Профессия инженер, или властелин машин

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Профессия инженер, или властелин машин

Сорока А.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 86
Славная И.В. 1
1МАОУ Гимназия № 86
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы инженером стать,

Нужно очень много знать!

Нужно с физикой дружить,

Математику любить,

Менделеевой таблицей

Нужно очень дорожить!

Буду хорошо учиться –

Это в жизни пригодится!

На уроках окружающего мира мы проходили тему «Все профессии важны» и мне захотелось узнать о профессии инженер.

Профессия инженер – это не просто человек со специальным образованием, это буквально «властелин машин». Нас окружает множество устройств, и все они были созданы инженерами. Зарождение идеи, расчеты, конструирование и воплощение – это все обязанности инженера. В работе различных машин и станков разбираются инженеры.

На современном уровне развития техники профессия инженера становится особенно важной. Обладая необходимыми навыками и умениями, инженеры строят будущее. К тому же в моей семье профессию инженер выбрали прадедушка, бабушка и папа.

Объект исследования: инженерная династия моей семьи;

Предмет исследования: материалы личных архивов и воспоминания членов моей семейной династии инженеров;

Цель: изучить профессию инженер через воплощение своей инженерной идеи - создание генератора мыльных пузырей.

Гипотеза: Все профессии очень интересны, и каждая из них вызывает уважение. Если получить представление о профессиях самых близких и дорогих людей, то научишься уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи:

  • изучить и проанализировать материалы личных архивов моей семьи;

  • привлечь внимание учащихся к профессии инженера;

  • провести опрос среди учеников 2«А» класса;

  • создать генератор мыльных пузырей;

  • обобщить результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

Интервью с прадедушкой, бабушкой и папой; проведение опросов среди учащихся; работа с личными архивами– изучение фотографий, грамот, наград, анализ и сравнение полученных данных.

Практическая значимость.

  • данное исследование может быть использовано для проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном» в классах начальной школы при обсуждении тем «Россия – мои горизонты. Выбор профессии»

Глава 1. Изобретатели Нижнего Тагила

В начале своей работы я решила изучить историю инженерного дела в городе Нижний Тагил. В Нижнем Тагиле было много изобретателей, особенно в дореволюционное время, когда активно начала развиваться промышленность. Самые известные изобретатели Нижнего Тагила - Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы. Они создали «сухопутный пароход» или по-другому - паровоз.

Черепановы Ефим Алексеевич (1744 – 1842 гг.) и

Мирон Ефимович (1803 - 1879гг.)

У Черепановых было немало сподвижников, преемников и продолжателей среди рабочих, мастеров и инженеров уральских заводов.

Работу по созданию паровых машин на заводах Тагильского округа продолжил Амос Алексеевич Черепанов, племянник Ефима Алексеевича. Он построил «парового слона» – самоход, который в течении многих лет перевозил грузы на Салдинских заводах.

Творения механиков Черепановых и их имена составляют национальную славу России. Изобретательство тесно связано с профессией инженера, с которой я решила познакомиться подробнее.

Глава 2. Инженерная династия моей семьи

На Руси существовала традиция передачи опыта представителей одного ремесла из поколения в поколение. Так возникали династии. У меня в семье есть династия инженеров.

Моего прадедушку зовут Валерий Николаевич С., он родился в 1948 году, в городе Нижний Тагил, проработал 45 лет на Уралвагонзаводе инженером-технологом в цехе «Товары народного потребления». Он рассказал, что их цех выпускал настольные электрические плитки, лампы, столовые приборы.

Моя бабушка Светлана Викторовна С., работает инженером-строителем на этом же предприятии Уралвагонзавод. На ее счету много проектов. Как говорит бабушка, главная задача инженера-строителя: построить за определенный срок необходимый объект. Прежде чем построить здание или сооружение создают чертеж (специальный рисунок) на бумаге или компьютере – это проект будущей постройки. А еще нужно контролировать качество строительных материалов и конструкций, для того, чтобы построенный объект был надежным и безопасным.

Моя бабушка вместе с моим папой спроектировали и построили двухэтажный дом, в котором мы живем.

Мой папа пришел на работу в 2014 году, в отдел сборочного оборудования конструкторского бюро механизации и автоматизации производства АО «НПК «Уралвагонзавод» на должность инженера-конструктора. Он постоянно повышал свою квалификацию, изучая научно-техническую литературу, проходил курсы повышения квалификации.

За большой вклад в решение производственных проблем, повышение качества и конкурентоспособности продукции, папе в июле 2016 года присвоено почетное звание «Лауреат премии генерального директора» с вручением нагрудного знака.

В июне 2017 года папа занял третье место во втором корпоративном чемпионате АО «НПК Уралвагонзавод» по стандартам Worldskills в компетенции «Инженерная графика CAD».

Доклад папы на тему «Разработка стенда ресурсных испытаний с пространственным нагружением литых деталей тележки грузового вагона» занял третье место в финале корпоративного конкурса «Инновационная идея», проходившего в центре корпоративного управления АО «НПК«Уралвагонзавод» в июле 2017 года.

В 2019 году папа становится лауреатом стипендии президента Российской Федерации для работников организаций оборонно-промышленного комплекса за разработку специализированного технологического, контрольного и испытательного оборудования для изготовления специальной техники.

В августе этого же года он был назначен на должность начальника отдела оборудования серийного производства в конструкторском бюро механизации и автоматизации производства.

Интерес к своей профессии у моего папы не заканчивается. Осенью 2020 года мой папа начал обучение в аспирантуре Уральского Федерального Университета. В сентябре 2021 года ему было присвоено звание «Отличник учебы» с вручением нагрудного знака.

На мой вопрос: Почему он выбрал профессию инженера? Папа с улыбкой отвечает: «Потому что все отрасли нуждаются в людях инженерных профессий. Ведь там, где есть техника, оборудование, нужны инженеры, чтобы с ней работать. А техника сейчас везде, во всех сферах жизни».

На вопрос: Кто для тебя самый лучший инженер в мире? Он ответил: «Сергей Королев, поскольку он внес большой вклад в развитие ракетно-космической отрасли».

А 17 ноября 2023 года моего папу наградил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, он стал победителем конкурса «Молодой работник оборонно-промышленного комплекса».

Также, в ходе выполнения поставленных технический заданий, Никита Владимирович в соавторстве с коллегами получил пять патентов на изобретения. Еще одна заявка на патент на изобретение находятся на рассмотрении в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Помимо этого, мой папа часто становится героем заводской газеты Уралвагонзавода «Машиностроитель». (Приложение №1 Альбом «Наш семейный архив»)

Итак, подведем итог: прадедушка Валерий Николаевич С. был инженером-технологом и проработал на заводе 45 лет. Бабушка Светлана Викторовна С. инженер-строитель, работает по настоящее время и имеет трудовой стаж 41 год. Папа работает инженером-конструктором. Стаж работы на предприятии 15 лет. Все они трудились и трудятся на градообразующем предприятие Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. Вот такая у нассемейная династия. Стаж трудовой деятельности 101 год!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В рамках исследовательской работы я провела опрос «Кем быть» среди одноклассников, чтобы узнать наклонности учащихся по выбору своей будущей профессии (Приложение №2 Тест « Кем быть?»).

В ходе опроса я выяснила, что из 30 учеников нашего класса:

  • 5 «человек цвета и образа». Это прирождённые художники, они научились держать карандаш раньше, чем ложку, и рисовали на всём, что попадалось под руку. У них хорошая зрительная память, они способны помнить многие вещи в деталях. Такие ребята смогут стать художниками, модельерами, парикмахерами, следователями, писателями, искусствоведами.

  • 8 «человек слова». Они любят читать и легко запоминают прочитанное, но объяснения учителя им обязательно нужно записывать, иначе они их быстро забудут. Этим ребятам лучше стать писателем, врачом, учёным, телеведущим, журналистом, переводчиком.

  • 11 «человек знака». Любят изобретать, мастерить, а в раннем детстве переломали немало игрушек, чтобы узнать, как они устроены. Они обожают приключения, детективы, фэнтези. Из них получатся хорошие инженеры, архитекторы, исследователи, переводчики.

  • 6 «человек звука». Большие фантазёры, они наверняка любят слушать музыку, чтение вслух. У них отличная память, им легче запомнить то, что сказали, чем - то, что записано на бумаге. Из них выйдут хорошие актёры, музыканты, учителя, адвокаты и даже политики.

Вывод: в нашем классе больше всего оказалось «человек знака», им больше всего подходит, например, профессия инженер и мой проект становится актуальным. Сама я являюсь «человеком цвета и образа».

А еще я узнала какими качествами должен обладать инженер:

- нужно иметь математические способности;

- изобретательность;

- творческий подход;

- целеустремленность;

- стремление к постоянному получению новых знаний;

- чувство ответственности за результаты труда;

- организаторские способности;

- терпеливость и усидчивость.

Все инженерные специальности принято классифицировать с учетом их принадлежности к конкретной отрасли. Данные специалисты востребованы повсеместно, поэтому перечень соответствующих направлений просто огромен. Но в любом случае нам предстоит работать с техникой, агрегатами, инструментами, совершенствовать их состав и возможности применения, изобретать новое.

Выделим лишь некоторые из специальностей и узнаем где можно их получить. (Приложение№3 Брошюра «Куда пойти учиться?»).

А теперь переходим к созданию моей инженерной идеи – генератору мыльных пузырей. В воплощении моей идеи мне помогал мой папа.

Для работы нам понадобится:
- флаконы для мыльных пузырей;
- моторчик от старого компьютера;
- пластиковая банка;
- электролобзик;
- вентилятор от старого автомобильного пылесоса.

1 день. Мы продумывали, какие материалы нам понадобятся для генератора, как он будет выглядит. Нарисовали его изображение.

2 день. Взяли флаконы для мыльных пузырей, от которых нам понадобятся лишь колечки и одна крышечка, через которые надуваются мыльные пузыри. Всего таких колечек нужно восемь. Я старательно доставала колечки из крышечек.

 

Папа, тем временем, проделывал в одной из крышечек 8 отверстий по всей окружности.

В проделанные отверстия я вставляла колечки от мыльных пузырей.

3 день. Следующий шаг: нам нужен моторчик от старого компьютера, который будет крутить конструкцию из крышки и колечек.

4 день. Для моторчика нужно сделать небольшую стойку, я нашла пластиковую банку от мороженного. Папа вырезал отверстие в крышке. А я приклеила на суперклей созданную нами конструкцию к крышке пластиковой банки.

5-7 день. Три дня мы искали подходящий вентилятор, который будет постоянно дуть на колечки. И в гараже мы нашли старый автомобильный пылесос, который можно использовать в качестве вентилятора. Папа разобрал пылесос, а еще приделал воронку из пластиковой бутылки, чтобы воздух дул прямо в колечки. Здесь я выполняла роль помощника: подержать, принести, подать.

8-9 день. Следующим шагом нужно подключить конструкцию к питанию. Для этого мы взяли старое зарядное устройство от мобильного телефона, аккумуляторы от старого шуруповёрта. А еще папа дал мне задание найти кнопку для включения нашего генератора. Я перебрала все свои игрушки и увидела беспроводной светильник, который я крепила на детской кухне. Папа сказал, что он подойдет. Пока он возился с проводками, я узнала от него много интересного из занимательной физики.

10 день. Наконец –то наш генератор мыльных пузырей готов! Остается лишь налить в емкость мыльного раствора и проверить его.

Ура, он работает, счастью нет предела! Большое спасибо моему папе за помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной исследовательской работы я узнала историю развития данной профессии в моем городе и выдающихся инженеров-изобретателей, которые принесли пользу для развития нашей страны. Выяснила, что работа инженеров разделяется на множество специальностей.Инженеры работают на заводах, стройках, на транспорте, в сельском и лесном хозяйствах.

В начале работы я ставила перед собой следующие задачи.

Первая - изучить и проанализировать материалы личных архивов моей семьи. Я просмотрела грамоты, фотографии, дипломы, побеседовала с прадедушкой, бабушкой и папой. И поняла, что инженеры – это люди, которые придумывают и создают что-то новое. Инженеры делают нашу жизнь удобнее. В их работе каждый миллиметр важен, одна ошибка и все может быть разрушено. Оказывается, инженеры должны не только создавать технику, но и совершенствовать ее. Без инженеров не наладить и не пустить в производство многие механизмы и устройства.

Второй и третьей задачей было привлечь внимание моих одноклассников к профессии инженера и провести опрос среди них. Моим одноклассникам понравилось отвечать на вопросы анкеты «Кем быть?» и они с нетерпением ждали результатов. Посчитать ответы мне помогла мама, больше всего учеников оказалось «человек знака». Вот как раз такие люди могут стать инженерами. Рассказала ребятам о профессии инженера на примере своего папы и бабушки. Многим захотелось познакомиться с ними и задать вопросы.

В результате работы цель, которая была поставлена в начале, достигнута, работая с папой над генератором мыльных пузырей, я сама побывала в роли инженера. Мне понравилось мастерить и изобретать. И возможно, когда я вырасту я тоже стану инженером, как папа, бабушка и прадедушка.

А самый главный вывод заключается в следующем, чтобы чего-то добиться, нужно хорошо учиться. Я горжусь своим папой, буду стараться быть похожей на него.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Коробейников В.В., Коробейников А.В. Двадцатый век в биографии инженера: устная история в сопровождении документов. –Научн. изд. –2010. –146 с.

  2. Сайт профориентация // Инженер. URL: https://profchoice.ru/atlas-professij/inzhener (дата обращения: 10.02.2025)

  3. Сайт газеты Машиностроитель // Прочный сплав теории и практики. URL: https://dzen.ru/a/Zbx3tfT2a1xQC_XA (дата обращения: 15.03.2025)

  4. Сайт Вузопедия // Инженер: в каких вузах учат, куда поступать в России? URL: https://vuzopedia.ru/professii/65/vuzy (дата обращения: 20.03.2025)

  5. Стихи.ру // Инженер. URL: https://stihi.ru/2018/01/25/10910 (дата обращения: 20.04.2025)

  6. Тамбовская областная детская библиотека // Лабиринт профессий. URL: https://tambovodb.ru/index.php/forum/seminar-career-guidance/66-beseda-dlya-starsheklassnikov-s-elementami-viktoriny-labirint-professij (дата обращения: 02.04.2025)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1. Альбом «Наш семейный архив»

Приложение№2. Тест «Кем быть»

·        Знания лучше всего запоминаются…

а/ после чтения учебника;

б/ после объяснений учителя;

в/ на собственном опыте;

г/ когда они наглядные: есть картинки или фильмы.

·         У вас есть немного свободного времени. Чем его занять?

а/ почитать книгу или журнал;

б/ поболтать по телефону;

в/ начать что-нибудь мастерить;

г/ порисовать или просто помечтать.

·         Каких уроков в школе должно быть больше?

а/ русского и иностранных языков;

б/ необычных, каких нигде нет;

в/ математики, истории;

г/ природоведения, труда.

·         А каких уроков должно быть меньше?

а/ физкультуры;

б/ математики;

в/ русского языка;

г/ скучных, где не надо фантазировать.

·         Вы пригласили одноклассницу в гости, но она не знает дороги. Вы…

а/ подробно напишите ей, как пройти или проехать;

б/ не только напишите, но и покажете в лицах;

в/ нарисуете подробный план проезда;

г/ встретитесь с ней и проводите к себе домой.

·         Какой кружок вы посещаете или хотели бы посещать?

а/ в литературный, где можно сочинять и обсуждать книги;

б/ в музыкальную школу или хор;

в/ в такой, где можно что-нибудь мастерить;

г/ в художественную школу.

 

Теперь посчитайте, каких букв получилось больше, и узнайте, какая профессия вам подойдёт.

А - Вы - человек слова. Вы любите читать и легко запоминаете прочитанное, но объяснения учителя вам обязательно нужно записывать, иначе вы их забудете. Вы сможете стать писателем, врачом, учёным, телеведущим, журналистом, переводчиком.

Б - Вы - человек звука. Большие фантазёры, вы наверняка любите слушать музыку, чтение вслух. У вас отличная память, но вам легче запомнить то, что сказали, чем - то, что записано на бумаге. Из вас выйдут хорошие актёры, музыканты, учителя, адвокаты и даже политики.

В - Вы - человек знака. Вы любите изобретать, мастерить, а в раннем детстве переломали немало игрушек, что бы узнать, как они устроены.

Вы обожаете приключения, детективы, фэнтези. Из вас получится инженер, архитектор, исследователь, переводчик.

Г - Вы - человек цвета и образа. Прирождённые художники, вы научились держать карандаш раньше, чем ложку, и рисовали на всём, что попадалось под руку. У вас хорошая зрительная память, вы способны помнить многие вещи в деталях. Вы можете стать художником, модельером, парикмахером, следователем, писателем, искусствоведом.

Приложение №3. Брошюра «Куда пойти учиться?»

Просмотров работы: 41