Способы и приемы запоминания английской лексики

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Способы и приемы запоминания английской лексики

Минкагирова С.А. 1
1МБОУ СОШ №87
Иванова Ю.Ю. 1
1МБОУ СОШ №87
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Многие люди осознают и пытаются выучить английский язык, который является самым популярным на сегодняшний день, понимают его практически в любой стране мира. Но пытаетесь ли вы освоить язык самостоятельно, либо обратились за помощью к специалистам, в любом случае основной проблемой, с которой вы столкнетесь, будет сложность запоминания огромного количества незнакомых слов. Понятно, что знание лексики является необходимым при изучении любого языка, но именно ее изучение и представляет основную проблему.

Я с удовольствием изучаю английский язык, мне нравится, как он звучит, я люблю слушать стихи и петь песни на английском языке. Но мне иногда трудно запомнить некоторые фразы и слова. А учитель всегда говорит нам, что без знания лексики нельзя заговорить на английском языке. Есть в английском языке лексика, которая запоминается очень легко, но некоторые слова и выражения трудны для запоминания, поэтому приходится придумывать разные способы запоминания. Хотелось бы найти разные варианты запоминания новой лексики.

Обоснование выбора темы:

Изучая английский язык, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения и расширения словарного запаса для комфортного и адекватного выражения своих мыслей и мнений. Как же научиться быстро, и главное эффективно запоминать новые слова на английском? Какие существуют профессиональные методы запоминания новых английских слов? Ведь новые слова нужно не просто выучить, но и системно повторять, чтобы закрепить их не только в краткосрочной, но и в долгосрочной памяти. А это уже целая наука.

Актуальность выбранной нами темы: так как у учащихся возникают проблемы при запоминании новых слов по изучаемым темам, возникла необходимость рассмотреть более эффективные способы и приемы запоминания английской лексики. Какой бы путь изучения языка мы не избрали, основа успеха – хороший словарный запас. Существуют достаточно простые и эффективные способы и приемы, позволяющие значительно ускорить процесс обучения и сделать его менее скучным. Часто мы используем эти способы, не задумываясь, что если взять их за правило, то можно учить английские слова гораздо более результативно.

Цель исследования – выявить и использовать эффективные способы и приёмы запоминания английской лексики, что расширит и пополнит активный и пассивный словарный запас обучающегося, необходимого для успешного владения английским языком.

Предметом исследования являются эффективные методы и приемы запоминания английской лексики.

Объектом исследования послужил процесс запоминания английской лексики при изучении иностранного языка.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по теме работы.

  2. Узнать, как происходит процесс запоминания слов, дать определение термину «память», на какие виды подразделяется память человека.

  3. Провести анкетирование обучающихся 5-7 классов для того, чтобы определить, какие способы и приемы запоминания английской лексики являются самыми эффективными.

Методы исследования:

  1. Теоретический (при изучении литературы, осмыслении и обобщении результатов исследования).

  2. Социологический (опрос учащихся для определения эффективных способов и приемов запоминания английской лексики).

Проблема: некачественный перевод текстов с помощью онлайн-переводчиков.

Гипотеза: при использовании эффективных способов и приёмов запоминания английской лексики для изучения английского языка, произойдет расширение и пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся, который будет способствовать успешному овладению английским языком.

Предполагаемый результат: использование существующих способов и приёмов запоминания слов поможет расширить словарный запас как на английском, так и на русском языках у участников исследования и других школьников, которые смогут использовать материалы исследования для своих целей.

Новизна работы подкрепляется неисследованным ранее мнением учащихся МБОУ СОШ №87, имеющих разные точки зрения на данную проблему.

Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные способы и приёмы запоминания английских слов помогут моим сверстникам и всем, кто хочет хорошо владеть английским языком, подобрать для себя самый эффективный способ заучивания английской лексики.

II. Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1. Что такое память и как она возникает

«Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию». Мозг человека можно сравнить с новейшим компьютером, которого еще не существует в реальности, так как он еще не изучен даже наполовину.

Правое полушарие заведует левой стороной тела, а левое – правой. Считается, что у людей с исследовательским складом ума сильнее развито правое полушарие, а у людей творческих – левое. Все дело в том, что правое полушарие отвечает за образное, синтетическое, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение образов, картин и зрительных ассоциаций. У тех людей, у которых оно хорошо развито, прекрасная зрительная или слуховая память. К ним относятся художники, композиторы, скульптуры. У них прекрасная зрительная или слуховая память.

Левое же полушарие хранит словесные воспоминания. Это полушарие логики, абстрактных построений, классификаций и аналитических выводов. В его ведении находятся письмо, чтение, решение задач и все логические операции.

У людей с развитым левым полушарием хорошо развита словесно-логическая память. К ним относятся мыслители, ученые и первооткрыватели.

Память можно разделить на 3 вида, обеспечивающих весь процесс обработки и хранения информации, которые напрямую связаны с функциями, выполняемыми памятью:1) сенсорная память; 2) кратковременная память; 3) долговременная память;

Этапы процесса запоминания информации

Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения.

Одним из важных механизмов памяти является запоминание.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания:

    1. непреднамеренное

    2. преднамеренное

Кроме этого, важно выяснить, визуал вы, аудиал, или кинестетик. Кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видеозаписи, а визуалу — изучать фото - и картинные словари, использовать цветные фломастеры и рисовать наглядные схемы.

2. Практическая часть.

2.1. Способы и приемы запоминания английской лексики

Есть в английском языке лексика, которая запоминается очень легко, но некоторые слова и выражения трудны для запоминания, поэтому приходится придумывать разные способы запоминания. Хотелось бы найти разные варианты запоминания новой лексики.

Вначале я решила опросить своих одноклассников, чтобы узнать, как они заучивают лексические единицы. Для этого мы составили анкету и раздали моим одноклассникам.

Анкета

  1. Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему?

  2. Труден ли английский язык для изучения?

  3. Что вызывает особую трудность?

  4. Любишь ли ты заучивать лексику, английские слова?

  5. Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их.

  6. Вы пишите словарные диктанты на уроках по английскому языку? Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?

В нашей анкете приняли участие 60 человек (учащиеся МБОУ СОШ №87: 5 кл. – 20 чел., 6 кл. – 20 чел, 7 кл. – 20 чел.). Проанализировав результаты опроса (Приложение №2), мы выяснили, что 12 чел. (60%) - 5 кл., 11 чел. (55%) - 6 кл., 10 чел. (50%) – 7 кл. с удовольствием учат английский язык: только 7 обучающимся 5 кл. (35%), 6 обучающимся 6 кл. (30%), 5 обучающимся 7 кл. (25%) он дается легко. Основными причинами, почему им нравится английский язык дети называли:

  • Он пригодится в будущем;

  • Очень популярный;

  • Изучение английского языка является познавательным.

Особую трудность у учащихся вызывает запоминание новых слов (5 кл. – 7 чел. (35%), 6 кл. – 8 чел. (40%), 7 кл. – 9 чел. (45%) , грамматика (5 кл. и 6 кл. – 6 чел. (30%), 7 кл. – 5 чел. (25%) и словарные диктанты (4 чел. (20%) – 5 кл. и 7 кл., 5 чел. (25%) – 6 кл.).

По этой причине 10 учащихся 5 кл. (50%), 11 учащихся 6 кл. (55 %), 12 учащихся 7 кл. (60%) не любят учить английские слова.

У всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на две группы: первая – просто «зубрю», как стихотворение повторяю и повторяю, пока не запомню. Такой ответ дали 11 чел.(55%) – обучающиеся 5 кл., 12 чел. (60%) - обучающиеся 6 кл., , 13 чел. (65%) - обучающиеся 7 кл. Вторая – пишу слова на листке несколько раз и повторяю про себя. К такому способу запоминания слов прибегают 10 чел. (50%) – 5 кл., 8 чел. (40%) – 6 кл., 7 чел. (35%) – 7 кл. Примерно так же делаю я, но существуют ли специальные способы и приемы запоминания, разработанные учеными?

Далее мы проанализировали результаты словарных диктантов. Ученики за словарный диктант получают следующие оценки: «5» - 7 чел. (35%) (5 кл.), 5 чел. (25%) (6 кл.), 4 чел. (20%) (7 кл.); «4» - 6 чел. (30%) (5 кл.), 7 чел. (35%) (6 кл.), 5 чел. (25%) (7 кл.); «3» - 5 чел. (25%) (5-6 кл.), 7 чел. (35%) (7 кл.); «2» - 2 чел. (10%) (5 кл.), 3 чел. (15%) (6 кл.), 4 чел. (20%) (7 кл.).

Существуют следующие способы и приёмы запоминания английской лексики:

Тематические карточки

Чтение. Читать надо активно

Рассказы

Подсознание, разбивочно-сочетательный способ

Написание короткого текста

Попугай

Ассоциативный метод или метод ассоциаций

Песни

Метод карточек и иллюстрированных словарей

рифмовки, стихи и пословицы

Метод физического действия

Синонимы, антонимы

Пассивное восприятие слов

Учить слова в контексте

Аудиолингвистический метод

Метод ключевых слов

Картинки

Метод использования стикеров

Метод «карта памяти»

Метод толстой тетради

Рассмотрим несколько способов и приемов запоминания английской лексики

1. «Метод ассоциаций»

Ассоциация: Голодный хан гриб съел.

С помощью этой ассоциации легко запоминается слово hungry – голодный.

  1. «Использование рифмовок, стихов и пословиц». Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы.

- Ох, неспелый мандарин!

- Он совсем зеленый, значит, green!

- Очень черный негр Jack

- Черный по-английски - это black!

- Мама для стирки купила “Tide

Вещи будут белыми, значит, white!

3. «Стикеры». На стикеры вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате: «шкаф», «часы», «стол», «календарь» и т.д. и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Натыкаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать английские слова и, практически не предпринимая никаких специальных усилий и не выделяя специального времени на запоминание слов, вы достаточно быстро сможете существенно пополнить свой словарный запас.

4. «Попугай». Этот способ годится, если вы имеете возможность общаться с носителями английского языка. Все очень просто: когда ваш собеседник употребит незнакомое вам слово, и вы либо догадаетесь, что оно означает, либо переспросите его, постарайтесь в ближайшие несколько минут употребить это слово сами. Если лицо собеседника не превратилось в маску ужаса, значит, слово использовано правильно.

5. «Карта памяти». Более прогрессивный метод — карты памяти, которые помогают учить слова тематически. Берем большой лист бумаги (например, формата А3), пишем в центре тему, по которой будем собирать слова.

Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики — подтемы – транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой — еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены, если схему внимательно разглядывать и размышлять над связями и зависимостями, а также воспроизводить по памяти.

6. «Тематические карточки». Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании используется память воспроизведения, и слова попадают в активный реестр памяти. Например: Тематические карточки по теме: «Семья» и «Домашние питомцы».

7. «Аудиолингвистический метод». Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.

2.2. Анализ результатов социологического опроса обучающихся о способах и

приемах запоминания английской лексики

После ознакомления с основными способами и приёмами запоминания английских слов, мы предложили учащимся 5-7 классов МБОУ СОШ №87 выбрать самый подходящий для них вариант способа заучивания слов, который в дальнейшем они будут использовать при работе над словами.

Результаты проведённого опроса (60 человек): «Стикеры» – 50% (5 кл.), 40% (6 кл.), 45% (7 кл.); «Тематические карточки» - 20% (5 кл.), 30% (6 кл.), 25% (7 кл.); «Аудио лингвистический» - 10% (5 кл.), 5% (6 кл.), 15% (7 кл.); «Заучивание» – 5% (5 кл. и 7 кл.), 15% (6 кл), «Использование рифмовок, стихов и пословиц» – 10% (5 кл.); 5% (6-7 кл.); «Ассоциации» - 5% (5-7 кл.).

По мнению респондентов, следующие методы являются самыми эффективными: метод «Стикеров», «Тематические карточки», «Аудиолингвистический» и «Заучивание».

В основном, в 5-7 классах преобладают визуалы, вот почему для них такие методы как «Стикеры», «Тематические карточки» и «Заучивание» оказались более приемлемыми и эффективными.

После того, как учащиеся 5-7 классов выбрали свой метод разучивания английских слов, мы решили повторно провести опрос и посмотреть на результаты их успеваемости по английскому языку. В ходе нашего исследования мы увидели, что оценки за словарные диктанты и успеваемость по английскому языку в целом улучшились: с 90% до 95% в 5 кл., с 85% до 90% в 6 кл., с 80% до 90% в 7 кл., а значит, запоминание новых слов перестало вызывать у отдельных учеников сложность.

III. Заключение

В ходе проведенного нами тестирования было выявлено, что большинство обучающихся 5-7 классов испытывают трудности при изучении иностранного языка, потому что им сложно заучивать слова. В ходе анализа и изучения различной литературы мы пришли к выводу, что существует большое количество интересных и эффективных методов, при помощи которых мои друзья смогут быстро пополнить свой словарный запас. После прочтения нашей работы в 5-7 классах большая часть учащихся заинтересовалась несколькими методами. Это такие способы, как метод «Стикеров», «Тематические карточки», «Заучивание». Выбор способов и приемов зависит от типа личности: 1) визуал; 2) аудиал или 3) кинестет. В основном, в 5-7 классах преобладают визуалы.

В результате проделанной работы мы поняли, что методов и способов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае, помните, что какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. Кроме этого, самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!

Предлагаемый нами материал может быть использован всеми, желающими расширить свой словарный запас, теми, кто хочет углублённо изучать английский язык.

Наша гипотеза о том, что при использовании эффективных способов и приёмов запоминания английской лексики для изучения английского языка, произойдет расширение и пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся, который будет способствовать успешному овладению английским языком, подтвердилась.Таким образом, задачи исследования решены, и цель работы достигнута.

IV. Библиографический список

  1. Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника.- Изд-во АСТ прайм - Еврознак АСТ Москва, 2008г.

  2. Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002г.

  3. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. – Д.; Сталкер, 2003г.

  4. Розанова Н. «Как улучшить память?» Изд-во АСТ, Москва, 2005г.

Интернет – ресурсы:

    1. http://ru.wikipedia.org.ru

Приложения

Приложение 1

Анкета

  1. Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему?

  2. Труден ли английский язык для изучения?

  3. Что вызывает особую трудность?

  4. Любишь ли ты заучивать английские слова?

  5. Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их.

  6. Вы пишите словарные диктанты на уроках по английскому языку? Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?

Приложение 2

Результаты опроса обучающихся 5-7 классов МБОУ СОШ №87

Нравится ли тебе изучать английский язык?

Труден ли английский язык для изучения?

Что вызывает особую трудность?

Любишь ли ты заучивать английские слова?

Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие?

Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант? (Опрос №1)

Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант? (Опрос №2)

Сравнительный анализ результатов успеваемости по английскому языку в 5-7 классах

Самые популярные методы и приемы запоминания английской лексики

Просмотров работы: 29