Любительский театр: от познания к представлению

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Любительский театр: от познания к представлению

Солдатова В.А. 1
1МОУ СОШ №1г. Валуйки Бедгородской обл.
Каменева Т.А. 1
1МОУ СОШ №1г. Валуйки Бедгородской обл.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Поступив в 1 класс, наряду с чтением, русским языком, математикой, музыкой и другими предметами, мы окунулись в мир театра на занятиях творческого объединения «Любительский театр». Интересно было познакомиться с историей и видами театра, его устройством, театральными профессиями. А с 4 класса, подготовив спектакли, представляли их ученикам нашей школы и родителям. Занимаясь теорией театра и постановкой спектаклей, я заметила, что эти занятия не только интересны, но и полезны для нас. Они способны обучать, воспитывать и развивать нас, юных актеров и зрителей, которые смотрят спектакль. Мне стало интересно, какую пользу, кроме приятного времяпровождения, приносят занятия в творческом объединении и театральные постановки для зрителей. Поэтому мной определена тема исследования: любительский театр: от познания к представлению

Данная работа актуальна, так как изучено влияние занятий в любительском театре на формирование интеллекта и нравственных качеств участников

Новизна работы заключается в том, что впервые наряду с историей и развитием профессионального театра проанализировано становление любительского театра на базе одного классного коллектива

Цель исследования: проанализировать путь становления и развития детского любительского театра

Для достижения данной цели я решала следующие задачи:

  • описать этапы развития детского любительского театра по плану «познание – интерес

– увлечение – представление»;

  • расширить знания об истории и видах театра;

  • обобщить материал о составляющих театра и театральных профессиях;

  • найти и изучить материал в литературных и интернет - источниках;

  • раскрыть сущность и важность внеурочной деятельности «Любительский театр»;

  • провести анкетирование по следующим вопросам ««Интересно ли вам заниматься в

любительском театре?» и «Какие виды занятий на внеурочной деятельности «Любительский театр» вам больше всего нравится?» и обобщить полученные данные;

  • представить результаты исследования одноклассникам

Гипотеза: занятия в детском любительском театре способствуют всестороннему развитию личности

Объект исследования: история и развитие театральной деятельности

Предмет исследования: влияние занятий любительским театром на образование учащихся

В состав приемов и методов, обеспечивающих проведение данной исследовательской работы, входили: работа с материалами занятий внеурочной деятельности «Любительский театр», изучение литературы по теме, выбор информации в Интернет - источниках, организация, показ спектаклей, анализ результатов практической деятельности, анкетирование, наблюдение, сравнение, анализ полученных данных.

Практическая значимость:

  • собранная информация расширила сведения о становлении театра и других

составляющих театральной деятельности;

  • на основе материала данного исследования проведено информирование

одноклассников о роли театральных занятий в развитии личности человека;

  • результаты работы могут быть использованы в качестве дополнительной литературы

к урокам литературы и музыки, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I Любительский театр: познание

1.1. История театра в мире

Из первых занятий внеурочной деятельности «Любительский театр» мы узнали, что история театра началась ещё в древности. Своими корнями театр уходит в народные массовые празднества в честь древних богов. На этой основе возникли первые театральные действия, в том числе маски, ряженье, хоровые песни, диалоги, танцы. Со временем начали выделяться герои, массовые празднества - превращаться в организованное действие. Так постепенно зарождался театр.

Расширить свои знания о древнем театре я смогла из книги Г. А. Гальпериной и Л. Н. Смирновой «Популярная история театра». Проанализировав главу «Античный театр», я установила, что в античном мире существовало только два театра: древнегреческий и древнеримский. Согласно древним историческим документам, в Древней Греции до нашей эры существовали два вида театральных постановок: трагедия и комедия. Их сюжеты посвящались религиозным мифологическим мотивам, реже житейским. Авторами были великие поэты древности: Софокл, Еврипид и Эсхил. Представления тогда являлись всенародным большим празднеством. На огромных, гигантских амфитеатрах, находящихся под открытым небом, собирались целые десятки тысяч завороженных зрителей. Помимо профессиональных актеров могло разыгрываться представление и гражданами. Греческие актёры были в масках, так, как и мужские и женские роли исполняли мужчины, да и зрителям последних рядов без масок не были видны лица.

Древнеримский театр развивался под большим влиянием древнегреческого. Римские пьесы отражали всевозможные бытовые события с запутанными фактами, которые усиливали динамику и зрелищность. Но больше всего римляне любили смотреть комедии. Представления показывались на деревянной площадке ростом с человека, а зрители располагались внизу сидя или стоя. Авторы Древнего Рима Плавт, Энний, Акций создавали свои трагедии и комедии и занимались обработкой греческих текстов. Позже был построен первый в Риме постоянный каменный театр с первым занавесом на сцене. Здесь зародились пантомимы, которые оставались 500 – 600 лет наиболее популярным театральным жанром.

С V по XIII века театральное искусство подавлялось церковью, потому что оно считались греховным. Но несмотря на запреты, уличные актёры исполняли баллады, на ярмарках выступали кукольники, акробаты и рассказчики. Во время Пасхальной службы священники разыгрывали мистерии – театрализованные истории. (Приложение 1)

И только с XIV века снова возник интерес к возрождению классического греческого и римского театра, который оказал большое влияние на европейское театральное искусство. Появились светские театральные представления, комедии, созданные несколькими актерами в масках. В этих пьесах впервые на сцену было разрешено выступать женщинам. Особо популярно театральное искусство было в Англии благодаря Шекспиру – самому известному профессиональному драматургу. В Лондоне было построено первое здание театра, появилась традиция использовать реквизит и менять во время представления костюмы.

В XVI веке были популярны комедии, которые оказали своё профессиональное влияние на всё европейское искусство. В комедиях поднимались и высмеивались отрицательные качества человека: жадность, глупость, тунеядство.

История развития французского театра интересна тем, что практически во всех спектаклях того периода прослеживается торжественность и подчеркнутая величавость поз, движений и жестов исполнителей, высокое декламационное мастерство. Авторами сценических пьес были известные французские мастера слова: Ж. Расин, Ж. Мольер.

Классический театр сформировался к середине XVIII века. Актеры стали создавать сложные образы героев, проблемы приобрели общезначимый характер. Писатели и поэты – Вольтер, Д. Дидро, П. Бомарше, К. Гоцци, И. Гёте, И. Шиллер – создавали величайшие произведения для театра, которые востребованы и до сих пор. Театр проделал огромный и сложный путь от первых робких всходов просветительской мысли к шедеврам драматургии и актерского мастерства, послуживших базой для дальнейшего развития искусства. [6] Современный театр – это соединение разных видов искусств, эмоций и общественных проблем. В театре сочетается сатира, лирика, переживания, достоверность, непосредственность состояния, высокая нравственная проблематика, психологический анализ. Современный театр – это стремление к активным образам. [3]

Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что театр проделал огромный и сложный путь от первых простых постановок к шедеврам драматургии и актерского мастерства, которые послужили основой для дальнейшего развития театрального искусства.

1.2. История театра в России

Русский театр зародился в давние времена в народном творчестве - обряды, праздники, игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалоги, песни, танцы. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение. Старейшим театром были игрища народных лицедеев – скоморохов, тех, кто умел скоморошить: петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах. Их искусство выделялось своей художественностью. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Скоморошеские представления переходили из века в век, народный театр развивался.

В середине XVII века в России по указу царя были запрещены всякие скоморошьи игрища и постепенно театральные представления скоморохов стали забываться, а их место на базарных площадях заняли более совершенные по уровню творчества спектакли народного театра. Это театр Петрушки – первый народный кукольный театр в России. Все роли в этом театре исполняли куклы, которыми управлял кукольник. Главным и постоянным персонажем всех спектаклей этого театра была деревянная кукла, которую называли Петрушка. Своей бесхитростной игрой эта кукла веселила народ и учила его уму-разуму. Побеждая попов, полицейских и чертей, олицетворявших зло и даже саму смерть, Петрушка вселял в народ веру в преодоление всех бедствий и напастей.

А для царя и придворной знати показывались пышные театрализованные представления, которые сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. Русское театральное искусство, которое в XVII веке базировалось на достижениях придворного и школьного театров, было признано на государственном уровне. Используя в своем творчестве уже накопленный опыт сценического искусства Западной Европы, русские актеры развивали национальную театральную культуру, открывая в городах театральные школы для подготовки профессиональных кадров русского драматического театра.

Особое развитие получило театральное искусство при Петре I, когда с новым периодом русской истории начинается и новый этап в развитии театра. Ставились пьесы Ф. Прокоповича «Владимир» и «Князь Максимилиан», которые были популярны более 200 лет.

XVIII и XIX века можно назвать расцветом русского классического театра. Стали организовываться театры не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинциальных городах Российской Империи. На сценах ставили произведения Д. Фонвизина «Недоросль», А. Грибоедова «Горе от ума», пьесы А.Н. Островского, Н. В. Гоголя, а также пользовавшиеся огромной популярностью русские комические оперы. (Приложение 1)

Изучив материал книги, я подробнее узнала об истории театра в нашей стране, расширила знания о развитии театрального искусства, и сделала вывод о том, что в России, так же, как и в других странах, театр прошел сложный путь становления и развития. [6]

1.3. Виды и жанры театра

Продолжая знакомиться с театром, на занятиях мы узнали о видах театра, а я решила расширить сведения о театре. В первую очередь, я считаю, нужно более точно и широко познакомиться с лексическим значением слова «театр». В толковых словарях я нашла следующие определения слова «театр»:

  • Новый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой: 1. «Один из видов искусства, в

котором образное отражение достигается средствами представления. 2. Помещение, здание со сценой и зрительным залом, в котором устраиваются театральные представления» [1]

  • Словарь С. И. Ожегова 1. «Искусство представления драматических представлений на

сцене. 2. Помещение, где представляются такие представления» [2]

Также свои знания о театре и его составляющих я расширила с помощью литературных и интернет-источников. Дополнительные сведения подробно освящены на страницах книг «Театральная энциклопедия» С. С. Мокульского, П. А. Маркова, интернет-энциклопедии «Энциклопедия Кругосвет», на сайтах «Мир театра» и «Лабиринт»

Символом театра являются театральные маски, изображающие разное настроение: смешное – это комедия, грустное – это трагедия. Существует более двадцати видов театра:

  • драматический: главное место отводится актерам и режиссеру. Именно они создают

характеры персонажей, перевоплощаясь в необходимые образы. Режиссер передает свое видение и руководит коллективом, а актёры воплощают в игре образы;

  • театр оперы и балета: очень часто эти виды театров объединяют в одном месте. Опера и балет проходят в сопровождении симфонического оркестра. Музыка становится неотъемлемой частью этих постановок. Она передает настроение, атмосферу всего происходящего на сцене и подчеркивает выступления актеров. Оперные певцы работают голосом и эмоциями, а артисты балета передают все посредством движения;

  • музыкальный театр: в нём ставят оперетты, мюзиклы и все те представления, в которых есть много музыки. Здесь работают музыканты и актеры, которые представляют оперетту, мюзиклы и музыкальные спектакли с эстрадной или классической музыкой;

  • теневой театр или театр теней: очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Теневой театр появился несколько тысячелетий назад на Востоке. Представления театра теней проходили ночью с заката до рассвета. Теневой театр — это древнейший прототип кино. А кино - усовершенствованный двадцатым веком театр теней;

  • детский театр: этот вид театра - явление в нашей жизни распространенное. Детство каждого ребенка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол. Искусство оживления кукол древнее, история его огромна, география очень широка. Разнообразие театральных действий строится на использовании кукол различного типа;

  • театр марионеток: марионетка - разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. Концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище куклы. Эти куклы - деревянные Марии, получили своё имя в честь святой Марии и называются «марионетки» - маленькие Марии. Начиная с XIX века представления марионеток можно было увидеть в России;

  • театр зверей: театр, в котором актёрами выступают животные: собаки, слоны, вороны, еноты и другие. В России театр зверей основан более 100 лет назад Дуровым, известным цирковым артистом, дрессировщиком, писателем. Он учил с добротой и пониманием относиться к животным, его театр служил не только развлечению, но и образованию;

  • театр пантомимы: пантомима - вид сценического искусства, основным средством создания образа является пластика человеческого тела, без использования слов. Спектакли в театре пантомимы бывают с участием одного – трёх актера или коллектива мимов;

  • театр эстрады: пополнил виды театров относительно недавно. И сразу полюбился зрителю. Эстрадные артисты включают в себя современных певцов, танцоров, ведущих. В театрах эстрады часто проводят сольные концерты и посвященные каким-либо памятным датам, играют постановки современных авторов;

  • театр комедии и сатиры: со времени своего появления он отображал жизнь горожан, показывал все недостатки и высмеивал их. Здесь работают актёры, которые умеют петь и танцевать, смешить зрителей разговорным жанром и пародиями. Репертуар может включать сатирические комедии, мюзиклы, драмы, музыкальные постановки;

  • пальчиковый театр: это невероятно увлекательная сюжетно-ролевая игра. С помощью миниатюрных и удобных даже для детских ручек кукол можно изготовить и обыгрывать любимые сказки, стихи и пьесы. (Приложение 1)

Виды театра напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них. А театральные жанры в современном мире очень разнообразны. Это - драма, комедия, водевиль, феерия, пародия, мим, мюзикл, трагикомедия, мелодрама и другие. Театральные жанры соединяют в себе литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. Они выражают различные эмоции и ситуации.

Из вышесказанного следует, что человечество постоянно развивается, и в связи с этим возникают новые разнообразные виды и жанры театрального искусства.

II Любительский театр: интерес

2.1. Театр начинается с афиши

После ознакомления с историей и видами театра у нас появился интерес к дальнейшему изучению театрального искусства, так как мы поняли, что театр может многое: перенести нас в прошлое, будущее, в сказку, в самую загадочную страну. Ведь театр – это волшебник!

Я считаю, что театр начинается с афиши, потому что в волшебный мир театра нас приглашают афиши. Афиша - это театральный плакат, на котором написано название спектакля. По Толковому словарю В. Даля это слово означает «изложенное на бумаге объявление о предстоящем зрелище или сборище, за просмотр которого нужно внести определенную плату». Слово имеет французские корни, но легко прижилось в русском языке. Первые афиши – глиняные таблички с объявлениями – размещались на стенах домов в Древнем Риме, где для «афиш» отводился специальный квадрат на белой стене дома.

Афиши могут быть размещены не только на здании театра, но и в других местах. Именно афиша останавливает нас на улице своими яркими красочными буквами и приглашает в театр. Театральная афиша – это наглядное свидетельство репертуара театра и его актерского состава. Если на первых плакатах предоставлялась информация о месте, где будет даваться спектакль, времени начала представления, фамилиях исполнителей главных ролей и ценах на билеты, то со временем театральная афиша претерпела значительные изменения – она стала более броской и красочной. Такие объявления о спектаклях становились шедеврами живописи – к их оформлению привлекались знаменитые русские художники: И. Билибин, А. Головин, В. Васнецов и другие.

Мы тоже учились создавать театральные афиши, сочетая правила классического плаката вместе с новыми современными веяниями. Самые первые афиши мы изготавливали к русским народным сказкам «Петушок – золотой гребешок», «Как коза избушку строила», «Царевна – лягушка», потом к художественным текстам, которые изучали на уроках литературного чтения: былина «Садко», сказка – феерия «Синяя птица», сказка «Маленький принц» и другим текстам. Все изготовленные афиши были оформлены в классе.

Узнав из афиши об интересном спектакле, мы покупаем билет в театр и с нетерпением ждём этого дня. Театральный билет – это по сути дела документ, который дает право на посещение театрального действа. В билете указывается дата и время представления, ряд и место зрителя. В последние годы в мире и, конкретно, в России, наблюдается возросший интерес к театру, имеется очень широкий выбор разнообразных театрализованных представлений на любой вкус, и у зрителей есть возможности приобрести билет на выбранный спектакль. Это – индивидуальные, коллективные билеты, билеты – приглашения и билеты без указанного места:

  • индивидуальные театральные билеты продаются на одно конкретное место в театре.

На сегодняшний день купить билеты в театр можно и в самой кассе театра, и в любой другой билетной кассе по всему городу. Кроме того, билеты сейчас можно приобрести и в виртуальных билетных кассах на специальных сайтах;

  • коллективные театральные билеты предусматривают продажу определённого

количества мест для какой-то группы людей (например, сотрудники какой-либо фирмы);

  • приглашения в театр или флаерсы: такие билеты в основном являются рекламной

акцией какого-то спектакля или преподносят в подарок;

  • театральные билеты без указанного места: такой вид билетов является наиболее

дешёвым и позволяет пройти на спектакль, чтобы сесть на любое не занятое место. По таким билетам могут достаться места на балконах или дальние и боковые места в партере.

Рассмотрев афишу и купив билет можно смело посещать театр. Здание театра узнается сразу, ведь оно необычно, и отличается от других своей торжественностью и пышным убранством. Внутри театра тоже увлекательно и красиво, когда мы находимся в огромном ослепительном зале. Гаснет свет, и открывается заветная дверца, а за ней удивительный, волшебный мир, мир театра. В театре этой дверцей является занавес, который является частью сложного устройства современной сцены. В наше время в театрах занавес открывается автоматически, а раньше были специальные люди, которые открывали занавес. Устройство современной сцены явилось результатом длительных изменений, связанных с развитием театрального искусства и принципов оформления спектакля.

Театральная сцена - основная часть театрального здания, замкнутая коробка, примыкающая к зрительному залу. По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены. По глубине сценическая коробка делится на авансцену - открытую переднюю часть сцены, немного выдвинутую в зрительный зал и игровую часть. Ближе всего к зрителям находится занавес - завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала. В театральных постановках мы ценим не только игру актёров, но и оформление сцены. Поэтому декорации являются важной частью любого спектакля. Декорации, как правило, представляют собой пейзажи, виды улиц, площадей, помещений изнутри. 

Главные составные части мягкой театральной декорации - задник, кулисы и падуги. Задник, словно фон на картинах, изображает всё, что находится на дальнем плане. Кулисы - узкие куски полотна - помещаются по бокам сцены в несколько рядов и представляют более близкие предметы - деревья, дома, скалы. А падуги - куски полотна, натянутые вверху и изображающие небо, верхние ветви деревьев, потолки помещений. Всё вместе специалисты часто называют одеждой сцены. В последнее время стало модным использовать световые или виртуальные декорации. [4] (Приложение 2)

Театр - незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но и зрители. От зрителей тоже во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение. В театре, как и во многих других общественных местах, необходимо соблюдать правила поведения, которые мы изучили во время занятий.

2.2. Профессии театра

Театр – искусство, которое можно называть коллективным. Это только непосвященным кажется, что театр ограничивается сценой и актёрами, находящимися на ней. На самом же деле закулисье скрывает массу людей, которые имеют различные театральные профессии. Какие? С самыми распространёнными мы познакомились на занятиях внеурочной деятельности. Наряду с этим, каждый попробовал себя в роли представителей театральных профессий. Это - актёр, кукловод, режиссер, художник, костюмер, сценарист.

Выполняя исследование, я расширила свои знания о театральных профессиях, и представление начинаю с такой редкой, малоизвестной и необычной профессии, как капельдинер:

  • капельдинер подготавливает зал к спектаклю, встречает зрителей, рассаживает их по

местам и даже может проконсультировать по поводу репертуара театра;

  • актёр – настоящий мастер перевоплощения. Именно актёры принимают образы

других личностей, полностью вживаясь в их характер и качества. Театральная деятельность подходит не всем: актёрами могут стать только люди креативные, способные запомнить и воспроизвести большое количество информации. Необходимо ежедневно перевоплощаться в своего персонажа, донося его суть до публики. Совершенным должно быть всё – и голос, и интонации, и жесты. Эта профессия – одна из самых психологически сложных;

  • кукловод - актёр кукольного театра, человек, который управляет куклами, озвучивает

их, не выходя на сцену. Очень важно, чтобы артист театра кукол обладал техникой кукловождения, сценической речью, актёрской техникой;

  • режиссёр - творческий работник, который руководит и объединяет усилия всех

работников театра. Режиссёр театра определяет общую идею, которая и будет раскрыта в ходе спектакля. Именно он должен сплотить всех работников театра, заставить их проникнуться смыслом, вложить в постановку душу. Для этого режиссеру необходимо быть хорошим психологом, при этом умея управлять собой. Режиссёр театра – профессия непростая. Этот человек трактует пьесы – разумеется, согласно своему видению, так, что они звучат по-новому, заинтересовывают зрителей;

  • художник – работник театра, который оформляет весь спектакль и работает над

костюмами, начиная с эскизов. Профессия театрального художника очень многогранна. Он является и дизайнером сцены, и декоратором, и художником. Немаловажно при этом и взаимодействие с режиссёром: только совместная работа позволяет реализовать творческий замысел постановки, ее задумку. Для создания декораций применяют самые разные материалы: дерево, ткань, бумагу, стекло, гипс, пластмасса;

  • костюмер – специалист, завершающий сценический образ актёров. Они помогают

подчеркнуть характер персонажа, его черты с помощью театрального костюма: одежды, обуви, украшений и головного убора. Информацию о том, как должны выглядеть костюмы персонажей разных эпох, костюмеры берут из разных источников: музеев, книг, фотографий, открыток и интернет – источников;

  • сценарист – автор сценария для спектакля. Он прописывает в тексте, что будет

говорит, делать каждый персонаж спектакля, создает характеры героев и ищет пути, при помощи которых эти характеры можно выразить.

  • гримёр - мастер театральных превращений. Он может превратить красавицу в

чудовище и наоборот! Для этого он использует грим, материалы-наклейки (усы, парики, брови), специальную вязкую массу, способную деформировать лицо. В своей работе гримёр не ограничивается одним лишь накладыванием грима. Он изготавливает парики и бороды;

  • суфлёр - подсказчик. Да¸ именно так переводится это слово с родного французского

языка. То есть деятельность этого театрального работника заключается в том, что он следит за ходом репетиций и спектакля. А в случае необходимости шёпотом даёт подсказки актёрам;

  • светооператор - специалист, который подготавливает световые и звуковые эффекты.

Световые эффекты на сцене используются самые разные: молнию, взрыв, пожар, дождь, снег, ход поезда, звёзды, луну, туман, радугу. Для всех световых эффектов светооператоры используют специальное оборудование. (Приложение 2)

2.3. Что такое любительский театр?

Продолжая исследование, я прочитала статью А. С. Горшуновой «Любительский театр: профессионализм и любительство» из электронного научного издания «Учёные заметки – 2016». На основании материала статьи выявлено, что «каждый самодеятельный театр – это коллектив энтузиастов. Важным является воспитание творческой самостоятельности. В театральном коллективе важны не похожесть, а умение слышать и понимать друг друга, умение ценить каждый голос как равноправный в ансамбле. В основе любительского коллектива лежит принцип добровольности»

Из истории любительских театров известно, что первыми любительскими театрами в нашей стране можно назвать театры крепостные и домашние, которые были распространены в XVII - XIX веках. Ехать в большой город, чтобы посмотреть спектакль, было долго и утомительно, но и лишать себя удовольствия приобщиться к театральному искусству люди не хотели. Поэтому представления устраивались прямо в дворянских усадьбах. Настоящий расцвет любительских театров начался с приходом советской власти в 1917 году. Спектакли ставились в школах, на фабриках и заводах. К середине XX века своя любительская труппа была при каждом Доме культуры, в образовательных учреждениях и рабочих коллективах. Большинство знаменитых актеров настоящего в детстве и юности прошли школу любительских театров. Сегодня помимо театров, работающих при каких-либо учреждениях, есть много независимых трупп, куда при наличии минимального таланта и свободного времени может попасть любой желающий.

Репертуар любительских театров сегодня очень разнообразен: начиная с классики и заканчивая новаторскими пьесами собственного сочинения.

Любительский коллектив - это особая психологическая среда. Сюда человек приходит часто из любопытства, часто «за компанию», но огромная часть любителей ощущает свое призвание учиться театральному искусству, выступать на сцене, удовлетворяя свои глубинные личные этические и эстетические запросы. Люди из театра выходят в мир живые, энергичные, внимательные, глубокие в своем понимании жизни. Игра, в частности, театр как магия действия, слова, звука пробуждает человека к размышлению и исцелению. Игра в любительском театре – это интересное и полезное времяпровождение, возможность найти новых друзей и открыть в себе неизвестные доселе таланты. Навыки, выработанные в любительском театре, часто помогают людям в основной профессиональной деятельности. А кому-то выступление на сцене может стать путевкой в жизнь.

Известный российский актёр, председатель Союза Российских Деятелей России А. Калягин сказал, что «роль любительского театра уникальна в социальной адаптации молодежи, детей и подростков, именно здесь можно воспитать творческих инициативных людей, которые нужны в любой сфере деятельности. Главное в любительских театрах в их искренности, ведь люди работают по зову сердца. Не говоря уже о том, что в любительской среде как раз и происходит первое увлечение театром, которое потом становится делом жизни…» [5].

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

III Любительский театр: увлечение

3.1. Обучение актёрскому мастерству

Продолжая исследование о театральной деятельности, я хотела бы поделиться своими знаниями со сверстниками. В декабре 2023 года я провела опрос своих одноклассников. Опрос проводился в виде анкетирования по следующим вопросам «Интересно ли вам заниматься в любительском театре?» и «Какие виды занятий на внеурочной деятельности «Любительский театр» вам больше всего нравится?». Результаты представлены в таблице и диаграммах.

Вопрос 1. Интересно ли вам заниматься в любительском театре?

Диаграмма 1

Вывод: 71 % учащихся интересно заниматься в любительском театре, 21 % - иногда.

Вопрос 2. Какие виды занятий на внеурочной деятельности «Любительский театр» тебе больше всего нравится?

Таблица 2

 

Вид занятия в творческом объединении

Количество учащихся

а

рисовать декорации

12

б

изготавливать костюмы

12

в

изготавливать героев спектаклей

8

д

заниматься актерским мастерством

8

д

играть в театральные игры

26

е

разыгрывать мини-сценки

34

Диаграмма 2

Какие виды занятий на внеурочной деятельности «Любительский театр» тебе больше всего нравится?

Вывод: наибольший интерес е вызывают следующие занятия: разыгрывать мини-сценки и играть в театральные игры. Значит, участники творческого объединения желают принимать участие в постановке спектаклей, ведь - это интересно, увлекательно, полезно и просто здорово. В игровой форме, легко и непринужденно, постепенно наступил следующий этап нашей деятельности – обучение актёрскому мастерству.

Программа внеурочной деятельности состоит из трех этапов. На первом этапе мы знакомились с историей и видами театра, с театральными профессиями и строением сцены, с театральной афишей и правилами поведения в театре. Именно с этих занятий начинается развитие речи, смекалки, мышления и коммуникативности. Разнообразный материал развивает интеллект, расширяет кругозор участников внеурочной деятельности.

На втором этапе началось освоение диалогов, сценических пауз и действий. В процессе обучения использовались упражнения, в ходе которых мы не только учились выступать, но и получали навыки взаимодействия с другими персонажами на сцене. На занятиях мы выполняли упражнения, направленные на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха.

  • Упражнение 1: для актёра важна концентрация внимания, ведь вокруг нас

много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если мы хотим хорошо сыграть свою роль, нам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания мы выполняли следующие упражнения: 1) нужно закрыть глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя одинаковым темпом и не очень быстро. Дышать ровно и сосредоточившись на числах, попытаться представлять их визуально; 2) сесть поудобнее и сконцентрировать свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на игрушке или цветке в классе, стараться думать только о выбранном предмете.

  • Упражнение 2: упражнение на импровизацию — это работа над созданием

сценического образа с использованием совершенно нового неизвестного текста. В качестве

качестве текстов мы использовали небольшие сказки – несказки Н. Сладкова, В. Бианки, стихи современных детских поэтов. С помощью импровизация легко проверить, насколько человек умело владеет качествами настоящего актера.

  • Упражнение 3: этом упражнении мы на основе известных жизненных обстоятельств

героя должны были додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Для его выполнения нужно было определить, какие жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова, например, 1) человек долго ехал на море отдыхать, и в первый же день увидел сильный шторм; 2) девочка вывела на прогулку любимую собачку, но она сорвалась с цепи и убежала в неизвестном направлении, девочка искала её, но не нашла и идёт огорчённая, как вдруг к ней подходит девушка и спрашивает о том, не знает ли она чья это собачка? Девочка с радостью узнаёт свою.

  • Упражнение 4: это упражнение условно мы назвали «Смена ролей». Так, если мы

хотим развить в себе актерский талант, нам важно научиться управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, мы выполняли следующее упражнение: несколько раз произносили одну и ту же фразу. Кроме того, мы произносили фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.(Приложение 3)

Актерских упражнений изучили мы очень много для того, чтобы отшлифовать необходимые актёрские навыки, практически использовать эти приемы при подготовке спектакля, научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями.

На третьем этапе мы продолжили формирование актёрских навыков, и самое главное, работать над постановкой спектаклей. Делая упор на постановку спектаклей, участники внеурочной деятельности старались самостоятельно работать над своей ролью и с общим текстом, практиковались выступать на разных сценах.

3.2. Подготовка декораций и театральных костюмов

Когда текст спектакля выбран, роли определены, полным ходом идёт индивидуальная работа каждого участника пьесы над своей ролью и репетиции всего спектакля, начинается работа над созданием декораций и костюмов. Театральные декорации – это художественное украшение театра. Они представляют по большей части либо пейзажи, либо виды улиц, площадей и внутренности зданий. 

Театральный костюм - это предмет, который актёр использует для характеристики сценического образа, это определённый стиль одежды обуви, головного убора и украшений. Костюм создаёт зрительный образ спектакля, позволяет окунуться в конкретную историческую эпоху. Разработка декораций и театрального костюма – это увлекательное, интересное и интеллектуальное занятие. Оно побуждает к размышлению, более глубокому погружению в мир искусства, формирует коммуникативные навыки, развивает социально-личностные качества и творческие способности.

Вживаясь в роль, изготавливая декорации и костюмы, мы, юные актёры, чувствуем себя важным членом театральной команды. Работая вместе, мы учимся прислушиваться друг к другу, находить компромиссы. К тому же, создавая декорации и костюмы, развивается воображение, фантазии и развивается чувство партнёрства, активизируется интерес к искусству не только в границах драматического направления, но и в более широком аспекте, принимая во внимание, что спектакль – продукт соединения искусств различных направлений. Показывая спектакли, мы понимаем, какая большая работа стоит за представлением на сцене.

Все декорации и костюмы мы готовили вместе с родителями и учителем. Использовали разный материал: ткань, картон, бумагу. Рисовали, копировали, раскрашивали, вырезали, лепили, шили. А также использовали свою одежду, обувь и другие предметы домашнего обихода. Для кукольного театра использовали ширму, которую сами и оборудовали в зависимости от спектакля. Виды декораций использовали разные: живописные, игровые и мягкие. Чтобы спектакль стал более выразительным и ярким, чтобы чётче представить происходящее на сцене, учитель подбирает музыкальное сопровождение к каждой сцене или персонажу и во время спектакля выход героев или происходящие события сопровождаются музыкой.

В качестве примера остановлюсь на описании декораций и костюмов к каждому спектаклю, которые мы изготавливали самостоятельно вместе с учителем и с родителями.

Спектакль «Спор овощей»

Декорации: живописные (изображение осени и осеннего сада и огорода)

Костюмы: одежда в цвет овоща и большие рисунки овощей

Спектакль «Кто как весну встречает»

Декорации: живописные, мягкие

Костюмы: куклы – животные (зайчиха, олениха, барсучиха, пчёлка Апрелька, пчёлка Майя, шмель Мохнатик и др.)

Спектакль «Вот это счастье!»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: куклы – животные (девочка Маша, медведь, белка, ежик, заяц, совенок, сорока, лиса, белый медведь, белая сова, тюлень, слониха, попугай, обезьяна)

Спектакль «Как в царстве лес спасали»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

Спектакль «Серая кошка»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

Спектакль «В организме у лентяя»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя (Приложение 3)

Театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы

- персонажи, оформление, слово и музыка - всё это вместе взятое помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие художественного вкуса участников театра и зрителей.

IV Любительский театр: представление

Когда текст выучен, спектакль окончательно отрепетирован, костюмы готовы, и маленькие актеры уже сгорают от нетерпения продемонстрировать спектакль публике, мы с удовольствием приглашаем зрителей на спектакль. Для этого мы рисуем афишу и печатаем билеты, ведь это создаёт эффект завершенности всех приготовлений. И наступает праздник, наш праздник, так как премьера - это всегда праздник. Как было сказано выше, свои спектакли мы представляем ученикам нашей школы, родителям и воспитанникам детских садов.

Наши спектакли - удивительные поучительные истории, которые закладывают в детское сознание моральные этические принципы, вызывающие у нас и у зрителей гамму положительных эмоций.

  • кукольный спектакль «Кто как весну встречает»;

  • кукольный спектакль «Вот так счастье!»

  • кукольный спектакль «Серая кошка»

  • кукольно-драматический спектакль «Как в царстве лес спасали»

  • кукольно-драматический спектакль «В организме у лентяя» (Приложение 3)

Искусство сцены в разные времена было призвано воспитывать, проповедовать, развлекать. И с этими задачами театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций. Театрализованная игра, являясь разновидностью творческой игры, имеет огромные воспитательные и развивающие возможности. Это отмечают ученые, психологи и педагоги - практики.

За время занятий внеурочной деятельностью мы подготовили пять спектаклей, и у каждого своя образовательная и воспитательная цель. Причём, образовательная и воспитательная часть каждого спектакля направлена не только на нас, юных актёров, но и на зрителей:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, расширение кругозора, повышение познавательного интереса: знакомство с терминологией театрального искусства, историей театра, его видами, профессиями, изучение и анализ литературных, музыкальных и художественных произведений, рассмотрение художественного творчества как диалог культуры старшего поколения с поколением современных детей, представление зрителям продуктов художественного творчества как диалог между авторами художественных текстов, исполнителями данных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты;

  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков: анализ теоретических сведений о театре и литературных текстов, выделение главного в текстах, обобщение, сравнение, знакомство с новыми понятиями и работа над их лексическим значением, оценивание событий, явлений с разных точек зрения, характеристика героев спектаклей и их поступков;

  • знакомство с книжной культурой, формирование языковой грамотности, овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной грамматически правильной речи, обогащение активного словаря: знакомство с текстами о театре и его составляющей, с литературными текстами с точки зрения актерского мастерства и художественно-эстетических возможностей, заучивание наизусть текстов для кукольного и драматического спектаклей;

  • обучение умению создавать творческий продукт, развитие навыков изобразительного искусства: создание героев кукольного, настольного, пальчикового театра, декораций к спектаклям, моделирование костюмов для героев спектаклей, работа над проектами по театральной тематике, рисование иллюстраций и создание творческих работ из различных материалов;

  • развитие воображения, фантазии, восприятия, смекалки, сообразительности, памяти, мышления: чтение текстов на театральную тематику, решение логических задач, кроссвордов, ребусов, загадок о театре и его составляющей, изготовление творческих работ, анализ художественных текстов, пьес, выделение ролей с обозначением движений, мимики, жестов героев, работа нах характером героев, костюмами и декорациями.

Наши занятия в творческом объединении «Любительский театр оказывает также важное воспитательное воздействие на учащихся:

  • приобщение к общечеловеческим духовным ценностям: знакомство с литературными,

музыкальными и художественными произведения российских и зарубежных авторов, анализ содержания и характеристика героев;

  • воспитание духовно-нравственных качеств: во время проведения или при анализе театрализованной игры, во время анализа произведения обращается внимание участников на проявление товарищества, доброжелательности, справедливости, честности, порядочности, толерантности, доброты, осуждается эгоизм, грубость, несправедливость, лень и другие качества личности через содержание театрального материала на примере спектаклей «Кто как весну встречает», «Серая кошка», «Как в царстве лес спасали», «Вот так счастье!» ;

  • формирование уважительного отношения к истории своей страны и к культурному наследию своего народа: работа над литературными текстами разных жанров во время анализа и выбора текстов для постановок, знакомство с разнообразием отечественных видов творчества прошлого и настоящего, с историей русского фольклора, особенностями быта и ремеслами русского народа;

  • развитие творческих способностей, воображения, фантазии, оригинальности

мышления: актёрский тренинг, игры и упражнения, направленные на развитие выразительности, чёткой дикции, правильной артикуляции и связной образной речи, овладение основами актерской грамоты; создание творческих работ разных видов, выполнение функций сценариста, режиссера, актера, художника, костюмера, выбор техники, материала для создания декораций, костюмов и героев разных видов театра;

  • обучение нормам поведения в коллективе и в общественных местах, развитие

культуры общения и просмотра театральных постановок; знакомство с правилами поведения в театре и моделирование моментов посещения театра и просмотра спектаклей;

  • укрепление самодисциплины, формирование самостоятельности, появление навыков

интересного проведения досуга: работа с разными источниками информации, заучивание текстов для актерского мастерства, репетиций и показа спектаклей;

  • развитие чувственной сферы, фантазии, воображения, умения импровизировать,

контролировать собственные эмоции, создание эмоционально-комфортной среды, использование игровых занятий, репетиций для восполнения потребности ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций, формирование умений воспроизводить любой характер и образ во время монолога, диалога с использованием мимики, пластики, интонации и других средства театральной выразительности; презентация разных видов театра и моделирование фрагментов разных видов, занятия актерским мастерством и показ спектаклей;

  • сплочение классного коллектива, укрепление традиций школы, работа над созданием

благоприятного социально-психологического климата в классе: коллективный выбор тематики спектакля, представление спектаклей учащимся начальных классов и родителям;

  • воспитание трудолюбия, приобретение трудовых навыков, создание проектов на

театральную тематику, изготовление героев настольного, кукольного и пальчикового театра, масок и костюмов, декораций к спектаклям, подготовка сцены к показу спектакля и наведения порядка после спектакля.

На основании вышесказанного можно заключить, что театральное искусство развивает личность маленького актера и зрителя, которая будет востребована в обществе нового времени. Обучаясь и развиваясь, участники театральной деятельности приобретают навыки и умения, которые будут необходимы им для приобретения собственного жизненного опыта в современных условиях. Занятия в творческом объединении «Любительский театр» - это путь в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям всех времен и народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над исследованием, я подробно проанализировала этапы овладения актёрским мастерством на основе занятий внеурочной деятельности «Любительский театр» по плану «Любительский театр: познание» - «Любительский театр: интерес» - «Любительский театр: увлечение» - «Любительский театр: представление» Детские спектакли и представления дают возможность погрузиться в удивительную атмосферу, вместе с персонажами спектаклей переживать события, разворачивающиеся на глазах, и, соответственно, спектакли учат различать плохое и хорошее, добро и зло. Наши спектакли – удивительные поучительные истории, закладывающие в детское сознание моральные, этические принципы и вызывающие у нас и у зрителей целую гамму положительных эмоций.

Изучив литературу, толковые и энциклопедически словари, интернет - источники, я познакомилась с новыми театральными терминами и изучила их значение, чтобы расширить свои познания в области театрального искусства и представить их своим одноклассникам

Практическая часть работы, которая, по - моему мнению, является важной и полезной была для меня интересна и полезна.

Я провела повторный опрос своих одноклассников и предложила им те же вопросы «Интересно ли вам заниматься в любительском театре?» и «Какие виды занятий на внеурочной деятельности «Любительский театр» тебе больше всего нравится?». Результаты представлены в таблице и диаграммах.

Вопрос 1. Интересно ли вам заниматься в любительском театре?

Диаграмма 1

Вывод: мнения учащихся за два последние года изменились. Теперь 90 % учащимся интересно заниматься в любительском театре.

Вопрос 2. Какие виды занятий на внеурочной деятельности «Любительский театр» тебе больше всего нравится?

Таблица 2

 

Вид занятия в творческом объединении

Количество учащихся

а

рисовать декорации

12

б

изготавливать костюмы

10

в

изготавливать героев спектаклей

8

д

заниматься актерским мастерством

11

д

репетировать спектакли

14

е

представлять кукольный спектакль

15

ж

представлять драматический спектакль

15

Диаграмма 2

Какие виды занятий на внеурочной деятельности «Любительский театр» тебе больше всего нравится?

Вывод: так как в 3 – 4 классах появились новые виды деятельности - репетировать спектакли, представлять кукольный и драматический спектакли, мнения учащихся изменились. Более всего им нравиться репетировать и представлять спектакли.

  • Благодаря работе над данной теме, я научилась отбирать главное из общего содержания, работать с научной и энциклопедической литературой, самостоятельно осмысливать и анализировать факты и делать выводы; и что немало важно, сумела заинтересовать своей работой одноклассников;

  • Обобщая проделанную работу, следует сказать, что моя гипотеза подтвердилась: занятия в детском любительском театре способствуют всестороннему развитию личности.

  • В заключении необходимо отметить, что материал исследования послужил основой для создания альбома-панорамы «Путешествие в мир театра». В альбоме содержатся интересные сведения, красочные рисунки и поделки о театре. Альбом-панорама вызывает живой и неподдельный интерес у учащихся младших и средних классов (Приложение 3)

  • Работая над исследованием, я поняла, что театр – это «живое искусство», которое даёт заинтересованному человеку настоящее восприятия жизни. Он одаривает своих актёров и зрителей истинными ощущениями и эмоциями, оказывает на людей сильное эмоциональное влияние, учит чувствовать, радоваться и сопереживать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

[1] Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. - М.: АСТ, 2006. 

[2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. -1994

Алянский Ю.Я. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. - Москва, - Детская литература, 1998

[3] Барановская С.А. Театр в культуре детства. Ребенок в современном мире. Искусство и дети, - СПб. Изд-во Политехнического университета, 2008.

[4] Левашева Г.Я. Скоро премьера! – Москва, - Детская литература, 2004

[5] Л. Н. Смирнова, Г. А. Гальперина, Г. В. Дятлева Популярная история театра, Москва АСТ, 2016

[6] Якубова М.А. Детское театральное творчество. – М.: Владос, 2010.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Театральные_жанры

http://kult-obzor.ru/6220-teatr-zhanry-i-vidy.html

http://www.mir-teatra.org/news/teatralnye_professii/1-0-3

http://www.profguide.ru/professions/category/kino_teatr/

.

Приложение 1 Любительский театр: познание.

История театра

История театра в России

Виды театра

Приложение 2 Любительский театр: интерес

Театр начинается с афиши

Любительский театр: увлечение

Театральные профессии

Приложение 3 Любительский театр: увлечение и представление

Обучение актерскому мастерству. Подготовка декораций и театральных костюмов. Показ спектаклей

Просмотров работы: 46