Введение
Актуальность: Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время перед нами остро стоят проблемы здоровья моего поколения, воспитания у обучающихся потребности в здоровом образе жизни. За последнее время произошло существенное снижение показателей здоровья.
Объект исследования: подростки в возрасте 15-17 лет
Предмет исследования: ценности здорового образа жизни подростков
Цель: изучить представления о ценностях здорового образа жизни в подростковой среде у обучающихся нашей школы
Гипотеза: К сожалению, большинство подростков не понимают, какие проблемы могут начаться из-за ведения неправильного образа жизни. Ребенок отдает предпочтение компьютеру, нежели прогулке на свежем воздухе. Вредному продукту, вместо полезного. Мы считаем, что нужно рассказать и показать современному поколению, что такое здоровый образ жизни и его ценности.
Задачи:
1. Изучить информационные материалы по теме проекта
2. Выяснить, что молодежь подразумевает под здоровым образом жизни.
3. Выяснить, считает ли молодежь необходимым придерживаться здорового образа жизни.
4. Провести анкетирование учащихся
Глава 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
1.1. Основы здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья молодого поколения - одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть школьников являются полностью здоровыми, поэтому воспитание молодёжи приобретает социальную значимость.
Здоровый образ жизни - важнейшая составляющая существования современного человека. Он обеспечивает всестороннее раскрытие творческих способностей, рациональное использование интеллектуальных и физических ресурсов каждого человека в интересах общества[1].
Здоровый образ жизни - это системное явление, которое складывается из множества компонентов. К ним можно отнести несколько составляющих:
1.Обучение основам здоровья и правильного образа жизни с раннего детства (в семье и образовательных учреждениях).
2.Создание безопасной окружающей среды, которая способствует всестороннему развитию организма и не вредит здоровью.
3.Отказ от вредных привычек и формирование негативного отношения к ним.
4.Формирование культуры питания, которая подразумевает употребление здоровой пищи в умеренных количествах.
5.Необходимость регулярной физической активности, интенсивность которой соответствует возрасту и общему состоянию организма.
6.Знание и соблюдения правил гигиены(как личной так и общественной).
Формирование здорового образа жизни в молодежной среде - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей. Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.[5]
1.2 Основные слагаемые здоровья
Здоровый образ жизни – совокупность различных оздоровительных мероприятий в жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Правильное питание
Здоровье внутренних органов, внешний облик, самочувствие и иммунитет напрямую зависят от того, что мы употребляем в пищу. Здоровое питание предполагает исключение усилителей вкуса, жирных продуктов, красителей и консервантов, или, как минимум, их сокращение.
Соблюдение режима дня
Здоровый образ жизни и его составляющие включают в себя еще и полноценный отдых. Важно спать не менее 7-8 часов в сутки.
Укрепление иммунитета
Иммунитет — защитные силы организма, которые помогают справиться с разными видами инфекции и вирусов, оградить человеческое тело от опасных заболеваний. Чтобы сделать его крепче, необходимо своевременно делать прививки, отказаться от вредных привычек. Курение, наркотики, чрезмерное увлечение алкоголем – это те привычки, которые сказываются губительно не только на здоровье непосредственного потребителя, но и на качество жизни окружающих его люди.[4]
Двигательная активность
Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.
1.3Основные факторы окружающей среды, влияющие на подростка
Здоровый образ жизни необходим подросткам. Здоровый образ жизни включает целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов. Сюда относится своевременное решение медицинских проблем, наличие хороших жилищных условий, материальное благополучие, правильное использование свободного времени, сознательное решение об отказе от вредных привычек, физическая активность, успешных межличностных отношениях. Список продолжать можно и дальше, но я остановлюсь только на нескольких важных аспектах, которые, так или иначе нас волнуют.[2]
Ежедневные мероприятия по закаливанию, гигиене, обеспечению двигательной активности, наличию правильного и полноценного питания, созданию гармоничных отношений, реализацию принципов охраны окружающей среды. Помешать естественному и полноценному развитию достаточно легко, если в жизни подростка есть следующие неблагоприятные факторы: — недостаточное количество двигательной активности; — нерационально составленное питание с избыточным содержанием соли и жира; — стресс; — наличие вредных привычек; — неполноценный, нарушенный сон. Однако факторов окружающей среды, оказывающих вредное воздействие на человека гораздо больше.[3]
Глава 2. Особенности отношения к здоровью и здоровому образу жизни в подростковом возрасте у обучающихся нашей школы
2.1.Результаты исследования среди подростков
В рамках данной работы нами было проведено исследование путем анкетирования, целью которого явилась оценка представления о ценностях здорового образа жизни в подростковой среде. В анкетировании участвовало 41 человек. Мы предложили подросткам максимально честно ответить на опрос. Все ответы учащихся были обработаны в диаграммах. Приведем результаты исследования:
См. приложение №1.
В опросе приняло участие 41 человек: Проанализировав результаты анкеты мы выяснили, что на 1 вопрос (Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?) 43% ответили «хорошо», 46% -удовлетворительно, 11,%- плохо.
На 2 вопрос (Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными?) «Регулярные занятия физической культурой», 19%; «Хорошие экологические условия», 17%; «Выполнение правил здорового образа жизни», 51%; «Хорошая наследственность», 13%
На 3 вопрос (Как Вы считаете, образ жизни, который Вы ведёте, является здоровым?) 40% опрошенных ответили « Не совсем» 48% - «Да», 12% – «Нет»
На 4 вопрос (Занимаетесь ли вы спортом?) 40% ответили «да, регулярно», 50%-«иногда», 10%-«нет»
На 5 вопрос (Для чего бы Вы стали вести здоровый образ жизни? Чтобы…)
14% ответили «быть сильными», 18%-«быть успешными», 19%-«развиваться как личность», 49%-«получать от жизни радость и удовольствие»
Вывод: в результате проведенного опроса среди 41 участника были выявлены ключевые аспекты восприятия здоровья и образа жизни. Большинство респондентов оценивают свое здоровье как удовлетворительное, при этом значительная доля считает важным соблюдение правил здорового образа жизни для поддержания здоровья. Хотя 48% участников уверены, что ведут здоровый образ жизни, 40% все же не совсем согласны с этим утверждением. Активность в спорте также присутствует, но лишь 40% занимаются им регулярно. Основной мотивацией для ведения здорового образа жизни является стремление получать радость и удовольствие от жизни, что подчеркивает важность психологического аспекта здоровья. В целом, результаты опроса показывают, что участники осознают важность здоровья и стремятся к его улучшению.
2.2. Рекомендации
В качестве рекомендаций мы предлагаем наглядное пособие в виде буклета. Тема: «Здоровый образ жизни в подростковой среде»
См. Приложение №2
Исходя из данного буклета, мы выявили рекомендации по здоровому образу жизни:
1.Правильное питание: Убедитесь, что ваш рацион включает много овощей и фруктов, белков и здоровых жиров. Ограничьте потребление сахара и обработанных продуктов.
2. Регулярная физическая активность: Стремитесь заниматься физической активностью не менее 150 минут в неделю. Это может быть ходьба, бег, плавание или занятия спортом.
3. Достаточный сон: Обеспечьте себе 7-9 часов качественного сна каждую ночь. Это важно для восстановления организма и поддержания здоровья.
4. Управление стрессом: Научитесь методам расслабления, таким как медитация, йога или простые дыхательные упражнения.
5. Отказ от вредных привычек: Избегайте курения и употребления алкоголя.
Заключение
В нашей работе мы провели исследование по теме «Здоровый образ жизни в подростковой среде» Опрос и анкетирование были проведены среди обучающихся МАОУ «Школы «Диалог». В результате исследования мы выяснили, что здоровый образ жизни во многом зависит от ценностной ориентации подростка, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются подростками как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.
Список использованных источников
1. Артемьева Т. // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 64-71.
2. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет– 2010. – № 11- С. 3.
3. Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний 2017. – С. 176 .
4. Текучева Лариса- Здоровый образ жизни. Правильное питание 2019. С. 449.
5. Трча, Станислав Искусство вести здоровый образ жизни / Станислав Трча. - М.: Медицина, 2017. С. 232.
Приложение №1
Приложение №2