Введение
Еда для человека является важным компонентом жизнедеятельности. По мере развития общества совершенствуются технология приготовления блюд, составление меню для каждого отдельного человека, правила застолья и другие аспекты, связанные с пищей.
С давних пор многие русские писатели не только уделяли внимание вопросам кулинарии на страницах своих романов, но и характеризовали с их помощью героев, исторический период, рисуя картины жизни разных слоёв общества.
Знания прошлого своей страны мы обязаны как историкам, которые изложили события в хронологическом порядке, так и поэтам, и прозаикам, отразившим в произведениях быт, традиции, культуру разных эпох. Писатели, не только художники слова, но и знатоки кулинарного дела, точно изображали гастрономические пристрастия персонажей.
Не каждый человек, идущий в ногу со временем, имеет полное представление о русской кухне: ее возникновению, традиций. А ведь большинство сегодняшних блюд является ничем иным, как повторением хорошо забытых старых рецептов и берут свое начало именно из литературы XVIII века.
Данная исследовательская работа позволяет по-новому взглянуть на содержание текстов русских классиков, заставляет сосредоточиться на деталях, задуматься об их значении, о неслучайности их появления на страницах произведений великих мастеров слова, что является актуальным при изучении литературы.
Предположим, что кулинарные предпочтения героев дополняют их характеристику и позволяют читателю погрузиться в действующую картину мира прошлых лет.
Поэтому целью проекта послужилодоказательство значимости описания еды как одной из существенных деталей при формировании представления о действующих лицах и понимания произведения в целом.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- прочитать художественные произведения писателей XVIII-XX веков, содержащие повествование картин о принятии пищи главными и второстепенными героями;
- определить роль еды и провести сравнительный анализ описанных блюд в классической литературе;
- ознакомиться со значением устаревшей лексики, связанной с пищей;
- составить толковый словарь кулинарных слов;
- изучить рецепты блюд, встречающихся на страницах произведений русских классиков.
Чтобы приступить к работе нами был определен объект исследования - художественные произведения русской литературы XVIII-XX веков, а вместе с тем и, предмет исследования - гастрономические пристрастия действующих лиц.
В ходе исследования мы опирались на такие методы как изучение литературы по выбранной теме, анализ, сравнение и обобщение полученной информации.
Данным проектом можно воспользоваться при изучении творчества русских классиков как на уроках литературы, так и во внеурочное время. Полученные сведения будут полезны при анализе произведений, написании сочинения, подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Роль еды в художественных произведениях русских и советских писателей XVIII-XX веков
Современный человек живет в быстром темпе: все время куда-то спешит, решает проблемы на ходу, иногда толком поесть не успевает. А ведь так хочется собраться всей семьей за большим столом и отведать аппетитные блюда, приготовленные в домашних условиях, а не довольствоваться едой в ресторанах быстрого питания.
Мы можем смело утверждать, что кухня российского народа богата первыми и вторыми блюдами, выпечкой и десертом, вареньем и соленьями, напитками и закусками. Разнообразное меню, способы приготовления пищи передаются из поколения в поколение, что находит подтверждение в отрывках произведений, в которых встречаются описания угощений как на праздничных столах, так и в повседневной жизни.
1.Краткий обзор угощений в классической литературе из исследовательских проектов и статей на «просторах» Интернета
Прежде, чем приступить к написанию работы, мною были изучены уже имеющиеся проекты по выбранной теме. Так, например, в «Мертвых душах» Н.В.Гоголь уделяет огромное внимание трапезе своих героев.
«Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было» [2].
Гоголь использует пищу как показатель душевной пустоты героя. В произведении автор тонко подмечает психологическую неполноценность Чичикова, вылившуюся в чрезмерном употреблении пищи, которая заменяет ему общение с друзьями.
При этом Николай Васильевич характеризует деликатесы сытными, обильными, жирными, невероятных размеров, вызывающие у читателя порицание образа жизни главного героя. Из этого следует, что с помощью стиля питания можно увидеть гибель и развращение человеческой души (чревоугодия).
А вот в романе «Евгений Онегин» Александр Пушкин яствам и напиткам во всех их проявлениях отвел 232 строки. Он наделил своего героя любовью к пышным балам и пиршествам [5].
«…В то время жирный был пирог
(К несчастию, пересоленный);
Да вот в бутылке засмоленной,
Между жарким и бланманже
Цимлянское несут уже...».
«…Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы…».
«…Стерляжьей потчует ухой…» [11].
Герои литературных произведений то и дело садятся за стол, встают из-за стола, выпивают, закусывают, звенят столовыми приборами, передают друг другу блюда с аппетитными начинками. А.С.Пушкин обращает внимание на достаток хозяина, занимаемое им положение в обществе.
Важную роль играет еда для главного героя романа Ивана Александровича Гончарова.
«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» [3].
Еда в романе «Обломов» Гончарова как символ мирского, простого, приземленного, лишенного всяких стремлений, мыслей о высоком. Чем больше яств на столе Ильи Ильича, тем больше он отдаляется от реальности и тем глубже погружается в пучину низкого, поверхностного. Но в то же время еда – неизменный компонент идеального мира героя [5].
2. Разнообразие блюд как показатель достатка героев в художественных произведениях
На протяжении нескольких последних веков писатели обращаются к повседневной жизни человека, к быту, к самым простым, обыденным пристрастиям. Казалось бы, незначительная деталь - еда, дает нам представление о том слое общества, к которому принадлежит герой, его культуре, семейных традициях, характере.
В эпоху реализма на примере романа «Дубровский» Пушкин не отягощает читателя меню обеда. Но опираясь на воспоминания современников того времени можно предположить, что первым блюдом был суп, скорее всего щи, уха или ботвинья. К первому блюду – щам, обязательно подавались пирожки или кулебяка. «Антон Пафнутьич стал заедать барскую шутку хозяина жирным куском кулебяки» [12].
Уху варили из рыб разных видов: стерляди, окуня, а также судака, налима, ершей и пескарей, чтобы она была ароматнее и наваристее. К ней обычно подавали расстегаи, в которых начинка тоже была из рыбы.
Неотъемлемой частью стола являлся алкоголь, который повышал аппетит. К первым блюдам приносили херес, а к ухе - белое столовое вино.
Затем на столе появлялись блюда, именовавшиеся соусами. Соус в те времена служил не только приправой к мясным и рыбным блюдам, но и выступал в качестве самостоятельного угощения. Его изготавливали из овощей или мяса птицы (гуся, утки). Подавались с подливой, которая образовывалась в процессе их тушения.
Мясной соус был одним из особых яств на званом обеде. Часто главным блюдом являлись индейка с лимоном, жареные цыплята / гусь или утка с яблоками. За праздничным столом гости могли отведать куропаток с трюфелями, фазанов с фисташками, бекасов с устрицами, рябчиков с пармезаном и каштанами. С такими блюдами хорошо сочетались портвейн, шабли.
Шампанское не регламентировалось никакими правилами. Оно было символом торжественности и роскоши. Его пили с любым блюдом, начиная с супа. На столе у Троекурова присутствовало горское и цимлянское шампанское российского производства.
«Несколько бутылок горского и цимлянского громко были откупорены и приняты благосклонно под именем шампанского…» [12].
Почетное место на столах отводилось традиционным кашам: гречневой, овсяной, ржаной, ячневой, полбяной.
За ними следовала третья перемена блюд, состоящая из салатов и овощей. На столах появлялись оливки, соленые огурцы и лимоны, моченые яблоки.
Традиционно обед завершался десертом: фруктами, конфетами, пирожными, киселями со сливками, сладкими пирогами, мороженым.
Александр Сергеевич Пушкин показывает Троекурова хлебосольным хозяином. Он держит под контролем всех гостей. Но гости в его присутствии ведут себя скованно. Лишь, когда Кирила Петрович удаляется на покой, начинается более свободное общение.
Есть произведения, в которых авторы лишь упоминают о еде, что говорит о физиологической потребности человеческого организма.
У того же Пушкина в «Капитанской дочке» Петр Гринев говорит: «Я рад был отказаться от предлагаемой чести, но делать было нечего. Две молодые казачки, дочери хозяина избы, накрыли стол белой скатертью, принесли хлеба, ухи и несколько штофов с вином и пивом, и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачевым и с его страшными товарищами».
В романе «Герой нашего времени» встречается боевой офицер в чине штабс-капитана, имеющий талант поварского искусства. «Максим Максимыч имел глубокие сведения в поваренном искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом, и я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении. Бутылка кахетинского помогла нам забыть о скромном числе блюд, которых было всего одно, и, закурив трубки, мы уселись…» [9].
У княгини Веры Шеины в повести «Гранатовый браслет» и графа Ильи Ростова в романе «Война и мир» в ходе приема гостей столы были заставлены различными деликатесами, закусками и напитками.
А.И.Куприн: «Ты знаешь, что они оба любят покушать — и дедушка и профессор. Но ни здесь, ни в городе — ничего не достанешь ни за какие деньги. Лука отыскал где-то перепелов — заказал знакомому охотнику — и что-то мудрит над ними. Ростбиф достали сравнительно недурной, — увы! — неизбежный ростбиф. Очень хорошие раки… Сегодня утром рыбак принес морского петуха... Сейчас болгарин принес две дыни. Ананасные. На манер, вроде как канталупы, но только запах куда ароматнее. И еще осмелюсь спросить ваше сиятельство, какой соус прикажете подавать к петуху: тартар или польский, а то можно просто сухари в масле?»
Л.Н.Толстой: «Обеды, постный и скоромный, были великолепны, но совершенно спокоен он все-таки не мог быть до конца обеда. Он подмигивал буфетчику, шепотом приказывал лакеям и не без волнения ожидал каждого знакомого ему блюда. Все было прекрасно. На втором блюде, вместе с исполинской стерлядью (увидав которую, Илья Андреич покраснел от радости и застенчивости), уже лакеи стали хлопать пробками и наливать шампанское. После рыбы, которая произвела некоторое впечатление…» [15].
Благодаря материальному достатку графы и князья устраивали пиры, на которых собиралась светская публика. Столы ломились от яств, поражая гостей своим изобилием.
Однако, в силу своего финансового положения не все люди того времени могли позволить себе блюда из повседневного рациона, а довольствовались щами, колбасой, чаем, сайкой (небольшой булочкой из пшеничной муки).
С гастрономическими подробностями можно ознакомиться в романе «Преступление и наказание» у Ф.М.Достоевского: «— Вставай, чего спишь! — закричала она над ним, — десятый час. Я тебе чай принесла; хошь чайку-то? Поди отощал? Жилец открыл глаза, вздрогнул и узнал Настасью.— Чай-то от хозяйки, что ль? — спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе.— Како от хозяйки! Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару.— Вот, Настасья, возьми, пожалуйста, — сказал он, пошарив в кармане (он так и спал одетый) и вытащив горсточку меди, — сходи и купи мне сайку. Да возьми в колбасной хоть колбасы немного, подешевле. — Сайку я тебе сею минутою принесу, а не хошь ли вместо колбасы-то щей? Хорошие щи, вчерашние» [4].
Или, например, в рассказе «Темные аллеи» И.А.Бунина главная героиня Надежда угощает постояльца имеющейся снадобью. «Из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом» [1].
В некоторых произведениях авторы с помощью художественного приема помогают читателю понять трудную жизнь бедных крестьян, в повседневный рацион которых входила «картошка».
Крестьянские дети в рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенева в небольшом котелке варили «картошки».
Неприхотлив в еде оказался и учитель из произведения А.И.Солженицына: «Она (Матрена) включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу (все животы ее были – одна эта грязно-белая криворогая коза), по воду ходила и варила в трех чугунках: один чугунок – мне, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо». [14].
В XIX-XX веках состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные яства были редкостью. Еда отличалась простотой, еще ее называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и обыденная пища была однообразной. Только в праздничные дни на столе появлялись иные блюда.
Таким образом, в своих произведениях авторы делают акцент на скудной и скромной пище вышеперечисленных героев, характеризуя быт людей низших слоев общества.
3.Сравнительный анализ описанных блюд в классической литературе
Изучив кулинарные пристрастия литературных персонажей, занесем полученные результаты в таблицу 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ описанных блюд в классической литературе
№ п/п |
Автор и название произведения |
Время действия |
Вкусовые предпочтения литературных героев |
Значение еды |
1 |
А.С.Пушкин, «Евгений Онегин» |
20-е годы XIX века |
Вина, roast-beef окровавленный, трюфли, страсбургский пирог, бланманже, Цимлянское, грибы, шампанское, уха из стерляди. |
Поэт проявлял большую осведомленность в вопросах кулинарии: он не только знал современную ему гастрономическую лексику, но и разбирался в тонкостях приготовления блюд. В романе «Евгений Онегин» «кулинарные» детали с блеском использованы для создания яркой и полной картины жизни разных слоёв общества той поры- и представителей высшего света, и поместного дворянства. |
2 |
А.С.Пушкин, «Дубровский» |
20-е годы XIX века |
Щи, пирожки, кулебяка, уха, расстегаи, херес, белое столовое вино, соусы, индейка с лимоном, жареные цыплята, гусь или утка с яблоками, куропатки с трюфелями, фазаны с фисташками. |
Значение еды в романе А. С. Пушкина «Дубровский» заключается в том, что образы трапез отражают индивидуально-личностные особенности персонажей и их характеры. Например, пиршество у Троекурова в произведении показывает его как хлебосольного хозяина, который ценит товарищеское и добрососедское общение. Угощения в этом случае символизируют радость, утешение и единение. |
3 |
Л.Н.Толстой, «Война и мир» |
1805 - 1820 гг. |
Исполинская стерлядь, шампанское и другое. |
Скромные обеды в доме Ростовых характеризуют графов как простых, радушных, сердечных и чутких хозяев. |
4 |
М.Ю.Лермонтов, «Герой нашего времени» |
30-е годы XIX века |
Фазан жареный, кахетинское вино. |
Через описание еды автор показывает как главные герои воспринимают и интерпретируют различные жизненные ситуации. |
5 |
Н.В.Гоголь, «Мертвые души» |
30-е – 40-е годы XIX века |
Щи, огромный кусок няни, состоящий из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгами и ножками, щи со слоёным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой. |
Гастрономические вкусы и наклонности гоголевских помещиков из «Мертвых душ» являются важной характеристикой, средством раскрытия характеров, одним из способов авторской оценки и инструментом символизации их образов [13].
|
6 |
И.С.Тургенев, «Бежин луг» |
Середина XIX века |
Картофель печеный |
В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» еда символизирует простую крестьянскую пищу, которую готовили и употребляли герои произведения – мальчики. |
7 |
Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание» |
1865 год |
Чай, сайка, колбаса, щи. |
Значение еды в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского заключается в том, что гастрономические образы участвуют в создании индивидуальных и групповых образов персонажей, а также в выражении поднимаемых в произведении проблем — как бытовых, так и бытийных (вера или неверие в Бога). Образ принятия пищи дает возможность приблизиться к пониманию авторской картины мира, поскольку отражает суть общей сюжетной ситуации романа. |
8 |
И.А.Бунин, «Темные аллеи» |
Вторая половина XIX века |
Щи |
Еда в рассказе является деталью характеристик действующих лиц. Вкусы и предпочтения героев говорят об их образе, помогают определить характер и градус взаимоотношений. |
9 |
А.И.Куприн, «Гранатовый браслет» |
10-е годы XX века |
Ростбиф, перепела, раки, морской петух, дыни, соусы: тартар, польский. |
А.И.Куприн уделяет небольшое внимание описанию еде, подчеркнув статус главной героини. |
10 |
А.И.Солженицын, «Матренин двор» |
1956 год |
Картофель отварной |
Автор подробно описал Матренин дом, в том числе и еду, показав нищету крестьянской жизни. |
Образ еды в литературе русских и советских писателей является одним из значимых приемов. Авторы относятся к нему серьёзно, используя не только в качестве иллюстрации к различным эпизодам произведений, но и как способ обрисовки особенностей эпохи, героя, развития сюжета.
Заключение
Проанализировав художественные произведения, можно утверждать, что в царской России, вплоть до конца XIX века, сохранялись классовые и социальные различия в питании населения, которые зафиксированы в трапезе разных сословий: дворян, духовенства, купечества, крестьянства, рабочих. Застолье дворянства отличалось излишеством и изысками: русская кухня переплеталась с блюдами французской, английской кухни и др. Общероссийского меню почти до конца XIX века не существовало. Оно появилось лишь к началу XX столетия, претерпев изменения: деления кухни на два типа господствующего класса и простолюдинов, о чем свидетельствуют разнообразные угощения в литературе прошлых веков.
Принадлежность к национальной культуре определяется наименованиями кулинарных блюд, использованных в художественных текстах, которые являются истинными хранителями традиций и отражают материальный и духовный опыт, накопленный обществом за период его развития. Именно в них зафиксированы ценности, ставшие приоритетными для российского народа.
Список использованных источников и литературы
1.Бунин, И.А. Темные аллеи [Текст] / И.А. Бунин. - Москва: АСТ, 2000. – 365 с.
2.Гоголь, Н.В. Мертвые души [Текст] / Н. В. Гоголь. – Москва: Детгиз, 1946. - 415 с.
3.Гончаров, И.А. Обломов: роман : в 4 ч. [Текст] / И. А. Обломов. - Москва: Детская литература, 2016. – 558 с.
4.Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Москва : Дрофа, 2008. - 607 с.
5.Киселева, П.В. Гастрономическое путешествие: образы еды в русской литературе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL.: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2024/09/12/gastronomicheskoe-puteshestvie-obrazy-edy-v-russkoy (дата обращения: 20.02.2025)
6.Ковалев, Н.И. Кухня народов России [Текст]/ Н.И.Ковалев. – Москва: Экономика, 1993. – 351 с.
7.Ковалев, Н.И. Русская кулинария [Текст]/ Н.И.Ковалев. – Ленинград: Финансы и статистика, 1991. – 173 с.
8.Куприн, А.И. Гранатовый браслет [Текст]/ А.И.Куприн. - Москва: АСТ, 2023. – 352 с.
9.Лермонтов, М.Ю. Герой нашего времени [Текст]/ М.Ю. Лермонтов. - Москва: Советская Россия, 1977. - 160 с.
10.Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов [Текст]/ под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. – Москва: Мир и Образование, Астрель, Оникс, 2012. – 1200 с.
11.Пушкин, А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах [Текст] / А.С.Пушкин. – Москва: Детская литература, 1985. – 304 с.
12.Пушкин, А.С. Проза [Текст] / А.С.Пушкин. – Москва: Правда, 1985. – 368 с.
13.Сагитова, А. А. Роль еды в характеристике персонажей в произведениях Н. В. Гоголя [Текст]/ А. А. Сагитова, З. Т. Абдулганиева // Юный ученый. — 2020. — № 4. – 34 с.
14.Солженицын, А.И. Матренин двор: рассказы [Текст] / А. И. Солженицын. - Москва: Детская литература, 2006. – 220 с.
15.Толстой, Л.Н. Война и мир : Роман: В 4 т. [Текст] / Л. Н. Толстой. - Москва : Дрофа : Вече, 2002.
16.Тургенев, И.С. Записки охотника [Текст]/ И.С.Тургенев. - Москва: Художественная литература, 1984. – 254 с.
Приложение. Толковый словарь названий блюд кухни в России в XVIII-XX веках
№ |
Название |
Описание |
Фото |
1 |
Кусок няни |
Блюдо, состоящее из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгами и ножками. |
|
2 |
Пряглы |
Это оладьи из дрожжевого теста, жаренные в жиру. |
|
3 |
Сняточки |
Выпечка с жирной части молока, которое "снимают" - сливки или пенка. |
|
4 |
Страсбургский пирог |
Деликатесный паштет из фуа-гра с добавлением трюфелей, рябчиков и перемолотой свинины. |
|
5 |
Полбяная каша |
Каша , которую готовили из мягкого вида пшеницы -полбы. |