Введение
Работа посвящена изучению информации о вторичном использовании пластика.
С детства нас учат заботиться о природе и не мусорить на улицах города. Но с появлением пластика в жизни человека, количество мусора в городе увеличилось. Куда бы ты не пошел: в лес за грибами и ягодами, просто погулять на улице, кататься на велосипеде по улицам города, всюду видишь валяющиеся пустые пластиковые бутылки. Особенно их много становится после праздников и в жаркие летние дни.
Каждая семья ежедневно выкидывает хотя бы пакет разного мусора, в том числе и пластиковую упаковку. Чтобы хоть как-то сократить количество отходов из пластика в нашей семье, мы решили поделиться, как же его можно использовать вторично.
Проблема пластикового мусора — глобальная экологическая проблема, которая связана с накоплением отходов из пластика в окружающей среде.
Актуальность проекта в том, что пластик загрязняет окружающую среду, он оказывает негативное влияние на почву, воду и планету в целом.
Предмет исследования – использованные пластиковые бутылки и крышки от них.
Объект исследования – вторичное использование пластика для изготовления игрушек и полезных вещей для дачи.
Цель проекта: создать разные полезные вещи, в том числе игрушки, из использованного пластика своими руками.
Для решения поставленной цели в моём исследовании потребовалось решение следующих задач:
Изучить информацию о пластиковых бутылках,
Выяснить плюсы и минусы пластиковых бутылок,
Узнать информацию о вторичном применении,
Изготовить игрушки и полезные вещи из пластиковых бутылок и крышек.
В своем исследовании я выдвинула гипотезу: предположим, что вторичное использование пластиковых бутылок, сохранит наш город от лишнего мусора.
Я использовала следующие методы:
Разработать модели изделий;
Выбрать необходимые материалы и инструменты для работы,
Собрать и оформить изделия.
Практическая значимость работы состоит в том, чтобы научить ребят бережно относиться к природе. Дети получат практический опыт изготовления игрушки из бросового материала и используют её в игровой деятельности.
Для написания работы я использовала различные источники: книги для детей и энциклопедии, а также информацию в сети интернет. Например, книга автора Ынджу Ким «Пластик. Вредный и полезный» [2] помог заглянуть в историю пластика и пройти весь его жизненный цикл: как его производят и перерабатывают, как изобретение пластика улучшило качество нашей жизни, как спустя сто с лишним лет массовое потребление пластика вышло из-под контроля. Кристоф Шульц - автор книги«Без пластика! Простые рецепты экологичной жизни» [4] доказывает, что жить без пластика намного проще, чем кажется. Он рассказывает о том, как найти действенные альтернативы пластику, и предлагает собственные идеи по улучшению экологически чистого образа жизни.
Пластик окружает нас практически повсюду, но большая его часть в конечном итоге оказывается на свалке. Я решила дать этому материалу вторую жизнь!
Ненужный пластик я использовала вторично, превратив его в интересные игрушки для детей на свежем воздухе или другие полезные вещи для дачи.
1. Теоретическая часть
1.1 Использование пластиковой бутылки в современном мире.
На сегодняшний день бутылки, сделанные из пластика, так называемые ПЭТ-бутылки или тара, используются в нашей повседневной жизни в широком применении. Среди емкостей для различных газированных напитков наибольшую популярность имеют пластиковые бутылки, вследствие низкой себестоимости производства [Приложение 1]. Достаточно зайти в любой продуктовый магазин и убедиться в этом. Благодаря своим качествам продукция из пластика, широко применяется в пищевой, косметической, химической индустрии, она бесцветная и кристально чистая, легкая и надежная. Популярность ПЭТ-бутылок настолько велика в мире, что сейчас трудно представить нашу жизнь без них. Она не бьется при транспортировке, не занимает много места, легкая, а главное безопасна для нашего здоровья в применении. В таких бутылках продается около 90% подсолнечного масла и 85% минеральных и фруктовых напитков в магазинах [Приложение 2].
1.2 Преимущества и недостатки пластиковой бутылки.
Пластиковые бутылки имеют как преимущества, так и недостатки [Приложение 3].
К плюсам можно отнести следующие показатели:
- больший объем, по сравнению со стеклянными бутылками;
- более безопасны за счет упругости, герметичные;
- легкие по весу;
- прочные и долговечные;
- низкая себестоимость.
К минусам можно отнести следующие показатели:
- продукты в пластиковых бутылках имеют небольшой срок хранения;
- в состав некоторых бутылок входят вредные вещества, хоть и в допустимых дозах;
- из-за прочности и долговечности надолго остается в виде мусора в природе.
При разложении пластмасса выделяет токсичные вещества, которые загрязняют почву, воздух, воду. Из-за пластиковых отходов гибнут птицы, морские животные, рыбы. Скопления пластиковых бутылок на планете образуют целые плавающие континенты в океанах. Но есть и положительные моменты: пластиковая тара подлежит вторичной переработке. Из вторсырья получают наполнители для игрушек, утеплитель для курток, щетину для щеток, уборочных машин.
При многократном использовании и мытье ПЭТ-бутылки на пластике могут образовываться микротрещины и царапины. Это идеальное место для размножения бактерий и плесени, которые сложно удалить даже при тщательной очистке. Однако если вы будете использовать ПЭТ-бутылку за короткий промежуток времени несколько раз, это не нанесет никакого вреда вашему здоровью. Такие емкости разрешены к однократному и многократному использованию агентствами по охране здоровья. Главное — тщательно промыть тару и не увлекаться ее повторным использованием. В качестве многоразовых бутылок для воды более безопасно выбрать более устойчивые пластики: ПЭ (полиэтилен) или ПП (полипропилен).
1.3 Утилизация пластиковых бутылок.
С увеличением производства изделий из пластика связан рост пластикового мусора. В связи с этим возрастает необходимость в его правильной утилизации и переработке. Но в переработки участвует всего лишь 3% отходов, все остальное вывозится на полигоны для утилизации, так как недостаточно мусороперерабатывающих заводов. Пластик разлагается более ста лет, поэтому этот мусор на свалках загрязняет планету. При горении пластик выделяет вредные вещества, что также загрязняет природу.
Самый лучший и безопасный способ – это переработка, нужно всего лишь выбрасывать бутылки и другие изделия из пластика в специальный контейнер, который установлен во многих дворах в нашем городе. В результате чего, будет получено ценное сырье для дальнейшего производства [Приложение 4].
По данному разделу можно сделать вывод:
Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши предки, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши правнуки, потому что они «вечные». Прежде всего - нужно перестать мусорить самому. Ведь это не сложно: кидать мусор в урну, высыпать ведро в контейнер, а не мимо, когда в нем нет свободного места, забирать остатки своего мусора из леса, пляжа и других мест отдыха. Нужно бережно относиться к природе, а взрослым быть примером для своих детей.
Наша семья сортирует лишний мусор по специальным контейнерам [Приложение 4] в нашем городе их достаточно. Сортировка мусора приводит к сокращению количества свалок, сокращению загрязнений в природе и сохранению природных ресурсов.
2. Практическая часть
2.1. Повторное использование ненужных вещей.
Я учусь во втором классе и в нашей школе часто проводят разные конкурсы, когда нужно изготовить поделки, новогоднюю игрушку, кормушку и другие изделия. Обычно для таких конкурсов мы используем то, что можно найти дома, поэтому еще с того времени, когда мы с сестрой ходили в детский сад, мама учила нас не выкидывать то, что можно использовать для поделок, а складывать их в коробочку для повторного использования. И среди наших запасов также есть много пластиковых предметов.
Летом мы часто ездим на дачу, а иногда, забываем взять с собой игрушки или игры. В один из таких дней у нас с сестрой появилась идея, как сделать что-то новое для игр из того, что нашли на даче. Под рукой оказалась пластиковая упаковка от разных продуктов, из нее мы и начали мастерить свои первые игры. Сначала мы не планировали этими игрушками долго играть, но когда у нас начали получатся интересные вещи, то мы изменили свое мнение. К тому же, после нашего мастерства, количество выкидываемого мусора стало гораздо меньше, хотя заметили мы это не сразу.
Пластик не обязательно сразу выкидывать после использования, из него можно сделать разные интересные и полезные вещи: баночки под рассаду, подставку под карандаши, использовать для хранения разных мелочей на даче, ведро для мусора и многое другое. Тем самым мы сохраняем природу от лишнего мусора.
2.2. Изготовление игрушек и других вещей из пластиковых бутылок.
Самое главное в нашем творчестве было то, что изделие должно быть интересным, полезным и качественно изготовленным, безопасно для детей, выполнено из подручных материалов.
Для изготовления нам потребовались: пластиковые бутылки разных размеров, шнурки, пластиковые крышки, капсулы от киндер-сюрприза, ножницы, канцелярский нож, клей, маркеры, краски и кисти. Сначала мы придумываем модель изделия, выбираем материал из чего лучше сделать, затем собираем изделие и оформляем на свой вкус.
И вот что у нас получилось:
- Игра «Поймай мячик». Изготавливается из пластиковой бутылки, капсулы от киндера и шнурка. Развивает ловкость и координацию движений. Можно играть от 1 человека и более. В ней несколько уровней сложности. Самый легкий - уровень «Новичок», для маленьких деток или тех, кто плохо умеет ловить мячик. Для него нужна пластиковая бутылка широкого диаметра. Уровень «Мастер» подойдет для детей от 5-ти лет, у кого уже хорошо получается играть, уровень «Профессионал» подойдет детям от 7 лет, подросткам и взрослым. Чем меньше диаметр бутылки и длиннее шнурок, тем сложнее мячиком в нее попасть [Приложение 5].
- Игра «Водоносы». Пластиковую бутылку разрезаем пополам, в верхней части делаем дырочки, готово. Веселая игра для жаркого дня для 2-х человек и более. Нужно постараться принести как можно больше воды в емкость, ведь вместо стаканчика, у вас практически решето. Побеждает тот, кто первым наполнит свою емкость [Приложение 5].
- Игра «Шашки-вышибашки». Изготовлена из картонной коробки, шляпной резинки и пластиковых крышек от бутылок, игра для 2-х человек. В игре нужно перегнать свои фишки на сторону противника через общие ворота первым [Приложение 6].
- Игрушка для кота. У нас есть кот, чтобы не возить его игрушки на дачу и обратно, мы сделали ему игрушку из пластиковых крышечек, ниток для вязания и палочки. Он с радостью играет игрушкой и бегает за ней, поэтому нитку лучше сделать подлиннее. А чтобы игрушка была более привлекательной, я придумала привязать к ней бубенчик [Приложение 6].
Иногда получаются не только игрушки, но и полезные вещи [ Приложение 7]:
- Подставка под кружку из пластиковых крышек. Мы склеили крышечки в виде цветка, но можно придумать любой дизайн.
Также очень нужная вещь - это Мухоловка, так как при любом приеме пищи на улице, мухи появляются из неоткуда. Пластиковую бутылку разрезаем пополам, верхнюю часть переворачиваем горлышком вниз, готово. Наливаем на дно бутылки сладкий сироп, можно положить кусочек арбуза или даже шашлыка, муха прилетит на угощение, а вот назад выбраться уже не сможет. Проверено. Лучше иметь несколько мухоловок.
Это лишь немногое, что мы делаем из пластиковой упаковки. Зимой я сделала снеговика из 2-х баночек из-под сметаны, он участвовал в выставке-инсталляции «Самый неожиданный снеговик» в Центре семейного чтения им. А. С. Пушкина, который проходил с января по февраль 2025 года в Заречной части нашего города.
Моя мама входит в родительский комитет моего класса и часто находит информацию о разных акциях, в том числе, экологических. Я рассказываю о них ребятам в школе, потому что, являюсь журналистом нашего класса для таких новостей. Весной в рамках Эко-тура, который проводила наша библиотека, наш класс собирал пластиковые крышечки от разных бутылок, потом эти крышечки увезли в Эко-дом, сдали в переработку и взамен крышечек получили семена деревьев [Приложение 8].
Вывод по практической части: Пластиковые бутылки, которые мы выбрасываем и сжигаем, наносят вред природе, но если подходить к этой проблеме творчески, то можно найти много способов применения пластиковой бутылке. Использовать для изготовления новых предметов, которые можно применить в хозяйстве, украсить интерьер школы или дома. Давая тем самым ненужным бутылкам новую жизнь. В наших руках старые отслужившие свой срок бутылки начинают новое существование, превращаясь в оригинальные игры, поделки и другие нужные вещи.
Заключение
В ходе работы над проектом я изучила много информации о пластиковых бутылках. Узнала, какие плюсы и минусы есть в использовании пластика, как правильно утилизировать ненужную пластиковую упаковку.
С ребятами моего класса я поделилась своими идеями, что можно сделать из ненужных пластиковых бутылок и рассказала, как мы можем сберечь природу. Также о своей работе я рассказывала на родительском собрании в своей школе, чтобы и родители задумались, правильно ли они утилизируют мусор.
Цель моего проекта достигнута, у нас получилось сделать игрушки и другие вещи, которыми мы пользуемся на даче.
Моя гипотеза подтвердилась. Если каждый человек будет ответственнее относиться к утилизации мусора и повторно использовать пластик для личных целей, то город станет чище. Теперь ребята нашего класса больше знают о пластике и активно принимают участие в разных экологических акциях, тем самым, мы все вместе вносим вклад в чистоту города.
Сейчас я собираю большое количество разноцветных пластиковых крышечек, чтобы летом сделать цветную композицию на заборе нашей дачи в виде разных животных. В сборе крышечек мне помогают бабушки и дедушки, а также мои друзья.
Список литературы:
Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2010. – 287 с.
Ким Ынджу. Пластик. Вредный и полезный: Ынджу Ким; Издательство Самокат, 2022. – 40 с.
Универсальная иллюстрированная энциклопедия почемучек и оттогочек: для очень любознательных детей / (Кейт Вудвард и другие) / пер. с анг. И. Алчева и другие. – М.: Астрель, 2012. – 110 с.
Шульц, Кристоф. Без пластика! Простые рецепты экологичной жизни/ Кристоф Шульц; - Москва: издательство АСТ: Кладезь, 2022. – 128 [8] c: ил. –(Книга помощник).
Электронные ресурсы:
https://hightech.fm/2021/04/15/recycle-russia-plastic 90% на свалку: какие проблемы у переработки пластика в России
https://www.vokrugsveta.ru/articles/naskolko-opasny-plastikovye-butylki-5-nashikh-glavnykh-strakhov-i-chto-po-ikh-povodu-govorit-nauka-id5752279/ Насколько опасны пластиковые бутылки? 5 наших главных страхов и что по их поводу говорит наука | Вокруг Света
Приложение 1
Пластиковая упаковка в современном мире
ПЭТ - бутылки Контейнеры
Упаковка для молочных продуктов
Приложение 2
Товары, упакованные в ПЭТ-бутылки
85% минеральных и фруктовых напитков
9 0% подсолнечного масла
Приложение 3
Преимущества и недостатки пластиковой тары
Преимущества |
Недостатки |
Больший объем, по сравнению со стеклянными бутылками |
Продукты в пластиковых бутылках имеют небольшой срок хранения |
Более безопасны за счет упругости, герметичные |
В состав некоторых бутылок входят вредные вещества, хоть и в допустимых дозах |
Легкие по весу |
Из-за прочности и долговечности надолго остается в виде мусора в природе |
Прочные и долговечные |
При разложении и горении пластик выделяет токсичные вещества |
Низкая себестоимость |
Малая часть отходов участвует в переработке |
Переработка ПЭТ - бутылки
Приложение 4
Сортировка мусора
Приложение 5
Изготовление игрушек из пластиковых бутылок и крышечек
Игра «Поймай мячик»
Игра «Водоносы»
Приложение 6
Изготовление игрушек из пластиковых бутылок и крышечек
Игра «Шашки-вышибашки»
Игрушка для кота
Приложение 7
Изготовление полезных вещей из пластиковых бутылок и крышечек
Подставка под кружку
Мухоловка Снеговик
Приложение 8
Экологические акции, в которых участвуем в настоящее время