Экоигрушки. Безопасно для детей и природы

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экоигрушки. Безопасно для детей и природы

Гуляева Е.Д. 1
1МАОУ СОШ № 29
Покачалова О.Н. 1
1МАОУ СОШ № 29
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Известное выражение гласит «мой дом – моя крепость». Дом – это не просто здание, это наши семья и близкие отношения с ними. Именно дома родители могут создать безопасную среду для ребенка, где все будет наполнено теплом, заботой и любовью. К сожалению, в погоне за быстрыми успехами ребенка родители не всегда задумываются о качестве игрушек, которые его окружают. Большую часть времени ребенок проводит с любимыми машинками, куклами, мишками и так далее. А безопасны ли эти игрушки для здоровья не только ребенка и всей планеты, соответственно для здоровья будущих поколений? Является ли дом «крепостью»?

Актуальность проблемы состоит в том, что игрушки - товары обязательного потребления, которые могут не только осчастливить, но и погубить. К сожалению, при их выборе не главную роль играет безопасность для здоровья ребенка. Потом игрушка попадает в дом, где может не только доставить радость, но и причинить серьезный вред физическому и психологическому здоровью. Придя в негодность, обычно игрушки оказываются на мусорке, затем на полигоне, где разлагаются десятками и даже сотнями лет. Этим наносится непоправимый вред. Ведь от этого зависит наше здоровье и наше будущее. А что может быть важнее таких понятий, как «дом», «семья», «здоровье», «дети», «будущее»?!

Гипотеза. Не все игрушки безопасны. Некоторые могут нанести вред здоровью ребенка и окружающей среде. Но при осознанном подходе можно сократить негативное влияние и обезопасить детей.

Цель исследования – исследовать современные игрушки и качество материалов, из которых они изготовлены. Их влияние на здоровье детей и на состояние окружающей среды. Привести примеры таких грушек и изготовить своими руками.

Задачи:

  • Изучить историю игрушек.

  • Проанализировать количество игрушек в магазинах, их качество исходя из маркировок.

  • Выявить потенциальные риски, создаваемые игрушками.

  • Провести опрос в профильных организациях

  • Провести опрос среди школьников.

  • Проанализировать качество игрушек дома.

  • Изготовить экологичные игрушки своими руками.

Методы исследования:

  • Изучение литературных и других источников.

  • Социологический опрос.

  • Наблюдение, сравнение.

  • Синтез, анализ.

  • Описание.

  • Эксперимент.

  • Практическое моделирование.

Этапы:

  • Выбор направления и темы исследования.

  • Составление плана.

  • Формулировка гипотезы.

  • Работа с литературой и другими источниками информации.

  • Проведение исследования.

  • Практическая работа.

  • Обработка и оценка полученных результатов.

Объект: игрушки для детей.

Предмет: качество игрушек, их характеристики. Возможные риски вреда здоровью. Путь игрушки от производства до полигона или переработки.

  1. Игрушки на Руси.

Началом данной исследовательской работы стало изучение появления игрушек на Руси. Очень интересно эту тему раскрывают Светлана Лаврова в книге «Русские игрушки, игры, забавы» и Алексей Клиентов в книге «Народные промыслы». Игрушки делали из всего, что давала природа. Естественно, все они были экологичными и не наносили вреда здоровью.  Главными материалами были глина, солома, шишки, дерево [4] (рис.1).

Погремушки и их разновидность шаршунки делали из глины, бересты, из тоненьких сосновых палочек, лучинок (рис.2). Свистульки из глины (рис.3). Из дерева мастерили птиц, лошадок. Традиционные русские мячи были мягкие, потому что шили их из тряпок. Готовый мяч набивали овечьей или оленьей шерстью, поэтому он был довольно прыгучим [стр.12. 2]. Еще делали мячи из бересты, из кожи. Куклы изготавливали из ткани, соломы (рис.4). Некоторые набивали гречкой,

горохом, рожью. Называли их крупеничка, зернушка, горошинка. На маленький мешочек с зерном надевали юбку, повязывали платочек, получалась симпатичная куколка. Интересно, что сейчас такие куклы вошли в моду. Только набивают их не гречкой и горохом, а стеклянными шариками, и не в деревянной избе, а на самых лучших игрушечных фабриках мира [стр.17. 2] Сейчас мы знаем, что для развития речи ребенка, ему полезно перебирать пальчиками мелкие предметы, но наши предки не знали об этом, а интуитивно нащупали эту связь между мозгом и речевыми центрами малыша.

На Руси было много мастеров, создавали они из дерева просто шедевры. «Уверенными движениями мастер режет заготовку – и рождается чудесная игрушка. Чаще всего она не раскрашена, мы видим естественный, теплый цвет дерева. И вот перед нами медведи и зайцы, скачущие кони и нарядные барышни, бравые гусары и крестьяне, занятые работой, веселые музыканты и озорные ребятишки, сказочные герои и озорные персонажи – всего и не перечислишь!» [стр.4, 1]

Позже, в конце XIX века появляется деревянная матрешка, которая по одной из версий произошла от японской куклы Даруму (рис.5). Это всеми любимая игрушка, которая остается популярна и в наше время.

Наши предки были не менее умны, чем современное поколение. Игрушки тогда не только развлекали, но и обучали, готовили детей к будущей взрослой жизни. Но самое главное, оказывается, такое большое разнообразие можно изготовить из того, что дает нам природа!

  1. Игрушки в современном мире.

Всех родителей волнует тема детских игрушек, их стоимость, постоянно растущее количество. Но осознанных родителей волнует также, из чего сделана игрушка, не навредит ли внешний вид игрушке психологическому состоянию ребенка, безопасна ли она для него?

В рамках данной исследовательской работы посещено несколько магазинов детских товаров. Выявлено, что основная масса полок занята пластиковыми игрушками или с применением пластика, пвх, также мягкие игрушки. Если игрушки деревянные, то покрашены краской.

Чтобы говорить о безопасности игрушки для здоровья ребенка, необходимо знать из какого именно пластика она сделана, какой краской покрашена. Для этого на ней должны быть маркировки. К сожалению, при рассмотрении некоторых товаров, маркировок не было обнаружено или они находились на упаковке, а не на самой игрушке. Внешний вид не всегда может рассказать о качестве игрушки. На сайте Роспотребнадзора можно ознакомиться с рекомендациями по выбору безопасных игрушек [5].

В 90-е годы в России сложилась катастрофическая ситуация, связанная с огромным наплывом некачественных игрушек из Китая. Эти игрушки не соответствовали никаким нормам безопасности, в том числе по химическому составу. В материалах и красках обнаруживались опасные химические вещества, такие как фталаты, формальдегид, тяжелые металлы: сурьма, мышьяк, барий, кадмий, хром, свинец, ртуть и селен. На протяжении многих последующих лет пластмасса стала одним из самых спорных материалов для изготовления детских игрушек.

Между тем, многие родители не всегда относятся избирательно к составу материалов, из которых сделаны игрушки. И мягкие игрушки, и металлические могут быть изготовлены из некачественных материалов, соответственно нанести вред здоровью.

В основном, обеспокоенность вызывают пластиковые и резиновые игрушки. Некоторые действительно производят из опасных материалов – ПВХ (поливинилхлорида) и полистирола. Оба они при нагревании выделяют токсичные вещества. Отдельно стоит отметить фталаты – химические вещества, которые используются при производстве мягких пластиков для придания материалу цвета и фиксации запаха. Они легко проникают в воздух, воду, почву, слюну и т.д. Воздействие фталатов может приводить к очень тяжелым проблемам со здоровьем, которым подвержены в основном женщины и дети.

Опасны могут быть не только пластиковые игрушки, но и деревянные, и мягкие. Токсичные краски, вспененный полистерол, выделяемые тяжелые металлы, фенол и много других опасных врагов скрываются в составе ярких, красивых игрушек.

Итак, при выборе игрушки необходимо обратить внимание на наличие сертификатов, знака Таможенного Союза (рис.6), гарантирующего безопасность игрушки для здоровья ребенка и маркировку. Производитель не обязан указывать вид пластика, из которого сделана игрушка, чаще всего вы встретите надпись «пластмасса», но иногда маркировку встретить можно. Избегайте пластика 3 (ПВХ/PVH) и 6 (PS). Переработать такие игрушки практически невозможно, как и изделия, на которых несколько маркировок. Это значит, что для их производства использован не один вид пластика, а смесь.

Безопасен пластик:

2 (HDPE). Полиэтилен низкого давления. НО! «Двойка» не безопасна при нагревании, потому что может испарять вредный формальдегид. Куклу с такой маркировкой не стоит брать с собой на пляж. Можно сдать в переработку [9].

4 (LDPE). Полиэтилен высокого давления. Пакеты, плёнка, некоторые бутылки. Относительно безопасен, однако при нагревании может выделять формальдегид. Принимается на переработку, но не везде [9].

5 (PP). Полипропилен. Самый безопасный, пищевой вид пластика. Помимо игрушек, из него делают ланчбоксы. Полипропилен можно смело деформировать, нагревать и не бояться, что он выделит что-то опасное. Можно сдать в переработку [9] (рис.7)

Стоит отказаться от игрушки с резким запахом. Даже деревянная игрушка может стать опасной, если она покрыта токсичными красками или лаком. Насторожить должны запах, нестойкость краски – потрите игрушку, не отходят ли частицы краски, и цвет. Чем более яркие и кислотные цвета, тем выше вероятность содержания в красках токсичных веществ.

Понятие современной экоигрушки подразумевает не только безопасность для здоровья ребенка, но и безопасность для окружающей среды. Наверняка немногие задумываются, что пластик разлагается примерно 500лет.

Одним из следующих этапов исследования стал сбор информации в профильных организациях, которые связаны со сбором и переработкой пластика. Как выяснилось, основная часть бывших в употреблении игрушек отправляется на полигон (рис.8). Точной статистики по количеству выброшенных на свалки игрушек в России не ведут. Вообще, перерабатывается всего 5-7% мусора, остальное везут на полигоны. К числу захороненных товаров относится большая часть детских игрушек (рис.9). Они не отбираются на переработку, это смесь материалов, много текстиля, который не перерабатывается, попадая в контейнер. Он впитывает органику и становится непригодным для использования. Многие игрушки не имеют маркировки, а отсортировываться пластик должен по видам, который с первого взгляда может быть одинаковый, но иметь разный химический состав. Игрушка может состоять из разных видов пластика, соответственно ее необходимо разобрать на части, что достаточно ресурсозатратно и не выгодно экономически.

Особую опасность для окружающей среды представляют игрушки на батарейках, которые являются ядовитым мусором. Прежде, чем выбросить игрушку с батарейками, их необходимо извлечь и отнести в специальные контейнера для сбора таких отходов (рис.10). В ходе исследования мы столкнулись с тем, что мест с такими контейнерами недостаточно.

Чтобы природе наносить меньший вред, соответственно заботиться о здоровье будущих поколений, необходимо бережно относиться к игрушкам, стараться починить сломанные. Можно на какое-то время убирать из поля зрения на какое-то время игрушки, с которыми дети перестали играть. Когда ребенок по ним успеет соскучиться, вернуть. Хороший вариант продать, отдать или обменять игрушки, с которыми пришло время расстаться, если в них ещё можно играть.

Существует еще одна опасность. Психологи в России бьют тревогу. По их мнению, современные игрушки могут быть не только опасными для физического здоровья ребенка, но самое главное, психического, вызывать у детей расстройства психики и делать их злыми, агрессивными. Между тем если за санитарно-гигиеническими показателями игрушек еще кто-то следит, внешний вид игрушек остается неподконтрольным. На рынке появилось много страшных игрушек, которые способны негативно повлиять на характер и психику ребенка. Страшные игрушки, заполонившие современные рынки, могут повлиять на формирование характера ребенка. Агрессивные изображения провоцируют проявление агрессии. Чем больше страшных игрушек он видит, тем более агрессивным становится.

Выбор игрушек.

При выборе игрушек необходимо ответственно подходить к данному вопросу. Игрушки должны помогать развиваться и учиться новому, но главное, быть безопасными для здоровья. Все они должны иметь документы, подтверждающие их безопасность!

С ростом осведомленности родителей многие ищут «не вредные» игрушки для своих детей. В магазинах детских товаров, а также в интернет-магазинах можно найти много таких игрушек. Существует достаточное количество отечественных производителей, которые сейчас делают упор на качество и экологичность. Если сложно найти такие товары в магазинах, то в интернет-магазинах производителей мы обнаружили большой ассортимент.

Экоигрушки также можно приобрести на различных ярмарках и фестивалях. Там рукодельницы предлагают много разных красивых, полезных, изготовленных из натуральных материалов, а главное, безопасных для здоровья игрушек. На таких мероприятиях мы приобретаем не только игрушки, но и знания о традициях и своей истории. Эти игрушки красивые, не злые.

Безопасные материалы для изготовления игрушек -дерево, хлопок, пух, шерсть, кукурузное волокно, натуральный каучук, картон, бамбук без добавления токсичных красок и лаков.

Пластиковые игрушки тоже могут быть экологичными и безопасными. Просто при покупке обратите внимание на маркировку. Отдавайте предпочтение изделиям из полипропилена (маркировка 5 или PP), полиэтилена низкого давления (маркировка 2 или HDPE) и полиэтилена высокого давления (маркировка 4 или LDPE). Это безопасные виды пластика.

Игрушек из ПВХ (маркировка с цифрой 3 или PVC) и с маркировкой 7 (Other) лучше избегать. В них может содержаться бисфенол-А (BPA), который добавляют в материал для уплотнения. Даже в небольших дозах BPA негативно влияет на здоровье.

Среди мальчиков большой популярностью пользуются машинки, конструкторы, роботы из металла. Плюсом таких игрушек является их долговечность, минусом – возможное наличие в составе тяжёлых металлов. Качественные игрушки делают из листовой стали, белой и чёрной жести, кровельного железа и лёгких алюминиевых сплавов. При выборе таких изделий следует обращать внимание на наличие знака качества и сертификата. Документы, подтверждающие безопасность игрушки, можно запросить на официальных сайтах компаний-производителей.

Мягкие игрушки. Их так любят дети, а в магазинах их огромное количество. Их делают из искусственного меха, бархата, плюша, хлопчатобумажной и трикотажной ткани. Наполнители могут быть натуральными (вата, шерсть, соль, различные крупы, маленькие камушки, семена, травы и древесные опилки) и синтетическими (синтепон, синтепух и шарики из синтепуха, поролон). Из-за мягкой игрушки может возникнуть аллергическая реакция. Причиной служит пыль, которую буквально вбирают в себя игрушки, и материалы, из которых они изготовлены. Мягкого друга из натуральной шерсти детям-аллергикам покупать нельзя. При выборе мягкого друга родителям следует избегать слишком ярких игрушек с резким запахом – при их изготовлении использованы токсичные вещества.

При выборе игрушки еще необходимо обращать внимание на качество краски. Если вы потёрли игрушку, и краска осталась на руках — такую игрушку лучше не брать. Частички краски во время игры могут попасть в рот и в нос ребёнка. Неоновые оттенки могут говорить о том, что в краске есть свинец: его добавляют в пигменты для яркости. Резкий запах может свидетельствовать, например, о том, что покрытие выделяет фенол (пыль, пары и раствор этого вещества раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу). Также не стоит брать игрушку с сильным приятным запахом: ароматизаторы могут применяться специально, чтобы скрыть ароматы от вредных веществ.

Говоря о психологическом здоровье, ребенок должен четко понимать назначение игрушки. Для этого она должна соответствовать его возрасту, быть привлекательной и иметь спокойные, нейтральные цвета. Кроме того, игрушка должна оставлять простор для фантазии. Не быть монстром или зомби. Ведь ребенок может взять повадки, манеру общения, такие качества как агрессию, расчетливость, обман и т.д. И достаточно в короткие сроки ребенок может стать неуправляемым, агрессивным, истеричным.

На данном этапе исследование показывает, что найти безопасные игрушки для детей вполне реально. Есть спрос, соответственно появляется все больше предложений производителей. Очевидно, все больше родителей хотят приобретать безопасные, красивые, «правильные» игрушки для детей.

  1. Социологический опрос.

На следующем этапе исследовательской работы был проведен социологический опрос. Ученикам 2 класса было задано несколько вопросов. В опросе приняли участие 35 школьников. Результаты представлены в таблице 1.

 

да

нет

Много ли в вашем доме пластиковых игрушек?

42%

58%

Считаете ли вы их экологичными?

30%

70%

Знаете ли вы, сколько лет разлагается пластик в почве?

30%

70%

Знаете ли вы, что игрушки могут быть опасны для здоровья?

55%

45%

Много ли в вашем доме деревянных игрушек?

15%

85%

Чтобы вы купили: игрушку из магазина или игрушку, сделанную своими руками?

Готовую из магазина

29%

Сделанную своими руками

71%

Какие игрушки предпочитаете:

Деревянные, пластиковые, мягкие?

Деревянные

9%

Пластиковые

12%

Мягкие

79%

Таблица 1

Результаты опроса показали, что почти половина детей в возрасте 8-9 лет считают, что в их доме много пластиковых игрушек. При этом семьдесят процентов опрошенных считают их неэкологичными. Пятьдесят пять процентов детей понимают, что игрушки могут быть опасны для здоровья. Многие не знают, что пластик разлагается примерно 500 лет, но в дальнейшем восприняли эту информацию с большим интересом.

Большое количество деревянных игрушек лишь у пятнадцати процентов опрошенных. А вот в мягкие игрушки любят играть большинство и с удовольствием выбрали бы игрушку ручной работы.

Подводя итог опроса, можно сделать несколько выводов. У детей в арсенале больше пластиковых, чем деревянных игрушек. Не все понимают, что любимые куклы и машинки могут быть опасны для здоровья, но знают, что пластик наносит вред окружающей среде. Любимыми игрушками в этом возрасте оказались мягкие. Большинство детей проявляют интерес к игрушкам ручной работы, а значит к творчеству. Это способствует правильному и гармоничному развитию. Поэтому родители должно всячески этому способствовать.

  1. Безопасные игрушки своими руками

(практическая часть).

В рамках данной исследовательской работы было рассмотрено изготовление экоигрушек своими руками.

Мы посетили один известный магазин и обнаружили там много различных заготовок из дерева, папье-маше, гипса и экологичных материалов. Проявив фантазию и творчество, можно создать свою неповторимую и безопасную игрушку (рис.13).

Ежегодно на Новый год мы с мамой делаем игрушку-снеговика. Изготавливается он из обычного носка, внутрь насыпается пшено (рис.14). Глаза и нос из грифеля карандаша. Такие снеговички хранятся годами и не портятся. Это прекрасный подарок родным и близким.

Для данной работы мы изготовили игрушку «Совенок» из фетра (рис.15). Наполнитель приобрели натуральный льняной и древесную стружку липы. Также, внутрь решено было добавить сушеных цветков лаванды, что придало необыкновенный аромат нашей игрушке. Если ребенок аллергик, не стоит использовать материалы с сильным запахом, даже натуральным. Процесс изготовления оказался совсем несложным и очень интересным. А результат не оставит равнодушным никого.

Если проявить творчество и фантазию, то изготовить экологичную игрушку своими руками несложно. Таким образом, мы позаботимся о здоровье ребенка, его правильном развитии и благополучии нашей планеты.

Выводы.

В ходе исследовательской работы были поставлены задачи, на основании их сделаны выводы.

1.Кратко рассмотрели историю игрушек и убедились в их экологичности и безопасности, в то же время большом разнообразии и пользе для развития детей.

2. В магазинах большое количество игрушек, при этом некоторые имеют маркировки только на упаковке, а некоторые не имеют вовсе.

3. Выявили потенциальные риски, создаваемые игрушками. Это вероятность содержания опасных химических веществ в составе, токсичные краски, которые могут провести к тяжелым последствиям со здоровьем. Более того, агрессивный вид некоторых игрушек может быть опасен для психического здоровья детей.

4. Проведя опрос в профильных организациях, выявили, что после использования практически все игрушки отправляются на свалку, а не на переработку, тем самым создают опасность для окружающей среды, особенно игрушки на батарейках.

5. Опрос среди учеников 2 класса показал, что многие в этом возрасте предпочитают мягкие игрушки, проявляют интерес к игрушкам ручной работы. Немало детей понимают, что пластик может быть опасен, при этом дома игрушек из этого материала больше, чем деревянных.

6. Анализ игрушек в доме показал, что о качестве некоторых из них мы не можем ничего сказать. При этом достаточно игрушек ручной работы, деревянных, почти нет игрушек на батарейках.

7. Изготовить экологичную игрушку своими руками- было последней задачей, с которой мы справились.

Заключение.

В ходе исследовательской работы были решены все поставленные задачи. Цель – исследовать современные игрушки, их влияние на здоровье детей и на состояние окружающей среды, привести примеры таких грушек и изготовить своими руками, достигнута.

Гипотеза, что в современном мире не все игрушки безопасны. Но при правильном, осознанном подходе к потреблению можно сократить негативное влияние на природу и обезопасить детей, подтвердилась.

Практическая часть показала, что безопасные игрушки можно не только купить в магазине, что и изготовить своими руками.

Очевидно, существует проблема безопасности игрушек. Она напрямую связана с экологией. Предстоит еще много трудов и исследований на эту тему.

Библиография

  1. Клиентов А.Е. Народные промыслы. Москва. 2008г. 47стр.

  2. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. Москва. 2009г. 47стр.

  3. Харди Э. Веселые поделки. Москва. 2012г. 111стр.

  4. https://histrf.ru/read/articles/kak-na-rusi-poiavilis-ighrushki

  5. https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=22246&ysclid=ls29cqwk10305707461

  6. https://безопасныеигрушки.рф/counterfeittoys

  7. https://ecowiki.ru/articles/ekoigrushki/

  8. https://acgi.ru/news/industry/v-rospotrebnadzore-nazvali-osnovnye-pravila-vybora-detskikh-igrushek/

  9. https://greenvector.media/materials/kak-vibrat-ecologichnuyu-igrushku

  10. https://ecostr.ru/novosti/detskie-igrushki-poleznye-i-ne-ochen/

П
РИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1

 

Рисунок 2


Рисунок 3


Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6 Рисунок 7

 

Рисунок 8 Рисунок 9


Рисунок 10

Деревянные игрушки.

Рисунок 11

Игрушка из бамбука.

Рисунок 12

Заготовки из дерева и папье-маше.

Рисунок 13

Рисунок 14

Изготовление экологичной и

безопасной игрушки.

Рисунок 15

Просмотров работы: 10