Вся правда о рыбах!

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вся правда о рыбах!

Матвеев Е.В. 1Якимова М.А. 1
1МАОУ "Школа № 3"
Якимова Н.В. 1
1МАОУ "Школа № 3"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человека окружает многочисленный мир животных и растений. Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где-либо еще.

Актуальность исследования.

У нас в классе есть мальчик Женя, который очень много знает об удивительных подводных обитателях. Он читает энциклопедии о разных рыбах, смотрит телепрограммы, где рассказывают об их жизни. А еще главным его увлечением является рыбалка.  Жене всегда и везде хочется рассказывать о рыбах. Он знает, какие бывают рыбы, расскажет умеют ли они дышать, научит, как правильно найти «клевые» места для рыбалки, познакомит с обитателями местных водоемов и др. Нам захотелось, чтобы Женя приобщил ребят к миру рыб, раскрыв некоторые тайны из жизни этих удивительных существ. Однако надо было понять, интересна ли эта тема ребятам. В связи с этим мы обратились к учащимся нашей школы с вопросами:

Что ты знаешь о рыбах? Напиши 3 интересных факта. Смотришь ли телепередачи о рыбах и рыбалке? Назови рыб, которые водятся на реке Пышме? Был(а) ли ты на рыбалке? Интересно ли тебе, как можно больше узнать о рыбах и рыбалке?

Результаты мини-опросы показали:

  1. Некоторые учащиеся знают рыб, и даже называют по 1-2 факта о рыбах. Но большинство отвечали, что «я мало знаю о рыбах, но мне было бы интересно узнать о них».

  2. Радует, что ребята называют рыб, которые водятся на реке Пышма. Таких как, щука, карась, окунь.

  3. Есть ребята, которые смотрят телепередачи о рыбах и, которые были на рыбалке. Однако их не так много. И абсолютно все ответили, что хотят, как можно больше узнать интересного о разных рыбах.

Тогда мы решили, что, Женя может поделиться своими знаниями о подводных обитателях, познакомить с увлекательными фактами из жизни рыб.

Объект исследования: рыбы.

Предмет исследования: многообразие и жизнь рыб.

Гипотеза исследования: мы предположили, что если снимем образовательные подкасты, в которых расскажем о многообразии рыб и их жизни, то сможем приобщить ребят к миру рыб, расширить их круг знаний.

Цель: расширить круг знаний о многообразии рыб и их жизни, приобщить ребят к миру рыб, посредством серии образовательных подкастов.

Задачи:

  1. Расширить круг знаний о многообразии и жизни рыб.

  2. Узнать, что такое подкаст и как его создавать.

  3. Подобрать материалы и создать образовательные подкасты.

  4. Выложить серию подкастов «Вся правда о рыбах!» в группе ВК МАОУ «Школа № 3».

Тип проекта: творческий, исследовательский.

Сроки реализации проекта: октябрь-апрель.

Реализация проекта:

I этап - подготовительный: провести мини-опрос учащихся по проблеме проекта; отобрать темы для подкастов о рыбах;подобрать материалы о жизни разных рыб, интересные факты о рыбах, правила успешной рыбалки и др.;провести устный журнал;подготовить технику для записи подкастов.

II этап – исследовательский: составить сценарии подкастов по выбранным темам, ознакомиться с Интернет – источниками по данным темам;собрать интересные факты из жизни рыб;провести устный журнал «Что я знаю о рыбах!».

III этап – заключительный: создать серию образовательных подкастов «Вся правда о рыбах!»; выложить подкасты в группе ВК МАОУ «Школа № 3».

Методы исследования. Изучение литературы, работа с Интернет-ресурсами. Мини-опрос учащихся школы.Беседа с учащимся 4-б класса Матвеевым Евгением. Сбор материалов для подкастов.Творческая работа.

Содержание данного проекта, подобранный материал по проведению мероприятий, будет полезен на уроках окружающего мира, внеклассного чтения, на экологических марафонах, в проектной деятельности.

Глава 1. Какие бывают рыбы.

Рыбы — обширная группа водных позвоночных животных, которые обитают в разных водоёмах: океанах, морях, озёрах, прудах, болотах, пресной и солёной воде. Изучением рыб занимается ихтиология — наука о рыбах (по-гречески "ихтис" — рыба, а "логос" — слово, разум).

Рыбы - разнородная и обширная группа животных, различающаяся по окраске, размерам, строению. Среди них встречаются и большие, и маленькие, и спокойные, и свирепые рыбы, способные поедать других и в том числе людей, и удивительные долгожители.

1.1. Самые опасные рыбы и их суперспособности.

В мире обитают около 30 000 видов рыб, и некоторых из них лучше избегать. Отдельные виды способны растерзать свою добычу за несколько секунд, другими можно смертельно отравиться. 

Рыба-камень, или бородавчатка — одна из самых ядовитых рыб в мире. Это рыбы с большими головами и ртами, маленькими глазами и бугристой кожей, покрытой бородавчатыми наростами, неподвижно лежат на дне, почти полностью сливаясь с окружающей средой по форме и цвету. Опасная суперспособность. Со стороны их вполне можно принять за булыжник. Главное — не дотрагиваться. Ведь тогда они могут впрыснуть большое количество яда через бороздки на спинных плавниках.

Обитает, как правило, на коралловых рифах. На побережьях России эту рыбу не увидишь. Встречается на мелководье Тихого и Индийского океанов.

Крылатка-зебра- яркий и опасный обитатель морских глубин,который поражает своей красотой и уникальными способностями. Название "крылатка" она получила благодаря своим большим и хорошо развитым грудным плавникам, напоминающим крылья.Однако, несмотря на свою красоту, крылатка-зебра является опасной рыбой. Опасная суперспособность. Во всех иглах рыбы содержится высокотоксичный яд, поэтому к ней лучше не приближаться ни при каких обстоятельствах. Укус этой рыбы может вызвать сильную боль, отек и даже паралич. 

Рыба фугу имеет широкий ареал обитания. Ее можно встретить в северо-западных регионах Тихого океана, а также в пресных азиатских реках Индо-Тихоокеанского бассейна. Иногда ее можно обнаружить в российских водах Японского моря, но обитает она там преимущественно летом. У этой рыбы жесткая, обычно колючая кожа и сросшиеся зубы, которые образуют клювообразную структуру с расщелиной в центре каждой челюсти. Опасная суперспособность. Рыба фугу опасна тем, что содержит смертельную дозу тетродотоксина во внутренних органах, в основном в печени и икре, желчном пузыре, а также в коже. Этот яд нервно-паралитического действия. Всего 1 мг может убить человека! Тем не менее, в Японии рыба фугу считается деликатесом.

Скат-хвостокол — представитель семейства хрящевых рыб отряда хвостоколообразных скатов. Эти скаты обитают во всех тропических и субтропических морях. Они ведут донный образ жизни, встречаются в прибрежных зонах, мангровых зарослях и солоноватых устьях рек. Имеют плоское тело и длинный ядовитый хвост.Опасная суперспособность. Скат-хвостокол опасен для человека ядом, который содержится в его хвостовом шипе. Обычно травмы появляются, когда наступаешь на ската при ходьбе по океанскому мелководью.

1.2. Самые странные в мире рыбы.

Рыбы - разнородная и обширная группа животных, различающаяся по окраске, размерам, строению. Среди них встречаются и большие, и маленькие, и спокойные, и свирепые рыбы, способные поедать других и в том числе людей, и удивительные долгожители.

Рыба-коробка. Её ещё называют кузовок-кубик — из-за необычной формы. Симпатичная рыбка напоминает коробочку. На вид безобидная, онаможет выделять ядовитую слизь в случае угрозы. Ярко-жёлтые рыбки — молодые, с возрастом они меняют окраску, становясь голубоватыми. Плавают они в рифах Индийского и Тихого Океана, можно их встретить и в Атлантике.

Рыба-ремень или Сельдяной король — это полуглубоководная ремнетелая морская рыба. Ремнетелые или ремень-рыбы — это рыбы, строение тела которых напоминает ленту. Она является одной из самых длинных костных рыб в мире, способной достигать длины до 11 метров, хотя чаще ее длина колеблется около 6-7 метров.Гигант любит селиться среди косяков всеми любимой промысловой рыбы-сельди. Не сложно догадаться, что ей же он и питается. Также в царское меню входят ракообразные, мелкие рыбки и кальмары. Для своего королевства Сельдяной Король выбрал тёплые воды Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Встретить монарха можно на глубине 500-700 метров.

Рыба-ананас — самая храбрая рыба океана. Это маленькая рыбка (японский шишечник), которая достигает не более 15 сантиметров. Она использует необычные органы, способные светиться, как фонари. Так он ищет себе пищу.Чтобы насобирать корзинку таких вот морских шишек, мишке косолапому пришлось бы отправиться в тур к Индийскому или Тихому океану. Да ещё и с аквалангом нырнуть — обитает рыб на глубине от 10 до 200 метров. Но все эти мучения, наверное, стоят того: шишка из рыбы получается добротная — 22 сантиметра в длину, 500 граммов веса.

1.3. Хищные рыбы.

Хищные рыбы — это группа рыб, питающихся живыми организмами. В отличие от растительноядных видов, они обладают большой физической силой, выносливостью и зубами.

Мурена (морской хищник). Внешне напоминает ужей. Некоторые мурены предпочитают плавать среди коралловых рифов в тропических морях. Своим крючковатым хвостом они цепляются за рифы и отдыхают в таком положении, поджидая добычу.

Морской черт (морской хищник). Выглядит черный удильщик как смешарик из фильма ужасов: почти круглая тушка 15 сантиметров длиной. Черно-бурая кожа, лишенная чешуи. Огромная пасть, из которой выглядывают ряды безобразных зубов-кольев. И, конечно, знаменитая удочка-приманка на морде.Ученые предполагают, что морские черти могут охотиться за счет быстрых прыжков, которые помогают им совершать мощные движения в воде.

Щука (речной хищник) –эта хищница водится практически во всех средних и крупных водоемах, хотя встречается так же и в малых речках, прудах и озерах. Щуки обладают завидным терпением. Они подолгу могут прятаться в укрытии, ожидая, когда мимо проплывет неосторожная рыбешка. Увидев добычу, молниеносно бросаются на нее, чтобы затем вновь превратиться в невидимку.На обед к щукам попадают крупные окуни, караси, лещи, лягушки, небольшие птицы. На аппетит щука не жалуется — для нее не проблема проглотить рыбу в половину собственной длины.

Вывод. Огромное количество разных рыб населяют реки, моря и океаны, все они разные и очень интересные. Изучать мир рыб, все его многообразие, это чрезвычайно увлекательно!

Глава 2. Интересные факты о рыбах.

Факт 1. Рыбы умеют менять пол. Оказывается, некоторые виды рыб обладают такой способностью. К ним относятся — сибас, рифовые рыбы и др. В общей сложности в мире насчитывается около 500 видов рыб, самки которых могут быстро превращаться в самцов и наоборот. 

Факт 2. Рыбы могут лазить по деревьям. Этой способностью обладает особь, обитающая в водах Юго-Восточной Азии — Анабас. Причиной его является банальный инстинкт к выживанию. В поисках своего нового дома рыба тянется к влажности, которая встречается в прохладных листьях. А за счет имеющихся шипов анабас с легкостью ползет по дереву.

Ф акт 3. Некоторые рыбы умеют летать. Летучая рыба может с легкостью пролетать расстояния в 50 метров над уровнем моря. Хотя были зафиксированы и такие случаи, когда она пролетала и до 200 метров. Чтобы преодолеть такой длинный промежуток, летучей рыбе нужно подпрыгнуть из воды примерно на 5-6 метров.

Факт 4. У рыб есть память.  Учёные объясняют, что рыбы мыслят образами, которые по мере необходимости извлекают из памяти для использования. Аквариумные рыбки способны запомнить, например: соседей по аквариуму, место кормёжки, опасные места аквариума, температуру воды и световой режим. Дикие рыбы фиксируют и впоследствии могут вспомнить богатые пищей места, опасные участки водоёма, течения, хищников и подводных обитателей, представляющих пищевой интерес. 

Факт 5. Рыбы могут дышать. Ни это делают, забирая кислород преимущественно из воды, а не из воздуха.  Главным образом дыхание происходит через жабры. Они способны извлекать из воды до 30% растворённого в ней кислорода.  Также некоторым видам рыб свойственно воздушное дыхание. Для этого используются наджаберные органы, кишечник и плавательный пузырь.  

Вывод. Водные глубины хранят множество тайн и загадок, в них обитают удивительные существа – рыбы. Интересные факты о рыбах, вдохновляют на знакомство с загадочными тайнами природы.

Глава 3. Какая рыба водится в реке Пышма, и

как поймать удачу за хвост.

Река Пышма, протекающая в Свердловской и Тюменской областях России, богата разнообразными видами рыб. В реке встречаются как типичные для Урала и Западной Сибири виды, так и редкие экземпляры.

Одним из наиболее распространённых видов в Пышме является плотва. Эта рыба обитает практически повсеместно. Также в реке водится окунь, который предпочитает участки с умеренным течением и зарослями водной растительности.В основном этот хищник питается мальками, обитающих у побережья. Окунь любит теплую воду, прогретую солнечными лучами. Ловить его можно круглый год на червя или мотыля.

Щука, хищная рыба, также встречается в Пышме, особенно в местах с глубокими ямами и затопленными корягами, где она устраивает засады на свою добычу. Увеличивается шанс на улов в часы максимальной прохлады. Особую активность щука проявляет перед грозой.

Лещ, крупная и ценная рыба, обитает в реке на участках с медленным течением и илистым дном, где рыба находит пропитание.  Лещ не в восторге от жаркой погоды, поэтому его принято ловить исключительно ночью. Ещё одним представителем ихтиофауны Пышмы является язь, который предпочитает держаться вблизи перекатов и быстрин. В реке также можно встретить ельца, пескаря и голавля, которые добавляют разнообразия в рыбный состав.

В меньшем количестве встречается уклейка, белый амур, линь, синец, красноперка.Осетровые и лососевые не встречаются.

Рыбалка на реке Пышма возможно круглый год. Несмотря на браконьерство, существенно сократившее численность подводных жителей, здесь можно рассчитывать на хорошие уловы в любое время, особенно в среднем и нижнем течении. Река Пышма - рыбные место, но рассчитывать на крупные экземпляры можно только ближе к Тюменской области. Судака и щуку лучше ловить в нижнем течении, ближе к устью Пышмы. Около Белоярского водохранилища клюет карась, лещ, чебак, елец, карп. Ниже водохранилища хороший клев в любое время. Осенью клюет налим. Ниже Талицы река равнинная, здесь ловят крупную щуку, леща, язя, карпа и амура, зимой клюет судак.

  • Лайфхаки для начинающих рыбаков.

Для удачной рыбалки особенно важновыбрать правильное место.Летом жарко, поэтому рыбы предпочитают находиться на глубине. Самый удачный клев обычно бывает либо ранним утром, либо поздним вечером, когда нет жары.

Рыболовные хитрости, которые используют рыбаки для хорошего улова: 1. Для того чтобы привлечь обитателей водоема, многие любители посидеть с удочкой у водоемов крошат в воду хлеб или крупу. 2. Чтобы червь был еще более привлекательным, используют лайфхак с красной помадой. Помаду измельчают, заливают молоком, в эту кашицу кладут червя на 3-4 часа. Он окрасится и приобретет манящий аромат. 3.Чтобы доставить рыбу домой свежей, используют крапиву. Рыбу и растение нужно чередовать слоями: крапива – рыба – крапива и так далее. 4.Рыбы очень чувствительны к ароматам, поэтому на рыбалку не стоит душиться своими лучшими духами.

Вывод. Река Пышма, расположенная в Западно-Сибирской равнине - это идеальное место для рыболовных приключений.

Глава 4. Как самому создать образовательный подкаст.

4.1. Что такое подкасты.

На сегодняшний день подкаст — один из наиболее доступных и удобных способов получения информации. С помощью такого формата можно узнать практически обо всём. Впервые идея создать нечто подобное пришла британскому журналисту Бену Хаммерсли в 2004 году.

Подкаст — это контент в аудио- или видеоформате, который пользователи могут загружать или прослушивать в режиме онлайн.  Они могут быть посвящены разным темам — от науки и образования до искусства и развлечений).

4.2. Какими бывают подкасты.

Существует несколько типов подкастов в зависимости от контента.

Музыкальные. Такие подкасты позволяют слушателям открывать для себя новые жанры и артистов, а также погружаться в историю музыки.

Разговорные. Один из самых популярных форматов — разговорные подкасты, где ведущие обсуждают самые разнообразные темы: от политики и культуры до личных историй.

Образовательные и научные. Эти подкасты ориентированы на передачу знаний. Образовательные подкасты помогают слушателям расширять кругозор, осваивать новые навыки и узнавать о новых исследованиях в различных областях знаний.

4.3. Что необходимо для создания подкаста.

Для создания подкастов необходимо: подготовить технику; определить формат и тему подкаста, а также на какую аудиторию рассчитан подкаст; проработать сценарий, подобрать музыку и звуковые эффекты; чтобы выпуск был увлекательным, хорошо слушался, надо натренировать ораторские навыки (Речь должна быть живой, даже если вы читаете текст с бумажки. Нужно менять интонацию, вставлять уместные шутки, возможно отрывки из мелодий или песен, подходящих по смыслу).

Мы выделили для себя преимущества подкастов: 1. Подкасты дают возможность учиться новому, с помощью такого формата можно узнать практически обо всём. 2. Слушатель может выбрать удобное время и место для прослушивания подкастов. 3. Подкасты можно размещать и слушать бесплатно на большинстве платформ.

Глава 5. Создание образовательных подкастов «Вся правда о рыбах!».

Практическая часть проекта началась с проведения устного журнала «Что я знаю о рыбах!». Женя рассказал ребятам: Кто такие рыбы? Для чего рыбам плавники, хвост, жабры? Какие бывают рыбы? Очень ребятам понравилась рубрика«Интересные факты о рыбах». Самым полезным стал разговор о рыбах, которые водятся в реке Пышма, так как эти знания могут пригодиться ребятам на Всероссийской проверочной работе по окружающему миру. Маша так заинтересовалась, что даже изобразила этих рыб в своих рисунках. Наталья Владимировна предложила сделать сборник «Рыбы наших водоемов» (Приложение 1).

Продуктами нашего проекта являются образовательные подкасты.

Мы остановились на разговорном типе подкаста, где ведущие обсуждают самые разнообразные темы. Для создания подкастов мы подготовили все необходимое (Приложение 2):

1. Техника. Мы использовали смартфон. Наш одноклассник, занимался всей технической стороной: устанавливал камеру, вел запись, монтировал.

2. Определение тематики подкаста.  Мы провели в начале исследования опрос, который показал, что ребятам хочется узнать, как можно больше интересного о рыбах. Было решено каждый подкаст посвящать одному из вопросов связанных с жизнью рыб, их особенностями.

3. Определение аудитории, для которой будут записываться подкасты. Перед созданием подкастов мы продумали, кого именно хотим привлечь к просмотрам– составили портрет своей аудитории (интересы, возраст и др.). Основной целевой аудиторией мы определили учащихся начальной школы.

4. Написание сценария. Сценарии мы писали, исходя из темы выпуска. Главным помощником была наш классный руководитель Наталья Владимировна. Продумывали, какие вопрос будет задавать ведущий, чтобы раскрыть тему подкаста в полном объеме. Сочиняли увлекательные подводки. Поэтому в некоторых подкастах мы ввели мультипликационных и сказочных героев: рыбка Дори, сказочная Щука, Водяной и др.

5. Подбор музыки и видео эффектов помогли сделать выпуски более динамичными и интересными. Здесь нам помог брат Маши, который является режиссером монтажа.

Так мы создали 9 образовательных подкастов, где рассказали ребятам всю правду о рыбах. (Приложение 3). Все подкасты мы выложили на станице ВК нашей школы. Мы получили много положительных комментариев о том, что подкасты очень интересны и легко слушаются. (Приложение 4).

Использование продуктов нашего проекта многогранно:

  1. Увлекательные образовательные подкасты помогают приобщать ребят и даже взрослых к миру рыб, повышают интерес к данной теме. С помощью наших подкастов можно учиться и расширять свой кругозор.

  2. Просмотр образовательных подкастов «Вся правда о рыбах!» возможен и на уроках, и при подготовке к проектам, а также на классных часах, экологических марафонах (Приложение 5).

Заключение.

Несмотря на то, что рыбы — древнейшие позвоночные нашей планеты, каждый год человек открывает новые виды и узнает интересные факты.

В ходе исследовательской работы мы изучили многообразие подводных обитателей. Нам удалось выяснить, какие рыбы являются самыми опасными и самыми странными. Мы нашли ответы на вопросы, есть ли у рыб память, умеют ли рыбы летать. В сборнике «Рыбы наших водоемов» мы представили рыб, которые водятся в реке Пышма, а также знаем секреты успешной рыбалки. Обо всем этом мы рассказали ребятам в наших подкастах «Вся правда о рыбах!».

Повторное анктерование показало, что ребята знают много интересных фактов о рыбах, называют хищных, странных, опасных рыб. Их заинтересовали летучие рыбы, захотелось многое еще прочитать самим.

Смотреть ролики в Интернете можно для того, чтобы весело провести свободное время, а можно смотреть, думать, пополнять свои знания и учиться каждый раз чему-то новому на нашем канале «Вся правда о рыбах!»

Таким образом, в ходе нашей исследовательской деятельности, мы можем отметить следующие положительные изменения и результаты: узнали и рассказали другим много интересного о рыбах и рыбалке;открыли для себя, что такое подкаст, и как его создавать;создали 9 подкастов «Вся правда о рыбах!», выложили их ВК МАОУ «Школа № 3», отвечали на вопросы и комментарии по теме проекта слушателям подкастов.

Цель достигнута, задачи выполнены!

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. Богданов В., Большаков В. Рыбы Среднего Урала. Справочник-определитель. Сократ, 2006

  2. Свечников В. Рыбы. Энциклопедия. Махаон, 2014

  3. Самые опасные рыбы в мире: описание, фото.  [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://moya-planeta.ru/travel/view/samye_opasnye_ryby. Дата доступа: 2025.

  4. 25 интересных фактов о рыбах. .  [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://moya-planeta.ru/travel/view/fakty_o_rybakh. Дата доступа: 2025.

  5. Что такое подкаст и как его создать.  [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.championat.com/lifestyle/article-5930388-podkast-chto-eto-prostymi-slovami-zachem-nuzhen-chem-otlichaetsya-ot-intervyu-primery.html Дата доступа: 2025

Приложение 1.



П
рактическая часть. Устный журнал. Презентация сборника.

П
риложение 2.

Практическая часть. Подготовка к созданию подкастов.

Приложение 3.

Практическая часть. Создание подкастов.

Ответы к комментариям на наши подкасты

П риложение 4.

Ответы на комментарии к подкастам.

Приложение 5.

Наши продукты исследования.

Просмотров работы: 10