Введение
В современном образовании большое значение играет
гуманистический подход как основа всестороннего развития личности.
В Законе «Об образовании в РФ» выделяют следующие принципы:
«гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья
человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание
взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,
ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде, рационального природопользования». Исходя из этого, воспитание растущего человека как всесторонне развитой личности, составляет одну из важных задач государства. Гуманистический подход в современном обществе направлен на человека, на развитие его способностей, на создание условий для саморазвития, самореализации ребенка. [1]
Наиболее ярким представителем гуманистической педагогики XX века является польский педагог – Януш Корчак, педагогическая система, которого заключается именно в воспитании этих качеств.
Цель проекта: изучить принципы воспитания Януша Корчака и их отражение в его произведении “Когда я снова стану маленьким”, а также применение их в современном образовательном процессе.
Актуальность: никогда не устареют гуманистические принципы воспитания, отношения к ребенку как полноправному члену общества, провозглашенные Я. Корчаком. Люди разных поколений должны знать, что за признание прав ребенка выдающиеся педагоги, общественные деятели боролись целое столетие, а Я. Корчак погиб вместе со своими воспитанниками.
Задачи:
1 Изучить биографию Януша Корчака
2. Раскрыть основные педагогические идеи Я. Корчака
3. Исследовать отражение этих принципов в книге «Когда я снова стану маленьким»
4. Привести примеры применения идей Януша Корчака в современном педагогическом процессе
5. Создать подкаст к книге “Когда я снова стану маленьким”
В работе использованы методы: аналитический (анализ литературы), практический и презентационный.
Объект исследования: Основные принципы воспитания Януша Корчака
Предмет исследования: Отражение основных принципов воспитания в книге «Когда я снова стану маленьким»
Этапы работы над проектом:
1. Поиск и изучение теоретической информации.
2. Оформление презентации.
3. Создание подкаста к книге «Когда я снова стану маленьким»
4. Защита проекта.
1. Теоретическая часть
1.1 Биография Януша Корчака
Януш Корчак, настоящее имя которого Генрик Гольдшмит, -
польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. (Приложение 1). [2]
Детство самого Януша Корчака было далеко не радостным. В
подростковом возрасте Януш был вынужден зарабатывать средства на жизнь
своей семьи, поскольку его отец сильно болел, так Корчак стал репетитором
для детей из зажиточных семей.
В 1898 году он поступает на медицинский факультет Варшавского
университета, где продолжает заниматься литературной и педагогической
деятельностью. Именно в студенческие годы появляется псевдоним – Януш
Корчак. Участвуя в литературном конкурсе, юный литератор взял себе имя
Янаша Корчака – герой романа польского писателя. В редакции имя «Янаш» напечатали с ошибкой «Януш», именно это имя он сделал постоянным
псевдонимом, под которым Генрик Гольдшмидт стал известен во всем мире.
В 1903 году успешно заканчивает обучение, и получает диплом педиатра.
На жизнь Януша Корчака выпало тягостное время военных действий. В русско-японской войне Януш принял участие в качестве лейтенанта
медицинской службы, он служил в санитарном военном поезде. По
возвращении в Варшаву стал работать в еврейской детской больнице. В это же
время он присоединяется к Обществу помощи сиротам.
В 1912 году Корчак становится директором Дома сирот для еврейских детей. В годы первой мировой войны служит в русской армии лейтенантом, позже получает знание капитана.
Вскоре началась Вторая Мировая война, четвёртая по счету и последняя в жизни Януша Корчака. 5 августа 1942 года всех детей и воспитателей Дома
сирот Корчака погрузили в товарный вагон и повезли в лагерь смерти
Треблинку, где они все погибли в газовой камере. Самого Януша Корчака было предложено освободить, ему предложили выбрать: жизнь без детей или смерть вместе с ними, он без колебаний и сомнений выбрал последнее. «Я не торгую совестью», - ответил мужественный педагог. Однако он остался вместе со своими воспитанниками. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам. (Приложение 2).
Жизнь и становление личности педагога проходили в сложных социальных и военных условиях, которые обусловили выбор его жизненного пути.
1.2. Педагогические принципы воспитания Януша Корчака
Педагогическая деятельность Я. Корчака, все его педагогические принципы – это проявление преданности детям, величайшего понимания мира детства.
Гуманистическое воспитание Я. Корчака — это процесс воспитания, основанный на уважении личности ребёнка, его прав и свобод, оно также предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
Основные педагогические принципы воспитания Януша Корчака: [3]
Уважение к личности ребёнка
Воспитание доверием, заботой, уважением
Воспитание творчеством
Воспитание самостоятельности и ответственности
Индивидуальный подход к каждому
Воспитание путем формирования игровой среды
Воспитание в коллективе
Эмоциональное развитие ребёнка
Развитие способностей
Уважение к личности ребёнка. Основной принцип его воспитательной системы – уважение личности и прав ребенка. Данный принцип отражен не только в теоретических работах Я. Корчака, но и на практике в Доме Сирот, где
отношения между взрослыми и детьми строились на взаимопонимании и
сотрудничестве. Он считал, что каждый ребёнок — это уникальная личность со своими особенностями, интересами и потребностями. Важно не сравнивать детей между собой, не выделять «хороших» и «плохих», а принимать каждого таким, какой он есть. Это поможет ребёнку почувствовать себя ценным и важным, поверить в свои силы и способности.
Доверие, забота, уважение. Для многих детей школа становится первым местом, где они сталкиваются с серьезными жизненными задачами и проблемами. В этом контексте роль воспитателя становится еще более значимой. Корчак подчеркивает, что педагог должен быть не только профессионалом, но и человеком с большим сердцем, способным понять и поддержать ребенка в любой ситуации. Он должен быть готов к тому, что дети будут задавать сложные вопросы, сомневаться, ошибаться, и помогать им находить ответы и решения.
Творческий подход. Творческого подхода учителя к своей работе в первую очередь ждут дети. Если подойти творчески, выйти за привычные рамки, организовать либо экскурсию, либо прогулку, наблюдение, то можно подарить детям праздник.[4]
Самостоятельность и ответственность. Корчак также подчеркивает важность развития у детей самостоятельности и ответственности. Он считал, что дети должны учиться принимать решения, нести ответственность за свои поступки и быть готовыми к самостоятельной жизни. Педагог должен помогать детям развивать эти качества, предоставляя им возможность выбирать, принимать решения и нести ответственность за свои действия. Это поможет им стать более уверенными и самостоятельными взрослыми.
Индивидуальный подход. Корчак также обращает внимание на важность индивидуального подхода к каждому ребенку. Он подчеркивает, что все дети разные, и то, что подходит одному, может не подойти другому. Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке уникальную личность со своими особенностями, интересами и потребностями. Только так можно создать условия для полноценного развития и раскрытия потенциала каждого ребенка.
Игровая деятельность. Корчак также акцентирует внимание на важности играющего аспекта в жизни детей. Игра для него — это не только развлечение, но и способ познания мира, самовыражения и развития социальных навыков. Через игру дети учатся взаимодействовать, сотрудничать и разрешать конфликты, что является важной частью их обучения и воспитания. Автор утверждает, что взрослые должны поддерживать и направлять эту деятельность, создавая условия для свободной игры, которая способствует развитию эмоционального и ментального интеллекта.
Воспитание в коллективе. Януш Корчак считал, что воспитание в коллективе — это один из самых эффективных способов помочь ребёнку стать самостоятельным, ответственным и счастливым человеком. В коллективе дети учатся общаться, сотрудничать, помогать друг другу и решать конфликты. Это помогает им стать более уверенными в себе, научиться уважать других людей и их мнение. Важно создать в коллективе атмосферу доверия, уважения и поддержки. Дети должны чувствовать себя в безопасности, знать, что их всегда поймут и помогут.
Эмоциональное развитие ребёнка. Дети часто сталкиваются с трудностями, конфликтами и проблемами. Педагог должен помочь им научиться справляться с эмоциями, выражать свои чувства и переживания. Важно научить детей понимать свои эмоции, управлять ими и выражать их конструктивно. Это поможет им стать более уверенными в себе, научиться преодолевать трудности и достигать целей. [4]
Развитие способностей ребёнка. Педагог должен помогать детям развивать свои способности, учиться общаться, решать конфликты и справляться с трудностями. Важно поддерживать интересы ребёнка, помогать ему находить своё место в жизни и развивать свои таланты. Это поможет ему стать счастливым и успешным человеком.
Принципы воспитания Януша Корчака остаются актуальными и в современном мире, где каждый ребёнок уникален и требует индивидуального подхода. Они помогают создать условия, в которых дети могут развиваться и раскрывать свой потенциал. Это делает их счастливыми, уверенными в себе и успешными людьми.
Впоследствии многие идеи Корчака легли в основу Конвенции о правах ребенка 1989 года, которая действует до сих пор.
1.3. Отражение принципов воспитания в книге
«Когда я снова стану маленьким»
«Когда я снова стану маленьким» была им написана в 1925 году. Книга напоминает о значимости детства и о том, что каждому человеку нужно время от времени возвращаться к самим себе и искренне радоваться жизни. (Приложение 3).
Автор подчеркивает, что в повести он ставит себя на место ребенка и смотрит на большой, взрослый мир его глазами. Недаром повествование ведется от первого лица.
Практические примеры воспитания из произведения «Когда я снова стану маленьким»:
Творческий подход к воспитанию. Например, эпизод о том, как заинтересовал детей урок географии, как долго они продолжали обсуждать его после школы и как жалко, что не последовал за ним урок рисования. Тогда у детей была бы возможность выразить своё отношение в собственном творчестве. Но у них все равно получилось это сделать, но уже позднее.
Индивидуальный подход. К примеру, учительница слышит даже тихий голос мальчика, набравшегося храбрости рассказать о случае с директором. Быть услышанным — это не только необходимость, но и право даже маленького человека.
Эмоциональное развитие ребёнка. Умение детей радоваться простым вещам и замечать хорошее в мелочах «Когда я был взрослым, то, увидев снег, я уже думал о том, что будет слякоть, чувствовал на ногах мокрую обувь, «а хватит ли на зиму угля?». Ну и радость – она тоже была, но словно присыпанная пеплом, загрязнённая, серая. Теперь я чувствую одну только прозрачную, белую, ослепительную радость. Почему? Да просто – снег! [5]
Доверительные и честные отношения. Важно, чтобы наставник был готов к диалогу, был открытым и честным с детьми, что способствует укреплению доверия и сотрудничества. «Когда я снова стану учителем, я попробую найти с учениками общий язык. Чтобы не было как бы двух враждебных лагерей: с одной стороны класс, а с другой – учитель и несколько подлиз. Попробую, нельзя ли сделать так, чтоб была взаимная откровенность». [6]
Уважение к личности ребенка. На первых страницах повести автор описывает ситуацию общения с родителями: сначала мама игнорирует вопрос мальчика, задавая встречный вопрос, который ей кажется более важным и нужным, а потом папа поступает так же. В результате мальчик приходит к выводу – «Ну, я и перестал спрашивать. Уж потом все сам придумывал». Такое общение, основанное на безразличии и не желании понять, отдаляет ребёнка. [6]
Книга "Когда я снова стану маленьким" также содержит множество практических советов для родителей и педагогов. Корчак предлагает методы и приемы, которые помогут детям развивать свои способности, учиться общаться, решать конфликты и справляться с трудностями. Он подчеркивает важность игры, творчества и общения с природой как важных элементов воспитания.
1.4. Применение идей Януша Корчака в
современном педагогическом процессе
Корчак был сторонником ученического самоуправления в школе, поскольку формирование личности без самоуправляемого коллектива
невозможно. Органы самоуправления решают, как организационные, так и
стихийные задачи. Современная школа также не лишена самоуправления – есть ученический совет школы, активисты школы, старосты класса, которые учувствуют в организации мероприятий и воспитывают организаторские и личностные качества школьников.
На примере СОШ №3 г. Тосно прослеживаются идеи самоуправления Я. Корчака в образовательном процессе:
Проведения дней самоуправления на День учителя, 8 марта, где школьники выступают в роли учителей;
Организация и проведение учениками мероприятий в школе, например, проведение конкурса «Ученик года», также проведение «Тематических дней», связанных с литературными произведениями, национальными костюмами и туристическим направлением; Проведение учениками экскурсий в школьном музее «Боевой славы»; (Приложение 5).
Участие школьников в работе волонтерских центрах, в частности гуманитарная помощь приютам бездомных животных;
Ученики сами создают видеоматериалы о школьной жизни и размещают их в сети интернет.
Для воспитания трудовых навыков в школе разработана система дежурств
Поэтому на примере нашей СОШ №3 можно наглядными примерами подтвердить и с уверенностью сказать, что идеи Корчака применимы в современном образовательном процессе. Введение органов самоуправления в
школьном учреждении способствует развитию самостоятельности, дисциплинированности, равенству, положительному отношению к труду, а
также навыкам самоконтроля и самоуправления.
Вывод:
Я убедилась в том, что принципы Януша Корчака применимы и в наше время, активно используются в образовательном процессе, применимы в детских домах и по сей день. Корчак призывает взрослых быть более внимательными к детям, уважать их чувства и помогать им развиваться, видеть разные способности детей и помогать им развиваться в тех сферах, которые интересны ребенку, а не само реализовывать свои мечты, которые не смогли быть исполненными, в ребенке.
2. Практическая часть
2.1. Отзыв на спектакль театра БДТ
В марте 2024года я была в Большом драматическом театре им. Г. А. Товстоногова на спектакле «Когда я снова стану маленьким». Главную роль исполняет Тарас Бибич. Это практически моноспектакль. Он рассказывает о детстве своего героя, пародируя голоса персонажей из своего рассказа. Мимика, очень подвижная, разнообразная, помогает актеру воплотить на сцене самые разные образы. Для того чтобы помочь зрителю, Тарас задействует множество самых разных кукол, изготовленных специально для спектакля. Он будто бы играет ими, озвучивая их реплики. В одной из сцен актёр задействует сразу около десятка кукол и прекрасно с ними справляется, быстро меняя управление на нужного героя и так же быстро меняя интонации, чтобы зритель даже с закрытыми глазами понял, что говорит уже другой ребёнок.Не последнюю роль играет свет. В отдельные моменты на сцене темно, и подсвечивают лишь отдельные детали. Иногда выделяют только лицо актёра, а иногда - какой-то предмет. После спектакля можно пройти на сцену и рассмотреть поближе экспонаты, Т.Бибич с большим удовольствием рассказывает про каждую куклу, как и из чего она сделана, как открывается чемодан и превращается в квартиру. Спектакль очень понравился, хочется, чтобы как можно больше зрителей, и взрослых, и детей, его посмотрело.
2.2 Создание подкаста
Прочитав книгу «Когда я снова стану маленьким» Януша Корчака, мною было принято решение создать подкаст, в котором отражены основные моменты и интересные факты. Данный ролик поможет любому учащемуся ознакомиться с основным содержанием книги и при желании ее прочитать.
Создание подкаста – это сложный творческий процесс, он создается с учетом определенных правил. Для начала нужно знать, как пользоваться программой Cup cut, затем определить какую информацию добавить в видео ролик. (Приложение 7)
Заключение
Прочитав и проанализировав книгу Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким», я выяснила, что многие его идеи, разработанные несколько десятилетий назад, активно применяются в современной образовании, например, такие как: ориентация на уважение личности и ее всестороннее развитие, развитие у детей самостоятельности, способности к самовоспитанию, вовлечение детей в активную творческую деятельность. Корчак призывает взрослых быть более внимательными к детям, уважать их чувства и помогать им развиваться. Введенная им система самоуправления в Доме Сирот сейчас применяется в различных форматах и в современных школьных образовательных учреждениях, в том числе и в нашей школе.
Благодаря спектаклю, я смогла более подробно изучить и понять произведение «Когда я снова стану маленьким»
На основе собранного материала я создала буктрейлер к книге «Когда я снова стану маленьким», в котором отразила самые интересные факты.
Работа над проектом была интересной и будет полезной на уроках литературы в качестве дополнительной информации при изучении биографии и творчества Януша Корчака. Цель проекта достигнута.
Список литературы.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ» (ред. от 20.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Законы, кодексы, нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: [сайт]. – URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-obobrazovanii/ (дата обращения: 13.02.2025). – Загл. с экрана. [1]
Януш Корчак, “Когда я снова стану маленьким”, г. Москва, 2023 г. 172 стр. [6]
https://infourok.ru/user/merk-gal-aleks/blog/vzroslie-ne-dolzhni-serditsya-na-detey-potomu-chto-eto-ne-ispravlyaet-a-portit-yanush-korchak-152498.html (дата обращения: 13.04.2025). [4]
https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/lyubit-rebyenka-lyubym-10-zolotykh-pravil-vospitaniya-ot-yanusha-korchaka/ (дата обращения: 13.02.2025). [3]
https://www.epochtimes.ru/tsitaty-izvestnogo-polskogo-vracha-yanusha-korchaka-o-vospitanii-99040582/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 14.02.2025). [5]
https://ru.wikipedia.org/wiki/Януш_Корчак (дата обращения: 15.02.2025). [2]
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 5.
Приложение 7
Добрый день, сегодня поговорим о книге «Когда я снова стану маленьким», ее написал польский педагог, врач и литератор – Януш Корчак. Его детские годы прошли в Варшаве, он там родился и учился. Он решил связать свою жизнь с детьми и пошел работать в детский дом сирот.
Корчак очень любил детей, поэтому его книги утверждают гуманистический подход к воспитанию ребенка. А сейчас поговорим о самой книге. Главный герой произведения снова захотел стать маленьким, и у него это получилось, благодаря маленькому, волшебному гному, который пришел к нему с фонариком и сказал: «Ты меня звал, вот я и пришел, чего ты хочешь, только скорее». Рассказчик не верил в то, что это происходит здесь и сейчас; когда гном уже собирался уходить, он крикнул вслед: «Хочу опять стать маленьким!» - после этих слов гном испарился. Когда рассказчик просыпается, он понимает, что находится в теле ребенка, все-таки у него получилось стать маленьким. Он пошел в школу и вел себя как обычно, ведь никто не знал, что в маленьком теле скрывается взрослая душа. Маленький мальчик прекрасно все помнил и проживал детскую жизнь второй раз. Он понял, что дети реагируют на все ситуации иначе, совсем не так, как отреагировал бы взрослый человек. Главный герой сталкивается с различными трудностями, даже не представляя того, что они могли с ним произойти. Например: его не понимал товарища, взрослому покажется это пустяком, но ребенок столкнулся с проблемой, которая кажется ему неразрешимой, или главный герой нашел бездомную собачку, в тот момент он шел у школы и не знал, где он может ее оставить; он пытается пристроить щеночка на время школьного дня. И только охранник в школе мальчика с трудом, но согласился сделать это. Через несколько дней главный герой понимает, что больше не может быть маленьким, ведь это оказалось гораздо тяжелее, чем он мог себе это представить. «Хочу стать большим, хочу стать взрослым!» - кричал главный герой в конце произведения, и буквально в ту же минуту приходит превращение: маленький гном исполняет его желание. И вот автор открывает свои глаза и видит, что он сидит за своим рабочим столом, перед ним лежат тетради детей, и он понимает, что он снова стал взрослым.
Прочитав это произведение, можно сделать вывод, что у детей бывают ситуации порой сложнее, чем у взрослых, но старшим это трудно понять. Сама книга заканчивается словами автора: «Жалко, но возвращаться не хочется…» - из этого следует вывод, что взрослый, побывав в теле ребенка, больше не хочет сталкиваться с их трудностями, ведь это не так просто, как может показаться вначале.
Рассматривая книгу, можно заметить, что в основе книги лежит гуманистический подход к воспитанию ребенка. В книге можно выделить различные принципы, такие как: уважение к личности ребенка, воспитание творчеством, эмоциональное развитие ребенка, развитие его способностей и, конечно же, воспитание в коллективе. Януш Корчак в своей работе в Доме Сирот придерживался именно таких принципов. А закончу я свой рассказ цитатой из книги: «Как здорово быть маленьким!».