Исследование: Влияние йоги для детей на учебный процесс.
Цель: определить влияние йоги на учебный процесс.
Методы: анализ исследований, научной и популярной литературы и анализ влияния практических занятий за учебный процесс.
Актуальность исследования. Физическое и психическое состояние здоровья каждого ребенка в нашей стране является приоритетной задачей государства. Меры по охране здоровья детей предусматриваются федеральными целевыми программами.
Младший школьный возраст – это важный период во взрослении ребенка. Именно в этот период развиваются мышление, память, появляется самосознание; происходит формирование внутренних органов, систем и опорно-двигательного аппарата ребенка. Ученики начальной школы подвергаются мощному стрессу, связанному с приходом в школу и необходимостью адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
В ходе работы был выполнен анализ научной литературы, статей о детской йоге, исследований в области влияния йоги на психоэмоциональное состояние детей, двигательной активной и когнитивных способностей детей, касающейся данной оздоровительной системы, а именно практики йоги для детей. Были рассмотрены исследования ученых, врачей и преподавателей из разных стран. Начнем с исследования ученых и преподавателей из Франции.
Вот отрывок из доклада первой встречи: «Эксперимент по внедрению йоги в образовательный план будет проводиться под руководством Мисс Флак (автора) и команды учителей. Поставленная задача: попытаться выработать спокойствие, усилить внимание и концентрацию учеников, используя короткие упражнения перед уроком».
На собрании также присутствовали несколько врачей. Сейчас, спустя семь лет, складывается впечатление, что йога получает больше внимания от официальных лиц, они признают, что практика йоги позволяет детям развивать память и концентрацию, таким образом, повышая свой ученический потенциал.
Мы должны быть практичны в нашем подходе, при этом сохраняя верность истокам. Свами Сатьянанда и другие великие учителя всегда повторяли: «Будьте осознанны», что, по сути, значит: «Будьте внимательны». Внимательность - именно то качество, которое совершенно необходимо для хорошего ученика. Значит, если мы воспитаем внимательность в детях, мы разовьем очень важное качество для саморазвития, в то же время, повысив способности к запоминанию. Как результат – дети будут учиться быстрее и эффективнее.»
Исследования показывают прямую связь физической нагрузки и когнитивных способностей (обучение, мышление, память и другие) – после 12 недель занятий спортом 2-3 раза в неделю группа участников исследования улучшила свои когнитивные способности в несколько раз. После прекращения занятий, способности участников исследования вернулись к прежнему уровню. Дело в том, что во время физической активности к мозгу приливает кровь с необходимыми питательными веществами. В йоге есть позы, напрямую связанные с приливом крови к мозгу — перевернутые позы – стойка на голове, поза собаки мордой вниз и наклон с широко расставленными ногами.
Далее рассмотрим исследования американских ученых.
Результаты исследований (Chantal Villemure, 2015) свидетельствуют: у людей, регулярно практикующих йогу, определенные зоны мозга содержат больше серого вещества - тел нервных клеток - чем у тех, кто йогой не занимается. В первую очередь, это области, содержащие ментальную карту нашего тела; связанные с удержанием внимания; ответственные за зрительное восприятие. Кроме того, у занимающихся йогой более развиты зоны мозга, обеспечивающие устойчивость к стрессу и восприятие себя как целостной личности.
Йога также помогает уменьшить симптомы СДВГ у детей (Anne Herbert и Anna Esparham, 2017). Благодаря занятиям повышается уровень дофамина в префронтальной коре. Дофамин -это нейромедиатор, участвующий в процессах переключения внимания, обучения, планирования.
Эффекты йоги выходят за рамки только лишь физической подготовки. В конечном итоге, она помогает детям и взрослым стать увереннее в себе в повседневной жизни. В одном из следующих постов мы расскажем о простых и весёлых упражнениях из йоги. Вы сможете включить их в режим дня вашего ребёнка и проверить истинность выводов, сделанных исследователями.
Далее переходим к исследованию российского преподавателя Евдокимова, О. В., опубликованном в журнале Молодой ученый.
Она провела эксперимент, используя методы наблюдения и анализ полученных результатов.
Объекты исследования- ученики школы.
Была составлена программа с практиками по йоге и проведены практические занятия.
В опросе приняло участие 25 учеников, которые высказали свое мнение об оздоровительных занятиях и их влияние на здоровье человека. Анкета состоит из 7 следующих вопросов: Каким способом вы поддерживаете своё физическое здоровье, помимо уроков физической культуры? Помогают ли вам занятия спортом улучшить своё эмоциональное состояние? Знаете ли вы про существование такой древней практики, как йога? Занимаетесь ли вы йогой? Как вы считаете, способна ли йога улучшить ваше психологическое и эмоциональное состояние? Какие, по вашему мнению, качества может развить йога у человека? Как вы относитесь к введению йоги на урок физической культуры?
Результаты анкетирования Проведя анкетирование, можно сделать следующие выводы: 92,5 % опрошенных учеников поддерживает свое физическое здоровье. После занятий спортом у 91,5 % участников анкетирования улучшается эмоциональное состояние. 96 % человек из опрошенных знакомы с такой древней практикой, как йога. 78,5 % учеников занимаются йогой. По мнению 92,5 % учащихся, йога оказывает положительное влияние и на психологическое, и на эмоциональное состояние. К таким качествам, которые можно развить благодаря занятиям йогой 75,4 % подростков отнесли память, концентрацию внимания и стрессоустойчивость. 78,5 % опрошенных учеников относится к введению йоги на урок физической культуры положительно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что положительное отношение учащихся к занятиям йогой отражает заинтересованность и важность для поддержания здорового образа жизни.
Эксперимент.
Для проведения эксперимента был составлен определенный комплекс упражнений для медитации, который подходит для начинающих. Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, провели исследование. На уроках физической культуры 11 класс был разделен на 2 подгруппы-контрольную и экспериментальную. Ребята контрольной подгруппы занимались на уроке по обычной программе, раздела «Спортивные игры». В урок занимающихся экспериментальной группы был интегрирован фрагмент йоговской практики, включающий упражнения на гибкость, баланс и медитативную практику. Так они занимались в течение месяца 3 раза в неделю. Урок экспериментальной группы обязательно заканчивался произведением медитативной практики в отдельном зале и под расслабляющую приятную музыку.
Результаты теста на концентрацию внимания, после проведения эксперемента, представлены в таблицах.
Результаты показателей теста на концентрацию внимания контрольной группы
Контрольная группа |
Количество найденных слов |
|
№ испытуемого |
01.03.23 |
01.04.23 |
1 |
10 слов |
9 слов |
2 |
11 слов |
7 слов |
3 |
7 слов |
15 слов |
4 |
4 слова |
6 слов |
5 |
5 слов |
9 слов |
6 |
12 слов |
12 слов |
Результаты показателей теста на концентрацию внимания экспериментальной группы:
Эксперимен- тальная группа |
Количество найденных слов |
|
№ испытуемого |
01.03.23 |
01.04.23 |
1 |
9 слов |
21 слово |
2 |
13 слов |
24 слова |
3 |
7 слов |
19 слов |
4 |
5 слов |
23 слова |
5 |
12 слов |
20 слов |
6 |
6 слов |
17 слов |
Для определения показателей эмоционального состояния человека, я использовала методику Бека: в предоставленном опроснике, включающем в себя 21 симптом общей тревоги, необходимо внимательно изучить каждый вопрос и выбрать тот вариант, который беспокоил вас на протяжении последней недели, включая день выполнения теста.
Суждение |
Совсем не беспокоит |
Слегка. Не слишком меня беспокоит |
Умеренно. Это было неприятно, но я могу это перенести |
Очень сильно. Я с трудом могу это переносить |
Ощущение онемения или покалывания в теле |
0 |
1 |
2 |
3 |
Ощущение жары |
0 |
1 |
2 |
3 |
Дрожь в ногах |
0 |
1 |
2 |
3 |
Неспособность расслабиться |
0 |
1 |
2 |
3 |
Страх, что произойдет самое плохое |
0 |
1 |
2 |
3 |
Головокружение или ощущение легкости в голове |
0 |
1 |
2 |
3 |
Ускоренное сердцебиение |
0 |
1 |
2 |
3 |
Неустойчивость |
0 |
1 |
2 |
3 |
Ощущение ужаса |
0 |
1 |
2 |
3 |
Нервозность |
0 |
1 |
2 |
3 |
Дрожь в руках |
0 |
1 |
2 |
3 |
Ощущение удушья |
0 |
1 |
2 |
3 |
Шаткость походки |
0 |
1 |
2 |
3 |
Страх утраты контроля |
0 |
1 |
2 |
3 |
Затрудненность дыхания |
0 |
1 |
2 |
3 |
Страх смерти |
0 |
1 |
2 |
3 |
Испуг |
0 |
1 |
2 |
3 |
Желудочно-кишечные расстройства |
0 |
1 |
2 |
3 |
Обмороки |
0 |
1 |
2 |
3 |
Приливы крови к лицу |
0 |
1 |
2 |
3 |
Усиление потоотделения (не связанное с жарой) |
0 |
1 |
2 |
3 |
Подсчет баллов производиться путем сложения баллов по всем пунктам. Результат: 0-21 = низкая тревожность.
Результат: 22-35 = средняя тревожность.
Результат: 36 и выше = потенциально опасный уровень беспокойства и тревоги.
Результаты показателей теста на показатель тревожности контрольной группы
Контрольная группа |
Количество набранных баллов |
|
№ испытуемого |
01.03.23 |
01.04.23 |
1 |
32 балла |
34 балла |
2 |
28 баллов |
32 балла |
3 |
30 баллов |
34 балла |
4 |
21 балл |
27 баллов |
5 |
29 баллов |
31 балл |
6 |
31 балл |
36 баллов |
Результаты показателей теста на показатель тревожности экспериментальной группы
Эксперимен- тальная группа |
Количество набранных баллов |
|
№ испытуемого |
01.03.23 |
01.04.23 |
1 |
31 балл |
24 балла |
2 |
27 баллов |
19 баллов |
3 |
30 баллов |
22 балла |
4 |
29 баллов |
23 балла |
5 |
26 баллов |
18 баллов |
6 |
34 балла |
25 баллов |
Показатели концентрации внимания:
Результаты контрольной группы: общие показатели контрольной группы составили в среднем 8 слов до эксперимента, 9 слов после эксперимента, то есть ученики имели низкий уровень концентрации внимания.
Результаты экспериментальной группы: общие показатели экспериментальной группы составили в среднем 8 слов до эксперимента, 20 слов после эксперимента. Полученные данные свидетельствуют о том, что после исследования у учеников повысился уровень концентрации внимания.
Результаты контрольной группы: общие показатели контрольной группы составили в среднем 28 баллов до эксперимента, 35 баллов после эксперимента, то есть ученики имели средний и повышенный уровень тревожности.
Результаты экспериментальной группы: общие показатели контрольной группы составили в среднем 29 баллов до эксперимента, 21 балл после эксперимента, то есть у учеников понизился уровень тревожности.
Проведя исследование, я пришла к выводу, что йога — это уникальная оздоровительная система. Эффективность занятий йогой заключается в наличии определенной структуры и последовательности выполнения упражнений. Регу лярное выполнение комплекса упражнений йоги улучшает показатели концентрации внимания, снижает уровень тревожности. В результате проведенной работы моя гипотеза подтвердились.
Рекомендации: для того, чтобы улучшить своё физическое и психологическое состояние путем освоения такой практики, как йога, следует обратиться к комплексу упражнений, который является наиболее простым и эффективным для начинающих. Данный комплекс упражнений и медитативных практик может помочь старшеклассникам легче пережить стресс, связанный с подготовкой и сдачей ЕГЭ, выбором профессии и дальнейшего жизненного пути, так как по опыту знаю, что этот период для ученика всегда волнительный и ответственный. Поэтому миссия педагога — не только обучить ребенка и дать ему как можно больше информации, но и сделать этот процесс спокойным и комфортным для ученика. Научить его концентрироваться на поставленной цели и спокойно преодолевать трудности, сохраняя спокойствие и позитив. Несомненно, такой настрой очень поможет и на школьном экзамене, и на экзамене под названием «жизнь».
Для достижения лучшей успеваемости учащиеся должны улучшить свои когнитивные способности.
Польза йоги для детей дошкольного возраста заключается ещё и в воспитании самодисциплины, которая особенно важна при обучении в школе.
Для физического и ментального здоровья и всестороннего развития. Через практику ребёнок учится концентрировать внимание, владеть своим телом, распознавать эмоции и контролировать их. Грамотно составленная детская практика и доверительные отношения с преподавателем несут в себе исключительно позитивные эффекты.
Сравнения йоги и классической гимнастики:
Детская йога |
Гимнастика |
Это не спорт. Это вид физической активности, при которой всё выполняется мягко, без насилия, нет цели достигнуть результата |
Является видом спорта, при котором важно быть лучшим среди других, тренироваться усердно, много, часто через боль и нежелание |
Подойдёт детям, которые любят играть наедине с собой, энергичны, но по темпераменту склонны к мягкой физической нагрузке, проявляют интерес к самоисследованию |
Актуальна для детей, которые предпочитают активную и динамическую физическую нагрузку: бег, прыжки, лазание и так далее. Любят соперничать и достигать результата |
Подойдёт детям, у которых нет врождённых данных к гибкости, пластичности и силе, а также детям, имеющим заболевания (по согласованию с лечащим врачом) |
Больше подходит детям, имеющим определённые врождённые данные, такие как гибкость, подвижность суставов. Занятия гимнастикой имеют ряд противопоказаний по здоровью |
НАШЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Изучив и проанализировав теоретическую часть, а именно исследования различных специалистов, мы провели свое собственное исследование на базе школы МБОУ СОШ “Мозаика” Путилково.
Исследование было разделено на 2 части: анкетирование и практическое занятие йогой для детей.
Этапы проведения исследования и анализ результатов:
Составление и оформление анкеты по йоге для учеников 2 и 4 классов.
Раздали анкеты, ученики 2 и 4 классов заполнили анкеты.
По результатам опроса, мы выявили высокую заинтересованность учеников в проведении практического занятия по йоге для детей.
Анализ анкет среди 2-х классов и 4 классов, выявил высокую заинтересованность детей в проведении практического занятия йогой,
2. Этап: проведение практического занятия.
Цель занятия: познакомить детей с базовыми асанами, выполнить комплекс упражнений для вытяжения позвоночника, подвижности суставов, эластичности связок и мышц.
Задачи: изучить технику выполнения асан.
Преподаватель: Меньшикова Ольга Олеговна
Участники:2 «А» класс (26 человек)
Место и время проведения: Путилково, Новотушинская, д.9, школа “Мозаика”,
31.10.2024 г., с 08-30 до 09-15
Описание: классическая практика хатха-йоги для детей младшего школьного возраста.
Проведены следующие этапы практики:
Разминка
Дыхательные упражнения
Основная часть
Шавасана.
Поведение детей во время занятия:
Активное участие. Дети с интересом слушали инструктора и активно стремились повторить каждую асану. Их глаза светились любопытством и они были готовы пробовать новые позы. Также во время занятия от некоторых детей поступали предложения о включении в практику называемых ими поз.
Сосредоточенность. Несмотря на их естественное желание играть и шутить, многие дети проявляли удивительную способность сосредоточиться на инструкциях. Они внимательно слушали, наблюдали за движениями инструктора и старались их воспроизвести.
Расслабление. Всем детям очень понравилась Шавасана, для них это был новый опыт, т.к. после занятий физической культуры они просто уходят с урока, а после практики йоги, они смогли полежать на коврике, с закрытыми глазами и просто расслабиться. Дети были в восторге и просили еще раз провести практику йогу.
Заключение: По результатам изученных исследований, мы пришли выводу, что йога улучшает общий интеллект, зрительно-пространственную рабочую память и внимание, а также снижает тревожность учащихся с низкой успеваемостью. Аналогичным образом, было также обнаружено, что физические упражнения улучшают зрительно-пространственную рабочую память, устойчивое внимание и снижают личностную тревожность. Однако результаты настоящего исследования показали, что йога более эффективна по сравнению с физическими упражнениями в отношении подвижного интеллекта и исполнительных функций учащихся. Ожидается, что улучшение общего интеллекта, зрительно-пространственной рабочей памяти и внимания положительно повлияет на успеваемость учащихся.
Список использованной литературы:
Крапивина, Е. А. Физические упражнения йогов. — М.: Знание, 2007.
Йога для всех: путь к здоровью/Элис Кристенсэн. — Москва: Эскмо, 2019. — 192 с.
https://ajnamag.com/deti-i-joga-vazhnost-praktiki-dlya-fizicheskogo-i-emoczionalnogo-razvitiya-detej-v-sovremennom-mire?ysclid=m21rtk0och401610743
https://yoga-academy.online/blog/zanyatiya-yogoy-dlya-detey?ysclid=m21kdw94lm646872767
https://moluch.ru/archive/477/105064/?ysclid=m21gouli9u461688743
https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/45036/1/kzsd_2024_036.pdf?ysclid=m21oxkhesn836328810
https://megalektsii.ru/s30434t8.html?ysclid=m21qf4gxe9170341070
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.16a5bb41-67065e75-a65dffd3-74722d776562/https/health.usnews.com/health-news/blogs/eat-run/articles/why-kids-and-schools-need-yoga