Введение
Моя семья очень любит путешествовать. Часто свои поездки мы планируем сами. Разрабатываем маршрут, выбираем места, которые хотели бы посетить, бронируем места в отелях и кемпингах. Иногда эту заботу берет на себя туристическая фирма. «Пермский период». Каждый год мы стараемся открыть для себя новые места в России. Мы были в Калининграде и во Владивостоке, поднимались на Эльбрус и на плато Лаго-Наки, обследовали достопримечательности Крыма и любовались красотой Абхазии, купались в холодном Байкале и в ласковом Черном море. Этим летом мы задали вопрос директору «Пермского периода» Екатерине Сотниковой: «В какие интересные места России она еще советует нам отправиться?» Екатерина Алексеевна посоветовала обратить внимание на озёра России. Сейчас на Чёрном море летом трудно найти место, где нет большого скопления людей, а летом очень хочется провести время у воды, насладиться красотой природы, увидеть новые места. Озёр в России множество, они все разные, есть большие и маленькие, с солёной и пресной водой, на некоторых можно ловить рыбу, а в некоторых поправить здоровье. Мы решили, что обязательно попутешествуем по озёрам России, а до этого соберем о них информацию. Так родилась идея проектной работы «Удивительные озёра России». Ну и, конечно, было решено собранной информацией поделиться с учениками нашей школы.
Цель работы: привлечение внимания ребят и знакомство их с озёрами России с помощью игры. В сердце любого из нас живет любовь к родным просторам. Любовь к Родине проявляется в человеке постепенно, с каждым его шагом она начинает крепнуть, становясь сильнее. С принятием окружающей красоты она только усиливается. Наша работа покажет нашу Родину еще с одной стороны, покажет ее красоту, величие, разнообразие.
Задачи работы: собрать статистическую информацию об озёрах России; создать 13 фильмов об озёрах; придумать задания для игры «Удивительные озёра России»; провести игру для школьников 5 и 6 классов; собрать и проанализировать отзывы о созданных продуктах. Для создания работы мы научились пользоваться несколькими сервисами: это видеоредактор iMovie, LearningApps.org – сервис по созданию мультимедийных интерактивных упражнений, сервис по созданию ментальных карт. Для того, чтобы задания игры сделать интересными, мы использовали генераторы ребусов, филвордов, загадок, кроссвордов. Научились создавать куар-коды и гугл-формы. Краеведческий материал, который был использован для создания фильмов и игры, взят из книг и интернета.
Глава 1. Создание фильмов об озёрах России
Перед тем, как начать писать работу, было проведено анкетирование у ребят 5 и 6 классов. Необходимо было выяснить, что они знают об озёрах, какие из них уже посетили, и где еще хотят побывать.
1. Какие озера в России вы знаете?
2. На каких озерах вы были?
3. Для каких целей люди используют озера?
Дети вспомнили: озеро Байкал (94%), Каспийское море (56%), Голубые озера (Пермский край) (29%), Ладожское озеро (18%), Онежское озеро (16%). Большинство детей, 95% не были на озёрах, единицы из опрошенных были на Байкале, на Чусовском и на Голубых озёрах. Дети считают, что озёра нужны для рыбалки (18%), грузоперевозок (12%), отдыха (76%) и как резервуар для запасов пресной воды (29%). Все данные были представлены в диаграммах (см. Приложение 1, рис. 1.1, 1.2, с. 15).
Из анкетирования мы выяснили, что ребята практически ничего не знают об озёрах, а ведь их в России очень много. Изучив литературу, нами были выбраны 13 самых интересных и необычных (по нашему мнению) озер России: Аслыкуль, Байкал, Баскунчак, Голубые озёра в Александровске, Каспийское море, Ладожское озеро, Онежское озеро, Плещеево озеро, Озеро Развал в Соль Илецке, Селигер, Телецкое, Тургояк, Эльтон.
Для создания рекламы для туристической фирмы «Пермский Период» мы использовали сервис по созданию ментальных карт. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Например, подготовить графический конспект доклада. Ментальная карта позволила в сжатом виде уместить всю основную информацию о выбранных нами озёрах. (см. Приложение 2, рис. 2.1 с. 16).
Далее мы отобрали наиболее интересные факты про эти озёра. Материал должен быть интересен школьникам 5 и 6 классов.
Эти сведения об озерах были использованы для создания аудиофайлов, которые были нужны для создания фильмов. Длительность аудиафайлов в среднем около полутора минут. Мы не стали делать аудио длиннее, т.к. большой объем информации трудно запомнить, ребята теряют интерес к услышанному, у них рассеивается внимание. Далее мы стали учиться работать в видеоредакторе iMovie. Были отобраны фотографии, из которых был создан видеоряд. Мы научились стыковать фотографии, добавили переходы и эффекты. Далее импортировали аудиофайлы и добавили их на временную шкалу. Потом стали работать с текстовыми вставками и титрами. Перенесли текст на временную шкалу, настроили его положение и длительность, изменили цвет, размер и шрифт текста, чтобы он соответствовал стилю видео. Создали папки и переименовали файлы для удобства пользования. В завершении работы экспортировали готовый фильм. На эту работы мы потратили очень много времени, т.к. фильмов было создано 13, по числу выбранных озёр. Все фильмы можно посмотреть по данным куар-кодам
Глава 2. Создание игры «Удивительные озёра России»
Всем известна пословица «Повторенье-мать ученья», дети редко запоминают с первого раза, даже интересные книги, чтобы запомнить надо прочитать несколько раз. Мы долго думали, как процесс запоминания сделать интересным и захватывающим. Дети, подростки, да и многие взрослые любят играть и соревноваться. Поэтому решено было процесс знакомства с озерами оформить как игру. В процессе которой не только можно было узнать много нового, но и посоревноваться между командами, на которые делились ребята в классах. Все фильма об озёрах были помещены на интерактивной карте России. Ребята по очереди нажимали метку на карте и по ссылке переходили на просмотр фильма про озеро, которое находится на карте в этом месте. После просмотра каждого фильма про озёра надо было выполнить задания, так как все подростки любят играть в телефоне, переход на задания осуществлялся с помощью куар-кода. Ребятам надо было ответить на вопросы, разгадать слова и вставить их в таблицу (см. Приложение 3, рис. 3.13, 3.14, с. 23, 24). После заполнения таблицы надо было выполнить итоговое задание, а именно из букв, записанных в таблице слов, составить ключевое слово и найти в интернете, что оно обозначает. Результатом каждого задания было заполнение отгаданных слов в таблицу, но все задания были различными и составлены с помощью разных сервисов. Под многими заданиями были помещены фотографии озер, чтобы ребята еще раз могли полюбоваться ими.
Задания после просмотра фильма про озеро Аслыкуль были составлены с помощью генератора ребусов Квестодел. Надо было отгадать названия трех рыб и записать их названия в таблицу (см. Приложение 3, рис. 3.1, с. 17).
Вопросы про озеро Байкал были помещены в гугл-форму. Надо было перечислить рекорды этого озера, а в таблицу записать эндемиков и самого популярного млекопитающего. Ответы можно увидеть на нашем гугл-диске, и они тоже учитывались при подведении итогов.
Задание про особенности озера Баскунчак были даны с помощью кроссворда. Знакомство с генераторами кроссвордов помогает нам в учебе, в выполнении различных заданий. Баскунчак. Отгадай кроссворд. Слова впиши в таблицу (см. Приложение 3, рис. 3.2, с. 17).
Задания про Голубые озёра в Александровске были помещены в гугл-форму с помощью теста. В таблицу надо вписать буквы выбранных ответов (см. Приложение 3, рис. 3.3, с. 18).
Пропущенные слова в тексте про Каспийское море надо вставить в таблицу (см. Приложение 3, рис. 3.4, с. 18).
С помощью генератора филвордов было составлено задание про Ладожское озеро. В таблицу надо поместить слова Карелия, Нева, Ладога, которые спрятаны в филворде. (см. Приложение 3, рис. 3.5, с. 19).
Загадки про Онежское озеро надо было отгадать, а ответы вписать в таблицу(см. Приложение 3, рис. 3.6, с. 20).
Ответы на вопросы про Плещеево озеро надо было вписать в таблицу (см. Приложение 3, рис. 3.7, с. 20).
В тексте про озеро Развал в Соль Илецке были пропущены числа, именно их и надо было вставить в таблицу (см. Приложение 3, рис. 3.8, с. 20).
Составить задания про озеро Селигер помог генератор по созданию анаграмм. Их надо было разгадать, а результаты поместить в таблицу (см. Приложение 3, рис. 3.9, с. 20).
Задание про Телецкое озеро звучало так: Отгадай слова по картинке, ответы впиши в таблицу (см. Приложение 3, рис. 3.10, с. 21).
Вопросы про озеро Тургояк были связаны с числами, ответы надо было записать в таблицу (см. Приложение 3, рис. 3.11, с. 21).
Для создания задания про озеро Эльтон мы использовали LearningApps.org – сервис по созданию мультимедийных интерактивных упражнений. Из составленных пар надо выписать: имя, название страны, название области (см. Приложение 3, рис. 3.12, с. 22).
После заполнения таблицы команды перешли к итоговому заданию. Надо было составить ключевое слово и найти в интернете, что оно обозначает? Слово состоит из 10 букв.
1 – вторая буква третьей рыбы с озера Аслыкуль.
2 – вторая буква названия острова в Онежском озере.
3 – первая буква в названии города в ответах про озеро Селигер.
4 – последняя буква в названии страны в ответах про озеро Эльтон.
5 – вторая буква в фамилии в заданиях про озеро Тургояк.
6 – третья буква в названии минерала, который добывают в озере Баскунчак.
7 – первая буква в названии рыбы из озера Байкал.
8 – первая буква в названии полезного ископаемого, большие запасы которого есть в Каспийском море (не нефть).
9 – предпоследняя буква в названии республики, которая упоминалась в связи с Ладожским и Онежским озерами.
10 – первая буква в названии дерева в ответах про озеро Телецкое.
Л |
И |
М |
Н |
О |
Л |
О |
Г |
И |
Я |
Лимнология – это наука об озерах.
Игра проводилась шесть раз в трех пятых и трех шестых классах. По результатам игр были выбраны победители. По окончании работы снова было проведено анкетирование. Опрошено были те же самые 150 человек. Ребята отвечали на два вопроса:
Какие озера России вы знаете?
На какое озеро вы бы хотели поехать?
Очень порадовало то, что результаты сильно изменились. Ребята запомнили все озёра, о которых мы рассказали.
Дети назвали: Байкал – 100 %, Каспийское – 100 %, Ладожское - 75 %, Онежское - 60 %, Голубые озера - 60 %, Телецкое - 25 %, Тургояк - 22 %, Селигер - 6 %, Баскунчак - 8 %, Развал - 20 %, Эльтон - 6 %, Аслыкуль - 7 %, Плещеево - 6 %
Большинство ребят захотели посетить: Байкал – 32 человека, Озера Карелии – 40 человек, Голубые озера - 36 человек, Телецкое озеро - 32 человека, Развал - 18 человек, Баскунчак - 16 человек, Эльтон - 12 человек.
Мы попросили учеников и учителей написать отзыв на наши продукты. Мнение тех, кто ими воспользовался очень важно, так как позволит сделать игру лучше. В отзывах ребят можем прочесть «Мне очень понравились фильмы, мы узнали много нового и интересного», «В играх мы проверили, насколько мы внимательны, сами игры были разнообразны», «Мне было интересно заполнять таблицу и отгадывать по буквам ключевое слово», «Здорово, что в игре много куар-кодов, мне нравится, что можно пользоваться интернетом». Дети отметили необычную подачу материала, много фотографий.
Заключение
Результатом работы стала интерактивная игра с 13 фильмами и заданиями про озёра России. Уверены в том, что этот материал интересен не только нам, но и многим другим людям и, несомненно, вызовет желание путешествовать по родной стране, лучше узнавать её, интересоваться природными достопримечательностями России. Игра может быть использована учителями начальных классов (четвертых) на уроках окружающего мира и учителями географии, а также всеми людьми, которые любят узнавать новое, любят много путешествовать, но не всегда могут это сделать из-за разных обстоятельств.
В результате работы были сделаны следующие выводы: изучать географию, окружающий мир, историю России можно изучать разными способами, не только на уроках в школе; материал, поданный в игровой форме, вызывает больший интерес учеников, в сравнении со стандартными заданиями; с помощью продуктов, созданных в интернете, можно успешно знакомить учеников с природными достопримечательностями России и повысить интерес к ним. Нам хочется верить, что дети поймут, что изучать многие школьные предметы можно не только по учебнику, гораздо интереснее самим путешествовать, добывать интересную информацию, любоваться красотами России, окунуться в прошлое и начать бережнее относиться к настоящему. Мы провели рефлексию проделанной работы. Работа над проектом включала в себя несколько этапов.
Сбор статистической информации об озёрах (сентябрь 2024 года). Были прочитаны книги, статьи в интернете. Были выбраны 13 объектов для описания и отобраны наиболее удачные фотографии.
Создание фильмов об озёрах России (октябрь 2024 года). Этот этап потребовал большого количества временных затрат. Аудиофайлы записывали достаточно долго, с первого раза записать не удалось ни разу. Приходилось исправлять ошибки, иногда запись прерывали звонки и другие обстоятельства. Монтаж фильмов тоже получился не сразу. Первый фильм записывали особенно долго, когда научились, то все пошло намного быстрее.
Составление игры «Удивительные озёра России» (ноябрь 2024 года). Этот этап тоже дался непросто. Сначала мы придумывали задания, старались, чтобы они не повторялись, чтобы дети не теряли интерес. Все задания надо было поместить на гугл-диск и сгенерировать к ним куар-коды. Затем предстояло собрать все вместе в единую презентацию, поработать с гугл-ссылками, придумать итоговое задание. Но нам кажется, что все усилия мы приложили не зря, игра получилась не только познавательная, но и интересная.
Проведение игр для школьников 5,6 классов (первая неделя декабря 2024 года). Перед проведением игры мы поработали с классными руководителями 5 и 6 классов. Познакомили их с правилами игры, рассказали о наших целях и задачах. Учителя нас поддержали, в своем классе игру провел я сам, а в других с ребятами поиграли учителя.
Сбор и анализ отзывов о созданных продуктах (вторая половина декабря 2024 год). Обзор отзывов позволит нам наметить планы по дальнейшей работе. Оценивая проделанную работу, можно говорить о ее достаточной эффективности. Нам удалось создать 13 общедоступных фильмов об озёрах России, провести интересную интерактивную игру, расширить знания ребят об озёрах России. Дать материал для создания рекламы туристической фирме «Пермский период». Работая над проектом, мы расширили и свои знания. Мы научились работать в видеоредактор iMovie, в сервисе LearningApps.org и в сервисе по созданию ментальных карт. Для того, чтобы задания игры сделать интересными, мы использовали генераторы ребусов, филвордов, загадок, кроссвордов.
Еще раз отработали умения по созданию презентаций, куар-кодов и гугл-форм. Работа придала желания и сил двигаться дальше к новым приключениям и открытиям.
Список использованной литературы:
1 «Энциклопедия "Реки и озёра России"», «Энциклопедия», 2022, 271 с.
2. https://uraloved.ru/ozero-aslykul
3. https://travel.yandex.ru/journal/fakty-o-bajkale/
4. https://посткомсг.рф/travel/200720/
5. https://www.shkolazhizni.ru/world/articles/97351/
6. https://tonkosti.ru/Журнал/10_внезапных_фактов_о_Каспийском_море?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
7. https://dzen.ru/a/Ye79mkNPfhCm2LOr
8. https://www.kp.ru/russia/kareliya/mesta/onezhskoe-ozero/
9. https://dzen.ru/b/Y1zH6ccMMmw_BrtN
10. https://hoochecoocheman.livejournal.com/356829.html
11. https://m.ok.ru/group/54590373560333/topic/154830274726669
12. https://dzen.ru/b/Y1ZZecNd4As98YgZ
13. https://vk.com/wall-9425918_880
14. https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/goluboe-ozero-aleksandrovska-v-permskom-krae-biryuza-urala/
Приложение 1
Диаграммы
Рис. 1.1
Рис. 1.2
Как люди используют озёра?
Приложение 2
Ментальная Карта
Рис. 2.1
Приложение 3
Игра. Задания
Рис. 3.1
Озеро Аслыкуль. Отгадай ребусы
Рис. 3.2
Озеро Баскунчак. Отгадай кроссворд
1. Как называется соляной раствор, используемый для лечения?
2. С каким морем Баскунчак сопоставим по уровню соли?
3 . Что добывают на озере Баскунчак?
Рис. 3.3
Голубые озёра в Александровске. Тест "Голубые озёра"
Что такое "Голубые озёра"?
Это естественные озера.
Это затопленные карьеры.
Это результат взрыва.
Это растаявший ледник.
Правильный ответ: b. Это затопленные карьеры
Как люди используют Голубые озёра?
Лечат кожные заболевания.
Добывают соль.
Строят базы отдыха.
Все вышеперечисленное.
Правильный ответ: c. Строят базы отдыха
Почему Голубые озёра имеют такой насыщенный голубой цвет?
Из-за минерального состава воды.
Из-за отражения неба в воде.
Из-за солнечного цвета.
Все вышеперечисленное.
Правильный ответ: d. Все вышеперечисленное.
Рис. 3.4
Каспийское море. Вставь пропущенные слова.
1. Примерно 90 % всей ……………… в мире добывают в Каспийском море.
2. Согласно данным геологической разведки, на морском дне залегают огромные запасы ………… и ………….. . По объемам они стоят на втором месте после залежей этих ископаемых в Персидском заливе.
3. Практически все побережье Каспийского моря покрыто лечебным кварцевым …………… .
Рис. 3.5
Ладожское озеро. Филворд
НАЙДИСЛОВА
Найдииобведи3словаголоволомки.
Л |
Ю |
Д |
Ъ |
И |
Э |
З |
Г |
Б |
Ы |
Ъ |
Ю |
Ц |
Э |
Я |
У |
П |
Т |
Н |
О |
В |
Т |
А |
Р |
К |
Л |
Ш |
Ш |
Д |
Ь |
Ь |
Ё |
Ъ |
А |
С |
Ч |
Э |
К |
А |
Р |
Е |
Л |
И |
Я |
Д |
Ъ |
Е |
Л |
Д |
З |
Н |
Е |
В |
А |
Й |
Ц |
И |
Щ |
Н |
К |
Б |
С |
Ч |
Я |
Р |
Ж |
И |
Г |
Ь |
Ы |
Й |
Б |
Ь |
Х |
Ж |
В |
Д |
Д |
Й |
У |
Ю |
Й |
Г |
Ш |
И |
Е |
Ш |
О |
Е |
К |
В |
К |
Ц |
Д |
М |
Э |
Т |
Р |
Л |
Л |
А |
Д |
О |
Г |
А |
Н |
Ь |
Ё |
А |
В |
П |
И |
Ю |
С |
Ъ |
О |
Ш |
А |
Ф |
В |
Б |
Б |
Ь |
С |
Р |
Л |
И |
Т |
Я |
Б |
О |
Ь |
Ц |
Т |
А |
Й |
С |
Я |
Ш |
А |
Ы |
Ы |
Д |
Х |
Рис. 3.6
Онежское озеро. Загадки
№1 Ч ерный камень, верный друг
Всех он радует вокруг.
Если в воду окунут,
Чистоту приобретут.
№2 Северный край, где леса и озёра,
Где камни хранят свои тайны и споры.
Здесь реки текут, и рыба плывет,
Кто здесь побывал своё счастье найдет.
№3 На воде стою, как сказка из мечты
Деревянный терем небесной красоты.
Купола, как птицы высоко вдаль летят.
Люди чудо-остров увидеть все хотят.
Рис. 3.7
Плещеево озеро. Ответь на вопросы.
№1 Что построил русский император на Плещеевом озере?
№2 Назовите имя этого императора.
№3 Какая из рыб Плещеева озера была популярна у русских царей, а сейчас занесена в красную книгу?
Рис. 3.8
Озеро Развал в Соль Илецке Вставь пропущенные числа.
1. Продолжительность купания в озере Развал………. минут
2. «Соляной плащ» не смывать ……….. минут.
3. Заходить в воду следует до уровня груди не более ………. раз в день
Рис. 3.9
Озеро Селигер. Анаграммы.
№1город ва + омск
№2 край айда + вл
№3 остров лобный + сто
Рис. 3.10
Телецкое озеро. Отгадай слова по картинке.
№1 Деревья в посёлке Яйлю
№2 Знаменитый исследователь
№3 Место расположения Телецкого озера
Рис. 3.11
Озеро Тургояк. Догадайся, что обозначают числа.
15 …………. - это возраст.
18 …………… - это уровень прозрачности.
С чьим именем ассоциируется число125?
Рис. 3.12
Озеро Эльтон Составь пары.
Рис. 3.13
Эти чудесные озера. Таблица ответов.
|
Название озера |
Слово №1 |
Слово №2 |
Слово №3 |
1 |
Аслыкуль |
|
|
|
2 |
Байкал |
|
|
|
3 |
Баскунчак |
|
|
|
4 |
Голубые озёра |
|
|
|
5 |
Каспийское море |
|
|
|
6 |
Ладожское |
|
|
|
7 |
Онежское |
|
|
|
8 |
Плещеево |
|
|
|
9 |
Развал |
|
|
|
10 |
Селигер |
|
|
|
11 |
Телецкое |
|
|
|
12 |
Тургояк |
|
|
|
13 |
Эльтон |
|
|
|
Рис. 3.14
Ответы
|
Название озера |
Слово №1 |
Слово №2 |
Слово №3 |
1 |
Аслыкуль |
щука |
судак |
плотва |
2 |
Байкал |
рачки |
омуль |
нерпа |
3 |
Баскунчак |
рапа |
Мёртвое |
соль |
4 |
Голубые озёра |
б |
в |
г |
5 |
Каспийское море |
икра |
нефть и газ |
песок |
6 |
Ладожское |
Карелия |
Нева |
Ладога |
7 |
Онежское |
шунгит |
Карелия |
Кижи |
8 |
Плещеево |
флот |
Пётр первый |
ряпушка |
9 |
Развал |
20 |
30 |
2 |
10 |
Селигер |
Москва |
Валдай |
Столобный |
11 |
Телецкое |
яблони |
Жак-Ив Кусто |
Алтай |
12 |
Тургояк |
млн.лет |
метров |
Конюхов |
13 |
Эльтон |
Мамай |
Казахстан |
Волгоградская |