ВВЕДЕНИЕ
Миф о Короле Артуре – один из самых популярных мифов за всю историю мира. Менялись века, культуры и религии, а он оставался, не теряя своей популярности. Король Артур появляется в древних сказаниях, на страницах средневековых романов, в исторических исследованиях. Потом становится героем многочисленных фильмов и компьютерных игр. Отдельные мотивы этого мифа знакомы, наверное, каждому. Священный Грааль и его бесконечный поиск – по-прежнему, остается загадкой, которую те или иные авторы постоянно пытаются разгадать. Круглый стол называют первым в истории примером демократии. Добрая половина сувенирных мечей носит название «Экскалибур».
На сегодняшний день нет документально подтвержденных исследований о личности этого легендарного героя. Все, что можно разыскать это отдельные странички в интернете или рефераты о содержании самой легенды. Но не доказательства. На протяжении всей работы мы строили предположения. Возможно, наши предположения это только домыслы. Но это домыслы, появившиеся на свет после большого количества прочитанной литературы. Эти домыслы – результат кропотливого сравнительного анализа, который мы пытались сделать, сопоставляя литературный образ и исторические факты.
Исходя из собранного по крупицам материала, мы предположили, что в памяти человечества существуют три короля — Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причем один образ плавно перетекает в другой. Поэтому отделить историческую правду от вымысла довольно трудно, учитывая древность сказаний, появившихся в VI веке н.э. Эти века не случайно овеяны фантастическими историями о великом Короле Артуре и его знаменитых рыцарях Круглого стола, совершивших массу невероятных подвигов.
В процессе нашего исследования, не является ли этот персонаж мифом, мы неоднократно находили подтверждение тому, что существовало два основных первоисточника, послужившие своеобразным началом появления легендарного образа. Первый – это косвенное упоминание о некоем воине в рукописях VI века, принадлежащих перу латинского хрониста Гильдаса.
Он повествует о некоем кельтском вожде, который одержал значимую на тот момент победу над саксами в битве на горе Бадон. Такой кельтский вождь, безусловно, существовал, потому что в V веке, когда римляне окончательно ушли из Британии, на их место хлынул поток саксов. Кельты сопротивлялись как могли, и один из вождей кельтского сопротивления того времени, возможно, и стал прообразом Артура.
Второй источник образа Короля Артура — это кельтские мифы. В первую очередь здесь надо вспомнить «Плавание Брана, сына Фебала» и «Мабиногион». Есть также и валлийская поэма «Гододдин», где упоминается военачальник Артур.
В обоих источниках можно усматривать целый ряд параллелей с артуровскими сюжетами. Надо отметить, что за этой фигурой тянется довольно длинный летописный шлейф. Можно упомянуть «Хронику» Уильяма Малмсберийского 1125 года, тексты Ненния, Беды Достопочтенного и так далее.
Однако, существенно позже, когда необходимо было выстроить культурную легитимность династии Плантагенетов, Гальфрид Монмутский в своей «Истории британских королей» выстроил уже целый легендарный эпос. В своей летописи Гальфрид Монмутский уже не довольствуется безымянным вождем, а, напротив, делает Артура королем. Именно его том стал основой для целой плеяды литературных произведений, посвященных Артуриаде.
Однако в течение столетий образ Короля Артура изменялся и трансформировался: из кельтского вождя в достопочтенного средневекового рыцаря, что неизменно подтверждалось и литературными произведениями и кинематографическими шедеврами. Именно такого Короля знаем мы и по сей день. Именно таким представляют его практически 98,2 % опрошенных нами респондентов.
Целью нашей работы стало – создание истинного образа Короля Артура. Мы исходили из предположения, что образ Короля Артура сложный и многогранный, и созданный искусственно театрально-кинематографический образ данного персонажа не соответствует действительности.
Мы поставили перед собой задачи:
1) провести опрос респондентов разных возрастов для выявления первичных представлений об образе Короля Артура;
2) составить портрет Короля Артура, исходя из представлений респондентов;
3) определить причины возникновения данного образа среди респондентов;
4) выяснить причины происхождения легенд об Артуре;
5) найти и разобрать мифологические корни образа Короля Артура;
6) установить, существовал ли Артур как реальная историческая фигура;
7) изучить образ Короля Артура в литературе;
8) изучить образ Короля Артура в современном кинематографе;
9) сопоставить и проанализировать собранные доказательства;
10) презентовать свою работу в виде портрета.
Объект исследования – исторические и культурные свидетельства, описывающие образ выбранного персонажа.
Предмет исследования – текстовый, аудио и видео материал; тексты произведений англоязычных писателей (в оригинале).
Методы исследования:
1) метод сплошной выборки материала;
2) метод анализа и синтеза, с помощью которых был собран и обобщен теоретический материал по исследуемой теме, а также подведены итоги исследования;
3) описательно-аналитический метод, позволивший обработать отобранный материал;
4) сравнительно-сопоставительный метод,
5) метод лингвостилистического анализа;
6) метод систематики и классификации.
Продолжительность работы над проектом: начало работы – сентябрь 2023 г., окончание – декабрь 2024 г.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Создание истинного образа легендарного Короля Артура – это путешествие вглубь веков. Мы искали ответы, чтобы увидеть короля воплоти, отвергнув мифы и домыслы о нем. Наша работа состояла из нескольких этапов поиска, обработки, оформления информации, включая аналитический отчет и создание портрета вышеуказанного персонажа.
1.Подготовительный этап: включал в себя постановку цели проектной работы, определение задач, выбор технических средств оснащения, составление списка необходимых для работы материалов, выделение направлений поиска и обработки информации.
2. Этап сбора, анализа и обработки материалов:
Данный этап включал в себя сбор, анализ и обработку информации для будущего анализа. Необходимо было:
1) провести опрос респондентов разных возрастов для выявления первичных представлений об образе Короля Артура (Приложение 1);
2) составить портрет Короля Артура, исходя из представлений респондентов (Приложение 1);
3) определить причины возникновения данного образа среди респондентов (Приложение 1);
4) выяснить причины происхождения легенд об Артуре (Приложение 2);
5) найти и разобрать мифологические корни образа Короля Артура (Приложение 2);
6) установить, существовал ли Артур как реальная историческая фигура (Приложение 2);
7) изучить образ Короля Артура в литературе (Приложение 2);
8) изучить образ Короля Артура в современном кинематографе (Приложение 2);
9) сопоставить и проанализировать собранные доказательства (Приложение 2);
10) презентовать свою работу в виде портрета.
3. Технический этап:
Учитывая все вышесказанное:
Нами был проведен опрос 271 респондента по разным возрастным группам, в результате которого составлен первоначальный образ легендарного героя. Т.е. то, как люди воспринимают и видят образ Короля Артура в своей голове.
Определены причины возникновения данного образа, среди которых выделены литературные источники, кинематограф и интернет. В том числе оригинал М. Твена – «Янки при дворе Короля Артура» и «История Бриттов» Гальфрида Монмутского.
Проанализирован текстовый, аудио и видео материал; тексты произведений англоязычных писателей (в оригинале), на основе которых появился и аккумулировался существующий ныне легендарный образ.
Были выявлены и рассмотрены 5 собирательных образов: Король Артур – герой легенд, Король Артур раннего Средневековья, Король Артур в рыцарском романе и кинематографе, а также Легендарный Артур – Король Бриттов. На основе проанализированного материала были созданы символические портреты каждого из образов.
Сопоставлены и проанализированы собранные доказательства.
Выполнен портрет истинного образа Легендарного Короля Артура.
Исходя из собранного по крупицам материала, мы пришли к заключению:
Действительно в Темные времена 5-6 века был некий король-воин, который объединил Бриттов, и возглавил (возможно) в попытках противостоять нашествию англо-саксов. Поскольку совершенно неизвестно, почему его имя не упоминается ни в одном историческом документе, смеем предположить, что данный образ был собирательным. Этот персонаж, скорее всего, сумел наладить некие связи с римской империей, так как объединить вокруг себя не только древних бриттов, но и оставшихся на острове после ухода римлян их потомков, было только под силу человеку не только хорошо владеющему оружием, но и имеющему способности руководить. Как вождь он скорее всего одевался по последней римской моде, а значит, что борода и усы его были коротко подстрижены и, возможно, он носил кожаные доспехи, хорошо державшие удар.
Но даже если он не одевался и не был подстрижен как римлянин, он все – равно не был похож на кельтов, валийцев или ирландцев, отличавшихся неопрятностью в те времена. Одно ясно, реально существовавший образ древнего короля-воина, не такой, каким он кажется большей половине человечества, в том числе и опрошенным респондентам. Пора раз и навсегда отказаться от образа Артура, как короля в сверкающих доспехах.
В результате:
Мы презентуем свою работу в виде специального сборника «Who are you, King Arthur?». Первая часть содержит результаты проведенного исследования среди респондентов. Вторая часть сборника включает материал, описывающий процесс становления и трансформации легендарного образа из Короля Бриттов в образ рыцаря средневековья в сияющих доспехах.
Мы подтвердили свое предположение, что образ Короля Артура сложный и многогранный и создан искусственно. Его театрально-кинематографический позиционирование не соответствует действительности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы теперь знаем, Король Артур существовал и до средневековых романов, правда, тогда он был еще языческим вождем.
Несмотря на то, что Артур – герой бриттского (кельтского) эпоса, и сражался с предками нынешних англичан, он прочно вошёл в английскую культуру. Джон Толкин даже считал, что бриттский Артур вытеснил англосаксонских героев и в результате лишил англосаксов собственного национального эпоса:
«Есть эпос греческий и кельтский, романский, германский, скандинавский и финский (последний произвел на меня сильнейшее впечатление); но ровным счетом ничего английского, кроме дешевых изданий народных сказок. Разумеется, был и есть обширный артуровский мир, но при всей его величественности, он ассоциируется с почвой Британии, но не Англии; и не заменяет того, чего, на мой взгляд, недостает».
Но так ли уж надо доискиваться было нам до «настоящего» Артура? Не значит ли это игнорировать саму суть литературного образа? Ведь Шерлок Холмс не становится хуже и его значение как культурного мифа не уменьшается от того, что он выдуман. Артур и рыцари Круглого стола замечательны именно как продукт мифотворчества.
Интереснее же всего то, что английским национальным мифом стали в данном случае легенды, носящие, прямо скажем, некий антианглийскийсмысл: Артур был кельтом, воевавшим против англосаксов. Это примерно как если бы в России национальным героем стал какой-нибудь полусказочный литовский князь.
Но тогда его образ был абсолютно другим. Он был призраком, тенью. Другие персонажи легенд имели свой характер, любили, страдали, Артур же оставался символом. Может в этом и есть разгадка. Может, чудесная легенда строится не вокруг Артура короля, а вокруг Артура-символа? Тогда объясняется все. А символ каждый трактует, как ему угодно. Нам, к примеру, кажется, что Артур – символ вечной надежды.
Когда он становится королем, в людях рождается надежда на спасение от гнета варваров и римлян, когда появляется круглый стол, у тысяч обиженных рыцарей, дам и драконов, появляется надежда на справедливость и спасение. Когда Логрия начинает процветать, у рыцарей появляется надежда найти Грааль – святую тайну мира.
Король Артур был и останется символом надежды. Ведь после того, как ладья увозит его на Авалон, он не умирает. В недрах таинственного острова, король Артур по сей день ждет, когда в мире наступят смутные времена, когда миру вновь понадобится его помощь.
И пока это так, мир не теряет надежды…
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ГальфридМонмутский «Историябриттов» “The Age of Arthur: A History of the British Isles from 350 to 650”— Barnes & Noble Books: New York. 1996 (originally 1973)
МаркТвен «ЯнкипридвореКороляАртура» “A Connecticut Yankee in King Arthur's Court”—Le Master, J. R. and James D. Wilson (editors), New York: Facts on File, 2007
Комаранец А. «Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола» — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. — С. 22—23. — 461 с.
Bromwich, R. and Simon Evans, D. Culhwch and Olwen «An Edition and Study of the Oldest Arthurian Tale» — Cardiff: University of Wales Press, 1992
The life of the king Arthur from ancient historians and authentic documents by Joseph Ritsonesq. — London. 1825. p 74
William of Malmesbury «Chronicle Kings of England from the earliest period to the reign of King Stephen» — London: Henry G. Bohn, York St., Covent Garden. — M.DCCC.XLVII, p. 315.
Попова М. К. «Легенда о короле Артуре в культуре елизаветинской Англии // Миф в культуре Возрождения» — М.: Наука, 2003, с.294—300.
Анджей Сапковский «Пируг, или Нет золота в Серых Горах» — Nowa Fantastyka,5/93
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. «Артур или Артус» — (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Эрлихман В. В. «Король Артур» — М.: «Молодая гвардия», 2009. — (серия «Жизнь замечательных людей»). — 346 с. с илл.
Ладыгина О. М. «Культура мифа: Книга для учащихся» — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2000. — 56 с.
Невский Б. «Король на Все Времена. Артур и рыцари Круглого стола: от легенды к фэнтези» — Журнал «Мир Фантастики», №4 стр46-49, 1989.
Шэрон Тёрнер «История англо-саксов с древнейших времён до нормандского завоевания» — Книга Третья. Глава III. Древние свидетельства бриттов о битвах с западными саксами и достоверные исторические события, связанные с Артуром (рус.)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Король_Артур
http://hdrezka.ag/films/action/4445-korol-artur.html
https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq151094174853516424&from
https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq151094174853516435
https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq151094174853516440
http://facecollection.ru/people/korol-artur
https://theavalon.jimdo.com/король-артур/
http://seanconneryfan.ru/str2/statia71.html
http://www.liveinternet.ru/users/esperanza_solta/post131565352
http://www.factruz.ru/history_mistery_2/king-arthur-and-knights-round-table.htm
http://altritter.ru/articles/istorija/135.html
http://godsbay.ru/celts/arthur.html
https://otvet.mail.ru/question/12396999
https://shkolazhizni.ru/culture/articles/42424/
http://www.peoples.ru/character/literature/king_arthur/
http://www.piplz.ru/page.php?id=1374
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4497/
http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq15109032623054837891
http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq15109032623054837896
https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq15109032623054837901
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ
ОБ ОБРАЗЕ КОРТЛЯ АРТУРА
Миф о короле Артуре – один из самых популярных мифов за всю историю мира. Менялись века, культуры и религии, а он оставался, не теряя своей популярности. Король Артур появляется в древних сказаниях, на страницах средневековых романов, в исторических исследованиях. Потом становится героем многочисленных фильмов и компьютерных игр. Отдельные мотивы этого мифа знакомы, наверное, каждому. Таинственный Грааль и его бесконечный поиск – по-прежнему, остается загадкой, которую те или иные авторы постоянно пытаются разгадать. Круглый стол называют первым в истории примером демократии. Добрая половина сувенирных мечей носит название «Экскалибур».
Учитывая тот фактор, что в течение столетий образ короля Артура постепенно изменялся, мы провели опрос 271 респондента разных возрастов для выявления их первичных представлений о легендарном герое. В опросе участвовали 4 возрастные группы:
1) представители начальных классов – 37 человек
2) представители среднего звена– 121 человек
3) представители старших классов– 53 человека
4) взрослые – 60 человек
Условия проведения
Для того, чтобы опрос был призван легитимным, выборка должна составлять не менее 1% от целевой аудитории. Наша целевая аудитория составляла категорию людей от 8 лет (когда дети осознанно начинают читать книги) до 65 (средний возраст жизни россиянина). По состоянию на 01.01.2023 года в городе Кострома зарегистрировано в данных возрастных пределах 260000 человек. Соответственно, для легитимности проведения опроса, мы должны были опросить не менее 260 человек.
1) Выборка нашего исследования составила 271 человек. Нам необходимо было использовать правильную пропорцию привлечения к опросу, вышеуказанных возрастных групп. Первичное представление о данном легендарном образе впервые формируется на уроках истории, литературы и иностранного языка в среднем звене. Поэтому основная масса опрошенных должны были составлять учащиеся 5-9 классов – 50%. 10 % отводилось учащимся начальной школы. Оставшиеся 40% в равной степени были поделены между старшей и взрослой возрастными категориями.
Итоговая таблица пропорций представлена на рисунке 1.
Возрастная группа |
Кол-во |
% |
Нач. школа |
37 |
13,7 |
Среднее звено |
121 |
44,6 |
Старшее звено |
53 |
19,6 |
Взрослые |
60 |
22,1 |
ИТОГО |
271 |
100,0 |
2) В соответствии с регламентом проведения маркетингового исследования для опроса выбираются респонденты разной территориальной принадлежности. Другими словами, мы не могли взять только гимназию и опрашивать людей только здесь. Для соблюдения вышеуказанных условий опрос проводился:
– МАОУ Гимназия№25(начальное, среднее, старшее звено);
– Кадетский корпус Костромской области(среднее и старшее звено);
– Музыкальная школа№1 города Костромы (начальное и среднее звено);
– КГУ(взрослые).
По итогам опроса мы установили:
1) 57,6% от общего числа респондентов знают о существовании такого персонажа, как король Артур. 42,4% респондентов о существовании короля Артура неизвестно.
Распределение процентного соотношения среди разных возрастных групп показано на рисунке 2.
Знаете ли вы короля Артура |
||||
Да |
% |
Нет |
% |
|
Нач. школа |
16 |
43,2 |
21 |
56,8 |
Среднее звено |
74 |
61,2 |
47 |
38,8 |
Старшее звено |
36 |
67,9 |
17 |
32,1 |
Взрослые |
30 |
50,0 |
30 |
50,0 |
ИТОГО |
156 |
57,6 |
115 |
42,4 |
Соответственно, бюллетени с отрицательным ответом влияют на количественный показатель ознакомленности респондентов. Однако не могут быть приняты к анализу по другим вопросам анкеты, так как ответы на них будут являться домыслами анкетируемых. А домыслы – не являются фактическими показателями.
Из таблицы также могут быть сделаны следующие выводы:
– Количество детей начальной школы (56,8%), незнакомых с исследуемым персонажем, обусловлено возрастными рамками. В начальной школе ребенок, как правило, получает информацию, не входящую в школьную программу, либо при активном участии взрослых в его развитии, либо, если сам ребенок обладает глубокой, внутренней мотивацией, обусловленной его умственным развитием. Соответственно, такое распределение процентов для начальной школы не является критичным.
– В среднем звене образ короля Артура вводится в рамках курса истории Средневековья, уроков литературы при изучении фольклора, уроков иностранного языка, как дополнительная литература для индивидуального и домашнего чтения. Хотя 61,2% школьников положительно ответили на данный вопрос, практически 40% не имеют ни малейшего представления о данном персонаже. Такой итог не является удовлетворительным и свидетельствует об ограниченном кругозоре, а также нежелании респондентов узнавать что-то новое помимо программы.
– Практически 1/3 респондентов старшего звена ответила отрицательно, однако, исходя из последующих вопросов, на которые были даны ответы, следует, что эта часть старшеклассников отвечала на вопрос некорректно. Установить причину таких ответов не представляется возможным. Однако мы предположили, что большая часть из ответивших «нет» респондентов восприняли вопросы не вполне серьезно, в свойственной им шутливой форме.
– Голоса старшей возрастной категории распределились поровну. Большая часть взрослых воспринимает короля Артура, как персонажа литературных произведений или героя фильмов. А соответственно, не проводят параллели между ним и неким возможно существовавшим прототипом.
Таким образом, несмотря на то, что больше половины респондентов положительно ответили на 1 вопрос, практически 43% опрошенных имя короля Артура не знакомо. Это большой отрицательный показатель, который свидетельствует о недостаточном кругозоре и ограниченности, нехватке информации. Значительная часть опрошенных людей проводит свое время не за чтением книг и саморазвитием собственной личности, а за тратой времени в социальных сетях и компьютерных играх. (Что является проблемой многих современных подростков и взрослых)
2) Исходя из вышесказанного, к дальнейшему анализу было допущено 156 анкет (это количество бюллетеней с положительным ответом на 1 вопрос). Большая часть этих анкет показала, что респонденты (74,4%) считают короля Артура реально существовавшим персонажем, и лишь 25,6% предполагают, что король Артур персонаж – вымышленный.
Он реальный персонаж? |
||||
Да |
% |
Нет |
% |
|
Нач. школа |
10 |
62,5 |
6 |
37,5 |
Среднее звено |
58 |
78,4 |
16 |
21,6 |
Старшее звено |
29 |
80,6 |
7 |
19,4 |
Взрослые |
19 |
63,3 |
11 |
36,7 |
ИТОГО |
116 |
74,4 |
40 |
25,6 |
3) Опрошенные респонденты указали 6 стран, в которых (с их точки зрения) проживал вышеуказанный персонаж:
– Великобритания;
– Африка;
– Австралия;
– Германия;
– Америка;
– Некий мифический город (страна).
В какой стране он жил |
||||||||||||
Великобритания |
Африка |
Австралия |
Германия |
Америка |
Мифический город, страна |
|||||||
Кол -во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Нач. школа |
8 |
50,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
2 |
12,5 |
6 |
37,5 |
Среднее звено |
63 |
85,1 |
1 |
1,4 |
1 |
1,4 |
1 |
1,4 |
1 |
1,4 |
7 |
9,5 |
Старшее звено |
28 |
77,8 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
8 |
22,2 |
Взрослые |
17 |
56,7 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
3 |
10,0 |
10 |
33,3 |
ИТОГО |
116 |
74,4 |
1 |
0,6 |
1 |
0,6 |
1 |
0,6 |
6 |
3,8 |
31 |
19,9 |
Большая часть респондентов (74,4%) считают, что король Артур является представителем Туманного Альбиона (Великобритания). 19,9% назвали местом проживания короля Артура Камелот или Авалон (1 – город, в котором он жил, 2 – место, где был похоронен).
4) Опрошенные респонденты указали 6 исторических эпох, в которых (с их точки зрения) проживал вышеуказанный персонаж:
– Древние века (до 5 века н.э.);
– Раннее средневековье (конец 5 – начало 11 века);
– Средние века (начало 11 – конец 17 века);
– 17-18 вв.;
– 19-20вв.;
– Не знаю, не указано.
В каком веке он жил |
||||||||||||
Древние века до 5 века н.э |
Раннее Средневековье (конец 5 - начало 11 века) |
Средние века (начало 11- конец 17) |
17в-18в |
19в-20в |
Не знаю, не указан |
|||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Нач. школа |
0 |
0,0 |
2 |
12,5 |
2 |
12,5 |
2 |
12,5 |
2 |
12,5 |
8 |
50,0 |
Среднее звено |
1 |
1,4 |
14 |
18,9 |
39 |
52,7 |
6 |
8,1 |
2 |
2,7 |
12 |
16,2 |
Старшее звено |
0 |
0,0 |
20 |
55,6 |
10 |
27,8 |
0 |
0,0 |
1 |
2,8 |
5 |
13,9 |
Взрослые |
0 |
0,0 |
9 |
30,0 |
8 |
26,7 |
4 |
13,3 |
3 |
10,0 |
6 |
20,0 |
ИТОГО |
1 |
0,6 |
45 |
28,8 |
59 |
37,8 |
12 |
7,7 |
8 |
5,1 |
31 |
19,9 |
37,8% опрошенных людей считают, что Король Артур представитель «романтического Средневековья», тем самым уже наделяя этого персонажа чертами характера, свойственными всем литературным персонажам рыцарского романа. И в дальнейшем такое восприятие проецируется и на всю фигуру легендарного персонажа.
5) В пятом вопросе респондентам было предложено дать описание королю Артуру. Исходя из полученных ответов, описание данного персонажа формально можно разделить на 3 тематических блока: его внешность, его характер и его социальное положение. В каждом из этих блоков респонденты выделили наиболее приоритетные для них характеристики.
|
|
В серебристых доспехах, в кольчуге |
42 |
Высокий |
30 |
Красивый |
13 |
Светловолосый |
12 |
Молодой |
7 |
С короной |
6 |
С длинными волосами |
5 |
Мускулистый, крепкого телосложения |
4 |
Темноволосый |
3 |
Карлик |
2 |
В красном пледе, мантии |
1 |
|
|
Сильный, смелый, храбрый, мужественный |
112 |
Мудрый, умный |
24 |
Добрый |
13 |
Благородный, честный |
11 |
Властный |
10 |
Справедливый |
9 |
Ответственный |
4 |
Целеустремленный |
3 |
Могущественный |
2 |
Хитрый |
2 |
Богатый |
1 |
Трусливый |
1 |
3. Социальное положение (кол-во) |
|
Король |
13 |
Рыцарь |
6 |
Вождь Бриттов |
5 |
Великий государь |
2 |
Варвар |
2 |
Мы провели ранжирование характеристик, указанных в анкетах, и определили черты характера и внешности, наиболее часто встречающиеся в ответах респондентов. Эти характеристики стали основой для выявления первичных представлений о личности легендарного короля Артура и последующего составления портрета персонажа.
Король Артур —«Современный рыцарь в серебряных доспехах»
Что мы видим и что мы думаем?
(Портрет Артура по мнению людей)
В нашем воображении Король Артур был великим королем, проживавшим в Средние века (11-17 вв) на территории Великобритании. Он был реально существовавшим персонажем: сильным и смелым, храбрым и мужественным. Он мудро правил королевством наравне со своими рыцарями. Отличался добродушным нравом и справедливостью.
Это был высокий, светловолосый мужчина, с красивой внешностью. Мы представляем себе короля Артура и его рыцарей в ослепительных серебряных латах, с ярко раскрашенными щитами, цветастыми стягами и сверкающими мечами.
Артур фигурирует как главный положительный герой. Наиболее популярные мотивы – начало правления Артура с извлечением меча из камня и его трагический финал с гибелью от руки собственного сына. Артура представляют как идеального справедливого короля и доблестного рыцаря.
Но действительно ли это так, кем в действительности являлся легендарный Король Артур, и что так повлияло на мнение людей сквозь времена и сквозь пространство?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Король Артур – происхождение имени
Есть несколько версий происхождения и обозначения этого имени. Самая радикальная версия предполагает, что имя «Артур» было заимствовано из праиндоевропейского языка, где «ара» обозначало – «землепашец».
Вторая версия основывается на кельтских легендах и предполагает, что кельтское слово «артос» – «медведь» могло служить основой имени. Надо отметить, что медведь признавали своим покровителем и славяне, и англосаксы. Само слово медведь представляет собой иносказание, кеннинг для существа, чье истинное имя находилось под запретом. Применительно к англичанам достаточно вспомнить название эпической поэмы «Беовульф», которое можно перевести как «волк пчел», то есть это все тот же медведь. Получается, что имя Артур, этимологически связанное с «медведем», логично встраивается в образ могущественного тотема, охраняющего Англию.
В переводе с ирландского языка, в легендах которого также встречается образ могущественного воина, «арт» – это «камень». Если углубиться в исследование этого имени, можно вытащить два корня: часть имени, которая созвучна кельтскому «очень», и вторая часть «черный». «Очень черный» – это обозначение для ворона, а ворон – птица необычная и даже сакральная.
В Лондоне Тауэр охраняют вороны. Есть поверье, что Британия существует, пока существуют эти вороны.
Все эти предположения лишь лишний раз доказывают, что само имя «Артур» – очень мифологично и связь его с образом не случайно. Можно проследить ее сквозь разные культурные слои Английского общества. И бритты, и ирландцы, и норманны после Вильгельма Завоевателя обращаются к образу Артура. Тем самым, этот персонаж встроен в культуру Англии как некий сакральный король и хранитель страны.
Король Артур – герой легенд
Сказания о короле Артуре появились очень давно. Древнеанглийский эпос с момента своего зарождения много веков назад отличался большим своеобразием, поскольку впитал не только германскую, валлийскую, но и кельтскую эпическую и фольклорную традицию.
Первое упоминание о нем относится к 600 году. В валлийской поэме этого периода рассказывается о сражении между бриттами и англосаксами. Сказания о короле Артуре стали популярными благодаря священнику и писателю XII века Джеффри Монмуту, или Гальфриду Монмутскому. Он первым объединил отрывочные сведения о знаменитом правителе бриттов в связное повествование.
Самые ранние упоминания ассоциируют легендарного героя с историческим вождем кельтов, возглавившим борьбу против вторжения англо-саксов в Британию. К истинно «валлийским» относятся и романы IX – XI веков, вошедшие в свод волшебных легенд Уэльса «Мабиногион». Артур в ранних сказаниях (например, поэме валлийского барда IV века Анейрина "Гододдин") предстает перед нами сильным и могущественным племенным вождем, которому при всей его первобытной жестокости не чужды благородство и честность.
Исследователи средневековой литературы указывают, что Артур чем-то сопоставим с легендарным королем Улада Конхобаром, героем многих ирландских саг, и с валлийским божеством Браном.
Полулегендарный персонаж стал героем многих древних преданий. Было бы ошибочным утверждать, что валлийский или кельтские сказания являются прямым источником легенд о Круглом Столе короля Артура, но они лежат в их основе.
Долгое время легенды об Артуре существовали лишь в устном народном творчестве. Обрывочные письмена, сохранившиеся до наших дней, являются реликвией Лондонской библиотеки и доступны для изучения ограниченному кругу лиц. Но откуда тогда взялся всем нам привычный образ доблестного и справедливого короля Артура?
Король Артур раннего Средневековья.
Легенд о короле Артуре много, но все они сводятся к приблизительно одному сюжету.
«Утер Пендрагон был королем Британии. Приняв обличие другого человека, король Утер обманом заполучил женщину, которую любил – Игрэйну, жену герцога Горлоиса из замка, чтобы провести с ней ночь, Утер попросил волшебника Мерлина придать ему обличие герцога, ее мужа. Мерлин согласился с условием, что родившийся ребенок будет отдан ему на воспитание. Утер согласился, а через несколько лет его отравили, и в стране началась анархия.
Как только Артур появился на свет, Мерлин забрал его из родительского замка, и отдал на воспитание в другую семью, где злые силы не смогли бы коснуться мальчика, отмеченного судьбой. Чтобы со временем народ смог узнать своего короля, Мерлин вонзил меч в камень и заколдовал его так, что извлечь меч мог только король.
И однажды, приехав с отчимом на рыцарский турнир, шестнадцатилетний Артур извлек меч и стал королем. Мерлин привел Артура на берег озера, где Артур получил свой волшебный меч Экскалибур, не знающий поражения. Мерлин принес в Камелот Круглый стол, за которым велел собрать самых лучших рыцарей. (По другой версии, Круглый стол был частью приданого жены Артура, королевы Гвиневеры.) Мерлин помог рыцарям победить сначала варваров, а потом и римлян и сделать страну Артура Логрию самым прекрасным и безупречным государством в мире, в мире прошлом и будущем. Каждый год на праздник Пятидесятницы, рыцари Круглого стола собирались вместе, и обед не начинался, покуда в Камелот не приходил кто-то, нуждающийся в помощи.
Великие подвиги совершали рыцари, разгадывали таинственные загадки древнего мира. Но однажды, в самый славный и чудесный день, в Камелот явился Грааль. Рыцари пировали и обсуждали минувшие и грядущие подвиги, как вдруг в зал, будто скользя в луче света, влетела волшебная чаша, и мир тут же воцарился в сердцах всех присутствующих. Потом чаша исчезла так же таинственно, как и появилась. И пораженные чудесами Грааля, рыцари отправились на его поиски. Многие не вернулись. Кончилось золотое время Логрии.
Лучший из рыцарей – сэр Ланселот и жена Артура, королева Гвинивера, ослепленные любовью, бежали, предав своего короля. Незаконный сын Артура Мордред восстал против отца. Началась война. Почти все рыцари с той и другой стороны не вернулись с битвы. Смертельно раненый Артур был увезен на Авалон, где спит по сей день и ждет часа, когда миру вновь будет нужна его помощь».
Сказания о короле Артуре стали популярными благодаря священнику и писателю XII века Джеффри Монмуту, или Гальфриду Монмутскому. Он первым объединил отрывочные сведения о знаменитом правителе бриттов в связное повествование.
Многие исследователи считают, что древние легенды устного фольклора послужили отправной точкой для Гальфрида Монмутского. В своей книге «История бриттов» он изобразил Артура впервые во весь рост как завоевывающего мир монарха, окруженного изысканным двором и храбрейшими рыцарями.
Гальфрид жил на границе Уэльса, его непосредственными покровителями были марчерские бароны, которые устанавливали в этой области новые формы феодальной власти. Его «История» была посвящена самому могущественному из них – графу Роберту Глостерскому, а для политической перестраховки и его врагу Стефану Блуа. Нет сомнений в том, что Гальфрид имел хорошую возможность ознакомиться с преданиями Уэльса. Возможно также, что он знал некоторые легенды, позже полностью забытые, ходившие в Корнуолле и Бретани.
Надо полагать, что такие предания действительно существовали, и Гальфрид немало почерпнул из них для своей книги. «История» Гальфрида немедленно завоевала прочную популярность, и все, кто в дальнейшем обращался к данной теме, очень много черпали именно из этой книги.
Но не стоит забывать, что изложение Гальфрида – это всего лишь точка зрения человека со средневековым менталитетом, человека общества, в котором существовали свои собственные ценности и приоритеты, отличные от приоритетов современного мира. А учитывая его происхождение и круг общения, невозможно не отметить, что это оказало влияние и на тот образ короля Артура, что был описан в «Истории бриттов».
В «Истории бриттов» Артур – мудрый и справедливый правитель. Он в изображении Гальфрида становится вровень с такими идеальными правителями (по представлениям средневековья), как Александр Македонский или Карл Великий. В «Истории бриттов» перед читателем проходит вся жизнь героя. Наибольшее внимание уделяется его многочисленным победоносным походам, тому, как он старательно и мудро «собирает земли» и создает обширнейшую и могущественнейшую империю. И гибнет эта империя не из-за удачливости или отваги ее врагов, а из-за человеческой доверчивости, с одной стороны, и вероломства – с другой».
Наряду с военными достижениями Артура, Гальфрид сообщает об основных чертах его характера, тем самым закладывая основу мифа о «справедливейшем из королей»: «Отроку Артуру было пятнадцать лет, и он отличался неслыханной доблестью и такою же щедростью. Его врожденная благожелательность настолько привлекала к нему, что не было почти никого, кто бы его не любил. Итак, увенчанный королевской короной и соблюдая давний обычай, он принялся осыпать народ своими щедротами» Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М. – с. 96-97.
Именно Гальфрид Монмутский вводит в повествование о короле Артуре романтический мотив о губительности женских чар – «причиной гибели могущественной Артуровой державы является в конечном счете неверность Гвиневеры, вступившей в любовную связь с Мордредом, племянником короля».
Первым человеком, синхронизировавшим романы артуровского цикла, стал Томас Мэлори. В 60-х годах XV в. он собрал и проанализировал все письменные работы, посвященные легендарному королю. В своей книге «Смерть Артура» (Morted' Arthur, 1469) он систематизировал все имеющиеся к этому моменту сведения. Книга была напечатана издателем Кэкстоном в 1485 г. и сразу же стала популярной. Книга Мэлори – самое значительное произведение английской художественной прозы XV в. Мэлори великолепно передал дух, излагая историю жизни и подвигов короля Артура и его рыцарей.
И во многом это произведение оказало влияние на становление такого направления, как рыцарский роман о короле Артуре.
Король Артур в рыцарском романе.
Сочинение Гальфрида Монмутского легло в основу стихотворного романа нормандского поэта Васа (сер. 12 в.), жившего при блистательном дворе короля Генриха II Плантагенета и его жены Алиеноры Аквитанской. Артур предстает здесь как убеленный сединами мудрый правитель, окруженный верными вассалами, королевство его все более приобретает вневременной характер, впервые появляется описание круглого стола короля Артура, ставшего символом единения рыцарства.
В романах англо-нормандских поэтов героика эпоса уступила место занимательным повествованиям о странствиях, подвигах, турнирах и куртуазных приключениях. С артуровским циклом была соединена легенда о короле Марке и любви Тристана и Изольды, одной из первых ее литературных обработок стала поэтическая новелла поэтессы Марии Французской, жившей в Англии в царствование Генриха II. Сохранившийся во фрагментах французский роман о Тристане Беруля (ок. 1180) вводит в число его действующих лиц короля Артура и Гавейна.
К концу 12 в. круг основных героев Артурова цикла был уже очерчен: король Артур – щедр и справедлив, королева Гвиневера – прекрасна и добра, Ланселот – молод и безраздельно предан королеве, сенешаль Кей – несдержан и завистлив, Гавейн – дружествен, открыт, полон энергии и сил.
Новый тип авантюрного рыцарского романа был создан знаменитым французским поэтом Кретьеном де Труа, жизнь которого прошла при дворе Генриха Щедрого, графа Шампанского и его жены Марии, дочери Алиеноры Аквитанской. Кретьен де Труа создал пять романов, которые объединяет сопричастность героев миру короля Артура: «Эрек и Энида» (ок. 1170), «Клижес» (ок. 1176), «Ивейн, или Рыцарь со львом», «Ланселот, или Рыцарь телеги» (1176-81), «Персеваль, или Повесть о Граале» (1181-91). Сюжеты рыцарских романов нашли отражение во французской готической миниатюре 13-14 вв.
Рыцарский роман – единственный поэтический вид, развившийся преимущественно на европейской почве. Как самостоятельный обособившийся жанр, роман пробивается в литературу только к концу средних веков.
Рыцарский роман сохраняет характерные черты эпоса, за исключением веры в истинность рассказываемых событий. Все происходящее в рыцарских романах предстает как нечто давнее, принадлежащее идеальному прошлому. Времена короля Артура – лишь завеса условного прошлого, сквозь которую смутно просвечивает историческая хронология.
Поднимая различные проблемы или дискутируя о приоритете тех или иных ценностей, они создают единый идеальный мир, вторую реальность, к которой относятся нормы поведения, качества, приписываемые рыцарям, особенности их окружения.
Основными характеристиками настоящего рыцаря являлись:
Рыцарь должен был происходить из хорошего рода. Правда, иногда в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги, но практически все рыцари Круглого Стола щеголяют родовитостью, среди них немало королевских сыновей, почти каждый имеет роскошное генеалогическое древо.
Рыцарь должен отличаться красотой и привлекательностью. В большинстве артуровских циклов дается подробнейшее описание героев, а также их одеяний, подчеркивающих внешние достоинства рыцарей.
Рыцарю требовалась сила, иначе он не смог бы носить доспехи, которые весили шестьдесят-семьдесят килограммов. Эту силу он проявлял, как правило, еще в юности. Сам Артур извлек меч, застрявший между двумя камнями, будучи совсем юным (впрочем, тут не обошлось без магии).
Рыцарь должен обладать профессиональным мастерством: управлять конем, владеть оружием и пр.
Рыцарь должен неустанно заботиться о своей славе. Слава требовала постоянного подтверждения, преодоления все новых и новых испытаний. Гордость совершенно оправданна. Соперничество приемлемо, но все рыцари считаются равными. В легендах о короле Артуре это символизирует Круглый Стол, за которым они сидят.
От рыцаря требуется мужество, а самое тяжелое обвинение – обвинение в недостатке мужества. Боязнь быть заподозренным в трусости вела к нарушению элементарных правил стратегии. Порой это заканчивалось гибелью рыцаря и его дружины. Мужество также необходимо для исполнения долга верности и лояльности.
Рыцаря должна отличать щедрость. Она считалась непременным свойством благороднорожденного. Рыцарь одаривал своей благодарностью зависимых от него людей и тех, кто прославлял при дворах подвиги рыцарей в надежде на хорошее угощение и приличные случаю подарки. Недаром во всех легендах о рыцарях Круглого Стола не последнее место уделяется описаниям пиров и подарков в честь свадьбы, коронации (порой совпадающих) или еще какого-нибудь события.
Рыцарь должен хранить безусловную верность своим обязательствам по отношению к равным себе. Хорошо известен обычай принесения странных рыцарских обетов, которые следовало исполнить вопреки всем правилам здравого смысла. Так, тяжелораненый Эрек отказывается прожить хотя бы несколько дней в лагере короля Артура, чтобы дать зажить ранам, и отправляется в путь, рискуя умереть в лесу от ран.
Рыцарь должен всегда исполнять долг мести за любую обиду, реальную или мнимую, нанесенную самому рыцарю или его близким. Супружество не отличалось особой прочностью: рыцарь пребывал постоянно вне дома в поисках славы, а оставшаяся в одиночестве жена обычно умела «вознаградить» себя за его отсутствие. Сыновья воспитывались при чужих дворах (сам Артур воспитывался при дворе сэра Эктора). Но род проявлял сплоченность, если речь заходила о мести, ответственность тоже нес весь род. Не случайно в артуровском цикле такую важную роль играет конфликт между двумя большими соперничающими группами – приверженцами и родственниками Гавейна, с одной стороны, приверженцами и родственниками Ланселота – с другой.
Рыцарь имел ряд обязательств по отношению к своему сюзерену. Рыцарям вменялась в долг особая благодарность тому, кто посвятил их в рыцарский сан, а также забота о сиротах и вдовах. Хотя рыцарь должен был оказывать поддержку любому нуждающемуся в помощи, в легендах не идет речь ни об одном слабом мужчине, обиженном судьбою.
Славу рыцарю приносила не столько победа, сколько его поведению в бою. Сражение могло без ущерба для его чести кончиться поражением и гибелью. Гибель в бою была даже хорошим завершением биографии – рыцарю нелегко было примириться с ролью немощного старика. Рыцарь обязан был по возможности предоставлять противнику равные шансы. Если противник упал с коня (а в доспехах он не мог взобраться в седло без посторонней помощи), выбивший его тоже спешивался, чтобы уравнять шансы. «Я никогда не убью рыцаря, который упал с коня! – восклицает Ланселот. – Храни меня Бог от такого позора».
Рыцарь, как правило, имел возлюбленную. При этом обожание и заботу он мог проявлять лишь к даме своего сословия, порой занимавшей более высокое положение по отношению к нему. Вопреки распространенному мнению, воздыхания издалека составляли скорее исключение, чем правило. Как правило, любовь была не платонической, а плотской, и испытывал ее рыцарь к чьей-либо, не своей, жене (классический пример – Ланселот и Гвиневера, жена Артура).
Любовь должна была быть взаимно верной, возлюбленными преодолевались различные трудности. Самому тяжелому испытанию, какому только могла подвергнуть возлюбленного дама его сердца, подвергает Ланселота Гвиневера, которую он спасает ценой бесчестья. Возлюбленный ищет похищенную злыми силами Гвиневеру и видит карлика, едущего на телеге. Карлик обещает Ланселоту открыть, где спрятана Гвиневера при условии, что рыцарь сядет в телегу, – поступок, который может обесчестить рыцаря и сделать его предметом насмешек (рыцарей возили в телеге только на казнь!). Ланселот в конце концов решается на это, но Гвиневера обижается на него: прежде чем сесть в телегу, он еще сделал три шага.
Герой рыцарского романа в доблести не уступает герою эпическому, но воюет он теперь не столько за короля, сколько ради славы, которая ему необходима, чтобы завоевать сердце Прекрасной Дамы, во имя которой он совершает множество подвигов.
Не удивительно, что тоскующий по возвышенным идеалам человек воплотил свои представления о рыцарском достоинстве в романе, воскресившем благородные образы короля Артура и рыцарей Круглого Стола. Сочетание силы и великодушия, присущих настоящему рыцарю.
Образ короля Артура, как рыцаря, который мы видим сегодня с экранов телевизора, создавался не только путем перечисления всевозможных достоинств, но и благодаря детальному описанию материального облачения персонажей: боевых коней, оружия и одежды. И неудивительно – функция рыцаря состояла в том, чтобы воевать: защищать свои владения, иногда увеличивать их, захватывая соседние, или просто поддерживать свой престиж, принимая участие в турнирах.
Боевой конь – это фактически одна из самых важных частей экипировки рыцаря в сражении. Коней обучали специальным образом, и они часто помогали своим хозяевам, вовремя поднимаясь на дыбы или отходя в сторону. Каждый боевой конь имел свое имя, его холили и лелеяли. Во многих легендах рассказывается о конях, которые говорили по-человечески и нередко подавали очень дельные советы своим хозяевам. Немалое внимание уделялось и описанию доспехов и оружия рыцарей, надежность и удобство которых были важны для успеха в походе и победы на турнире. Оружие рыцаря, как правило, составляли меч и копье, иногда еще пика. Нередко меч являлся родовой реликвией Он имел собственную историю, имя, часто символическое (некоторые исследователи дают такое толкование названия меча Артура: Экскалибур – «Разрубаю сталь, железо и все»); при посвящении в рыцари меч был обязательным атрибутом.
Очень подробно описывается в рыцарских романах одежда рыцарей с точки зрения ее функционального значения; нарядность одежды имеет первоочередное значение, только если она парадная (в этом случае подробно описываются ткани, золотые кисти, меха, украшения), при этом учитывается и цвет, так как помимо геральдического значения с его помощью можно подчеркнуть красоту героя.
Практически в каждом произведении артуровского цикла фигурирует какой-нибудь замок – заколдованный, неприступный или тот, который со своей рукой и сердцем обещает рыцарю по выполнении им поставленной задачи прелестная леди.
Однако, многие исследователи средневекового рыцарского романа замечали странную особенность. В действительности существующие произведения практически ничего не повествуют о самом легендарном короле. Много внимания в сюжетах уделяется рыцарям круглого стола, Мерлину, Логрии и таинственному Граалю, но Артур остался лишь призраком, тенью, второстепенным персонажем, лишенным своей воли, более того, порою, он предстает слабым, трусливым и даже ничтожным.
Взойдя на престол, Артур показывает себя чрезмерно гордым, не боящимся рисковать чужими жизнями своенравным мальчишкой. И все его победы принадлежат скорее Мерлину и рыцарям круглого стола. И что самое удивительное, отправляясь на подвиги вместе со своими рыцарями, король Артур зачастую позволяет рыцарям жертвовать собой, а сам остается в тени.
С уходом средневековья артуровскому циклу не было суждено развиваться дальше. В XVII-XVIII веках мифотворчество на рыцарские темы практически не существовало, исключением являлись произведения В. Скотта. Так как феодальные идеалы не только не были актуальны, но могли тормозить и мешать развитию общества, что и объясняет отказ от них на данном этапе.
Вновь интерес к средневековью и связанным с ним идеалам появляется только в XIX-XX веках у А. Теннисона, Р. Вагнера, Э. Спенсера, Дж. Мильтона, У. Морриса, О.Ч. Суинберна, Д. Джойса (в «Поминках по Финнегану») и даже М. Твена. Но основными идеями этих произведений были не мотивы кельтского фольклора, а идеи средневекового рыцарского романа. Авторы видели в легендах о короле Артуре морально-этический идеал; под впечатлением средневекового образа они создали свой художественный стиль, черпая в нем импульс для творчества.
Именно этот созданный образ короля Артура подхватил кинематограф, и именно этот образ живет в умах и сердцах людей.
В XX веке при всем всплеске интереса к королю Артуру и рыцарям Круглого Стола мы имеем дело с очень любопытным феноменом. Массовая культура причудливо трансформировала этот образ. На первый план выходил не сам король, а его рыцари, чьи приключения предоставляли гораздо более интересный материал.
В результате, например, сюжет о Ланселоте и жене Артура Гвиневере оттеснил самого короля на задний план, потому что на фоне подразумеваемой супружеской неверности Артур представлялся обманутым мужем. Однако в этом случае он не мог быть героем, и получается, что многие писатели и за ними кинематографисты ориентировались на рыцарей Круглого стола и обходили самого Артура.
Этот эпический персонаж до сих пор будоражит умы и сердца любителей истории и искусства. Король Артур – герой не только исторического эпоса, но и современного кинематографа. До сих пор многие режиссеры снимают фильмы о нем, беря за основу легенду об Артуре, но исполняя ее по-своему:
1953 год, американский фильм «Рыцари круглого стола / Knights of the Round Table». В фильме создана атмосфера Средневековой Англии и двора короля Артура.
1981 год, фильм «Экскалибур». Эта киноработа снята по роману Томаса Мэлори. Фильм потрясает своей эпичностью и правдоподобностью. Премия «Оскар» и премия Каннского кинофестиваля.
1995 год дарит зрителю фильм «Первый рыцарь». Это вольная интерпретация легенды о знаменитом короле, и большое внимание здесь уделяется Ланселоту. Но обстановка, костюмы, замки, игра актеров и Ричард Гир в главной роли делают свое дело.
1998 год. Выпущен мультфильм для детей «Волшебный меч: В поисках Камелота/ Quest for Camelot». Этот мультфильм можно смотреть всей семьей.
Знаменитый приключенческий фильм «Король Артур» 2004 года с Клайвом Оуэном и Кирой Найтли держит в приятном напряжении в течение двухчасового просмотра. Прекрасные костюмы, атмосфера эпохи и новое исполнение легенды.
Из самых последних работ о легендарном короле следует упомянуть 2014 год, и фильм «Рыцари Круглого стола: Король Артур» Гая Ричи. Фильм повествует о юности Артура и его становлении как короля.
А так же 2017 год фильм «Меч короля Артура» – мифическое фэнтэзи в вольном комическом изложении.
Легендарный Артур – король бриттов
Легенда о короле Артуре впервые пересказанная в 12 веке в летописи под названием Короли британские уэльским монахом Гальфридом Монмутским, основана на народных сказаниях, которая передавалась из уст в уста более 700 лет. Легенда уходит корнями в 5 век, в темные века, когда возможно и жил Артур. За прошедшие годы в этой истории все перепуталось.
Сказания о короле Артуре – это целый литературно-исторический эпос. Историки до сих пор сомневаются в существовании такого человека в истории Британии. Однако, это не мешало народу Англии верить в него и складывать о нем легенды. Даже если его и не было в реальности, тем не менее, каждому народу нужны свои герои. Несомненно одно – у этого героя был исторический прототип.
История Англии, Английского королевства, берет свое начало из глубины веков. Это очень интересный предмет для обсуждения, полный тайн и легенд. Если Гальфрид Мондмунский писал о реально жившем в 5 веке короле, то наша история о средневековом Артуре ошибочна. Нужно начинать сначала. Нужно забыть о средневековых каменных крепостях и проникнуть в загадочные темные века.
Британский народ – это потомки племен бриттов и англо-саксов, населявших Туманный Альбион в древние времена. Точный год основания Англии не известен, зато известен V век нашей эры – начало высадки англов и саксов на британские берега. Из этого можно сделать два вывода:
Во-первых, в 5 веке Англии еще не было, так что Артура нельзя считать английским королем. Тогда была Британия и жили в ней одни бритты. Народ кельтской группы, который в последствии разделился на ирландцев, валийцев и шотландцев.
К началу III века римляне завоевали Британские острова и владели ими до начала V столетия. В 5 пятом веке Британия была объята смутой. Римская империя доживала последние дни, самому Риму угрожали орды готтов, и ее легионы покинули дальние рубежы после 300-летнего господства.
Не прошло и полувека, как на Британию обрушились германские племена, пришедшие с Северной Европы: англы, саксы и юты. Тогда племена бриттов и остатки потомков римлян объединились и начали борьбу с завоевателями. Остров под названием Британия стал местом битвы. Кельтское племя бриттов боролось с германским племенем англосаксов. Мало по малу англосаксы проложили себе путь через Британию, подмяв под себя местных жителей и вытеснив их на юг. Хотя они и нанесли им ряд поражений, к 1600 году завоевание основной части острова было завершено.
Во-вторых, учитывая тот факт, что первое упоминание о Короле Артуре относится к 600 году, а это приблизительно V–VI век, то именно легендарный вождь племени бриттов, возможно и стал прототипом эпического короля Артура (Arthur).
Здесь перемешивается правда и вымысел:
Многие эксперты считают, что легенда об Артуре ясно указывает на то, что все эти военные победы дела рук одного великого короля по имени Артур. Однако, в те времена было много великих воинов, о которых мы ничего не знаем, почему же только об Артуре ходят легенды, почему помнят только одного героя.
ВОЗМОЖНО: Это связано с тем, что его имя упоминается в контексте со многими битвами, а другие вожди не имели такого успеха. Но это в первую очередь свидетельствует о том, что Артур – это военный вождь, а не король. Так как в те времена такого титула среди племен не практиковалось.
Артур из темных веков должен был быть менее благородным и менее красивым, чем средневековый Артур. Разумеется, у него не было никаких сверкающих доспехов, потому что в 5 веке доспехи вообще не сверкали. Наверняка это был король весьма неопрятный.
ВОЗМОЖНО: Он был бриттским военачальником, поднявшим людей против внешней угрозы. И возможно, он действовал не слишком изящными методами.
Классический образ Камелота – это романтический город за крепостными стенами, самая суть легенды об Артуре. Покрытый кровью победоносный Артур правил своими подданными вместе с возлюбленной королевой Гвиневрой и бесстрашными рыцарями.
ОДНАКО: Этот образ слишком далек от земляных укреплений тёмных веков и от каменных крепостей, которыми славились средние века. Камелот 5 века должен был стоять на холме. Поиски этой крепости идут по настоящий день. И это – головная боль ученых, интересующихся Артуром, поскольку в темные века, короли постоянно передвигались из одного места в другое. Великолепие Камелота тоже является вымыслом, поскольку в 5 веке вожди вели очень простой и аскетический образ жизни.
Гальфрид Монмутский не упоминает о Камелоте, но он рассказывает о дворе Артура и рыцарях Круглого Стола. В те времена история рыцарей была куда важнее, чем история о самом Артуре. Круглый Стол – один из самых важных в легенде образов. При его упоминании в головах людей сразу всплывает эпоха рыцарей – эпоха благородства. Казалось бы, сложно притянуть средневековый образ к жизни военачальника Темных веков, но археологические раскопки на холме Кетбори, показали, что такую возможность нельзя отбрасывать. Ученых заинтересовала необычная насыпь в центре замка. Увидев сотни фрагментов керамики 5 века, археологи выяснили, для чего принадлежало данное место. Черепки и осколки керамики поведали им, что они нашли пиршественный зал Темных веков. Длина зала была 18 метров, ширина 9 метров. То есть он был большим, и здесь могли собираться вожди для пиршества. Крупный Стол, таким образом, – это просто метафора, описывающая собрание мужей, которые хотят предать себя отваге, чтобы пойти на новую битву за своего предводителя. В этом есть доля правды, идея равенства и братства ключевая для собрания воинов. ВОЗМОЖНО: В свое время этот образ Круглого Стола, воспетый древними поэтами, был слишком буквально понят. Археологи так и не нашли никаких доказательств того, что вожди в средние века сидели за Круглым Столом. Однако, они сидели по кругу в центре пиршественного зала.
Соответственно, образ Короля Артура требует существенного преобразования.
На сегодняшний день нет документально подтвержденных исследований о личности этого легендарного героя. Все, что можно разыскать это отдельные странички в интернете или рефераты о содержании самой легенды. Но не доказательства. На протяжении всей работы мы строили предположения. Возможно, наши предположения это только домыслы. Но это домыслы, появившиеся на свет после большого количества прочитанной литературы. Эти домыслы – результат кропотливого сравнительного анализа, который мы пытались сделать, сопоставляя литературный образ и исторические факты.
Исходя из собранного по крупицам материала, мы пришли к заключению:
Действительно в Темные времена 5-6 века был некий король-воин, который объединил Бриттов, и возглавил (возможно) в попытках противостоять нашествию англо-саксов. Поскольку совершенно неизвестно, почему его имя не упоминается ни в одном историческом документе, смеем предположить, что данный образ был собирательным. Этот персонаж скорее всего сумел наладить некие связи с римской империей, так как объединить вокруг себя не только древних бриттов, но и оставшихся на острове после ухода римлян их потомков, было только под силу человеку не только хорошо владеющему оружием, но и имеющему способности руководить. Как вождь он, скорее всего, одевался по последней римской моде, а значит, что борода и усы его были коротко подстрижены и, возможно, он носил кожаные доспехи, хорошо державшие удар.
Но даже если он не одевался и не был подстрижен как римлянин, он все-равно не был похож на кельтов, валийцев или ирландцев, отличавшихся неопрятностью в те времена. Одно ясно, реально существовавший образ древнего короля-воина, не такой, каким он кажется большей половине человечества, в том числе и опрошенным респондентам. Пора раз и навсегда отказаться от образа Артура, как короля в сверкающих доспехах.