Самодельная 3-Д модель ракетного двигателя

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Самодельная 3-Д модель ракетного двигателя

Жданов П.А. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А. Лагутина, класс 5 в
Леонова М.В. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А. Лагутина
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вы задумывались как работают ракетные двигатели нашей страны, как они толкают такую тяжесть вверх, в космос? Если бы не было ракетных двигателей – мы не летали бы в космос, не запускали бы спутники, не имели отличные оборонительные возможности для нашей огромной страны.

В 2023 году я ездил в Санкт-Петербург. Мы с семьей посетили Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко. В музее находились испытательные стенды электрических и жидкостных ракетных двигателей. Я задумался над вопросом: если мы ходим по земле, благодаря отталкиванию от нее, то как летает ракета? Ведь ей в открытом космосе отталкиваться совсем не от чего! Там вакуум! Поэтому решил изучить основы полета ракет в космос.

Исходя из этого я сформулировал цель проекта: создать 3-Д модель реактивного двигателя размерами 1:46. Чтобы достичь цели, я сформулировал и решил следующие задачи:

1. Провести контент-анализ изученной литературы.

2. Подобрать необходимый материал для изготовления макета ракетного двигателя, используя готовые чертежи двигателя.

3. Изготовить макет ракетного двигателя из картона и напечатанный макет с помощью 3D принтера.

4. Продемонстрировать результат моей работы на классном часе, тем самым популяризируя важность профессии инженера-конструктора.

5. Анкетирование одноклассников.

В своей работе я определил объект и предмет исследования.

Объект исследования: ракетный реактивный двигатель.

Предмет исследования: создание самодельной 3-Д модели ракетного двигателя, выполненной в масштабе 1:46.

Гипотеза: если я смогу выполнить самодельную 3-Д модель ракетного двигателя в масштабе 1:46, то я могу разобраться с устройством и принципом действия сложных ракетных двигателей. И моя мечта станет ближе к исполнению! Я хочу стать инженером-конструктором венных и космических ракет!

Основная часть

1.1. История ракетного двигателя

Реактивный двигатель – одна из важнейших разработок в авиакосмической индустрии. Именно ему современные самолеты, ракеты и бомбардировщики обязаны своей скоростью и маневренностью [1]. Меня заинтересовало: как ученые задумались о создании реактивных двигателей.

С появлением авиации человечеству стал понятно, что скорость летательного аппарата – ключ к успешным полетам. Уже в 1913 году французский инженер Рене Лорин запатентовал конструкцию первого в мире реактивного самолета (именно эти машины сегодня составляют основу гражданской и военной авиации). В теории такие самолеты должны были стать гораздо более маневренными по сравнению с предшественниками. А все за счет высокой скорости, которую развивали бы машины. В этом и заключалась проблема: достаточно мощных моторов для развития необходимой для этого силы не существовало [1].

В 30-х годах XX века также стало понятно, что максимальная производительность самых распространенных на тот момент поршневых двигателей была ограничена. Из-за особенностей конструкции они даже в теории не могли стать источником достаточной силы для воплощения видения авиаконструкторов [1].

Ключом к созданию более мощных, принципиально новых реактивных двигателей стали газовые турбины. Благодаря им получилось увеличить количество производимой топливом полезной энергии и эффективнее ее расходовать. Как итог возможность воплощения так называемых реактивных двигателей [1]. Главное отличие моторов такого типа заключалось в том, что их сила тяги не зависела от наличия окружающей среды. Другими словами, они оказались одинаково эффективны как в космосе, так и на Земле. В результате именно реактивные двигатели стали использовать для доставки в безвоздушное пространство людей и кораблей [1]. 2 сентября исполнилось 110 лет со дня рождения инженера, ученого и конструктора, занимавшегося разработкой ракетных двигателей и космических систем, Валентина Петровича Глушко. При его непосредственном участии был разработан целый ряд двигателей, на которых до сегодняшнего дня летают космические носители «Союз» и «Протон», а также межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода», которая известна на Западе как «Сатана». ТАСС собрал главные изобретения знаменитого конструктора ракетнокосмической техники [2].

1.2. Первый электрический реактивный двигатель

Несмотря на то, что официально создание первого реактивного двигателя приписывают английскому конструктору Фрэнку Уиттлу и нацистскому инженеру Гансу фон Охайному (первый получил патент на работающий газотурбинный двигатель в 1930 году, а второй собрал первую рабочую модель), работа над аналогичными проектами велась по всему миру.

Под руководством В.П. Глушко был разработан первый в мире электротермический реактивный двигатель. Опытный образец был создан в СССР – в Газодинамической лаборатории в Ленинграде, которой заведовал В.П. Глушко, в 1929 году [2]. В основе его работы лежала инновационная для своего времени технология на основе процесса под названием «электрический взрыв».

В камеру сгорания этого двигателя устанавливались проводники из железа, палладия и других металлов. К ним подавались кратковременные, но мощные импульсы электрического тока с определенной частотой. Когда электрический разряд проходил через проводники, они разрушались, что вызывало выделение водорода, который истекал из сопла двигателя, создавая тягу и позволяя механизму работать. Позже работы по этим двигателям были свернуты из-за низкой мощности [2].

И хотя вышедшие из-под «пера» Глушко механизмы были недостаточно мощными (что и послужило причиной прекращения работ над ними), технология проявила себя во второй половине XX века, когда СССР и Америка начали активно осваивать космическое пространство. Усовершенствованные плазменные электрореактивные двигатели (ЭРД) в 1964 году «отправили» на орбиту советский спутник «Зонд2», одной из главных целей которого было исследование Марса. Интересно, что ЭРД применяют и при создании современной космической техники. Это связано в одним неоспоримым преимуществом первого двигателя Глушко – чрезвычайно долгий срок работы, до нескольких лет. Это делает ЭРД идеальным вариантом двигателя для спутников. Например, его вариация была установлена на японском космическом аппарате «Хаябуса», который запустили в 2003 году для изучения астероида Итокава.

1.3. Первые в СССР жидкостные ракетные двигатели

Под руководством Глушко после завершения работ по ЭРД впервые в отечественной космической промышленности была создана целая серия опытных ракетных двигателей, работающих на жидком топливе (Приложение 1. Рис. 1). Серия называлась ОРМ опытные ракетные моторы. В качестве топлива в двигателях серии использовались керосин, бензин, толуол, другие вещества [3].

Советские ученые экспериментировали как со смешанными унитарными, так и с двухкомпонентными топливами. Первые образцы, работавшие на унитарном топливе (ОРМ1 тягой всего 20 кгс), были крайне несовершенны и терпели отказы, вплоть до аварийных ситуаций двигатели взрывались на стендах во время работы. В итоге был сделан выбор в пользу более безопасной двухкомпонентной схемы отдельные баки для горючего, отдельные для окислителя [3].

Работы над двигателями серии ОРМ Газодинамическая лаборатория начала в 1930-х годах, и к 1933-му был создан достаточно мощный образец ОРМ52 с тягой 300 кгс. Под этот двигатель был разработан целый ряд реактивных летательных аппаратов («РЛА1», «РЛА2» и так далее), но их образцы «в железе» не создавались. По задумке инженеров, РЛА должны были взлетать на высоту нескольких километров и выбрасывать контейнер с метеоаппаратурой, которая затем опускалась бы на землю на парашюте. ОРМ52 прошел официальные государственные испытания, правда, только на стенде. На одном из запусков образца двигателя в 1933 году присутствовал начальник вооружения Красной Армии маршал Михаил Тухачевский и дал работе лаборатории Глушко положительную оценку [3].

В 1934 году коллектив Газодинамической лаборатории из Ленинграда был объединен с московской группой изучения реактивного движения (под руководством Сергея Павловича Королева) в Реактивный научноисследовательский институт. Ученые совместными усилиями продолжили разработку двигателей и носителей под них. Коллектив Глушко создал образцы с номерами от ОРМ53 до ОРМ102. В частности, двигатель ОРМ65 разработки Глушко ставился на созданную Королевым крылатую ракету «объект 212». В 1939 году прошли ее испытания ракета с ОРМ65 достигла высоты 250 м, когда преждевременно раскрылся ее парашют. Двигатель ОРМ65 работал на азотной кислоте и керосине, развивал тягу 150 кгс и мог работать до 80 секунд.

1.4. Двигатели для баллистических и космических ракет

С 1946 года Глушко был назначен главным конструктором ОКБ456 в Химках (сейчас НПО «Энергомаш» главный разработчик и производитель российских ракетных двигателей прим. ТАСС). Здесь под его руководством созданы двигатели для первых советских баллистических ракет Р1, Р2 и Р5 [3]. В 1954-1957 годах коллектив ОКБ456 разработал жидкостные ракетные двигатели РД107 (Рис.2), которые впоследствии будут устанавливаться на знаменитую ракету Р7, сконструированную коллективом ОКБ1 под руководством Королева, так называемую королевскую семерку. Это была первая в мире полноценная межконтинентальная баллистическая ракета с максимальной дальностью полета 8 тыс. км и одним термоядерным зарядом мощностью 3 мегатонны. Первый запуск Р7 состоялся 15 мая 1957 года, на вооружение Ракетных войск стратегического назначения она была принята в январе 1960го [3].

На базе Р7 был создано целое семейство ракет космического назначения. В частности, знаменитый «Восток», на котором 12 апреля 1961 года в космос отправился Юрий Гагарин. Модификации этой ракеты используются до сих пор с грузовыми кораблями и спутниками в космос стартуют ракеты серии «Союз2», с пилотируемыми «СоюзФГ» (со следующего года запуски космонавтов будут переведены на «Союз2»). До сих пор на этих ракетах используются модификации двигателей, разработанных Глушко: версии РД107 для боковых и центрального блока первой ступени и варианты РД108 для второй ступени. Также сотрудники ОКБ456 под руководством Глушко создали двигатель РД253, который с изменениями и сейчас используется в самой массовой серии советских и российских тяжелых грузовых ракет «Протон». Последний вариант «ПротонМ» использует на первой ступени шесть двигателей РД276 (Рис.3), которые являются глубокой модернизацией РД253 Глушко[3].

Параллельно известный конструктор работал над двигателями для советских баллистических ракет, появившихся после Р7. В частности, самая мощная на сегодняшний день и стоящая на вооружении РВСН тяжелая межконтинентальная ракета «Воевода» использует на первой ступени двигатель РД264, разработанный при непосредственном участии Глушко [4].

1.5. Разработка двигателя для ракеты «Энергия» и шатла «Буран»

В 1974 году было создано НПО «Энергия» (сейчас Ракетнокосмическая корпорация «Энергия»), в новую организацию вошло Центральное конструкторское бюро машиностроения (ОКБ1, переименованное так после смерти Королева), а также КБ «Энергомаш» (бывшее ОКБ456). Глушко стал главным конструктором «Энергии», название которой, по некоторым данным, он и придумал. Несмотря на все его усилия, НПО «Энергия» не получило заказ от государства на разработку двигателей под ракету сверхтяжелого класса Н1 для советской лунной программы. Идеи конструктора были отклонены из-за токсичности предложенных им компонентов топлива. Позже он в своих письмах не оставляет планов покорения Луны, в частности, предлагает руководству страны в течение десяти лет разработать и создать систему доставки космонавтов к естественному спутнику Земли и орбитальный лунный модуль весом 60 тонн, который обеспечит высадку на Луну трех космонавтов. Однако этим планам не суждено сбыться [4].

В 1976 году внимание Глушко переключается на совсем другую тему создание челнока «Буран» как ответа на запуски американских многоразовых кораблей «Спейс Шаттл». Отечественная многоразовая система «Энергия Буран» (Приложение 1. Рис. 4) создавалась под непосредственным руководством Глушко и по его проекту, именно он настоял на облике сверхтяжелой ракеты «Энергия» и предложил вид двигателя первой ступени РД170. Успешный запуск «Бурана» прошел в ноябре 1988 года в автоматическом режиме [4].

Кроме двигателей, под руководством Глушко был выполнен ряд ключевых работ по направлению пилотируемой космонавтики. Так, конструктор возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», им была предложена концепция многомодульной станции «Мир»: НПО «Энергия» выдвинула свои предложения по созданию новых орбитальных станций в 1976 году, эскизный проект «Мира» был готов в 1978 году [5].

1.6. Рекордсмен космоса –жидкостный ракетный двигатель.

Самым распространенным типом двигателей для космических программ сегодня являются жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), в которых в качестве топлива используются жидкие горючее и окислитель. На протяжении более 60 лет российские ракеты «Союз» (Рис.5) поднимаются в небо с помощью двигателей РД107/108 и их модификаций. Серийное производство двигателей налажено на самарском заводе «ОДККузнецов», входящем в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха. К этому типу относится и российский РД107/108 [5].

Жидкостные двигатели на сегодняшний момент – самые мощные и универсальные ракетные двигатели, с помощью которых совершается большинство полетов в космос. Они отличаются высоким удельным импульсом, то есть при меньшей массе израсходованного топлива создают большую тягу. Кроме того, ЖРД позволяют активно управлять уровнем тяги и могут использоваться много раз. При этом по сравнению с другими видами ракетных двигателей, например, твердотопливными, они значительно сложнее и дороже, поэтому основная их сфера применения – космонавтика и обеспечение выведения орбитальных и межпланетных аппаратов [5].

Чтобы получить полезное действие, достаточное для прорыва в космос, нужно получить большое количество энергии − эффективно сжечь большое количество топлива. Как известно, любой процесс горения представляет собой химическую реакцию окисления. И если на Земле для других видов тепловых двигателей в качестве окислителя можно использовать атмосферный кислород, то для ракетного двигателя, и тем более в космосе, окислитель и горючее надо иметь непосредственно на ракете, и лучше всего в максимально плотном и удобном для подачи жидком виде. В РД107/108 в качестве окислителя используется жидкий кислород, а в качестве горючего – керосин [3].

В камере сгорания, подаваемые специальными насосами в нужном количестве и с необходимым давлением окислитель и горючее смешиваются и сгорают. Горячие (с температурой в несколько тысяч градусов) продукты сгорания в конструкции особого профиля – сверхзвуковом сопле Лаваля – разгоняются до многократно сверхзвуковых скоростей и уходят в пространство (Приложение 1. Рис.6). Если умножить сумму секундных расходов масс горючего и окислителя на скорость выхода продуктов сгорания из сопла, можно в первом приближении получить силу тяги двигателя. Так, в общих чертах, можно описать схему работы жидкостного ракетного двигателя [5].

1.7. Устройство и применение ракетного двигателя РД107/108

Двигатель РД107/108 состоит из четырех камер сгорания, турбонасосного агрегата, газогенератора, испарителя азота для наддува баков ракеты и комплекта агрегатов автоматики. Для управления полетом ракеты на двигателях имеются рулевые камеры: два на РД107 и четыре на РД108 (Приложение 1. Рис.7).

Вторая особенность РД107/108 − открытая схема сброса генераторного газа. Окислитель и горючее хранятся в отдельных баках и подаются в систему с помощью турбонасосного агрегата (ТНА). Для привода насосов горючего и окислителя используется турбина, в качестве рабочего тела для которой используется парогаз – продукт каталитического разложения пероксида водорода. Выхлопы турбины выбрасываются за срез сопла [5].

Программа РД107/108 продолжает развиваться, создаются новые модификации – всего разработано 18 вариантов для различных программ. Сегодня модификациями двигательных установок РД107А/РД108А оснащаются I и II ступени всех ракетносителей среднего класса типа «Союз». Все пилотируемые и до 80% грузовых космических кораблей в России взлетают благодаря этим двигателям [3]. РД107/108 уже поставил свой космический рекорд по долголетию. Конечно, когда-нибудь и его время пройдет, но сегодня запас для совершенствования двигателя еще не исчерпан [4].

1.8. Проблемы в использование ракетных двигателей

Нет однозначного ответа на вопрос, какая проблема при использовании ракетных двигателей самая большая. Несколько возможных проблем:

• низкочастотная неустойчивость. Она сопровождает крайние состояния ракетного двигателя и разрушительно влияет на все его узлы и агрегаты. Особенно страдают малоразмерные элементы двигателя – трубопроводы управляющего газа [6];

• поиск новых видов топлив. Необходимо найти горючее, которое будет обеспечивать большую тягу и скорость истечения газов [7];

• охлаждение стенок камеры сгорания и сопла. Без надёжной работы этой сложной системы невозможно повысить температуру газов в камере сгорания и удельную тягу двигателя [8];

• использование ядерной энергии. Если говорить о полётах человека в космос, основной проблемой использования такой энергии является защита экипажа от воздействия радиоактивного излучения, а также предотвращение взрывов ракетного двигателя, работающего на ядерном топливе [6];

• испытания моделей ракетных двигателей. На них уходит много времени и ресурсов, так как необходимо выявить все недостатки и проверить надёжность двигателя [8];

• применение детонационных ракетных двигателей. Основной проблемой таких двигателей является «пульсирующий» характер их работы, что приводит к повышенной вибронагрузке на двигатель и на устройство, на котором он будет установлен [9].

1.9. Развитие современных реактивных двигателей в наше время

Полный потенциал реактивных двигателей не раскрыт до сих пор. Их конструкцию постоянно дорабатывают и совершенствуют, чтобы добиться большей эффективности, скорости и долговечности моторов [10].

Сейчас с помощью реактивных двигателей уже можно развивать гиперзвуковые скорости (более и равными 6 тыс. км/ч). Причем современные разработки позволяют еще и точно контролировать летящие с такой быстротой объекты. Так, одним из последних прорывов в сфере гиперзвуковых технологий стало создание китайскими инженерами новых алгоритмов, которые помогают решать сложные задачи, связанные с проектированием и управлением гиперзвуковыми летательными аппаратами. Они позволяют более точно планировать траектории и избегать аварийных ситуаций [9].

Кроме того, китайское правительство активно выделяет средства на создание и тестирование прототипов, оснащенных новейшими двигательными системами, такими как вращающиеся детонационные приводы и гиперзвуковые прямоточные воздушнореактивные двигатели. В 2020 году китайские ученые также продемонстрировали возможность создания тяги с помощью струи сжатой плазмы, полученной из воздуха. Основным элементом этой технологии служит процесс сжатия воздуха мощным компрессором, после чего он ионизируется с помощью микроволн [10].

Полученные заряженные частицы плазмы ускоряются электрическим полем, создавая реактивную струю. Это напоминает принцип работы ионных двигателей, используемых на космических аппаратах, которые работают на ионизированных газах, создавая тягу при минимальном расходе топлива. Однако классические ионные двигатели не могут генерировать достаточно большую удельную силу для использования в атмосфере, что ограничивало их применение исключительно в космосе [8].

Прототип китайского двигателя продемонстрировал способность создавать тягу, достаточную для подъема килограммового стального шара, используя исключительно электрическую энергию. Это свидетельствует о том, что в будущем такие плазменные реактивные двигатели могут стать основой для создания экологически чистых и малошумных летательных аппаратов [10].

Более того, эта технология не использует традиционные виды топлива, что может снизить выбросы углекислого газа и другие негативные воздействия на окружающую среду. Это особенно актуально в условиях борьбы человечества с изменением климата [8].

Изучив устройство реактивных двигателей, я считаю, что это одна из важнейших разработок в авиакосмической индустрии. Именно ему современные самолеты, ракеты и бомбардировщики обязаны своей скоростью и маневренностью.

1.10. Создание макета ракетного двигателя

Изучив устройство и строение ракетного двигателя, я приступил к созданию макета. Весь процесс создания состоит из следующих этапов:

1. Разработка. Это самая сложная часть работы над макетом. По готовому чертежу строения ракетного двигателя я прорисовал скелет макета и расположения всех деталей макета (Рис.10). Отметил, где будет проработана детализация.

Рисунок 10. Чертеж ракетного двигателя

Для 3D принтера я в программном обеспечении UitiMaker Cura загрузил файл и запустил принтер (Рис.11). Печать макета двигателя заняла 18 часов.

Рисунок 11. Чертеж ракетного двигателя.

2. Производство компонентов. По готовому чертежу я приступил к изготовлению деталей. Для изготовления конструкций я выбрал картон, изолон, мталлопластиковые трубы, трубы-гофры. Сложность создания состоит в том, что небольшое отклонение от размера станет причиной переделывая элементов. Особое внимание я уделил созданию обшивки. Мой опыт: при создании скелета двигателя я столкнулся с трудностью устойчивости модели. Я неправильно рассчитал устойчивость скелета двигателя, поэтому двигатель складывался пополам много раз. Для усиления конструкций я принял решение усилить центральные элементы каркаса – итог макет перестал заваливаться, появилась устойчивость конструкции

3. Сборка. Процесс сложный, требует внимательности и усидчивости. Начал сборку с сопла двигателя. Для рёбер жёсткости я использовал двойной картон. Ребра макета должны быть прочными и надежными, чтобы исключить заваливание конструкции.

4. Проработка деталей. Я добавил в макет гофрированную трубу и полипропиленовые трубы, а также я провёл электрическую гирлянду.

5. Завершающий этап. Осмотр макета, устранение обнаруженных недостатков, придание ему большей реалистичности.

Вывод. При работе с макетом я столкнулся с трудностями: сложный процесс сборки скелета, сложная конструкция в которой много выпуклых и круглых деталей. Выбранный мной масштаб макета очень непрост в работе, из-за скосов турбины необходимо делать все ювелирно точно.

Чтобы узнать мнение моих одноклассников по теме проекта, я решил провести анкетирование (Приложение 2), в котором участвовало 23 человека. По результатам анкетирования, я сделал общий вывод: мои одноклассники не знают историю происхождения, устройство и принцип действия ракетных двигателей. Поэтому я решил провести информационный классный час, который позволил мне актуализировать вопросы о ракетостроении.

1.11. Классный час

Я провёл классный час, на котором я рассказал историю изобретения ракетного двигателя, самых распространенных двигателях в России, принцип действия двигателей, виды ракетных двигателей, представил свою самостоятельно разработанную модель двигателя, провел викторину.

На примере воздушного шарика (Рис.12) рассказал и продемонстрировал ребятам, что движение и шарика, и ракеты происходит согласно третьему закону Ньютона: действию всегда есть равное и противоположное противодействие [1].

Рисунок 12. Принцип работы ракетного двигателя на воздушном шарике

Под реактивным движением понимают движение тела, возникающее при отделении некоторой его части с определённой скоростью V относительно тела. Например, при истечении продуктов горения из сопла реактивного летательного аппарата (Рис.13). При этом появляется так называемая реактивная сила F, толкающая тело.

Рисунок 13 – Реактивное движение. Истечение продуктов горения из сопла реактивного летательного аппарата.

По итогам проведения классного часа и презентации моделей ракетного двигателя я провёл викторину.

Затем я ответил на вопросы ребят.

По итогам проведения классного часа я сделал выводы:

  • классный час, проведенный для одноклассников, ребятам понравился;

  • ребятам очень понравился макет двигателя, они узнали кто первый изобрёл ракетный двигатель;

  • ребята узнали какой самый распространённый ракетный двигатель России; принцип его работы максимально прост, а с другой – всего несколько стран могут похвастаться ракетными двигателями собственного производства;

  • данный классный час стал для ребят не только полезным, но и увлекательным путешествием в мир изобретений инноваций и движения человека в космос.

Заключение

Работая над проектом, я узнал много нового. Кто изобрёл ракетный двигатель, изучил устройство двигателя и как он устроен. Рассмотрел детально процессы работы оборудования, где оно установлено и сделал макет. Работа над макетом мне понравилось создавать объемный макет, используя в новые материалы.

При работе над проектом ракетного двигателя я познакомил моих одноклассников с этой темой. Ребята узнали:

  • какой самый распространённый ракетный двигатель России, и что принцип его работы максимально прост, а с другой – всего несколько стран могут похвастаться ракетными двигателями собственного производства;

  • что полеты в космос, одно из самых вдохновляющих достижений человечества, невозможны без ракетного двигателя;

  • реактивный двигатель – одна из важнейших разработок в авиакосмической индустрии. Именно ему современные самолеты, ракеты и бомбардировщики обязаны своей скоростью и маневренностью.

В дальнейшем я планирую изучить 3-Д моделирование в ракетостроении и в создании ракетных двигателей. Изучить, как используют новые технологии в производстве Роскосмоса.

Вывод по проекту:

При выполнении проекта я научился проектировать и конструировать по готовым чертежам макет.

Для создания 3-Д модели реактивного двигателя я использовал готовую программу и напечатал в программном обеспечении UitiMaker Cura.

Таким образом, цель проекта достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

1. https://postnews.ru/a/30292 Полет на грани возможностей: как реактивный двигатель изменил мир?

2. https://tass.ru/kosmos/5517188 Первый электрический реактивный двигатель.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ракетный_двигатель

3.https://rostec.ru/media/news/kaketorabotaetraketnyydvigatel/Первые в СССР жидкостные ракетные двигатели

4.https://news.rambler.ru/troops/46850599kaketorabotaetraketnyydvigatel/?ysclid=m8vio3cygq188992251 Энергия -  Буран

5.https://alleyscience.ru/domains_data/files/5january2021/PROBLEMY%20RAKETNYH%20DVIGATELEY.pdf В 1976 году внимание Глушко переключается на совсем создание челнока "Буран"

6.https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomichskieproblemyiekologicheskieposledstviyaispolzovaniyaraketnyhdvigateley Проблемы в использование ракетных двигателей

7. https://dzen.ru/a/Y4TkmlHMnwO2YSmT Поиск новых видов топлив.

8.https://3dnews.ru/1114069/vsshaispitaliperviyvmiregibridturboventilyatornogoiturboreaktivnogodvigatelyasdvigkamiotelektromobiley Охлаждение стенок камеры сгорания и сопла

9.https://hitech.mail.ru/review/100772reaktivnyjdvigatel/\ Применение детонационных ракетных двигателей.

10.https://hightech.fm/2024/11/16/adaptiveenginesupersonic Как развиваются реактивные двигатели сейчас?

Приложение №1

Рисунок 1. Малый жидкотопливный двигатель

Рисунок 2 – мощный жидко топливный двигатель РД107

Рисунок 3. Модернизация РД107РД276

Рисунок 4. Ракета Энергия и шатл Буран

Рисунок 5. РД191 на ракете «СОЮЗ» при взлёте.

Рисунок 6. Принцип работы ракетного двигателя РД107.

Рисунок 7. Самый мощный ракетный двигатель в истории производство РД

Приложение 2. Анкетирование

Анкета

Дорогой одноклассник! Прошу тебя ответить на несколько вопросов по теме моего проекта:

1 вопрос: Знаете ли вы, кто первый изобрёл ракетный двигатель?

_____________________________________________________________

2 вопрос: Знает ли вы, где ещё используются реактивные двигатели?

____________________________________________________________

3 вопрос:Знает ли вы, какие ещё есть ракетные двигатели?

_____________________________________________________________

Благодарю за участие!

Приложение 3. Классный час

Просмотров работы: 13