Раздел 1. Введение
Глава 1.1. Актуальность
Море – свободная, вольная стихия. Мало найдется поэтов, писателей и художников, которые остались бы к нему равнодушными. Картины природы, иногда пугающие, но притягивающие своей красотой, наполняют душу человека мечтами о свободе. В стихотворениях В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, встречается образ морской стихии.
Меня заинтересовало, чем именно привлекал образ моря поэтов – романтиков, что наблюдается общего в изображении моря в стихотворениях Жуковского, Пушкина, Лермонтова. Возможно, оно и пугало, и притягивало к себе красотой, непредсказуемостью, было олицетворением свободы.
А также я задался вопросом, есть ли что-то общее в описании моря в поэзии и живописи. Желание найти ответы на эти вопросы стало основой для моего исследования. Я учусь в художественной школе, поэтому решил создать свои иллюстрации к стихотворениям.
Глава 1.2. Русские поэты- романтики.
«Романтизм – это художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России. К более поздним эпохам термин романтизм применяется в значительной мере на основе художественного опыта первой половины XIX века.
Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специфику, но обладает некоторыми устойчивыми общими чертами.
В этой обобщающей характеристике романтизма можно выделить:
А) историческую почву, на которой возникает романтизм;
Б) особенности метода;
В) характер героя.
В более широком смысле о романтизме, часто говорят как об особом типе творчества (наряду с реализмом), характеризующимся особенным значением, которое в нём имеет субъективная позиция писателя, тяготеющего не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, в самых различных формах проявляющемся в историческом развитии литературы» [1].
«Жуковский в элегиях – мастер изображения тончайших оттенков ощущений и предчувствий. Он также как и Пушкин вводит в мир светлых воспоминаний. Состояние мечтательности, различные эмоциональные порывы, страсти и желания переданы в их стихах» [2].
____________________________________________________________________
1. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся / Ред. – сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев.- М., 1985
2. История русской литературы XIX века / Под ред. В.Н. Аношкина, С.А. Петрова. – М.,1989
Творчество А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Ю.Лермонтова в литературе изучено хорошо. А.В. Дановский в своей статье «Изображение моря в русской романтической поэзии» попытался объяснить, чем привлекал образ моря русских поэтов – романтиков. Он пишет о том, что море влечёт «своей яркой исключительностью, красотой, необозримыми просторами. Картины моря в произведениях романтиков то выступают пристанищем мечтательной души, тяготеющей «несовершенной» действительностью, то ассоциируются с мятежными порывами личности, страстно жаждущей свободы, то наполняются глубокими философскими раздумьями. В романтическом морском пейзаже наглядно проявляется субъективная, эмоционально – личностная экспрессивность поэтического слова» [1].
В.А. Аношкин, С.М. Петров в книге «История русской литературы XIX века» дают обзор творчества В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, при этом они подробно останавливаются на романтическом периоде в творчестве поэтов, отмечая, что «романтическая литература создала целый ряд поэтических индивидуальностей. Одним из первых появился юный, несчастливый поэт – мечтатель, грустный певец со свирелью в руках – тип Жуковского. Другой – светлый гений, гармоничный, свободный и смелый, открытый добру корифей поэтов, творящий национально – самобытное искусство, наш новый Боян – Пушкин-романтик» [2]. Однако авторы этой книги не дают сравнительный анализ романтического творчества указанных выше поэтов, не рассматривают образ моря в поэзии Жуковского и Пушкина.
Достаточно широко изучено изображение моря в русской живописи 19 века, в том числе творчество И. Айвазовского. «Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Наконец, он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогло ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения. Такая красота моря радует людей уже более ста лет на полотнах Айвазовского» [3]..
________________________________________________________________
1. Дановский А.В. Изображение моря в русской романтической поэзии // Русская речь. - 1992 - №2
2. История русской литературы XIX века / Под ред. В.Н. Аношкина, С.А. Петрова. – М.,1989
3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч. – ред. совета Ю.С. Осипов. – М., 2005
Цели работы:
1. Сравнить изображение моря в стихотворениях В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова
2. Сопоставить изображение моря в стихотворениях В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, и М.Ю.Лермонтова в картинах И. Айвазовского.
3. Создать собственные иллюстрации к стихотворениям.
Объект исследования: стихотворение Жуковского «Море», Пушкина «К морю», Лермонтова «Гроза шумит в морях с конца в конец», картины И. Айвазовского.
Задачи работы:
1. Изучить литературу о романтическом творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Айвазовского.
2. Сопоставить лексические особенности, изобразительно – выразительные средства в стихотворениях Жуковского, Пушкина, Лермонтова.
3. Проанализировать изображение моря в картинах И. Айвазовского.
4.Представить свои иллюстрации к стихотворениям.
Предмет исследования: изображение моря в произведениях Жуковского, Пушкина, Лермонтова, картинах Айвазовского.
Гипотеза: мы предполагаем, что при творческой индивидуальности каждого автора в изображении морской стихии будут присутствовать общие подходы.
Раздел 2. Основная часть
Глава 2.1. Лексические особенности стихотворений
Для сопоставительного анализа были выбраны три стихотворения (А.С. Пушкин «К морю», В.А. Жуковский «Море», М.Ю.Лермонтова «Гроза шумит в морях с конца в конец».
Параметрами сравнения стали:
- лексические особенности стихотворений;
- изобразительно – выразительные средства языка.
С целью изучения лексических особенностей стихотворений я выписал словесные образы (существительные, глаголы), с помощью которых поэты создали образ моря, и выразительные средства языка: эпитеты и метафоры (приложение №2).
В романтической картине, нарисованной В.А. Жуковским в элегии «Море» (1822), воспроизведены реальные свойства, краски и звуки моря: переход от штиля к шторму; лазурный, небесный оттенок морской поверхности в хорошую погоду; ночью при ясном небе в водах отражаются луна, звезды и т.д. Однако главным для выражения подтекста выступают не сами по себе реальные детали, а их восприятие, толкование.
«Эмоциональный подход к романтическому образу моря требовал соответствующего отношения к поэтическому слову, которое в стихотворении должно обладать многозначностью, богатством, многообразием оттенков, и в то же время недосказанностью, дающей свободу для возможных новых осмыслений.
Эти слова передают переживание поэтом образов моря и неба в восприятии слуховом (безмолвное), зрительном (далекое, светлое, ясное, чистое - небо, лазурное - море, темные - тучи), эмоционально - оценочном (сладостный - блеск небес, враждебная - мгла, смятенная - любовь моря к небу, тревожная).
Взволнованность, приподнятость слога в элегии выступает как общее свойство романтического словоупотребления, которое нацелено на выражение душевного состояния, порыва личности, отражающей в себе общие законы и свойства человеческого духа.
В стихотворении Пушкина «К Морю», как и в элегии Жуковского, море одушевлёно, наделено сознанием, родственным автору. Однако в мироощущении Пушкина проявляется не созерцательное, а непокорное, протестующее, вольнолюбивое настроение. Это придаёт соответственные эмоциональные оттенки употребляемым словам: «краса» моря у Пушкина – «гордая», «своенравная».
«Свободная стихия» у Пушкина – независимое, лишённое каких – либо ограничений и стеснений явление природы, выступающее как мощная сила, не зависящая от воли человека. Воспевая свободу моря, поэт воспевает свободу человека.
«Перифраз «скучный, неподвижный брег» используется поэтом, как неприятие неволи.
Динамизм многообразного мира передают глаголы в произведении Пушкина: прощай, катишь, блещешь, взыграл, ждал, звал, погружались, угасал, умчался, шуми, взволнуйся. Глаголы в элегии В.А. Жуковского однолинейно направлены на передачу динамики моря, стремящегося к общению с небом и «дрожащего» за него.
Тема моря у Пушкина, как и у Жуковского, развивается c помощью существительных:
«стихия, краса, друг, тишина, порывы, пустыня, океан, свобода»
Среди них имеются устаревшие слова:
«властитель, гробница, брег, глас» и другие. Их романтическое звучание вытекает из ощущений свободолюбивого поэта.
У Пушкина словесные средства связаны с разными условными адресатами (море, земля, брег, певец), это создаёт у читателя впечатление многомерности мира.
Эмоциональность чувств ярко выражается в метафорах: «катишь волны», «блещешь…красой», «заветным умыслом томим», «там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: «шуми, взволнуйся непогодой…». Приведённые метафоры содержат оттенки величественности, торжественности в восприятии поэтом красоты моря.
«Сопоставление словесных средств в элегиях В.А. Жуковского и А.С. Пушкина показывает различие эстетических идеалов поэтов. Жуковский – это поэт стремления, душевного порыва к неопределённому идеалу» [1]. «Общий колорит поэзии Пушкина, в особенности лирической, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность …есть всегда что – особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…, в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля» [1].
«Гроза шумит в морях с конца в конец» М.Ю.Лермонтова тематически и эмоционально примыкает к стихотворению «Гроза», однако на смену погруженному в себя лирическому герою приходит повествователь, фиксирующий мир как бы со стороны. Герои этих стихотворений Лермонтова родственны по духу. Одинокие сильные люди, они бесстрашно борются с враждебными силами природы и общества.
____________________________________________________________________1. Дановский А.В. Изображение моря в русской романтической поэзии // Русская речь. - 1992 - №2
Глава 2.2. Изобразительно – выразительные средства языка
Море в элегии Жуковского наделено таинственной духовной жизнью, родственной чувствам и настроениям самого автора, и символизирует вечное стремление человеческого духа к заветному идеалу. [1].
Море показано поэтом в постоянном движении, изменении состояний. Оно вначале « безмолвное» и «лазурное», затем « сбираются темные тучи» - и
Ты бьешься, ты воешь, ты волны
подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И даже когда « мгла исчезает, и тучи уходят»,-
Ты долго вздымаешь испуганны волны…
И, наконец, автор дает разгадку морской «глубокой тайны»:
Ты в бездне покойной скрываешь
Так при помощи романтического одушевления природы создается многозначный поэтический образ моря.
Стихотворение Пушкина «К морю» является откликом жизни поэта на юге, в нём поэт прощается с морской стихией, представлявшейся ему символом свободы, прощается с югом, романтическим этапом своей жизни.
В созданном Пушкиным образе моря нет мечтательной отвлечённости, которая присуща стихотворению «Море» Жуковского. Конкретными деталями он передаёт «гордую красу» моря, «и блеск, и шум, и говор волн». Стихотворение поражает своим тончайшим мастерством, в частности использованием аллитерации. Уже в первых строках не только видишь «волны голубые», блеск «гордой красы» южного моря, но и слышишь всплески его волн в выразительных, повторяющихся звуках «ш», «щ» и «ч» («прощай», «блещешь», «прощальный час», «шум», «услышал»), сочетающихся с заунывно – протяжными гласными «у» и «о»:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал в последний раз.
Перекличка рокочущих «р» и шипящих «ш» напоминает шум моря, однотонный, приглушаемый аккомпанементом гласных «у» и «а», выразительно передающих этот «заунывный» ропот моря.
Эта звуковая тональность проходит через всё стихотворение Пушкина, словно отголосок морского прибоя.
В стихотворении «К морю» преобладают эпитеты эмоционально – оценочного характера. С одной стороны, свободная, гордая, величавый, своенравная, неодолимый, могучая, торжественная; с другой - заунывный, прощальный, грустный, призывный, тихий, туманный, томимый. Третий ряд эпитетов является промежуточным, связывает противоположности «существующего» и «желаемого»: заветный, желанный, очарованный.
Среди определений встречаются краткие и усечённые формы, которые относятся к возвышенной речи: величавы, глубок, мрачен, означен. Использует Пушкин в своём стихотворении и старославянизмы: могущ вместо могуч, чтобы подчеркнуть эмоциональный настрой.
Эпитеты отражают также пространственное восприятие природы.
Глава 2.3. Изображение моря в картинах И. Айвазовского
Следующая наша задача заключалась в том, чтобы сравнить изображение моря в романтической поэзии с полотнами И. Айвазовского.
В жизнь Ивана Айвазовского море вошло с детства. Он любил его страстно, самоотверженно, и может быть, поэтому ему нет равных в изображении морской стихии. Ему удалось достичь вершин мастерства, стать мастером классического пейзажа, запечатлеть на полотне мощь и красоту морских пейзажей. Художник написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин.
Я изучил картины И.К.Айвазовского и могу отметить, что у него была своя сложившаяся система творческой работы. "Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится ее рабом... Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры... Художник должен запоминать их... Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью..." [1].
Романтические черты творчества Айвазовского особенно ярко сказались в картине "Девятый вал", написанной в 1850 году. Художник изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный "девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт.
Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Картина написана самыми яркими красками. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым - в воде. Яркая красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.
В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга". В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, - нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем.
В 1898 году Айвазовский написал картину стал «Среди волн», которая стала вершиной его творчества. Художник изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой.
По палитре красок эти картины ближе стихотворению В.А. Жуковского «Море», так как они полны света и воздуха, пронизаны лучами солнца, которые придают им оптимистический характер. Однако по драматизму сюжета картины И. Айвазовского напоминают стихотворения А.С. Пушкина:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
«Именно «гордую красу» моря передали и А.С.Пушкин, и И.Айвазовский.
К числу любимых писателей И. Айвазовского принадлежал А.С. Пушкин, в стихах которого он находил поэтическое выражение собственного маринизма»
В процессе работы над данным исследованием у меня возникло желание изобразить свое видение морских образов, навеянных стихотворными текстами поэтов.
Раздел III. Заключение
1.Пейзаж в романтическом произведении, а именно, изображение моря выполняет различные функции: помогает автору в раскрытии идейного смысла произведения, служит фоном, на котором действуют герои, содействует раскрытию образов героев, обычно неразрывно связанных с природой.
2. Поэзия В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова отличается творческой индивидуальностью, но в изображении моря, морской воды, водяного потока наблюдаются общие тенденции – море выступает символом вечной изменчивости, непостоянства, движения времени, свободы.
3. Море на картинах И. Айвазовского по палитре красок, драматизму сюжета напоминает образ, созданный В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым.
Литература
1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч. – ред. совета Ю.С. Осипов. – М., 2005
2. Вильчинский В.П. Русские писатели-маринисты. — М. — Л. — 1966
3. Дановский А.В. Изображение моря в русской романтической поэзии // Русская речь. - 1992 - №2
4. История русской литературы XIX века / Под ред. В.Н. Аношкина, С.А. Петрова. – М.,1989
5. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся / Ред. – сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев.- М., 1985
6. Пигарёв К.В. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева.- М., 1962
7. Пушкин А.С. Избранное / Сост. Е.А. Маймин. – М.: Просвещение, 1983
8. С веком наравне. Книга 1-я / Сост. Л.А. Вагнер. – М., 196
9. Самойлова Д.В. Пейзаж как средство романтической поэтики //Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. — М. — 1984.
Приложение
Приложение №1
А. С. Пушкин «К морю»
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтический побег!
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…
О чём жалеть, Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен.
Как ты, ничем не укротим.
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
В А. Жуковский «Море»
Безмолвное море, лазурное море.
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя необъятная грудь?
Иль тянет тебя из земные неволи
Далёкое светлое небо к себе?
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят.
Но, полное прошлой тревогой своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
М.Ю.Лермонтов «Гроза шумит в морях с конца в конец.»
Гроза шумит в морях с конца в конец.
Корабль летит по воле бурных вод,
Один на нем спокоен лишь пловец,
Чело печать глубоких дум несет,
Угасший взор на тучи устремлен –
Не ведают, ни кто, ни что здесь он!..
Конечно, он живал между людей
И знает жизнь от сердца своего;
Крик ужаса, моленья, скрып снастей
Не трогают молчания его.
Приложение №2
Лексические особенности стихотворений
А.С.Пушкин «К морю»
В.А.Жуковский «Море»
М.Ю.Лермонтов «Гроза шумит в морях с конца в конец»,
Существительные:
Стихия, волны, зов, шум, отзывы, звуки, бездны, тишину, порывы, брег. Пустыне, образ, гул, блеск, тень.
Бездной, тайну, лоно, грудь, волны, блеск, тишину, бездне.
Гроза, корабль, воле, вод, пловец,
Чело, печать, дум, взор, тучи, крик ужаса, моленья, скрып снастей
Глаголы:
Катишь, блещешь, взыграл, поразил, погружались, шуми, взволнуйся, вынес.
Дышишь, открой, движет, дышит, тянет, льёшься, горишь, ласкаешь, блещешь, бьёшься, воешь. Подъемлешь, рвёшь, терзаешь, вздымаешь, скрываешь, дрожишь.
Шумит, летит, несет, не ведают
Изобразительно – выразительные средства языка
Пушкин - Жуковский Лермонтов
Эпитеты
Свободная стихия;
волны голубые;
гордою красой;
ропот заунывный;
грустный шум;
шум призывный;
предел желанный;
я тихий и туманный;
заветным умыслом;
глухие звуки;
смиренный парус;
вечерний час;
скучный, неподвижный брег;
поэтический побег;
путь беспечный;
хладный сон;
торжественной красы;
пустыни молчаливы.
Безмолвное море;
лазурное море;
смятенной любовью;
тревожною думой;
необъятное лоно;
необъятная грудь;
земные неволи;
далёкое светлое небо;
таинственной жизни;
сладостной жизни;
светозарной лазурью;
облака золотые;
тёмные тучи;
ясное небо;
враждебную мглу;
испуганны волны;
сладостный блеск;
в бездне покойной.
глубоких дум
угасший взор
бурных вод,
Метафоры
Парус ждал, звал;
рвалась душа;
скала, гробница славы;
говор волн;
воспоминанья погружались в сон.
Ты [море] живо;
ты [море] дышишь;
тревожною душой наполнено море;
тянет небо к себе;
вечерним и утренним светом горишь;
ласкаешь его облака;
ясное небо отнять у тебя;
ты [море] воешь;
тучи уходят;
в бездне покойной скрываешь смятенье.
Приложение №3
И.К.Айвазовский «Девятый вал» 1850
И.К.Айвазовский "Радуга"1873
И.К.Айвазовский «Среди волн» 1898
И.К.Айвазовский «Корабль на закате»