I. Введение
Многие люди осознают и пытаются выучить английский язык, который является самым популярным на сегодняшний день, понимают его практически в любой стране мира. Но пытаетесь ли вы освоить язык самостоятельно, либо обратились за помощью к специалистам, в любом случае основной проблемой, с которой вы столкнетесь, будет сложность запоминания огромного количества незнакомых слов. Понятно, что знание лексики является необходимым при изучении любого языка, но именно ее изучение и представляет основную проблему.
Я с удовольствием изучаю английский язык, мне нравится, как он звучит, я люблю слушать стихи и петь песни на английском языке. Но мне иногда трудно запомнить некоторые фразы и слова. А учитель всегда говорит нам, что без знания лексики нельзя заговорить на английском языке. Есть в английском языке лексика, которая запоминается очень легко, но некоторые слова и выражения трудны для запоминания, поэтому приходится придумывать разные способы запоминания. Хотелось бы найти разные варианты запоминания новой лексики.
Обоснование выбора темы:
Изучая английский язык, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения и расширения словарного запаса для комфортного и адекватного выражения своих мыслей и мнений. Как же научиться быстро, и главное эффективно запоминать новые слова на английском? Какие существуют профессиональные методы запоминания новых английских слов? Ведь новые слова нужно не просто выучить, но и системно повторять, чтобы закрепить их не только в краткосрочной, но и в долгосрочной памяти. А это уже целая наука.
Актуальность выбранной нами темы: так как у учащихся возникают проблемы при запоминании новых слов по изучаемым темам, возникла необходимость рассмотреть более эффективные способы и приемы запоминания английской лексики. Какой бы путь изучения языка мы не избрали, основа успеха – хороший словарный запас. Существуют достаточно простые и эффективные способы и приемы, позволяющие значительно ускорить процесс обучения и сделать его менее скучным. Часто мы используем эти способы, не задумываясь, что если взять их за правило, то можно учить английские слова гораздо более результативно.
Цель исследования – выявить и использовать эффективные способы и приёмы запоминания английской лексики, что расширит и пополнит активный и пассивный словарный запас обучающегося, необходимого для успешного владения английским языком.
Предметом исследования являются эффективные методы и приемы запоминания английской лексики.
Объектом исследования послужил процесс запоминания английской лексики при изучении иностранного языка.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме работы.
Узнать, как происходит процесс запоминания слов, дать определение термину «память», на какие виды подразделяется память человека.
Провести анкетирование обучающихся 5-7 классов для того, чтобы определить, какие способы и приемы запоминания английской лексики являются самыми эффективными.
Методы исследования:
Теоретический (при изучении литературы, осмыслении и обобщении результатов исследования).
Социологический (опрос учащихся для определения эффективных способов и приемов запоминания английской лексики).
Проблема: некачественный перевод текстов с помощью онлайн-переводчиков.
Гипотеза: при использовании эффективных способов и приёмов запоминания английской лексики для изучения английского языка, произойдет расширение и пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся, который будет способствовать успешному овладению английским языком.
Предполагаемый результат: использование существующих способов и приёмов запоминания слов поможет расширить словарный запас как на английском, так и на русском языках у участников исследования и других школьников, которые смогут использовать материалы исследования для своих целей.
Новизна работы подкрепляется неисследованным ранее мнением учащихся МБОУ СОШ №87, имеющих разные точки зрения на данную проблему.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные способы и приёмы запоминания английских слов помогут моим сверстникам и всем, кто хочет хорошо владеть английским языком, подобрать для себя самый эффективный способ заучивания английской лексики.
II. Основная часть
1. Теоретическая часть
1.1. Что такое память и как она возникает
«Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию». Мозг человека можно сравнить с новейшим компьютером, которого еще не существует в реальности, так как он еще не изучен даже наполовину.
Правое полушарие заведует левой стороной тела, а левое – правой. Считается, что у людей с исследовательским складом ума сильнее развито правое полушарие, а у людей творческих – левое. Все дело в том, что правое полушарие отвечает за образное, синтетическое, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение образов, картин и зрительных ассоциаций. У тех людей, у которых оно хорошо развито, прекрасная зрительная или слуховая память. К ним относятся художники, композиторы, скульптуры. У них прекрасная зрительная или слуховая память.
Левое же полушарие хранит словесные воспоминания. Это полушарие логики, абстрактных построений, классификаций и аналитических выводов. В его ведении находятся письмо, чтение, решение задач и все логические операции.
У людей с развитым левым полушарием хорошо развита словесно-логическая память. К ним относятся мыслители, ученые и первооткрыватели.
Память можно разделить на 3 вида, обеспечивающих весь процесс обработки и хранения информации, которые напрямую связаны с функциями, выполняемыми памятью:1) сенсорная память; 2) кратковременная память; 3) долговременная память;
Этапы процесса запоминания информации
Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения.
Одним из важных механизмов памяти является запоминание.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания:
непреднамеренное
преднамеренное
Кроме этого, важно выяснить, визуал вы, аудиал, или кинестетик. Кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видеозаписи, а визуалу — изучать фото - и картинные словари, использовать цветные фломастеры и рисовать наглядные схемы.
2. Практическая часть.
2.1. Способы и приемы запоминания английской лексики
Есть в английском языке лексика, которая запоминается очень легко, но некоторые слова и выражения трудны для запоминания, поэтому приходится придумывать разные способы запоминания. Хотелось бы найти разные варианты запоминания новой лексики.
Вначале я решила опросить своих одноклассников, чтобы узнать, как они заучивают лексические единицы. Для этого мы составили анкету и раздали моим одноклассникам.
Анкета
Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему?
Труден ли английский язык для изучения?
Что вызывает особую трудность?
Любишь ли ты заучивать лексику, английские слова?
Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их.
Вы пишите словарные диктанты на уроках по английскому языку? Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?
В нашей анкете приняли участие 60 человек (учащиеся МБОУ СОШ №87: 5 кл. – 20 чел., 6 кл. – 20 чел, 7 кл. – 20 чел.). Проанализировав результаты опроса (Приложение №2), мы выяснили, что 12 чел. (60%) - 5 кл., 11 чел. (55%) - 6 кл., 10 чел. (50%) – 7 кл. с удовольствием учат английский язык: только 7 обучающимся 5 кл. (35%), 6 обучающимся 6 кл. (30%), 5 обучающимся 7 кл. (25%) он дается легко. Основными причинами, почему им нравится английский язык дети называли:
Он пригодится в будущем;
Очень популярный;
Изучение английского языка является познавательным.
Особую трудность у учащихся вызывает запоминание новых слов (5 кл. – 7 чел. (35%), 6 кл. – 8 чел. (40%), 7 кл. – 9 чел. (45%) , грамматика (5 кл. и 6 кл. – 6 чел. (30%), 7 кл. – 5 чел. (25%) и словарные диктанты (4 чел. (20%) – 5 кл. и 7 кл., 5 чел. (25%) – 6 кл.).
По этой причине 10 учащихся 5 кл. (50%), 11 учащихся 6 кл. (55 %), 12 учащихся 7 кл. (60%) не любят учить английские слова.
У всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на две группы: первая – просто «зубрю», как стихотворение повторяю и повторяю, пока не запомню. Такой ответ дали 11 чел.(55%) – обучающиеся 5 кл., 12 чел. (60%) - обучающиеся 6 кл., , 13 чел. (65%) - обучающиеся 7 кл. Вторая – пишу слова на листке несколько раз и повторяю про себя. К такому способу запоминания слов прибегают 10 чел. (50%) – 5 кл., 8 чел. (40%) – 6 кл., 7 чел. (35%) – 7 кл. Примерно так же делаю я, но существуют ли специальные способы и приемы запоминания, разработанные учеными?
Далее мы проанализировали результаты словарных диктантов. Ученики за словарный диктант получают следующие оценки: «5» - 7 чел. (35%) (5 кл.), 5 чел. (25%) (6 кл.), 4 чел. (20%) (7 кл.); «4» - 6 чел. (30%) (5 кл.), 7 чел. (35%) (6 кл.), 5 чел. (25%) (7 кл.); «3» - 5 чел. (25%) (5-6 кл.), 7 чел. (35%) (7 кл.); «2» - 2 чел. (10%) (5 кл.), 3 чел. (15%) (6 кл.), 4 чел. (20%) (7 кл.).
Существуют следующие способы и приёмы запоминания английской лексики:
Тематические карточки |
Чтение. Читать надо активно |
Рассказы |
Подсознание, разбивочно-сочетательный способ |
Написание короткого текста |
Попугай |
Ассоциативный метод или метод ассоциаций |
Песни |
Метод карточек и иллюстрированных словарей |
рифмовки, стихи и пословицы |
Метод физического действия |
Синонимы, антонимы |
Пассивное восприятие слов |
Учить слова в контексте |
Аудиолингвистический метод |
Метод ключевых слов |
Картинки |
Метод использования стикеров |
Метод «карта памяти» |
Метод толстой тетради |
Рассмотрим несколько способов и приемов запоминания английской лексики
1. «Метод ассоциаций»
Ассоциация: Голодный хан гриб съел.
С помощью этой ассоциации легко запоминается слово hungry – голодный.
«Использование рифмовок, стихов и пословиц». Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы.
- Ох, неспелый мандарин!
- Он совсем зеленый, значит, green!
- Очень черный негр Jack
- Черный по-английски - это black!
- Мама для стирки купила “Tide”
Вещи будут белыми, значит, white!
3. «Стикеры». На стикеры вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате: «шкаф», «часы», «стол», «календарь» и т.д. и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Натыкаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать английские слова и, практически не предпринимая никаких специальных усилий и не выделяя специального времени на запоминание слов, вы достаточно быстро сможете существенно пополнить свой словарный запас.
4. «Попугай». Этот способ годится, если вы имеете возможность общаться с носителями английского языка. Все очень просто: когда ваш собеседник употребит незнакомое вам слово, и вы либо догадаетесь, что оно означает, либо переспросите его, постарайтесь в ближайшие несколько минут употребить это слово сами. Если лицо собеседника не превратилось в маску ужаса, значит, слово использовано правильно.
5. «Карта памяти». Более прогрессивный метод — карты памяти, которые помогают учить слова тематически. Берем большой лист бумаги (например, формата А3), пишем в центре тему, по которой будем собирать слова.
Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики — подтемы – транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой — еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены, если схему внимательно разглядывать и размышлять над связями и зависимостями, а также воспроизводить по памяти.
6. «Тематические карточки». Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании используется память воспроизведения, и слова попадают в активный реестр памяти. Например: Тематические карточки по теме: «Семья» и «Домашние питомцы».
7. «Аудиолингвистический метод». Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.
2.2. Анализ результатов социологического опроса обучающихся о способах и
приемах запоминания английской лексики
После ознакомления с основными способами и приёмами запоминания английских слов, мы предложили учащимся 5-7 классов МБОУ СОШ №87 выбрать самый подходящий для них вариант способа заучивания слов, который в дальнейшем они будут использовать при работе над словами.
Результаты проведённого опроса (60 человек): «Стикеры» – 50% (5 кл.), 40% (6 кл.), 45% (7 кл.); «Тематические карточки» - 20% (5 кл.), 30% (6 кл.), 25% (7 кл.); «Аудио лингвистический» - 10% (5 кл.), 5% (6 кл.), 15% (7 кл.); «Заучивание» – 5% (5 кл. и 7 кл.), 15% (6 кл), «Использование рифмовок, стихов и пословиц» – 10% (5 кл.); 5% (6-7 кл.); «Ассоциации» - 5% (5-7 кл.).
По мнению респондентов, следующие методы являются самыми эффективными: метод «Стикеров», «Тематические карточки», «Аудиолингвистический» и «Заучивание».
В основном, в 5-7 классах преобладают визуалы, вот почему для них такие методы как «Стикеры», «Тематические карточки» и «Заучивание» оказались более приемлемыми и эффективными.
После того, как учащиеся 5-7 классов выбрали свой метод разучивания английских слов, мы решили повторно провести опрос и посмотреть на результаты их успеваемости по английскому языку. В ходе нашего исследования мы увидели, что оценки за словарные диктанты и успеваемость по английскому языку в целом улучшились: с 90% до 95% в 5 кл., с 85% до 90% в 6 кл., с 80% до 90% в 7 кл., а значит, запоминание новых слов перестало вызывать у отдельных учеников сложность.
III. Заключение
В ходе проведенного нами тестирования было выявлено, что большинство обучающихся 5-7 классов испытывают трудности при изучении иностранного языка, потому что им сложно заучивать слова. В ходе анализа и изучения различной литературы мы пришли к выводу, что существует большое количество интересных и эффективных методов, при помощи которых мои друзья смогут быстро пополнить свой словарный запас. После прочтения нашей работы в 5-7 классах большая часть учащихся заинтересовалась несколькими методами. Это такие способы, как метод «Стикеров», «Тематические карточки», «Заучивание». Выбор способов и приемов зависит от типа личности: 1) визуал; 2) аудиал или 3) кинестет. В основном, в 5-7 классах преобладают визуалы.
В результате проделанной работы мы поняли, что методов и способов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае, помните, что какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. Кроме этого, самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!
Предлагаемый нами материал может быть использован всеми, желающими расширить свой словарный запас, теми, кто хочет углублённо изучать английский язык.
Наша гипотеза о том, что при использовании эффективных способов и приёмов запоминания английской лексики для изучения английского языка, произойдет расширение и пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся, который будет способствовать успешному овладению английским языком, подтвердилась.Таким образом, задачи исследования решены, и цель работы достигнута.
IV. Библиографический список
Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника.- Изд-во АСТ прайм - Еврознак АСТ Москва, 2008г.
Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. – Д.; Сталкер, 2003г.
Розанова Н. «Как улучшить память?» Изд-во АСТ, Москва, 2005г.
Интернет – ресурсы:
http://ru.wikipedia.org.ru
Приложения
Приложение 1
Анкета
Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему?
Труден ли английский язык для изучения?
Что вызывает особую трудность?
Любишь ли ты заучивать английские слова?
Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их.
Вы пишите словарные диктанты на уроках по английскому языку? Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?
Приложение 2
Результаты опроса обучающихся 5-7 классов МБОУ СОШ №87
Нравится ли тебе изучать английский язык?
Труден ли английский язык для изучения?
Что вызывает особую трудность?
Любишь ли ты заучивать английские слова?
Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие?
Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант? (Опрос №1)
Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант? (Опрос №2)
Сравнительный анализ результатов успеваемости по английскому языку в 5-7 классах
Самые популярные методы и приемы запоминания английской лексики