Музыкальные инструменты в природе

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Музыкальные инструменты в природе

Иванов А.А. 1
1МАОУ "СОШ № 1" г. Чебоксары
Воротилкина Н.В. 1
1МАОУ "СОШ № 1" г. Чебоксары
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

"Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи?.. – я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот». Л. Бетховен.

ВВЕДЕНИЕ

На уроках музыки я задумался, а как люди додумались до разных музыкальных инструментов, почему решили их создать, чему они подражали, и какие звуки хотели получить. Мне стало интересно, откуда берутся звуки, которые мы слышим, и как природа может вдохновить людей на создание музыкальных инструментов. Я заметил, что многие музыкальные инструменты имеют звучание, похожее на звуки, которые издают животные или природные явления. Например, ветер, шум воды или пение птиц, звуки зверей в природе.

У многих народов существуют легенды о том, как звуки прекрасной музыки двигали горы, усмиряли волны, укрощали диких зверей, заставляли птиц и даже рыб пускаться в пляс.

Цель моей работы – сравнение звучания чувашских музыкальных инструментов и звуков, издаваемых животными в природе.

Задачи:

  1. Выбрать наиболее узнаваемые и популярные чувашские музыкальные инструменты.

  2. Прослушать звучание выбранных чувашских музыкальных инструментов.

  3. Сравнить звуки животных и звуки музыкальных инструментов.

  4. Сделать свой музыкальный инструмент.

Объект исследования – разнообразие музыкальных звуков, как природных, так и производимых человеком.

Предмет исследования – чувашские музыкальные инструменты.

Гипотеза – мы предположили, что звучание чувашских музыкальных инструментов похоже на звуки, которые издают животные в природе.

Методы исследования: изучение научно-популярной литературы, наблюдение (за звуками чувашских музыкальных инструментов и звуками, образом жизни и поведением животных), сравнение и анализ (самих звуков и способов их воспроизведения), обобщение информации.

Актуальность изучения музыкальных инструментов и звуков в природе очень важна, потому что это помогает нам понять, как музыка связана с миром вокруг нас. Изучая разные инструменты, мы можем узнать, как люди использовали свои идеи и вдохновение от природы, чтобы создавать музыку. Также сравнение чувашских музыкальных инструментов помогает нам лучше понимать культуру родного края и ценить разнообразие музыки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Звуковые сигналы животных

Хотя животные общаются друг с другом разнообразными способами – с помощью запахов, поз, движений, окраски т.д. – язык звуков важен для очень многих из них, непохожих по месту обитания и образу жизни.

Звуками животные отпугивают врагов (шипят и рычат, щелкают зубами и клювами); привлекают особей противоположного пола в брачный период и угрожают соперникам (этому может служить и стрекотание кузнечиков, и гулкая дробь дятлов, и прекрасные песни птиц); общаются с детенышами, обучая их уму-разуму и охраняя от опасностей. Звуки служат им «визитными карточками», позволяющими отличить «своих» от «чужих»; с помощью голоса переговариваются животные, которые живут сообща: предупреждают друг друга об опасности, созывают «к столу» …

Звуковые сигналы животных многочисленны и разнообразны. Причем нередко в строении и принципе действия аппаратов, с помощью которых производятся звуки, можно найти сходство с музыкальными инструментами человека.

2. Чувашские музыкальные инструменты

Человеку оказалось недостаточно «музыкальных инструментов», дарованных природой (голоса, хлопающих рук, топающих ног…), десятки тысяч лет назад началась история музыкальных инструментов. Большинство специалистов считает, что самые ранние из них – ударные [1]. Первобытный человек взял в обе руки по камню и стал стучать ими друг от друга, вот первый ударный инструмент и был готов. «Ударные инструменты» разной конструкции широко распространены в животном мире. Стучат ногами по земле зайцы, олени, бараны, шлепают хвостами по воде бобры… Дятел, отыскав дерево, обладающее наилучшими резонансными свойствами, неутомимо стучит по нему клювом. Белый аист, журавль и серая цапля щелкают клювами, словно кастаньетами (трещотками), то вытягивая шею назад, то вновь выпрямляя ее. Чувашский барабан – параппан (Приложение № 1) представляет собой деревянное лукошко, обтянутое с обоих концов собачьей или бараньей шкурой. Резкий звук его напоминает турецкий барабан.

Трением одной части тела о другую производят звуки многие животные. Скрежещут и щелкают зубами звери, угрожающе шуршат трущимися друг о друга чешуями змеи, трением зубов или даже сочленений скелета производят звуки многие рыбы. Очень популярен этот способ и среди насекомых. На одном из участков их тела располагаются мелкие насечки или зубчики, по которым насекомое водит другой частью тела с ребрышком или острием. Органы, производящие звуки, сильно различаются и по форме, и по местоположению на теле. У некоторых жуков они расположены на голове, водяные клопы производят щелкающие звуки, потирая передние лапки о свои хоботки, у кузнечиков и сверчков звуковой аппарат расположен на надкрыльях, у саранчовых – на надкрыльях и бедрах задних ног. Посредством трения производится звук и в самых разных музыкальных инструментах, изобретенных человеком: о струну, трется смычок скрипки. У чувашей тоже была скрипка – сĕрме купăс (Приложение № 2). На скрипке чуваши исполняли преимущественно коротенькие плясовые наигрыши с большим количеством многократно повторяемых свободных вариаций (как и в природе птицы многократно повторяют свою «песню»). У низовых чувашей скрипачи играли особенно большую роль на свадьбах: даже плач невесты свершался в сопровождении скрипки.

Звучащий элемент гармошки – узкая тонкая пластина из специальной стали, она колеблется под действием воздушного потока и производит звук. Используя струю воздуха похожим образом, производят звуки и некоторые животные. Например, «поют крыльями» в полете насекомые. Для многих из них это гудение лишено смыла, но есть и такие, которые воспринимают его как определенные звуковые сигналы. Звуки, сильно напоминающие блеяние ягненка, издает бекас с помощью хвоста. Поднявшись вверх, он вдруг пикирует к земле, при этом рулевые перья хвоста широко расходятся и вибрируют, рассекая воздух, от чего и возникает звук. Единственная бабочка, которая может довольно громко пищать – бражник «мертвая голова». Звук рождается вибрацией особого гибкого выроста в его глотке, когда бражник втягивает в себя воздух, а потом с силой выпускает его. Один из древних музыкальных инструментов, употреблявшихся чувашами – тута купăс или палнай, являющийся национальной разновидностью варгана (Приложение № 3). Это губной инструмент с тонким стальным (более ранние: камышовым или костяным) язычком, прикрепленным к железной подкове с удлиненными концами. Во время игры концы подковы кладут между губами так, чтобы можно было стальной язычок привести в колебательное движение. Регулируемая языком, губами, а также пальцем правой руки, стальная пластина издает гнусавые звуки различной высоты. От русских чуваши переняли и гармонь, которая появилась в Чувашии во второй половине XIX века.

В «природном духовом инструменте» источник звука – вибрирующие голосовые связки, расположенные в верхней гортани. Они могут прижиматься друг к другу и вибрируют при прохождении между ними потока выдыхаемого воздуха. Самцы оленей во время гона издают гортанное мычание, отдаленно напоминающее звучание охотничьего рога или сигналы трубы… Рептилии молчаливы: голосом обладают лишь некоторые ящерицы. Среди земноводных звуковая сигнализация наиболее развита у лягушек и жаб. Пение квакши напоминает отдаленный лай раздраженных собак. Лягушка-бык производит звуки настолько громкие, что в представлении невольно возникает большое, свирепое млекопитающее. Исследователи звукового общения волков отмечают способность этих животных к тончайшему различению оттенков звука… Волки могут передавать информацию небольшими изменениями звучания своего голоса. Из духовых инструментов наиболее древним у чуваш считается шăпăр, известный под названием «пузырь» (Приложение № 4). Главной частью шăпăр являются две оловянные трубки длиной около 31-35 см, продетые внутрь пузыря и находящиеся от него с нижней стороны. В старину эти трубки были не оловянные, а кленовые и даже тростниковые. На трубках имеются продолговатые отверстия, которые при игре закрываются пальцами правой руки: на правой трубке их 2, а на левой – 3 или 4. Вторая трубка имеет дополнительно 3 меньших отверстия, закрывающиеся при игре пальцами левой руки. Воздушным резервуаром шăпăр служит бычий пузырь. С наружной стороны на концы трубок для усиления звука надевается бычий или коровий рог. К нему на ниточке прикреплен проволочный крючок или заменяющий его коготь птицы. Это приспособление служит для настройки инструмента: музыкант накладывает кусочки воска на отверстия, уменьшая или увеличивая их, что повышает или понижает звуки.

Голосовой аппарат млекопитающих устроен сложнее, чем у амфибий и рептилий, а голоса их отличаются поразительным разнообразием: вой волка, рычание тигра, писк мыши, мяуканье кошки, голоса летучих мышей и дельфинов… Основные звуки лис, волков, шакалов – лай, вой, рычание или ворчание – имеют множество оттенков и могут выражать самые разные эмоции. Очень разнообразные звуки издают сурки. Их мелодичный свист слышен на большие расстояния. Большинство кошек, крупных и мелких, издают звуки, напоминающие типичное «кошачье мяу», многие – мурлычут, а также фыркают и шипят.

Главную роль в образовании звуков у птиц играет их уникальный голосовой аппарат – нижняя гортань. Устроена она очень сложно и у разных видов птиц неодинаково. Нижняя гортань имеет два источника звука, работающих независимо друг от друга. Поэтому птицы могут одновременно брать две разные ноты или исполнять две фразы своей песни. Разнообразие в строении нижней гортани соответствует и разнообразию голосов птиц: от низких басовых криков гусей, уток, ворон, жутковатых криков сов до высочайших мелодических свистов певчих птиц. Если записать голоса разных птиц, а затем замедлять записи в 2, 4, 8 и т.д. до 64-х раз, то можно услышать неожиданные звуки. Одни из них подобны реву, другие – визгу, вою, но немало записей в таком замедленном исполнении напоминают звуки народных инструментов и народные мелодии. Любимым музыкальным инструментов у чуваш считались кĕсле – гусли (Приложение № 5/1 и 5/2). Изготавливались они из соснового или елового дерева. Струны у старых гуслей были все кишечные. При игре гусли кладутся в наклонном положении, широким краем на колени, а узким упирается в грудь.

«Песни» полевых сверчков: они это делают, задевая щетинками за щетинки надкрыльев, мы многие слышали. Но еще есть и некоторые птицы, которые также издают звуки «трещотки». Например, коростель. Кто коростеля слышал, ни с кем не спутает. По латыни он мудро называется Crexcrex, что звучит абсолютно как его скрипучие крики [4]. Музыкальные инструменты, подобные трещотке – шокортме (Приложение № 6), есть у многих народов, в том числе и у чувашей. История возникновения уходит корнями в глубокое прошлое. Достоверно неизвестно, кто, когда ее создал. Она пользовалась огромной популярностью наряду с гуслями, ложками, использовалась для различных целей. Сначала привилегия использовать трещотку принадлежала женщинам. Они играли, одновременно пританцовывая, напевая песни – свадебные, игровые, плясовые, в зависимости от торжества. Свадебные обряды непременно сопровождались трещоточниками: инструмент считался сакральным, его звучание отгоняло от молодоженов злых духов [2].

Изучать историю музыки, безусловно, дело специалистов, и, конечно, жужжание пчелы, вой волка и даже пение птиц, каким бы прекрасным оно ни было – это еще не музыка. Но ведь звуки природы – шум морского прибоя, шелест листьев, голоса птиц, стрекотание кузнечиков – научили наших предков слышать и на протяжении веков служить людям источником вдохновения.

3. Практическая часть

Изучая тему музыкальных инструментов в природе, я выяснил, что музыкальные инструменты можно сделать своими руками из очень многих разных предметов. А также родители мне показали, что свистеть можно во что угодно [5].

Например,в травинку. Надо зажать травинку между большими пальцами, обеих рук в кулачках. Травинка должна быть хорошо натянута. Потом поднести руки ко рту и дунуть в щелку между большими пальцами. Раздастся громкий резкий дребезжащий звук (Приложение № 6).

Из стебля одуванчика тоже получается отличная свистулька. Надо оторвать от цветка кусочек стебля длиной сантиметров в пять, чуть-чуть примять один конец пальцами, сунуть смятый кончик в рот и подуть – получается отличный густой звук. Высота звука зависит от толщины стебелька (Приложение № 7).

А еще мы решили сделать трещотку из линеек и бусин [3]. Что нужно для этого:

1. Для изготовления трещотки взять 20 обычных деревянных линеек (длина 150 мм, ширина 30 мм, толщина - 2 мм). При необходимости можно взять 10 линеек длиной 250 или 300 мм и распилить их пополам.

2. В каждой дощечке просверлить сверлом (2 мм) или проколоть два отверстия (по 5 мм от боковых сторон и 10 мм от верхнего края заготовки).

3. Заготовки (при желании) раскрасить в разные цвета.

4. Заготовки нанизать на рыболовную леску (длина лески с припуском 600 мм). Перемычками между заготовок являются бусины (диаметр 6 мм) разных цветов.

5. Для удержания на весу при игре трещотки по боковым сторонам трещотки сделать петли (по 11 бусин нанизанных с двух сторон трещотки). Следует обратить внимание, что дощечки и бусины крепятся на единой нити лески. Для дополнительной фиксации как дощечек, так и всей конструкции, когда делаются петли, 1-ю и 11-ю бусины закрепить дополнительным узлом.

6. Концы лесок завязать тройным узлом и ненужные части отрезать ножницами (Приложение № 8/1 и 8/2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы мы выбрали наиболее узнаваемые и популярные чувашские музыкальные инструменты: барабан – параппан, скрипка – сĕрме купăс, варган – тута купăс, «пузырь» – шăпăр, гусли – кĕсле. Мы послушали звучание выбранных чувашских музыкальных инструментов и сравнили со звуками животных. Я узнал разные варианты, из чего можно свистеть, и мы сделали свой музыкальный инструмент.

Выполняя работу, мы сравнили звучание чувашских музыкальных инструментов и звуки разных птиц, млекопитающих и насекомых, которые оказались действительно похожи. Таким образом, наша гипотеза о том, что звучание чувашских музыкальных инструментов похоже на звуки, которые издают животные в природе, подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. https://vk.com/wall-187108432_522

  2. https://vk.com/wall-158555986_3423

  3. https://zol.dou.tomsk.ru/wp-content/uploads/2014/11/Treshhotka-svoimi-rukami.pdf

  4. https://shulgan-tash.ru/news/korostel-nas-udivil

  5. https://dzen.ru/a/XRtyGXeCvwCtvjT9

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1. Барабан (параппан) – ЧКМ КП 13875 (из фондов БУ «Чувашский национальный музей» Минкультуры Чувашии)

Приложение № 2. Скрипка (сĕрме купăс) – без номера (из фондов музея д. Нижарово Янтиковского района Чувашской Республики)

Приложение № 3. Тута купăс (варган) – ЧКМ КП 41056 (из фондов БУ «Чувашский национальный музей» Минкультуры Чувашии)

Приложение № 4. Шăпăр («пузырь») – ЧКМ КП 2930 (из фондов БУ «Чувашский национальный музей» Минкультуры Чувашии)

Приложение № 5. Кĕсле (гусли) – ЧКМ КП 17490/1 (из фондов БУ «Чувашский национальный музей» Минкультуры Чувашии)

Приложение № 5/1. Трещотка (шокортма) – ЧКМ КП 19024 (из фондов БУ «Чувашский национальный музей» Минкультуры Чувашии)

Приложение № 5/2. Трещотка (шокортма) – ЧКМ КП 17488/1 (из фондов БУ «Чувашский национальный музей» Минкультуры Чувашии)

Приложение № 6. Свистулька из травинки

Приложение № 7. Свистулька из стебля одуванчика

Приложение № 8/1. Изготовление трещотки

Приложение № 8/2. Изготовление трещотки

Просмотров работы: 16