Спорт и учёба-взаимосвязь успеха школьника

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Спорт и учёба-взаимосвязь успеха школьника

Бедарев М.Д. 1
1НОЧУ"ЦО"Международная гимназия в Новых Вешках"
Фадеева Н.Е. 1
1НОЧУ"ЦО"Международная гимназия в Новых Вешках"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Образ жизни современных школьников все чаще характеризуется малой физической активностью, что приводит к негативным последствиям для здоровья и учебной деятельности. Проблема сидячего образа жизни стала особенно актуальной в последние десятилетия с развитием технологий, которое также затронуло школьников. Долгое время, проведенное за компьютерами и мобильными устройствами, а также недостаток физической активности в школьном расписании, ведут к ухудшению физического состояния детей и подростков. Это проявляется в таких проблемах, как избыточный вес, слабая осанка, нарушение работы сердечно-сосудистой системы и хроническая усталость.

Занятия спортом оказывают огромное влияние на здоровье и качество жизни. Регулярные физические нагрузки способствуют укреплению организма, улучшению координации, увеличению выносливости и энергии. Однако, помимо очевидной пользы для физического здоровья, спорт имеет значительное влияние и на учебную деятельность школьников. Исследования показывают, что регулярные физические нагрузки помогают улучшить когнитивные способности, память, концентрацию и снизить уровень стресса, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на учебные результаты и общее самочувствие.

Актуальность исследования:В современных школах многие ученики ведут малоподвижный образ жизни, что негативно влияет на их здоровье и результаты учебы. Сидячий образ жизни, который стал привычным для многих, вызывает беспокойство, так как влияет на физическое и психическое состояние. Важно понять, как занятия спортом могут улучшить образ жизни школьников и повлиять на их учебу.

Объект исследования: школьники и их образ жизни, успехи в учебной деятельности в контексте физической активности.

Предмет исследования: влияние занятий спортом на физическое здоровье, психологическое состояние и учебную деятельность школьников.

Цель исследования:приобщить как можно больше школьников, а в частности учеников нашей гимназии, ввести спорт в свою жизнь.
Задачи исследования: 

  • оценить, как спорт влияет на когнитивные функции школьников, такие как память, внимание и концентрация.

  • исследовать связь между уровнем физической активности и успеваемостью школьников.

  • рассмотреть роль спорта в снижении стресса и улучшении общей мотивации школьников.

  • проанализировать современные подходы к внедрению спорта в школьное расписание и образовательные практики.

Методы исследования:

  1. Анкетирование 

  2. Статистический анализ

  3. Интервьюирование

  4. Анализ научных публикаций 

  5. Подведение итогов

Гипотеза: Физическое и ментальное здоровье современных школьников является одной из важнейших проблем современного общества. При правильном формировании своих интересов - развитии своей личности не только с точки зрения учебных навыков, но и физической активности, можно достичь лучших результатов.

Продукт исследования: телеграмм-канал с полезной информацией и интересными тренировками и баннер для привлечения аудитории.

Практическая значимость:

В ходе реализации проекта у окружающих сформируется представление о том, чем полезен спорт в рамках развития школьника, как личности, и как правильно делать зарядку для поддержания организма в форме и улучшения памяти и ментальных навыков. 

«Жизнь требует движения»

Аристотель

  1. Теоретическая часть

Физическая активность способствует улучшению кровообращения и питанию тканей, что, в свою очередь, обеспечивает нормальную работу всех органов. Для полноценного развития личности важна регулярная двигательная активность. Длительное пребывание в сидячем положении ведет к поверхностному дыханию, замедлению обмена веществ и застою крови в ногах, что ухудшает общую работоспособность организма, особенно умственную. В этом случае снижается концентрация, ухудшается память, нарушается координация движений, а время обработки информации увеличивается.

Одной из важнейших составляющих физической активности является утренняя зарядка. Регулярные занятия спортом и физкультурой способствуют постоянному улучшению работы органов и систем организма, что положительно сказывается на общем физическом здоровье. Физические упражнения оказывают комплексное благоприятное влияние на нервную систему, усиливая её адаптационные возможности, улучшая гибкость и гармонию нервных процессов.

Активность тела напрямую способствует эффективной умственной деятельности. Как отмечал великий философ Ж.Ж. Руссо: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Когда я остаюсь в покое, мне почти невозможно думать; нужно, чтобы тело было в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться». Эти слова ярко подчеркивают, как физическая активность влияет на умственные процессы, улучшая концентрацию и стимулируя творческое мышление.

Кроме того, регулярные занятия спортом способствуют нормализации работы органов пищеварения, улучшая процессы переваривания пищи и активизируя функции печени, почек, а также желез внутренней секреции, таких как щитовидная железа и половые железы. Эти органы играют важную роль в поддержании общего здоровья и нормальном развитии организма, особенно в подростковом и молодом возрасте.

При физической нагрузке увеличивается частота сердечных сокращений, что способствует более интенсивной работе сердца и улучшению циркуляции крови. Регулярные тренировки укрепляют сердечно-сосудистую систему и повышают её эффективность, поддерживая оптимальную работу всех органов.

Мышцы составляют от 40 до 50% общей массы тела, и для поддержания хорошего здоровья необходимо обеспечить их полноценное функционирование. Активные движения помогают гармонично развивать все части центральной нервной системы. Важно, чтобы физическая нагрузка была регулярной, разнообразной и соответствующей уровню подготовленности, чтобы избежать переутомления и травм.

Физическая активность активирует работу органов чувств и скелетных мышц, что влияет на процесс обработки информации в коре головного мозга и улучшает общую регуляцию деятельности организма. Систематические тренировки увеличивают потребность организма в кислороде, что способствует улучшению жизненной емкости легких и подвижности грудной клетки. Глубокое дыхание помогает устранить застойные явления и избыточную слизь в дыхательных путях, что является отличной профилактикой заболеваний дыхательной системы. С течением времени, благодаря регулярной физической активности, легкие увеличиваются в объеме, дыхание становится более спокойным и глубоким, что улучшает вентиляцию и кислородное обеспечение организма.

1.1.  Влияние спорта на память и внимание

Спорт — это не только способ поддержания физической формы и привлекательности, но и мощный инструмент для улучшения и укрепления работы мозга. Регулярные физические упражнения оказывают положительное влияние на различные аспекты когнитивной деятельности, такие как память, внимание, настроение, обучение и творческий потенциал. Виды активности, такие как фитнес, плавание, бег и другие, не только повышают уровень энергии и способствуют ощущению счастья, но и активно способствуют улучшению умственных способностей.

Физическая активность способствует улучшению внимания и концентрации, что позволяет быстрее обрабатывать информацию. Систематические тренировки улучшают когнитивные функции, ускоряют реакции и помогают поддерживать умственную остроту на протяжении всей жизни. Как итог, регулярный спорт способствует не только физическому, но и психическому благополучию, улучшая качество жизни в целом.

Физическая активность также улучшает функционирование префронтальной коры, которая контролирует исполнительные функции, такие как:

  • планирование;

  • решение проблем;

  • импульсный контроль;

  • средоточение внимания

С возрастом префронтальная кора теряет свою активность, поэтому тренировки помогают поддерживать её объем и работоспособность.

Как показали многочисленные исследования,  регулярные занятия спортом способствуют улучшению различных типов памяти:

- рабочей — способность удерживать и манипулировать информацией в краткосрочной перспективе;

- эпизодической — способность запоминать события из личного опыта;

- процедурной — способность запоминать навыки и действия.

Кроме того, физическая активность улучшает внимание, концентрацию и скорость обработки информации.

1.2. Какие виды спорта наиболее полезны для мозга

Для школьников важны не только физическое развитие и поддержание хорошей формы, но и укрепление когнитивных способностей. Некоторые виды спорта могут оказывать особенно положительное влияние на развитие мозга, улучшая внимание, память, концентрацию, и даже способствуя формированию важнейших социальных навыков.

    • Бег

Бег — это один из самых доступных и полезных видов спорта для школьников, который оказывает множество положительных эффектов на здоровье и развитие мозга. Он сочетает в себе кардионагрузку, выносливость и координацию, что способствует улучшению работы головного мозга и общего психоэмоционального состояния.

    • Плавание

Плавание — спорт, который оказывает успокаивающее влияние на нервную систему и помогает снижать уровень стресса, что важно для общего состояния здоровья мозга. Плавание развивает не только физическую выносливость, но и улучшает работу мозга, повышая концентрацию и внимание. Также регулярное плавание способствует улучшению памяти и когнитивных функций, так как оно активирует кровообращение в головном мозге.

    • Теннис

Тот самый вид спорта, который требует быстрой реакции, стратегического планирования и фокусировки на игре. Он развивает когнитивные способности через необходимость анализа ситуации на поле, принятие быстрых решений и реакцию на непредсказуемые действия соперника. Теннис также улучшает координацию, что связано с активным использованием различных частей мозга. Исследования показывают, что теннис помогает развивать долговременную память и внимание.

    • Командные виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол и др.

Такие виды спорта способствуют развитию командной работы и социальной адаптации. Командный вид спорта требует быстрого принятия решений, а также активной координации движений, что способствует улучшению работы мозга. Во время игры школьники развивают внимание, стратегическое мышление и способность анализировать ситуацию в динамике. Исследования показывают, что командные виды спорта, улучшают когнитивные способности и стимулируют работу мозга, так как игроки должны быстро обрабатывать информацию и эффективно взаимодействовать с другими.

Таким образом, на основе обзора литературных источников были определены виды спорта, которые наиболее полезны для улучшения мозговой активности.

1.3. Почему так необходим спорт в школе?

Дети, занимающиеся спортом, развивают навыки, которые помогают им формировать здоровые привычки и отношения, которые оказывают пользу в учебе. 

  1. Терпение

Ни для кого не секрет, что спортсмены обладают большим терпением. Улучшение навыков и достижение спортивных результатов - все это требует времени и усилий, и для этого необходимы терпение и настойчивость. Эти качества помогают им сосредоточиться и справляться с трудными задачами.

  1. Планирование

Спортсмены часто сталкиваются с плотным графиком, совмещая тренировки, игры, командные встречи и учебные обязанности. Такая нагрузка заставляет их осознавать, как важно правильно планировать своё время, ведь каждая минута на счету. Это понимание помогает им достигать целей не только в спорте, но и в учёбе, и в жизни в целом.

  1. Лидерство

Лидерские качества важны не только в спорте, но и в учёбе, карьере и общественной жизни, например, в волонтерской деятельности. Лидеры умеют слушать, проявляют эмоциональный интеллект, внимание к окружающим и способны поддерживать лучшие качества в себе и других. Ученики, которые развивают лидерские навыки, могут оказывать положительное влияние на своих сверстников, вдохновляя их на успехи в учебе и проявление заботы о преподавателях и одноклассниках.

  1. Самодисциплина

Чтобы добиться успеха как в учебе, так и в спорте, необходимо быть дисциплинированным. Ученики учатся расставлять приоритеты, планировать задачи и грамотно распределять время. Они также осознают свою ответственность — перед учителями, родителями, тренерами и, в конечном счете, перед самими собой.

  1. Практическая часть

2.1. Анкетирование

Чтобы узнать отношение к спорту и учебе наших гимназистов был проведен социологический опрос (приложение 1), состоящий из следующих вопросов:

1. Ваш пол

● Женский

● Мужской

 

2. В каком классе Вы учитесь?

● 1-4 класс

● 5-9 класс

● 10-11 класс

 

3. Занимаетесь ли Вы спортом?

● Да

● Нет

 

4. Как регулярно Вы занимаетесь спортом?

● Не занимаюсь вообще

● 1-2 раза в неделю

● 3-4 раза в неделю

● 5-6 раз в неделю

● Более 5 раз в неделю

 

5. Какие ощущения испытываете после тренировки?

● Прилив энергии

● Усталость

● Не чувствую никакой разницы до/после

 

6. Как Вы учитесь?

● Отлично

● Хорошо

● Удовлетворительно

Согласно данным обработанной статистики, в анкетировании приняли участие 65 учеников: 33 девочки и 32 мальчика. Из них 63,1% являются учениками начальной школы, 33,8% - ученики средней школы и 3,1% - ученики старшей школы. Оказалось, что в нашей гимназии спортом занимается рекордное количество учащихся – 96,9%. Регулярность занятия спортом у всех разная. Большинство, 38,5%, посещают занятия спортом 3-4 раза в неделю. 27,7% занимаются редко – 1-2 раза в неделю. Достаточно большое количество учеников, 18,5%, занимаются около 5 раз в неделю, а 12,3% тренируются каждый день. На вопрос какие ощущения испытывают ребята после тренировки 53,8% ответили усталость, а 38,5% прилив энергии. Вот мы и подошли к самому волнующему вопросу, вопросу учебы. 52,3% учеников ответили, что учатся отлично, 33,8% – хорошо, а 13,8% – удовлетворительно. Что самое интересное, что те ученики, которые отвечали, что занимаются спортом достаточно редко, ответили, что учатся не очень успешно.
Отсюда можно сделать вывод о том, что ученики
нашей гимназии спортивны и показывают хорошие результаты в учебе. Это подтверждает гипотезу проекта. Данная работа будет полезной и познавательной для тех, кто стремится улучшить результаты и качество своей физической формы и быть успешным в учебе.

2.2. Интервьюирование

В рамках проекта было проведено интервьюирование экспертов - классного руководителя и учителя физической культуры. На мой взгляд,  их профессиональный опыт и знания дадут более полное представление о проблеме влияния спорта на успеваемость школьников 

Учитель физкультуры, Коньков А.А:

  1. По Вашему наблюдению, много ли школьников нашей гимназии занимаются спортом? Замечаете ли Вы тенденцию потери интереса к спорту у современного поколения детей? – Я считаю, что в нашей гимназии спортом занимается достаточно большое количество детей. Тенденция потери интереса действительно есть, на мой взгляд, это связано с распространением различных гаджетов и видео игр.

  2. Как Вы считаете, почему спорт важен для школьников и должен быть неотъемлемой частью развития школьника? – На мой взгляд, физическая культура необходима школьникам, так как она помогает ребёнку стать всесторонне развитой личностью.

Классный руководитель, Фадеева Н.Е:

  1. Какими качествами обладают дети-спортсмены? Как Вам кажется, они более успешны в учебе или Вы не замечаете такой зависимости?

Учащиеся, которые активно и регулярно занимаются спортом, более организованы в учёбе, меньше отвлекаются и утомляются. Могут правильно планировать свое время и получать высокие предметные результаты.

Таким образом, ответы экспертов еще раз подтвердили гипотезу, что регулярные занятия спортом способствуют развитию успешности в сторонней области, такой как учеба.

2.3.Разработка комплекса упражнений

В современном мире, когда информационная нагрузка и стресс становятся постоянными спутниками нашей жизни, поддержание мозговой активности на высоком уровне стало как никогда актуальным. Одним из эффективных способов улучшения когнитивных функций является регулярное выполнение упражнений, направленных на развитие памяти, концентрации и внимания. В ходе анализа литературных источников, было выявлено, что ученые советуют хотя бы 15 минут в день уделять на зарядку для улучшения кровообращения мозга. Было взято несколько полезных упражнений и составлен комплекс зарядки. В комплекс вошло 7 упражнений (приложение 2). Каждое упражнение выполняется по 2-3 минуты и направлено на улучшение мозгового кровообращения, что в свою очередь способствует улучшению навыков в учебной деятельности.

2.4.  Создание телеграмм-канала с полезными упражнениями

Создание телеграм-канала, который содержит полезные материалы по здоровому образу жизни. В данном канале будут постоянно обновляться различные рубрики и одна из них – это спортивные упражнения для улучшения мозговой активности. На мой взгляд, формат телеграмм-канала с мотивирующими тренировками представляет собой удобный и доступный формат для тех, кто хочет эффективно развивать как свои умственные способности, так и физическую форму.

(приложение 3)

2.5. Создание макета мотивирующего баннера

Мотивирующий баннер играет ключевую роль в привлечении внимания и вовлечении аудитории. В условиях постоянного информационного потока, когда люди часто сталкиваются с различными предложениями и рекламой, важно создать визуальный элемент, который сразу же привлечет внимание и будет эффективно передавать суть проекта. Баннер должен не только быть ярким и заметным, но и вдохновлять на действия, будь то регистрация, подписка или участие в предложенной активности. Создание такого баннера, ориентированного на конкретную цель — успешность во всех сферах жизни школьника, поможет сформировать интерес и привлечь целевую аудиторию, готовую улучшать свои когнитивные и физические способности.

(приложение 4)

  1. Заключение

    1. Выводы

В ходе исследовательского проекта на тему «Спорт и учеба — взаимосвязь успеха» было проведено интервьюирование и анкетирование, что позволило глубже понять влияние физической активности на успехи в учебе. Также был создан мотивирующий баннер и телеграм-канал с упражнениями для улучшения мозговой активности, что стало важным шагом для привлечения внимания и формирования интереса к теме среди целевой аудитории. 

Результаты исследования подтвердили, что занятия спортом положительно сказываются на учебных успехах, улучшая память, концентрацию и внимание, а также снижают уровень стресса и способствуют улучшению общего психоэмоционального состояния. Однако важно отметить, что успех в учебе зависит не только от регулярных занятий спортом, но и от множества других факторов, таких как мотивация, поддержка со стороны родителей и педагогов, правильная организация учебного процесса, уровень стресса, качество сна и питания (приложение 5).

В заключении, только комплексный подход, включающий физическую активность, умственное развитие, а также здоровый образ жизни, может стать основой для стабильных достижений в учебе.

    1. Список использованной литературы

1. Веденина, О. А. Самостоятельные занятия физической культурой / О. А. Веденина. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2025. — 97 c.

2. Германов Г.Н. Физическая культура школьника : учебное пособие для школьников и абитуриентов / Германов Г.Н., Кубланов М.М., Злобина М.Е.. — Воронеж : Истоки, 2008. — 341 c.

3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Матвеев Л.П.. — Москва : Издательство «Спорт», 2020. — 344 c. — ISBN 978-5-906132-50-5.

4. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — 11-е изд. — Москва : Издательство «Спорт», 2023. — 620 c.

5. Интернет-сайт: https://www.studentsport.ru/tribune/kak-sport-vliyaet-na-mozg-8940/

6. Интернет-сайт: https://www.europegym.ru/articles/31.html

    1. Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

   
Просмотров работы: 25