Введение.
В мае 2024 года после праздника «Ученик года» в МАОУ «Лицей «ВЕКТОРиЯ» у меня появилось желание попасть на праздник в 2025 году. За советом я обратился к учителю географии Скотынянской В.Э. Владлена Эдвардовна предложила прочитать книгу Елены Панюхиной «Экспедиция на вырост», а затем написать исследовательскую работу[3].
Идея мне понравилась, летом 2024 года я прочитал предложенную книгу. Сюжет оказался интересным, я бы даже сказал, захватывающим. От главы к главе я с интересом следил за судьбой маленького мальчика Лаврика Вакселя. Разворачивающиеся события в книге заставляли сопереживать судьбе ребенка, хотелось помочь. Вот только как?
После завершения чтения, меня заинтересовала линия сюжета, связанная с общением Лаврентия с животными.
Итак, исследование начинаем!
Я начал с формулировки гипотезы: на мой взгляд, на личность и характер главного героя Лаврентия Вакселя повлияли встречи с животными.
Цель работы: исследование влияния животных на личность Лаврентия Вакселя во время экспедиции.
Для достижения цели нам необходимо решить задачи;
Выделить фрагменты текста повести, в которых описано взаимодействие животных и Лаврентия.
Исследовать фрагменты текста, выделить ключевые моменты общения Лаврентия с животными.
Выделить, как общение с животными повлияло на Лаврентия: его личность, характер и дальнейшее взаимодействие с животными.
Выяснить, как общение с животными помогло Лаврентию выжить на диком острове.
Объект исследования: книга Елены Панюхиной «Экспедиция на вырост».
Предмет исследования: фрагменты текста книги, в которых описывается взаимодействие Лаврентия с животными.[2].
Методы исследования:
Методы эмпирического уровня:
наблюдение,
сравнение.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
анализ,
исторический.
Методы теоретического уровня:
изучение и обобщение;
Исследование будет интересно в первую очередь учителям географии. Кроме того, мое исследование может стать полезно для родителей, охотников. Уроки, которые вынес юный герой повести после встреч с дикими животными, могут послужить примером воспитания безопасного поведения в природе. Примером того, как нужно вести себя при встрече с дикими животными[1].
Работа состоит из введения, 9 глав, заключения, списка литературы, приложений.
1 глава. Экспедиция на вырост. История создания книги
В первую очередь стоит задать вопрос, кто ее написал? Написала ее Елена Панюхина. На первой странице книги есть предыстория я процитирую эту пред историю тут: «В 1733 году в Твери были построены первые речные корабли и сформированы отряды Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга Десять лет через тайгу, горные перевалы, заснежённую тундру, штормящие моря шли землепроходцы. Открывали новые земли, изучали и наносили на карту неизвестные просторы северо-востока Империи.
Книга основана на малоизвестном и удивительном факте: наравне со взрослыми тяжелейшую экспедицию прошел ребенок-Лаврентий Ваксель, будущий офицер Российского флота.»
Теперь мы знаем повод, который стал сюжетом этой книги, но вопрос остался. У меня есть догадка что эта книга -дело жизни писательницы.
Мне известно, что Елена Панюхина много путешествует и разводит ездовых собак, в дальнейшем учит людей на них ездить. Проводит исследование истории развития ездового собаководства в нашей стране. На своей странице в социальной сети «В контакте» публикует посты и результатами исследования [4].Я веду к тому, что в книге тоже очень много моментов с собаками, думаю, что это явно неглавная причина.
Автор книги живет в городе Тверь. Именно из этого города начиналась экспедиция. Елена Панюхина интересуется историей своего города. Работая в архивах, она нашла удивительный факт участия в трудной, продолжительной экспедиции маленького мальчика и захотела с этим подвигом познакомить широкий круг читателей. Для сбора информации Елена многие часы проводила в архивах, музеях, по крупицам собирала сведения для работы над повестью.
Книгу можно назвать уникальной! Она издана тиражом всего 300 (триста!!!) экземпляров! Купить ее можно только у самого автора. Мой учитель географии нашла Елену Панюхину в социальной сети «В контакте». Начала с ней переписку и приобрела книгу.
Первыми читателями произведения стали курсанты Тверского Суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации. Когда перевернули последнюю страницу рукописи, под руководством Марии Олеговны Д. преподавателя отдельной дисциплины искусство, мировая художественная культура и технология нарисовали иллюстрации к повести.
Макет обложки нарисовала Анна Сергеевна Ш., ученица художественной школы г. Калязин Тверской области.
Книгу редактировал историк, муж Елены – С.Ю. Панюхин.
2 глава. История создания иллюстраций к книге.
В сентябре 2022 года Елена Панюхина закончила писать книгу. Муж Елены отредактировал. Получилась повесть, основанная на архивных материалах, на воспоминаниях, оставшихся в живых участников экспедиции, о маленьком мальчике, сыне офицера Великой Северной экспедиции Лаврентии Вакселе. Пятилетним мальчиком отправился главный герой вместе с взрослыми на поиски неизвестной земли, указанной не некоторых картах в Тихом океане.
На верфи в Охотске был построен пакетбот «Святой Пётр». Именно этому кораблю было суждено отправиться к неизученным и неисследованным берегам на северо-западе Северной Америки.
Значительную часть информации Елена черпала из рисунков! Оказывается Лаврентий не только по сюжету повести, но и в реальной жизни все рисовал! Увидел животных – рисовал собак, медведя, волка, кита… На строительстве корабля взрослые тяжело работали – рисовал, стараясь передать тяжесть работы. Этот факт подтолкнул автора к выводу о том, что книга должна быть проиллюстрирована детьми – ровесниками главного героя, живущими в 21 веке! Так появилась мысль обратиться с просьбой к ученикам художественной школы или училища.
Вспомнив о том, что во взрослой жизни Лаврик стал военным, Елена отправилась в Тверское Суворовское училище. Там учатся будущие морские офицеры. Кому, как не им понятны все тяготы и опасность испытаний. Кому как не суворовцам, можно доверить задачу визуализации повести.
Администрация Тверского Суворовского училища заинтересовалось идеей. Поддержали решение привлечь суворовцев к работе над книгой. Огромную работу провела преподаватель Мария Олеговна Д. По ее мнению, есть суворовцы, которые неплохо рисуют, которые заинтересовались проектом и приняли решение работать над иллюстрациями. В ходе работы выяснилось, что мальчишки лучше рисуют простым карандашом. С красками они «не дружат». А почему бы и не карандашом? Чем рисовал Лаврентий в 18 веке, да еще в условиях экспедиции? Конечно угольками, грифельными палочками (в те времена еще не умели делать простые карандаши)!
В ходе работы над иллюстрациями автор книги провела несколько встреч с суворовцами. В первую очередь нужно было рассказать будущим иллюстраторам историю экспедиции. Затем проводились читки отдельных глав. Для глубокого погружения в содержание повести одну из встреч провели на природе. Будущие иллюстраторы эмоционально напитались природой, почувствовали атмосферу у костра, посидели в настоящем чуме и даже преодолели полосу препятствий!
В итоге получились замечательные карандашные рисунки в количестве 20 штук. Именно они стали частью готовой книги. Прекрасно передают атмосферу 18-го века. Пусть выполнены они жителями 21-го века, но замечательно дополняют текст повести.
3 глава. Встреча с медведицей.
Первая встреча с диким животным у Лаврика состоялась на реке Каме.
Когда караван расшив (так назывались суда) с экспедицией вошел в Каму, пришлось идти против течения. И главной движущей силой стали бурлаки. Ими были солдаты-гренадеры из числа членов экспедиции.
Лямки тянули крепкие солдаты. Караван медленно продвигался вверх по течению реки. На палубе было достаточно скучно. Взрослые занимались своими делами. А пятилетний мальчик видел на корме одной из расшив и старался подбадривать бурлаков.
В какой-то момент, Лаврик заметил на пути движения бурлаков корову… Появление этого животного вызвало недоумение у мальчика. Откуда корова на пустынном берегу? Через некоторое время корова … встала на задние лапы. В памяти мальчика сразу всплыла картинка посещения цирка-шапито в Казани…. Медведь! Еще через мгновение из высокой травы выкатился медвежонок. И оказался перед ногами бурлаков.
Лаврик крикнул как можно громче, стараясь предупредить бурлаков, но крик растворился в воздухе… Караульный увидев беспокойство мальчика, предупредил взрослых участников экспедиции. Несколько человек собрались на палубе расшивы и стали решать, как поступить. Отец Лаврика уверенно сказал, что нельзя делать резких движений, нельзя принимать поспешных решений. Главное – наблюдать.
Между тем медвежонок начал «знакомиться» с бурлаками. Обнюхивал, особенно карманы курток. Ведь там находились крошки от еды. Зубами и когтями пробовал ткань курток и брюк на прочность. Люди и медведица замерли, не решаясь что-то сделать. Все выжидали, не понимая, как стоит поступить.
Все разрешилось, само собой. От сильного рывка медвежонка ткань на куртке у одного из бурлаков порвалась с громким треском. Медвежонок от неожиданности откатился кубарем под ноги медведицы. На расшиве прогремел выстрел в воздух. Животные скрылись в лесу.
Мальчик из этой встречи с диким животным вынес важный урок.
Нельзя делать резких движений, громко кричать, привлекать к себе внимание.
Главное – нужно наблюдать и анализировать, как ведет себя дикий зверь. Первым не совершать действия. Действовать с «холодной головой».
Когда идешь в лес, не должен пахнуть чем-либо. Например, перед посещением леса не стоит употреблять остро пахнущие продукты: лук, чеснок. Запахи привлекают зверей. И чем закончится любопытство зверя, никто не знает.
Во время пребывания на природе, нужно быть внимательным, замечать изменения вокруг тебя.
4 глава. Молчун
Вторая важная для мальчика встреча состоялась в городе Оса. В этом населенном пункте Пермской губернии экспедиция ждала, когда установится снежный покров и по санному пути можно будет отправиться в Сибирь.
Семью мальчика поставили на постой к старосте Никифору. К большой рослости Лаврика в семье старосты рос сын Ванька. Именно с ним и сдружился юный путешественник. Вместе они играли, бродили по Осе, бегали в лес за ягодами.
И всегда их сопровождал дворовый пес Молчун, довольно молодой пес, который не имел привычки лаять без особой на то причины. Так решил староста Никифор. Псу нравилось ходить с мальчиками. Это была свобода, наполненная интересными собачьими делами.
В конце октября резко ударили морозы. Река покрылась тонким слоем снега. Мальчики в очередной раз пошли в лес, но поссорились. Ванька побежал домой. А Лаврику очень захотелось посмотреть, как одна из расшив вмерзла в лед, т.к. ее не успели вытащить на берег.
На берегу солдаты на костре варили кашу. Пригласили мальчика на обед.
Молчун «хвостиком» шел следом за Лавриком. Однако его внимание привлекли перья, которые остались после того. Как солдаты разделали курицу для каши. Комочками перышки порхали на ветру. И очень привлекали Молчуна. Собака пыталась добраться до перьевых комочков, неловко скользил по льду, подпрыгивал…Эта картина была смешной. Лаврик смеялся. Почувствовав, что поведение радует мальчика, пес продолжил гоняться за перьями.
Мальчик решил присоединиться к веселью. Ступил на кромку льда. Под тоненьким слоем прозрачного льда вода колыхалась, пенилась, пузырьки призывно манили к себе. От первого же шага лед «крякнул». Ребенок принял решение «шаркающими» шагами двигаться вперед. Хруст льда веселил и подзадоривал. И Лаврик двигался к расшиве.
Что произошло дальше, ребенок не очень и понял. Ледяная вода хлынула за воротник и обожгла кожу. Дыхание моментально остановилось, из глаз потекли слезы. Инстинктивно руками хватался за край льда, но в руках оставались только куски льда. Позвать на помощь мальчик не мог.
На помощь пришел пес. Обнюхал мокрые волосы, лизнул в лоб. И стал топтаться вокруг полыньи, не зная, как помочь. Вдруг рванул с места. Побежал в сторону солдат и стал тянуть их в сторону полыньи. Впервые в жизни громко залаял.
Необычное поведение Молчуна сработало. Солдаты обратили внимание и спасли мальчика.
Этот случай помог мальчику понять важные вещи.
Собака- преданный друг человека.
Животное старается понять настроение человека. Распознав состояние, старается порадовать хозяина своим поведением.
Собака всегда придет на помощь человеку. Если сама не сможет помочь – постарается найти того, кто сильнее, кто придет на помощь.
А еще важно быть осторожным на тонком льду. До выхода на лед оценивать ситуацию. Не торопиться выходить на тонкий лед.
5 глава. Встреча с волком в Якутске.
Третья встреча случилась в городе Якутск.
Этим зверем было необычное домашнее животное, как можно понять из названия, с волком!
Эта встреча была случайная. У Лаврентия в Якутске был друг – Сенька Антипов.Однажды зимой Лаврентий застал Сеньку с привязанным к его руке волку! Тот волк был совсем маленьким и слабым. Из рассказа Семена(Сеньки) можно понять, что семью этого волчонка давно истребили охотники, а его оставили ради забавы.
Отец Семена купил волчонка для мальчика, который хотел себе новую волчью шапку.Покупать было дорого, потому отец предложил растил себе шапку.
Вид волчонка заставил Лаврентию не понравился. И мальчик принял решение освободить животное. Произошла драка. Дружба мальчиков на этом прекратилась. Семен еще и дразнил Лаврика, стараясь как можно больнее ранить душу ребенка. Каждая новая встреча заканчивалась дракой. Родители мальчика не оставались равнодушными к этой ситуации. Отец гордился сыном, как день за ним он не отступал и боролся за свободу волка. Мама уговаривала отца вмешаться.
В очередной драке Лаврик применил хитрость - поскользнулся перед Семеном, и схватив его за ноги, повалил своим весом его с ног, запрыгнул и побил Антипова.
В итоге отец выкупил волчонка. Мальчик стал выхаживать истощавшее животное, любить, ухаживал и дал имя Тайук. Имя животного означало «якутское праздничное песнопение».
День за днем мальчик добротой воспитал волчонка. Кормил, разговаривал с ним, выводил гулять на веревке. Учил командам. Если в первые прогулки волчонок был неуправляемым не обращал внимания на мальчика, то уже через месяц волчонок оглядывался на хозяина, словно просил прощения: «Прости, что дернул».
Однако каждый раз после возвращения с прогулки, волк оглядывался на лес, показывал, что не хочет идти в город. Первые дни такая ситуация мальчика огорчала. Он пытался силой заставить пойти в город. Потом понял, что нужно просто подождать несколько минут, волк сам пойдет.
Кроме Лаврика волк подружился с матросом Никитой Шумагиным. Дружба началась с того, что матрос улыбнулся волку и заговорил с ним по-доброму. Потом погладил между ушами, потрепал шерсть. Затем при каждой встрече старался получить ласку от Никиты.
С наступлением весны клетку волка вытащили из амбара во двор. И теперь животное могла наблюдать за происходим вокруг. В восторг волка приводило появление Лаврентия. Удивительно, но волк научился улыбаться мальчику! Это можно расценить как проявление дружбы между волком и человеком. В свою очередь ребенок помогал в доме изо всех сил, чтобы оставить дикое животное жить в этом доме.
Во время одной из прогулок, Лаврентий понял, что, несмотря на дружбу с мальчиком, зверь мечтает о свободе. Поняв это, Лаврик снял веревку и побежал вниз по склону. Волк следовал за ним. И в какой-то момент почувствовал свободу. Бегал кругами до леса и назад. Казалось, не касался лапами земли. Так дошли до крепостной стены Якутска. Главный вывод, который сделала ребенок, нельзя лишать свободы дикого зверя! И отпустил Тайука в тайгу.
Всё лето волк и мальчик встречались в тайге. Причем волк появлялся неожиданно. Улыбался мальчику, всячески демонстрировал радость от встречи. Мальчик сначала приносил куски мяса, а однажды, волк подарил половину тушки зайца.
С началом сентября волк перестал выходить на свист Лаврика. Это не могло не огорчать ребенка… В конце октября караульный сказал, что видел волка, вышедшего из тайги. Да не одного, а еще с двумя волками! Мальчик бросился навстречу и из леса к нему бегал Тайук! Встреча была радостная для обоих! Через некоторое время Лаврик увидел недалеко от себя двух молодых волков. Это были его детёныши! Когда мальчик захотел подойти к волчатам и познакомиться, те отступили. Стало понятно: знакомство не состоится. Волк подбежал к своим детёнышам, и втроем счастливо скрылись в тайге.
В декабре начались метели. Лаврик не мог выйти за крепостную стену несколько дней подряд. А когда вышел, не обнаружил никаких следов. И только через какое-то время услышал вой нескольких волков. В хоре голосов четко различит голос Тайука.
Встреча и общение с волком научили мальчика многому!
Благодаря защите волчонка от жестокого обращения, ребенок понял, что можно победить противника, который превосходит тебя по размерам, по силе. В этом поможет хитрость, смекалка, находчивость, знания, наблюдения, опыт.
Лаврик в этой истории приобрел опыт по защите братьев наших меньших: нужно защищать животных, проявлять сострадание, принимать ответственное решение. Увидев жестокое обращение мальчика Семёна с волчонком, его издевательства над животным, встал на защиту слабого зверя, против более старшего и сильного соперника. Защитив волчонка, Лаврик разорвал дружбу с Семёном.
Во время прогулок с волком научился «читать» поведение дикого зверя, «освоил» язык волка. Понял, что в общении с животными важно терпение. Не стоит торопиться, нужно где-то и подождать.
Лаврик узнал, что дикие волки не проявляют агрессии, а просто им все происходящее очень интересно!
Главное, дикое животное должно жить в природе. Нельзя волка, лису и других зверей держать в неволе.
Если же человек хочет приручить дикое животное, то это следует делать с добротой, проявляя ласку, заботу.
6 глава. Медведь на Камчатке
На полуострове Камчатка у мальчика произошли очень интересные встречи с дикими животными.
Камчатка оказалась очень красивой, чудесной землёй. Лаврик много гулял. Знакомился с флорой, учился собирать съедобные растения, плоды, ягоды.
Во время прогулок мальчик изучал природу. Однажды Лавря наблюдал,как на тундровой поляне у подножья сопки пасётся медведица и двумя медвежатами – подростками.
Человека дикие животные заметили сразу,были вполне миролюбивыми. Медведи рассматривали непрошенного гостя,сидевшего на березе в 20 саженях, нюхали воздух. Ковыряли лапами кочки, жевали траву, ягоды. Выискивали корешки. Мальчик любовался могучими животными, рассматривал, как на солнце переливается мех на спинах медведей.
Как неожиданно медведи попали в поле зрения мальчика, так неожиданно и скрылись. Мальчик дома рассказал о необычной встрече. На что взрослые отметили, что это вполне обычное дело на Камчатке.
Эта встреча показала мальчику важный момент:
если человек не вторгается в жизнь диких животных (даже таких опасных как дикий медведь), они не будут угрожать человеку. Так, Лаврик не стал беспокоить медведей, и они спокойно ушли, не доставив неприятностей! Из-за чего мальчик решил, что дикие звери тоже могут добрыми существами.
7 глава. Ездовые собаки.
Важным уроком общения с животными стал опыт с ездовыми собаками.
В ноябре резко наступила зима. Снег укатал все окрестности. Это создавало неудобства для выполнения бытовых дел: сбора ягод, подготовки дров.
Особенно сложно было обеспечить семью дровами. Все, что Лаврик собирал (плавник, дрова) очень быстро заканчивалось. А у соседа была упряжка с ездовыми собаками, которая с большой скоростью привозила дрова, причем очень толстые бревна. Так у мальчика появилась идея завести свою упряжку.
Отец поддержал идею мальчика и через 3 дня во дворе появились 4 пса. К сожалению, собаки были «битые», т.е. их палками учили быть послушными.
Лаврентий начал учиться управлять упряжкой собак. Соседу задавал большое количество вопросов о том, как правильно кормить, ухаживать, как ставить в упряжку, будут ли отвлекаться на зайцев, смогут ли бежать в гору, везти груз и т.д.
Большую часть теории молодой хозяин собак познавал в ходе практических занятий. Сосед Николай показывал, как управляться с упряжкой: тормозить, поворачивать, заякорить. Главное – мальчик не бил собак, пытался их понять, гладил, за правильное действие клал руку на голову собаке. В первые дни собаки ожидали ударов, но постепенно начали вилять хвостом, радостно тявкать, брать кусочки рыбы из рук хозяина.
Постепенно между мальчиком и собаками появилась дружба.
Первая поездка оказалась неудачной. Собаки почуяв свободу, не слушали маленького каюра. В последующие поездки мальчик стал наблюдать за поведение вожака. И сосредоточил внимание на приобретение навыков общения с вожаком. Пришел к выводу, что собак нужно переупрямить! И результат появился: собаки признали в мальчике хозяина!
В Камчатском остроге собаки заменили мальчику друзей! Маленький хозяин заботился о своих собаках: очищал лапы от колтунов, откапывал лежку после снегопада.
В один из дней Лаврик поехал на собачьей упряжке на рыбалку. Улов был славный. К вечеру началась пурга. Мальчик быстро сложил рыбу в мешок, чтобы отправиться в обратный путь. Ветер усиливался. Приходилось отворачивать лицо от снежной крупы, которая сильно била в лицо. Каюр сел на мешок с рыбой, что было неудобно. Во время одного из поворотов на кочке мальчик выпал из нарт, упряжка побежала вперед. Встречный ветер относил крик Лаври. Собаки его не слышали. Хозяин, потерявший собак, брел по снегу, потерял рукавицу и думал о том, что до дома ему пешком идти 3 часа. А постепенно темнело. Засветло до поселка не добраться….Сбивался с дороги, возвращался. В голове путались мысли о доме, тепле, жаркой печке. Впервые мальчик оказался один на один со стихией… Силы его покинули, Лаврик упал на снег.
Очнулся от того, что кто-то его скреб лапой. Мальчик подумал, что это его волк Тайук. А на самом деле это вернулись собаки! Это спасло ребенка от гибели! Да еще и мешок с рыбой остался на месте!
Выводы:
Общаясь с ездовыми собаками Лаврик, понял, что добром можно добиться от животных больше, чем жестокостью, ударами, побоями.
Чтобы собаки признали власть хозяина, мальчику пришлось показывать им доброе отношение, общаться с животными с любовью. За доброе отношение собаки платят преданностью.
Сильные собаки понимают силу.
Общаясь с добрыми намерениями, Лаврентий воспитал собак, которые любят своего хозяина и приходят в беде на помощь. Недаром потом говорили: «Это вожак, который смотрит назад»!
8 глава. Кит.
Однажды утром Лаврю позвали посмотреть на кита.
До места Лавря добрался быстро. Мальчик удивился размерам животного! Кит был огромным, не менее 14 сажен в длину (одна сажень – 2,13 м). Его кожа была покрыта ракушками и серой чешуей.
Но пройдя вдоль тела кита, посмотрел вверх. Он увидел отверстие. Рядом с мальчиком находился ученый из состава экспедиции Георг Стеллер. Мальчик спросил Стеллера: «Что это?». Стеллер рассказал, что через это жерло кит пускает фонтаны. Стеллер показал мальчику рот кита, языка там уже давно не было. Местные жители очень быстро забирают части китов, которые можно использовать в пищу. Так, вокруг кита бегали маленькие дети местных жителей и радостно ели жир кита. Ведь для детишек это любимое лакомство! Местная интересная традиция!
Помимо отсутствия языка там присутствовало кое-что поинтересней. А именно волоски в него во рту. Благодаря им кит пропускает в свой желудок только мелкую пищу. Побыв около кита еще немного, вернулись назад.
Вывод:
Изучение туши кита показало, что в природе животные могут быть огромных размеров!
Для местных жителей кит – это огромный источник пищи! Однако местные жители не всегда сами убивают кита. Могут использовать в пищу и тушу мертвого животного, выброшенного на берег. Прекрасный пример экологического мышления!
В первую очередь у кита забирают язык!
Важным лакомством является китовый жир.
9 глава. Островные животные.
Перед разговором об этих животных стоит поговорить о том, как Лавря и остальные моряки попали на острова.
Отплыв от Камчатки, участники Великой Северной экспедиции попали в постоянные бури, из-за этого люди на корабле не могли понять, где они. Ситуацию усугубляли болезни на корабле. Во время одной из бурь корабль «Святой Петр» разбился о риф, предварительно потеряв 2 якоря. Моряки чудом проскочили через узкий проход в рифе. Большая часть экипажа выжила. В том числе были Ваксели.
На острове путешественники быстро построили лагерь. На шлюпках в лагерь переправили людей с корабля. На известном острове морякам, которые не болели, было дано задание собирать дрова на берегу. А еще была проблема – нужно было искать пропитание.
Оказалось, что на острове обитают морские бобры. Они водились вдоль скал. И могли стать хорошим пропитанием для участников экспедиции. Кроме мяса для пошива одежды можно было использовать шкуры этих животных.
Ученый Георг Стеллер был ботаником. На острове собирал травы. Травы использовали для заварки чая.
Оказалось, что животные острова могут быть и вредителями для участников экспедиции. Кроме морских бобров остров был заселен песцами. Внешне эти животные очень миленькие, похожи на наших лисиц. На деле оказались очень даже вредными. Нисколько не боялись моряков. Наоборот, очень даже мешали. Если в них бросали какими-либо предметами, ловко уворачивались. Самое неприятное – воровали провизию, шкуры морских бобров. Это еще можно было понять! Еда тут же поедалась, шкуры тут же укладывались на пол в норке, для тепла. А для чего песцы воровали ножи, куски парусов, ветошь? Это объяснить невозможно было! Забавно было наблюдать за процессом кражи! Песец, увидев предмет, который можно было украсть, хватал его и очень быстро убегал в свою норку. Прятал там и снова выходил высматривать новую добычу! Моряки пытались в норках искать потерянные предметы. Однако успехом эти попытки не увенчались! Все было спрятано так тщательно, что человеку найти было невозможно! Бывали и такие случаи: когда моряки отворачивались, песцы тут же хватали добычу, съедали её. Бывали случаи, когда песцы кусали моряков. Из чего можно сделать вывод, что песцы очень отравляли жизнь морякам, оказавшимся на острове!
Поначалу казалось, что песцы веселили людей. Постепенно складывалось впечатление, что песцы становятся все злее и злее! Еще появилось понимание, что эти хозяева острова отбирают часть скудной еды и остатков одежды моряков. Моряки были вынуждены прятать еду. Для этого на высокие шесты подвязывали остатки еды. На высокие веревки вывешивали одежду.
На острове погибло много людей. Самая главная потеря – смерть капитана командора, руководителя экспедиции Витуса Беринга. И еще двух значимых для Лаврика людей. Это сломило боевой дух моряков.
Настроение изменилось, когда Лаврик вспомнил про свистульку и начал насвистывать мелодию. Моряки заулыбались, утром с новыми силами стали работать. С этого момента настроение моряков было хорошим. Никто надежду не терял!
Судьба приготовила подарок для экспедиции. Тушу кита выбросило на берег. Это было долгим пропитанием для моряков и для песцов.
Выводы из общения мальчика с животными на острове:
Дикие животные могут усложнять жизнь.
Чтобы сохранить еду и одежду, приходилось вешать их на высокие шесты.
Нужно быть аккуратными при общении с дикими животными, т.к. они могут укусить.
Морские бобры являются источниками пропитания и шкур, из которых можно шить одежду.
Выброшенная на берег туша кита стала пропитанием на долгое время.
Заключение.
Я прочитал книгу Елены Панюхиной «Экспедиция на вырост». После чтения у меня появилась идея написать исследовательскую работу. Меня заинтересовала линия сюжета, связанная с общением Лаврентия с животными.
Я подтвердил гипотезу. На личность и характер главного героя Лаврентия Вакселя повлияли встречи с животными.
Достиг цели работы: исследовал влияние животных на личность Лаврентия Вакселя во время экспедиции.
Решил задачи.
Выделил 7 фрагментов текста повести, в которых описано взаимодействие животных и Лаврентия.Исследовал фрагменты текста, выделил ключевые моменты общения Лаврентия с животными. Выделил, как общение с животными повлияло на Лаврентия: его личность, характер и дальнейшее взаимодействие с животными. Главное –выжить в дикой природе!
Встреча с медведем на реке Чусовой Лаврентий узнал, что:
Нельзя делать резких движений, громко кричать, привлекать к себе внимание.
Главное – нужно наблюдать и анализировать, как ведет себя дикий зверь. Первым не совершать действия. Действовать с «холодной головой».
Когда идешь в лес, не должен пахнуть чем-либо. Например, перед посещением леса не стоит употреблять остро пахнущие продукты: лук, чеснок. Запахи привлекают зверей. И чем закончится любопытство зверя, никто не знает.
Во время пребывания на природе, нужно быть внимательным, замечать изменения вокруг тебя.
Общение с псом Молчуном в городе Оса Лаврентий понял:
Собака - преданный друг человека.
Животное старается понять настроение человека. Распознав состояние, старается порадовать хозяина своим поведением.
Собака всегда придет на помощь человеку. Если сама не сможет помочь – постарается найти того, кто сильнее, кто придет на помощь.
А еще важно быть осторожным на тонком льду. До выхода на лед оценивать ситуацию. Не торопиться выходить на тонкий лед.
Встреча и общение с волком в Якутске научили мальчика многому!
Благодаря защите волчонка от жестокого обращения, ребенок понял, что можно победить противника, который превосходит тебя по размерам, по силе. В этом поможет хитрость, смекалка, находчивость, знания, наблюдения, опыт.
Лаврик в этой истории приобрел опыт по защите братьев наших меньших: нужно защищать животных, проявлять сострадание, принимать ответственное решение. Увидев жестокое обращение мальчика Семёна с волчонком, его издевательства над животным, встал на защиту слабого зверя, против более старшего и сильного соперника. Защитив волчонка, Лаврик разорвал дружбу с Семёном.
Во время прогулок с волком научился «читать» поведение дикого зверя, «освоил» язык волка. Понял, что в общении с животными важно терпение. Не стоит торопиться, нужно где-то и подождать.
Лаврик узнал, что дикие волки не проявляют агрессии, а просто им все происходящее очень интересно!
Главное, дикое животное должно жить в природе. Нельзя волка, лису и других зверей держать в неволе.
Если же человек хочет приручить дикое животное, то это следует делать с добротой, проявляя ласку, заботу.
Встреча с медведем на Камчатке научила мальчика важному:
если человек не вторгается в жизнь диких животных (даже таких опасных как дикий медведь), они не будут угрожать человеку. Так, Лаврик не стал беспокоить медведей, и они спокойно ушли, не доставив неприятностей! Из-за чего мальчик решил, что дикие звери тоже могут добрыми существами.
Ездовые собаки научили многому!
Общаясь с ездовыми собаками Лаврик, понял, что добром можно добиться от животных больше, чем жестокостью, ударами, побоями.
Чтобы собаки признали власть хозяина, мальчику пришлось показывать им доброе отношение, общаться с животными с любовью. За доброе отношение собаки платят преданностью.
Сильные собаки понимают силу.
Общаясь с добрыми намерениями, Лаврентий воспитал собак, которые любят своего хозяина и приходят в беде на помощь. Недаром потом говорили: «Это вожак, который смотрит назад»!
Опыт на Камчатке:
Изучение туши кита показало, что в природе животные могут быть огромных размеров!
Для местных жителей кит – это огромный источник пищи! Однако местные жители не всегда сами убивают кита. Могут использовать в пищу и тушу мертвого животного, выброшенного на берег. Прекрасный пример экологического мышления!
В первую очередь у кита забирают язык!
Важным лакомством является китовый жир
Выводы из общения мальчика с животными на острове:
Дикие животные могут усложнять жизнь.
Чтобы сохранить еду и одежду, приходилось вешать их на высокие шесты.
Нужно быть аккуратными при общении с дикими животными, т.к. они могут укусить.
Морские бобры являются источниками пропитания и шкур, из которых можно шить одежду.
Выброшенная на берег туша кита стала пропитанием на долгое время.
Таким образом, я ответил на заданный вопрос. Звери явно сильно повлияли на характер мальчика и явно в лучшую сторону. Они научили его многому, каждая встреча вносила вклад в его характер, а с помощью некоторых он научился выживать и получил множество полезных навыков.
Я благодарен автору книги Елене Панюхиной за возможность не только узнать историю мальчика, но и почерпнуть полезную информацию о способах выживания в дикой природе!
Исследовательская работа может быть продолжена. Сейчас вышла книга мальчика Гаги Краморенко «В Камчатку!». Это книга написана мальчиком, который в начале 20 века вместе с отцом совершили путешествие на Камчатку. Будет интересным сравнить условия экспедиций, которые разделяют 200 лет!
Список литературы.
Методы исследования. [Электронный ресурс] //Обучонок [Сайт].URL:: (Дата обращения: 9 ноября 2024 г.).
Объект и предмет исследования. [Электронный ресурс] //Обучонок [Сайт].URL:: Объект и предмет исследования | Обучонокт(Дата обращения: 9 ноября 2024 г.).
Панюхина Е.Е. Экспедиция на вырост. /Е.Е. Панюхина. – М.: КнигИздат, 2023. – 230 с.
Панюхина Е.Е. Когда появилось ездовое собаководство на Камчатке? [Электронный ресурс] // В контакте [Сайт].URL:: Елена Панюхина (Дата обращения: 23 ноября 2024 г.).