Введение.
Предмет исследования: Удивительные деревья планеты.
Цель: узнать, какие необычные деревья есть на нашей планете, каковы их особенности и рассказать об этом ребятам. Представить на карте мира фото необычных деревьев на территориях их произрастания.
Гипотеза: возможно, знакомясь с необычными названиями
и особенностями удивительных деревьев планеты, я узнаю много нового, стану более внимательно, уважительно относиться к природе, буду искать удивительное в окружающем мире и делиться своими открытиями
с одноклассниками.
Задачи:
изучить и выбрать наиболее интересную информацию по теме;
опросить и вызвать интерес одноклассников;
изучить географию произрастания деревьев;
прорастить необычное дерево у себя дома, создать условия для его дальнейшего развития.
Методы исследования:
Поисковый – подбор литературного и видеоматериала по теме.
Исследовательский – изучение материала о деревьях, создание анкет для опроса учеников начальных классов, посадка дерева и наблюдение
за ростом, сбор гербария, посещение парков и дендрариев.
Творческий – отметка произрастания деревьев на карте мира, составление кроссворда для ребят начальных классов на основе загадок
про деревья.
Практический – проращивание деревца в домашних условиях.
Актуальность темы:
Интерес к теме возник на уроках окружающего мира. Мне и моим одноклассникам мало известно об удивительных деревьях планеты. Появится интересная тема для общения и практической работы.
Практическая значимость работы состоит в расширении кругозора, формировании бережного, уважительного, более трепетного отношения
к природе. Можно стать соработниками в восстановлении природы.
2. Основная часть.
2.1. Теоретическая часть.
2.1.1. Работа с литературой и Интернет-источниками с целью поиска информации о необычных деревьях планеты.
а) Удивительные деревья мира.
Деревья — это высокие многолетние растения, у которых схожее строение: есть один твёрдый ствол, покрытый корой, корни, ветки и листья.
Общее количество деревьев на планетеЗемля в 2024году было оценено
в 3триллиона 40 миллиардов. На территории России из них— 640 млрд.
Среди миллионов деревьев, произрастающих на Земле, встречаются создания с причудливыми формами и удивительными приспособлениями
к среде обитания. Есть деревья с необычными стволами, которые растут как будто "вверх ногами". Деревья с плодами на листьях, стволах или корнях.
В разных уголках мира они разные, а порой по-настоящему фантастические, которые заставляют поверить, что ты попала на другую планету.
Какие же деревья особенно восхитили и удивили меня?
1. Баобаб. Одно из самых полезных деревьев в мире. Этот вид растет только в сухих саваннах Африки (на острове Мадагаскар) и в Австралии, возраст некоторых деревьев около 3 тыс. лет. Его гигантский ствол, достигающий в обхвате 54 метра, и раскидистая крона придают дереву величественный вид. Баобаб может накапливать более 4 тонн воды, поэтому становится спасением для животных в сезон засухи. Например, слоны едят его кору, чтобы утолить жажду.
Плоды баобаба очень полезны, формой похожи на огурцы. Фруктовый порошок используют для лечения заболеваний, снижения температуры
и стимуляции иммунитета, потому что в нем витамина «С» больше, чем
в апельсинах, а калия больше чем в бананах. Из-за больших запасов воды древесина баобаба часто загнивает и ствол становится полым. Старые баобабы бывают пустотелы. Иногда в них даже живут люди. На севере Австралии дуплистый ствол древнего баобаба одно даже использовали для городской тюрьмы. Известен случай, когда баобаб служил автобусной остановкой, куда вмещались до 30 человек.
2. Мангровые деревья. Обитают на побережьях океанов и морей. Эти деревья привыкли к соленой воде, высокой влажности и низкому содержанию кислорода. Они приспособились к жизни в воде, в условиях приливов
и отливов, так как корни этих деревьев располагаются горизонтально, создавая клубень над поверхностью земли. Они не только являются укрытием
для животных, но и очищают воду от органических загрязнений. Высота деревьев достигает 15 м. Во время прилива, видны только их макушки.
Некоторые из мангровых деревьев являются «живородящими». Их семена не отделяются от материнского растения, а начинают развиваться внутри плода, перемещаясь по нему, либо прорастая сквозь его кожуру. Достигнув определенной стадии, когда юное растение становится самостоятельным, оно, выбрав момент отлива, когда под деревьями обнажается почва, отделяются
от взрослого растения, падают вниз и крепко цепляются за почву.
3. Драконовое дерево. Произрастает на островах Сокотра, находящихся
в Индийском океане. Это растение имеет интересную форму и выглядит словно персонаж из фэнтезийного фильма. Гигантская крона, состоящая из множества странных и необычных ветвей, напоминает щупальца морского чудовища. Драконовое дерево обладает лечебными свойствами: его сок используется
в традиционной медицине и в косметической промышленности.
4. Секвойи. Являются одними из самых высоких и толстых деревьев
на планете. Некоторые секвойи достигают высоты в 100 метров и имеют обхват ствола более 10 метров. Одна из самых знаменитых секвой «Генерал Шерман» считается самым массивным живым организмом на Земле. Его возраст оценивается примерно в 2,500 лет, а диаметр ствола составляет 11 метров
у основания (31метр в обхвате). Секвойи могут переживать пожары благодаря толстой коре, которая защищает древесину от огня.
5. Гевея (каучуковое дерево). Каучук переводится как «слезы дерева». Изначально это дерево произрастало только в Бразилии. Каучук называли «зеленым золотом». За вывоз семян с территории Бразилии приговаривали
к смертной казни. Добывают каучук из надреза на стволе гевеи. Сок молочного цвета собирают в сосуд. Из него делают камеры и покрышки колес, трубы, перчатки, мячи, обувь, надувные детские шарики и многое другое. За свою жизнь одно дерево гевеи может дать около1,5 тонн натурального каучука, что
в переводе на медицинские перчатки составит около 375 000 пар.
6. Бутылочное дерево. В Австралии, в самых сухих областях растут бутылочные деревья, способные, как и баобабы, запасать воду в стволе. Они формой похожи на бутылку. Только в "бутылке" этой два отделения. В нижней части ствола между корой и древесиной находится резервуар, вмещающий значительное количество воды. Другой резервуар помещается в средней части ствола, но в нем не вода, а сладковатый густой сок-желе, очень питательный. Эти деревья достигают 15 метров в высоту и около двух метров в поперечнике. Их густая, раскидистая крона состоит из узких восьмисантиметровых листьев.
7. Баньян. Знаете ли вы, что есть лес, в котором только одно дерево и это баньян. Произрастет он в тропической Африке и в Индии. В Индии есть такое огромное дерево, что под его кроной может укрыться более 20000 человек! Этому дереву 240 лет, и оно занесено в книгу рекордов Гиннеса. Его высота – более 25метров и оно занимает площадь 1,89гектара, у него 3772 воздушных корня и огромная крона, длина ее окружности 486метров. Настоящий лес!
8. Манцинелла. Растет на берегах Карибского моря. Дерево занесено
в Книгу рекордов Гиннесса, как самое опасное в мире. Употребление даже небольшого количества плодов может стать смертельным. Все части манцинеллы содержат мощные токсины. Основной виновник — ядовитый млечный сок. Прямой контакт с деревом может вызвать ожоги, волдыри
и воспаление. Даже дым от горящих веток манцинеллы ядовит. Вдыхание таких паров может повредить слизистые оболочки дыхательных путей
и глаз. Название переводится как «маленькое яблоко смерти». Майя и другие коренные народы Америки использовали млечный сок дерева для нанесения
на стрелы в качестве яда. На пляжах, где растёт манцинелла, деревья помечены красными крестами или специальными табличками, предупреждающими
об опасности.
б) Удивительные деревья России и нашего региона.
В России произрастает пятая часть всех деревьев на планете, 2-ое и 3-е место делят Канада и Бразилия.
Хочу отметить «Сад мечты» Антона Павловича Чехова в Ялте, о котором мы узнали на уроках. Максим Горький вспоминает слова Чехова: "Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!". Это была главная мечта Антона Павловича. На Ауткинском косогоре Чехов посадил 159 видов растений; существует даже специальная тетрадка, где он записывал их. Многие из растений, высаженных Чеховым, были лечебными – кедры, которых он собрал почти полную коллекцию, кипарисы, обрамляющие сад по периметру, глициния, обвивающая фасад дома. В саду растут вавилонская ива, виноград и лесной орех. Растет даже целая бамбуковая роща. Растения для сада Чехов, обычно заказывал в Никитском ботаническом саду. Что-то он заказывал из Одессы, что-то из Сухуми и Москвы. Множество растений приносили и дарили ему жители Ялты. А груша, посаженная им, плодоносит до сих пор.
Совместно с учителем выделили пару удивительных деревьев России:
1. Осина. Одно из самых впечатляющих деревьев мира. Ее нежные, серебристые листья и гладкая кора поражают красотой. Славится она
и лечебными свойствами. Осина – дерево двудомное: есть мужские и женские деревья. На женских деревьях продолжительное время сизоватый фон образуют серёжки с созревшими семенами. Ее кора содержит огромное количество веществ, которые обладают противовоспалительными свойствами. Осина может противостоять лесным пожарам, так как способна удерживать воду и создает тень для подлеска. Благодаря красоте и быстрому росту, осина используется для украшения парков и скверов. Из неё делают спички, посуду, пиломатериалы.
2. Можжевельник. О нём я поговорила с географом, биологом и экологом Мерзловым Николаем Михайловичем. Он обратил моё внимание на прочность древесины и лечебные свойства не только самого растения, но даже воздуха
в той местности, где произрастает можжевельник. За сутки один гектар можжевельника испаряет почти 30 кг фитонцидов, этого достаточно, чтобы очистить атмосферу крупного города от болезнетворных организмов. Можжевельник произрастает на Земле уже больше 50 миллионов лет, поэтому считается реликтовым растением. В прошлые времена из коры можжевельника делали посуду, в которой не прокисало молоко даже в жаркий день. Побеги можжевельника в сельской местности используют как добавку к банным веникам и для обеззараживания кадушек и других деревянных ёмкостей для хранения фруктов, овощей и грибов. Масло из этого растения очищает, обезболивает, бодрит, согревает и укрепляет.
в) Удивительные деревья Нижегородской области.
С некоторыми из них мне удалось познакомиться и сфотографироваться, благодаря поездкам, организованным родителями (см. презентацию).
Марийская священная лиственница Юронгская. Находится
в заброшенной деревне Малая Юронга Воскресенского района. Лиственница высотой 25 м с диаметром ствола 1,4 м, возрастом более 300 лет. На высоте 18 м располагается «ведьмина метла» размером 3х3 м.
Сосна-долгожитель в деревне Улангерь. Возраст дерева превысил 350 лет, оно растёт на краю деревни. Диаметр ствола сосны — 120 см.
Апшатнерский дуб. Самое большое и самое старое дерево
в Нижегородской области. Высота — более 20 метров, возраст — свыше 200 лет (по некоторым источникам он доходит до 600 лет).
«Болдинская ветла». Одно из самых больших деревьев
в Нижегородской области, растёт в музее-заповеднике А. С. Пушкина
в селе Большое Болдино, прямо перед верандой главного фасада дома — ей более 180 лет.
Сосна Веймутова. 30-метровое дерево с «шевелюрой» диаметром до 15 м, состоящей из мягких, светло-синих иголочек. Особым украшением дерева являются длинные достигающие 17 сантиметров шишки.
Орех маньчжурский. Стройное, высокое 30-метровое дерево
с ровным стволом и великолепной ажурной кроной. Прибыл в Нижегородскую область с Дальнего Востока.
2.1.2. Основы охраны окружающей среды.
а) Причины сокращения лесных массивов.
Несмотря на охрану лесных насаждений, в России все чаще причинами возгораний становятся разведенные отдыхающими костры, весенний пал травы. Каждое лето лесные пожары в разных регионах нашей страны становятся причиной настоящих экологических катастроф. Кроме пожаров, серьезной проблемой становится загрязнение лесов огромным количеством мусора. Бытовой мусор не только портит вид природной красоты, но и остается непереработанным десятки, а иногда и сотни лет.
Вырубка деревьев ведет к опустыниванию и деградации почвы, уничтожая не только природные ресурсы, но и среду обитания для множества видов животных, птиц, насекомых, грибов и микроорганизмов. Это также создает проблемы с водными ресурсами, поскольку леса необходимы для сохранения водоносных площадей.
б) Акции по лесовосстановлению.
Природоохранные организации нашего города: Семёновское лесничество и Спецсемлесхоз, в которых работают родители наших гимназистов, принимают участие во Всероссийских акциях «Сад памяти» (в честь 27 млн. погибших
в Великой Отечественной войне нужно посадить 27 млн. деревьев) и «Сохрани лес». Мы тоже, когда подрастём, обязательно поучаствуем в этих акциях, как наши старшеклассники.
в) Рекомендации по лесосбережению.
Выбирайте товары вторичной переработки (например, многоразовую посуду вместо одноразовой бумажной).
Не разводите костры во время отдыха или делайте это, соблюдая меры пожарной безопасности.
Выбирайте электронные книги. На производство одной бумажной книги необходимо около пяти килограммов древесного сырья.
В нашей стране существует множество проектов
по восстановлению лесов. Присоединяйтесь к таким организациям, участвуйте в акциях и субботниках.
2.2. Практическая часть
2.2.1. Анкетирование одноклассников.
Мне захотелось узнать у ребят начальных классов, что они знают
о деревьях, какое их любимое дерево. А также решила выяснить – какое
из удивительных деревьев им знакомо и насколько им интересна эта тема, так как мне хочется увлечь и ребят своим исследованием. Поэтому сначала
я провела с ними анкетирование.
По результатам заполнения выяснилось:
Все ребята любят бывать на природе
При ответе на вопрос «Что привлекает в природе?» голоса разделились:
«Что интересного удалось повидать?»: большинство ответили про многообразие цветов и плодов, самые интересные для меня ответы были следующие: «Как прорастает дуб» и «Я видела растение, стреляющее семенами».
На вопрос «Приходилось ли встречать необычные деревья?» ребята ответили:
Те, кто видели необычное, говорили, что это были деревья в лесах Нижегородской области (изогнутые, ель в виде качели, дуб, береза в виде ракетки, пробковое дерево) и за пределами России.
Но абсолютно все ответили, что хотят побольше узнать
об удивительных деревьях нашей планеты. А это значит, что данная тема является актуальной и интересной для ребят.
Также я решила составить кроссворд с вопросами в виде загадок, чтобы узнать, насколько хорошо ребята запомнят названия деревьев, о которых я рассказываю в своей работе.
Кроссворд
1 |
2 |
||||||||||||
3 |
|||||||||||||
4 |
|||||||||||||
5 |
|||||||||||||
6 |
|||||||||||||
7 |
Он цветёт. В нём можно жить.
Может долго он не пить.
Десять метров он в обхват-
Африканский …
Вот так чудо из чудес:
Встало дерево, как лес!
Крона ветки раскидала
На гектаре места мало.
И стволов не перечесть:
Сотен пять, а может, шесть.
Смертельное дерево.
На свете огромнее дерева нет,
Пьёт воду, растёт больше тысячи лет.
Прекрасная крона — зелёная хвоя,
Могуч великан стометровый — …
Я не чудо-ёлочка,
Хоть растут иголочки.
Шишкоягоды на мне,
Но не братик я сосне.
Не деревья ельника,
Кустик — …
Дунул ветерок немножко
В серебристые ладошки,
Задрожала ими сильно
Боязливая ...
Льётся и дерево — белеет,
Воздух видит, так темнеет,
Воду, газа не боится,
В бензине раствориться?
2.2.2. Карта мира с отметками произрастания деревьев
Собранные фотографии удивительных деревьев я разместила на карте мира с отметками мест произрастания. Вместе с учителем мы продемонстрировали карту одноклассникам.
2.2.3. Посадка дерева
Мандарины — это мое любимое лакомство, поэтому я решила посадить именно его косточку. Очень любопытно - получится ли вырастить из него деревце. Если косточка прорастет, то я поделюсь опытом с ребятами.
Также была посажена косточка авокадо. Один из способов – это проращивание в воде. В косточку втыкают 3–4 зубочистки, чтобы семя авокадо было только частично погружено в воду. После чего косточку опускают в стакан с водой. Важно постоянно следить за уровнем воды и время от времени её подливать.
Спустя 14 дней у меня появился небольшой корешок.
Как только появится стебелек, я пересажу косточку в горшок с землей.
Вот таким стало моё деревце через 68 дней:
2.2.4. Значение деревьев в моей жизни
Недалеко от бабушкиного дома растет березка. Это моя «подружка». Летом я каждый день ее навещаю, здороваюсь и обнимаюсь с ней. На день Святой Троицы я украшаю березку ленточками.
Еще около нашего дома растет елочка, которая уже достигла высоты 7 метров. Каждый год перед Новым годом мы ее украшаем гирляндами.
Перед домом растут можжевельники, которые посадила моя бабушка.
Еще в саду растут сирень, бересклет, калина, яблони, груши, черешни
и две елочки, которые посадили мои родители. Эти елочки они привезли совсем крошечными из города Казани, тем самым приняли участие в акции «Озеленение планеты».
Каждую весну мы всей семьей собираем мусор вдоль дорог, вырубаем опасные растения, чтобы можно было спокойно и приятно гулять по нашему лесу.
Во время путешествий мы любим посещать дендрарии и национальные парки. А еще каждую осень мы собираем гербарий, это очень увлекательно
и познавательно.
3. Заключение
1. Изучая данную тему, я узнала очень много нового и интересного
о деревьях. Все деревья обладают лечебными свойствами, выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Природа создала и такие растения, которые могут показывать стороны света, время, залежи полезных ископаемых. Есть растения долгожители, удивительные своей историей, которые сохранились до наших дней такими, какими их создала природа много миллионов лет назад. Деревья являются частью нашей жизни, снабжают нас кислородом, едой, теплом, строительными материалами. Действительно, куда бы мы ни посмотрели, почти всюду увидим предметы, сделанные из них.
2. В литературе есть немало произведений о деревьях, например, «Как ходят деревья» сборник рассказов, есть много стихов для детей о деревьях
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы», С.А. Есенин «Берёза», Е.А.Благинина «Черемуха» и др. Деревья можно увидеть на многих полотнах известных художников, например Густав Климт «Березовая роща», Ван Гог «Цветущая груша» и т.д. Они привлекают многих фотографов.
3. Среди ребят начальных классов провела анкетирование и поняла, что тема удивительных деревьев является актуальной и вызывает интерес у ребят
и желание познавать и изучатьновые деревья.
4. Информацией я поделилась с ребятами своего класса, они были удивлены, что существуют такие деревья. Знания закрепили решением кроссворда.
5. Для наглядности распечатала фотографии удивительных деревьев
и подготовила карту мира с указание мест, где произрастают эти деревья.
6. Считаю, что моя гипотеза подтвердилась, а цель и задачи выполнены.
И я хочу, чтобы слова Антона Павловича: "Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!" были девизом для всех людей.
4. Список источников информации
Торджман Натали «Деревья и кустарники. Книга для детей, внеклассное чтение», 64 стр., изд. «Стрекоза», 2020 год.
Адамс Макс «Выдающиеся деревья, которые изменили нашу жизнь», 272 стр., изд. Колибри, 2022 год.
Википедия
Статья Л. Белюсевой «Причудливые деревья» из журнала «Наука и жизнь» (номер 10, 2002 год).
Утебов М. С. «Этот удивительный мир. Необычные деревья» / М. С. Утебов, Д. М. Киселев, Н. Ф. Борисова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 168-173. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/213/ (дата обращения: 23.03.2025).
https://kulturologia.ru/blogs/101218/41531/?ysclid=m4kb7u26lm232584816