Нефть: искусство и опасность!

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нефть: искусство и опасность!

Исаков М.С. 1
1СОШ 40 имени М.Т. Калашникова
Степанова Н.Л. 1
1СОШ 40 имени М.Т. Калашникова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я родился «благодаря» такому полезному ископаемому как нефть, которое еще называют красивым термином «чёрное золото». Сначала мои дедушка Корниловский Александр Никифорович и бабушка Шелковникова Татьяна Фёдоровна приехали в Удмуртию, чтобы открывать и разрабатывать месторождения нефти и газа. Потом у них родилась дочь Корниловская Елена Александровна, моя мама, которая по их стопам стала геологом, а потом у мамы родился я. В нашей семье часто говорят на эту тему. Поэтому тематика нефти мне близка и интересна.

В своей работе я предлагаю окунуться в загадочный и бесконечно интересный, разнообразный «мир нефти». Для большинства станет открытием, что окружающие нас предметы сделаны из нефти. Нефть позволила нам быстрее передвигаться по миру – ездить, летать, плавать, строить. Нефть – главное топливо на Земле! А наша страна Россия – крупнейшая нефтяная держава, благодаря чему она – самая сильная и независимая в мире!

Увы, у каждой медали – две стороны. Нефть - не только «чёрное золото», но и «чёрная смерть», ведь она может стать причиной большой катастрофой и навредить природе. В своей работе я расскажу о негативном воздействии на природу и попробую спасти ее. Борьба с последствиями разливов нефти становится все актуальнее в мире.

Объект исследования: полезное ископаемое – нефть.

Предметы исследования: нефть в искусстве (живописи) и влияние нефти на экологию.

Цель работы - создание картины в технике нефтизма и проведение экспериментов по очистке от разливов нефти в домашних условиях.

Поставленные мной задачи:

  1. Изучить влияние нефти на экологию;

  2. Посетить классом геологический музей ПАО «Удмуртнефть»;

  3. Провести опрос среди школьников на тему природного ресурса – нефть;

  4. Написать картину в технике нефтизма;

  5. Провести эксперименты по спасению океана, почв и птиц от разливов нефти.

Методы исследования в моей работе: наблюдение, эксперименты.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Что такое нефть и откуда она берётся?

Нефть – это жидкость, созданная самой природой, маслянистая и горючая, способная гореть. В русский язык это слово пришло из персидкого языка, оно означало «вспыхивать, воспламеняться» или же «нечто влажное, жидкость» (приложение 1). Нефть часто называют «чёрным золотом». Нефть находится в недрах нашей планеты Земля. Недрами называют подземное пространство, в котором содержатся различные полезные ископаемые.

Природа создавала нефть на протяжении миллионов лет! Так давно, что даже нас, людей, на земле еще не было. Но жизнь уже была. На планете простирались безбрежные моря и океаны, а в их тёплых водах жила-была всяческая мелюзга – водоросли, планктон, бактерии (приложение 2). Потом их останки опускались на дно – год за годом, век за веком собираясь в целые слои. Они постепенно уходили на глубину, а их укрывали песок и ил. Вот такой слоеный пирог получался.

Слои становились всё толще со временем, всеё больше давили на нижние слои, поэтому внутри становилось все жарче! Похоже на то, что происходит в наших кастрюлях-скороварках. Ил и песок превращались в твёрдые породы, а останки растений и животных – в жидкую нефть и природный газ.

В недрах нефть просачивалась с водами и попадала в особые места, которые называют «нефтяные ловушки»: она пропитывала «губки» - мягкие горные породы – и не могла из них «вытечь», потому что их окружали более твёрдые породы. Там, где нефти скапливалось очень много, получились нефтяные месторождения (приложение 3). Нефть прячется на глубине от десятка метров до 5-6 километров.

Нефть – главное топливо на Земле! С помощью нефтепродуктов, таких как бензин, керосин, дизельное топливо, двигаются автомобили, самолёты, вертолёты, танки, трактора, катера. Из нефти изготавливают смазочные масла для машин. Автомобильные дороги делают из нефтяного битума и асфальта.

Нефть спасла животных, например, китов, слонов. Раньше в лампах использовали китовый жир, потом на смену ему пришел керосин (продукт из нефти). Из бивней слонов создавали различные предметы: расчески, домино, пуговицы, гребни и др., постепенно эти предметы научились изготавливать из пластика.

Искусственная кожа, производство которой тоже начинается с нефти, заменяет кожу животных во многих изделиях. Она сохраняет жизни животным: и домашним – например, козам, коровам, и диким – крокодилам, питонам, страусам, щукам, скатам и прочим. Натуральные шубы и шапки из меха норки, выдры, соболя, лис, белок все чаще заменяют на материалы из нефти.

Вывод: нефть – ценный природный ресурс! Без него мы уже не можем представить нашу жизнь. Окружающие нас предметы сделаны из нефти. Нефть позволила нам быстрее передвигаться по миру – ездить, летать, плавать, строить. Нефть – главное топливо на Земле! А наша страна Россия – крупнейшая нефтяная держава, благодаря чему она сильнее и независимее в мире!

    1. . Влияние на экологию разливов нефти

Увы, права пословица про то, что у каждой медали – две стороны. Нефть может навредить природе и привести к катастрофе!

Нефть в процессе добычи человеком может попасть в окружающую среду: в почву и водоёмы. Такая авария называется разливом нефти. Происходит это из-за аварий на платформах, танкерах, скважинах.

В истории нефтяников самый мощный разлив нефти был в Мексиканском заливе. А в декабре 2024 года произошла мощная экологическая катастрофа в нашей стране. Во время шторма в Кельчинском проливе столкнулись два танкера (приложения 4-5). В результате произошли выбросы нефтепродуктов (мазута) в море, на воде образовалась нефтяная плёнка, которая не даёт поступать кислороду к морским обитателям. Загрязнилась обширная зона побережья Черного моря. Морские обитатели и растения погибают, а из-за волн и ветра нефть распространяется к берегу и разрушает там жизнь. По сей день волонтеры едут спасать животных и очищать прибрежную зону (приложение 6).

Особенно пагубно разливы нефти в водоемах влияют на птиц. Попадая на их крылья, птицы не могут больше взлететь, они становятся добычей для хищников, могут погибнуть от голода и холода. Слипшиеся перья не могут птиц согреть (приложение 7).

Поэтому учёные всего мира активно разрабатывают новые способы очистки водоемов и почв в результате нефтяных аварий.

Один из самых успешных – это биологический! Учёные вывели бактерии, которые «пожирают» нефть. Такие бактерии называют нефтеедами. Нефтеедами заселяют загрязнённую почву и водоёмы. Они поедают нефтепродукты, а потом умирают.

Вывод: аварии на нефтяных промыслах могут обернуться большой катастрофой для природы. Поэтому нужно разрабатывать способы ликвидаций аварий. В своей работы я проведу опыты по влиянию нефти на окружающую среду, а также попробую очистить почву и воду, покрытую нефтью.

    1. . Нефтизм или нефтеживопись

Нефть – неиссякаемый источник вдохновения! Нефть с разных месторождений имеет разные оттенки: от золотистого до насыщенного чёрного. Эта особенность привлекла творческих людей, ведь в палитре художника может быть около 80 оттенков разных сортов «чёрного золота» и более 200, если смешать «чёрное масло» с газоконденсатом (жидкая смесь, выделяющаяся из газа) (приложение 8).

Таким образом, родилось современное и уникальное художественное направление – рисование «маслом земли». Такое направление называется нефтизм или нефтеживопись.

Я посчитал, что в мире таких художников семь, одна из них Юлия Булычева, которая тоже живет в моем городе Ижевске. Мы семьёй заказывали в ее исполнении портрет в подарок дедушке и бабушке. Вышло очень правдоподобно и необычайно красиво! (приложение 9). Работа Юлии меня вдохновила.

В нефтеживописи создаются такие эффекты, которых красками не добьёшься: она растекается по пространству полотна, и итоговые штрихи создаются самим сырьём. Поэтому то, какой картина получится, мы увидим лишь после окончательного высыхания. На это требуется около суток. После высыхания картина приобретает особое свечение, перелив. А то, что картины создаются даже из нефтеотходов, – вклад не только в развитие нового творческого направления, но и живописный способ обратить внимание на проблемы экологии, вклад в её сохранение.

Вывод: нефть в художественном искусстве — это уникальное путешествие в мир визуальных эмоций и впечатлений. Она дарит художникам возможность играть с текстурой, оттенками и формой, создавая картины, которые уносят нас в мир фантазии и красоты, украшая нашу жизнь уникальным искусством «чёрного золота». Это меня очень заинтересовало, и я решил попробовать выполнить работу в этой технике.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Экскурсия в геологический музей

В нашей Удмуртской республике самое передовое общество по разведке и добычи нефти - ПАО «Удмуртнефть». Там познакомились и всю жизнь работали мои дедушка и бабушка.

Не так давно на этом предприятии был создан геологический музей. Мы с родителями попробовали организовать туда экскурсию, и нам «пошли навстречу». 26 ноября мы с классом посетили геологический музей «Удмуртнефти».

Экскурсия началась с того, что нам показали карту Удмуртии (приложение 10). На ней кварцем были обозначены месторождения нефти в Удмуртии. Маленькие кварцы – это маленькие месторождения, средние кварцы – средние месторождения. Минералами были обозначены города Удмуртии.

В музее я видел горные породы (приложение 11), которые пропитаны нефтью, например, нефтенасыщенные песчаники. Из горных пород в скважину нефть поступает каплями.

В музее мне понравились минералы, особенно аметист. С аметистом я ранее встречался в Музее камня в г. Екатеринбург и выбрал его в качестве сувенира.

Еще мне понравилось рассматривать пробирки с нефтью (приложения 12-13). Нефть в пробирках была разных оттенков: коричневая, чёрная, оранжевая и даже зелёная! Экскурсовод дал понюхать нам нефть. Она напоминает запах резины и бензина. И неспроста, ведь резина и бензин изготовлены из нефти!

Я узнал, что нефть добывают чудесные машины – нефтяные качалки. В музее была миниатюра нефтяной качалки (приложение 14).

На приложении 15 я с мамой рассматриваю нефтенасыщенные песчаники.

Вывод: экскурсия в геологический музей очень вдохновила меня и моих одноклассников, даже учителя. Мы узнали, что нефть – это горючая жидкость, которая содержится в горных породах в недрах Земли. Мы узнали, что ее добывают, используя нефтяные качалки. А также мне стало известно, что нефть необязательно чёрная, у нее множество оттенков. Я убедился, что Удмуртия – это нефтяной край!

    1. Опрос школьников о знаниях про нефть

После экскурсии в геологический музей «Удмуртнефти» я решил провести опрос среди моих одноклассников – учеников 1 «А» класса. Участвовало в тесте 25 человек. Тест содержал такие вопросы, как «Каким красивым термином называют нефть?», «Как изображение на картинке связано с нефтью?», «Как называются несколько залежей нефти?», «Нефть наносит вред окружающему миру?», «Какие предметы на картинке изготовлены из нефти?» (приложение 16).

По результатам опроса мы с мамой составили диаграммы. Результаты представлены в таблице 1.

 

13 из 25 человек ответило правильно. Нефть – это «чёрное золото».

 

6 человек из 25 ответили верно: нефть образовалась из останков водорослей и морской живности много миллионов лет назад.

 

14 человек из 25 ответили правильно: несколько залежей нефти на одном участке – это месторождение нефти.

 

19 человек из 25 ответили верно. Из-за аварий на промысле происходят разливы нефти в почве и водоёмах, которые губят всё живое!

Последний вопрос опроса «Какие предметы на картинке изготовлены из нефти?» показал, что ребятам известно, что асфальт, шины автомобильных колес, ластики в наших пеналах, лаки и краски, бочки с чёрной маслянистой жидкостью – это нефтепродукты! Половине класса также известно, что капроновые колготки - это синтетическая одежда, произведённая из нефти. А то, что изделия из пластмассы, жевательные резинки и помады изготовлены из нефти, для ребят стало большим открытием! Они были уверены, что нефть тут ни при чём.

Вывод: результат опроса показал наличие знаний у ребят о нефти и нефтепродуктах, особенно после проведённой экскурсии.

    1. Эксперименты по спасению природы от разливов нефти

Меня беспокоит ещё и другая проблема. Аварии на нефтяных промыслах очень пагубно влияют на природу, животных, океаны и моря, почву. В процессе моей работы были проведены наблюдения и опыты. Опыты проводились на свежем воздухе на моей даче. Температура воздуха 5 градусов, не ветрено, солнечно. Я работал в перчатках.

Опыт «Разлив нефти в водоёме»

В пластиковую ёмкость с водой было добавлено 2-3 капли нефти, далее железной палочкой были перемешаны две жидкости. Наблюдения в процессе опыта показывают, что нефть не растворяется в воде, а покрывает ее пленкой (приложение 17). Вывод по опыту: нефтяная пленка не дает поступать кислороду, морские организмы будут погибать.

Опыт «Очистка водоёма от разлива нефти»

Попробуем спасти Мировой океан. Я решил попробовать механический способ очистки – очистка пенопластом (приложение 18). Результат меня очень порадовал! Пенопласт собрал львиную долю разлива нефти. (приложения 19-20). Вывод: способ очистки пенопластом очень эффективный.

Опыт «Разлив нефти в почве»

Я решил посмотреть, что будет при попадании нефти в почву и на растение, и попробовать ее очистить. Для этого я положил в ёмкость землю, капнул несколько капель нефти (приложения 21-22). Вывод:нефть мгновенно просачивается сквозь почву и растительность.

Опыт «Очистка почвы от разлива нефти»

Далее я очищаю почву от разлива нефти. Я использую способ очистки австралийских учёных с помощью магнита и металлического порошка. Посыпаю почву порошком, он прилипает к нефти, пробую магнитом притянуть ее (приложения 23-25).

Вывод по опыту: способ с порошком и магнитом оказался недостаточно эффективным. Но мне известно, что самым эффективным способом очистки почвы и растительности является – биологический, когда подселяют бактерии в почву, и они «пожирают» нефть.

Опыт «Разлив нефти на птичьем пере»

На следующем опыте посмотрим, что происходит с перьями птиц при попадании на них нефти. Покрываем перо нефтью (приложение 26). С помощью воды пробуем очистить перо. Вывод: результата не получено. Птица страдает.

Опыт «Очистка перьев птиц от нефти»

Перья посыпаем мелким железным порошком. Нефть прочно прилипает к железу. Теперь подносим сильный магнит, чтобы освободить животное от нефтяной пелены (приложения 27-29). Птица при этом не страдает. Выводы по опыту: мне удалость частично спасти птицу по способу австралийских учёных. Вероятно потому, что мой металлический порошок недостаточно мелкий. Порошок привезен мамой одноклассника с мебельного производства, а учёные используют мелкий порошок размером крупинок, как из талька.

    1. Мой рисунок в технике нефтизма

Я творческий человек, люблю рисовать, создавать, экспериментировать в творчестве. Я решил использовать вместо красок нефть.

Мне очень нравятся автомобили, поэтому темой моей первой композиция стала городская дорога. А спустя некоторое время я написал еще две картины: с портретом мамы и с изображением моей любимой школы.

Нефть использовалась с Ломовского месторождения Удмуртской Республики. По свойствам нефть с месторождения вязкая, густая, приятного шоколадного оттенка (приложение 30).

Свою картину я начал с рисунка рисовальным углем по холсту на рамке. Углём рисовать очень интересно, легко наносится и легко стирается. Далее кисточкой макаем в нефть и на палитре разводим её слегка растворителем (в данном случае «Уайт спирит»). Прорисовываю контур своего рисунка. Окрашиваю в тоне нужные места. Где темнее нефть беру погуще (приложение 31-32).

Техника работы с нефтью похожа на работу с другими красками. Поэтому я справился с работой за 3 часа. На рисунках представлены мои композиции (приложение 33-35).

Вывод: живопись нефтью отличается тем, что вместо воды используется растворитель, вместо карандаша – уголь. Работать надо очень аккуратно, чтобы не разлить нефть и разбавитель, не испортить мебель и одежду. Технику можно разнообразить и создавать интересные композиции. Рисовать нефтью интересно, но есть минусы. Это запах. Желательно использовать тонкие перчатки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мир нефти – загадочный и разнообразный! Без нее мы уже не можем представить нашу жизнь. Нефть приносит неоцененную пользу человечеству!

Оказывается, не только красками рисуют, но и нефтью. Новое и уникальное направление в живописи меня очень вдохновляет. Я планирую создать серию работ в технике нефтизма и устроить выставку в школе.

Хочется рассказать одноклассникам об опасностях нефтяного производства, предупредить о том, что надо беречь нашу Землю от катастроф, ведь мы – будущее поколение. Мы должны продолжить решать экологические задачи!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Мельникова Н.В. Активити-викторина «Просто о нефти». - Республика Коми, г. Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2022г., 49 стр.;

  2. [Нарисованные нефтью картины художницы Альфии Мухаметовны показали на Ямале] // - URL:https://lenta.ru/news/2024/05/27/ (19.11.2024);

  3. [В Тюмени проходит выставка картин, нарисованных нефтью] // - URL: https://www.angi.ru/news/ (19.11.2024);

  4. [Нефтяной инженер ушел из отрасли, чтобы писать картины нефтью ] // - https://neft.media/vse-regiony/materials/kak-neftyanoy-inzhener-ushel-iz-otrasli-chtoby-pisat-kartiny-neftyu-biznes-vs-vahta (19.11.2024);

  5. [Ситуация с мазутом в Крыму сегодня] - URL:https://про-крым.рф/karta-razliva-mazuta-v-krymu/ (27.02.2025).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 – Внешний вид нефти

Приложение 2 – Из чего образовалась нефть

Приложение 3 – 3Д модель нефтяного месторождения

Приложение 4 - Авария в Керчинском проливе

Приложение 5 - Последствия разливов нефти

Приложение 6 – Тело дельфина, покрытого мазутом

Приложение 7 – Птицы, пострадавшие от выбросов мазута

Приложение 8 – Разнообразие оттенков нефти

Приложение 9 – Портрет дедушки и бабушки в технике нефтеживописи

Приложение 10 – Экскурсия в музей. Карта Удмуртии, выполненная на камне

Приложение 11 – Экскурсия в музей. Карта Удмуртии с нанесенными месторождениями (отмечены красным цветом)

Приложение 12 – Экскурсия в музей. Горные породы месторождений Удмуртии (песчаники, алевролиты, аргиллиты)


Приложение 13 – Экскурсия в музей. Пробирки с нефтью

Приложение 14 - Экскурсия в музей. Макет нефтяной качалки

Приложение 15 – Экскурсия в музей. Я с мамой рассматриваю горные породы (нефтенасыщенные песчаники)

Приложение 16 – Опрос учеников 1 «А» класса «Ваши знания о нефти»

Опрос учеников 1 «А» класса «Ваши знания о нефти»

Ребята, прошу ответить на следующие вопросы:

  1. Каким красивым термином называют нефть?

  1. «Жидкое золото;

  2. «Чёрное масло»;

  3. «Черное золото»;

  4. «Масляное золото».

  1. Как изображение на картинке связано с нефтью?

  1. Нефть образовалась из останков водорослей и морской живности много миллионов лет назад;

  2. Водоросли и морская живность питаются нефтью;

  3. Нефть находится в недрах земли рядом с водорослями и морской живностью.

  1. Как называются несколько залежей нефти на одном участке?

  1. Нефтяное море;

  2. Нефтяное озеро;

  3. Месторождение нефти.

  1. Нефть наносит вред окружающему миру?

  1. От нефти одна польза!

  2. Из-за аварий на промысле происходят разливы нефти в почве и в водоёмах, которые губят всё живое. Нужны десятилетия, чтобы природа восстановилась.

Какие предметы на картинке изготовлены из нефти? Поставь галочку.

     
     
     

Спасибо за участие в опросе!

Приложение 17 – Разлив нефти в водоёме

Приложение 18 – Очистка водоёма пенопластом

Приложение 19 - Результаты очистки водоёма от разлива пенопластом

Приложение 20 - Результаты очистки водоёма от разлива пенопластом

Приложение 21 - Разлив нефти в почве

Приложение 22 - Разлив нефти на растительность

Приложение 23 – Очистка почвы от разлива

Приложение 24 – Результаты очистки почвы от разлива

Приложение 25– Результаты очистки растительности от разлива

Приложение 26 – Разлив нефти на птичьем пере

Приложение 27 – Очистка пера птицы от нефти магнитом и металлическим порошоком

Приложение 28 – Очистка пера птицы от нефти магнитом и металлическим порошоком

Приложение 29 – Очистка пера птицы от нефти магнитом и металлическим порошоком

Приложение 30 - Подготовка к живописи

Приложение 31 – Начало работы

Приложение 32 – В процессе работы

Приложение 33 – Композиция «Автомобильная дорога»

Приложение 34 - Композиция «Мамочка нефтяная»

Приложение 35 - Композиция «Моя школа №40»

Приложение 36 – LEGO-модель нефтегазовой залежи

Просмотров работы: 37