузоров
Рис. 15. Устройство электрофумигатора
Рис.16. Устройство и компоненты для проведения пассивных ингаляций
Приложение 3