Введение
Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство – это отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием и получение сырья для промышленности. Его роль трудно переоценить, поскольку оно является основой продовольственной безопасности любой страны и оказывает значительное влияние на ее экономическое и социальное развитие (Рисунок введение 1, Приложение).
Оно подразделяется на несколько основных видов, каждый из которых имеет свои особенности и задачи:
Растениеводство: Отрасль, занимающаяся выращиванием сельскохозяйственных культур (зерновые, овощные, плодовые, технические и др.).
Животноводство: Отрасль, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, свиньи, птица и др.) для получения продуктов питания и сырья.
Смешанное сельское хозяйство: Сочетание растениеводства и животноводства в рамках одного хозяйства. Такой подход позволяет более эффективно использовать ресурсы и повышать устойчивость сельскохозяйственного производства.
Растениеводство – ведущая отрасль, обеспечивающая население основными продуктами питания (зерно, овощи, фрукты) и сырьем для перерабатывающей промышленности (сахарная свекла, хлопок, лен и др.). От эффективности растениеводства зависит продовольственная безопасность страны и уровень жизни населения.
Основные культуры: В растениеводстве выделяют несколько основных групп культур:
Зерновые культуры: Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис и др. Являются основным источником углеводов в питании человека и кормов для животных.
Зернобобовые культуры: Горох, фасоль, соя, чечевица и др. Богаты белком и используются в качестве ценного корма и продукта питания.
Кормовые культуры: Кукуруза на силос, травы многолетние и однолетние, корнеплоды (свекла кормовая, турнепс) и др. Предназначены для обеспечения животноводства кормами.
Овощные культуры: Томаты, огурцы, капуста, морковь, лук, чеснок и др. Являются важным источником витаминов и минеральных веществ в питании человека [4].
Цель проекта: разработка и конструирование модели воздушного трубопровода, для оптимизации транспортировки пшеницы и минимизации потери, обеспечивая максимальное сохранение его количества и качества.
Задачи проекта:
Изучить подробно зерновую культуру, а именно пшеницу;
Исследовать существующие технологии транспортировки зерна.
Разработка концептуальной модели воздушного трубопровода.
Создать проект «Воздушный трубопровод для транспортировки пшеницы» на базе конструктора LEGO wedo 2.0.
Презентовать проект.
В данной научной работе мы пользовались информационными сайтами. При конструировании движимых частей проекта нам помогли книги и методические пособия о простых и сложных механических передачах [2, 3].
Глава 1 Общие сведения
1.1 Виды зерновых культур. Пшеница
1.1.1 Виды зерновых культур и их классификация [5].
Зерновые культуры – это группа сельскохозяйственных растений, возделываемых ради получения зерна, которое используется в качестве основного продукта питания для человека и корма для животных.
Классификация зерновых культур:
Продовольственные зерновые: Пшеница, рожь, рис, гречиха. Используются в основном для производства муки, хлеба, круп и других продуктов питания.
Кормовые зерновые: Ячмень, овес, кукуруза, сорго, просо. Используются в основном для кормления сельскохозяйственных животных.
Зерновые культуры двойного назначения: Кукуруза, овес. Могут использоваться как в качестве продовольственного, так и в качестве кормового зерна.
1.1.2 Пшеница: что это такое, где растет и зачем она нам нужна.
Пшеница – это очень важный злак, который выращивают во многих странах мира, в том числе и в России. Из пшеницы делают муку, а из муки пекут хлеб, булочки, пироги и другое.
Пшеница – это наша еда, поэтому ее нужно много и важно, чтобы она была хорошего качества.
Виды пшеницы:
Озимая пшеница – ее сажают осенью, она зимует под снегом, а летом дает урожай.
Яровая пшеница – ее сажают весной, и она вырастает за лето.
Твердая пшеница – из нее делают макароны.
Мягкая пшеница – из нее делают хлеб.
Что может случиться с пшеницей при перевозке и хранении:
Плесень (если пшеница намокнет, на ней может вырасти плесень, и ее нельзя будет использовать).
Жучки (в зерне могут завестись жучки, которые его съедят).
1.1.3 Как собирают пшеницу: от серпа до комбайна.
Раньше, когда не было машин, пшеницу собирали вручную с помощью серпа – это такой изогнутый нож. Это было очень тяжело и долго. Потом придумали специальные машины, которые тянули лошади. А сейчас пшеницу собирают комбайны – это большие машины, которые умеют сразу и срезать колосья, и вымолачивать из них зерно, и очищать его от мусора. Комбайн – это очень удобно и быстро (Рисунок 1.1.3, Приложение).
1.2 Способы сбора пшеницы
Сбор пшеницы – важный этап в производстве зерна, от которого зависит его качество и сохранность.
Традиционные способы:
Ручная уборка: использовалась в прошлом, сейчас применяется только на небольших участках или в труднодоступных местах.
Жатва с помощью конных жаток: более производительный способ, но требующий больших затрат ручного труда (Рисунок 1.2, Приложение).
Современные технологии:
Комбайновая уборка: Основной способ сбора пшеницы в современном сельском хозяйстве. Комбайн выполняет одновременно несколько операций: скашивание, обмолот, очистку и сбор зерна в бункер.
Раздельное комбайнирование: применяется при неравномерном созревании зерна или при высокой влажности. Сначала пшеницу скашивают в валки, а затем, после подсыхания, подбирают и обмолачивают комбайном.
Влияние способа сбора на качество зерна и его сохранность:
Комбайновая уборка: при правильной настройке комбайна обеспечивает минимальные потери зерна и высокую степень его очистки.
Раздельное комбайнирование: позволяет получить более сухое и чистое зерно, но требует дополнительных затрат на скашивание и подбор валков.
1.3 Транспортировка. Виды
1.3.1 Транспортировка пшеницы до элеваторов (Рисунок 1.3.1, Приложение).:
Грузовики (автомобильный транспорт): это самый распространенный способ перевозки пшеницы от поля до ближайшего элеватора или зернохранилища. Грузовики маневренные, могут подъехать прямо к полю и быстро доставить зерно. Используют специальные зерновозы – грузовики с кузовами, предназначенными для перевозки зерна. Часто фермеры сами отвозят урожай на элеваторы на своих грузовиках или нанимают транспортные компании.
Плюсы: быстро, удобно, подходит для небольших расстояний.
Минусы: зависимость от дорог, пробки, загрязнение воздуха, относительно небольшая грузоподъемность.
Тракторы с прицепами: на небольших расстояниях, внутри одного хозяйства или между соседними фермами, пшеницу могут перевозить тракторами с прицепами. Это более экономичный вариант, но медленный.
Плюсы: экономично для небольших расстояний, можно использовать свою технику.
Минусы: медленно, подходит только для коротких расстояний.
1.3.2 Транспортировка пшеницы в другие города и регионы (междугородняя и международная перевозка) (Рисунок 1.3.2, Рисунок 1.3.3, Приложение).:
Железнодорожный транспорт (зерновозы): для перевозки больших объемов пшеницы на дальние расстояния используют железнодорожные вагоны-зерновозы. Это экономичный способ, но требует наличия железнодорожных путей и времени на формирование составов. Пшеницу загружают в вагоны на элеваторах, а разгружают на других элеваторах или перерабатывающих предприятиях в других городах или даже странах.
Плюсы: Большая грузоподъемность, относительно низкая стоимость перевозки на большие расстояния.
Минусы: Зависимость от железнодорожной инфраструктуры, медленнее, чем автомобильный транспорт, требует перегрузки зерна.
Водный транспорт (баржи, сухогрузы): если элеватор находится рядом с рекой или морем, пшеницу могут перевозить баржами (по реке) или сухогрузами (по морю). Это самый экономичный способ перевозки очень больших объемов на большие расстояния, но очень медленный и зависит от погодных условий и судоходности рек и морей.
Плюсы: самая низкая стоимость перевозки больших объемов на большие расстояния.
Минусы: очень медленно, зависимость от погодных условий и наличия водных путей, требует перегрузки зерна.
Грузовики (автомобильный транспорт): используются и для междугородней перевозки, особенно если нет железнодорожных путей или речного порта поблизости. Этот способ дороже, чем железнодорожный или водный транспорт, но быстрее и позволяет доставить зерно "от двери до двери".
Плюсы: быстро, гибкость маршрутов, доставка "от двери до двери".
Минусы: дорого, относительно небольшая грузоподъемность, загрязнение воздуха.
1.4 Хранение
1.4.1. Где хранят пшеницу (Рисунок 1.4.1, Приложение)?
Элеваторы: это самые большие и современные зернохранилища. Они похожи на огромные башни или цилиндры. В элеваторах есть специальное оборудование для приемки, очистки, сушки, хранения и отгрузки зерна. Элеваторы бывают разные по размеру – от небольших, обслуживающих один район, до огромных, способных хранить сотни тысяч тонн зерна.
Склады: это более простые зернохранилища, часто представляющие собой большие ангары или крытые площадки. В складах зерно хранят насыпью или в мешках. В складах сложнее контролировать температуру и влажность, чем в элеваторах.
Силосные башни: это высокие цилиндрические сооружения, похожие на элеваторы, но обычно меньшего размера. Силосные башни часто используют в фермерских хозяйствах для хранения зерна, предназначенного для кормления животных.
Временные хранилища: иногда, когда урожай очень большой, зерно приходится хранить во временных хранилищах – на открытых площадках, укрытых пленкой, или в больших мешках (биг-бэгах). Это не самый лучший способ хранения, так как зерно подвержено воздействию погодных условий и вредителей.
1.4.2. Как сохраняют зерно, чтобы оно не испортилось?
Чтобы пшеница хорошо хранилась и не теряла своих полезных свойств, нужно соблюдать несколько правил:
Сушка: перед хранением зерно обязательно сушат, чтобы снизить влажность. Влажное зерно быстро портится, в нем развивается плесень и бактерии. Для сушки используют специальные зерносушилки, которые нагревают зерно и удаляют из него влагу.
Очистка: зерно очищают от сорняков, пыли, битых зерен и других примесей. Чистое зерно лучше хранится и меньше подвержено заражению вредителями. Для очистки используют специальные машины – сепараторы.
Вентилирование: зерно в хранилище нужно регулярно проветривать, чтобы избежать образования конденсата и плесени. В элеваторах есть специальные системы вентиляции, которые обеспечивают циркуляцию воздуха в зерновой массе.
Охлаждение: если зерно нагревается, в нем начинают размножаться вредители и микроорганизмы. Поэтому зерно стараются охладить до температуры, при которой они неактивны. Для охлаждения используют специальные холодильные установки.
Обработка от вредителей: чтобы защитить зерно от насекомых и грызунов, используют различные методы обработки – опрыскивание инсектицидами, фумигацию (обработка газом), использование ловушек и отпугивателей. Важно использовать безопасные для человека и животных препараты.
Контроль температуры и влажности: В зернохранилищах постоянно контролируют температуру и влажность зерна. Если показатели отклоняются от нормы, принимают меры для их нормализации.
Регулярная проверка: Зерно в хранилище регулярно проверяют на наличие вредителей, плесени и других признаков порчи. Если обнаруживаются проблемы, принимают меры для их устранения.
Глава 2 Создание проекта «Воздушный трубопровод для транспортировки пшеницы»
2.1 Обсуждение и решение проблемы. Функционал модели
На первых этапах конструирования мы поставили следующие задачи:
Сконструировать предварительные постройки;
Распределить последовательность действий в проекте;
Установить нужные механизмы для работы конструкций;
Преобразовать все в единый усовершенствованный вид.
Для обсуждения проблемы о значительных потерях зерна при транспортировке мы с командой начали искать информацию в интернет-источниках (Рисунок 2.1.1, 2.1.2, Приложение). Определили, что сохранить качество и количество зерна возможно с помощью трубопровода или зернопровода. Воздушный трубопровод работает будет работать следующим образом: внутри трубы стоит мощный вентилятор, он создает сильный поток воздуха внутри трубы. Этот поток воздуха подхватывает зерно и несет его по трубе к месту назначения.
Первым делом мы с командой подготовили макет будущей работы. Также обсудили, какие конструкции будут присутствовать в проекте, и от каких механизмов они будут работать.
В нашей модели все начинается со сбора пшеницы при помощи комбайна, базовая модель трактор с прицепом отвозит зерно в отстойник, где находится насосная станция. При помощи вентиляторов, насосы подают большой поток воздуха для отправки зерна по трубопроводу в элеваторы. В процессе транспортировки, зерно равномерно нагревается для высушивания. После оно попадает в элеватор, где проходит систему самоочищения.
После окончания планирования, мы приступили к улучшению конструкций (Рисунок 2.1.3, Приложение).
2.2 Механические передачи проекта
У каждой модели, присутствующей в нашем проекте, есть свой механизм[1]. Разберем каждую модель по отдельности.
Наш комбайн запускается при помощи датчика наклона, движение колес и режущего аппарата сопровождает угловые и зубчатые передачи. (Рисунок 2.2.1, Рисунок 2.2.4 Приложение).
От датчика расстояния начинает работать второй мотор. Он запускает насосную станцию, которая отправляет пшеницу на трубопровод. Вентилятор и насос начинают движения от угловых передач с применением конических зубчатых колес, ременной передачи, зубчатой передачи и кулачкового механизма (Рисунок 2.2.2, Приложение).
Пшеница при помощи 3 мотора и трех гусеничных механизмов перемещается по трубопроводу, производя безопасную транспортировку и сушку зерна. Движение гусеничного механизма происходит от зубчатой и червячной передач.
Как только зерно поступило в элеватор, запускается 4 мотор. Он приводит в движение ременные передачи. Начитается очистка зерна, и после раскладывается для хранения, (Рисунок 2.2.3, Приложение).
Таблица 1- Описание механических передач.
№ п/п |
Конструктивные модели |
Механизмы |
Описание |
1 |
Воздушный трубопровод |
Червячная передача |
Червячная передача — это механизм, который зацепляет червяка и сопряжённого с ним червячного колеса. После чего создается вращение червяка и витков его резьбы вдоль оси, в результате, зубья червячного колеса продвигаются в этом же направлении и вращают зубчатое колесо с осью. Достоинства - плавность работы, Недостатки — повышенные требования к точности сборки. |
2 |
Комбайн, трубопровод, насосная станция |
Зубчатая передача |
Механизм передачи движения за счет зацепления зубьев. Зубчатые колеса используют обычно парами с разным числом зубьев, а иногда и с одинаковым числом зубьев. Зубчатые колеса зацепляются зубчиками друг за друга, таким образом, и получатся передача силы и движения. |
3 |
Насосная станция, элеваторы |
Ременная передача |
Ремённая передача – одна из древнейших и простых механических передач, в которой используются приводные ремни и специальные колеса — шкивы. Работа ремня заключается в закреплении на шкивах, которые во время вращения двигают его силой трения. Достоинства - плавность работы, бесшумность, отсутствие необходимости в смазке. Недостатки - Большие размеры, малый срок службы. |
4 |
Насосная станция |
Кулачковый механизм |
Кулачковый механизм состоит из двух основных частей: Кулачок: это деталь особой формы, которая вращается. Форма кулачка может быть разной: круглой, овальной, в форме капли, или даже с выступами и впадинами. Представь, что это кривое колесо. Толкатель (или коромысло): это деталь, которая касается кулачка и двигается вверх и вниз (или вбок) в зависимости от формы кулачка. Толкатель преобразует вращательное движение кулачка в поступательное (прямолинейное) движение. Это как рычаг, который поднимается и опускается. |
5 |
Комбайн, трубопровод, насосная станция |
Угловая зубчатая передача |
Угловая зубчатая передача состоит из зубчатого колеса и коронного зубчатого колеса. Коронная шестерня приводит в движение коническое зубчатое колесо, прикрепленное под углом. В результате оба зубчатых колеса вращаются в разных направлениях. |
2.3 Презентация проекта
28 и 29 февраля проходил Региональный отборочный чемпионат по робототехнике. В направлении «Лиги исследований» мы презентовали свой проект: «Воздушный трубопровод». За все это время мы проделали большую работу: искали информацию, изучали каждое занятие новые темы и понятия, готовили творческие подделки, и инженерные решения (Рисунок 2.3.1, Рисунок 2.3.2, Рисунок 2.3.3, Приложение).
Таблица 2 - Защитное слово к проекту:
Демид |
Здравствуйте, мы команда LeгоДрайв! Наш девиз: |
Вместе |
Мы не знаем слова невозможно! Мечтаем, изобретаем и побеждаем! |
Демид |
Это Даниил -Наш специалист по поиску деталей |
Данил |
Это Марк- Конструктор |
Марк |
Это Вова – Программист |
Вова |
Это Демид – Наш капитан команды |
Демид |
Для изучения темы сезона «Богатый урожай» мы с командой отправились на экскурсию в агрофирму КРиММ. Там нам рассказали и показали, как хранят и транспортируют овощи и зерно. Своими глазами мы увидели хранилища зерновых культур – элеваторы. |
Данил |
Нам стало интересно, как транспортируют пшеницу, и мы провели исследование в интернет-источниках. |
Марк |
Выяснилось, что качество дорог влияет на пригодность зерна. |
Вова |
Нашей команде понравилась данная тема и мы готовы придумать решение. |
Демид |
Внимание проблема!: Плохое качество дорог в Тюменской области способствует повреждению пшеницы во время перевозки, что влияет на его качество и ценность. |
Данил |
Зерно, это одно из самых массовых и востребованных грузов, которые требуют особого внимания при их транспортировке. |
Марк |
Поэтому наша команда нашла несколько решений, которые помогут в данном вопросе. Первое- правильная упаковка зерна до перевозки в специальные не повреждаемые мешки. |
Вова |
Второе решение – Создать воздушный трубопровод, по которому пшеница будет легко перемешаться, не повреждая свою зерновую структуру. |
Демид |
Крайнее решение оказалось оригинальным для нашей команды, ведь в трубопроводе можно не только перевозить зерно, но и произвести сушку для оптимальной хранения, без вреда для культуры. |
Данил |
Пшеницу с поля собирает комбайн, базовая модель трактор с прицепом отвозит зерно в отстойник, где находится насосная станция. При помощи вентиляторов, насосы подают большой поток воздуха для отправки зерна по трубопроводу в элеваторы. |
Марк |
В процессе транспортировки, зерно равномерно нагревается для высушивания. После оно попадает в элеватор, где проходит систему самоочищения. |
Вова |
На примере нашего проекта вы можете увидеть работу трубопровода. При помощи датчика наклона запускается программа и комбайн начинает свое движение вперед. Запускается первый мотор, который приводит в движение угловую передачу с применением коронной шестерни, зубчатую повышающую передачу и угловую передачу с применением конической шестерни. |
Демид |
От датчика расстояния начинает работать второй мотор. Он запускает насосную станцию, которая отправляет пшеницу на трубопровод. Вентилятор и насос начинают движения от угловых передач с применением конических зубчатых колес, ременной передачи, зубчатой передачи и кулачкового механизма. |
Данил |
Пшеница при помощи 3 мотора и трех гусеничных механизмов перемещается по трубопроводу, производя безопасную транспортировку и сушку зерна. Движение гусеничного механизма происходит от зубчатой передачи. |
Марк |
Как только зерно поступило в элеватор, запускается 4 мотор. Он приводит в движение ременные передачи. Начитается очистка зерна, и после раскладывается для хранения. |
Вова |
Таким образом, наш трубопровод эффективно решат проблему транспортировки зерна. Сохраняя количество, качество и ценность зерновых культур. А также ускоряет процесс сушки зерна и уменьшает его гниение на складах. |
Демид |
Спасибо за внимание, мы готовы ответить на ваши вопросы. |
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные этапы производства и транспортировки зерна. Изучение этих тем позволило лучше понять, как зерно попадает от поля до потребителя.
Хотя в настоящее время воздушные трубопроводы не являются основным способом транспортировки зерна в сельском хозяйстве, они могут быть использованы для перемещения зерна на небольшие расстояния, например, внутри элеватора или на перерабатывающем предприятии.
Список используемой литературы
1. Курс «Машины и механизмы», курс «Основыробототехники», Школа интеллектуального развития «МистерБрейн», - Режим доступа - https://vk.com/mrbrain_tmn;
2. Богданова С.М, Попова Е.Е. Благодаря механическим передачам Lego- конструкции оживают / С.М. Богданова, Е.Е.Попова// «Новые информационные технологии в нефтегазовой отрасли и образовании»: материалы VII Международной научно-технической конф. 2017 С. 160-163. Режим доступаhttps://elibrary.ru/item.asp?id=30700400
3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей, - СПб.: Наука, 2013. 319с;
Интернет-источники
4. https://www.agroxxi.ru/
5. https://www.zol.ru/
Приложение
Рисунок 1 виды культур |
Рисунок 1.1.3 Сбор пшеницы |
Рисунок 1.2 Виды сбора |
Рисунок 1.3.1 Доставка до элеваторов |
Рисунок 1.3.2 Морская транспортировка |
Рисунок 1.3.3 Воздушный транспорт |
Рисунок 1.4.1 Элеватор |
|
Рисунок 2.1.1 Поиск информации |
Рисунок 2.1.2 Поиск информации |
Рисунок 2.1.3 Улучшенная конструкция Рисунок 2.2.2 Кулачковый механизм |
Рисунок 2.2.1 Угловая передача Рисунок 2.2.3 Ременная передача |
Рисунок 2.2.4 Зубчатая передача |
Рисунок 2.3.1 Презентация проекта Рисунок 2.3.3 Презентация проекта |