Эти неправильные пчёлы

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эти неправильные пчёлы

Поталащенко В.В. 1Рожкова М.О. 1
1ГБОУ школа 2097
Горемыкина М.С. 1
1ГБОУ школа 2097
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Эти «неправильные пчёлы» делают неправильный мёд. Кусаются они очень больно, а мёд слишком сладкий. А что ещё мы знаем о данных насекомых? Когда мы на уроках окружающего мира знакомились с насекомыми, конечно всем ученикам была знакома пчела, но далеко не со стороны научной информации, а по незабываемым ощущениям после их укусов. А так ли страшны наши братья меньшие? Конечно для людей, у которых есть аллергическая реакция на мёд или укус пчелы, они конечно страшны. А что интересного мы можем рассказать для остальных?

Оказалось, что устройство пчелиной семьи очень интересно. Это настоящее общество, только насекомых, а не людей. Нас так захватила данная тема, что мы решили изучить данный вопрос более глубоко и подробно.

Цель нашей работы: сбор интересной и понятной для учащихся информации на тему жизнедеятельности пчёл.

Наша команда:

  1. Поталащенко Виктория и Рожкова Марфа – сбор первичных материалов по проекту, классификация, изготовление лэпбука и брошюры.

  2. Научный руководитель проекта – Горемыкина Марина Сергеевна (учитель начальных классов) – составление презентации и письменной работы.

Мы поставила перед собой ряд задач:

  1. Ознакомиться с внешним строением пчелы.

  2. Изучить устройство семьи пчёл.

  3. Изучить продукты жизнедеятельности пчёл.

  4. Изготовить, на основе собранной информации, лэпбук.

Методы и приёмы, используемые в работе: сбор информации, беседа со взрослыми, работа с компьютером.

- Собрать необходимую информацию

- Упорядочить информацию

Дорожная карта (2024–2025 учебный год):

Октябрь-ноябрь- поиск и сбор информации в различных источниках;

Ноябрь- декабрь- работа над проектом;

Декабрь- январь- создание лэпбука, брошюры;

Декабрь- январь- создание презентации;

Январь- выступление в начальной школе.

Актуальность

В настоящее время всё актуальнее становится тема об использовании натуральных природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства. А много ли пользы от пчёл? Именно поэтому нам захотелось больше узнать о пчелиной семье, о продуктах их жизнедеятельности. Данная работа может быть использована на уроках окружающего мира, а также для расширения кругозора учащихся по данной теме.

Практическая значимость данной работы

Очень важно прививать интерес учащихся к окружающему миру, заходя за рамки школьных учебников. Возможно, когда мы в очередной раз столкнемся с этим насекомым, мы уже не будем так бояться, а решим понаблюдать за пчелой, убедившись в правильности собранной и изученной информации.

1.Теоретическая часть

    1. История пчеловодства

В далеком прошлом пчелы жили независимо от людей, они селились в лесах на деревьях, где находили подходящее дупло для устройства своего улья. Человек в свою очередь, чтобы добыть мёд, просто разорял пчелиную семью, что чаще всего вело к гибели семьи. Позже люди стали заселять пчелиные семьи недалеко от жилища, в специально изготовленные домики, и такое хозяйство получило название пасеки.

1.2 Строение пчелы

Наш проект посвящен только одному виду пчёл, наиболее для нас известному. Это обычная медоносная пчела, которую мы часто видим на цветках, и укусов которой мы так боимся. А вообще семейство пчел насчитывает более 20 000 видов и далеко не все так нуждаются в нектаре.

    1. Устройство пчелиной семьи

Пчёлы не могут жить в одиночку, живут только семьями. Каждая семья состоит из одной матки и нескольких тысяч рабочих пчёл. Летом в улье живут ещё и пчелиные самцы – трутни. Молодые пчёлы чистят улей, заботятся о потомстве, строят соты, перерабатывают нектар в мёд. Повзрослев, начинают вылетать из улья в поисках нектара и пыльцы. Главная фигура пчелиной семьи – матка, продолжательница пчелиного семейства. Её главная роль в семье- это откладывание яиц. В день она может отложить более 2000 яиц, времени на обеды и перерывы нет, поэтому у неё есть собственная «свита», которая за ней ухаживает. Также в улье живут трутни, но когда они становятся не нужны, пчелы их выгоняют из семьи, т.к. они ничего не делают, только едят мед.

    1. Пища пчелиной семьи и продукты жизнедеятельности пчёл.

Как и другим животным для полноценного питания пчеле необходимы белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины. Все эти вещества пчелы находят в цветках растений. Собирая нектар, они получают углевод—сахар. Цветочная пыльца богата белками, жирами, витаминами. Минеральные соли содержатся и в нектаре, и в пыльце.

В воде пчелы тоже активно нуждаются. Для этого в семье есть специальные пчела-водоносы.

1.5. Устройство улья.

В пчелином улье всё размещено очень рационально. Верхние части сотов – кладовая, здесь хранится мёд. Средняя часть – «детский сад», она находится ближе к летку, здесь больше свежего воздуха, и потому здесь пчёлы растят потомство. Нижняя часть сот – это «производственный склад», сюда загружается собранный с цветков нектар, здесь он перерабатывается в мёд. Кроме мёда пчёлы запасают также цветочную пыльцу – белкововитаминный корм для личинок.

    1. Пчёлы в природе

Пчелы- частица живой природы. Это главные опылители очень многих растений. Опыляя растения, они повышают их урожай. Ведь только при многократном посещении пчелами цветков возможно избирательное опыление, определяющее высокое качество плодов. Пчел по праву считают помощниками растениеводства

Велика польза от этих удивительных насекомых для народного хозяйства. Опыляя растения, они повышают, а часто целиком формируют их урожай. Ведь только при многократном посещении пчелами цветков возможно избирательное опыление, определяющее высокое качество плодов.

Пчел по праву считают помощниками земледельца. Они увеличивают урожай таких культур как гречиха, подсолнечник, хлопчатник и кормовые травы. Поэтому пасеки можно часто видеть в цветущих садах и на полях, к которым их специально подвозят.

1.7 Продукты пчеловодства в жизни человека

Пчела является единственным насекомым, которое полезно абсолютно. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство.

Прополис — это пчелиный клей, которым пчелы заделывают щели в улье, сокращают леток при наступлении холодной погоды. У прополиса приятный аромат и горьковатый вкус. Прополис обладает выраженными действиями против микробов и вирусов, стимулирует регенерацию тканей, уменьшает боли, прекращает воспалительные процессы. В ряде случаев по степени лечебной эффективности и противомикробной активности прополис превосходит антибиотики. Прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек.

Маточное молочко вырабатывается молодыми рабочими пчелами и предназначается для кормления личинки, из которой развивается молодая матка, и самой матки. Маточное молочко обладает довольно активными бактерицидными действиями по отношению ко многим гомогенным микробам и вирусам. Оно нормализует обмен веществ, применяется против ожирения и при исхудании; усиливает устойчивость организма против различных инфекционных заболеваний.

Пчелиный яд — это своеобразный продукт жизнедеятельности пчел, весьма древнее целебное средство, имеет резкий запах, напоминающий запах меда, горький и жгучий вкус, кислую реакцию. До сих пор лечение ядом осуществляют путем ужалений пчел. В последнее время в медицинской практике стали применять препараты пчелиного яда для подкожных инъекций, а также мази для втирания, которые применяются в основном при ревматических и невралгических болях.

Пчелиный воск – твёрдое вещество с приятным медовым запахом и с однородной кристаллической структурой. Пчелиный воск находит применение в медицине. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов. Его используют в различных отраслях народного хозяйства, в медицине, при изготовлении муляжей, в косметике. Он прекрасно впитывается кожей и придает ей гладкий и матовый вид.

Цветочная пыльца – природный концентрат всех необходимых для нормального развития организма веществ.В пыльце обнаружено более пятидесяти различных биологически активных веществ, оказывающих разностороннее действие на организм человека. Она оказывает хороший лечебный эффект при следующих заболеваниях: злокачественная анемия, гастрит, колит, запор, гипертоническая болезнь, неврозы, воспалительные заболевания нервной системы, нарушения эндокринной системы.

В последнее время ученых привлекает еще один продукт, вырабатываемый медоносной пчелой – перга, которую пчелы готовят из пыльцы. Она эффективна при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, гепатитах, неврозах, депрессивных состояниях, бессоннице, подагре.

Глава 2. Практическая часть

В процессе сбора и изучения информации о пчёлах нас очень увлекло устройство пчелиной семьи, насколько всё у них организованно, и теперь нам кажется это выражение «неправильные пчёлы» совсем не подходит данным насекомым. Всё в жизни пчёл очень правильно и упорядочено. Все продукты их жизнедеятельности оказывается так полезны для укрепления здоровья человека.

Процесс выполнения лэпбука и брошюры нас очень увлёк. Хоть эта работа очень кропотливая - нам понравилось. Мы постарались охватить самую интересную информацию. Процесс создания работ и результат можно увидеть в приложении.

Для создания лэпбука нам понадобились: цветная бумага, клей, ножницы, картон, линейка, карандаши. В самом лэпбуке мы обозначили для себя три части: строение пчелы и их виды, интересные факты, продукты пчеловодства. Брошюру мы выполняли на компьютере и распечатывали в типографии.

Заключение

Работа над этим проектом дала нам возможность узнать больше о пчёлах.

Цель, которую мы поставили перед собой, была достигнута. Эту работу мы делали с помощью родителей и своего научного руководителя. Нам это дало возможность понять, как нужно собирать информацию, как систематизировать её, как превратить собранную информацию в проект. Также мы начали осваивать работу на компьютере.

Результаты нашей проектной работы:

- сам проект;

- презентация;

- лэпбук;

-брошюра.

Приложение

Список литературы:

1 «Всё обо всём» Детская энциклопедия. Москва. 2005г.

2 «Уход за пчёлами» Н.Н.Зарецкий. Библиотечка "Домашнее

животноводство". Москва

3 Справочник по пчеловодству. В.М.Николаевский. Казань.

4 Энциклопедия пчеловода. В. Смирнов. Рипол классик.2003г.

5 «Что есть что. Пчёлы, шмели, осы» Ольга Короткова. Москва. 2001г.

Просмотров работы: 8